Научная статья на тему 'Психолого-педагогические основы развития творческих способностей студентов на факультете изобразительного искусства'

Психолого-педагогические основы развития творческих способностей студентов на факультете изобразительного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ART / СТУДЕНТ / STUDENT / ОБРАЗ / IMAGE / ПЕДАГОГИКА / PEDAGOGY / МЕТОДИКА / METHODOLOGY / ТВОРЧЕСКИЙ ОПЫТ / CREATIVE EXPERIENCE / РИСУНОК / DRAWING / ЖИВОПИСЬ / PAINTING / VISUAL ART

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зинченко Василий Павлович, Зинченко Наталья Васильевна

В статье рассматриваются вопросы развития творческих способностей у студентов.Творческие способности,как закономерность в комплексе человеческих способностей получают свое развитие во время специальной деятельности, а именно творческой.Развитие творческих способностей будущего учителя изобразительного искусства является важной и актуальной задачей, которая определяет содержание вузовской педагогики на современном этапе ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зинченко Василий Павлович, Зинченко Наталья Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL FOUNDATION OF DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF THE STUDENTS AT THE DEPARTMENT OF ARTS

The article deals with the questions of development of students creative abilities. Creative abilities as a vital component in the combination of the humans abilities develop themselves during a special vocation, which means creative vocation. The development of creative abilities of the intending teacher of visual Art can be determined as a vital and modern objective, which denotes the components of the university pedagogics at the modern stage of its development.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические основы развития творческих способностей студентов на факультете изобразительного искусства»

Педагогика

УДК 378.016:74/76

доктор педагогических наук, профессор Зинченко Василий Павлович

Ростовская государственная академия архитектуры и искусства «Южный федеральный университет» (ЮФУ) (г. Ростов-на-Дону); кандидат педагогических наук, доцент кафедры рисунка и графики института культуры и искусств Зинченко Наталья Васильевна

ГАОУ ВО МГПУ «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы развития творческих способностей у студентов.Творческие способности,как закономерность в комплексе человеческих способностей получают свое развитие во время специальной деятельности, а именно- творческой.Развитие творческих способностей будущего учителя изобразительного искусства является важной и актуальной задачей, которая определяет содержание вузовской педагогики на современном этапе ее развития.

Ключевые слова: творчество, изобразительное искусство, студент, образ ,педагогика, методика, творческий опыт, рисунок, живопись.

Annotation. The article deals with the questions of development of students creative abilities. Creative abilities as a vital component in the combination of the humans abilities develop themselves during a special vocation, which means- creative vocation. The development of creative abilities of the intending teacher of visual Art can be determined as a vital and modern objective, which denotes the components of the university pedagogics at the modern stage of its development.

Keywords: Visual Art, Art, a student, image, pedagogy, methodology, creative experience, a drawing, a painting.

Введение. Современный уровень развития педагогики и других, смежных с ней областей знаний позволяет ставить проблему развития творческих способностей студентов в высшей школе в широком, программном значении. Отдельные вопросы, развития творческих способностей в области изобразительного искусства и, в частности, рисунка и живописи освещаются мало. Между тем именно в области преподавания этих дисциплин должна быть, стройная система развития творческих возможностей художников-педагогов на уровне достижений современной психологии в вопросах восприятия и творческой природы человеческого сознания, учитывающая многовековой опыт художественной педагогики.

Изложение основного материала статьи. Развитие творческих способностей надо понимать прежде всего как проблему педагогического порядка. Ни у кого не вызывает сомнений факт, что от того, как организовано обучение и воспитание, зависит его результат. Ряд наук, среди них психология и физиология, являются источниками, которые способны дать фактический материал для успешного решения данной проблемы самой педагогикой и конкретно частными методиками.

Как известно, впервые мысль о возможности и необходимости обучения творчеству была высказана К.С.Станиславским. Выдающийся художник, создавший целую эпоху в театральном искусстве, будучи уже режиссером, старался создать для актера внешнее настроение, среду, в которой проявлялись индивидуальные творческие стороны личности актеров. К .С .Станиславский призывал прежде всего изучать то, как творится сам художественный образ. Он писал: "Ремесло актера учит, как выходить на сцену и играть, А истинное искусство должно учить, как сознательно возбуждать в себе бессознательную творческую природу для сверхсознательного органического творчества" (I, с. 483-484). Это широко известное педагогическое кредо К.С.Станиславского нельзя относить только к театру и актерам. Оно выходит за его рамки и приемлемо к искусству вообще.

Зa время обучения на факультете студенты должны получить не только знания, умения и навыки работы с определенными изобразительными материалами, но и воспитываться в плане творческом, по возможности шире развивать творческие способности.

Развитие конкретных способностей определяется соответствующей деятельностью. Это положение подтверждается многовековой человеческой и, в том числе, художественной и педагогической практикой. Творческие способности, не являясь исключением, а скорей закономерностью в комплексе человеческих способностей, также получают свое развитие во время специальной деятельности, а именно - творческой. Развитие творческих способностей, безусловно, проходит и в процессе повседневного восприятия и непосредственного наблюдения жизни, произведений изобразительного искусства и общения с другими видами искусства. Во всех этих случаях предметы и явления окружающей среды, действуя на мозг человека посредством органов чувств, видоизменяют его психологическую структуру и тем самым совершенствуют работу самого мозга, его качественное состояние.

Ведущая сила развития искусства - творчество. Однако чаще учат ремеслу, исполнительской части творческой работы. Даже владея прекрасно техникой, еще нельзя создать, художественный образ. И если случается, что она становятся основой искусства, искусство перерождается в ремесло. До сих пор некоторые методисты, да и не только методисты, думают, что гораздо целесообразней, разумней строить обучение изобразительному искусству таким образом, чтобы первые годы полностью посвятить овладению ремеслом, развитию узкоспециальных изобразительных способностей и только на основе этого, приступать к обучению творчеству, т.е. начинать развитие творческих способностей, или вовсе не делать последнего, так как это не является задачей художественной педагогики и творческий рост художника зависит только от него самого и тех данностей, с которыми он родился.

Такое мнение не совсем верно, а если быть точным, то не верно в своей основе, ибо в этом случае нарушается закон последовательности развития творческих способностей или же отвергается возможность педагогики как науки. Процесс развития творческих способностей все равно будет проходить во время учебы, хотим мы этого или нет. Основой тому будут уже развитые определенным образом способности студента, в том числе и творческие. Но развитие это будет хаотичным и бессистемным. Безусловно, без минимума умений и навыков работы, без необходимых знаний и хотя бы частично развитых изобразительных способностей трудно говорить о развитии творческих способностей и о творчестве вообще.

Ученик может не понять своего педагога или уйдет в сторону формального творчества, которое может оказаться губительным для начинающего художника.

Педагогика как наука не мыслит образование в отрыве от воспитания. Образование и воспитание -единый процесс. Признавая факт неодинаковости "душевных способностей" людей и отмечая их глубокую индивидуальность, психология указывает на огромную роль обучения и воспитания в процессе развития человека. И в практике обучения рисунку и живописи одним из решающих условий должно являться развитие творческих способностей студентов в процессе овладения основами изобразительной грамоты.

Творческие способности, понимаемые как результат развития индивидуальных особенностей психики художника, формируются и развиваются в процессе творческой деятельности и могут рассматриваться только в единстве с конкретной деятельностью. Сближение понятий "творческие способности" и "психические свойства" дает возможность направленно формировать, организованно развивать и воспитывать творческие способности путем педагогического воздействия на психические свойства личности студента - будущего художника. Подобное мнение основывается на представлении творчества как процесса продуктивного развития и утверждении, что творческие способности, зависящие как от индивидуальных психических свойств личности, так и от характера деятельности, есть результат формирования и совершенствования психических свойств в процессе их целенаправленного развития. Сближая эти понятия, все же следует указать на первичность психических свойств по отношению к способностям. Уровень развития творческих способностей соответствует качественному состоянию психических свойств художника взятому в соответствии с его практическими умениями и навыками работы в определенном материале.

Как установлено психологами, способности, а значит, и свойства, развиваются на основе анатомо-физиологических особенностей нервной системы человека, называемых задатками, которые включают в себя наследственность, эмбриональное развитие и естественное созревание в первые годы жизни. Однако не все психические свойства, имеющие отношение к творческой деятельности, в одинаковой мере поддаются воспитанию и развитию. Воспитание психических свойств, строго индивидуально и зависит от целого ряда причин. Известную роль здесь играют природные задатки человека, их соотношение и взаимодействия. В последнее время высказываются мысли о возможности полной перестройки природных задатков человека в процессе активной деятельности, но строго научные исследования в этой области не проводились и нет четких рекомендаций в этом отношении. Известно только, что в случае отсутствия частичных задатков они могут быть компенсированы за счет развития других, родственных. Эта компенсация возможна при наличии склонности и интересов личности к конкретной области творческой деятельности, развитых до уровня потребности. Отсутствие главных, определяющих задатков может тормозить развитие творческих способностей, а в некоторых случаях быть главным препятствием к достижению положительных результатов.

Наибольший интерес в вопросах развития творческих способностей студентов в процессе обучения рисунку и живописи представляют психические свойства, относящиеся к эмоционально- интеллектуальной структуре личности. Дело в том, что данные свойства имеют самое непосредственное отношение к решению вопросов творческого характера в процессе учебы и созданию произведений искусства. Данное положение подтверждается исследованиями ряда авторов, наглядно показавших прямую связь эмоционально-интеллектуальной структуры личности со способностями и уровнем их развития.

Во время обучения рисунку и живописи эмоциональные качества личности студентов являются необходимым условием развития их исследовательской активности, рождения новых потребностей. Они же играют особую роль во время формирований условных связей и приобретения новых умений и навыков. При наличии эмоций происходит своеобразная интенсификация процесса профессиональной подготовки, ее технической стороны. Время, необходимое на приобретение умений и навыков, сокращается. Появляется возможность более творческого применения уже имеющихся знаний и навыков работы.

Следует особо подчеркнуть значение положительных художественных эмоций для развития творческих способностей студентов. Если в повседневной жизни человека важны как положительные, так и отрицательные эмоции, то в творческой деятельности, как отмечают ученые-психологи, важнейшее место занимают положительные эмоции. Возникая в результате недостатка информации для удовлетворения имеющейся или возникающей потребности в процессе отражения, положительные эмоции обеспечивают активный поиск неудовлетворенных потребностей и прагматической неопределенности, концентрируют физические и моральные силы для достижения творческих результатов.

Память и мышление, относящиеся к интеллектуальным свойствам личности, так же как и психологические механизмы воображения и интуиции, играют важную роль в процессах художественного творчества. Параллельно с их развитием идет развитие творческих способностей. Они гарантируют, в определенной мере, этот процесс.

Психофизиологический механизм запечатления, сохранения, воспроизведения прошлого опыта способен сохранять и воспроизводить цели сложных событий и полноценные образы. Но, если к тому же событие подкрепляется эмоционально, возможность запоминания на длительный срок увеличивается. То же самое происходит и в случае воспроизведения в памяти давно усвоенных знаний, представлений или образов. Зрительная память всегда считалась одной из важнейших способностей к изобразительной деятельности. Накапливая жизненный материал, память тем самым является основой, базой для творческой работы художника, для дальнейшего развития его творческих способностей. И если учесть, что художнику в своей работе приходится очень, много работать по памяти, представлению, воображению, то становится ясно, какое огромное значение имеет она для совершенствования его творческой практики.

Особый интерес представляют типы и качества памяти. Замечено, что из существующих четырех типов памяти, появившихся у человека в процессе эволюции, эмоциональная и образная получают наибольшее развитие у художников. Они дают возможность живо представить картину ранее увиденную, ощутить вновь испытанное в прошлом чувство. Не отрицая первостепенность значения логической памяти, связанной с мышлением, мы подчеркиваем особое значение эмоциональной и образной памяти для развития творческих способностей студентов. Мысля образами, возникающими в памяти на основе восприятия, они стараются создать типичный художественный образ, адекватно верный своим представлениям реальной действительности. В случае, когда работа ведется с натуры и основой творчества является существующая в данный момент реальность, в процесс восприятия включаются его представления, мечты о воспринимаемом. Чаще сам студент не замечает этого, в прочем, как и существующую в его сознании установку,

сформировавшуюся под влиянием педагога или иных обстоятельств и непосредственно влияющую на сам ход восприятия. Целенаправленно наблюдая предмет или явление, он воспринимает его изобретательно, т.е. фиксирует отличительные признаки в зависимости от установки сознания на то или иное восприятие с учетом его последующего изображения.

Дня нас определенный интерес представляет анализ работы художника с точки зрения "теории установки". По словам известного советского психолога, создателя "теории установки" Д.Н.Узнадзе, "установка - это состояние субъекта, меняющееся в зависимости от задач, которые он себе ставит, и условий, в которых он их разрешает" (2, с. 186).

Каждый художник благодаря практике вырабатывает свою систему наблюдения, анализа и работы по воплощению творческого замысла в том или ином материале искусства. Все этапы творчества теснейшим образом связаны между собой, и порой почти невозможно определить переходы в связи с их взаимопроникновением, но каждый из них имеет свои психологические условия, благодаря которым и возможно их осуществление. "Теория установки" Д.Н.Узнадзе показывает психологические условия и объясняет причины тех или иных действий художника во время творческой работы по созданию художественного образа. Каждый этап в его работе соответствует определенной установке сознания по удовлетворению имеющихся потребностей.

Разумеется, надо учитывать существенную разницу между профессиональным художником и студентом - будущим художником-педагогом. Первый - квалифицированный специалист, он задает себе установку на творческое отношение к работе с учетом приобретенных умений и навыков, личного опыта, знаний и т.д. Студент, который еще недостаточно овладел профессиональной грамотой, должен получить установку к учебно-творческой работе на всех её этапах извне от педагога. Процесс развития творческой деятельности студента существенно отличается от процесса творческой деятельности художника (он имеет свои особенности и требует специального исследования). И в зависимости от того, какая будет установка, таким будет и характер работы студента. Установка, ее направленность, обусловливает характер работы, устанавливает то или иное соотношение учебных и творческих задач. Предметом особого внимания преподавателей рисунка, и живописи должны быть вопросы организации восприятия студентов, постановки конкретных задач перед началом работы и в ходе индивидуальной беседы, объяснения, демонстрации методических и творческих работ.

По мере накопления творческого опыта проявляется еще одно свойство мозга - интуиция. Интуиция, понимаемая как способность мозга предугадывать, предвосхищать творческие открытия или делать сами открытия на основе личного творческого опыта, функционирует совместно с воображением и оперирует цельными структурными оценками. Индивидуальный творческий опыт и специфически развитое воображение являются основой рождения интуитивных догадок, предвидения, прогнозирования, без которых трудно представить процесс творчества.

Студенты должны мыслить образами в процессе работы. Отражение действительности в художественных образах существенно отличается от копирования, срисовывания натуры. Благодаря мышлению осуществляются отвлечения и обобщения во время анализа объекта изображения и самого изображения. Они дают возможность подниматься выше случайных фактов и отдельных явлений, устанавливать связи и находить прекрасное в повседневной жизни. По мере того, как студенты, все более развивают способность оперировать образами в сознании во время учебно-творческой работы, творческие качества их мышления повышаются. Сосредоточивая мышление на уровне понятий, категорий, они тем самым создают условия для более обобщенных умозаключений. Определяют общие, главные и частные, не имеющие существенного значения свойства предметов или явлений, находят смысловые, а не только видимые связи. Таким образом, идет формирование творческого стиля мышления студентов в процессе учебы.

Способности в области изобразительного искусства существуют в единстве и в своей функциональной связи совершенствуют, дополняют и развивают друг друга. Любая из имеющихся специальных изобразительных способностей может послужить первоосновой, толчком для начала творческой работы над художественным образом и явится реальной силой развития "креативности" студента. Развитие умений и технических навыков является необходимым условием развития творческих способностей. В процессе овладения ремеслом искусства решающее значение имеет мышление человека, его целенаправленность и воля. При длительном повторении движения руки в тесном единстве со зрением посредством мышления связь "рука - глаз человека" укрепляется, а со временем движения автоматизируются. Студент контролирует не столько сами движения, сколько их общий план, что является конечной целью процесса выработки технических навыков и умений работы. Однако задача обучения навыкам и умениям состоит не только в том, чтобы усвоить основы изобразительной грамоты и совершенствовать технические приемы, но и свободно ими оперировать во время учебно-творческой работы, совмещать изобразительные и выразительные начала в процессе работы.

Выводы. Таким образом, развитие творческих способностей студентов входит в число задач художественной педагогики. В практике обучения рисунку и живописи на факультетах изобразительного искусства, пединститутов одним из основных условий должно стать развитие творческих способностей в процессе овладения основами изобразительной грамоты. Основные направления учебно-творческой работы студентов должны проходить одновременно, существенно дополняя друг друга.

Развитие творческих способностей в области рисунка и живописи проходит путем воспитания и развития индивидуально-типологических свойств личности студента. Во-первых, это свойства, относящиеся к эмоционально-интеллектуальной сфере личности, которые имеют непосредственное отношение к творческой деятельности. Эмоционально-интеллектуальные свойства личности являются основой развития творческих способностей.

На успешный ход развития творческих способностей существенное влияние оказывает уровень развития эмоциональной и образной памяти, механизмы воображения и представления, а также уровень общего развития и характер мышления. Широкие знания и личный творческий опыт всемерно содействуют развитию творческих способностей. Параллельно с их развитием идет развитие творческих способностей. Они гарантируют этот процесс.

Необходимым условием развития творческих способностей студентов направления «Изобразительное искусство» в процессе обучения рисунку и живописи является овладение и постоянное совершенствование умений и навыков работы в том или ином изобразительном материале. Литература:

1. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М., "Искусство", 1962.

2. Узнадзе Д.Н, Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961.

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук, профессор Зятева Людмила Анатольевна

Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского (г. Брянск); кандидат педагогических наук, профессор Елисеева Елена Владимировна Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского (г. Брянск); кандидат педагогических наук, доцент Киютина Ирина Ивановна

Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского (г. Брянск)

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению комплекса психолого-педагогических условий, способствующих формированию, развитию и преобразованию воспитательного пространства вуза и всех его субъектов, обеспечивающих новое качество современного вузовского образования в соответствии с требованиями эпохи информатизации.

Определение условий организации воспитательного пространства вуза методологически опирается на идеи философии воспитания, экологии личности, природы и сущности человеческой деятельности, ее целесообразном и творческом характере. Авторы подчеркивают, что основой повышения эффективности воспитательной деятельности, развития личностных и профессиональных качеств субъектов этой деятельности должна стать современная информационно-образовательная среда вуза.

Ключевые слова: воспитательное пространство вуза, психолого-педагогические условия организации, информационно-образовательная среда вуза, субъекты воспитательной деятельности.

Annotation. The article is devoted to the consideration of the complex psychological and pedagogical conditions that contribute to the formation, development and transformation of the educational space of the University and all its subjects, providing a new quality of modern higher education in accordance with the requirements of the information age.

Determination of conditions of organization of educational space of higher education institution is methodologically based on ideas of philosophy of education, ecology of the personality, nature and essence of human activity, its expedient and creative character. The authors emphasize that the basis for improving the effectiveness of educational activities, the development of personal and professional qualities of the subjects of this activity should be a modern information and educational environment of the University.

Keywords: educational space of the University, psychological and pedagogical conditions of the organization, information and educational environment of the University, subjects of educational activity.

Введение. В последние годы к проблематике пространственных представлений в образовании обращаются многие исследователи. В их работах обозначены и рассмотрены многие важнейшие ее аспекты:

- проблемы вхождения России в образовательные пространства разного уровня - мировое, общеевропейское, интегрирования этих пространств, выявление условий и факторов их формирования (С.К.Бондырева, Л.С.Гаязов, А.Лиферов, З.А.Малькова, Э.Ш.Хамитов и др.);

- условия формирования и функционирования образовательных пространств локальных территорий и страны в целом (М.В.Груздев, А.Я.Данилюк, А.Д.Копытов, М.П.Пальянов, Р.В.Соколов, Н.М.Стадник, Ф.М.Сысоева, В.Н.Турченко, Б.Яковлев и др.);

- вопросы формирования образовательного пространства как формы эффективного взаимодействия образовательных учреждений разного уровня, например, школы, вуза (Г.С.Коротаева, Е.В.Коротаева, М.И.Шенцева, Г.М.Шевелева и др.);

- проблемы выявления сущностных характеристик, условий проектирования и становления образовательного пространства личности (К.Я.Вазина, Г.А.Ферапонтов, И.Г.Шендрик и др.) [4], [7], [10].

В работах указанных выше авторов показано, что образовательное пространство как педагогическая категория выступает действенным методологическим средством, которое, будучи положено в основу организационно-педагогической деятельности в рамках образовательного учреждения, позволяет достичь качественно более высокого уровня образования, отвечающего и современным требованиям общества, и гуманистическим образовательным ценностям, ориентированным на потребности личности.

Вместе с тем, на сегодняшний день можно констатировать недостаток научных исследований, посвященных всестороннему, комплексному, системному осмыслению воспитательного пространства, как нового педагогического феномена - во всем многообразии его характеристик и аспектов применения, в том числе исследованию проблем воспитательного пространства современных высших учебных заведений.

Таким образом, возникает противоречие между необходимостью преобразования образовательной деятельности современных вузов на основе идей формирования и использования единого информационного образовательного пространства, активизации всех его базовых компонентов и недостаточной разработанностью методологических оснований данного противоречия. Рассмотренные обстоятельства обусловливают актуальность темы представленного исследования.

Изложение основного материала статьи. При определении совокупности психолого-педагогических условий обеспечивающих эффективное построение воспитательного пространства в вузе, мы опирались на личностно-деятельностный и культурологический подходы, а также системно-целостный подход к познанию и преобразованию педагогической действительности.

Полагаем, что цели, задачи и принципы построения воспитательного пространства должны быть ориентированы, прежде всего, на его субъектов. При этом, в качестве цели-идеала воспитания в вузе следует

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.