Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1305
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / МОТИВАЦИЯ / МОТИВ / ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарычева Мария Эдуардовна

Значительные перемены в социально-экономической и политической жизни нашего государства не могли не затронуть и систему образования. Важнейшим этапом в процессе общего образования школьника является начальная школа, за период обучения в которой ученику необходимо овладеть программным материалом предметных дисциплин, заложив фундамент для дальнейшего обучения и развития. При этом стоит отметить, что качество обучения напрямую зависит от уровня заинтересованности и вовлеченности ребенка в образовательный процесс. Мотивация учения в младшем школьном возрасте - одна из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, осуществления в единстве идейно-политического, трудового, нравственного воспитания школьников, формирования у них активной жизненной позиции. Автор статьи рассматривает мотивацию с разных точек зрения: как комплекс факторов, определяющих поведение; как совокупность мотивов и как побуждение, вызывающее активность организации и определяющее ее направленность. Кроме того, автором была приведена классификация мотивов учения (мотивы понимающие и реально действующие - учащиеся осознают, что необходимо учиться, но это еще может не побуждать ребёнка включаться в ход учебного процесса, мотивы ведущие и второстепенные, мотивы, формируемые обучением и др.). Выделены осознанные и неосознанные, реальные и мнимые мотивы. Стоит отметить, что для поддержания и развития учебной мотивации требуются такие средства, как определенный уровень самостоятельности, успешность осуществляемых действий, постоянное поддержание положительной обратной связи, сформированность нравственных качеств (по пирамиде человеческих потребностей А. Маслоу). Также в статье рассмотрена тесная взаимосвязь между спецификой мотивации учения учащегося начальной школы и особенностями психолого-педагогической характеристикой ребёнка младшего школьного возраста. Автор дает практические рекомендации при работе над повышением общего уровня мотивации учащихся начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шарычева Мария Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES OF THE FORMATION OF THE MOTIVATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

Significant changes in the socio-economic and political life of our state could not but affect the education system. The most important stage in the process of general education of a student is the elementary school, during the period of study in which the student needs to master the program material of subject disciplines, laying the foundation for further education and development. At the same time, it should be noted that the quality of education directly depends on the level of interest and involvement of the child in the educational process. Motivation for learning at primary school age is one of the central problems of the modern school. Its relevance is due to the renewal of the content of education, the setting of tasks for the formation of schoolchildren's methods of independent acquisition of knowledge and cognitive interests, the implementation of the unity of the ideological-political, labor, moral education of schoolchildren, the formation of an active life position in them. The author of the article considers motivation from different points of view: as a complex of factors that determine behavior; as a set of motives and as an incentive that causes the activity of the organization and determines its direction. In addition, the author gave a classification of learning motives (understanding and really acting motives - students realize that it is necessary to learn, but this may not yet encourage the child to be included in the educational process, leading and secondary motives, motives formed by training, etc.). Conscious and unconscious, real and imaginary motives are singled out. It should be noted that in order to maintain and develop learning motivation, such means as a certain level of independence, the success of ongoing actions, the constant maintenance of positive feedback, the formation of moral qualities (according to A. Maslow's pyramid of human needs) are required. The article also considers the close relationship between the specifics of the motivation of the teaching of a primary school student and the peculiarities of the psychological and pedagogical characteristics of a child of primary school age. The author gives practical recommendations when working on increasing the general level of motivation of primary school students.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Литература:

1. Башарина, О.В. Проектирование информационно-образовательной среды профессиональной образовательной организации на основе системы управления дистанционным обучением Moodle: учеб.-метод. пособие / О.В. Башарина. -Челябинск, 2015. - 64 с.

2. Козлова, Н.Ш. Цифровые технологии в образовании / Н.Ш. Козлова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2019. - №1. - С. 1-9.

3. Национальная программа «Цифровая экономика РФ» https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/

4. Паньшин, Б. Цифровая экономика: понятия и направления развития / Б. Паньшин // Наука и инновации. - 2019. -№3 (193). - С. 48-55.

5. Шакирова, А.А. Академическая мобильность студентов как инструмент сетевого взаимодействия вузов / А.А. Шакирова // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - №4. - С. 134.

6. Jennyfer, M.A. The impact of presentation graphics on students' experience in the classroom / M.A. Jennyfer, L.L. Eric, A.S. James // Computer education. - 2006. - 47. - 116-126.

7. Nasseh, D. A brief history of distance education. - 2009. - URL: www.seniornet.org/edu/art/history.html

8. Valentine, D. Distance learning: promises, problems, and possibilities. - 2002. - URL: www.westga.edu/~distance/ojdla/fall53/valentine53.html

Педагогика

УДК 372.4

кандидат педагогических наук, доцент Шарычева Мария Эдуардовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Значительные перемены в социально-экономической и политической жизни нашего государства не могли не затронуть и систему образования. Важнейшим этапом в процессе общего образования школьника является начальная школа, за период обучения в которой ученику необходимо овладеть программным материалом предметных дисциплин, заложив фундамент для дальнейшего обучения и развития. При этом стоит отметить, что качество обучения напрямую зависит от уровня заинтересованности и вовлеченности ребенка в образовательный процесс. Мотивация учения в младшем школьном возрасте - одна из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, осуществления в единстве идейно-политического, трудового, нравственного воспитания школьников, формирования у них активной жизненной позиции. Автор статьи рассматривает мотивацию с разных точек зрения: как комплекс факторов, определяющих поведение; как совокупность мотивов и как побуждение, вызывающее активность организации и определяющее ее направленность. Кроме того, автором была приведена классификация мотивов учения (мотивы понимающие и реально действующие - учащиеся осознают, что необходимо учиться, но это еще может не побуждать ребёнка включаться в ход учебного процесса, мотивы ведущие и второстепенные, мотивы, формируемые обучением и др.). Выделены осознанные и неосознанные, реальные и мнимые мотивы. Стоит отметить, что для поддержания и развития учебной мотивации требуются такие средства, как определенный уровень самостоятельности, успешность осуществляемых действий, постоянное поддержание положительной обратной связи, сформированность нравственных качеств (по пирамиде человеческих потребностей А. Маслоу). Также в статье рассмотрена тесная взаимосвязь между спецификой мотивации учения учащегося начальной школы и особенностями психолого-педагогической характеристикой ребёнка младшего школьного возраста. Автор дает практические рекомендации при работе над повышением общего уровня мотивации учащихся начальных классов.

Ключевые слова: младший школьный возраст, мотивация, мотив, особенности формирования мотивации.

Annotation. Significant changes in the socio-economic and political life of our state could not but affect the education system. The most important stage in the process of general education of a student is the elementary school, during the period of study in which the student needs to master the program material of subject disciplines, laying the foundation for further education and development. At the same time, it should be noted that the quality of education directly depends on the level of interest and involvement of the child in the educational process. Motivation for learning at primary school age is one of the central problems of the modern school. Its relevance is due to the renewal of the content of education, the setting of tasks for the formation of schoolchildren's methods of independent acquisition of knowledge and cognitive interests, the implementation of the unity of the ideological-political, labor, moral education of schoolchildren, the formation of an active life position in them. The author of the article considers motivation from different points of view: as a complex of factors that determine behavior; as a set of motives and as an incentive that causes the activity of the organization and determines its direction. In addition, the author gave a classification of learning motives (understanding and really acting motives - students realize that it is necessary to learn, but this may not yet encourage the child to be included in the educational process, leading and secondary motives, motives formed by training, etc.). Conscious and unconscious, real and imaginary motives are singled out. It should be noted that in order to maintain and develop learning motivation, such means as a certain level of independence, the success of ongoing actions, the constant maintenance of positive feedback, the formation of moral qualities (according to A. Maslow's pyramid of human needs) are required. The article also considers the close relationship between the specifics of the motivation of the teaching of a primary school student and the peculiarities of the psychological and pedagogical characteristics of a child of primary school age. The author gives practical recommendations when working on increasing the general level of motivation of primary school students.

Key words: primary school age, motivation, motive, features of motivation formation.

Введение. Одним из главных направлений в практике современного преподавания является формирование учебной мотивации обучающихся. Вопрос о недостаточной сформированности мотивации учения заключается в том, что, имея одинаковый уровень умственных способностей учащиеся демонстрируют разные показатели способностей к обучению. Вследствие этого вопрос о повышении качества усвоения младшим школьниками знаний решается совместно с проблемой развития и формирования у детей мотивов учения, которая проявляется не только в познавательной активности, но и в осознании личностной и общественной значимости учения.

Исследованиями вопроса об учебной мотивации в своих научных работах занимались А.К. Маркова, Н.Ц. Бадмаева, М.Г. Морозова, М.В. Матюхина, Т.Е. Титова, С.Л. Рубинштейн. О средствах и способах воздействия учителя на развитие мотивационной сферы ребёнка говорили А.Н. Леонтьев, Л.В. Гончарик, Т.И. Шамова. Внимание к исследованию мотивации уделялось в работах и зарубежных ученых. О биологизаторской теории мотивации говорил У. Мак-Дугалл, на его работы опирается современная биологизаторская теория о психобиологии А. Уилсона. Нельзя не назвать имени А. Маслоу, который активно исследовал вопрос возникновения мотивов. Собственную точку зрения на понимание мотивационной активности имели и бихевиористы Дж. Уотсон, Б.Ф. Скиннер, А. Бандура. В последнее время авторитетными принято считать когнитивистские теории мотивации, которые были разработаны Х. Хекхаузен, Д. Макклеландом, Дж. Роттером.

Но, несмотря на многообразие научных исследований и разработанных методических рекомендаций, сейчас как никогда актуальны вопросы формирования мотивации. Вследствие этого возникает необходимость в изучении условий, методов и способов формирования мотивации учения у детей младшего школьного возраста.

Изложение основного материала статьи. Основными терминами, использующимися для объяснения побудительных моментов в человеческом поведении, являются «мотив» и «мотивация».

С учётом рассматриваемых явлений определим, что следует понимать под приведенными выше понятиями.

«Мотив» (происходит от латинского «movere» - «толкать, приводить в движение») - это то, что принадлежит к самому субъекту поведения, является его устойчивым личным свойством, изнутри побуждая к совершению определенных действий [9, С. 664].

То есть, мотив - это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности; предметно-направленная активность определенной силы и осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. Мотивами могут быть потребности, интересы и желания.

Термин «мотивация» представляется более широким, чем «мотив». На сегодняшний день в научных исследованиях о соотношении мотива и мотивации наличествуют разные точки зрения. Понятие «мотивация» рассматривается с разных сторон. Во-первых, как комплекс факторов, определяющих поведение [1, С. 155], во-вторых, как совокупность мотивов [3, С. 30-31] и, в-третьих, как побуждение, вызывающее активность организации и определяющее ее направленность [2, С. 128].

Вопрос о мотивации появляется при попытке объяснения, а не описания поведения. Это поиски ответов на такие вопросы как «Зачем...?», «Почему...?», «С какой целью...?», «Для чего...?», «Какое значение имеет...?». Изложение причин устойчивых изменений и есть ответ на вопрос о мотивации поступков, содержащих его. Мотивация указывает на целенаправленность деятельности, организованность и устойчивость действий, ориентированных на достижение конкретной цели [1, С. 158].

Маркова А. К. полагает, что мотивация представляется как «вторичное, применительно к мотиву, образование». Вместе с тем, по мнению Аэлиты Капитоновны Марковой, мотивация выступает в качестве средства или механизма реализации уже существующих мотивов: сложившаяся ситуация, способствует воплощению в жизнь уже имеющихся мотив, затем появляется и мотивация [5, С. 30-31].

В большинстве случаев, процесс обучения характеризуется не только одним мотивом, а единой системой различных мотивов, комбинирующихся, дополняющих друг друга, находящихся в определённой взаимосвязи и соотношении между собой. Иначе говоря, сфера мотивации младших школьников многообразна по своему содержанию.

Рассмотрим классификацию мотивов учения, предложенную И.В. Дубровиной [4, с. 247]:

1. Мотивы понимающие и реально действующие - учащиеся осознают, что необходимо учиться, но это еще может не побуждать ребёнка включаться в ход учебного процесса.

II. Мотивы ведущие и второстепенные - одни мотивы оказывают более значимое воздействие на обучение, чем иные мотивы.

III. Мотивы, формируемые обучением - такие мотивы напрямую взаимосвязаны с содержанием и процессом учебной деятельности. К ним относят мотивы благополучия, связанные со стремлением во что бы то ни стало получить хорошую оценку, удостоиться одобрения родителей; и престижные мотивы, связанные с желанием выделиться среди одноклассников, занять более выгодное положение в группе.

В соответствии с теорией деятельности развитие мотивационной сферы происходит в случае, если «норма деятельности соответствует имеющейся потребности» [6, С. 291]. Из чего можно заключить, что ребёнку следует предлагать деятельность, которая бы соответствовала его потребностям. Для поддержания и развития учебной мотивации учащегося требуются такие средства, как определенный уровень самостоятельности, успешность осуществляемых действий, постоянное поддержание положительной обратной связи, сформированность нравственных качеств.

Опираясь на пирамиду человеческих потребностей А. Маслоу [8], выделяют:

ГСоциальные потребности учащегося, являющиеся основой учебной деятельности, условиями формирования и развития их мотивации учения:

- быть признанным и принятым сверстниками, обществом в целом;

- самостоятельно добиваться успеха и признания;

- иметь потенциал к самореализации своего «я».

2. Мотивы учения:

- учебно-познавательные мотивы, проявляющиеся в стремлении к получению новых сведений, в познавательной потребности, любопытству, совершенствованию, узнаванию нового и др.;

- непосредственно-побуждающие мотивы, к которым относят такие качества знаний, как яркость, наглядность, новизну, познавательность и т.д.;

- перспективно-побуждающие или социальные мотивы, к которым относят мотив долга, обязательств и ответственности, мотив хорошей отметки, а также мотив работы ради коллектива, способствуют возникновению ситуаций успеха в начале обучения, а продуктивность от этих мотивов учащиеся получают на дальнейших этапах возрастного развития;

- личностные мотивы: устремление к успеху, благосостоянию и достижению результата.

Существуют и отрицательные мотивы обучения, которые выделяются некоторыми психологами и педагогами [5], к которым относятся: желание ребёнка избежать наказания от родителей, осуждения со стороны одноклассников, друзей, учителей и др.

Помимо этого, в сфере учебной мотивации выделяют следующие виды мотивов:

- осознанные - выражаются в способности детей рассказывать о причинах, которые побуждают их к деятельности; навыке выстраивания мотивов согласно уровню значимости;

- неосознанные - проявляются в неконтролируемых сознанием влечениях и мотивах.

Также мотивы делятся на:

- реальные, которые понимаются обучающимися и объективно определяют их достижения в ходе учебного процесса;

- мнимые (нереальные, надуманные, иллюзорные).

Большое внимание уделяется исследования мотивации учебного процесса еще и потому, что она играет роль одного из главных направлений общей психологической проблемы мотивации деятельности, относящейся ко всем аспектам и сторонам человеческого поведения, выполняющей главную функцию их организации.

Существует тесная взаимосвязь между спецификой мотивации учения учащегося начальной школы и особенностями психолого-педагогической характеристикой ребёнка младшего школьного возраста, которая состоит в том, что:

I. В сфере общения и отношений ребёнка появляется учитель, который становится безусловным авторитетом.

II. Дети младшего школьного возраста в первый раз попадают в ситуацию, которая ограничивается системой жестких культурных требований, представляемых педагогом. При этом в ситуации вступления в конфликт с учителем, дети словно вступают в конфликт с обществом, вместе с тем они не могут получить эмоциональной поддержки, какая была бы оказана им в семье.

III. Учащийся выступает в роли объекта оценки, в то время как оценивают не продукт его работы, а его самого.

IV. Отношения со сверстниками переходят из личной сферы в сферу партнерских.

V. Основной деятельностью младших дошкольников становится не игровая, а учебная, которая обращает внимание ребенка на самого себя, способствует развитию рефлексии, самооценки того, «каким я был» и «каким я стал» [6, С. 292-293].

Новые федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО) [7] ставят перед школой новые задачи, которые предполагают изменение содержания, целевой направленности, способов взаимодействия, методических приемов, применение которых способствует личному развитию учащихся начальной школы. То есть, появилась необходимость в использовании новых подходов к организации процесса обучения.

При работе над повышением общего уровня мотивации учащихся начальных классов следует учитывать то, что:

- существует большой потенциал для использования таких принципов, как сотворчество, диалогичность;

- необходимо использовать на уроках приемы и методы обучения, которые содействуют активизации умственных и креативных способностей, обучающихся;

- сложность заданий должна увеличиваться поэтапно;

- существует необходимость в индивидуальном подходе к каждому обучающемуся;

- необходимо реализовывать стимулирование детей (ситуации успеха, награда, например, в виде грамоты, хорошей оценки, выставки работ и др.).

Существует общие рекомендации по повышению мотивации учения учащихся начальной школы:

- Педагогу необходимо организовывать учебно-воспитательный процесс, принимая во внимание интересы, стремления и возможности психофизического здоровья детей.

- Сравнение результатов обучения ребенка целесообразно осуществлять только с его собственным достижениями, а не с достижениями других обучающихся, не рекомендуется применять метод оценивания в качестве средства дисциплинарного воздействия на личность учащегося, рациональным представляется использование многообразных способов педагогической поддержки.

- Учителя начальных классов должны активно взаимодействовать с школьными психологами, социальными педагогами для комплексной диагностики мотивации учебной процесса для дальнейшей корректировки мотивационной сферы обучающихся.

- Школьными психологами следует посещать уроки в начальных классах и проводить психологический анализ использования положительных мотивов обучения детей младшего школьного возраста для выявления уровня развития учебной мотивации и выбора наиболее благоприятных путей для её повышения.

- Учителю стоит оценивать выполненную работу таким образом, чтобы оценка демонстрировала, пусть даже небольшие достижения в ходе учебного процесса, настраивала на повышение познавательной активности школьника.

- Отбор учебных заданий с элементами новизны, необходим в практике начальной школы, поскольку такой отбор будет содействовать развитию внутреннего интереса во время выполнения упражнений, также рекомендуется следить за тем, чтобы задачи как соответствовали возрастным ограничением, так и имели оптимальный уровень сложности.

- Учителю необходимо применять активные, интерактивные методы обучения, следует отказаться от мысли о том, что учащийся является только пассивным слушателем готовой информации.

- Важно время от времени привлекать обучающихся к таким методам как самооценка и взаимооценка, рецензирование.

- Педагогу нужно поработать над созданием атмосферы активного сотрудничества, заинтересованности всех учащихся в учебной работе.

- Стимулировать обучающихся к использованию разных способов выполнения заданий в ходе занятий без страха сделать ошибку, высказать неправильное мнение; необходимо признать право учащегося на ошибку, учить относиться к ней как к чему-то, что может быть полезным для дальнейшего саморазвития и самосовершенствования.

- Применять соревновательные элементы на занятиях для стимулирования учебной мотивации.

- Использовать различные методы и формы организации учебного процесса, учитывающие субъективный опыт детей по рассматриваемой проблеме.

Усваивать, анализировать, вводить в практику преподавания лучший педагогический опыт по проблемам изучения мотивационной сферы учащихся начальной школы.

Выводы. Таким образом, мотивация процесса учения является одним из главных направлений в практике современного преподавания. Это первый и, вместе с этим, главный ключ к успеху, в том числе и в обучении, поскольку ребенок лучше всего воспринимает именно те сведения, которые ему интересны. Актуальность проблемы мотивации проблемы обоснована введением новых положений в содержание начального общего образования, определением задач развития у обучающихся способности к самостоятельному освоению знаний, развитие интереса к учебной работе, становлением активной жизненной позиции.

Литература:

1. Бакшаева, Н.А. Психология мотивации студентов. Учебное пособие / Н.А. Бакшаева, А.А. Вербицкий. - М.: Логос, 2006. - 184 с.

2. Белякова, Е.Г. Психолого-педагогический мониторинг. Учебное пособие / Е.Г. Белякова, Т.А. Строкова. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2015. - 240 с.

3. Битянова, М.Р. Система развивающей работы школьного психолога / М.Р. Битянова - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005. - 36 с.

4. Дубровина, И.В. Практическая психология образования. / И.В. Дубровина. - 4-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2004. - 592 с.

5. Маркова, А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Л.М. Фридман. - М.: Педагогика, 1983. - 64 с.

6. Мосина, Н.А. Особенности учебной мотивации у младших школьников с разным уровнем успеваемости / Н.А. Мосина, Т.В. Казакова // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2017. - N 6-2. - С. 290-301.

7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. - № 286. - 59 с.

8. Пирамида потребностей по Маслоу [Электронный ресурс] // Википедия. Свободная энциклопедия. - URL: https://ru.wikipedia.org/?curid=968672&oldid=121142709 (дата обращения: 02.04.2022).

9. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. / М. Фасмер. - Т. 2. - М.: Прогресс, 1986. - 672 с.

Pedagogy

UDC 378.005

candidate of pedagogical sciences,

associate professor Shakhmaeva Kseniya Evgenievna

Nosov Magnitogorsk State Technical University (Magnitogorsk);

candidate of pedagogical sciences,

associate professor Gasanenko Elena Aleksandrovna

Nosov Magnitogorsk State Technical University (Magnitogorsk);

bachelor Barabash Alexandra Vladimirovna

Nosov Magnitogorsk State Technical University (Magnitogorsk)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CONSTRUCTION SPECIALTIES STUDENTS' READINESS TO WORK IN A TEAM AS A PROFESSIONAL IMAGE

BASIC COMPONENT

Annotation. The article deals with one of the pedagogical conditions of construction specialties students' readiness to work in a team as a professional image basic component. This condition is the construction specialties students' mastery of diagnostic tools to study their personal qualities, team roles and interpersonal relations in the group. The authors prove the fact that the introduction of three-stage diagnostics in the educational process will allow not only to get an idea of the student group, but also to assess the nature of the construction specialties students dynamics abilities development, necessary for the formation of professional image and readiness for teamwork. The authors point out that the implementation of this pedagogical condition contributes to the choice of the most effective teaching, means of pedagogical influence to increase the teamwork effectiveness and formation of professional image.

Key words: teamwork, construction specialties students, professional image, readiness to work in a team, image, student group.

Аннотация. В статье рассматривается одно из педагогических условий формирования готовности студентов строительных специальностей к работе в команде как базового компонента профессионального имиджа. Этим условием выступает овладение студентами диагностическим инструментарием по изучению своих личностных качеств, командных ролей и межличностных отношений в группе. Авторы доказывают тот факт, что введение в образовательный процесс трехэтапной диагностики позволит не только получить представление о студенческой группе, но и позволит оценить характер динамики развития способностей студентов строительных специальностей, необходимых для формирования профессионального имиджа и готовности к командной работе. Авторы отмечают, что реализация данного педагогического условия способствует выбору наиболее эффективных приемов обучения, средств педагогического воздействия для повышения эффективности командной работы и формированию профессионального имиджа.

Ключевые слова: командная работа, студенты строительных специальностей, профессиональный имидж, готовность к работе в команде, имидж, студенческая группа.

Introduction. Recognizing the importance of the comprehensive education to launch a successful career in our multicultural and highly technological society, everyone must understand the need to improve their knowledge and communication skills continuously through traditional schooling and humanizing learning in order to meet the latest challenges of the job market and get the job they want. Traditional schooling involves theoretical and practical knowledge of a specialty, while humanizing learning fills in the knowledge gaps that arise from the rapid changes in our lives and work [1].

The article emphasizes that the implementation of the pedagogical condition of the construction specialties students' readiness formation to work in a team as a basic component of professional image, contributes to the effective professional growth of construction specialties students. Professional image is a multicomponent and specific phenomenon in pedagogical science, which is formed under the influence of many factors: external, procedural and internal. In modern realities, professionally composed construction specialties students image plays a decisive role not only in the learning process, but also influences competitiveness and success in future professional activities. It is known that construction specialties students need to possess all the components of professional image. One of which is a basic component of construction specialties students professional activity - the ability to work in a team. We have developed and implemented a pedagogical condition, which is the mastery of construction specialties students' diagnostic tools to study their personal qualities, team roles and interpersonal relationships in the team [3].

Presentation of the main material of the article. Construction specialties students have a growing need to be successfully accepted and recognized in the professional environment. This requires purposeful professional image formation of a specialist in the construction sphere as a basis for successful and effective professional activity. The study of the professional image as a specific phenomenon has long become interdisciplinary [5]. The analysis of the scientific literature has shown that by the present time in philosophy, psychology, sociology, political science, cultural science, pedagogy, communicativism, professology, imageology a great experience on the investigated problem has been accumulated. Scientific literature on the topic of research shows that the history, theory and psychological and pedagogical practice considered a set of issues related to the history of professional image, self-presentation and disclosed the principles, mechanisms of formation of the image of a specialist in the field of communication. Let us consider the concept and the essence and the main components of the professional image [4].

The image as a pedagogical concept has been formed and developed over many centuries. Retrospective analysis shows the variety of means of influencing the professional image on the public and their wide application in military operations, lobbying, promotion of goods on the market, popularization of events and individual personalities. Current trends are directed toward the istorical experience of using the ideas of the professional image. Note that the term "image" originally had a very narrow meaning and was used in the field of entrepreneurship as a means of psychological influence on the consumer, and then the image became an element of theory and practice in communicativism, firmly entered the political, commercial and social sphere. In the nineties, image became a subject of increased public attention due to the new socio-economic conditions of society in Russia. Numerous definitions

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.