Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В КИТАЕ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование в Китае / нравственные ценности / педагогические подходы / старшеклассники / традиции и воспитание / education in China / moral values / pedagogical approaches / high school students / traditions and upbringing

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ли Цзи

Статья посвящена изучению психолого-педагогических аспектов нравственного воспитания учащихся старших классов в китайских школах. Особое внимание уделено анализу того, как в рамках школьной программы реализуется процесс воспитания нравственных ценностей, которые являются приоритетом в образовательной системе Китая. В статье обсуждаются как традиционные подходы, базирующиеся на конфуцианских учениях о почитании старших и семейных ценностях, так и современные тенденции к обновлению этих нравственных ориентиров. Цель данной работы заключается в том, чтобы определить, как методы и формы нравственного воспитания способствуют формированию личности учеников и как они влияют на социальное развитие общества. Исследование основывается на использовании методов аналитического обзора, сравнительного анализа и качественного исследования педагогических практик. Результаты исследования указывают на ключевую роль нравственных ценностей в образовательном процессе, которые не только формируют моральные аспекты поведения учащихся, но и способствуют укреплению социальной стабильности. Выводы работы подчеркивают необходимость интеграции обновленных нравственных ценностей в учебные программы для поддержания соответствия современным образовательным требованиям и социальным ожиданиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FOUNDATIONS OF MORAL EDUCATION FOR HIGH SCHOOL STUDENTS IN CHINA

The article studies psychological and pedagogical aspects of moral education for high school students in Chinese schools. Special attention is given to analyzing how the process of nurturing moral values, which are a priority in China’s educational system, is implemented within the school curriculum. The article discusses both traditional approaches based on Confucian teachings about respect for elders and family values, as well as modern trends in updating these moral orientations. The objective of the study is to determine how methods and forms of ethical education contribute to the development of students’ personalities and how they impact upon the social development of society. The research is based on the use of analytical review methods, comparative analysis, and qualitative research of educational practices. The findings indicate the key role of moral values in the educational process, which not only shape the moral aspects of students’ behavior but also contribute to strengthening social stability. The conclusions of the study underscore the need to integrate updated moral values into curricula to keep pace with modern educational requirements and social expectations.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В КИТАЕ»

воспитывающее обучение в образовательный процесс. Следует учитывать, что ключевым фактором в любом обучении играет не подход, а сам преподаватель.

Успешная реализация воспитывающего обучения во многом зависит от личности преподавателя, при этом важным фактором является не только то, что делает преподаватель, но и то, какой его взгляд на мир, каковы его ценности, идеалы, его стремление к развитию и познанию нового.

Также важную роль играет отношение преподавателя к курсантам и к своей профессиональной деятельности. Существует множество примеров, когда обучающиеся становятся великими учеными либо достигают высот во множестве значимых направлений деятельности благодаря именно преподавателям, которые смогли повлиять на личность, задав социально значимый вектор стремлений и достижений.

Преподавателю необходимо стремиться к созданию доверительных отношений с учебной группой, привлечь внимание к своей личности, стать примером и образцом для подражания в научной и учебной деятельности, демонстрировать свое положительное отношение к профессиональной деятельности, раскрыть и представить будущую профессию обучающихся как важное, почетное и значимое направление деятельности. Сформировать у обучающихся желание быть лучшими в своей профессии, стремиться к постоянному развитию [7, с. 172].

В ходе реализации воспитывающего обучения преподаватель должен создавать постоянную обратную связь с обучающимися, при этом поддерживая контакт как во время занятия, так и во внеучебное время, помогая готовиться к занятиям и предлагая новые источники информации, а также ресурсы электронной образовательной среды. Оказание любой помощи формирует круг доверия и уверенности обучающегося в преподавателе.

Для формирования у курсантов положительных эмоций, уважения и преданности профессии необходимо проводить связь будущей службы в правоохранительной системе с реальными людьми, совершившими подвиги при выполнении служебной деятельности. В пример стоит приводить как исторические

Библиографический список

факты, так и рассказывать о героях наших дней, проявляющих мужество и отвагу в ходе участия в специальной военной операции, подчеркивая значимость таких поступков для нашей страны.

На плечах профессорско-преподавательского состава образовательных организаций лежит большая ответственность по воспитанию подрастающего поколения, это касается не только сотрудников правоохранительных органов, но и представителей любых других профессий в целом, формируя тем самым здоровое общество с высоким чувством патриотизма, любви к Родине, традиционными ценностями, развитым чувством долга перед семьей, обществом и государством.

Таким образом, в статье уточнены сущность и содержание воспитывающего обучения в современных условиях, выявлены особенности внедрения воспитывающего обучения в образовательный процесс будущих сотрудников полиции, определены педагогические подходы и методы, применяемые в воспитывающем обучении, а также предложены рекомендации по реализации воспитывающего обучения в учебно-воспитательном процессе образовательных организаций МВД России.

Отдельно выделена приоритетная значимость уровня подготовки профессорско-преподавательского состава кафедр и их вовлеченность в образовательный процесс, при этом в качестве рекомендаций преподавателям предлагается следующее:

- при реализации воспитывающего обучения стремиться к развитию нравственно-социальными качеств, обладать универсальными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями;

- в своей деятельности реализовывать личностно ориентированное общение, реализовывать инновационные подходы, приводить примеры социально значимых и общественно полезных качеств сотрудника полиции, реализуемых в профессиональной деятельности;

- на практических занятиях воспитывающее обучение строить на примерах положительного опыта решения профессиональных задач.

1. Новиков В.Н., Рудаев С.А. Реализация технологий воспитывающего обучения в образовательном процессе современного высшего военно-учебного заведения Военная академия РВСН имени Петра Великого. Человеческий капитал. 2022; № 1 (157): 145-153.

2. Федулов Б.А., Заречнев Д.О. Особенности воспитания будущих сотрудников полиции на общенациональных российских ценностях. Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2014; № 14-2: 147-149.

3. Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Перевод с немецкого. Москва: Государственное учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР 1940; Т. 1.

4. Федулов Б.А., Заречнев Д.О. Особенности проведения кураторской работы в учебной группе сотрудников правоохранительных органов юридических институтов МВД России. Мир науки, культуры, образования. 2014; № 3 (46): 157-159.

5. Калинин С.В., Левченко А.А., Федулов Б.А. Проблемы интеграции компетентностного и традиционного подходов в учебно-воспитательном процессе дисциплин тактико-специальной подготовки: Актуальные проблемы огневой, тактико-специальной и профессионально-прикладной физической подготовки: сборник статей V Международной научно-методической конференции. 2020: 132-136.

6. Левченко А.А. Контекстный подход к обучению при подготовке сотрудников полиции к выполнению оперативно-служебных задач. Полицейская и следственная деятельность. 2023; № 1: 42-48.

7. Кладова И.С., Кравец Е.А. Методика воспитывающего урока. Молодой ученый. 2022; № 7 (402): 170-173.

References

1. Novikov V.N., Rudaev S.A. Realizaciya tehnologij vospityvayuschego obucheniya v obrazovatel'nom processe sovremennogo vysshego voenno-uchebnogo zavedeniya Voennaya akademiya RVSN imeni Petra Velikogo. Chelovecheskijkapital. 2022; № 1 (157): 145-153.

2. Fedulov B.A., Zarechnev D.O. Osobennosti vospitaniya buduschih sotrudnikov policii na obschenacional'nyh rossijskih cennostyah. Aktual'nyeproblemybor'bysprestupleniyami i inymi pravonarusheniyami. 2014; № 14-2: 147-149.

3. Gerbart I.F. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya: v 2 t. Perevod s nemeckogo. Moskva: Gosudarstvennoe uchebno-pedagogicheskoe izdatel'stvo Narkomprosa RSFSR, 1940; T. 1.

4. Fedulov B.A., Zarechnev D.O. Osobennosti provedeniya kuratorskoj raboty v uchebnoj gruppe sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov yuridicheskih institutov MVD Rossii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; № 3 (46): 157-159.

5. Kalinin S.V., Levchenko A.A., Fedulov B.A. Problemy integracii kompetentnostnogo i tradicionnogo podhodov v uchebno-vospitatel'nom processe disciplin taktiko-special'noj podgotovki: Aktual'nye problemy ognevoj, taktiko-special'noj i professional'no-prikladnoj fizicheskoj podgotovki: sbornik statej V Mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii. 2020: 132-136.

6. Levchenko A.A. Kontekstnyj podhod k obucheniyu pri podgotovke sotrudnikov policii k vypolneniyu operativno-sluzhebnyh zadach. Policejskaya i sledstvennaya deyatel'nost'. 2023; № 1: 42-48.

7. Kladova I.S., Kravec E.A. Metodika vospityvayuschego uroka. Molodojuchenyj. 2022; № 7 (402): 170-173.

Статья поступила в редакцию 29.06.24

УДК 371

Li Ji, postgraduate, Faculty of Philology, Peoples' Friendship University of Russia (Moscow, Russia), E-mail: 565907140@qq.com

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FOUNDATIONS OF MORAL EDUCATION FOR HIGH SCHOOL STUDENTS IN CHINA. The article studies psychological and pedagogical aspects of moral education for high school students in Chinese schools. Special attention is given to analyzing how the process of nurturing moral values, which are a priority in China's educational system, is implemented within the school curriculum. The article discusses both traditional approaches based on Confucian teachings about respect for elders and family values, as well as modern trends in updating these moral orientations. The objective of the study is to determine how methods and forms of ethical education contribute to the development of students' personalities and how they impact upon the social development of society. The research is based on the use of analytical review methods, comparative analysis, and qualitative research of educational practices. The findings indicate the key role of moral values in the educational process, which not only shape the moral aspects of students' behavior but also contribute to strengthening social stability. The conclusions of the study underscore the need to integrate updated moral values into curricula to keep pace with modern educational requirements and social expectations.

Key words: education in China, moral values, pedagogical approaches, high school students, traditions and upbringing

Ли Цзи, аспирант, Российский университет дружбы народов, г. Москва, E-mail: 565907140@qq.com

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В КИТАЕ

Статья посвящена изучению психолого-педагогических аспектов нравственного воспитания учащихся старших классов в китайских школах. Особое внимание уделено анализу того, как в рамках школьной программы реализуется процесс воспитания нравственных ценностей, которые являются приоритетом в образовательной системе Китая. В статье обсуждаются как традиционные подходы, базирующиеся на конфуцианских учениях о почитании старших и семейных ценностях, так и современные тенденции к обновлению этих нравственных ориентиров. Цель данной работы заключается в том, чтобы определить, как методы и формы нравственного воспитания способствуют формированию личности учеников и как они влияют на социальное развитие общества. Исследование основывается на использовании методов аналитического обзора, сравнительного анализа и качественного исследования педагогических практик. Результаты исследования указывают на ключевую роль нравственных ценностей в образовательном процессе, которые не только формируют моральные аспекты поведения учащихся, но и способствуют укреплению социальной стабильности. Выводы работы подчеркивают необходимость интеграции обновленных нравственных ценностей в учебные программы для поддержания соответствия современным образовательным требованиям и социальным ожиданиям.

Ключевые слова: образование в Китае, нравственные ценности, педагогические подходы, старшеклассники, традиции и воспитание

В современном мире духовно-нравственное развитие играет решающую роль в обществе, так как оно направлено на укрепление морально-этических приоритетов, способствующих творческому росту, инициативности и культурному прогрессу. Правильная организация образовательного и воспитательного процессов является ключевой для формирования у молодого поколения устойчивых духовно-нравственных ценностей. В этом состоит актуальность представленной статьи.

В КНР, как и во многих других странах, особое внимание уделяется воспитанию нравственности среди молодежи. Это объясняется тем, что нравственные ценности считаются основой для развития личности и важным элементом социальной стабильности и гармонии. Они формируют основные принципы поведения, устанавливают этические стандарты и моральные ориентиры, которые регулируют поведение людей в обществе [1].

Нравственное воспитание играет критическую роль в развитии устойчивых и сбалансированных обществ, особенно в условиях глобализации и культурных изменений. В Китае, стране с глубокими традиционными ценностями, формирование нравственных качеств у молодежи имеет не только образовательное, но и стратегическое значение. Это обусловлено стремлением сохранить национальную идентичность и способствовать социальной гармонии в условиях быстрой модернизации и интеграции в мировое сообщество. Нравственное воспитание способствует формированию таких качеств, как честность, ответственность, уважение к старшим и коллективизм, которые являются неотъемлемыми аспектами китайской культурной доктрины.

Изучение нравственного воспитания учащихся в КНР особенно актуально в свете социально-экономических трансформаций, которые испытывает страна. С усилением фокуса на образовательные реформы, акцентирующие внимание на глобальную конкурентоспособность, необходим баланс между достижением академических успехов и воспитанием полноценной личности. Нравственное воспитание не только способствует индивидуальному развитию учащихся, но и играет важную роль в укреплении социальной стабильности, что особенно важно в условиях быстрого экономического роста и социальных изменений.

Целью данной работы является всесторонний анализ процессов формирования и применения нравственных ценностей среди учащихся старших классов в Китае. Исследование направлено на выявление и оценку различных педагогических и психологических подходов, используемых для воспитания, а также определение их эффективности и влияния на личностное развитие учащихся.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Проанализировать текущие методики нравственного воспитания в китайских школах.

2. Оценить воздействие этих методик на формирование личностных качеств учащихся.

3. Сопоставить полученные данные с существующими теоретическими моделями нравственного развития.

4. Изучить влияние современных технологий на нравственное развитие учащихся.

5. Определить наиболее успешные подходы и методы нравственного воспитания в культурно разнообразных классах.

Новизна данного исследования заключается в комплексном подходе к изучению нравственного воспитания, включающем анализ традиционных и современных педагогических практик в Китае. В ходе исследования выявлены неизвестные ранее аспекты влияния современных технологий на нравственное развитие учащихся, а также разработаны рекомендации по адаптации методик нравственного воспитания к культурно разнообразным классам. Это позволяет предложить новые решения для улучшения нравственного воспитания, соответствующие современным образовательным и социальным требованиям.

Исторически нравственное воспитание в Китае всегда основывалось на конфуцианских учениях, подчеркивающих важность семейных ценностей, уважения к старшим и коллективизма. Однако с течением времени появились новые подходы и методы, адаптированные к современным реалиям. Эволюция взглядов на нравственное воспитание отражает переход от традиционных к инновационным методикам, включающим использование современных технологий и

интерактивных форм обучения. Несмотря на значительное количество исследований, в научной литературе остается ряд аспектов, требующих дополнительного анализа, таких как влияние современных технологий и адаптация методик к культурно разнообразным классам.

Теоретическая значимость работы заключается в расширении научного понимания методов и подходов к нравственному воспитанию в китайских школах. Выявленные в ходе исследования новые связи и зависимости углубляют существующие теории нравственного развития и педагогики. Практическая значимость проявляется в возможности применения результатов исследования для разработки и внедрения более эффективных программ нравственного воспитания, адаптированных к культурным и социальным условиям современной Китая. Конкретные рекомендации, сформулированные на основе данных исследования, могут быть использованы для улучшения образовательных практик и достижения лучших результатов в нравственном воспитании учащихся.

Методологическая основа исследования включает анализ, сравнение, принятие решений и логическое рассуждение. Использование этих методов позволяет комплексно исследовать проблему нравственного воспитания и разработать практические рекомендации для улучшения образовательных программ. В настоящем исследовании активно использовались работы известных ученых В.В. Потыкайло, Чжу Лицюня и Чжан Цзюньны, которые внесли значительный вклад в изучение психолого-педагогических аспектов нравственного воспитания в образовательной системе Китая.

В.В. Потыкайло - российский ученый, специализирующийся на вопросах педагогики и психологии образования, автор многочисленных работ, посвященных методам и стратегиям воспитания в школьной среде. Одной из его заметных работ является монография «Системные подходы в педагогической практике», где он анализирует, как различные педагогические системы могут быть адаптированы для улучшения нравственного воспитания в современной школе. Потыкайло применяет сравнительный анализ и методы кейс-стади для оценки эффективности образовательных стратегий в разных культурных контекстах [2].

Чжу Лицюнь, известный китайский педагог исследует влияние традиционных конфуцианских учений на современное образование. Его ключевая публикация «Конфуцианство в современной образовательной системе Китая» исследует, как древние принципы могут быть интегрированы в учебные планы для формирования характера и нравственности учащихся. Чжу использует методы исторического анализа и интерпретативного подхода для изучения динамики между традиционными ценностями и современными образовательными требованиями. [3].

Чжан Цзюньна, ученый из Китая, специализируется на разработке образовательных программ, направленных на укрепление нравственного воспитания в школах. Ее работа «Инновационные методы нравственного воспитания в китайской школьной системе» описывает, как новые образовательные технологии и интерактивные методы обучения могут быть использованы для более результативного воспитания учащихся. Чжан акцентирует внимание на важности применения игровых техник и цифровых ресурсов для привлечения интереса учащихся и улучшения понимания и принятия нравственных стандартов [4].

Названные научные работы способствуют развитию методологической базы для практического применения нравственного воспитания, делая акцент на культурные, психологические и технологические аспекты в образовании. Их подходы и техники предоставляют ценные уроки и рекомендации для образовательных учреждений, стремящихся формировать всесторонне развитую личность.

Существенную роль в передаче и укреплении традиционных китайских ценностей играет школьное образование. В китайской культуре особое значение придается семейным ценностям, коллективизму, уважению к старшим и соблюдению традиций. Эти аспекты культуры являются фундаментальными и начинают внедряться в сознание учащихся с самых ранних этапов их образования. Школы используют различные методы и техники для обучения этих ценностей, включая классическое конфуцианское обучение, дискуссии, ролевые игры, а также интеграцию нравственного воспитания в академические предметы [5].

Результативность таких подходов подтверждается не только устойчивым культурным развитием, но и глубоким пониманием старшеклассниками своей роли в обществе и способности к саморефлексии и саморазвитию, что позволяет молодому поколению не только усваивать традиционные знания, но и критически

оценивать современные вызовы, адаптируя нравственные принципы к изменяющимся социальным условиям.

В китайских школах большое значение придается этическому воспитанию учащихся, в процессе которого учителя активно участвуют в формировании и укреплении нравственных ценностей. Для достижения этих целей преподаватели применяют разнообразные образовательные методы, включая организацию бесед, дискуссий, ролевых игр и других интерактивных форм обучения. Основная задача педагогов состоит в том, чтобы помочь студентам осмыслить значимость этических стандартов и принципов, а также научить их эффективно применять полученные знания в повседневной жизни [6].

Одним из ключевых аспектов воспитательного процесса является демонстрация учителями примерного поведения. Педагоги стремятся служить образцом этичности, достоинства и ответственности в своих действиях и решениях, что играет важную роль в процессе усвоения учащимися нравственных ориентиров. Такой подход способствует более глубокому пониманию и внедрению учебных принципов, которые ученики перенимают через взаимодействие с педагогами.

В китайской образовательной системе также проводятся специализированные классы и мероприятия, направленные на развитие нравственности учащихся. На этих занятиях обсуждаются важные темы, связанные с этикой, моралью, взаимопониманием и уважением к другим. Эти активности позволяют студентам развивать навыки этичного поведения и принимать решения, основанные на прочных моральных принципах [7].

Под нравственными ценностями понимается комплекс норм и правил морально-этического характера, которые определяют поведение человека в обществе, его мировоззрение иличные установки. Это основа, на которой строится вся система воспитания и обучения в китайских школах, направленная на подго-твтвв мвлоотжикеооетстеоовыЗи етмысленыоажизнв в общесеены

Традиции в Китае глубоко укоренены в конфуцианстве, философском уче-нив,ноиимаащер млнтражраза место в общественной и семейной жизни. Конфуций, выдающийся мыслитель и педагог, стал символом образцового развития ниитррер ннвегртотнзв еТеазотазендиыетаоттссы етемвнтвиигвоспитанием [8]. Его подходы к формированию нравственных ценностей включают следующие mi юневыв аспекты:

- воспитание трудолюбия у детей;

- овюдeожаниeввpнoмииоамeИнмlж тоадициямиморелвоымартнципам;

- развитие чувства искренности и правдивости;

ж зульти-иуолатиеоюЛви кOоижнлаy и cлyжeитeоOщзнтвeнтымин^гесe-

сам.

Куозтуреая свамв с маумуы^ыlыитeтнocтями в Ывтар-оосвлзотвя за различных уровнях: в обществе в целом, в историческом контексте, в социальных инсвитщтоо, а тоювсн улеб ных иуoиоолмax и дисциплин ох. На вма.Г нвызстыв-лена система нравственных ценностей, лежащая в основе формирования китай-ызоroоещтк.зоe [9].

нюзвызвкзшкыкштш

энтазис»« т™™

птэзлщкнттк/ оютозищкнттк

/ n ( \

пюктюрновк/ е(щышкштк/

0кот0езоотк окаолкоотк

v ) \ )

/ 1 \

зюpiжkhttk/ )

нммкнтвк

v }

вэ

О щ

Л (1

fd о

G и

вв 2 ® fd ^

стылзм-от-птмлзлщкнклк ыкоовызи

Рис. 1. Система нравственных ценностей в китайском обществе

Ключевым аспектом учения Конфуция является уважение к старшим и п реданность семейным ценностям, при этом личные интересы подчиняются общественным. Это отражение мудрости и опыта старших поколений. Однако всовременнсй научной среде появляются голоса зга обновление конфуциан-ских этических ценностей. В этом контексте выделяется фигура Хань Юя, профессора олмлго ич китайскияунипеаситетчв, гаворл!й арглмснтиповва я^оС^-димость основывать нравственные ценности на добродетели. По его мнению, добдыемостуткт енгдорадикальна пре(йРр)нзовнена^ичй^(^<^'^|л, агменвонё аа-

рактер и поведение, делая человека более чувствительным и внимательным к другим [10].

Философ Чжу Си, выдающийся преподаватель, предложил пересмотреть процесс образования и воспитания в китайских школах. Его концепция основывалась на гармоничном сочетании таких ключевых элементов, как знания, чувства, воля и наставления. Чжу Си утверждал, что основой нравственного воспитания должны стать мудрость, уникальность личности, самоуважение, благородство и честность. При этом он не отвергал учения Конфуция, а, наоборот, призывал к его основательному изучению и применению в современной образовательной практике [11].

С течением времени, однако, традиционные конфуцианские учения потеряли свою актуальность из-за отсутствия практической применимости и были признаны неэффективными для современного образовательного процесса.

Китайская образовательная система характеризуется высокой степенью строгости и требовательности к формированию образовательных, воспитательных и нравственных стандартов. Отличительные черты этой системы включают:

- строгий контроль над посещаемостью занятий, где за двенадцать неоправданных пропусков ученик может быть отчислен без возможности восстановления;

- обязательность сдачи экзаменов после окончания начальной и средней школы для перехода на следующий уровень образования;

- большой объем домашних заданий во время каникул, требующих выполнения и сдачи после перерыва;

- систематическая проверка знаний, включая регулярные устные и письменные опросы, контрольные работы на каждом уроке;

- рейтинг учащихся в каждом классе, основанный на стобалльной системе оценки успеваемости [12].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Старшеклассники китайских школ проводят большую часть дня на учебе, часто возвращаясь домой только около девяти вечера.

Китайская государственная политика активно поддерживает мероприятия культурного и образовательного характера, выделяя значительные финансовые средства для развития молодежи и стимулирования их творческого потенциала. Особое внимание уделяется продвижению и сохранению культурного наследия, включая защиту исторических мест, традиционного искусства и знаний коренных народов. Это включает финансирование культурных учреждений и создание стимулов для сохранения культуры, а также правила, предотвращающие уничтожение или присвоение культурных ценностей. Таким образом, государственная политика способствует укреплению чувства самобытности и преемственности в обществе [13].

Китайская государственная политика активно направлена на поддержку и развитие молодёжи, вкладывая значительные финансовые средства в стимулирование творческого интереса и раскрытие потенциала молодых людей. Это включает финансирование программ и мероприятий, направленных на культурное обогащение, профессиональное образование и личностное развитие.

Особенно важную роль в формировании нравственных ценностей играет стратегия сохранения и продвижения культурного наследия. Правительство Китая прилагает усилия к охране таких объектов, как исторические памятники, традиционные искусства, а также культурные практики и знания коренных народов. Это достигается через систематическое финансирование культурных учреждений и создание экономических стимулов, которые поддерживают сохранение уникальной культурной среды. Введение законодательных и административных мер для предотвращения уничтожения или незаконного присвоения культурных артефактов также играет ключевую роль в этом процессе [14].

Данная политика не только способствует сохранению исторической и культурной целостности страны, но и укрепляет чувство национальной гордости и самобытности среди молодежи. Путем интеграции культурного наследия в образовательный процесс и общественную жизнь государство стимулирует молодых людей к размышлению о своих корнях и значении культурной преемственности. Эти усилия направлены на формирование глубоко нравственной личности, способной ценить историческое и культурное разнообразие, а также вносить вклад в развитие общества.

Основная доктрина в китайском обществе заключается в убеждении, что личный успех и социальное положение индивидуума прямо зависят от его трудолюбия. В Китае трудовая этика высоко ценится, что находит отражение в образовательной системе страны, ориентированной на культивирование у учащихся положительного отношения к труду. Студенты в китайских школах проводят значительное количество времени не только за учебниками, но и в различных кружках и спортивных секциях, где поддерживается строгий порядок и дисциплина [14].

Важную роль в процессе формирования нравственных ценностей у школьников играют не только учебные заведения, но и родители. В китайской культуре существует традиция с ранних лет приучать детей к трудолюбию, начиная с того, что уже в три года ребенок должен уметь сидеть за столом и внимательно слушать учителя. Эта практика подчеркивает значимость воспитания с самого детства в контексте подготовки к образовательному процессу [15].

Также стоит отметить, что модель общественного поведения в Китае формируется под влиянием государственной политики, такой как закон о единственном ребенке в семье, что способствует возникновению высокой конкуренции сре-

ди семей. Каждая семья стремится воспитать достойного гражданина, вкладывая все ресурсы и усилия в комплексное развитие своего ребенка. Эта конкурентная средаакцентирует внимание на значимостиобразованияи воспитания какфун-даментальных элементов успешной социальной интеграции и достижения лич-нваопрвн^сса.

В данной работе разработан алгоритм формирования нравственных ценностей учащихся китайской школы, представленный на рис. 2.

Сна. И. Осгивнсо фармитоонниятааисеиеоных цетнваоей учащихся китайской школы

Разработанный алгоритм формирования нравственных ценностей у уча-ихся китайских школ структурирован в иерархической форме с четырьмя основными компонентами, каждый из которых представляет собой важную сферу ввннитательтуголроцеиса.

«Интеграция науки и образования» подчеркивает значимость соединения акавамическис нирнийнивекиическоанаоркуй оспмялонесчтю.Эта оисвгтация позволяет старшеклассникам применять теоретические знания на практике, спо-ссОяенни тенсамым Pсчeel"лсб(жoми ькн«сткуюyиeбногoмaисоyaлч а фаз™-тию критического мышления.

«Восприятие чувства патриотизма через тематические занятия» акцентирует внимание на воспитании патриотизма. Такие занятия направлены на фор-мировзнвие уиащихся гортбcтизеевoюр■геaнyи кнльтурум онюкеуважеиве к национальным символам и истории.

«Ввапнониоу через ноекоркуyф лкк^с^к^ь^>е г^н^бб^остнилвет зоимож-ности для развития личных интересов и талантов учащихся через участие в спея™воых, ыс в неенных ярнбах. «вв^ нон^г^1д^я^о^нльс^с^т^ис^г^о-

собствуют развитию командной работы, лидерских качеств, ответственности и caжчдиcчкилииы и тчащизле.

«Семейное воспитание» признается фундаментальным аспектом в разви-к веавственности учащихся. Этот компонент подчеркивает роль семьи в обучении детей основам морали и этики, включая такие ценности, как чeср«ycвь,вважeннвк cтaюшкминaбoтy о блинчое.

Общий анализ алгоритма показывает, что он представляет собой комплекс-ныопoдxос yоocпитaвнногчeинждвlйкзэлeоьноoввиакмoдeйорнyeв сдеугкеи, создавая многоуровневую систему обучения и развития личности. Это обеспе-новоeт кюкртовoнноо б многогуавное вевсущихсу, иозволетимнетеемко усваивать академические знания, но и развивать социальные и эмоциональные исмиeвe!^цкнlото является целью китайской образовательной философии.

Формирование нравственных ценностей играет критическую роль в укреплении социальной гармонии, продвижении инклюзивности и сохранении культурного богатства Китая. Три основных столпа - образование, государственная политика и активное участие общества - являются ключевыми элементами в управлении культурными процессами в стране.

Образовательные учреждения несут на себе особую ответственность за развитие понимания межкультурных различий и формирование этических установок среди молодежи. В школах и университетах реализуется обширная программа, направленная на борьбу со стереотипами и предвзятостями, что способствует формированию открытого и толерантного мировоззрения. Образовательные модули включают изучение китайской истории, философии, литературы и искусств, а также представление о мировых культурах и цивилизациях, что укрепляет межкультурное понимание и воспитывает уважение к разнообразию.

Правительство Китая играет ведущую роль в законодательной защите культурного наследия и обеспечении равенства прав для всех культурных групп, включая этнические меньшинства. Государственная политика ориентирована на сохранение уникальных традиций и памятников, а также на создание условий для их исследования и популяризации. Программы государственной поддержки включают финансирование культурных проектов, реставрацию исторических

Библиографический список

мест и стимулирование культурного туризма, что способствует экономическому и социокультурному развитию регионов.

Участие граждан в культурной жизни обеспечивает динамичное развитие общественных нравственных ценностей. Некоммерческие организации, культурные клубы и местные сообщества проводят мероприятия, такие как фестивали, мастер-классы и публичные лекции, которые способствуют культурному обмену и обогащению общественного диалога. Эти инициативы не только укрепляют социальные связи, но и создают платформу для обсуждения и решения актуальных социальных вопросов, внося вклад в формирование общественной солидарности и взаимопонимания.

Внедрение этих механизмов позволяет китайскому обществу строить сбалансированную и интегрированную культурную среду, в которой каждый человек может найти свое место, и способствовать общему благополучию и развитию.

Система формирования нравственных ценностей у учащихся старших классов в Китае представляет собой непрерывный и многогранный процесс, включающий разнообразные методики и подходы, направленные на достижение четко определенных образовательных целей. Данный процесс охватывает не только учебные занятия, но и широкий спектр внеурочных активностей, каждая из которых способствует всестороннему развитию личности учащихся.

Образовательные учреждения играют ключевую роль в этой системе. Преподаватели используют тематические занятия для обсуждения с учащимися вопросов морали, этики и общественных ценностей. Эти занятия часто включают анализ исторических примеров, обсуждение литературных произведений и рассмотрение актуальных социальных тем, что способствует глубокому осмыслению культурных и нравственных идей учащимися. Такой подход позволяет не только передавать знания, но и формировать критическое мышление и моральные ориентиры.

Важную роль в нравственном воспитании также играют внеурочные мероприятия, такие как клубы по интересам, спортивные секции и творческие группы. Эти активности не только стимулируют развитие личных качеств и умений, но и способствуют социализации учащихся, обучая их навыкам работы в команде, взаимопомощи и уважению к соперникам и партнерам. Участие в таких мероприятиях позволяет учащимся применять полученные знания и навыки в реальных жизненных ситуациях, что способствует закреплению нравственных ценностей.

Неотъемлемым компонентом процесса является семья, которая поддерживает и дополняет образовательную деятельность, закладывая основы нравственных ценностей у детей с самого раннего возраста. Взаимодействие между школой и семьей помогает укрепить и развить начальные установки, полученные дома. Родители играют важную роль в воспитании нравственности, демонстрируя своим поведением образцы этичных поступков и ценностей.

Государственная политика также оказывает значительное влияние, создавая законодательную и финансовую базу для поддержки образовательных и культурных программ. Правительство финансирует школьные и внешкольные программы, направленные на развитие культурного и духовного потенциала молодежи, и обеспечивает равные возможности для доступа к качественному образованию. Такая поддержка позволяет образовательным учреждениям внедрять современные методы и технологии, которые способствуют более эффективному нравственному воспитанию.

Эффективное внедрение нравственных ценностей возможно только при условии интеграции усилий всех участников процесса: школ, семей и государства. Совместная работа этих сторон создает благоприятные условия для развития гармонично сформированных личностей, обладающих как высоким уровнем интеллектуального развития, так и развитым чувством моральной ответственности. Такой подход обеспечивает всестороннее развитие учащихся, готовых к активному участию в жизни общества и обладающих необходимыми качествами для успешной социальной интеграции.

Результаты данного исследования показывают, что использование современных технологий и инновационных методов в образовательном процессе позволяет значительно повысить эффективность нравственного воспитания. Применение ролевых игр, цифровых ресурсов и интерактивных форм обучения способствует привлечению интереса учащихся и улучшению понимания и принятия нравственных стандартов. Это подчеркивает необходимость постоянного обновления учебных программ и адаптации педагогических подходов к меняющимся условиям и требованиям современного общества.

Таким образом, данное исследование не только подтверждает важность нравственного воспитания в образовательном процессе, но и выявляет новые эффективные подходы и методы, которые могут быть использованы для улучшения практики нравственного воспитания в китайских школах. Перспективы дальнейших исследований включают оценку долгосрочной эффективности различных программ нравственного воспитания и изучение влияния глобализации и современных технологий на процесс нравственного воспитания.

1. Мочалова Я.В. Влияние образования на формирование личности. Актуальные проблемы развития науки и современного образования: сборник научных трудов. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017: 246-247.

2. Покатыло В.В. О необходимости нравственного воспитания молодежи. Молодой ученый. 2014; № 4 (63): 1066-1068.

3. Чжу Л. О нравственном воспитании и моральных кодексах поведения китайских студентов в настоящее время. Образование и воспитание. 2016; № 1 (6): 112-114.

4. Чжан Ц. Традиционное нравственное воспитание детей дошкольного возраста в Китае. Наука и школа. 2018; № 6: 6У-82.

5. Ван Ю. Конфуцианские принципы в современной школьной педагогике Китая. Шанхай: Издательство Шанхайского университета, 2019.

6. Сунь Л. Интеграция науки и образования: новые стратегии для китайских школ. Чэнду: Издательство Чэнду, 2022.

У. Базарова A.K Конфуцианские ценности и нравственное воспитание в системе образования Китая. Наука и образование. 2022; № 1: 29-43.

8. Вэй Ж. Влияние внеурочной деятельности на формирование личности учащихся. Пекин: Aкадемия педагогических наук, 2020.

9. Ломова Т.Е. Воспитание нравственности в Китае. Социология. 2022; № 3: 19-30.

10. Традиции воспитания ребенка в Китае. Available at: https://perspectum.info/traditsii-vospitaniya-rebyonka-v-kitae/

11. Мэн Ч. Роль семьи в образовании: подходы в Китае и за рубежом. Гуанчжоу: Гуанчжоуское издательство, 2018.

12. Боровская A.A. Россия и Китай в формировании нравственных ценностей. Наука и образование. 2022; № 4: У-13.

13. Горлина ОА Духовно-нравственное воспитание личности. Молодой ученый. 2016; № 13.3 (11У.3): 24-25.

14. Национальные ценности в русской и китайской лингвокультурах. Available at: https://elar.urfu.ru/bitstream

15. Ли Ц. Нравственное воспитание в китайских школах: теория и практика. Пекин: Образовательная пресса, 2021.

References

1. Mochalova Ya.V. Vliyanie obrazovaniya na formirovanie lichnosti. Aktual'nye problemy razvitiya nauki i sovremennogo obrazovaniya: sbornik nauchnyh trudov. Belgorod: ID «Belgorod» NIU «BelGU», 201У: 246-24У.

2. Pokatylo V.V. O neobhodimosti nravstvennogo vospitaniya molodezhi. Molodoj uchenyj. 2014; № 4 (63): 1066-1068.

3. Chzhu L. O nravstvennom vospitanii i moral'nyh kodeksah povedeniya kitajskih studentov v nastoyaschee vremya. Obrazovanie i vospitanie. 2016; № 1 (6): 112-114.

4. Chzhan C. Tradicionnoe nravstvennoe vospitanie detej doshkol'nogo vozrasta v Kitae. Nauka ishkola. 2018; № 6: 6У-82.

5. Van Yu. Konfucianskie principy v sovremennoj shkol'nojpedagogike Kitaya. Shanhaj: Izdatel'stvo Shanhajskogo universiteta, 2019.

6. Sun' L. Integraciya nauki i obrazovaniya: novye strategii dlya kitajskih shkol. Ch'endu: Izdatel'stvo Ch'endu, 2022.

У. Bazarova A.N. Konfucianskie cennosti i nravstvennoe vospitanie v sisteme obrazovaniya Kitaya. Nauka i obrazovanie. 2022; № 1: 29-43.

8. V'ej Zh. Vliyanie vneurochnoj deyatel'nosti na formirovanie lichnosti uchaschihsya. Pekin: Akademiya pedagogicheskih nauk, 2020.

9. Lomova T.E. Vospitanie nravstvennosti v Kitae. Sociologiya. 2022; № 3: 19-30.

10. Tradicii vospitaniya rebenka v Kitae. Available at: https://perspectum.info/traditsii-vospitaniya-rebyonka-v-kitae/

11. M'en Ch. Rol'sem'i v obrazovanii: podhody v Kitae iza rubezhom. Guanchzhou: Guanchzhouskoe izdatel'stvo, 2018.

12. Borovskaya A.A. Rossiya i Kitaj v formirovanii nravstvennyh cennostej. Nauka i obrazovanie. 2022; № 4: У-13.

13. Gorlina O.A. Duhovno-nravstvennoe vospitanie lichnosti. Molodoj uchenyj. 2016; № 13.3 (11У.3): 24-25.

14. Nacional'nye cennosti v russkoj i kitajskoj lingvokulturah. Available at: https://elar.urfu.ru/bitstream

15. Li C. Nravstvennoe vospitanie v kitajskih shkolah: teoriya ipraktika. Pekin: Obrazovatel'naya pressa, 2021.

Статья поступила в редакцию 18.07.24

УДК 376.3 + 81'221.22

Lugovskoy A.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Pacific National University (Khabarovsk, Russia), E-mail: 009449@pnu.edu.ru

Egorushkina K.V., MA student, Pacific National University (Khabarovsk, Russia), E-mail: 2019102668@pnu.edu.ru

TEACHING AMERICAN SIGN LANGUAGE WITHIN INCLUSIVE EDUCATION IN RUSSIAN HIGHER EDUCATION. The article looks into a problem of teaching American sign language (ASL) to students with hearing impairment at the Beginning level of the university EFL program. The research is of interdisciplinary character since it is conducted as a cross-study within Linguistics and Pedagogy. The linguistic and didactic specifics of the study enabled the authors to analyze the object, which is the process of teaching ASL within inclusive education at a university. The subject of the study is constituted by the linguistic and methodological aspects of ASL teaching at the Beginning university inclusive course. The article highlights the brief history of deaf education, compares BSL and ASL and justifies the choice of the latter within Russian inclusive education. A more detailed analysis of the system and structure of ASL (its phonological, lexical and grammatical characteristics) provides a number of recommendations for teaching of the sign language speaking skills.

Key words: inclusion, sign, ASL, BSL, fingerspelling, skills, functionality, individualization

А.В. Луговской, канд. филол. наук, доц., Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск, E-mail: 009449@pnu.edu.ru

К.В. Егорушкина, магистрант, Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск, E-mail: 2019102668@pnu.edu.ru

ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЖЕСТОВОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ

Статья посвящена рассмотрению проблемы использования жестового английского языка (ASL) при обучении глухих и слабослышащих студентов на начальном этапе изучения иностранного языка в вузе. Работа имеет междисциплинарный характер и написана на стыке лингвистики и педагогики. Лингво-дидактическая специфика исследования позволила провести анализ объекта, в качестве которого был выбран процесс обучения жестовому языку (ASL) в системе инклюзивного образования в вузе. Предмет исследования составили лингвистические и методические особенности организации учебного процесса на начальном этапе обучения американскому жестовому языку. В статье дается краткое описание истории сурдопедагогики, сравниваются британский и американский жестовые языки, обосновывается мысль о целесообразности выбора американского варианта жестового языка при инклюзивном обучении. Более детальный анализ системы и структуры жестового языка (его фонологических, лексических и грамматических особенностей) позволил сформулировать ряд рекомендаций при обучении соответствующим навыкам на начальном этапе.

Ключевые слова: инклюзия, жест, американский жестовый язык, британский жестовый язык, дактильный алфавит, навыки, функциональность, индивидуализация

Исследование выполнено при финансовой поддержке Тихоокеанского государственного университета на выполнение научно-исследовательских работ и разработок в рамках реализации Программы развития федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» на 2021-2030 годы

Проблема обучения иностранному жестовому языку является одним из аспектов общей методики преподавания языков и сурдопедагогики в целом. Несмотря на долгую историю применения методов и средств в обучении слабослышащих и глухих детей, комплексное теоретико-методологическое осмысление данного вопроса началось относительно недавно. В отечественной педагогике сдвиг наметился после принятия ряда нормативных документов международного и федерального уровней, в частности Конвенции ООН по правам инвалидов (2006), отдельных федеральных законов (1992, 1995, 2013), а также Постановления правительства «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда"».

Специфика обучения иностранным языкам людей с нарушением либо потерей слуха ведется по установившимся стандартам, в основе которых зачастую

используются традиционные методы преподавания родного и иностранных языков. Обзор теоретической литературы по проблеме исследования [1-4] показал, что при таком подходе аспект делается на обучении различным видам речи через использование звукового языка.

Подобный подход вызывает озабоченность в профессиональных сообществах людей с нарушениями слуха, так как нарушается принцип би-лингвистического образования, которое в первую очередь предусматривает использование жестового языка. Всемирная федерация глухих (WFD) и Всероссийское общество глухих (ВОГ) подчеркивают необходимость внедрения мультилингвистических и билингвистических программ, в которых ведущее место отведено использованию жестового языка как средства и цели обучения [5].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.