Научная статья на тему 'Структурно-иерархические характеристики мотивации овладения иностранным языком в начальной школе'

Структурно-иерархические характеристики мотивации овладения иностранным языком в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / СТРУКТУРА МОТИВАЦИИ ОВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / FOREIGN LANGUAGE / ELEMENTARY SCHOOL-AGE / ELEMENTARY SCHOOL / STRUCTURE OF MOTIVATION FOR MASTERING A FOREIGN LANGUAGE / EDUCATION MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никишова Алла Васильевна, Кривоносова Елена Валерьевна

В статье анализируется проблема мотивации овладения иностранным языком младшими школьниками. Приведены результаты эмпирического исследования видовых, структурных и иерархических характеристик мотивации изучения иностранного языка учащимися третьих классов. Сформулированы рекомендации дидактического плана по развитию мотивации изучения иностранного языка у младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никишова Алла Васильевна, Кривоносова Елена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL-HIERARCHICAL CHARACTERISTICS OF MOTIVATION OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE IN THE ELEMENTARY SCHOOL

The article analyzes the problem of motivation for mastering a foreign language by elementary school-age children. The results of empirical investigation of specific, structural and hierarchical characteristics of the motivation for studying a foreign language by schoolchildren of the third forms are presented. The recommendations of the didactic plan on the development of the motivation for studying a foreign language by elementary school-age children are given.

Текст научной работы на тему «Структурно-иерархические характеристики мотивации овладения иностранным языком в начальной школе»

УДК 802.373.3

Никишова Алла Васильевна

кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой межкультурных

коммуникаций и технического перевода e-mail: alla-nikishova@mail.ru

Кривоносова Елена Валерьевна

старший преподаватель кафедры межкультурных коммуникаций

и технического перевода e-mail: ekrivonosova@tyt. by

УО «Белорусский государственный технологический университет»

Минск, Беларусь 220006, Минск, Свердлова,13а, (+375 17) 226-10-82

СТРУКТУРНО-ИЕРАРХИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОТИВАЦИИ ОВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Alla V. Nikishova

PhD (Philology), Associate Professor, Head of the Department of Intercultural Communication and Technical Translation

e-mail: alla-nikishova@mail.ru

Elena V. Kryvonosova

Senior Lecturer of the Department of Intercultural Communication

and Technical Translation

e-mail: ekrivonosova@tyt. by

Educational Institution «Belarusian State Technological University» 13a, Sverdlova, 220006, Minsk, Belarus

STRUCTURAL-HIERARCHICAL CHARACTERISTICS OF MOTIVATION

OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE IN THE ELEMENTARY

SCHOOL

Аннотация. В статье анализируется проблема мотивации овладения иностранным языком младшими школьниками. Приведены результаты эмпирического исследования видовых, структурных и иерархических характеристик мотивации изучения иностранного языка учащимися третьих классов. Сформулированы рекомендации дидактического плана по развитию мотивации изучения иностранного языка у младших школьников.

Ключевые слова: иностранный язык, младший школьный возраст, начальная школа, структура мотивации овладения иностранным языком, учебная мотивация.

© Никишова А.В., Кривоносова Е.В., 2018

Abstract. The article analyzes the problem of motivation for mastering a foreign language by elementary school-age children. The results of empirical investigation of specific, structural and hierarchical characteristics of the motivation for studying a foreign language by schoolchildren of the third forms are presented. The recommendations of the didactic plan on the development of the motivation for studying a foreign language by elementary school-age children are given.

Key words: foreign language, elementary school-age, elementary school, structure of motivation for mastering a foreign language, education motivation.

Проблема исследования мотивации в целом и мотивации учебной деятельности школьников в частности является одной из центральных проблем психологической и педагогической науки. Современная школа находится на стадии динамического обновления, постоянно происходит совершенствование содержания, организационных форм обучения, внедрение инновационных технологий в образовательный процесс. Но, несмотря на это, сохраняется проблема школьной неуспеваемости, низкой эффективности учебной деятельности, в том числе сопряженной с освоением иностранного языка. С психологической точки зрения важная роль в эффективности учебной деятельности принадлежит мотивационным переменным.

Мотивация определяет индивидуальный стиль учебной деятельности, способствует формированию учебных интересов, позитивно окрашенного эмоционального отношения к учебному процессу, ориентирует младших школьников на достижение успехов не только в учебной, но и в других видах деятельности. Кроме того, именно в младшем школьном возрасте происходит овладение всеми структурными компонентами учебной деятельности, а также формирование умственных и практических операций, без которых невозможны обучение и практическая деятельность. Следствием отсутствия мотивации к успешной деятельности выступают трудности в овладении программой средних классов.

В современной психолого-педагогической литературе проблема мотивации учебной деятельности анализируется с разных позиций. Структура и динамика мотивации, обусловленные целями обучения, проанализированы В.И. Васильевым [1], И.Ю. Кулагиной [3], Т.А. Матис [4], Ю.М. Орловым [7] и другими учеными. Возрастные особенности мотивации учебной деятельности раскрыты в трудах Т.О. Гордеевой [2], А.К. Марковой, М.В. Матюхиной [5], Н.Г. Морозовой [6] и Д.Б. Эльконина [9] и др.

Актуальность исследования мотивации изучения иностранного языка детерминирована следующими факторами. Во-первых, проблема мотивационной структуры учебной деятельности современных младших школьников, несмотря на свою психолого-педагогическую значимость, не получила детального освещения в научных исследованиях. Во-вторых, учеными отмечается тревожная тенденция снижения мотивации изучения иностранного языка от класса к классу [8], хотя именно мотивация обеспечивает устойчивость, направленность и продуктивность познавательной активности обучающихся. В-третьих, процессы межкультурной интеграции

на национальном и международном уровнях обусловливают модернизацию содержания языкового образования, предъявляя все более высокие требования к качеству овладения иноязычными компетенциями обучающимися.

Изучение иностранного языка начинается уже в начальной школе. Педагогам важно иметь отчетливые представления о мотивации изучения иностранного языка, имеющейся у младших школьников. Данная информация позволит им соотнести содержание учебного процесса с соответствующими типами мотивации младших школьников, т.е. создать стойкую сопутствующую мотивацию, гарантирующую прогресс в овладении иностранным языком.

С целью выявления мотивации изучения иностранного языка младшими школьниками нами было проведено исследование на базе общеобразовательных учреждений. Выборку исследования составили 60 обучающихся 3-х классов.

Диагностический инструментарий исследования был представлен модифицированными в соответствии с целью исследования методиками: «Диагностика учебной мотивации школьников» М.В. Матюхиной (в модификации Н.Ц. Бадмаевой), «Диагностика структуры учебной мотивации школьника» М.В. Матюхиной, «Изучение учебной мотивации школьников» М.Р. Гинзбурга.

На основе данных, полученных по методике М.В. Матюхиной (в модификации Н.Ц. Бадмаевой), нами определена иерархия мотивов изучения иностранного языка в начальной школе:

1. Мотивы престижа (23 %). Большинство младших школьников стремятся поддерживать высокий социальный статус за счет овладения иностранным языком. Это может быть обусловлено, прежде всего, социокультурной ситуацией современного общества, где собственный престиж, стремление занимать высокий социальный статус и положение является одной из приоритетных ценностей.

2. Коммуникативные мотивы (13 %). Второе место по значимости для младших школьников занимают мотивы, связанные с потребностью в общении, в стремлении получить удовлетворение от процесса общения на иностранном языке, от налаживания отношений с другими людьми, от эмоционально окрашенных взаимодействий с ними. Г.В. Горова, Ф.М. Рабинович и Т.Е. Сахарова указывают на специфичность и значимость коммуникативных мотивов для лиц, овладевающих иностранным языком.

3. Мотивы долга и ответственности, избегания неудач (10 %). Можно сделать вывод, что данные мотивы обладают средней побудительной силой для младших школьников. С одной стороны, младшие школьники стремятся изучать иностранный язык в учреждении образования, даже при отсутствии интереса, руководствуясь внушенной взрослыми установкой «должен», с другой стороны, причиной изучения иностранного языка, усердного овладения им выступает чувство страха, желание избежать наказания. Доминирование последнего мотива на уроках иностранного языка приводит к снижению значимости содержания урока для обучающихся и блокированию их познавательной активности. Уроки иностранного языка сопряжены для них

с возможной неудачей, вследствие чего они испытывают отрицательные эмоции в отношении учебного процесса и иностранного языка, не испытывают удовольствие от учебной деятельности.

4. Мотивы благополучия, учебно-познавательные или инструментальные (содержание и процесс учения), достижения успеха (6 %). Для обучающихся, у которых выражены данные учебные мотивы, характерна ориентация на усвоение способов добывания знаний по иностранному языку, а именно интерес к приемам приобретения знаний и новой информации, а также рациональной организации своей учебной деятельности по овладению иностранным языком. Помимо того, характерно стремление к высоким показателям в изучении иностранного языка, желание преодолевать трудности в его освоении, внутренняя атрибуция собственных достижений в овладении его грамматической, фонетической и синтаксической сторонами.

5. Мотивы самоопределения и самосовершенствования (3 %). Данная группа мотивов в меньшей степени стимулирует обучающихся начальной школы к изучению иностранного языка. В наименьшей степени для них характерны действия по осуществлению самообразования (чтение дополнительной литературы по иностранному языку, посещение кружков и т.д.).

По методике «Диагностика структуры учебной мотивации школьника» М.В. Матюхиной нами были рассмотрены соотношения групп мотивов в структуре мотивации изучения иностранного языка: познавательные и социальные мотивы, внешние и внутренние мотивы.

К познавательным мотивам мы отнесли: широкие познавательные, учебно-познавательные и мотивы саморазвития (самообразования), к социальным - коммуникативные (мотив сотрудничества) и узкий социальный мотив (позиция школьника). Нами было определено возможное соотношение этих групп мотивов при изучении иностранного языка у младших школьников: познавательные мотивы выражены сильнее, чем социальные мотивы (П > О); социальные мотивы выражены сильнее, чем познавательные мотивы (С > П); познавательные и социальные мотивы представлены в структуре мотивации учебной деятельности в равной степени (П = С).

Группу внешних мотивов составили: эмоциональные мотивы (стремление получать позитивные эмоции), позиция школьника и мотив получения поощрения или избегания наказания; группу внутренних мотивов -познавательные, саморазвития и достижения.

Нами было определено возможное соотношение этих групп мотивов у младших школьников, изучающих иностранный язык: внешние мотивы выражены сильнее, чем внутренние мотивы (Внеш. > Внутр.); внутренние мотивы выражены сильнее, чем внешние мотивы (Внутр. > Внеш.); внешние и внутренние мотивы представлены в структуре мотивации учебной деятельности в равной степени (Внеш. = Внутр.). У младших школьников преобладают внешние мотивы изучения иностранного языка. Они выявлены у 80 % испытуемых.

К оптимальным структурам мотивации изучения иностранного языка мы отнесли: П > C и Внутр. > Внеш.; П > C и Внеш. = Внутр.; П = С и Внутр. >

Внеш.; П = С и Внеш. = Внутр. В качестве неоптимальной структуры мотивации изучения иностранного языка мы определили следующую структуру: С > П и Внеш. > Внутр. Следует отметить, что у 20 % испытуемых выявлено оптимальное сочетание познавательных и социальных мотивов изучения иностранного языка. Данные младшие школьники осознают важность овладения грамматикой и фонетикой иностранного языка, навыками говорения на иностранном языке и прилагают для этого соответствующие усилия. Обладает неоптимальным сочетанием указанных мотивов 80 % младших школьников. Им свойственно рассмотрение высокой успеваемости по иностранному языку как способа достижения иных целей, не связанных с содержанием учебной деятельности (получение материального поощрения от родителей, похвала со стороны педагога, его расположение и т.д.). Они ориентированы на внешние показатели успешности овладения иностранным языком (отметки, правильно выполненные задания), достигаемые различными способами (списывание, манипуляция и т.д.).

Уровневые характеристики мотивации овладения иностранным языком были определены с помощью методики «Изучение учебной мотивации школьников» М.Р. Гинзбурга. Установлено, что очень высокий уровень мотивации, характеризующийся преобладанием учебных мотивов, наличие в низкой степени социальных мотивов в изучении иностранного языка продемонстрировали 10 % младших школьников.

Высоким уровнем учебной мотивации, для которого свойственно преобладание социальных мотивов и присутствие в определенной степени учебного и позиционного мотивов, в изучении иностранного языка обладают 13 % младших школьников.

Две описанные группы учащихся обладают ориентацией на овладение новыми знаниями по иностранному языку, учебными навыками, отличаются глубиной интереса к иностранному языку. Они стремятся самостоятельно повышать уровень владения иностранным языком.

Мотивация овладения иностранным языком данных групп учащихся выступает предиктором их высокой академической успеваемости. Они проявляют интерес и стремление к устранению возникающих пробелов в освоении учебного материала, демонстрируют ответственность в овладении грамматикой и стилистикой иностранного языка, поскольку осознают социальную значимость учения и обладают устойчивым интересом к овладению иностранным языком.

Нормальный уровень мотивации в изучении иностранного языка, при котором имеет место преобладание позиционных мотивов (стремление соответствовать социальной роли «школьник»), возможно присутствие социального и оценочного мотивов, выявлен у 33 % обучающихся. Данный уровень мотивации может обеспечить ситуационную академическую успеваемость учащихся, поскольку снижение значимости социальной роли школьника, наблюдающееся к 4-му классу (переход к подростковому возрасту), будет провоцировать менее ответственное отношение к учебному процессу, в том числе к изучению иностранного языка.

Сниженный уровень мотивации, отличающийся преобладанием оценочных мотивов (получение высокой отметки), некоторым присутствием позиционного (стремление к самоутверждению за счет высокой успеваемости по иностранному языку, желание занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в коллективе) и игрового мотивов в изучении иностранного языка, диагностирован у 30 % младших школьников. Учащиеся данной группы могут составлять группу риска с точки зрения предрасположенности к низкой академической успеваемости. Поскольку приоритетную значимость для них имеют не глубокие знания по иностранному языку, а высокие отметки. Как следствие, учащиеся данной группы ориентированы на применение деструктивных способов учебной деятельности с целью получения высоких отметок (списывание, выпрашивание отметок, злоупотребление помощью сверстников, обман и пр.).

Низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних мотивов, присутствие оценочного мотива в изучении иностранного языка характерно для 13 % испытуемых. Учащиеся данной группы не склонны прилагать волевые усилия, которые востребованы при овладении грамматической, лексической, фонетической сторонами иностранного языка. Их знания носят фрагментарный характер, поскольку их внимание привлекают только те фрагменты урока, которые насыщены яркими позитивными эмоциями, игровыми ситуациями, необычными сюжетами. Соответственно, среди данной группы в наибольшей степени могут быть представлены неуспевающие учащиеся.

Таким образом, иерархия мотивов изучения иностранного языка младшими школьниками имеет следующий вид: мотивы престижа; коммуникативные мотивы; мотивы долга и ответственности, избегания неудач; мотивы благополучия, учебно-познавательные (содержание и процесс учения), достижения успеха; мотивы самоопределения и самосовершенствования. Характерно преобладание у младших школьников неоптимального типа структуры и низкого уровня развития мотивации изучения иностранного языка. Учителям необходимо проектировать обучение иностранному языку, опираясь на сильные стороны учебной мотивации младших школьников, повышать сознательность мотивов овладения иностранным языком, содействовать открытию младшими школьниками личностного смысла изучения иностранного языка, снизить частоту применения внешних стимуляторов активности обучающихся на уроках и применять методы обучения, способствующие квазипогружению младших школьников в иноязычную среду.

Список литературы

1. Васильев В.Г., Третьяк М.В. Динамика мотивов учебной деятельности и ее связь с системой учебных действий // Психол. наука и образование. - 2016. -Т. 8, № 4. - С. 1-12.

2. Гордеева Т.О. Мотивация учебной деятельности школьников и студентов: структура, механизмы и условиях развития: дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.07. - М., 2013.

3. Кулагина И.Ю., Гани С.В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте // Психол. наука и образование. - 2011. - № 2. - С. 102-109.

4. Маркова А.К., Матис Т.А, Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М., 1990.

5. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М.: Педагогика, 1984.

6. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. - М.: Просвещение, 1969.

7. Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза: дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.07. -М., 1984.

8. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1991.

9. Эльконин Д.Б. О структуре учебной деятельности // Избр. психол. тр. -М., 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.