Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
процесс развития одаренности современных школьников / психолого-педагогическое особенности развития обучающихся с проявлением разных типов одаренности / социокультурные условия как фактор педагогической поддержки одаренных обучающихся / process of development of modern schoolchildren’s giftedness / psychological and pedagogical features of students’ development with manifestations of different types of giftedness / socio-cultural conditions as a factor of pedagogical support for gifted students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анна Владиславовна Иваненко, Ирина Анатольевна Мушкина, Оксана Павловна Садилова

Представлена психолого-педагогическая характеристика феномена детской одаренности в современных социокультурных условиях несовпадения личностной позиции по направленности развития индивидуальных особенностей (таланта) и социокультурной среды как негативного фактора, демонстрирующего конъюнктуру рынка, а, поэтому препятствующего самореализации обучающихся в процессе социализации и самоопределения в будущей профессиональной сфере; раскрываются особенности развития одаренности как элемента структуры личности обучающихся; описаны базовые содержательные компоненты понятия «социально-культурное пространство» в аспекте рисков социализации одаренных обучающихся; определены виды одаренности обучающихся (интеллектуальная, спортивная, техническая, художественно-творческая, лидерская, социально-коммуникативная, нравственная); акцентируется внимание на дифференциации видов одаренности в рамках ранней профориентации; анализируются угрозы и возможности социализации одаренных детей; даются практические рекомендации по организации образовательного процесса обучающихся с проявлением разных видов одаренности, с учетом трехстороннего взаимодействия субъектов образовательных отношений (семья, педагоги, обучающиеся) в аспекте психологопедагогической поддержки одаренных обучающихся; на основе проведенного исследования определены стратегии разработки индивидуальных образовательных маршрутов одаренных обучающихся, включающие три основных модуля: образовательный, социальный и культурологический, условия их внедрения в образовательную практику, учитывающие особенности регионального социокультурного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анна Владиславовна Иваненко, Ирина Анатольевна Мушкина, Оксана Павловна Садилова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES OF GIFTED STUDENTS’ DEVELOPMENT IN MODERN SOCIO-CULTURAL CONDITIONS

This article presents a psychological and pedagogical characteristics of the phenomenon of child giftedness in modern socio-cultural conditions, where there is a discrepancy between the personal position of directing the development of individual characteristics (talent) and the socio-cultural environment as a negative factor, demonstrating the market situation and therefore hindering the selfrealization of students in the process of socialization and self-determination in the future professional sphere. The features of giftedness development as an element of students’ personality structure are revealed; the basic content components of the concept of “socio-cultural space” are described in terms of the risks of socialization of gifted students; the types of students’ giftedness are defined (intellectual, athletic, technical, artistic-creative, leadership, socio-communicative, moral); attention is drawn to the differentiation of types of giftedness within the framework of early career guidance; threats and opportunities for the socialization of gifted children are analyzed; practical recommendations are given for organizing the educational process for students with different types of giftedness, taking into account the three-way interaction of educational relationship subjects (family, educators, students) in terms of psychological-pedagogical support of gifted students; based on the conducted research, strategies for the development of individual educational routes for gifted students are determined, which include three main modules: educational, social, and cultural, as well as the conditions for their implementation in educational practice, taking into account the features of the regional socio-cultural space.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

УДК 376.545:159.922.765 ББК 74.202.5:88.415 И 18

DOI: 10.53598/2410-3004-2023-4-328-37-41

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

(Рецензирована)

Анна Владиславовна ИВАНЕНКО

Сочинский государственный университет, Сочи, Россия ivanenko@sutr.ru, https://orcid. огд/0000-0001 -8998-6619

Ирина Анатольевна МУШКИНА

Сочинский государственный университет, Сочи, Россия mia-1609@mail.ru, https://orcid. org/0000-0003-0259-5303

Оксана Павловна САДИЛОВА

Сочинский государственный университет, Сочи, Россия sadilova752019@mail.ru, https://orcid. org/0000-0001 -8947-7654

Аннотация. Представлена психолого-педагогическая характеристика феномена детской одаренности в современных социокультурных условиях несовпадения личностной позиции по направленности развития индивидуальных особенностей (таланта) и социокультурной среды как негативного фактора, демонстрирующего конъюнктуру рынка, а, поэтому препятствующего самореализации обучающихся в процессе социализации и самоопределения в будущей профессиональной сфере; раскрываются особенности развития одаренности как элемента структуры личности обучающихся; описаны базовые содержательные компоненты понятия «социально-культурное пространство» в аспекте рисков социализации одаренных обучающихся; определены виды одаренности обучающихся (интеллектуальная, спортивная, техническая, художественно-творческая, лидерская, социально-коммуникативная, нравственная); акцентируется внимание на дифференциации видов одаренности в рамках ранней профориентации; анализируются угрозы и возможности социализации одаренных детей; даются практические рекомендации по организации образовательного процесса обучающихся с проявлением разных видов одаренности, с учетом трехстороннего взаимодействия субъектов образовательных отношений (семья, педагоги, обучающиеся) в аспекте психолого-педагогической поддержки одаренных обучающихся; на основе проведенного исследования определены стратегии разработки индивидуальных образовательных маршрутов одаренных обучающихся, включающие три основных модуля: образовательный, социальный и культурологический, условия их внедрения в образовательную практику, учитывающие особенности регионального социокультурного пространства.

Ключевые слова: процесс развития одаренности современных школьников; психолого-педагогическое особенности развития обучающихся с проявлением разных типов одаренности; социокультурные условия как фактор педагогической поддержки одаренных обучающихся.

Для цитирования: Иваненко A.B., Мушкина И.А., Садилова О.П. Психолого-педагогические особенности развития одаренности обучающихся в современных социокультурных условиях // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2023. Вып. 4(328). С. 37-41. DOI: 10.53598/2410-3004-2023-4-328-37-41.

ORIGINAL RESEARCH PAPER

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES OF GIFTED STUDENTS' DEVELOPMENT IN MODERN SOCIO-CULTURAL CONDITIONS

Anna V. Ivanenko

Sochi State University, Sochi, Russia

ivanenko@sutr.ru, https://orcid.org/0000-0001 -8998-6619

Irina A. Mushkina

Sochi State University, Sochi, Russia

mia-1609@mail.ru, https://orcid. org/0000-0003-0259-5303

Oksana P. Sadilova

Sochi State University, Sochi, Russia

sadilova752019@mail.ru, https://orcid. org/0000-0001 -8947-7654

Abstract. This article presents a psychological and pedagogical characteristics of the phenomenon of child giftedness in modern socio-cultural conditions, where there is a discrepancy between the personal position of directing the development of individual characteristics (talent) and the socio-cultural environment as a negative factor, demonstrating the market situation and therefore hindering the self-realization of students in the process of socialization and self-determination in the future professional sphere. The features of giftedness development as an element of students' personality structure are revealed; the basic content components of the concept of "socio-cultural space" are described in terms of the risks of socialization of gifted students; the types of students' giftedness are defined (intellectual, athletic, technical, artistic-creative, leadership, socio-communicative, moral); attention is drawn to the differentiation of types of giftedness within the framework of early career guidance; threats and opportunities for the socialization of gifted children are analyzed; practical recommendations are given for organizing the educational process for students with different types of giftedness, taking into account the three-way interaction of educational relationship subjects (family, educators, students) in terms of psychological-pedagogical support of gifted students; based on the conducted research, strategies for the development of individual educational routes for gifted students are determined, which include three main modules: educational, social, and cultural, as well as the conditions for their implementation in educational practice, taking into account the features of the regional socio-cultural space.

Keywords: process of development of modern schoolchildren's giftedness; psychological and pedagogical features of students' development with manifestations of different types of giftedness; socio-cultural conditions as a factor of pedagogical support for gifted students.

For citation: Ivanenko A.V., Mushkina I.A., Sadilova O.P. Psychological and pedagogical features of gifted students' development in modern socio-cultural conditions// Bulletin of the Adyghe State University. Ser.: Pedagogy and Psychology. 2023. Issue 4 (328). P. 37-41. DOI: 10.53598/2410-30042023-4-328-37-41.

На актуальном этапе становления российского общества одной из приоритетных национальных задач, определенных Президентом РФ, является обеспечение возможности самореализации и развития талантов подрастающего поколения. Национальный проект «Образование» в том числе направлен на создание оптимальной среды для поддержки одаренных детей.

В современных социокультурных условиях наряду с традиционными ценностными ориентациями в системе образования появляются новые модели успешной самореализации обучающихся в различных сферах жизнедеятельности общества.

С одной стороны, мы наблюдаем предъявление повышенных требований к индивидуально-личностному потенциалу обучающихся на всех уровнях социализации, с другой - фиксируется экономически обоснованный, но искусственно созданный социальный заказ на подготовку кадров в соответствии с конъюнктурой рынка конкретного региона. Этот факт создает противоречие между направлен-

ностью личностного развития, стремлением к самосовершенствованию и раскрытию творческого «Я» обучающихся на этапе планирования карьеры и необходимостью «встраиваться» в существующие рамки социально-экономического контекста «успех» как единственно возможного социального лифта в родном регионе.

На наш взгляд, более продуктивно создавать благоприятные психолого-педагогические условия поддержки обучающихся с различной направленностью одаренности в социокультурном пространстве, организованном в образовательной организации.

Следует отметить, что в теории психологии и педагогики различаются понятия: «способности» и «одаренность» применительно к индивидуальным проявлениям личности в разные возрастные периоды. В научной литературе насчитывается более ста определений понятия «одаренность», в том числе «детская одаренность». Одним из наиболее общих является следующее: «Одаренность — это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [1: 25]. Соответственно одаренный ребенок — это «ребенок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности» [2: 2]; с более высокой, чем у его сверстников, при прочих равных условиях, восприимчивостью к учению и более выраженными творческими проявлениями [3: 16]. В этой связи неординарность детских достижений имеет относительный характер и определяется степенью отличия одаренных детей от обычных детей данного возраста [4: 11]. Поэтому в образовательной практике принято считать каждого успешного ученика «условно одаренным» в наиболее эффективных (успешных) видах деятельности, иногда преувеличивая реальный уровень творческого потенциала, а иногда занижая успехи ребенка, не связанные с его «профессиональным будущим». К другой особенности данного процесса можно отнести то, что на каждом этапе социализации на обучающихся оказывают определенное воздействие (положительное и отрицательное) внутренние и внешние факторы, результатом становится подтверждение личностью выбранной стратегии поведения (с учетом внутренней готовности к дальнейшему развитию одаренности) либо отказ от саморазвития в пользу стратегически грамотного выстраивания реальных жизненных перспектив (без учета индивидуальных способностей). Наиболее тяжелым для личности данный выбор становится в период возрастных кризисов и повышения уровня образовательных задач (например, в период подготовки к ЕГЭ), когда эмоционально и психологически личность не готова к принятию ответственного, социального и жизненно важного решения. Именно в этот период наиболее ярко проявляются стратегии поддержки педагогов и семьи обучающихся.

В процессе эксперимента, проводимого в рамках выполнения научно-исследовательской работы, опираясь на теорию А.И. Савенкова, мы определили следующие виды одаренности обучающихся: интеллектуальную, спортивную, техническую, художественно-творческую, лидерскую, социально-коммуникативную, нравственную [5: 30], соотнеся их с профессиональными направлениями, наиболее востребованными в Краснодарском крае [6: 115]. Полученные экспериментальные данные легли в основу разработки индивидуальных программ психолого-педагогической поддержки обучающихся на этапе их профессионального самоопределения.

Нами установлено, что психолого-педагогическая поддержка одаренных обучающихся в условиях современной образовательной организации предполагает создание системы индивидуальных психологических и педагогических мер

для описываемого контингента детей как в период их обучения, так и в процессе выстраивания жизненной стратегии, учитывающей особенности регионального социокультурного пространства [7].

Следует отметить, что любой вид одаренности не гарантирует совокупность учебной, творческой, профессиональной успешности обучающихся. Так, например, высокие результаты в художественном творчестве возможны и при неудачах в других сферах жизни (художник А.К. Саврасов); талант в литературном искусстве не всегда является гарантом выдающихся учебных достижений (поэты М.Ю. Лермонтов, A.C. Пушкин и др.); экономический гений может быть реализован в антисоциальных проектах (финансовая пирамида С.П. Мавроди) и др.

Современные психолого-педагогические исследования (B.C. Юркевич, Л.С. Холлингворт) обосновывают сочетательный компонент развития опережающих способностей одаренных детей в образовательном процессе и воспитание их нравственных качеств, формирование ценностных ориентаций, что нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах всех уровней образования. При этом реализация данной цели имеет культурные, исторические основы, связанные с традициями отечественной воспитательной парадигмы.

В нашем исследовании базовыми элементами проектируемого социокультурного пространства является семья, референтная группа сверстников, а также воспитывающая образовательная среда (школа и учреждения дополнительного образования), все они определяют тенденции социального и духовно-нравственного воспитания обучающихся. В таком конструируемом смысловом пространстве создаются благоприятные условия для развития одаренности и социально-ответственного поведения, отражающего культурный компонент подготовки личности к будущему самоопределению.

В ходе проводимого исследования нами ведется разработка индивидуальных маршрутов психолого-педагогической поддержки обучающихся с проявлениями различных видов одаренности, включающих три основных модуля: образовательный, социальный и культурологический.

Эффективная реализация обозначенной проблемы в условиях современной образовательной организации возможна при обеспечении трехстороннего взаимодействия субъектов образовательных отношений в проектируемом социокультурном пространстве, которое обеспечивает успешную социализацию одаренных обучающихся.

Примечания:

1. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики / под ред. H.H. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук. М.: Восток, 2003. С. 25.

2. Рубинштейн С.J1. Проблема способностей и вопросы психологической теории: хрестоматия по возрастной психологии /под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 2004. 256 с.

3. Лейтес Н.С. О признаках детской одаренности // Вопросы психологии. 2003. № 4. С. 13-18.

4. Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники. М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2008. С. И.

5. Савенков А.И. Представления о детской одаренности как психическом явлении в современной практике // Современное дошкольное образование. 2019. №6. С. 30-31.

6. Ларионова Л.И. Культурно-психологические факторы развития интеллектуальной и творческой одаренности. М.: Институт психологии РАН, 2011. 320 с.

7. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми /авт.-сост. Н.И. Панютина [и др.]. Волгоград: Учитель, 2007. С. 4.

8. Савенков А.И. Одаренность детей и подростков: учеб. пособие. М.: Владос, 2019. 386 с.

9. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер Ком, 2000. 356 с.

10. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Одаренность: природа и диагностика. М.: ЦНПРО, 2013. С. 48.

11. Азизова J1.X. Педагогическая поддержка одаренных младших школьников в условиях дополнительного образования: дис ...канд. пед. наук. Махачкала, 2019. С. 13.

References:

1. Pedagogical Encyclopedia: current concepts of modern Pedagogy / ed. by N.N. Tulkibaeva, L.V. Trubaychuk. M.: Vostok, 2003. P. 25.

2. Rubinstein S.L. The problem of abilities and problems of psychological theory: a reader on age psychology / ed. by D.I. Feldstein. M.: International Pedagogical Academy, 2004. 256 pp.

3. Leites N.S. On signs of child giftedness// Issues of Psychology. M., 2003. No. 4. P. 13-18.

4. Shcheblanova E.I. Unsuccessful gifted schoolchildren. M.; Obninsk: IG-SOTsIN, 2008. P. 11.

5. Savenkov A.I. Ideas about children's giftedness as a mental phenomenon in modern practice // Modern preschool education. M., 2019. No. 6. P. 30-31.

6. Larionova L.I. Cultural and psychological factors for the development of intellectual and creative giftedness. M.: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 2011. 320 pp.

7. The system of work of an educational institution with gifted children / the author and compiler is N.I. Panyutina [etc], Volgograd: Uchitel, 2007. P. 4.

8. Savenkov A.I. Giftedness of children and adolescents: a manual. M.: Vlados, 2019. 386 pp.

9. Druzhinin V.N. Psychology of general abilities. St. Petersburg: Piter Kom, 2000. 356 pp.

10. Bogoyavlenskaya D.B., Bogoyavlenskaya M.E. Giftedness: nature and diagnostics. M.: TsNPRO, 2013. P. 48.

11. Azizova, L.Kh. Pedagogical support of gifted junior schoolchildren in conditions of additional education: Diss, for the Cand. of Pedagogy degree. Makhachkala, 2019. P. 13.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 15.11.2023; одобрена после рецензирования 29.11.2023; принята к публикации 30.11.2023.

The authors declare no conflicts of interests.

The paper was submitted 15.11.2023; approved after reviewing 29.11.2023; accepted for publication 30.11.2023.

© Иваненко, А.В., Мушкина И.А., Садилова О.П., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.