Научная статья на тему 'Теоретические основы развития художественнотворческих способностей студентов в профессиональной подготовке на занятиях по основам дизайна'

Теоретические основы развития художественнотворческих способностей студентов в профессиональной подготовке на занятиях по основам дизайна Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1231
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩИЕ СПОСОБНОСТИ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИСКУССТВО / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ОСНОВЫ ДИЗАЙНА / COMMON ABILITIES / SPECIAL ABILITIES / PRAGMATISM APPROACH / ART / AESTHETIC POSITION / DESIGN OUTLINES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кучерова Алина Васильевна

Статья посвящена проблеме развития художественно-творческих способностей студентов педагогического колледжа на занятиях по основам дизайна. В ней рассматриваются вопросы общей теории способностей, а также выделяются методологические положения, которые закладываются в основу процесса развития способностей студентов. На основе анализа психолого-педагогической литературы выделены общие и специальные способности к изобразительной деятельности, определены уровни развития способностей: задатки, одаренность, талант, гениальность. Автором статьи разработаны и предложены компоненты организации процесса обучения, необходимые для развития художественно-творческих способностей студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical principles of development of art and creative abilities of students in the process of professional training at studies on design principles

This article is devoted to the problem of development of art and creative abilities of pedagogical college students at studies on design principles. The matters of the common theory are considered in this article as well as methodological points which are put into the basis of students' abilities development process. Common and special abilities to the art activity are pointed out on the basis of psychological and pedagogical literature analysis, the levels of abilities development are determined: disposition, aptitude, talent and genius. The components of the educative process organization which are necessary for the development of art and creative abilities of students are worked out and offered by the author of this article.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы развития художественнотворческих способностей студентов в профессиональной подготовке на занятиях по основам дизайна»

УДК 371.389. К 959 д. в. КУЧЕРОВА

Омский государственный педагогический университет

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ НА ЗАНЯТИЯХ

ПО ОСНОВАМ ДИЗАЙНА____________________________

Статья посвящена проблеме развития художественно-творческих способностей студентов педагогического колледжа на занятиях по основам дизайна. В ней рассматриваются вопросы общей теории способностей, а также выделяются методологические положения, которые закладываются в основу процесса развития способностей студентов. На основе анализа психолого-педагогической литературы выделены общие и специальные способности к изобразительной деятельности, определены уровни развития способностей: задатки, одаренность, талант, гениальность. Автором статьи разработаны и предложены компоненты организации процесса обучения, необходимые для развития художественно-творческих способностей студентов.

Ключевые слова: общие способности, специальные способности, деятельностный подход, искусство, эстетическая позиция, основы дизайна.

Формирование творческой личности и развитие творческих способностей является приоритетной задачей модернизации современного образования. Проблема развития способностей исследуется фундаментальными и прикладными науками философией, психологией, педагогикой. В разработку данной проблемы входят все области психологии: общая, социальная, возрастная, педагогическая, психология труда, психогенетика и др.

Основоположником экспериментальной психологии, изучающей свойства личности человека, влияющие на творчество, считается английский ученый Ф. Гальтон (1822— 1911). Он полагал, что в основе способностей лежит наследственность, однако он признавал значимость влияния каждого поколения на природные дарования последующих поколений.

В отечественной психологии проблемам способностей посвящены труды Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, В. И. Киреенко, А. Г. Ковалева, В. А. Крутец-кого, Н. С. Лейтеса, А. Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева, К. К. Платонова, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова и других исследователей, которые внесли значительный вклад в разработку общей теории способностей.

Ценными для формирования общей теории способностей явились исследования Б. М. Теплова, которые послужили основой для дальнейших работ по изучению способностей. Б. М. Теплов определил «три признака способностей», которые стали общепризнанными для многих ученых: 1) способности — это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; 2) способностями называются не любые особенности, а только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей; 3) способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека.

Б. М. Теплов понимал способности как «индивидуально-психологические особенности человека», утверждал, что «врожденными могут быть лишь ана-томо-физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития» [1, с. 11]. Актуальными для нашего исследования являются утверждения Б. М. Теплова, о том, что развитие способностей осуществляется в процессе деятельности, способность может возникнуть в соответствующей конкретной деятельности.

Таким образом, способности формируются и развиваются в деятельности, которая требует этих способностей и не может без них осуществляться. Следовательно, способности необходимые для занятий основами дизайна, могут быть сформированы в условиях художественно-проектной деятельности.

В разработке общей теории способностей психологами обосновано утверждение о том, что развитие личности происходит в деятельности.

Основы личностно-деятельностного подхода были заложены Б. Г. Ананьевым, Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, где личность рассматривалась как субъект деятельности. При этом личность формируется в деятельности в условиях общения с другими людьми, что характер личности определяет характер этой деятельности и общения.

Отмечая ведущую роль обучения в процессе психического развития, в частности творческого развития личности, где участвуют многие психические процессы, психологи доказали, что ученик является не только объектом, но и субъектом деятельности, осваивающим достояние материальной и духовной культуры под руководством взрослых.

Как отмечает Л. С. Выготский, чтобы выполнять деятельность, необходимо владеть способами деятельности, которые можно передать во внешней

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010

форме — форме действия или форме внешней речи. То есть «высшие специфические человеческие психологические процессы могут родиться только во взаимодействии человека с человеком, т.е. как интра-психологические, и лишь затем начинают выполняться индивидом самостоятельно; при этом некоторые из них утрачивают свою исходную внешнюю форму, превращаясь в процессы интерпсихологические» [2, с. 198— 199]. При этом содержанием деятельности в условиях обучения является овладение культурой.

Результатом овладения культурой является не только воспроизведение индивидуумом исторически сложившихся человеческих способностей, но и формирование способностей, по отношению к которым наследственные прирожденные механизмы и процессы являются лишь необходимыми условиями, делающими возможным их возникновение [3]. Таким образом, в культурно-исторической школе на первый план выдвигаются социальные факторы развития способностей, которые характеризуются усвоением исторически сложившихся способов определенного вида деятельности. Как писал А. Н. Леонтьев, человек «должен применять орудия и инструменты, пользоваться языком и логикой, выработанными общественной практикой; наконец, он не остается равнодушным к творениям искусств и вступает в эстетическое отношение к ним» [4, с. 39].

Применительно к нашему исследованию сказанное означает, что развитие художественно-творческих способностей на занятиях по основам дизайна включает в себя: восприятие и анализ объектов дизайна и их эстетическая оценка, овладение исторически сложившимися способами проектной деятельности; знание и овладение приемами проектной графики, теоретических основ дизайна; знание языка как системы понятий и терминов и как средства создания художественного образа в проекте.

Другое направление в общей теории развития способностей связана с именами С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова и их последователей.

С. Л. Рубинштейн определял способности как сложное синтетическое образование, включающее в себя ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые вырабатываются процессе определенным образом организованной деятельности.

В своих трудах С. Л. Рубинштейн рассматривал механизм развития способностей, которое, по его мнению, совершается по спирали: реализация способности одного уровня, открывает новые возможности для развития способностей более высокого уровня [5].

Ученый утверждал, что условием освоения определенных знаний и способов действий является известный уровень умственного развития, развитие умственных способностей. «Для эффективного использования знаний и готовых способов решения задачи (операций), для такого их освоения и использования, при котором они могли бы стать средствами (методами) дальнейшего движения мысли, необходимым условием является некоторая собственная предварительная работа мысли. Значит, недостаточно снабжать учащихся готовыми схемами действия. Надо еще подумать о создании внутренних условий для их продуктивного использования (не говоря уже о возможности самим находить новые обобщения, новые приемы, новые способы действия — операции)» [5, с. 53 — 54].

Применительно к процессу развития художественно-творческих способностей на основах дизайна

сказанное означает, что полученные знания и способы деятельности должны быть осознанно интерпретированы в самостоятельном решении новой задачи и для получения нового результата: эскиз, композиция, проект, макет.

На основе анализа литературы можно выделить общие способности и специальные способности. Под общими способностями в психологии понимается система интеллектуальных свойств личности, обеспечивающая легкость и продуктивность в обучении и научной деятельности. Специальные способности понимаются как система свойств личности, которая обеспечивает достижение высоких результатов в специальных областях деятельности.

Для развития способностей, необходимо создать благоприятные условия, а также правильно организовать переход к профессиональному обучению, к формированию профессиональной деятельности. Виды профессиональной деятельности разделяют условно на пять групп: в одних группах главным объектом оказывается природа, в других — техника, в третьих — люди, в четвертых — знаковые системы (цифры, символы, формулы и пр.), в пятых — образы искусства. Следовательно, чтобы успешно осуществлять определенный вид деятельности, помимо общих способностей у человека должны быть развиты специальные способности, соответствующие требованиям выполняемой деятельности.

Для нашего исследования представляется наиболее актуальной пятая группа, в которой главным объектом деятельности являются образы искусства, так как основы дизайна являются компонентом целостной грани «искусство».

В научной литературе изучению способностей к художественно-изобразительной деятельности посвящены работы Е. И. Игнатьева, В. И. Киреенко, А. Г. Ковалева, В. С. Кузина, В. Н. Мясищева, А. А. Ме-лик-Пашаева, Б. М. Неменского, и др.

Е.И.Игнатьев отводит значительную роль в развитии изобразительных способностей аналитической деятельности, целостности восприятия, подчеркивает важность остроты наблюдательности, чувства цвета [6].

В своем исследовании В. И. Кириенко по вопросу о художественных способностях писал: «Художественную талантливость мы рассматриваем как своеобразное сочетание ряда способностей, в основе которых лежат определенные задатки, обеспечивающие успешное занятие в области изобразительного искусства» [7, с. 72]. Автор выделил такие компоненты художественных способностей к изобразительной деятельности, как способность точной оценки пропорций, способность оценки «светлотных» отношений, способность точно определять «на глаз» вертикали и горизонтали. Кроме того, выделяются способности целостного и синтетического видения, ряд двигательных реакций и связанной с ним мышечное «чувство», а также способность возникновения зрительно-кинестетических ассоциаций, важнейшими компонентами в изобразительном искусстве.

А. Г. Ковалев и В. Н. Мясищев в своей книге «Психические особенности человека. Способности» (1960) большой раздел посвятили рассмотрению изобразительных способностей [8]. На основе анализа имеющейся литературы они сформулировали положения о художественно-изобразительных способностях: вначале изобразительная деятельность носит репродуктивный характер. На данном этапе развития опорное свойство — высокая природная чувствительность зрительного анализатора и сенсо-

моторные качества руки — являются вместе с тем и ведущими свойствами. Структура способности к изобразительной деятельности с возрастом постепенно усложняется. В процессе этой деятельности развивается способность художественного видения действительности, умение отбирать существенное и характерное в явлениях жизни, на этой основе развивается и творческое воображение. На этом этапе и происходит переход от рисунков, которые носят репродуктивный характер, к творческим композиционным решениям. Соответственно, перестраивается и структура способности. Ведущей в структуре способности становится художественное творческое воображение.

А. Г. Ковалев определяет способность «как ансамбль или синтез свойств человеческой личности, отвечающих требованиям деятельности и обеспечивающих высокие достижения» [9, с. 237]. Ученый представляет структуру способности, выделяет в ней опорные и ведущие свойства, а также вспомогательные средства.

К опорным свойствам он относит: чувство линий, чувство пропорции, чувство формы, чувство светотени, чувство колорита, чувство ритма, а также сен-сомоторные качества руки и образную память.

К ведущим свойствам относятся свойства художественно-творческого воображения. «В качестве необходимого фона этой способности выступает определенная эмоциональная настроенность и эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению» [9, с. 238]. Таким образом, подчеркивается необходимость создания особой эмоциональной атмосферы для развития способностей к художественному творчеству.

Большое значение в развитии способностей к художественной деятельности придается эстетической позиции, благодаря которой проявляется желание человека быть в данной области художественной деятельности и стремление добиться значимых результатов в творческом процессе.

В развитии способностей и становлении художественной одаренности А. А. Мелик-Пашаев выделял эстетическое отношение к действительности как психологическую первооснову творческих способностей во всех видах искусства. Таким образом, первый уровень — это эстетическая позиция личности. В эстетической позиции отражаются эстетические предпочтения личности в искусстве и жизни. Следующий уровень «Творческое воображение. Способность к созданию образа, раскрывающего внутреннее содержание произведения в адекватной ему чувственно воспринимаемой форме» [10, с. 34]. На третьем уровне ученый сконцентрировал качества, которые способствуют овладению специальными знаниями, умениями, навыками, а также выполняют служебную роль в реализации художественного замысла.

Анализ психолого-педагогической литературы дает основание для вывода, что способности в своем развитии проходят следующие уровни: задатки, одаренность, талант и гений. По поводу задатков ученые единогласны в том, что задатки — это анатомофизиологические предпосылки к деятельности. Одаренность понимается учеными как своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее быстрое и успешное овладение деятельностью. Развитие одаренности на первом этапе носит репродуктивный и подражательный характер. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, умения, навыки,

овладевать способами определенной деятельности и осуществлять эту деятельность по аналогии или по предложенному образцу. Второй уровень носит отражательно-творческий характер. На этом уровне развития способностей человек направляет свои усилия на преобразование и созидание нового, оригинального, отвечающего интересам самого человека и общества.

Талант определяется как высокий уровень развития способностей, как благоприятное сочетание способностей, обеспечивающих возможность творчески выполнять определенную деятельность, наличие потребности в этой деятельности и склонности к ней. Существенными характеристиками таланта являются: склонность и потребность в данном виде деятельности, наличие группы способностей и высокий уровень их развития.

Гениальность свойственна людям, обладающим даром предвидения, как явление заявляет о себе тогда, когда творческие достижения человека имеют общественную значимость, составляют целую эпоху в развитии культуры, в жизни общества.

Для развития художественно-творческих способностей студентов необходимо организовать процесс обучения таким образом, чтобы:

— усвоение знаний умений и навыков, а также опыта творческой деятельности осуществлялось в условиях взаимодействия педагога и студентов, «мастера и начинающих»;

— происходило овладение основами дизайна с позиции исторически сложившихся способов деятельности на основе восприятия и анализа аналогов, а также их современной интерпретации;

— активизация мыслительной деятельности студентов осуществлялась в самостоятельном поиске новых способов решения учебно-творческих задач;

— у студентов формировались потребность в проектно-художественной деятельности и стремление добиться значительных результатов, эстетическая оценка результатов этой деятельности и ценностное отношение к искусству и действительности.

Библиографический список

1. Теплов, Б.М. Способности и одаренность [Текст] / Б.М. Теп-лов // Проблемы индивидуальных различий. — М. : Изд-во МГУ, 1961. - С. 9-20.

2. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций [Текст] / Л.С. Выготский // Из неопубликованных трудов. — М. : Изд-во Академии педагогических наук, 1960. — 500 с.

3. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики [Текст] / А.Н. Леонтьев. — 3-е изд. — М. : Изд-во МГУ, 1972. — 576 с.

4. Леонтьев, А.Н. О формировании способностей [Текст] / А.Н. Леонтьев // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов 1946— 1980 гг. / под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. — М. : Изд-во МГУ, 1980. — С. 35 — 43.

5. Рубинштейн, С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории [Текст] / С.Л. Рубинштейн // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов 1946— 1980 гг. / под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. — М. : Изд-во МГУ, 1980. — С. 44 — 55.

6. Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности детей [Текст] / Е.И. Игнатьев. — М. : Учпедгиз, 1961. — 223 с.

7. Кириенко, В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности [Текст] / В.И. Кириенко. — М. : Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 304 с.

8. Ковалев, А.Г., Мясищев, В.Н. Психические особенности человека [Текст] / А.Г.Ковалев, В.Н. Мясищев. — Л. : Изд-во ЛГУ, 1960. — 304 с.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (85) 2010 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010

9. Ковалев, А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Ковалев. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 1969. — 391 с.

10.Мелик-Пашаев, А. А. Педагогика искусства и творческие способности [Текст] / А.А. Мелик-Пашаев // Новое в жизни, науке, технике: Педагогика и психология. — М. : Знание, 1981. — 96 с.

КУЧЕРОВА Алина Васильевна, аспирантка кафедры декоративно-прикладного искусства.

Адрес для переписки: е-шаД: Alinka-ku@mail.ru Статья поступила в редакцию 09.07.2009 г.

© А. В. Кучерова

УДК 373.77.017.4 о. в. ШАЛЯПИН

К. А. КРАВЧЕНКО

Новосибирский государственный педагогический университет

Омский государственный педагогический университет

ПРОБЛЕМА КОЛОРИТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА_______________________

В статье обсуждается вопрос о необходимости разрешения проблемы колорита в профессиональном образовании художника-педагога на основе анализа его основных значений, особенностей и специфики, с целью формирования у студентов правильного колористического видения и понимания гармонии в живописи.

Ключевые слова: художественное образование, колорит, цветовое решение.

В тесном взаимодействии с понятием «гармония» в живописи существует и понятие «колорит», обозначающее систему соотношений цветовых тонов, образующих органичное единство цветового многообразия палитры по законам гармонии. Это подразумевает выбор художником доминирующего цвета или определенных соотношений цветов в картине, посредством которого возможно эмоционально и образно отразить широту и глубину замысла художника, содержащего эстетическую оценку, настроение и переживания, причем не только отдельного автора, но и целого поколения в определенный исторический период.

Слово «колорит» (от латинского color — цвет, краска) в современном языке употребляют в трех основных значениях:

— колорит — это цветовой облик видимых предметов и явлений;

— колорит — это общий характер сочетания цветов в многокрасочном произведении искусства;

— колорит — это совокупность характерных особенностей (эпохи, местности и др.). Например, говорят: национальный колорит и т.д.

Эти три значения слова «колорит» относятся к различным сферам — к объективному миру и к художественной практике. Колорит, в третьем значении, как совокупность характерных особенностей не связан непосредственно с цветовым решением картины, поэтому рассмотрение его остается за рамками нашего внимания. Мы остановимся подробней на понятии колорита в первом и во втором значении, то есть на колорите в природе и живописи.

1. Колорит в первом значении характеризует явления и предметы реальной действительности, вос-

принимаемые человеческим зрением. Это — впечатление, которое производят на художника отраженные от предметов световые лучи, иначе воздействие световых лучей на сетчатку глаза.

На восприятие колорита в природе существенное влияние оказывают объективные психофизиологические закономерности восприятия. Зрительное восприятие — сложный акт, включающий в себя предшествующий опыт и знания, а также осмысление и истолкование увиденного, т.е. восприятие направляется сознанием.

Благодаря мышлению, уже в процессе восприятия существует определенный отбор, который влияет на различные способы видения и формирования образа данного объекта. У художников, например, различают объемное, линейное, живописное, колористическое, пластическое и др. формы видения. В зависимости от цели и установки художник может видеть и замечать в натуре только те ее стороны, которые его интересуют в данный момент. Например, цвет предметов, их сочетания и отношения, т.е. формы и способы видения зависят от потребности в передаче определенного содержания, а также от представлений художника о мире, его понимания действительности.

Особенности восприятия живописца выражаются в понятии «колористическое видение». Несмотря на то, что этот термин широко употребляется в обиходе художников, он понимается по-разному, а в литературе нет четкого определения этого понятия. Поэтому прежде всего начинающему художнику необходимо четко определиться со смыслом этого термина.

При рассмотрении вопроса о колористическом видении необходимо выяснить особенности цветового восприятия и особенности передачи этого вос-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.