Научная статья на тему 'Основные направления формирования мотивов учения у младших школьников'

Основные направления формирования мотивов учения у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
562
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ / MOTIF / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / PRIMARY SCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасова С.И., Зайцева О.Г., Таранова Е.В., Таран О.А., Волобуева Е.В.

Формирование умений и навыков, интеллектуальная самостоятельность учащихся, организация умственной деятельности, социальные установки, социальные мотивы учения, мотив избегания неудач, новизна материала, мотивация, как процесс изменения состояний, широта интересов школьников, преодоление трудностей в учебном процессе, социальные и познавательные мотивы, познавательный процесс, избирательная направленность личности, процесс и результат деятельности, интересы младших школьников, любознательность умственной активности, авторитет учителя, готовность выполнять задания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic directions in forming motives of study for children in primary school

Formation of skills, intellectual independence of students, organization of mental activity, attitudes, social motives teaching motive of avoiding failure, Innovation, motivation, as the process of change in the states, the breadth of interests of students, to overcome the difficulties in teaching, social and cognitive motives, cognitive process, the electoral orientation of the person, the process and the result of the activities, interests, primary school children, curiosity, mental activity, the teacher's authority, the willingness to carry out the task.

Текст научной работы на тему «Основные направления формирования мотивов учения у младших школьников»

Тарасова С.И. Зайцева О.Г., Таранова Е.В., Таран О.А.,

Волобуева Е.В.

Ставропольский государственный аграрный университет

Основные направления формирования мотивов учения у младших школьников

Обучение учащихся знаниям, формирование умений и навыков является важнейшей задачей школы. Однако известно, что эта задача пока еще решается недостаточно эффективно. Часто в практике работы школы можно наблюдать явление: ученик знает правила, а применить их не может или наоборот - задачу решил, а поделиться способом не может. И в том, и в другом случае можно утверждать, что знаний у ученика нет. Ибо знание, по определению Л.М.Фридмана, - «есть система, единство психического представления и его речевого выражения».

Чтобы овладеть знанием, ученик должен включить его в собственную деятельность: оперировать им, использовать для переработки информации, для решения задач, для выполнения интеллектуальных и практических действий, т.е. самостоятельно применять знание в мышлении.

Исходя из данного утверждения можно говорить о том, что интеллектуальная самостоятельность учащихся - это умение самостоятельно организовывать умственную деятельность по усвоению знаний, по выработке умений и навыков.

Факторами, обеспечивающими эффективность образования, (наряду с другими) являются непрерывность и преемственность в обучении.

В период младшего школьного возраста появляются новые мотивы (потребности, интересы, желания), происходят перестановки в иерархической мотивационной системе ребенка. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им приходят новые. То, что имеет отношение к учебной деятельности, оказывается значимым, ценным, то же, что имеет отношение к игре, становится менее важным. По-прежнему

ведущими являются «непосредственно действующие мотивы», а принимаемые намерения «идут на поводу» у непосредственных, побуждений, желаний. По данным Л. Кольберга , 70% семилетних детей ориентируются в своем поведении на возможное поощрение или наказание «здесь и сейчас».

У младших школьников появляются новые социальные установки, новые социальные мотивы, связанные с чувством долга и ответственности, с необходимостью получения образования («быть грамотным»). Так, по данным И. М. Вереникиной, в период от 8 до 10 лет возрастает число детей, мотивирующих свою учебную деятельность чувством долга, но уменьшается число детей, которые учатся с интересом. Реально действующим мотивом является получение высокой отметки или похвалы.

В соревновательной ситуации у первоклассников мотив работы на себя, по данным Н. Н. Власовой и других исследователей, оказался более действенным, чем на команду, однако в 3-м классе уже сильнее выражен общественный мотив («за класс»), чем индивидуальный («за себя»).

При этом если в 3-м классе общественные мотивы выражены у мальчиков и девочек одинаково, то в 4-м классе эти мотивы чаше проявляются у девочек.

Младшие школьники в большей мере, чем дошкольники, способны подавлять свои желания ради блага других. Так, Л. С. Славина предлагала младшим школьникам, увлеченным игрой, сделать другую работу — вырезать и оклеить цветной бумагой картонные квадратики для детского сада. Половина детей бросили игру и, что важно, — в дальнейшем они интересовались, как в детсаде оценили их работу.

К концу младшего школьного возраста большинство учащихся при изменении общего смысла деятельности могут изменять конкретную цель. Это свидетельствует о том, что начинает функционировать возвратный механизм формирования мотива, о котором говорит А. А. Файзуллаев. У школьников младших классов совершенствуется умение планировать свои действия.

Социальные мотивы учения по-разному выражены у школьников с разной успеваемостью. Как отмечает П. Ю. Кулагина, мотивы неуспевающих школьников специфичны. При наличии сильного мотива получения хорошей отметки и одобрения круг их социальных мотивов учения сужен. Некоторые социальные мотивы у них появляются только к 3-му классу.

Неуспевающие ученики ориентируются на процесс выполнения отдельных, частных действий и на протяжения всех лет обучения в начальной школе сохраняют склонность к облегченной учебной работе, механическому копированию действий учителя. Интерес к содержанию предмета обычно связан с новизной материала, сменой конкретных видов работы, наглядной стороной обучения и игровыми элементами урока.

У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха — желание хорошо выполнить задание, сочетающееся с мотивом получения высокой отметки или одобрения взрослых. У слабо успевающих школьников начальных классов мотив достижения выражен значительно хуже, а в ряде случаев вообще отсутствует.

Мотив избегания неудачи присущ как хорошо успевающим, так и плохо успевающим учащимся младших классов. К окончанию начальной школы, у последних, он достигает значительной силы, так как мотив достижения успеха у них практически отсутствует. Почти четверть неуспевающих третьеклассников отрицательно относятся к учению из-за того, что у них преобладает мотив избегания неудачи.

В этом же возрасте школьники испытывают потребность реализовывать себя как субъекта, приобщаясь к социальным сторонам жизни не просто на уровне понимания, но и как преобразователи. Главным критерием оценки себя и других становятся нравственные и психологические особенности личности.

Среди всех понятий, которые используются в психологии для обеспечения и объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива.

Рассмотрим их. Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое) и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Мотивация (от лат. шоуео — двигаю) — общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Имея в виду учителей, говорим о мотивации обучения, с позиций обучаемого следует вести речь о мотивации учения.

Мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки. Мотивы можно определить и как отношение школьника к предмету его деятельности, направленность на эту деятельность. В роли мотивов выступают во взаимосвязи потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Поэтому мотивы — очень сложные образования, представляющие собой динамические системы, в которых осуществляются анализ и оценка альтернатив, выбор и принятие решений. Мотивы всегда представляют собой комплексы, и в педагогическом процессе мы почти никогда не имеем дело с одним действующим мотивом. Мотивы не всегда осознаются учителями и учащимися.

Выделяют положительные и отрицательные стороны мотивации учения младшего школьника и ее динамику на протяжении этого возраста.

В качестве благоприятных черт мотивации отмечается общее положительное отношение ребенка к школе, широта его интересов, любознательность. Широта интересов младших школьников проявляется в том, что их интересуют многие явления окружающей жизни, которые не

входят в программу даже средней школы. Любознательность является формой проявления широкой умственной активности младших школьников. Непосредственность, открытость, доверчивость младших школьников, их вера в непререкаемый авторитет учителя и готовность выполнять любые его задания являются благоприятными условиями для упрочения в этом возрасте широких социальных мотивов долга, ответственности, понимания необходимости учиться.

Мотивация младших школьников имеет и ряд негативных черт, характеристик, препятствующих учению. Так, интересы младших школьников:

- недостаточно действенны, так как сами по себе долго не поддерживают учебную деятельность;

- неустойчивы, то есть ситуативны, быстро удовлетворяются и без поддержки учителя могут угасать и не возобновляться (учебный материал и задания нередко быстро надоедают ученику, вызывают утомление);

- мало осознанны, что проявляется в неумении школьника назвать, что и почему ему нравится в данном предмете;

- слабо обобщены, то есть охватывают один или несколько учебных предметов, но объединенных по их внешним признакам; содержат в себе ориентировку школьника чаще на результат учения (знание, причем с их фактической, иллюстративной стороны и лишь затем - закономерности), а не на способы учебной деятельности;

До конца начальной школы порой не складывается интерес к преодолению трудностей в учебной работе (что нередко косвенно стимулируется самими учителями, так как в отметке, оценивается прежде всего результат, а не стремление к преодолению трудностей, которая чревата неуспехом).

Все эти особенности обуславливают поверхностный, в ряде случаев недостаточный интерес к учению, называемый иногда формальным и беспечным отношением к школе.

Отношение младшего школьника к учителю в целом доброжелательное и доверчивое, хотя его огорчает получение плохих отметок. Уже появляется стремление занять определенное место и в коллективе сверстников, ориентировка на мнение товарищей. Мотивы коллективной работы широко присутствуют у младших школьников, но пока в самом общем и наивном их проявлении.

По видам выделяются социальные и познавательные мотивы, по уровням они подразделяются следующим образом:

- широкие социальные мотивы (долг, ответственность, понимание социальной значимости учения); прежде всего это стремление личности через учение утвердиться в обществе, утвердить свой социальный статус;

- узкие социальные (или позиционные) мотивы (стремление занять определенную должность в будущем, получить признание окружающих, получать достойное вознаграждение за свой труд);

- мотивы социального сотрудничества (ориентация на различные способы взаимодействия с окружающими, утверждение своей роли и позиции в классе);

- широкие познавательные мотивы. Проявляются как ориентация на эрудицию, реализуются как удовлетворение от самого процесса учения и его результатов. Познавательная деятельность человека является ведущей сферой его жизнедеятельности;

- учебно-познавательные мотивы (ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов);

- мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний).

Мотивы учения иногда подразделяют на внешние и внутренние. Первые, естественно, исходят от педагогов, родителей, класса, общества в целом и приобретают форму подсказок, намеков, требований, указаний, понуканий или далее принуждений. Они, как правило, действуют, но их действие нередко встречает внутреннее сопротивление личности, а поэтому

не может быть названо гуманным. Необходимо, чтобы сам обучаемый захотел что-то сделать и сделал это. Истинный источник мотивации человека находится в нем самом. Вот почему решающее значение придается не мотивам обучения — внешнему нажиму, а мотивам учения — внутренним побудительным силам.

Существуют осознанные и неосознанные мотивы. Первые выражаются в умении школьника рассказать о том, какие причины побуждают его к действию, выстроить побуждения по степени значимости. Неосознанные мотивы лишь ощущаются, существуют в смутных, не контролируемых сознанием влечениях, которые тем не менее могут быть очень сильными.

Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес.

Познавательный интерес - избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

Тарасова С.И. Зайцева О.Г., Таранова Е.В., Таран О.А., Волобуева Е.В. Основные направления формирования мотивов учения у младших школьников. Формирование умений и навыков, интеллектуальная самостоятельность учащихся, организация умственной деятельности, социальные установки, социальные мотивы учения, мотив избегания неудач, новизна материала, мотивация, как процесс изменения состояний, широта интересов школьников, преодоление трудностей в учебном процессе, социальные

и познавательные мотивы, познавательный процесс, избирательная направленность личности, процесс и результат деятельности, интересы младших школьников, любознательность умственной активности, авторитет учителя, готовность выполнять задания.

Ключевые слова: мотив, обучение, младшие школьники.

Tarasova S., Zaitseva O., Taranova E., Taran O., Volobueva E. Basic directions in forming motives of study for children in primary school. Formation of skills, intellectual independence of students, organization of mental activity, attitudes, social motives teaching motive of avoiding failure, Innovation, motivation, as the process of change in the states, the breadth of interests of students, to overcome the difficulties in teaching, social and cognitive motives, cognitive process, the electoral orientation of the person, the process and the result of the activities, interests, primary school children, curiosity, mental activity, the teacher's authority, the willingness to carry out the task. Keywords: motif, training, primary school children.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.