Научная статья на тему 'Особенности мотивации учения в младшем школьном возрасте'

Особенности мотивации учения в младшем школьном возрасте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2415
333
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / УЧЕБНЫЕ МОТИВЫ / УСПЕВАЕМОСТЬ / ОБУЧАЕМОСТЬ / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / АДАПТАЦИЯ / MOTIVATION / LEARNING MOTIVES / PERFORMANCE / LEARNING / AGE CHARACTERISTICS / PRIMARY SCHOOLCHILD / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рогова Евгения Евгеньевна, Гадаборшева Зарина Исраиловна

В статье представлен краткий обзор понятий мотивация и учебный мотив. Уже в школе в ходе учебной деятельности ребенка зарождаются увлеченность, активность, ответственное отношение к труду. Убедительно утверждение, что наличие правильно сформированной положительной мотивации к учению в младшем школьном возрасте несомненно преобразуется в способность к самомотивации личности в дальнейшие ее возрастные периоды. В этой связи вопросы формирования положительной мотивации учения становятся особо значимы, поскольку важнейшим фактором воспитания личности является присутствие положительной мотивации к учению. Свойственные, зачастую доминирующие мотивы учения являются достоянием личности, стойкими ее характеристиками. Для изучения мотивации учения в младшем школьном возрасте была использована методика диагностики учебной мотивации школьников Н.Ц. Бадмаевой. Автором показано, что у учащихся младших классов присутствуют как «положительная», так и «нежелательная» мотивация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of learning motivation at primary school age

The article presents the brief overview of the concepts of motivation and training motive. The enthusiasm, activity, responsible attitude to work is already formed at school in the process of educational activity. There is convincing statement that the presence of the properly formed positive motivation to the learning at primary school age is undoubtedly transformed into the ability to self-motivation of the personality in its further age periods. In this regard, the formation of the positive motivation to the teaching becomes particularly important, since the most important factor in the personality education is the presence of the positive motivation for learning. Typical, often dominant motives of the learning are the property of the personality, its persistent characteristics. To study the motivation of learning at primary school age the method of diagnostics of the educational motivation of schoolchildren by N.C. Badmaeva was used. The author shows that primary schoolchildren have both "positive" and "undesirable" motivation.

Текст научной работы на тему «Особенности мотивации учения в младшем школьном возрасте»

ЛИТЕРАТУРА

1. Бочавер, А.А. Буллинг как объект исследований и культурный феномен / Бочавер А. А., Хломов К. Д. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10. - № 3. - С. 149-159.

2. Зимина, Н.А. Психологическая диагностика коммуникативного потенциала личности : методические рекомендации для студентов / Н.А. Зимина. - Н. Новгород : [б.и.], 2015. - 42 с.

3. Зимняя, И.А. Педагогическая психология : учебное пособие / И.А. Зимняя. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1997. - 480 с.

4. Кон, И.С. Что такое буллинг и как с ним бороться / И.С. Кон // Семья и школа. - 2006. -№ 11. - С. 15-18.

5. Лэйн, Д.А. Детская и подростковая психотерапия / Д. Лэйн, Э. Миллер. - СПб. : Питер, 2001. - 448 с.

REFERENCES

1. Bochaver, A.A. and Hlomov, C.D. (2013), "Bullying as object of researches and cultural phenomenon", Psychology. Journal of Higher School of Economics, No. 3, pp. 149-159.

2. Zimina N.A. (2015), Psychological diagnostics of communicative potential of the personality: methodical recommendations for students N. Novgorod.

3. Zimnyaya I.A. (1997), Pedagogical psychology: manual, Phoenix, Rostov-on-Don.

4. Kohn I.S. (2006), "What is bullying and as to fight against it", Family and school, No. 11, pp.

15-18.

5. Ed. Layne D.A. and Miller, E. (2001), Children's and teenage psychotherapy, Peter, St. Petersburg.

Контактная информация: marina-naumenko@list.ru

Статья поступила в редакцию 01.06.2019

УДК 159.99

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ

ВОЗРАСТЕ

Евгения Евгеньевна Рогова, кандидат психологических наук, профессор, Южный федеральный университет (ЮФУ), г. Ростов-на-Дону

Зарина Исраиловна Гадаборшева, кандидат психологических наук, доцент, Чеченский государственный педагогический университет (ЧГПУ), г. Грозный

Аннотация

В статье представлен краткий обзор понятий мотивация и учебный мотив. Уже в школе в ходе учебной деятельности ребенка зарождаются увлеченность, активность, ответственное отношение к труду. Убедительно утверждение, что наличие правильно сформированной положительной мотивации к учению в младшем школьном возрасте несомненно преобразуется в способность к самомотивации личности в дальнейшие ее возрастные периоды. В этой связи вопросы формирования положительной мотивации учения становятся особо значимы, поскольку важнейшим фактором воспитания личности является присутствие положительной мотивации к учению. Свойственные, зачастую доминирующие мотивы учения являются достоянием личности, стойкими ее характеристиками. Для изучения мотивации учения в младшем школьном возрасте была использована методика диагностики учебной мотивации школьников Н.Ц. Бадмаевой. Автором показано, что у учащихся младших классов присутствуют как «положительная», так и «нежелательная» мотивация.

Ключевые слова: мотивация; учебные мотивы; успеваемость; обучаемость; возрастные особенности; младший школьник; адаптация.

Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. — 2019. — № 6 (172).

PECULIARITIES OF LEARNING MOTIVATION AT PRIMARY SCHOOL AGE

Evgeniya Evgenievna Rogova, the candidate of psychological sciences, professor, South Federal University, Rostov-on-Don, Zarina Israilovna Gadaborsheva, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Chechen State Pedagogical University, Grozny

Annotation

The article presents the brief overview of the concepts of motivation and training motive. The enthusiasm, activity, responsible attitude to work is already formed at school in the process of educational activity. There is convincing statement that the presence of the properly formed positive motivation to the learning at primary school age is undoubtedly transformed into the ability to self-motivation of the personality in its further age periods. In this regard, the formation of the positive motivation to the teaching becomes particularly important, since the most important factor in the personality education is the presence of the positive motivation for learning. Typical, often dominant motives of the learning are the property of the personality, its persistent characteristics. To study the motivation of learning at primary school age the method of diagnostics of the educational motivation of schoolchildren by N.C. Badmaeva was used. The author shows that primary schoolchildren have both "positive" and "undesirable" motivation.

Keywords: motivation, learning motives, performance, learning, age characteristics, primary schoolchild, adaptation.

ВВЕДЕНИЕ

Как известно, учебная деятельность приводится в движение не одним мотивом, а целой структурой различных мотивов. Все устремления школьника на каждую из самостоятельных сторон учебной работы, исходящие от внутреннего отношения ученика к ним, составляют отдельные мотивы и мотивационную систему в целом.

По мнению Е.П. Ильина, беспрекословное выполнение требований учителя является главной особенностью мотивации большинства младших школьников. Социальная мотивация учения младших школьников настолько велика, что не всегда присутствует стремление понять смысл того, что нужно делать. Если учитель сказал, делать нужно. Порученные задания им кажутся важными, поэтому даже самую скучную и бесполезную работу они выполняют скрупулезно. Без сомнения, положительная сторона данной мотивации имеет место быть. Во-первых, каждый раз объяснять детям этого возраста почему это нужно делать достаточно утомительно. Во-вторых, через авторитет «правильного» учителя можно заложить хороший фундамент базовых знаний и мотивации учебной деятельности [1, с. 260].

Согласно данным исследования И.М. Веренниковой число детей, мотивирующих свою деятельность чувством долга, возрастает от 6-10 лет, и напротив становится меньше тех, которые учатся из интереса.

Оценки играют ключевую роль в мотивации младших школьников. Однако, по мнению Л.И. Божович, ученики 1-2 классов относятся к отметке как к оценке своих стараний, а не качества проделанной работы. Младшие школьники считают отметку важной.

Наиболее ценные мотивы важно довести до уровня полного осознания, чтобы придать им побуждающую силу и реальную действенность [4, с.8]. Чрезвычайно важно чтобы ребенок осознавал нежелательные мотивы в нашем обществе. Педагогу следует доносить это до сознания детей и нивелировать нежелательные мотивы.

Множество трудов в области исследования мотивации свидетельствуют о том, детям свойственно в 2,5 раза чаще объяснять свои неуспехи и неподчинения правилам обстоятельствами, другими персонами, а не выказывать самокритичность или винить свои особенности.

По мнению М.В. Матюхиной, следует организовывать учебный процесс таким образом, чтобы школьник изначально имел возможность видеть и осознавать свой прогресс и движение вперед, свою дорогу от незнания к знанию, эскалацию своего насыщения и обогащения умениями и знаниями. Для поддержания мотивационного тонуса необходимо

знание результатов своего продвижения. Чрезвычайно ценно окрасить мотивы самоопределения и самосовершенствования в личностный смысл. Школьнику важно иметь связь между своим сегодняшним учением и своим будущим. Если школьник понимает и осознает то, что он уже знает, чему еще следует научиться на следующем уроке, это становится возможным.

Считается, что первостепенное значение в учебном процессе приобретает четкая постановка целей учителем и принятие, осознание их учеником, превращение их в мотив-цель. Определенность, ясность и осознанность целей повышает активность и усиливает мотивацию. В классе же школьнику предлагают готовую цель. Цель в таком случае выступает как внешнее требование педагога. Зачастую школьник внутренне не может принять и удержать предложенную цель.

Для принятие школьником цели, для превращение ее в намерение, важно, чтобы сам ученик принимал участие в постановке цели, ее обсуждении, понимании пути ее достижения. Осознанию учеником целей способствует четкая очерченность круга изучаемых вопросов, объема работы на урок, неделю, четверть, год [4, с. 126]. Это благоприятствует готовности школьника к изучению и усвоению новых знаний.

Для того, чтобы ученик не формально отбывал обучение, а проживал его, нужно, чтобы обучение вошло в его жизнь, чтобы оно имело жизненный смысл для самого учащегося [2, с. 300]. Для продуктивного усвоения знаний важно, чтобы цель стала самостоятельной стимулирующей силой, превратилась в мотив [4, с. 125].

Умение ученика выразить словами то, что им движет, определить иерархию приоритетности мотивов говорит об осознанности мотивов. Посещаемость и успеваемость, открытость учебной деятельности, готовности выполнять дополнительные задания или отказе от них, готовность выполнять задания разной степени сложности выражают собой мотивы реально действующие. У учеников с различной успеваемостью мотивы социально-направленные проявлены различно. Имеют свои особенности мотивы неуспевающих учеников. В случае ярко выраженного мотива, направленного на одобрение и на высокую оценку, спектр социальных мотивов учения узок. Некоторые социальные мотивы у них появляются только к 3-му классу. Хорошо успевающие ученики, которые проявляют интерес к знаниям, реальные мотивы соответствуют «знаемым». В случае, когда ученик успевает хорошо, однако истинный интерес к знаниям отсутствует, наблюдается частичное совпадение «знаемых» мотивов и реально действующих. Доминирующими выступают такие мотивы как: «получения отметки», «похвала» и «требование». Получение подкрепления, обратной информации играет особенно важную роль в начале обучения [3, с.203].

Такой мотив как «избегание неудач» выступает движимым основным мотивом у неуспевающих школьников. Мотив «избегания неудач» занимает место в первой тройке «знаемых» мотивов. Таким образом, негативный «знаемый» и реальный мотивы слабоуспевающих школьников соответствуют друг другу, а благоприятные «знаемые» («хочу получать хорошие отметки», «хочу больше знать») не соответствуют реальным. Мотив избегания неудачи свойственен всем школьникам младших классов. Однако к выпуску из начальной школы у неуспевающих детей он усиливается, ввиду практически отсутствия мотива достижения успеха. Успевающие школьники проявляют интерес к разным дисциплинам, включая сложные. Неуспевающие же ученики больше интересуются несложными, по их мнению, дисциплинами, - рисованию, физической культуре; они склонны к облегченной работе, механическому копированию действий учителя. Игровые моменты урока, наглядность материала, перемена видов деятельности, новизна материала - все это способствует интересу школьников к содержанию дисциплины. Хорошо успевающие школьники ярко проявляют мотивацию к достижению успеха. Это стремление качественно сделать работу сочетается с мотивом одобрения учителя и получением хорошей оценки. Неуспевающие ученики начальных классов не проявляют мотив достижения ярко, зачастую он отсутствует. К третьему классу увеличивается сила мотивов избегания наказаний, которые

движут ими при выполнении заданий. При этом снижается доминирование интереса к содержанию школьных предметов [5, с. 45]. К окончанию возраста младшего школьника многие ученики в связи с изменением общего смысла деятельности могут изменять конкретную цель. Так, очевидно, что мотивы учения тесно связаны с познавательной потребностью. В то время как потребность познавать выражена по-разному у разных детей, у кого-то в меньшей, у кого-то в большей степени.

Результаты исследований М.В. Матюхиной говорят о том, что познавательный интерес (интерес к содержанию и процессу), и особенно интерес теоретического типа у большинства детей к концу младшего школьного возраста находится на низком или среднем уровне [4, с.134]. Именно ввиду изложенного, столь важно и ценно прилагать усилия для формирования и развития потребности познавать так, чтобы мотивация познавать стала ведущей.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В данном исследовании приняли участие 46 школьников 3 класса, в возрасте от 8 до 10 лет. В рамках эмпирического исследования была использована методика для диагностики учебной мотивации школьников. Методика разработана Н.Ц. Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся М. В. Матюхиной, модифицированная с учетом выявленных Н.Ц. Бадмаевой дополнительных мотивов учения (коммуникативного мотива и мотива творческой самореализации).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Как показало исследование, у младших школьников присутствуют как «положительная», так и «нежелательная» мотивация. Так, в 59% ответов присутствует мотив «избегание неудач», связанный с осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности; а в 21% ответов присутствует мотив «престиж», связанный со стремлением получить или поддержать высокий социальный статус (рисунок 1).

избегание неудач престиж достижение успеха творческая самореализация аффилиации процессуальные содержательные коммуникативные благополучие

самосовершенствование и самоопределение долг и ответственность

ю ю

0

33!

□ % ответов

ж:

15 I

28:

ш

38!

НЕ

ЛИ

Рисунок 1 - Диагностика учебной мотивации младших школьников

Также полученные ответы свидетельствуют о наличии у учеников «положительной» мотивации. Вместе с тем, большой процент ответов (78%) приходится на такой мотив «положительной» мотивации, как «благополучие». Данный мотив является внешним и говорит о желании учеников получать хорошие отметки и одобрение учителей и родителей. На втором месте по популярности ответов оказался «коммуникативный» мотив - 41%, далее «содержательный» - 28%. Наличие других положительных мотивов подтверждается также полученными результатами, однако они менее выражены у младших школьников.

ВЫВОДЫ

В наши дни, как подтверждает современная практика, педагогам начальных классов необходимо не только знание нюансов и специфики профессиональной деятельности

конкретной направленности, но теоретические и практические знания из области психологии. Чрезвычайно полезными являются знания об особенностях формирования и развития положительной мотивации младших школьников, являющейся стартовой площадкой всего последующего отношения школьника к процессу образования, к способу получения знаний. Мотивация учения младших школьников является тем зерном, создав положительные условия, для которого, можно вырастить интересующуюся, любознательную, ищущую и непременно находящую личность. Поскольку мотивация учения напрямую связана с вовлеченностью учеников в учебный процесс, задача педагога заключается в создании условий, активизирующих состояние вдумчивости и размышлений над учебной деятельностью, интереса и вовлеченности. Важно побуждать учеников к активной деятельности, активному мыслительному процессу. Задача современного педагога - растить положительную мотивацию учения младших школьников, способствовать ее формированию и развитию. Исследователи, занимавшиеся и занимающиеся проблемой мотивации учения младших школьников, сходятся во мнении главенствующей роли поддержания интереса к учению у младших школьников, состояния вовлеченности в учебный процесс путем создания возможности удовлетворения собственных потребностей ученика.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2002. - 502 с.

2. Леонтьев, Д.А. Динамика смысловых процессов / Д.А. Леонтьев // Психологический журнал. - 1997. - № 6. - С. 87-96.

3. Лингарт, И. Процесс и структура человеческого учения / И. Лингарт. - М. : Прогресс, 1970. - 684 с.

4. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников / М.В. Матюхина. - М. : Педагогика, 1984. - 144 с.

5. Цукерман, Г. А. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе / Г. А. Цукерман, К.Н. Поливанова. - 2-е изд., испр. - М. : Генезис, 2003. - 128 с.

REFERENCES

1. Ilyin, E.P. (2004), Motivation and motives, Peter, St. Petersburg.

2. Leontiev, D.A. (1997), "Dynamics of semantic processes", Psychological journal, No 6, pp. 8796.

3. Lingardt, I. (1970), The process and structure of human teaching, Progress, Moscow.

4. Matyuhina, M.V. (1984), Motivation of younger pupils teaching, Pedagogy, Moscow.

5. Zuckerman, G.A. and Polivanova, K.N. (1997), Introduction into school life, Genesis, Moscow.

Контактная информация: evgrogova@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 07.06.2019

УДК 159.9+796.3

МЕТОДИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЯВЛЕНИЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СПОРТСМЕНОВ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА ВСЛЕДСТВИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО

ВЫГОРАНИЯ

Николетта Александровна Серебренникова, старший преподаватель, Роберт Кабирович Бикмухаметов, доктор педагогических наук, доцент, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

(ПГАФКСиТ), г. Казань

Аннотация

Психоэмоциональное состояние человека признается феноменом психологии в силу интегрирующего характера процессов эмоционального состояния, психологических свойств и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.