Научная статья на тему 'Неформальное образование: понятие и сущность'

Неформальное образование: понятие и сущность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8852
1001
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / УЧЕНИЕ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INFORMAL EDUCATION / COMPETITIVENESS / LIFELONG EDUCATION / CONTINUING EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бирюкова Ирина Константиновна

Проанализированы определения и сущность неформального образования, основные показатели его функционирования, а также факторы, обусловливающие его эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are analyzed the notions and the essence of informal education. There are considered the main signs of functioning of informal education, as well as the factors of its effectiveness.

Текст научной работы на тему «Неформальное образование: понятие и сущность»

ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

И.к. БИРЮКОВА (Ставрополь)

НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПОНЯТИЕ и сущность

Проанализированы определения и сущность неформального образования, основные показатели его функционирования, а также факторы, обусловливающие его эффективность.

Ключевые слова: неформальное образование, конкурентоспособность, учение длиною в жизнь, непрерывное образование.

В связи с переходом к экономике и обществу, основанным на знании, являясь неотъемлемым компонентом «учения длиною в жизнь», неформальное образование приобретает особенную значимость как во всем мире, так и в России. Неформальное образование, которое человек получает в течение жизни, способствует развитию социокультурного, аксиологического, коммуникативного, познавательного, мотивационного и творческого потенциалов личности, повышая ее конкурентоспособность на рынке труда, а также позволяет сформировать «умения активно участвовать в общественных процессах и адаптироваться к культурному, этническому и языковому разнообразию» [3].

Преимущества системы неформального образования состоят в ее мобильности, гибкости в контексте происходящих глобальных изменений в образовании. Однако важность данного вида образования недооценена, и его развитие имеет во многом стихийный характер.

Значительный вклад в развитие неформального образования внесли зарубежные ученые Дж. Дьюи, М. Ноулз, Ф. Кумбс, М. Ахмед, А. Роджерс, П. Фордхэм. Нужно отметить также большое значение исследований, проводимых в рамках международных организаций и№^СО и Европейской комиссии.

В отечественной педагогике предметом исследования ученых стали теоретические вопросы неформального образования взрослых

(С.Г. Вершловский, С.М. Климов, Н.Н. Букина, М.Д. Махлин, Т.В. Мухлаева) и детей (В.А. Горский). Определение и рассмотрение исследуемого понятия неоднозначно.

Одно из первых определений неформального образования принадлежит Ф. Кумбсу, М. Ахмеду. К неформальному образованию отнесена любая организованная учебная деятельность за пределами установленной формальной системы - отдельная деятельность или существенная часть более широкой деятельности, призванная служить субъектам обучения и реализующая цели обучения [4, с. 158]. В Меморандуме непрерывного образования Европейского Союза дается следующее определение: «.. .неформальное образова-

ние - это процесс, обычно не сопровождающийся выдачей документа, происходящий в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, а также во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером» [3]. Международная стандартная классификация образования, опубликованная в 1997 г., определяет неформальное образование как «любое организованное и обладающее преемственностью образовательное мероприятие, которое может проходить как в образовательном учреждении, так и за его пределами и охватывать лиц всех возрастов. Программы неформального образования необязательно выстраиваются в систему “лестницы” и могут иметь разную “продолжительность”». [2].

С.М. Климов отмечает, что, функционируя вне границ формального образования и будучи свободным от жестких правил, регламентов и соглашений последнего, неформальное образование ориентируется на конкретные образовательные запросы различных социальных профессиональных, демографических групп населения [1, с. 57].

Таким образом, термин неформальное образование обозначает любое образование, которое приобретается или может быть приобретено вне системы формального базового и дополнительного образования. В отличие от формального, оно не обязательно подтверждается дипломом или каким-либо свидетель-

© Бирюкова И.К., 2012

ством о его получении, также и учреждения, занимающиеся неформальным образованием, не обязаны иметь государственных лицензий на ведение программ и курсов неформального образования. Его главной отличительной особенностью является общедоступность - независимо от возраста, пола, уровня образования. Неформальное образование - это организованная систематическая учебная деятельность вне рамок формальной системы.

Неформальное образование имеет систематический, но не повседневный характер. Хотя существуют учреждения, созданные только для осуществления данного вида образования, неформальное образование не является монополией учебных заведений. Оно осуществляется в различных экономических, общественных и политических учреждениях. Методы обучения здесь носят новаторский характер, а цели ставятся практические и насущные, соответствующие индивидуальным учебным потребностям и первоочередным задачам национального развития. Неформальное образование пользуется большой свободой в отношении содержания, методов и форм обучения. Выбирается оно, как правило, без координации с уже существующими программами, в результате представляет собой не связанную систему, а скорее огромную мозаику, различные элементы которой могут не только заменять друг друга, но и вступать в противоречие.

В этой связи очевидно, что неформальное образование является наиболее гибким, разнообразным по форме и многоаспектным звеном системы непрерывного образования. Оно в наибольшей мере способно удовлетворить образовательные потребности разных групп населения, не всегда прямо связанные с их профессиональным ростом; отличается нетрадиционным подходом к организации учебно-познавательной деятельности, тесной связью с производственной и социокультурной средой, всемерным стимулированием самообразования, самовоспитания и саморазвития человека, независимо от его профессии, возраста, места жительства, но обязательно с учетом его образовательных потребностей и интересов.

Реализация возможностей неформального образования требует новой стратегии образования, основанной на нововведениях, методах, формах обучения, его организационной структуре. Необходимо теперь учитывать особенности людей, возвращающихся к обучению. Населению нужны как услуги консультацион-

ные, так и помощь в выборе программ обучения.

Вместе с этим растут услуги и компаний, специализирующихся на обслуживании образования населения информацией, управлением, подтверждением знаний, подготовкой учебных пособий, предоставлением помещений и пр. Неформальное образование рассматривается как солидный рынок обучения, действующий по обычным рыночным принципам.

Неформальному образованию свойственна высокая эффективность, которая обусловлена:

1) высокой степенью мотивации, т.к. побудительные причины к продолжению обучения коренятся не столько во внешних принудительных условиях, сколько во внутренних импульсах человеческой личности, которыми могут быть, естественно, и интериори-зованные, осмысленные, и прочувствованные внешние факторы;

2) целенаправленностью, осмысленностью учебной деятельности самого обучающегося, базирующегося в основном на самостоятельном учении;

3) целями обучения;

4) гибкостью, необходимой для удовлетворения разнообразных индивидуальных потребностей обучающихся через использование аудио- и видеосредств, печатной продукции в качестве вариативных форм связи с обучающимися;

5) относительно невысокой платой за обучение (по сравнению со школами, вузами и т.п.);

6) гибкой системой финансирования неформального образования.

Провайдерами неформального образования являются как коммерческие (в основном бизнес-консалтинговые компании), так и некоммерческие организации.

В России на сегодняшний день зарегистрировано достаточное количество негосударственных некоммерческих организаций, работающих в области неформального образования. Можно перечислить только некоторые из них, чтобы продемонстрировать, что они охватывают практически все виды и сферы жизнедеятельности: Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании», молодежная некоммерческая организация «Подвал», автономная некоммерческая организация кинематографистов «Планета Фильм», Читинская экологическая организация «Родник» и т.д. Кроме перечисленных существует множество организаций, ра-

ботающих по зарубежным программам: ЮНЕСКО, «СПИД Фонд Восток-Запад», ООН, ЮНИСЕФ, КАФ, имеющие самые разнообразные образовательные программы для различных целевых групп.

В рамках деятельности ЮНЕСКО было проведено исследование состояния неформального образования в России с целью оценки его функционирования и роли в снижении напряженности в переходный период. Анализ ситуации по неформальному образованию в России основывался на данных, полученных в ходе экспертного опроса (респондентами были руководители организаций, деятельность которых связана с неформальным образованием и которые являются специалистами в этой области), а также блиц-опроса лиц, обучавшихся в этих организациях и получивших то или иное неформальное образование. Всего было опрошено 63 руководителя организаций и 50 лиц, получивших неформальное образование. В рамках данного исследования были проанализированы основные показатели функционирования неформального образования [5].

Установленно, что в настоящее время система неформального образования в России решает следующие основные задачи:

- компенсаторную (предоставляет образование, которое помогает наверстать упущенное по каким-либо причинам, независимо от уровня образования, пола, возраста и т.д.);

- адаптирующую (постоянное приспособление индивидуума к меняющемуся миру, новым общественным и экономическим условиям);

- развивающую (помогает непрерывному обогащению творческого потенциала личности).

Основными формами неформального образования являются курсы, семинары, кружки, семинары-тренинги. Исследование также показало, что обучение в системе неформального образования в России ведется по следующим шести направлениям: повышение квалификации, медико-психологическое, правовое, нравственное, религиозное, экономическое.

Больше всего люди нуждаются в обучении в сфере экономики и в сфере услуг. Такая тенденция, конечно же, обусловлена всеобщим стремлением усилить свои возможности в условиях рыночной экономики. Эти стремления определены желанием преодолеть объективно действующие противоречия между постоянно изменяющимися тре-

бованиями науки, техники, производства к общеобразовательной и профессиональной подготовке человека и реальными возможностями системы образования удовлетворить эти требования.

Таким образом, рассмотрев особенности неформального образования, мы пришли к следующим выводам.

Термин неформальное образование обозначает любое образование, которое приобретается или может быть приобретено вне системы формального базового и дополнительного образования. Оно не обязательно подтверждается дипломом или каким-либо свидетельством о его получении, также и учреждения, занимающиеся неформальным образованием, не обязаны иметь государственных лицензий на ведение программ и курсов неформального образования.

Главной отличительной особенностью неформального образования является его общедоступность независимо от возраста, пола, уровня образования.

Провайдерами неформального образования выступают как коммерческие (в основном бизнес-консалтинговые компании), так и некоммерческие организации.

Литература

1. Букина Н.Н. Развитие государственной системы неформального образования взрослых в России // Человек и образование. 2010. №1. С. 56-61.

2. Международная стандартная классификация образования. URL : http://omsu.ru/page. php?id=501 (дата обращения: 7.04.2008).

3. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза. URL : http://www.znanie.org/ jornal/n1_01/nepreriv_obraz.html (дата обращения: 10.09.2010).

4. Мухлаева Т.В. Международный опыт неформального образования // Человек и образование. 2010. №4. С. 158-162.

5. Обзор системы неформального образования. URL : http:// nok.unevok.elcat.kg (дата обращения: 17.04.2012).

Informal education: notion and essence

There are analyzed the notions and the essence of informal education. There are considered the main signs offunctioning of informal education, as well as the factors of its effectiveness.

Key words: informal education, competitiveness, lifelong education, continuing education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.