Научная статья на тему 'Универсальные учебные действия как основа формирования культуры умственного труда'

Универсальные учебные действия как основа формирования культуры умственного труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
639
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА УМСТВЕННОГО ТРУДА / ЛИЧНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ / МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБ-НОСТНЫЙ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТЫ / ДИАГНОСТИКА / АНКЕТИРОВАНИЕ / ОПРОСНИКИ / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПОНЕНТОВ / CULTURE OF MENTAL LABOR / PERSONAL COMPONENT / MOTIVATIONAL AND CONSUMERISM / INTELLECTUAL-CREATIVE AND ORGANIZATIONAL ACTIVITY COMPONENTS / DIAGNOSTICS / QUESTIONNAIRE / QUESTIONNAIRES / LEVELS OF FORMATION OF COMPONENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Субботкина Марина Игоревна

Культура умственного труда представлена как интегративное качество личности, которое в совокупности личностного, мотивационно-потребностного, интеллектуально-творческого и организационно-деятельностного компонентов определяет эффективность учебной деятельности, возможность учащегося качественно, рационально, с наименьшими затратами сил и времени выполнять умственную работу в процессе обучения. Личностный компонент базовый компонент, обеспечивающий готовность обучающихся к усвоению учебного материала, формирующий познавательную самостоятельность, познавательную активность, мировоззрение и духовный мир личности, а складывающиеся при этом личностные позитивные отношения учеников к самому учебному процессу, его направленность оказывают воздействие на все остальные компоненты, составляющие культуру умственного труда. Выявлено три уровня этого компонента: высокий, средний и низкий. Мотивационно-потреб-ностный компонент широко изучен психологами и педагогами. Психологи утверждают, что человеческая деятельность полимотивирована, но один из мотивов обычно является ведущим. Он придает деятельности личностный смысл. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости. На основе методик изучения мотивационно-потребностного компонента диагностируют мотивационно-потребностную сферу младшего школьника по трем основным уровням учебной мотивации: высокий, средний и низкий. Рассмотрен интеллектуально-творческий компонент, где интеллект определяет потенциал успешности обучения, ту планку, которую может достичь ребенок в обучении при наличии учебной мотивации. А творчество деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и культурно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т. к. всегда предполагает творца субъекта творческой деятельности. Выделена специфика трактовки творчества в образовании. Это открытие нового на субъективном уровне. Также определены три уровня развития данного компонента: высокий, средний, низкий. Дана характеристика еще одной важной составляющей единицы культуры умственного труда, а именно организационно-деятельностного компонента, т. е. качеств и способностей, которые проявляются в умении определить цели и задачи предлагаемой работы, наметить пути и средства достижения поставленной цели, умении контролировать результаты и процесс своей работы, умении оценивать степень своего усвоения учебной информации. Организационно-деятельностная сторона очень широкая и включает в себя гигиенические требования. Они рассматриваются не только как умение знать и соблюдать гигиенические требования, но и как умение применять их к умственной работе. Организационно-деятельностный компонент, как и другие компоненты культуры умственного труда, также характеризуется тремя уровнями: высоким, средним и низким.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSAL STUDY ACTIVITIES AS BASIS OF FORMATION OF MENTAL LABOR CULTURE

Culture of brainwork is presented as an integrative quality of the personality, in which a combination of personal, motivational and consumerism, intellectual and creative activity of the components determines the effectiveness of learning activities, the student’s ability accurately, efficiently, with the least expenditure of time and effort to perform mental work in the learning process. Personal component the core component to ensure the readiness of students for learning, forming of cognitive independence, cognitive activity, philosophy and spiritual world of the personality, and the emerging personal positive attitude of students to the educational process, its orientation have an impact on all the other components that make up the culture of mental labor. Three levels of this component are identified: high, medium and low. Motivational and consumerism component is widely studied by psychologists and educators. Psychologists say that human activity poly-reasoned, but one of the motives is usually leading. It makes the personal meaning for work. Motivation has a great influence on the productivity of the educational process and determines the success of learning activities. The lack of explanation of doctrine inevitably leads to a decrease in performance. Based on the techniques of studying motivational and consumerism component diagnose motivational and consumerism sphere of junior student in three main levels of learning motivation: high, medium and low. Intellectual and creative component are considered, where the intellect determines the potential success of training, the standard we can reach the child in learning in the presence of learning motivation. And creativity is the activity generating something qualitatively new and different uniqueness, originality and cultural and historical uniqueness. Creativity is specific to man, as it always involves the creator of a subject of creative activity. Specifics of the interpretation of creativity in education are highlighted. This opens a new on a subjective level. Also three levels of development of this component are defined: high, middle, low. The characteristic of another important part of the unit culture of mental labor, namely organizational and activity component, i. e. qualities and abilities, which manifest themselves in the ability to define the goals and objectives of the proposed work, to identify ways and means to achieve goals, the ability to control the results and process of their work, the ability to assess the degree of their assimilation of educational information. Activity is very broad and includes hygiene requirements. They are seen not only as the ability to know and to comply with hygienic requirements, but also as the ability to apply them for mental work. Organizational and activity component, like other components of culture mental labor is also characterized by three levels: high, medium and low.

Текст научной работы на тему «Универсальные учебные действия как основа формирования культуры умственного труда»

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.01

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ УМСТВЕННОГО ТРУДА1

© Марина Игоревна СУББОТКИНА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра общей педагогики и психологии, e-mail: [email protected]

Культура умственного труда представлена как интегративное качество личности, которое в совокупности личностного, мотивационно-потребностного, интеллектуально-творческого и организаци-онно-деятельностного компонентов определяет эффективность учебной деятельности, возможность учащегося качественно, рационально, с наименьшими затратами сил и времени выполнять умственную работу в процессе обучения. Личностный компонент - базовый компонент, обеспечивающий готовность обучающихся к усвоению учебного материала, формирующий познавательную самостоятельность, познавательную активность, мировоззрение и духовный мир личности, а складывающиеся при этом личностные позитивные отношения учеников к самому учебному процессу, его направленность оказывают воздействие на все остальные компоненты, составляющие культуру умственного труда. Выявлено три уровня этого компонента: высокий, средний и низкий. Мотивационно-потреб-ностный компонент широко изучен психологами и педагогами. Психологи утверждают, что человеческая деятельность полимотивирована, но один из мотивов обычно является ведущим. Он придает деятельности личностный смысл. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости. На основе методик изучения мотивационно-потребностного компонента диагностируют мотивационно-потребностную сферу младшего школьника по трем основным уровням учебной мотивации: высокий, средний и низкий. Рассмотрен интеллектуально -творческий компонент, где интеллект определяет потенциал успешности обучения, ту планку, которую может достичь ребенок в обучении при наличии учебной мотивации. А творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и культурно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т. к. всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности. Выделена специфика трактовки творчества в образовании. Это открытие нового на субъективном уровне. Также определены три уровня развития данного компонента: высокий, средний, низкий. Дана характеристика еще одной важной составляющей единицы культуры умственного труда, а именно организационно-деятельностного компонента, т. е. качеств и способностей, которые проявляются в умении определить цели и задачи предлагаемой работы, наметить пути и средства достижения поставленной цели, умении контролировать результаты и процесс своей работы, умении оценивать степень своего усвоения учебной информации. Организационно-деятельностная сторона очень широкая и включает в себя гигиенические требования. Они рассматриваются не только как умение знать и соблюдать гигиенические требования, но и как умение применять их к умственной работе. Организационно-деятельностный компонент, как и другие компоненты культуры умственного труда, также характеризуется тремя уровнями: высоким, средним и низким.

Ключевые слова: культура умственного труда; личностный компонент; мотивационно-потреб-ностный; интеллектуально-творческий и организационно-деятельностный компоненты; диагностика; анкетирование; опросники; уровни сформированности компонентов.

DOI: 10.20310/1810-0201-2015-20-12(152)-58-65

Культура умственного труда - интегративное качество личности, которое в сово-

1 Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ, проект № 15-36-01032а1.

купности личностного, мотивационно-по-требностного, интеллектуально-творческого и организационно-деятельностного компонентов определяет эффективность учебной

деятельности, возможность учащегося качественно, рационально, с наименьшими затратами сил и времени выполнять умственную работу в процессе обучения [1, с. 94].

Личностный компонент - базовый компонент, обеспечивающий готовность обучающихся к усвоению учебного материала, формирующий познавательную самостоятельность, познавательную активность, мировоззрение и духовный мир личности, а складывающиеся при этом личностные позитивные отношения учеников к самому учебному процессу, его направленность оказывают воздействие на все остальные компоненты, составляющие культуру умственного труда.

Личностный компонент предусматривает отношение школьников к учебной работе, удовлетворенность ее результатами. На основе исследования выявлено три уровня этого компонента: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень характеризуется глубоким положительным отношением к учебной деятельности, высокой готовностью к ней, большой увлеченностью, самокритичностью к оценке своих результатов.

Средний уровень определяется общим положительным отношением к учебе, готовностью к работе. Увлеченность на этом уровне может иногда носить не очень ярко выраженный характер, самокритичность результатов проявляется эпизодически.

Низкий уровень проявляется в нейтральном или негативном отношении к учебной деятельности, отсутствием удовлетворенности ее результатами или полным равнодушием к ним. Готовность к работе очень низкая, самокритичность к оценке своих результатов не проявляется или проявляется очень редко [2, с. 42-45].

А.А. Горчинская предлагает опросник для выявления степени выраженности познавательной самостоятельности и познавательной активности младшего школьника. Она разработала его на примере отношения к конкретному школьному предмету (математика) в виде бланка с пятью вопросами, имеющими только три варианта ответов: да, иногда, нет. Опросник имеет два варианта: для школьников и для родителей [3].

Для того чтобы диагностировать мировоззрение и духовный мир личности младшего школьника, была использована совокупность методик, направленных на диагно-

стики процесса и результата духовно-нравственного развития личности, уровня духовно-нравственного развития личности и коллектива, уровня духовно-нравственных качеств личности обучающихся. Для диагностики процесса и результата духовно-нравственного развития личности используется методика «Проявление личностных качеств в поведении ребенка», разработанная Н.Н. Александровой и Н.И. Курносовой. Она позволяет судить об уровне сформированности нравственных качеств личности.

Из имеющихся диагностических методик наиболее эффективными являются методики, разработанные О.В. Соловьевым.

Целью методики «Магазин» является изучение уровня духовно-нравственного развития личности и коллектива, побуждение детей к рефлексии.

Существует методика «Психологическая атмосфера в коллективе». Данная методика нацелена на изучение психологического климата в коллективе и взаимоотношения учащихся.

Целью методики «Диагностика развития духовно-нравственных качеств обучающихся» является диагностика уровня духовно-нравственных качеств личности обучающихся.

Для исследования уровня духовно-нравственной воспитанности учащихся 1-4 классов возможно использование методик, разработанных сотрудниками лаборатории воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО.

Методика № 1: Диагностика нравственной самооценки.

Методика № 2: Диагностика этики поведения.

Методика № 3: Диагностика отношения к жизненным ценностям.

Эти методики позволяют видеть динамику духовно-нравственного развития личности каждого ребенка и коллектива в целом, анализировать состояние воспитательной деятельности, осуществлять анализ динамики изменений в развитии отдельных качеств личности [4].

Таким образом, данные виды опросников позволяют классифицировать степень развития личностного компонента по трем вышеперечисленным уровням: высокий, средний и низкий.

Первой психологической проблемой, с которой сталкиваются учителя, поставившие себе целью воспитание культуры умственного труда школьников, является слабая мотивация учения и как следствие - недостаточность стремления совершенствоваться в этом виде деятельности (В.Н. Косырев).

Мотивационно-потребностный компонент широко изучен психологами и педагогами. Психологи утверждают, что человеческая деятельность полимотивирована, но один из мотивов обычно является ведущим. Он придает деятельности личностный смысл.

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости.

Мотивационно готовым к учебной деятельности является ребенок, у которого в сформированном виде наблюдаются черты зрелой «внутренней позиции школьника», прежде всего, характерные для нее мотивы, которые проявляются в следующих симптомах:

- ребенок хочет учиться в школе и переживает при отсутствии такой возможности;

- учение привлекает его как серьезная, социально значимая деятельность;

- сформирована широкая полимотивация учения;

- сила учебных мотивов достаточна для преодоления школьных трудностей;

- сформирована устойчивая иерархия мотивов, в которой доминируют познавательные и социальные мотивы учения и нравственные мотивы поведения;

- ребенок свободно вербализует мотивы, объясняет смысл учения, т. е. обнаруживает высокую степень осознания мотиваци-онной сферы.

Даже если у детей интеллектуальные, социально-психологические и эмоционально-волевые компоненты обучения в школе на высоком уровне, без мотивационной готовности к учебной деятельности эти компоненты не могут иметь большого значения. Именно внутренняя мотивация, ее настрой являются определяющим моментом успешного обучения (А.Л. Чепкасова).

Изучением познавательных мотивов и потребностей младших школьников давно занимались многие психологи и педагоги,

такие как К.Н. Волков, А.А. Горчинская, М.В. Матюхина, В.С. Юркевич и др. Ими были разработаны ряд методик и опросников для родителей и детей для оценки качества познавательной потребности учащихся, познавательных интересов, познавательной активности, а также познавательной самостоятельности младших школьников.

Одна из методик заключается в следующем. Школьникам предлагается нарисовать два рисунка: «Про самое интересное» и «В школе». Необходимость использования для диагностики двух рисунков объясняется тем, что, во-первых, они показывают умение школьника рисовать; во-вторых, позволяют сравнить два рисунка по цвету, а следовательно, более точно определить эмоциональное отношение к изображаемому; в-третьих, включение школьной темы в рисунок «Про самое интересное» свидетельствует о явно выраженном положительном отношении к школе.

Оба рисунка следует давать школьникам на дом. Если рисунок «В школе» дается на уроке, то большинство школьников рисует то, что видит перед глазами - получаются стереотипные изображения классной доски, шкафов, и только при явно выраженном положительном или отрицательном отношении к учению встречаются отдельные яркие рисунки [5].

Для определения познавательных мотивов и потребностей, используя рисуночную методику, не следует забывать об ограниченных диагностических возможностях методик данного типа. Широко распространенным является мнение, что рисуночные методики не могут быть единственными при диагностике. Здесь многое зависит от умения школьников рисовать и целого ряда других субъективных причин. Поэтому при диагностике рисуночная методика обычно применяется наряду с другими методиками.

Данный вариант рисуночной методики для диагностики мотивации учения младших школьников рекомендуется применять, начиная со 2-го полугодия 1-го класса. С этого времени ученикам начинают выставлять оценки, отношение школьника к учению становится более выраженным, что отражается в рисунке.

Существует методика, предназначенная для диагностики учебной мотивации школьников. Методика разработана Н.Ц. Бадмае-

вой на основе методики изучения мотиваци-онной сферы учащихся М.В. Матюхиной, модифицированная с учетом выявленных Н.Ц. Бадмаевой дополнительных мотивов учения (коммуникативного мотива и мотива творческой самореализации) [6, с. 149-150].

Нами была использована также анкета для оценки уровня школьной мотивационно-потребностной сферы младшего школьника Н.Г. Лускановой.

Учитывая психологическую незрелость младших школьников, неумение их объективно оценить свои познавательные мотивы и потребности, мы не можем всецело опираться на результаты диагностики самих младших школьников. Для того чтобы определить интенсивность познавательной потребности, В.С. Юркевич использует стан-дантизированную анкету-опросник, предназначенную для учителей, которые на основе наблюдений и бесед с родителями должны выбрать ответы на вопросы.

С помощью данной анкеты мы можем определить степень сформированности познавательного мотива. Для того чтобы определить степень выраженности познавательных интересов младших школьников, В.С. Юркевич предлагает опросник в виде бланка с пятью вопросами, имеющими возможные варианты ответов. В ходе проведения данного анкетирования учителю дается бланк стандартизированной анкеты и предлагается выбрать из предъявленных возможных вариантов какой-либо один.

На основе этих методик можно диагностировать мотивационно-потребностную сферу младшего школьника по трем основным уровням учебной мотивации.

Первый уровень - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

Средний уровень - хорошая школьная мотивация. Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой. Кроме того, может выражаться в виде положительного отношения к школе, но школа привле-

кает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

Низкий уровень - низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. В отдельных случаях встречается более выраженный низкий уровень, который проявляется в негативном отношении к школе, называемый школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно психические нарушения [6].

В школьном возрасте интенсивно формируются новые потребности и интересы: познавательные, общественные, трудовые и др. Мотивация деятельности усложняется, все более опосредуется [7].

Интеллектуально-творческий компо-нет. Интеллект очевиднее всего проявляется в легкости научения, способности быстро и легко приобретать новые знания и умения, в преодолении неожиданных препятствий.

Принято выделять интеллект, связанный со способностью оперировать словесным материалом (вербальный интеллект), и интеллект, связанный с символическим, пространственным, графическим материалом (невербальный интеллект). Уровень развития того или иного вида интеллекта во многом определяет успешность ребенка в учебной деятельности. Как способность к познанию, интеллект является «индикатором» обучаемости человека. Исследования таких ученых, как Б.Г. Ананьев, Г. Айзенк, Ф. Гальтон, Дж. Кеттелл, Ч. Спирман и других показали следующее.

1. Учиться может только тот ребенок, чей интеллект выше некоторого значения -«нижнего порога».

2. Есть взаимосвязь между уровнем развития интеллекта и школьными оценками: дети с интеллектом ниже среднего уровня никогда не входят в число хорошо или отлично успевающих, отличники и «хорошисты», как правило, имеют высокий уровень интеллекта.

3. Среди неуспевающих школьников встречаются дети с высоким уровнем интеллекта. Это, как правило, связано с низкой мотивацией детей к учебе.

Интеллект обслуживает операциональную сторону процесса познания и обеспечивает овладение содержательной стороной учебной информации, процесс выполнения самостоятельной работы. По мнению Л.С. Выготского, именно интеллектуальный фактор занимает центральное место в понятии «культура умственного труда». Правда, надо отметить, что на уровень оценок также влияют личностные качества ученика: исполнительность, дисциплинированность, самоконтроль, отсутствие критичности, доверие к авторитетам и др.

Таким образом, интеллект определяет потенциал успешности обучения, ту планку, которую может достичь ребенок в обучении при наличии учебной мотивации.

Тест умственного развития младших школьников (ТУРМШ) (авторы Е.М. Борисова, В.П. Арсланьян) позволяет оценить уровни развития как наглядного, так и вербального мышления. При этом в обоих видах мышления измеряются одни и те же логические операции: аналогии, классификации, обобщения. Тест предназначен для учащихся 2-4 классов. Он состоит из двух блоков.

Первый блок (вербальный) включает субтесты, направленные на выявление особенностей словесно-логического понятийного мышления (разработаны два варианта: А и Б). Задания состоят из вербального и числового материалов. В блок входят следующие субтесты: «Осведомленность», «Классификация», «Аналогии», «Обобщения» и два математических субтеста.

Второй блок состоит из субтестов, направленных на выявление особенностей невербального мышления, т. к. развитие в данный образовательно-возрастной период ха-

рактеризуется переходом от наглядно-образного к словесно-логическому, рассуждающему мышлению. Задания подобраны таким же образом, как и в первом блоке, но состоят из карточек с изображениями предметов, животных, растений, геометрических фигур, явлений природы и т. д. В этот блок входят следующие субтесты: «Классификация», «Аналогии», «Обобщения», «Последовательные картинки», «Геометрические аналогии».

В ряде статей Дж. Гилфорд рассматривает отношение интеллекта и креативности. Он полагал, что интеллект определяет успешность понимания и уяснения нового материала, а дивергентное мышление детерминирует творческие достижения [8].

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и культурно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т. к. всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности [9].

В контексте нашего исследования любая деятельность человека, в т. ч. и интеллектуальная, представляет собой творческий акт, ибо и субъект, и объект выходят из акта деятельности иными, чем они вошли. Но в интересах психологического анализа разделение мыслительной деятельности на творческую и репродуктивную вполне оправданно, и проводится оно на основе как объективных, так и субъективных (психологических) критериев.

1. Творческой называется такая деятельность, которая приводит к получению нового результата, нового продукта.

2. Поскольку новый продукт может быть получен случайно или путем сплошного неэвристического перебора вариантов, то к критерию новизны продукта обычно добавляют критерий новизны процесса, с помощью которого этот продукт был получен (новый метод, прием, способ действия).

3. Процесс или результат мыслительного акта называют творческим только в том случае, если он не мог быть получен в результате простого логического вывода или действия по алгоритму. В случае подлинно творческого акта преодолевается логический разрыв на пути от условий задачи к ее решению. Преодоление этого разрыва возможно за счет озарения, интуиции.

4. Творческое мышление связывают обычно не столько с решением уже поставленной кем-то задачи, сколько со способностью самостоятельно увидеть и сформулировать проблему на языке решения, например, как математическую задачу.

5. Важным психологическим критерием творческого мышления является наличие ярко выраженного эмоционального переживания, предшествующего моменту нахождения решения.

6. Творческий мыслительный акт обычно требует устойчивой и длительной или более кратковременной, но очень сильной мотивации.

Для диагностики вербальной креативности мы использовали тест Дж. Гилфорда (модифицированный Е.Е. Туник). Данный тест направлен на изучение креативности, творческого мышления. Подчеркнем специфику трактовки творчества в образовании. Создание ситуаций по преодолению затруднений, самостоятельному решению задач креативной ориентации обучаемым - несомненно, творческий процесс. Это открытие нового на субъективном уровне [10].

Происходит интеллектуальная диагностика детей младшего школьного возраста с помощью следующих признаков.

Низкий - ребенок не может сосредоточится и выслушать другого человека, но в речи может выполнять логические операции анализа, обобщения, сравнения, конкретизации и абстракции как словесного понятия. Ниже среднего - испытуемый не умеет слушать собеседника, а также допускает ошибки в словесном определении логических операций.

Средний - ребенок не способен слушать человека, предлагаемые логические операции в словесной форме - сравнение, обобщение - выполняет без ошибок. Допускает ошибки в более сложных операциях - конкретизация, синтез, анализ, абстракция - может допускать ошибки, путаться.

Высокий - при понимании мыслей другого человека и исполнении логических операций возможны ошибки, но ребенок может заметить и исправить их без помощи взрослых, самостоятельно. Очень высокий - ребенок может выслушать и понять собеседника, в словесном выражении логических операций не ошибается [11; 12].

Еще одной важной составляющей единицей культуры умственного труда является организационно-деятельностный компонент, т. е. качества и способности, которые проявляются в умении определить цели и задачи предлагаемой работы, наметить пути и средства достижения поставленной цели, умении контролировать результаты и процесс своей работы, умении оценивать степень своего усвоения учебной информации.

Организационно-деятельностная сторона очень широкая и включает в себя гигиенические требования. Они рассматриваются не только как умение знать и соблюдать гигиенические требования, но и как умение применять их к умственной работе (умение учитывать особенности своей памяти, внимания и т. п.). Гигиена учебной работы имеет целью разработку мероприятий и средств, обеспечивающих в процессе обучения наименьшие затраты организма учащихся, в первую очередь коры головного мозга, и предупреждающих развитие большого утомления и тем более переутомления детей и подростков [12].

Гигиенический компонент создает условия рациональной организации учебного труда, от него зависит степень их работоспособности.

Организационно-деятельностный компонент, как и личностный так же выделяет три уровня [13]. Высокий уровень подразумевает знание об этом компоненте культуры умственного труда, владение умениями и эффективное использование их на занятиях. Позднее эти умения могут трансформироваться в привычку рациональной работы на занятиях по всем предметам. На этом уровне учащиеся сначала выполняют трудные задания, затем -более простые, чередуют умственную деятельность с периодами отдыха, учитывают особенности своей памяти и внимания.

Средний уровень характерен тем, что у школьников накоплена определенная база знаний. Учащиеся уже могут их применять, но это пока не стало у них привычкой, поэтому самостоятельно школьники применяют их редко. Школьники могут объяснить основные гигиенические требования и соблюдать их, знают об особенностях своей памяти и внимания, иногда учитывают их.

Низкий уровень определяется отрывочными знаниями о компоненте, учащиеся не

могут применять эти знания на занятиях и, как правило, не пытаются это делать. Учащиеся не могут объяснить гигиенические требования и не выполняют их, не делают перерывов при выполнении задания, не знают об особенностях своей памяти и внимания.

Для того чтобы диагностировать степень развитости данного компонента, мы предлагаем анкету-опросник, разработанную нами на основе советов по организации и гигиене труда младшего школьника [14].

Данная анкета состоит из вопросов и нескольких вариантов ответов на них. Она позволяет выявить, рационально ли использует ребенок свое время на выполнение домашнего задания, правильно ли сочетает режим труда и отдыха и т. п.

Таким образом, диагностика компонентов культуры умственного труда все больше интересует психологов и педагогов, чтобы помочь современному школьнику освоить современную программу обучения, добиться качественных результатов в учебе, максимально правильно и органично организовать свою работу в школе и дома, а также помочь современным педагогам выявлять учеников одаренных, с высокими творческими способностями, помогать развивать их.

1. Субботкина М.И., Шаршов И.А. Становление понятия «культура умственного труда» // Основш парадигми педагопки та психологи в XXI столгтп: матерiали мiжнародноi науко-во-практичноi конференцп. Одесса, 2012.

2. Зайцева С.С. Культура умственного труда как педагогический феномен // Вестник УРАО. М., 2007. № 1. С. 42-45.

3. Методы изучения познавательного интереса в младшем школьном возрасте. URL: http:// pandia.ru/text/78/101/515.php (дата обращения: 23.10.2015).

4. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся. URL: http://schoo l45-nn.ru/index.php?catid=54:oop-noo&id=220: programma-duxovno-nravstvennogo-razvitiya-vospitaniya-obuchayushhixsya&Itemid=146& option=com_content&view=article (дата обращения: 23.10.2015).

5. Проективная диагностика мотивации учения младших школьников. URL: http://www.vash-psixolog.ru/psychodiagnostic-school-psycho-logist/59-diagnosis-motivational-sphere/127 (дата обращения: 23.10.2015).

6. Бадмаева Н.Ц. Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика

М.В. Матюхиной в модификации Н.Ц. Бад-маевой) // Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: монография. Улан-Удэ, 2004.

7. Повышение мотивации учебной деятельности. URL: http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodi-cheskikh-obedinenii/library/2012/12/04/povyshe-nie-motivatsii-uchebnoy (дата обращения: 23.10.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Кубарева М., Шкрябко И.П. Особенности использования тестов интеллекта в работе с младшими школьниками // Студенческий научный форум: 6 Международная студенческая электронная научная конференция. М., 2014.

9. Российский энциклопедический словарь: РЭС: в 2 кн. / гл. ред. А.М. Прохоров. М., 2001.

10. Шаршов И.А. Профессионально-творческое саморазвитие субъектов образовательного процесса в вузе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Белгород, 2005.

11. Шаршов И.А. Система критериев, показателей и уровней процесса профессионально-творческого саморазвития субъектов в вузе // Психолого-педагогический журнал Гаудеа-мус. Тамбов, 2008. Т. 1. № 13. С. 9-17.

12. Интеллектуальная диагностика детей младшего школьного возраста: метод тестирования. URL: http://veselajashkola.ru/shkola/ intellektualnaya-diagnostika-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta-metod-testirovaniya/ (дата обращения: 23.10.2015).

13. Основы экономики с помощью культуры умственного труда. URL: http://sport-zdorovye-bezopasnost.webnode.ru/news/osnovy-ekono-miki-s-pomoshhyu-kultury-umstvennogo-truda-/ (дата обращения: 23.10.2015).

14. Шаршов И.А., Старцев М.В., Королева А.В. Системно-квалиметрический подход к исследованию и оценке педагогических процессов и явлений // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 11 (103). С. 110-116.

1. Subbotkina M.I., Sharshov I.A. Stanovlenie ponjatija "kul'tura umstvennogo truda" // Osnovni paradigmi pedagogiki ta psihologii v XXI stolitti: materiali mizhnarodnoi naukovo-praktichnoi konferencii. Odessa, 2012.

2. Zajceva S.S. Kul'tura umstvennogo truda kak pedagogicheskij fenomen // Vestnik URAO. M., 2007. № 1. S. 42-45.

3. Metody izuchenija poznavatel'nogo interesa v mladshem shkol'nom vozraste. URL: http:// pandia.ru/text/78/101/515.php (data obrashhenija: 23.10.2015).

4. Programma duhovno-nravstvennogo razvitija, vospitanija obuchajushhihsja. URL: http://schoo

l45-nn.ru/index.php?catid=54:oop-noo&id=220: programma-duxovno-nravstvennogo-razvitiya-vospitaniya-obuchayushhixsya&Itemid=146& option=com_content&view=article (data

obrashhenija: 23.10.2015).

5. Proektivnaja diagnostika motivacii uchenija mladshih shkol'nikov. URL: http://www.vash-psixolog.ru/psychodiagnostic-school-psycho-logist/59-diagnosis-motivational-sphere/127 (data obrashhenija: 23.10.2015).

6. Badmaeva N.C. Metodika dlja diagnostiki uchebnoj motivacii shkol'nikov (metodika M.V. Matjuhinoj v modifikacii N.C. Badmaevoj) // Vlijanie motivacionnogo faktora na razvitie umstvennyh sposobnostej: monografija. Ulan-Udje, 2004.

7. Povyshenie motivacii uchebnoj dejatel'nosti. URL: http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodi-cheskikh-obedinenii/library/2012/12/04/povyshe-nie-motivatsii-uchebnoy (data obrashhenija: 23.10.2015).

8. Kubareva M., Shkrjabko I.P. Osobennosti ispol'zovanija testov intellekta v rabote s mladshimi shkol'nikami // Studencheskij nauchnyj forum: 6 Mezhdunarodnaja studencheskaja jelektronnaja nauchnaja konferencija. M., 2014.

9. Rossijskij jenciklopedicheskij slovar': RJeS: v 2 kn. / gl. red. A.M. Prohorov. M., 2001.

10. Sharshov I.A. Professional'no-tvorcheskoe samorazvitie sub#ektov obrazovatel'nogo processa v vuze: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Belgorod, 2005.

11. Sharshov I.A. Sistema kriteriev, pokazatelej i urovnej processa professional'no-tvorcheskogo samorazvitija sub#ektov v vuze // Psihologo-pedagogicheskij zhurnal Gaudeamus. Tambov, 2008. T. 1. № 13. S. 9-17.

12. Intellektual'naja diagnostika detej mladshego shkol'nogo vozrasta: metod testirovanija. URL: http://veselaj ashkola. ru/shkola/ intellektualnaya-diagnostika-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta-metod-testirovaniya/ (data obrashhenija: 23.10.2015).

13. Osnovy jekonomiki s pomoshh'ju kul'tury umstvennogo truda. URL: http://sport-zdorovye-bezopasnost.webnode.ru/news/osnovy-ekono-miki-s-pomoshhyu-kultury-umstvennogo-truda-/ (data obrashhenija: 23.10.2015).

14. Sharshov I.A., Starcev M.V., Koroleva A.V. Sistemno-kvalimetricheskij podhod k issledovaniju i ocenke pedagogicheskih processov i javlenij // Vestnik Tambovskogo universiteta. Serija Gumanitarnye nauki. Tambov, 2011. Vyp. 11 (103). S. 110-116.

Поступила в редакцию 23.11.2015 г.

UDC 37.01

UNIVERSAL STUDY ACTIVITIES AS BASIS OF FORMATION OF MENTAL LABOR CULTURE Marina Igorevna SUBBOTKINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, General Pedagogy and Psychology Department, e-mail: [email protected]

Culture of brainwork is presented as an integrative quality of the personality, in which a combination of personal, motivational and consumerism, intellectual and creative activity of the components determines the effectiveness of learning activities, the student's ability accurately, efficiently, with the least expenditure of time and effort to perform mental work in the learning process. Personal component - the core component to ensure the readiness of students for learning, forming of cognitive independence, cognitive activity, philosophy and spiritual world of the personality, and the emerging personal positive attitude of students to the educational process, its orientation have an impact on all the other components that make up the culture of mental labor. Three levels of this component are identified: high, medium and low. Motivational and consumerism component is widely studied by psychologists and educators. Psychologists say that human activity poly-reasoned, but one of the motives is usually leading. It makes the personal meaning for work. Motivation has a great influence on the productivity of the educational process and determines the success of learning activities. The lack of explanation of doctrine inevitably leads to a decrease in performance. Based on the techniques of studying motivational and consumerism component diagnose motivational and consumerism sphere of junior student in three main levels of learning motivation: high, medium and low. Intellectual and creative component are considered, where the intellect determines the potential success of training, the standard we can reach the child in learning in the presence of learning motivation. And creativity is the activity generating something qualitatively new and different uniqueness, originality and cultural and historical uniqueness. Creativity is specific to man, as it always involves the creator of a subject of creative activity. Specifics of the interpretation of creativity in education are highlighted. This opens a new on a subjective level. Also three levels of development of this component are defined: high, middle, low. The characteristic of another important part of the unit culture of mental labor, namely organizational and activity component, i. e. qualities and abilities, which manifest themselves in the ability to define the goals and objectives of the proposed work, to identify ways and means to achieve goals, the ability to control the results and process of their work, the ability to assess the degree of their assimilation of educational information. Activity is very broad and includes hygiene requirements. They are seen not only as the ability to know and to comply with hygienic requirements, but also as the ability to apply them for mental work. Organizational and activity component, like other components of culture mental labor is also characterized by three levels: high, medium and low.

Key words: culture of mental labor; personal component; motivational and consumerism; intellectual-creative and organizational activity components; diagnostics; questionnaire; questionnaires; levels of formation of components. DOI: 10.20310/1810-0201-2015-20-12(152)-58-65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.