Научная статья на тему 'Психолого-педагогические основы студенческого самоуправления как субъекта педагогической деятельности в университете'

Психолого-педагогические основы студенческого самоуправления как субъекта педагогической деятельности в университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Помелова Наталья Александровна

В статье рассматриваются психолого-педагогические основы студенческого самоуправления, предлагаются методики работы, приводятся основные формы организации студенческого самоуправления на различных уровнях вузовской системы образования, выявляются значимость и проблемы этого направления деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические основы студенческого самоуправления как субъекта педагогической деятельности в университете»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК СУБЪЕКТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ; ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УНИВЕРСИТЕТЕ

I

! Н. А. Помелова

I |

В статье рассматриваются психолого-педагогические основы студенческого самоуправления, предлагаются методики работы, приводятся основные формы организации студенческого самоуправления на различных уровнях вузовской системы образования, выявляются значимость и проблемы этого направления деятельности.

В подготовке поколения высоконравственных, интеллектуально развитых, творчески работающих профессионалов — граждан России и интеллигентов — состоит миссия высшего образования, ибо высшая школа всегда выступала не только как институт подготовки специалистов высшей квалификации, но и как институт гражданского воспитания, формирующий личностные качества и общественно активную позицию у студентов. На современном этапе развития российского общества наблюдается возрождение на новой демократической основе студенческих организаций, которые строят свою деятельность исходя из образовательных, профессиональных , социальных потребностей молодежи, интересы которой они представляют, коррелируя их с социокультурным контекстом развития молодежи.

Студенчество как основной резерв формирования слоя российской интеллигенции всегда отличалось высокой социальной активностью. В советский период студенческое движение в нашей стране развивалось в условиях однопартийной системы, вследствие чего социально-ориентированная деятельность молодежи заранее программировалась, организационно и идеологически поддерживалась партийно-государственным аппаратом. Сегодня, когда студенческие и молодежные организации лишились такого патронажа и одновременно идейно-политического прессинга, создается впечатление о социальной пассивности студентов российских вузов, включая даже тех из них, кто избрал педагогическую профессию.

Мы разделяем мнение А. Ю. Ховрина и Л. Ф. Шаламовой, которые отмечают: «...современная реальность такова, что в молодежной среде, особенно среди студенчества, стали формироваться, хотя и не слишком ярко, тенденции, связанные с осознанием и переос-

мыслением молодежью своей гражданской позиции и социальной роли, выраженной в активном, сознательном и созидательном участии в процессах реформирования российского общества» [2, с. 115]. Несомненно, такая позитивная трансформация взглядов части молодежи должна быть учтена и всесторонне поддержана как государством, так и всем обществом.

На смену апатии, аполитичности, равнодушию в студенческой среде приходит стремление к участию в различных формах социально-ориентированной деятельности, связанных, прежде всего, с освоением новых компетенций, необходимых для будущей профессиональной карьеры. В этом особую роль играет студенческое самоуправление (как субъект педагогической деятельности в университете).

Студенческое самоуправление — форма управления, предполагающая активное участие студентов в подготовке, принятии и реализации управленческих решений, касающихся жизнедеятельности высшего учебного заведения или его отдельных подразделений, защите прав и интересов обучающихся, оказании им содействия в конструировании профессиональной биографии и освоении ими социальных и профессиональных компетенций, включение студентов в различные виды социально значимой деятельности. Субъектами студенческого самоуправления могут быть студенческие движения, студенческие организации, выборные общественные органы, инициативные группы или отдельные студенты, представляющие интересы студенческой группы.

Студенческое движение является массовым общественным движением, объединяющим, как правило, студентов различных вузов и выражающим наиболее общие интересы студенчества как социального страта.

© Н. А. Помелова, 2011

Задачей студенческого движения является участие в разработке государственной молодежной политики, определение стратегических направлений студенческого самоуправления, содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию, созданию условий для более полного включения студенческой молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь страны. Участниками студенческих движений являются студенческие организации, студенческие объединения, представители студенческих коллективов, разделяющие его цели и программные установки.

Студенческая организация — это объединение студентов, созданное на основе совместной деятельности для защиты интересов студентов и содействия их социально-гражданскому и профессиональному становлению. Особенностью организации является наличие устава или положения, определяющих их цели, направления деятельности и структуру, а также формально закрепленное членство. Студенческая организация способствует реализации творческого потенциала студенческой молодежи в интересах общественного развития и самого студенчества. Она расширяет возможности молодого человека в выборе жизненного пути, конструировании профессиональной биографии и достижении личного успеха.

Самоуправление играет неоценимую роль в формировании профессионально значимых ценностных ориентации будущих специалистов — выпускников университета. А. А. Усов раскрывает роль студенческой организации в воспитании у студентов чувства социальной ответственности, предполагающего осознание ими собственных мотивов профессиональной деятельности и адекватную оценку своих способностей; понимание социальных ожиданий и требований общества к специалистам высшей квалификации и трезвую оценку того, какие ресурсы может отвлечь социум на реализацию названных требований.

Как субъект педагогической деятельности студенческое самоуправление играет наиболее существенную роль в формировании организаторских способностей будущих специалистов . Становление студента-организатора предполагает, на наш взгляд, достижение им трех «точек роста», включающих несколько содержательных стадий. Исходной «точкой роста» являются участие студента в организаторской деятельности на уровне первичного студенческого коллектива, затем масштаб организаторской деятельности может расшириться до уровня структурного

подразделения вуза или университета. Третьей «точкой роста» являются выход студента-организатора в широкий социум, его кооперация с различными молодежными организациями и другими социальными партнерами вне стен вуза. На каждом уровне студент-организатор может занимать различные статусно-ролевые позиции. Наиболее распространенными мы считаем позиции активного наблюдателя, заинтересованного участника, соруководителя, отвечающего за локальный участок деятельности, и лидера — генератора идей. Особенностью предлагаемой нами схемы становления студента-организатора является возможность сочетания статусно-ролевых позиций, характерных для тех или иных студентов в различных точках роста. Так, например, лидер — генератор идей в первичной студенческой группе может выступать в качестве соруководителя на уровне факультета, участника студенческих инициатив в масштабе университета и активного наблюдателя реализации социально значимого проекта в масштабах города, региона, страны.

На наш взгляд, алгоритм организаторской деятельности должен включать следующие элементы: коллекцию студенческих предпочтений, формирование проектной команды, маркетинг идеи, презентацию и реализацию проекта, эволюцию события. Как отмечает П. Е. Решетников, «творческая инициатива возникает тогда, когда организаторская деятельность выступает для студентов в качестве важнейшего средства самореализации, когда она позволяет раскрыться их творческим возможностям» [1, с. 154]. Для того чтобы развивать у студентов инициативу, следует предоставить им определенную свободу в выборе тех дел, которые они могли бы провести, способов их организации. Чем чаще студенты добиваются успеха в организаторской деятельности и чем чаще они получают удовлетворение от нее, тем чаще проявляют творческую инициативу. Коллекцию инициатив орган студенческого самоуправления может собрать такими способами, как анкетирование, интервьюирование, деловая игра, мозговой штурм. Собрав, таким образом, коллекцию студенческих инициатив, необходимо провести мониторинг общественного мнения в студенческом коллективе, с тем, чтобы определить систему предпочтений в отношении к различным идеям, имеющимся в

коллекции.

После выявления приоритетной инициативы создается целевая команда для оформления соответствующего проекта, определения его целей, способов реализации и последей-

Серия «Психологические науки*

187

ствия. Затем проектная команда осуществляет активный маркетинг проектной идеи, привлекая к ее осуществлению внутренних и внешних союзников и партнеров. Основная задача этого этапа — продвинуть идею, сделать ее аттрактивной как для студентов университета, так и для других представителей молодежи. Для продвижения идеи члены команды могут использовать систему паблик рилейшнз — связи с общественностью. Мар-

кетинговые усилия предваряют этап публичного представления и реализации проекта, который в свою очередь завершается эволюцией — комплексным анализом и рефлексивной оценкой как самого проекта, так и всего алгоритма организаторской деятельности. Развивая, таким образом, организаторские способности обучающихся, самоуправление выступает как субъект педагогической деятельности в университетах.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Решетников П. Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей : Рождение мастера / П. Е. Решетников. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 274 с.

2. Шаламова Л. Ф. Студенческая молодежь и государственная молодежная политика / Л. Ф. Шаламова, А. Ю. Хорвин // Соц.-гуманит. знания. — 2007. — № 4. — С. 112 — 129.

Поступила 22.02.11.

ПОНЯТИЕ «АГРЕССИВНОСТЬ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОШЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Л. Н. Цыганова

Проблема агрессивности является одной из актуальных в современном обществе. Агрессия — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объктам нападения, приносящее физический либо психический ущерб людям. Наиболее ярко агрессивность проявляется в поведении подростков.

Повышение социально-психологической напряженности приводит к росту агрессивности во всех сферах жизни современного общества. Перегруженность учащихся, дефицит физических движений, несоответствие требований возможностям учеников, необъективность в процессе оценивания их знаний приводят к перевозбуждению, несдержанности, агрессивности. Из-за неповторимости внутреннего мира каждого ребенка, имеющего свои интересы и цели, черты характера и психологические качества, потребности и мотивы деятельности, возникают противоречия и конфликты. Усложняются взаимодействия с окружающими людьми, что может служить причиной проявления агрессивности. Кри-

зисные явления в обществе оказывают влияние на подростковую среду, способствуют развитию конфликтной социальной позиции современных детей, обусловливают проявление деструктивных форм поведения и искаженного ценностного отношения к себе и окружающему миру. В связи с этим проблема агрессивности, в том числе и в подростковом возрасте, неизменно находится в центре внимания ученых.

В настоящее время агрессивность является предметом исследования ученых: Р. Барона, Д. Ричардсона [3], А. Бандура, Р. Уолтер-са [1], Р. Вельдера [4], О. Ф. Кернберга [5], К. Лоренца [8], А. А. Реана [13], И. А. Фурманова [22] и др. Вместе с тем следует отме-

© Л. Н. Цыганова, 2011

Ж

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.