Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В КОНТЕКСТЕ ФГОС'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В КОНТЕКСТЕ ФГОС Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
168
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ (ИМЕНУЕМОЙ В ДАЛЬНЕЙШЕМ ОВЗ) / ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алтынбаева Н.А.

В данной статье описываются психолого-педагогические особенности детей с задержкой психического развития в контексте ФГОС. Так как у детей с задержкой психического развития изначально происходят нарушения памяти, концентрации внимания, мышления, связанные непосредственно с их диагнозом, и поэтом при отсутствии профессиональной коррекционной работе данные нарушения приводят к стойким дислексиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL CHILDREN FEATURES WITH DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF ZPR

This article describes the psychological and pedagogical features of children with mental retardation in the context of ZPR. Since children with mental retardation initially experience memory impairments, concentration of attention, thinking directly related to their diagnosis, and the poet, in the absence of professional corrective work, these disorders lead to persistent dyslexia.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В КОНТЕКСТЕ ФГОС»

7.Нурпенсова А.К., Актанов А.Ж. Современное состояние и перспективы модификации досмотровых инспекционных комплексов на территории Таможенного союза // Вестник Калмыцкого университета. 2014. № 2. С. 149152.

S.Попова О.Р., Шевцов А.В. Мобильные инспекционно-досмотровые комплексы - возможности, технологические особенности, перспективы развития // Вестник Российской таможенной академии. 2015. № 4.С. 52-5S. 9.Шкленский С.В. Оперативно-технические возможности использования инспекционно-досмотровых комплексов при таможенном контроле товаров и транспортных средств // Ученые записки Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2004. № 1(21). С. 50-5S.

УДК376.71

Алтынбаева Н.А. студент магистратуры кафедра специального (дефектологического) образования Крымский инженерно - педагогический университет

Россия, г. Симферополь Научный руководитель: Кулик Н.М. доктор медицинских наук

профессор; КИПУ г. Симферополь руководитель магистерской программы

Россия, Симферополь ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В КОНТЕКСТЕ ФГОС Аннотация: В данной статье описываются психолого-педагогические особенности детей с задержкой психического развития в контексте ФГОС. Так как у детей с задержкой психического развития изначально происходят нарушения памяти, концентрации внимания, мышления, связанные непосредственно с их диагнозом, и поэтом при отсутствии профессиональной коррекционной работе данные нарушения приводят к стойким дислексиям.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее именуемый как ФГОС НОО), ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями (именуемой в дальнейшем ОВЗ), детей с задержкой психического развития.

Altynbaeva N.A. student of magistracy departments of special (defectology) education Crimean Engineering and Pedagogical University

Russia Simferopol

Scientific adviser: Kulik N.M., Doctor of Medical Sciences, Professor

head of the master's program KIPU in Simferopol Russia Simferopol

PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL CHILDREN FEATURES WITH DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF ZPR

Abstract: This article describes the psychological and pedagogical features of children with mental retardation in the context of ZPR. Since children with mental retardation initially experience memory impairments, concentration of attention, thinking directly related to their diagnosis, and the poet, in the absence of professional corrective work, these disorders lead to persistent dyslexia.

Key words: federal state educational standard of primary general education (hereinafter referred to as FGOS NOO), trainees with disabilities (hereinafter referred to as HIA), children with mental retardation.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 одобрил федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее именуемый как ФГОС НОО) для студентов с ограниченными возможностями.

ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями (именуемой в дальнейшем ОВЗ) представляет собой набор непреложных требований для реализации программ адаптации основного общего образования начального общего образования в организациях, реализующих образовательные мероприятия. Если для нормальных детей он был разработан и имел обширную практику его применения у двух поколений ФГОС были разработаны для обычно разработки учащихся, для учащихся с ОВЗ такой стандарт вводится в первый раз.

Из статистических данных известно, что большинство детей с ОВЗ в целом организаций образования, учащихся с задержкой психического развития (далее именуемый как ФГОС НОО), что делает предлагаемой программы более актуальной и востребованной. Подготовка таких студентов осуществляется как в отдельно сформированные классы, и когда эти дети включены в класс общего образования. При реализации ФГОС НОО слушателей с дет, предусматриваются следующие основные задачи:-развитие общей культуры, духовной и моральной, гражданские, социальные, личные и интеллектуальной развития, развитие творческих способностей, сохранения и укрепления здоровья учащихся с дет;

-Достижение запланированных результатов развития, целевых установок, получения знаний, умений, навыков и компетенций, определяется личных, семейных, общественных, государственных нужд и возможностей обучаемого с ФГОС НОО, индивидуальные особенности развития и состояния здоровья;- образование и формирование личности обучаемого с ОВЗ в индивидуальность, личность, уникальность и неповторимость, с предоставлением преодолеть возможные трудности познавательной, коммуникативной, мотор, личностного развития;

- организация благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей учащихся с детей;

-стремление обеспечить доступность получения качественного начального общего образования;

-обеспечить преемственность начального общего и основного общего образования;

-раскрытие и развитие возможностей и способностей, которые обучаются с детей, путем проведения спортивных и рекреационных, Организация работы художественного творчества и др.;

-применение в учебном процессе современных образовательных технологий типа действия.

На 1 сентября 2016 новый стандарт вступил в силу, который определяет особые требования к структуре, результаты и условий обучения для детей с ограниченными возможностями.

Задержка психического развития (ЗПР) является определение психологических и педагогических для наиболее распространенных отклонения психофизического развития среди всех детей, которые встречаются у детей. ЗДР относится к «пограничных» формами выражается замедление темпов созревания различных психических функций. Эти дети не имеют конкретных расстройств слуха, зрения, опорно-двигательной системы, серьезные речевых расстройств, они не являются умственно отсталыми. В целом для этого состояния являются характерным фактором и изменчивостью проявления отклонений и значительные различия в степени их тяжести и прогноз последствий. ЗПР в детей является сложной полиморфные расстройства, в котором различные компоненты деятельности их психического, психологического и физического страдают от различных детей. Для психической сферы ребенка с типичными формами является Задержка психического развития (ЗПР) является определение психологических и педагогических для наиболее распространенных отклонения психофизического развития среди всех детей, которые встречаются у детей. ЗПР относится к «пограничным» формам и выражается в замедлении темпов созревания различных психических функций. Эти дети не имеют конкретных расстройств слуха, зрения, опорно-двигательной системы, серьезные речевых расстройств, они не являются умственно отсталыми. В целом для этого состояния являются характерным свойством ЗПР является изменчивость проявления отклонений и значительные различия в степени их тяжести и прогноз последствий. ЗПР у детей показывает сложные полиморфные расстройства, в котором различные компоненты деятельности их психического, психологического и физического страдают от различных детей. Для психической сферы ребенка с типичными симптомами является сочетание функций, дефицит с сохранением интеллекта. Частичный дефицит при задержки

психологического развития может быть вызван отсталостью некоторых интеллектуальных предпосылок, будучи, как бы, начальной при задержка психологического развития.

Задержка психологического развития может иметь вторичный характер из-за недостаточности или микросоциальных лишениях, сенсорных, моторных нарушениях речи. Наиболее распространенными нарушениями развития являются первичной задержки в церебрально органического генеза. Они основаны на гипоксическое, травматические, инфекционные, токсические и другие факторы, влияющие на развитие мозга в перинатальный период (родовая травма, асфиксии, ранние инфекции, недоношенность, некоторых наследственных заболеваний, эндокринопатии, и т.д.) приводит к не острому повреждения головного мозга, это не позволяет достичь ясного органического дефекта. Вторичные задержки нервно-психического развития происходит на фоне первоначально нетронутыми функциями головного мозга при хронических соматических заболеваниях, в некоторых формах патологии зрения и слуха, после тяжелой и длительной психотравмирующей ситуации, с дефектами в воспитании, особенно в условиях лишений, и т.д. В рамках психолого педагогический подход накопленной довольно большой материал указав конкретные характеристики детей с ДЦП. Для всех детей с ЗПР задержки в развитии основных функций психофизические (мотор, речи, социальное поведение), эмоциональной незрелости, неравномерность развития отдельных психических функций, функциональные, реверсивные характер нарушений характерно.

Дети с ЗПР характеризуются наличием частичной отсталостью интеллектуальных функций. Главным образом, так называемые предпосылки разведки и (или) личности (прежде всего, эмоционально-волевой сферы и иерархии мотивов). Таким образом, в структуре психического дефекта у детей с ЗПР, незрелости эмоционально - волевой сферы с выраженной интеллектуальной расстройств может быть в авангарде, в других случаях, что медленное развитие интеллектуальных процессов может прийти на первый план. Образовательная деятельность детей с ФГОС НОО характеризуется ослабленной регулирование деятельности во всех частях учебного процесса: отсутствие постоянного интерес к учебе, но при этом эти дети существенно отличаются от умственно отсталых детей, потенциальные возможности развития их познавательной деятельности высших форм мышления намного выше. Некоторые дети с ЗПР, как их сверстники умственно отсталых, трудно установить причинно следственных связей и несовершенной функции обобщения. Недостаточный уровень мыслительной активности проявляется уже на стадии ориентирования. Неспособность навигации в задаче, проанализировать его, думать о и план предстоящей деятельности становится причиной многочисленных ошибок.

У детей с ЗПР страдают больше предпосылок для интеллектуальной деятельности. Все школьники с ЗПР имеют недостатки в памяти, и это относится ко всем типам запоминание - недобровольным и произвольные, краткосрочные и долгосрочные.

Во-первых у учащихся ограниченная память и уменьшена сила памяти, производительность недобровольного запоминания. Многие младших школьников с задержкой психического развития испытывают трудности в восприятии образа. Отметим зависимость восприятия на уровне внимания: сниженное внимания замедляет скорость восприятия. Внимание младших школьников с задержкой психического развития характеризуется повышенной отвлекаемость, неадекватные концентрация на одном задании и недостаточное формирование добровольного внимания. Для детей с ЗПР особенности психического и психофизическим инфантилизм характерны, которая проявляется в слабой способности ребенка подчинить свое поведение с требованиями сложившейся ситуации;

- Неспособность сдерживать свои желания и эмоции;

- Детская непосредственность;

- Преобладание игровых интересов в школьном возрасте; Неосторожности;

- Увеличение настроение фона;

- Недостаточное развитие чувства долга;

- Неспособность волевого напряженности и преодоления трудностей;

- В увеличение имитация и внушаемость;

- Дефицит познавательной деятельности в процессе обучения;

- В отсутствие школы интересов не образуется «роль ученика»; Особенности детей с младших школьников с задержкой психического

развития, которые должны быть приняты во внимание в процессе образования:

-незрелости эмоционально - волевой сферы, инфантилизм, нескоординированных эмоциональных процессов;

-преобладание игровых мотивов, дезадаптация мотивов и интересов; -низкий уровень активности во всех сферах психической активности; -ограниченное количество общей информации и идей о мире вокруг

нас;

-снижение эффективности; -увеличение истощения; -нестабильность внимания

-ограниченный словарный запас, особенно активно, замедление мастерство грамматического строя речи, сложность овладения написано речи;

-Расстройства регулирования, программирования и контроля деятельности, низкие навыки самоконтроля,

-более низкого уровня развития восприятия, - отсутствие развития всех форм мышления,

-неадекватное производительность памяти, преобладание механической памяти над абстрактной логикой, снижение краткосрочной и долгосрочной памяти.

Использованные источники:

1. Ананьев, Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б. Г. Ананьев // Начальная школа. 2007. № 3. С. 6-8.

2. Ананьев, Б. Г. Восстановление функций при аграфии и алексии травматического происхождения.- Ученые записки МГУ. В 3-х т., 1947, т. II, с. 139

3.Ананьев, Б. Г. Восстановление функций при аграфии и алексии травматического происхождения.- Ученые записки МГУ. В 3-х т., 1947, т. II, с. 139

4.Анохин, П. К. Очерки по физиологии функциональных систем Изд.: Медицина - 1975.

5.Ахутина Т. В. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции / Т. В. Ахутина. М.: Сфера, 2001. 156 с.

6.Батуев, А.С. Высшие интегративные системы мозга. Л.: Наука, 1981. 255 с.

7.Выготский, Л. С. Собрание сочинений / Л. С. Выготский. М.: Просвещение, 2003. Т.1. 463 с.

8.Выготский, Л. С. Мышление и речь Изд.: «Национальное образование» 2016. - 368с.

9.Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей / А. Н. Корнев. СПб.: МиМ, 2007. 286 с.

10.Лалаева, Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников / Р. И. Лалаева. СПб.: МиМ, 2006. 224 с.

11. Лалаева, Р.И., Бенедиктова, Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р. И. Лалаева, Л. В. Бенедиктова. СПб.: Союз, 2001. 224 с.

12.Лалаева, Р.И., Венедиктова, Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 224 с.

13. Лебедева, П.Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития: Пособие для учителей и логопедов. -СПб.: КАРО, 2004. - 176 с.

14. Левина Р. Е. Недостатки чтения и письма у детей / Р. Е. Левина. М.: ВЛАДОС, 2000. 219 с.

15.Лурия, А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М.: Просвещение, 1975. 168 с.

16.Мазанова, Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: метод.пособие для учителей-логопедов. Изд.:ГНОМ и Д. 2009. -160 с.

17.Письмо Минобразования России от 19.11.1998 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».

18.Психология детей с задержкой психического развития: изучение, социализация, психокоррекция: хрестоматия /сост. О. В. Защиринская. -Санкт-Петербург: Речь, 2003. - 432 с.

19.Пункт 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-Ф3 (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-Фз)..

20.Спирова, Л. Ф. Нарушение процесса овладения чтением у школьников / Л. Ф. Спирова. М.: Сфера, 2003. 336 с.

21.Спирова, Л. Ф., Ястребова А. В. Дифференцированный подход к проявлениям нарушения письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ / Л.Ф. Спирова, А. В. Ястребова // Дефектология. 2004. № 5. с. 37-42.

22. Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации №273 -ФЗ от 29.12.2012 Ст. 34, ч. 1, п. 2.

23. Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации №273 -ФЗ от 29.12.2012 Ст. 66,

24.Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л. С. Цветкова. М.: Просвещение, 2002. 140 с.

УДК376.4

Алтынбаева Н.А. студент магистратуры кафедра специального (дефектологического) образования Крымский инженерно - педагогический университет

Россия г. Симферополь Научный руководитель: Кулик Н.М. доктор медицинских наук

профессор; КИПУ г. Симферополь руководитель магистерской программы,

Россия г. Симферополь ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ЧТЕНИЯ Аннотация: В данной работе мы теоретически изучаем психофизиологический процесс чтения у школьников с задержкой психического развития, так как у таких детей изначально происходят нарушения памяти, концентрации внимания, мышления, связанные непосредственно с их диагнозом, и поэтом при отсутствии профессиональной коррекционной работе данные нарушения приводят к стойким дислексиям.

Ключевые слова: младших школьников с задержкой психического развития, головной мозг, правое полушарие, левое полушарие, формирование речи, чтения, письма, нарушение чтения

Altynbaeva N.A. student of magistracy departments of special (defectology) education Crimean Engineering and Pedagogical University

Russia Simferopol

Scientific adviser: Kulik N.M., Doctor of Medical Sciences, Professor

head of the master's program KIPU in Simferopol

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.