внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» имеет определенную динамику в общей системе методической подготовке магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности:
- усиление теоретического обучения, включающего организацию познавательной деятельности студентов по усвоению методических знаний и умений;
- увеличение доли практических заданий исследовательского характера;
- сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм обучения [3].
Важно, что овладение содержанием курса по выбору и выполнение самостоятельной работы рассматривается как важная составляющая профессиональной подготовки магистров программы «Экологическая безопасность», «Образова-
ние в области безопасности жизнедеятельности» и осуществляется поэтапно:
- ознакомление студентов с теоретическими положениями, используемыми в процессе организации внеклассной работы по экологической безопасности;
- проектирование студентами конкретных внеклассных занятий по экологической безопасности;
- обсуждение со студентами возможностей внеклассных занятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в процессе обучения и воспитания школьников.
Такая организация учебного процесса, по нашему мнению, позволяет не только ознакомить студентов с особенностями внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», но и способствует их готовности к осуществлению практической деятельности в школе в данном направлении.
Библиографический список
1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» // Вестник образования. - 2010. - Вып. 4.
2. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М., 2011.
3. Попова, РИ. Особенности методической подготовки магистров педагогического вуза к организации внеклассной работы с учащимися по экологической безопасности / РИ. Попова, И.С. Елизарова // Высшее образование сегодня. - 2011. - № 4.
Bibliography
1. Nacionaljnaya obrazovateljnaya iniciativa «Nasha novaya shkola» // Vestnik obrazovaniya. - 2010. - Vihp. 4.
2. Grigorjev, D.V. Vneurochnaya deyateljnostj shkoljnikov: metodicheskiyj konstruktor / D.V. Grigorjev, PV. Stepanov. - M., 2011.
3. Popova, R.I. Osobennosti metodicheskoyj podgotovki magistrov pedagogicheskogo vuza k organizacii vneklassnoyj rabotih s uchathimisya po ehkologicheskoyj bezopasnosti / R.I. Popova, I.S. Elizarova // Vihsshee obrazovanie segodnya. - 2011. - № 4.
Статья поступила в редакцию 20.04.13
УДК 37
Babayeva E.S. PSYCHO-PEDAGOGICAL DESIGN FEATURES NON-FORMAL EDUCATION. In this article the role, some of the characteristics and psycho-pedagogical features development of non-formal education.
Key words: psychological and pedagogical principles, design, non-formal education.
Э.С. Бабаева, канд. филол. наук, доц., декан факультета начальных классов, филиал ФГБОУ ВПО «Дагестанский гос. педагогический университет», г. Дербент, E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОГРАММ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье показана роль, некоторые характеристики и психолого-педагогические особенности проектирования программ неформального образования.
Ключевые слова: психолого-педагогические принципы, проектирование, неформальное образование.
В настоящее время в отечественной научной литературе имеются лишь отдельные публикации по проблематике неформального образования, что указывает на незначительную её проработанность, низкий уровень изученности и отрефлексиро-ванности научным и профессиональным сообществом. Зачастую, дальше фиксирования некоторого определения категорий «неформального» («открытого», «либерального») и «информаль-ного» («внеформального») образования исследователи не двигаются. В литературных источниках отсутствуют данные по мониторингу, анализу и, что очень важно для нашего исследования, проектной деятельности в данном сегменте отечественного образования [1]. О значимости неформального образования, для понимания современного состояния образовательного пространства и имеющих место в нём трендов, могут свидетельствовать следующие данные. Так, по оценке ЮНЕСКО, 85% работающего населения приобрели необходимые для работы знания и умения за рамками формального обучения [2]; почти 18% жителей ЕС в возрасте 25-64 лет участвовали в неформальном образовании; в странах Скандинавии - Дании, Швеции, Финляндии - наибольшие показатели по уровню вовлечённости в неформальное образование - почти 50% [3]. По России такие данные отсутствуют. Тем не менее, и в российском образовательном сообществе происходит осмысление самого феномена «неформальное образование», его психолого-педагогических особенностей, важности исследования проблем его интеграции с формальным образованием.
Во-первых, необходимо отметить, что неформальное образование - это психолого-педагогическая модель, основанная не на традиционных методах обучения, а на постижении всего через практику. В основе неформального образования лежат следующие характеристики:
- неформальное образование основано на интерактивных методах обучения;
- процесс обучения в неформальном образовании основан на личностном интересе обучающегося, а не базируется на шаблонных программах;
- образование происходит через личный опыт и личное отношение;
- в основе образовательного процесса лежат не только знания, важное место уделяется умениям, навыкам, рефлексии, осмысленной деятельности;
- в основе неформального образования лежит исследовательский подход, причём большая часть этих совершенно разных - интеллектуальных, чувственных, прикладных - исследований должна проходить в процессе обучения, по принципу «здесь и сейчас»;
- комфортная, творческая атмосфера среди участников неформального образования.
Во-вторых, неформальное образование (интегрируясь с формальным) способно в значительной мере способствовать решению проблемы непрерывного образования. Так, по выражению одного из крупнейших теоретиков и практиков образова-
ния, американского ученого М. Ноулза, задачей номер один стало формирование компетентных людей. Таких людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и чья основная компетенция заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни [4].
В-третьих, неформальное образование открывает возможности проникновения идей западных ученых об активном обучении учащегося (самообучении) в отечественную педагогику, поскольку:
- сам ход развития образования вел к завоеванию обучающимся ведущей роли в процессе своего обучения. Педагогика же исходила из принципиальной позиции, что обучаемый в выборе содержания образования занимает пассивную позицию;
- эволюция идей философской и психологической наук привела к осознанию ведущей роли человека во всех социальных процессах, в том числе в образовании;
- достижения в области информационных технологий позволили по-новому организовать учебный процесс, что существенно видоизменило процесс обучения;
- эволюция психологических и педагогических научных концепций также вела к осознанию необходимости предоставления большей свободы обучаемому;
- из-за разной ведущей деятельности у детей и взрослых необходимо чётко разделять принципы, лежащие в основе моделей обучения детей и взрослых;
- физиология и психология доказали, что люди способны успешно обучаться практически на протяжении всей сознательной жизни.
В-четвертых, главное в неформальном образовании - обладание опытом образовательной деятельности, достаточным для ответственного самоуправляемого учебного поведения.
Учитывая перечисленные выше объективные изменения образовательной сферы и достижения различных наук в понимании роли человека в своей жизнедеятельности и самообучении, нами составлен перечень психолого-педагогических особенностей проектирования программ обучения на основе интеграции формального и неформального образования:
- обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего обучения, обучающийся стремится к самореализации, осознает себя все более самостоятельной, самоуправляемой личностью. С точки зрения такого подхода, обучающиеся, испытывающие глубокую потребность в самостоятельности, в экономической независимости, в самоуправлении, должны играть ведущую, определяющую роль в процессе своего обучения, конкретно, в определении всех параметров этого процесса.
Задача специалиста (методиста, педагога, психолога и др.) сводится в конечном итоге к тому, чтобы поощрять и поддерживать развитие обучающегося от полной зависимости к возрастающему самоуправлению, оказывать помощь обучающемуся в определении параметров обучения и поиске информации. Основной характеристикой процесса обучения становится процесс самостоятельного определения обучающимся параметров обучения и поиска знаний, умений, навыков и качеств [5]. Кроме того, по мнению М. Ноулза [6], необходимо корректное применение принципов (моделей) обучения в зависимости от возраста обучающихся;
- обучающийся обладает жизненным (бытовым, социальным, профессиональным) опытом, который может быть использован в качестве важного источника обучения как его самого, так и его коллег по обучению. Для выполнения тех или иных
Библиографический список
практических действий в рамках обучения обучающийся уже обладает определенным уровнем представлений об этом;
- обучающийся человек обучается для решения важной жизненной проблемы (например, это может быть обучение профессии и трудоустройство) и достижения конкретной цели. При всей индивидуальности конкретных целей обучения, любые из них по своему характеру относятся к одной или нескольким типологическим целям обучения: а) получение новых знаний, новой информации; б) овладение информацией на новом уровне; в) приобретение навыков и умений в использовании информации; г) выработка убеждений; д) выработка новых качеств; е) удовлетворение познавательных интересов; ж) приобретение уверенности в своих действиях;
- основная характеристика обучающихся - это большой разброс в мотивации обучения, которая у одних обучающихся определяется целеустремленностью, а у других - отсутствием желания и интереса, а, следовательно, и соответствующим отношением к учебной деятельности. Правда, в конечном итоге эти психологические установки человека все равно определяются его стремлением при помощи обучения достичь определенной конкретной цели;
- характеристика самообучающегося присуща в той или иной степени всем тем лицам, которые стремятся получить определенную профессиональную подготовку в краткие сроки путем применения интенсивных форм обучения. Стремление к безотлагательной реализации полученных знаний, умений, навыков понуждает людей к выбору именно таких путей обучения. В этом случае также рекомендуется использовать технологии самообучения;
- учебная деятельность обучающегося в значительной степени детерминируется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют процессу обучения;
- использование перечисленных принципов обучения возможно и достаточно эффективно в той мере, в какой обучающийся, независимо от возраста, в состоянии по уровню мотивации, ответственности, предварительной подготовки, общего развития, наличия жизненного опыта, активно участвовать в осуществлении всех указанных выше совместных с преподавателем действий. При этом обучающиеся выполняют следующие функции: а) участников совместной с обучающим учебной деятельности по диагностике, планированию, реализации, оцениванию и коррекции процесса обучения; б) соавторов индивидуализированных программ обучения; в) реализаторов индивидуализированных программ обучения.
В той степени, в которой обучающиеся могут выполнять на достаточно удовлетворительном уровне названные функции, они могут обучаться с применением технологии самообучения. Для этого они должны обладать определенными умениями и навыками совместной и коллективной учебной деятельности, иметь представление об организации процесса обучения, владеть навыками учебной работы.
При проектировании программ обучения, интегрирующих формальное и неформальное образование, можно использовать различные модели обучения и, прежде всего, андрагогическую и педагогическую модели. При этом мы не противопоставляем андрагогическую и педагогическую модели обучения, а, считаем, что они дополняют друг друга. Педагогику и андрагогику мы рассматриваем как составные части науки об обучении, которые относятся к разным периодам единого жизненного и учебного континуума - процесса обучения человека на протяжении всей жизни.
1. Зицер, Д. Практическая педагогика: азбука неформального образования / Д. Зицер, Н. Зицер. - СПб., 2007.
2. Вершловский, С. Непрерывное образование как фактор социализации [Э/р]. - Р/д: http://www.znanie.org/jomal/n1_01/nepreriv_obraz.html
3. Обучение взрослых: учиться никогда не поздно [Э/р]. - Р/д: http://www.eaeabudapest.hu/EAEA_ru/downloads/dokumenti/tanulas.doc
4. Змеёв, С.И. Основы андрагогики: учеб. пособие для вузов. - М., 1999.
5. Интернет-сайт Центра компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Баумана [Э/р]. - Р/д: http://www.specialist.ru/
6. Большая Советская Энциклопедия [Э/р]. - Р/д: http://www.big-soviet.ru
Bibliography
1. Zicer, D. Prakticheskaya pedagogika: azbuka neformaljnogo obrazovaniya / D. Zicer, N. Zicer. - SPb., 2007.
2. Vershlovskiyj, S. Neprerihvnoe obrazovanie kak faktor socializacii [Eh/r]. - R/d: http://www.znanie.org/jornal/n1_01/nepreriv_obraz.html
3. Obuchenie vzroslihkh: uchitjsya nikogda ne pozdno [Eh/r]. - R/d: http://www.eaeabudapest.hu/EAEA_ru/downloads/dokumenti/tanulas.doc
4. Zmeyov, S.I. Osnovih andragogiki: ucheb. posobie dlya vuzov. - M., 1999.
5. Internet-sayjt Centra kompjyuternogo obucheniya «Specialist» pri MGTU im. Baumana [Eh/r]. - R/d: http://www.specialist.ru/
6. Boljshaya Sovetskaya Ehnciklopediya [Eh/r]. - R/d: http://www.big-soviet.ru
Статья поступила в редакцию 23.03.13