Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ И ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В КИТАЕ'

КОНЦЕПЦИЯ И ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система образования КНР / техническое образование школьников / трудовое воспитание в школе / нравственное воспитание / концепция трудового воспитания / профориентации школьников / сельские и малокомплектные школы / трудовая деятельность / этапы формирования концепции трудового воспитания в КНР / история трудового воспитания / education system of China / technical education for students / labor education at school / moral education / concept of labor education / vocational guidance for schoolchildren / rural and ungraded schools / labor activities / stages of concept formation of labor education in China / history of labor education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Машкина Ольга Анатольевна, Аринушкина Анна Александровна, Ли Яньхуэй

В статье рассматриваются этапы формирования концепции трудового воспитания в Китае, содержание и формы трудовой подготовки в школе на основе эволюции концепции пяти неразрывно связанных компонентов образования, учебных программ основной средней школы в период «культурной революции», занятий по технологии труда в рамках обновленной доктрины воспитания, обучения и развития трудового воспитания в процессе реализации политики «Образование служит народу» и стратегии «Поднять страну за счет науки и образования». Идея трудового воспитания историографически и парадигмально представлена в единстве с нравственным воспитанием как системообразующий компонент образовательного процесса, в котором обучение технологии труда включает, наряду с трудовым воспитанием и технической подготовкой, также и культивирование традиционного уважительного отношения к труду во благо коллектива\общества, умения прилежно выполнять любую работу. Исследована история развития воспитательной функции трудового обучения в Китае в городских, сельских и малокомплектных школах. Проведен анализ понятий «нравственное воспитание», «трудовое воспитание», «трудовая деятельность школьника», «техническое образование в школе», «ранняя профориентация школьников», «индустриализация образования», «роль семьи в процессе трудового воспитания». Приведены актуальные данные об обеспечении учебных заведений учителями трудового воспитания (обучения), в том числе в условиях роста количества малокомпектных школ в сельских районах, и структура содержания трудовой подготовки школьников. Проведен анализ становления современной системы трудового воспитания в образовательных учреждениях Китая, где трудовая деятельность является драйвером развития всех остальных качеств школьника посредством культивирования нравственности через труд. При этом цели нравственного, умственного, физического и эстетического воспитания пересекаются с целями и объектами трудового воспитания и становятся ключевым содержанием концепта всестороннего развития школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Машкина Ольга Анатольевна, Аринушкина Анна Александровна, Ли Яньхуэй

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT AND PRACTICE OF LABOR TRAINING IN CHINA

The research examines the stages in the formation of the concept of labor training in China, the content and forms of this training in school from the concept of the fi ve inseparable components of education, the basic secondary school curriculum during the Cultural Revolution, and manual training classes under the updated doctrine of education and training to the development of labor education in the implementation of the policy “Education serves the people.” Historiographically and paradigmatically, the idea of labor training is presented in unity with moral education as a systemic component of the educational process, in which manual training classes include labor education and technical education. The authors studied the history of the development of the educational function of manual training classes in China in urban, rural, and small schools. The authors analyzed the concepts of moral education, labor training, labor activity of schoolchildren, technical education at school, early vocational guidance for schoolchildren, industrialization of education, and the role of the family in the process of labor training. The research presents current data on the availability of manual training teachers, including from the point of view of the growing number of ungraded schools in rural areas and the structure of the content of manual training of schoolchildren. The authors analyze the formation of the contemporary system of labor education in educational institutions of China, where work is the driver of the development of all other qualities of schoolchildren through the cultivation of morality through work; the intersection of goals of moral, mental, physical, and aesthetic education with the goals and objects of labor education becomes the key content of the concept of comprehensive development of learners.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ И ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В КИТАЕ»

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 20. Педагогическое образование. 2023. T. 21 № 3 LOMONOSOV PEDAGOGICAL EDUCATION JOURNAL. 2023. T. 21. No. 3

ОБРАЗОВАНИЕ В МИРЕ: ПОДХОДЫ И РЕШЕНИЯ

О. А. МАШКИНА, А. А. АРИНУШКИНА, ЛИ ЯНЬХУЭЙ

КОНЦЕПЦИЯ И ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОГО

ВОСПИТАНИЯ В КИТАЕ1

(кафедра китайской филологии ИСАА МГУ имени М. В. Ломоносова; факультет педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова; Суцяньскийуниверситет КНР;

e-mail: oliya-m@yandex.ru; anna.arin@mail.ru; liyanhui555@sina.cnj

doi: 10.55959/MSU2073-2635-2023-21-3-101-117

В статье рассматриваются этапы формирования концепции трудового воспитания в Китае, содержание и формы трудовой подготовки в школе на основе эволюции концепции пяти неразрывно связанных компонентов образования, учебных программ основной средней школы в период «культурной революции», занятий по технологии труда в рамках обновленной доктрины воспитания, обучения и развития трудового воспитания в процессе реализации политики «Образование служит народу» и стратегии «Поднять страну за счет науки и образования». Идея трудового воспитания историографически и парадигмально представлена в единстве с нравственным воспитанием как системообразующий компонент образовательного процесса, в котором обучение технологии труда включает, наряду с трудовым воспитанием и технической подготовкой, также и культивирование традиционного уважительного отношения к труду во благо коллектива\общества, умения прилежно выполнять любую работу.

Исследована история развития воспитательной функции трудового обучения в Китае в городских, сельских и малокомплектных школах. Проведен анализ понятий «нравственное воспитание», «трудовое воспитание», «трудовая

1 Исследование проблем современного трудового воспитания и технологического образования проводится А. А. Аринушкиной в рамках государственного задания «Проблемы инновационной педагогики».

деятельность школьника», «техническое образование в школе», «ранняя профориентация школьников», «индустриализация образования», «роль семьи в процессе трудового воспитания».

Приведены актуальные данные об обеспечении учебных заведений учителями трудового воспитания (обучения), в том числе в условиях роста количества малокомпектных школ в сельских районах, и структура содержания трудовой подготовки школьников.

Проведен анализ становления современной системы трудового воспитания в образовательных учреждениях Китая, где трудовая деятельность является драйвером развития всех остальных качеств школьника посредством культивирования нравственности через труд. При этом цели нравственного, умственного, физического и эстетического воспитания пересекаются с целями и объектами трудового воспитания и становятся ключевым содержанием концепта всестороннего развития школьников.

Ключевые слова: система образования КНР; техническое образование школьников; трудовое воспитание в школе; нравственное воспитание; концепция трудового воспитания; профориентации школьников; сельские и малокомплектные школы; трудовая деятельность; этапы формирования концепции трудового воспитания в КНР; история трудового воспитания.

Введение

Современное трудовое воспитание школьников в Китае актуализировано через новые исторические и культурные предпосылки и контекст, а также новую обогащенную коннотацию: ценностный кризис и ценностная реконструкция трудово-С°временное т^довое го, технологического образования представляется

воспитание школьников - - - ~ Г11

исторической отправной точкой новой эры [1].

Технологическое образование в Китае, как и любая другая форма образования, служит фундаментальной задаче образования — утверждению морали и воспитанию личности. В КНР все технологические программы работают сообща для достижения общей цели повышения технологической грамотности учащихся, хотя в разных классах реализуются разные технологические программы со своими конкретными целями. Относительно развития технологического образования как фундаментальной задачи учащиеся начальной и средней школы должны развивать свой интерес к обучению, научный интерес и инновационное мышление, а также овладевать научными методами, логическим и диалектическим мышлением. В рамках иного подхода, предполагается, что преподавание и усвоение знаний помогут учащимся улуч-

шить их способность применять изученные теории на практике, а школы должны уделять больше внимания трудовому воспитанию и максимально использовать его образовательную функцию для воспитания всесторонне развитых учащихся [2].

Материалы и методы

Проведен анализ нормативно-правовых актов, регламентов, концепций и программ развития трудового образования (воспитания) в школах КНР. Приведены актуальные данные, среди которых: обеспечение учебных заведений учителями трудового воспитания (обучения), в том числе по показателю количества учеников на одного учителя в начальных и средних школах, данные относительно роста количества мало-компектных школ в сельских районах, структура содержания трудовой подготовки школьников. Следует отметить, что анализ контента программных документов и научных статей китайских авторов проводился с учетом многозначности китайских иероглифов, в результате чего многие современные понятия не могут трактоваться однозначно. Так, термин Ш ^ обозначает одновременно обучение, просвещение, образование, воспитание. В этом единстве компонентов следует воспринимать и концепцию «трудовое обучение — воспитание — подготовка школьников к трудовой деятельности».

Результаты

Можно выделить несколько этапов формирования китайской концепции трудового воспитания. Так, на первом этапе, незадолго до победы Синьхайской революции (1911), свергнувшей власть китайского императора, идеолог политики усиления страны на основе сочетания традиционных национальных ценностей и западных научно-технических достижений, выдающийся китайский педагог Цай Юаньпэй (1868-1940) создал концепцию 5 неразрывно связанных компонентов образования #), включавших военно-гражданское воспитание, утилитарное знание-вое\интеллектуальное обучение, воспитания гражданской морали, мировоззренческое образование и эстетическое воспитание [3, с. 70]. Став первым министром образования Китайской Республики, он попытался реализовать свои идеи на практике и развернуть китайское образование к решению задач будущего, в том числе к творческой преобразовательной трудовой деятельности. Однако в целом система образования из-за

Этапы формирования китайской концепции трудового воспитания

политической нестабильности оставалась консервативной, сегментированной и закрытой, а проводимые образовательные реформы были подчинены удовлетворению текущих, локальных (местных) потребностей. Типичным примером могут служить образовательные реформы в провинции Шаньси, находившейся в 1911-1949 гг. под контролем генерала Янь Сишаня. Им были построены 26 тыс. школ современной планировки, которые должны были служить эталоном организации образовательного процесса, идеальной моделью школы. Но, как отметил один из его современников, Янь Сишань «хотел получить армию обученных фермеров и рабочих, которые были бы способны читать его пропагандистские указания, но не были бы образованы до такой степени, чтобы задавать

В первые годы после создания КНР (1949) «идеологическое воспитание, производительный труд, физическое воспитание и здоровье» рассматривались в китайской педагогической мысли как три формы обучения, ставящие целью воспитать социалистических тружеников. При этом идеологическое воспитание включало воспитание политической мысли, морального облика и трудовых взглядов. В годы «культурной революции» (1966-1976) система образования была практически разрушена, ее основные функции были оттеснены на задний план задачей идеологического перевоспитания в духе маоистского учения, а трудовые навыки формировались через приобщение школьников и студентов к трудовой жизни простого народа и через неквалифицированный труд в производственных коммунах. Учебные программы основной средней школы (СШНС) были ограничены: изучением цитатника председателя Мао; военной подготовкой; приобретением навыков сельскохозяйственного труда (в отдельных случаях эти занятия включали ознакомление с сельскохозяйственной техникой); так называемым общим образованием, заключавшимся в чтении газет и производственной практике. Городские старшеклассники, студенты, преподаватели массово высылались на трудовое перевоспитание в глухие деревни, где они были обречены на монотонный, тяжелый труд и полуголодное существование. В то же время, как следует из цикла телевизионных передач, в которых современных китайских учащихся знакомят с национальными ценностями через интерпретацию цитат председателя КНР Си Цзиньпина, пройденная им и его сверстниками в те годы жизненная школа физического труда в деревне помогла лучше понять жизнь простых трудящихся и выработать привычку к упорному и бережливому труду [4].

вопросы» [3, с. 72].

Идеологическое воспитание, производительный труд, физическое воспитание и здоровье

На втором этапе (1978-1999) доктрина воспитания и обучения включила следующие основные положения: идеологическое воспитание, производственный труд и физическую гигиену. В школах были введены занятия по технологии труда. В опубликованных в 1981 г. «Разъяснениях к экспериментальному проекту учебного плана в 6-летней ключевой2 школе полного дня обучения», в «Экспериментальных мнениях о создании курса обучения технологии труда в общеобразовательных средних школах» (1982 г.), в учебнике «Педагогика», опубликованном Нанкинским педагогическим университетом, подчеркивается, что «обучение технологии труда включает в себя два аспекта: трудовое воспитание и техническое образование» [5, с. 285]. В то же время трудовое воспитание на этом этапе тесно связано с нравственным воспитанием. В документах подчеркнуто единство процессов воспитания морали, интеллекта, тела, красоты и труда. Но при этом трудовое обучение на протяжении многих лет получало разную трактовку. В 78 учебниках по педагогике, изданных в 1978-1988 гг., трудовое обучение рассматривалось в рамках теории нравственного воспитания (ШШ) как один из компонентов подготовки социалистических трудящихся. Таким образом, основной была воспитательная функция трудового обучения, а не развитие каких-либо специализированных навыков. Такой подход, вероятно, объясняется не только традиционными национальными ценностями, где нравственное совершенствование считалось важнейшим видом труда, но и тем, что технологические навыки были неактуальны для страны, где господствовал ручной труд на мелком производстве и малоквалифицированный труд конвейерного типа. Большую часть школ переводили на учебу с неполным учебным днем, оставляя вторую половину дня на выполнение сельскохозяйственных работ. В 1980-е гг. в большинстве сельских средних школ первой начальной ступени (СШНС) срок обучения был увеличен на год за счет добавления в учебную программу специальных предметов, закреплявших навыки сельскохозяйственного труда. Уклон в раннюю

2 Шестилетняя ключевая школа — это начальная школа. Ключевые школы — это наиболее хорошо укомплектованные школы, способные обеспечить высокое качество образования. Только окончание таких школ могло дать гарантию перехода на следующую ступень обучения. С первого десятилетия XXI века проводится политика создания равных стартовых возможностей, что способствует выравниванию качества обучения в городских школах и сокращению количества ключевых школ. В основном сейчас такие учреждения действуют при университетах. Проблема выравнивания качества обучения все еще остается актуальной.

Идеологическое воспитание, производственный труд и физическая гигиена

профориентацию обрекал сельскую молодежь на выполнение исключительно низкоквалифицированных работ на одном месте в течение всей своей трудовой деятельности. В 1999 г. премьер Госсовета КНР Чжу Жунцзи выдвинул предложение о включении образования в перечень отраслей экономики, т. е. в состав сферы производства. Такой подход получил определение «индустриализация образования» (ШЙ^^Л). Он предполагал, что образование как производительная отрасль содействует повышению производительности труда, экономическому развитию и преодолению «бедности образования». Позднее понятие «индустриализация образования» постепенно исчезло из китайских публикаций, но тенденция к большему использованию рыночных механизмов в образовании усилилась [6, с. 60].

На третьем этапе (2000-2011) идея трудового воспитания стала частью политики «Образование служит народу». Трудовое воспитание было нацелено на передачу трудовых навыков, в то же время больше внимания уделялось формированию трудового настроя (духа и эмоций). Содержание и формы трудовой подготовки в школе становились все более дифференцированными. Главная цель трудового воспитания — формирование нравственных ориентиров и трудолюбия, другими словами, акцент ставился на нравственном воспитании через трудовую деятельность.

После XVIII съезда КПК (2012) Китай начинает отсчет новой эры — эпохи подъема и возрождения величия Китая. Как отметила на подведении в 2022 г. итогов развития образования за прошедшее 10-летие новой эпохи директор информационного бюро Министерства образования Сюй Мэй: «Исторические достижения и исторические изменения в области образования в полной мере отражают усилия, предпринятые системой образования, чтобы сделать результаты реформ и развития более справедливыми и принести больше пользы большинству людей» [7]. Для трудового воспитания в эти годы характерно продвижение ценностей труда. На первый план выходит новое наполнение концепции пяти неразрывно связанных компонентов образования: воспитание высокой нравственности, развитие умственных способностей, физических качеств, умения жить в коллективе и быть трудолюбивым.

В марте 2020 года ЦК КПК и Государственный Совет КНР опубликовали документ «Мнения о всестороннем усилении трудового воспитания в начальных, средних и высших учебных заведениях в новую эпоху» [8]. В июле 2020 года Министерство

Идея трудового воспитания как часть политики «Образование служит народу»

Завершение разработка концепции трудового образования

образования выпустило «Руководящий план трудового образования в университетах, средних и начальных школах (экспериментальный проект)» [9]. Публикация этих документов означала, что Китай завершил разработку концепции трудового образования, в которой четко обозначил, что цель трудового образования в новую эпоху состоит в воспитании трудового духа учащихся, формировании привычек к труду и трудовых умений.

Формирование человека новой эпохи построения социализма с китайской спецификой описывается через концепцию, в соответствии с которой труд является драйвером развития всех остальных качеств человека путем культивирования нравственности через труд, повышения интеллекта трудом, укрепления тела трудом и чувства красоты\эстетику трудом (дословно: ияш^иш^ия-шт^лшшАЙ^МЖ Укрепляйте ум\мудрость трудом, укрепляйте тело трудом, взращивайте красоту трудом, чтобы способствовать всестороннему развитию человека) [5, с. 285]. Таким образом, трудовое образование (воспитание) стало полноценной частью идеологической концепции воспитания высокоморальных людей (ШШШАШЙ^Щ. В документах также подчеркивалась огромная роль семьи в процессе трудового воспитания и общества в целом как силы поддержки. Но в то же время указывалось, что основная ответственность по организации и формированию трудовых умений лежит на учебном заведении.

В программных документах даны ответы на вопросы: чему и как должны обучать на занятиях трудом? Но ключевым вопросом является «кто будет преподавать?» Этим определялась актуализация задачи подготовки учителя как первоначального фактора, обеспечивающего качество трудового воспитания в новой эпохе. В феврале 2019 года Госсовет КНР и ЦК КПК опубликовали программу «Модернизация образования в КНР 2035 (China's Education Modernization 2035), в которой была поставлена задача «сформировать контингент высококвалифицированных педагогов, профессионалов инновационного типа [10].

В настоящее время в китайских школах реализуются практические занятия и занятия по профориентации. В основной 9-летней школе введены два учебных предмета: «Труд» и «Технология» (^^^Ш^) («Рабочая сила» и «Технологии»), в старшей школе (СШВС) — «Общая (универсальная) технология» (ЯДШ^). Очевидно, что квалификация учителей трудового воспитания (обучения) измеряется их подготовленностью к решению ряда учебных задач трудового воспитания, включающих такие элементы, как идеи, знания, навыки и нормы. В настоящее время ни в начальной или средней школе, ни в вузах практически нет педагогов, которые бы имели специализированную академическую подготовку для

Учебные предметы «Труд» и «Технология» в школах Китая

решения этих задач. Контингент учителей труда формируется из преподавателей, получивших подготовку по разным направлениям науки или учебным дисциплинам. Эти моменты необходимо учитывать при анализе количественных параметров потребности в педагогах трудового воспитания.

Следует также отметить, что нет единых стандартов обеспечения учебного процесса учительскими кадрами. Так, в документах высшего учебного заведения, определяющих нормативы Потребность соотношения «студент — преподаватель» по пред-

в педагогах трудового мету «Идейно-политическая теория», заложено воспитания требование: 350 студентов на 1 преподавателя.

Такое требование было реализовано в государственных школах в 2008 году для определения потребностей в учителях физкультуры:

- для 1 и 2 классов начальной школы 1 учитель физкультуры на 5-6 групп (классов); 3-6 классов — 6-7 учебных групп\классов;

- для основной школы (СШНС) 1 учитель физкультуры на 6-7 групп;

- для старшей школы (СШВС и средние профессиональные колледжи) 8-9 групп [5, с. 296].

Например, соотношение «ученик — учитель» для занятий по эстетическому воспитанию (художественному образованию) в начальных и средних школах было установлено как 400 учеников на 1 учителя [5, с. 296]. До недавнего времени численность учеников одного класса (учебной группы) в городских школах достигала 60-100 чел. В деревнях, наоборот, в условиях, когда многие «трудовые мигранты», уезжая на заработки в город, забирают детей с собой, школы становятся малокомплектными, в них не хватает учителей даже по базовым предметам. В таблице 1 приведены данные, позволяющие сделать вывод о том, насколько далеки реалии обеспечения учебных заведений учителями трудового обучения от их потребностей. В начальной школе даже при низкой планке стандартов, построенной на соотношении 500 учеников к 1 учителю, число учителей труда составляет только четверть от требуемого.

Хотя еще в 2015 году Министерство образования КНР сформулировало предложения усилить трудовое воспитания в школе, однако из-за традиционного уклона в подготовке к поступлению учащихся на следующую ступень обучения уроки труда остаются второстепенными по значимости, в том числе для руководства школ.

Идеологическое воспитание — это базовое содержание образования, которое транслируется в процессе преподавания на всех занятиях, тем не менее его приоритет очевиден даже при простом сравнении количественных показателей численности учителей предметов комплексного, всестороннего развития личности учащегося.

Таблица 1. Прогноз потребностей педагогов трудового обучения в 2019 году

Ступень\уровень обучения Численность учеников Численность учителей труда Кадровые потребности в учителях труда Дефицит

Начальная школа 105612358 53568 211225 157657

Основная средняя школа 48271362 33327 96543 63216

СШВС (старшая школа) 24143050 13538 48286 34748

Общеобразовательные вузы(бакалаврские программы и специализированные программы чжуанькэ) 30315262 0 60631 60631

Всего 208342032 100433 416685 316252

Источник: Ли Юйцянь. Доклад о подготовке учителей трудового обучения. 2022. С. 296-297.

В 2019 году численность учителей по нравственному, физическому, художественному и трудовому обучению в средней школе обеих ступеней соответственно составила: 590,6 тыс., 684,2 тыс., 818,8 тыс. и 100,4 чел. [5, с. 301]. Если посмотреть на динамику численности учителей трудового воспитания (обучения) за 10 лет с 2009 по 2019 год, то в начальной школе она осталась неизменной, в средней основной школе сократилась с 40915 до 33327 чел., а в старшей школе росла ежегодно почти на 5%: с 8368 до 13 538 чел. [5, с. 301-302]. В докладе о подготовке учителей трудового воспитания Ли Юйцянь констатирует, что на всех ступенях образования наблюдается серьезная нехватка педагогических кадров, профессионально подготовленных для уроков трудового воспитания и владеющих теоретическими знаниями (включая знание законов и норм соблюдения охраны и безопасности труда), современными профессиональными умениями и опытом инновационной производственной деятельности, педагогическими навыками составления и реализации учебных планов уроков с учетом

психологических, умственных и физических возрастных возможностей учащихся [5]. О том, что трудовое обучение, несмотря на все принимаемые государственные документы, не получило необходимого практического развития, указывают и авторы системного компаративистского исследования, в котором приводится анализ тенденции развития образования в России и Китае [11, с. 242].

Обсуждение

В контексте актуальных аспектов переосмысления ценности трудового воспитания школьников в Китае оно рассматривается как часть истории труда, а трудовая деятельность — как основа раз-Переосмысление вития интеллекта. В свою очередь, пути реализации

ценности трудового трудового воспитания включают трудовое воспи-воспитания тание и подготовку учителей, трудовое самовос-

школьников в Китае питание учащихся и трудовое воспитание коллектива [12]. Тема трудового воспитания исследована с точки зрения содержания и организации технологического образования китайских школьников [13; 14], эволюции технологического образования [15], а также организации технологического образования в российских школах [11; 16].

В исследованиях технологического образования и подготовки учителей технологии в КНР отмечается, что обучение технологиям осуществляется как отдельными, так и интегративными способами, что повышает технологическую грамотность всех учащихся [17]. Программы технологического образования охватывают технологии и инжиниринг, интегрированные с наукой, IT-технологиями, трудом. Школьники посещают обязательные курсы, гарантирующие единый уровень технологической грамотности, и выбирают программы по выбору, исходя из своих интересов.

Например, в 1-9 классах в рамках технологического образования особое внимание уделяется дизайну и изготовлению изделий, в то время как в 10-12 классах особое внимание уделяется интеграции теории и практики. Часто применяемые подходы к обучению включают интегратив-ную деятельность (исследования, разработки, проектирование), а также междисциплинарные методики (STEM, проектный и заданный подходы) [18]. Программы технологического образования в Китае реализуются как комплексно, так и по отдельности. Они воплощены в рамках интегрированных практических занятий для учащихся с 1 по 12 класс. Кроме того, технология предлагается школьникам в качестве одной из четырех предметных областей в области естественных наук, благодаря чему технологическое образование интегрировано с наукой; отдельные предметы

по общей технологии и информационным технологиям преподаются учащимся старших классов средней школы. Технологическое образование признано одной из восьми независимых областей обучения в программе старших классов средней школы в рамках общей технологии под названием «Профессиональный опыт», целью которых является расширение связи школьников с реальным «рабочим миром», чтобы помочь им найти «свои» области и подготовить их к будущей карьере. Технологическое образование в школах Китая проводится в рамках более чем одного курса и состоит из различных программ [19]. Как указано в Стандартах учебной программы по естественным наукам в начальных школах (Министерство образования, 2017)3, технология и проектная деятельность занимает 1/4 из 36 учебных часов в каждом семестре, то есть 18 учебных часов в год. Таким образом, предмет направлен на знакомство учащихся с реальным миром и позволяет объединить образовательную деятельность с темами социальной жизни или взаимодействия с природой [20].

Заключение

Концепция комплексного развития человека в китайской педагогике трасформировалась, смещались акценты в цепочке компонентов «мораль — ум — тело», а на данный момент сформировался пятикомпонентный концепт «мораль — ум — тело — красота — труд». В идеологии формирования всесторонне развитой личности в новую эпоху труд рассматривается как краеугольный камень системы пятикомпонентного воспитания, при этом подчеркиваются три основные особенности обучения, которые приобретают все большую актуальность: идеологическая, социальная и практическая ^Ш'4). Тем не менее главной миссией обучения труду является передача правильной идеологии, поэтому в качестве учителей трудового воспитания (обучения) партийные комитеты образовательных ведомств часто выбирают пожилых педагогов и работников, из которых мало кто способен обучать современным производственным технологиям. Исправить ситуацию может включение в общенациональную программу подготовки учителей начальных и средних школ

^й) государственного задания, которое нацелено на обучение учителей трудового воспитания (обучения), а также на подключение к решению этой задачи общества в целом, а не только представителей профессионально-педагогического сообщества.

3 Ministry of Education China. (2017a). Curriculum standards of science in elementary schools (Chinese ed.). Retrieved from: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A26/s8001/201702/ W020170215542129302110.pdf

Список литературы

1. ШШШ. ША^ЖШ: ^ШЩШШ^. — BEIJING BOOK CO. INC., 2020 Сюй Хайцзяо. Кризис и реконструкция: исследование ценности трудового воспитания. — Пекинская книжная компания. — 2020.

2. Chan J., Pun N., Selden M. Interns or workers? China's student labor regime // The Asia-Pacific Journal. — 2015.

3. Кульпин Э. С., Машкина О. А. Китай: истоки перемен. Образование и мировоззрение в 1980-х годах. — М.: Московский лицей, 2002. — 240 с.

4. ад^&тат—

Трибуна-форум 100 школ. Серия специальных передач «Словарь Генерального секретаря Си Цзиньпина: простой язык, сближающий людей». — URL: https://tv.cctv.com/2018/10/05/VIDA9uLBRnixlmowjmTuaQNY 181005.shtml — Режим доступа: официальный сайт программы CCTV-Специальный ПРОЕКТ_СТУ — Текст: электронный.

5. ^Ш.^Ш^ШШШШШШЖШШ^Ли Юйцянь. Доклад о подготовке учителей трудового обучения. — 2022. // ФЩЩЩШЩ^

ii (Blue Book of Teacher Education // Development Report on the Teacher Education in China (2022). — Beijing: Social Sciences Academic Press (China). — P. 492.

6. Кузнецова В. В., Машкина О. А. Эволюция системы образования Китая. — М.: КУРС, 2023. — 264 с.

7. ШЩЩ: + (zust.edu.cn) Серия пресс-конференций «Десять лет образования».Формат "1+1" // 15 пресс-конференций (26.04. — 27.09.2022). — URL: zust.edu.cn. — Режим доступа: «Правительственный портал Министерства образования КНР». — Текст: электронный.

8. н^ш ^Т^МЙШШ^АФ/^^ШЩЙЙЙ — Ф

— Мнения ЦК КПК и Госсовета о всестороннем усилении трудового обучения\воспитания в начальных, средних и высших учебных заведениях в новую эпоху. — URL: moe.gov.cn (дата обращения 20.03.2020). — Режим доступа: «Правительственный портал Министерства образования КНР». — Текст: электронный.

9.

^ -ФЩЩЩ^НЙ. — Руководящий план трудового образования в университетах, средних и начальных школах (экспериментальный проект). Основные соображения и требования // China Education News Network. 24.08.2021.

10. Модернизация образования в Китае «China's Education Modernization 2035. — URL: http://www.gov. cn/zhengce/2019-02/23/content_5367987.htm (дата обращения 23.02.2019). — Режим доступа: сайт «Веб-сайт правительства Китая». — Текст: электронный.

11. Россия — Китай: тенденции развития образования в XXI в.: Сравнительный анализ / отв. ред. В. П. Борисенков, Мэй Ханьчэн. — М.: Наука, 2019. — 662 с.

12. Си Цянцян. Продвижение реформы образования Китая через трудовое воспитание // Международный научно-исследовательский журнал. — 2021. — № 9-3 (111). — С. 63-66. DOI: https://doi.org/10.23670/ IRJ.2021.9.111.085

13. Хотунцев Ю.Л. Технологическое образование школьников за рубежом: Китайская Народная Республика, Республика Корея // Школа и производство. — 2021. — № 2. — С. 18-21.

14. Хотунцев Ю.Л., Шмелев В. Е., Крупская Ю. В. Технологическое образование школьников в Китайской Народной Республике // Школа и производство. — 2014. — № 2. — С. 12-17.

15. Ван Цзэ, Гу Яньцзюн, Чжан Яньян. Эволюция технологического образования в материковом Китае с 1949 года: трудовое воспитание приходит, уходит и возвращается // Сборник материалов XXVII Международной научно-практической конференции «Современное технологическое образование» (22-23.11.2021). М.: Ассоциация технических университетов, 2021. — С. 13-33.

16. Махотин Д. А, Родичев Н. Ф., Орешкина А.К., Логвинова О. Н. Концепция предметной области «Технология» как средство модернизации содержания и технологий обучения в современной школе // Инженерное образование. — 2017. — № 21. — С. 76-82.

17. Zhong Q. Curriculum Development Based on Core Competencies: Challenges and Issues // Global Education. — 2016. — Т. 45. — № 1. — С. 3-25.

18. Gu Jianjun, WangJie. Technology teacher education in China // International Technology Teacher Education in the Asia-Pacific Region. — 2020. — Pp. 47-88.

19. Curriculum standards of science in elementary schools (Chinese ed.). — URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A26/s8001/201702/ W020170215542129302110.pdf. — Режим доступа: сайт «Министерство образования Китая». — Текст: электронный.

20. Руководящие принципы учебной программы для комплексных практических занятий в начальных и средних школах. — URL: http://www.moe. gov.cn/srcsite/A26/s8001/201710/t20171017_316616.html. — Режим доступа: сайт «Министерство образования КНР». — Текст: электронный.

Сведения об авторах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Машкина Ольга Анатольевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры китайской филологии ИСАА МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия. ORCID ID: 0000-0001-7253-7403. E-mail: oliya-m@yandex.ru Аринушкина Анна Александровна — доктор педагогических наук, факультет педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия. ORCHID ID: 0000-0002-1019-5564. E-mail: anna.arin@mail.ru Ли Яньхуэй — кандидат педагогических наук, профессор Суцяньского университета КНР, исследовательская группа по направлению «высшее (педагогическое) образование и сравнительные исследования в образовании», Суцянь, КНР. ORCID ID: 0009-0008-6721-662X.. E-mail: liyanhui555@sina.cn

© О.А. Машкина, А.А. Аринушкина, Ли Яньхуэй, 2023

The Concept and Practice of Labor Training in China

O. A. Mashkina, A. A. Arinushkina, Yanhui Li

The research examines the stages in the formation of the concept of labor training in China, the content and forms of this training in school from the concept of the five inseparable components of education, the basic secondary school curriculum during the Cultural Revolution, and manual training classes under the updated doctrine of education and training to the development of labor education in the implementation of the policy "Education serves the people." Historiographically and paradigmatically, the idea of labor training is presented in unity with moral education as a systemic component of the educational process, in which manual training classes include labor education and technical education. The authors studied the history of the development of the educational function of manual training classes in China in urban, rural, and small schools.

The authors analyzed the concepts of moral education, labor training, labor activity of schoolchildren, technical education at school, early vocational guidance for schoolchildren, industrialization of education, and the role of the family in the process of labor training. The research presents current data on the availability of manual training teachers, including from the point of view of the growing number of ungraded schools in rural areas and the structure of the content of manual training of schoolchildren.

The authors analyze the formation of the contemporary system of labor education in educational institutions of China, where work is the driver of the development of all other qualities of schoolchildren through the cultivation of morality through work; the intersection of goals of moral, mental, physical, and aesthetic education with

the goals and objects of labor education becomes the key content of the concept of comprehensive development of learners.

Keywords: education system of China; technical education for students; labor education at school; moral education; concept of labor education; vocational guidance for schoolchildren; rural and ungraded schools; labor activities; stages of concept formation of labor education in China; history of labor education.

References

1. ^ffl^fi^: - BEIJING BOOK CO. INC., 2020. Xu Haijiao. Crisis and Reconstruction: Research on the Value of Labor Education. - BEIJING BOOK CO. INC. - 2020.

2. Chan J., Pun N., Selden M. Interns or workers? China's student labor regime // The Asia-Pacific Journal. — 2015.

3. Kul'pin E.S., Mashkina O. A. Kitai: istoki peremen. Obrazovanie i miro-vozzrenie v 1980-kh godakh. M.: Moskovskii litsei, 2002. — 240 s.

4. —

Tribuna-forum 100 shkol. Seriya special'nyh peredach «Slovar' General'nogo sekretarya Si Czin'pina: prostoj yazyk, sblizhayushchij lyudej». — URL: https://tv.cctv.com/2018/10/05/VIDA9uLBRnixlmowjmTuaQNY181005. shtml — Rezhim dostupa: ofitsial'nyi sait programmy CCTV-Spetsial'nyi PROEKT_CTV — Tekst: elektronnyj.

5. 2022. Li Yuqian. Development Report on the Teacher s Labor Education Quality in China (pp. 284-308). //

W (2022) — Blue Book of Teacher

Education // Development Report on the Teacher Education in China (2022). — Beijing: Social Sciences Academic Press (China). — P. 492.

6. Kuznetsova V. V., Mashkina O. A. Evolyuciya sistemy obrazovaniya Kitaya. — M.: KURS, 2023. — 264 s.

7. IMtP: + (zust.edu.cn) Seriya press-konferencij «Desyat' let obrazovaniya». Format "1 + 1" // 15 press-konferencij (26.04. — 27.09.2022). — URL: zust.edu.cn. — Rezhim dostupa: «Pravitel'stvennyj portal Ministerstva obrazovaniya KNR». — Tekst: elektronnyj.

8. ^i^M^MB^At/^M

fWIB — t^AK^Pg^WtPMn^M^ (moe. gov.cn). — Mneniya CK KPK i Gossoveta o vsestoronnem usilenii trudovogo obucheniya\vospitaniya v nachal'nyh, srednih i vysshih uchebnyh zavedeniyah v novuyu epohu. — URL: moe.gov.cn (data obrashcheniya

20.03.2020). — Rezhim dostupa: «Pravitel'stvennyj portal Ministerstva obrazovaniya KNR». — Tekst: elektronnyj.

9.

— Rukovodyashchij plan trudovogo obrazovaniya v universitetah, srednih i nachal'nyh shkolah (eksperimental'nyj proekt). Osnovnye soobrazheniya i trebovaniya // China Education News Network. 24.08.2021.

10. Modernizaciya obrazovaniya v Kitae "China's Education Modernization 2035. — URL: http://www.gov. cn/zhengce/2019-02/23/content_5367987.htm (data obrashcheniya 23.02.2019). — Rezhim dostupa: sajt «Veb-sajt pravitel'stva Kitaya». — Tekst: elektronnyj.

11. Rossiya — Kitaj: tendencii razvitiya obrazovaniya v XXI v.: Sravnitel'nyj analiz / otv. red. V. P. Borisenkov, Mej Han'chen. — M.: Nauka, 2019. — 662 s.

12. Xi Qiangqiang. Prodvizhenie reformy obrazovaniya Kitaya cherez trudovoe vospitanie // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. — 2021. — № 9-3 (111). — S. 63-66. DOI: https://doi.org/10.23670/ IRJ.2021.9.111.085

13. Khotuntsev Yu.L. Tekhnologicheskoe obrazovanie shkol'nikov za rubezhom: Kitajskaya Narodnaya Respublika, Respublika Koreya // SHkola i proiz-vodstvo. — 2021. — № 2. — S. 18-21.

14. Khotuntsev Yu.L., Shmelev V. E., Krupskaya Yu.V. Tekhnologicheskoe obrazovanie shkol'nikov v Kitajskoj Narodnoj Respublike // SHkola i proiz-vodstvo. — 2014. — № 2. — S. 12-17.

15. Van Tsze, Gu Yan'tszyuan', Chzhan Yan'yan. Evolyuciya tekhnologicheskogo obrazovaniya v materikovom Kitae s 1949 goda: trudovoe vospitanie prihodit, uhodit i vozvrashchaetsya // Sbornik materialov XXVII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Sovremennoe tekhnologicheskoe obrazovanie» (22-23.11.2021). M.: Associaciya tekhnicheskih universitetov, 2021. — S. 13-33.

16. Makhotin D. A., Rodichev N. F., Oreshkina A. K., Logvinova O. N. Koncepciya predmetnoj oblasti «Tekhnologiya» kak sredstvo modernizacii soderzhaniya i tekhnologij obucheniya v sovremennoj shkole // Inzhenernoe obrazovanie. — 2017. — № 21. — S. 76-82.

17. Zhong Q. Curriculum Development Based on Core Competencies: Challenges and Issues // Global Education. — 2016. — Vol. 45. — № 1. — S. 3-25.

18. GuJianjun, WangJie. Technology teacher education in China // International Technology Teacher Education in the Asia-Pacific Region. — 2020. — Pp. 47-88.

19. Curriculum standards of science in elementary schools (Chinese ed.). — URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A26/s8001/201702/

W020170215542129302110.pdf. - Retrieved from: Ministry of Education -China. Tekst: elektronnyj. 20. Rukovodyashchie principy uchebnoj programmy dlya kompleksnyh prakticheskih zanyatij v nachal'nyh i srednih shkolah. — URL: http:// www.moe.gov.cn/srcsite/A26/s8001/201710/t20171017_316616. html. — Rezhim dostupa: sajt «Ministerstvo obrazovaniya KNR». — Tekst:

Аbout the Authors

Mashkina Olga A. — PhD in Pedagogic sciences, Associate Professor of the Chinese Philology Department, MSU Institute of Asian and African Studies, Moscow, Russia. ORCID ID: 0000-0001-7253-7403. E-mail: oliya-m@yandex.ru Arinushkina Anna A. — Doctor of Pedagogical Sciences, Lomonosov Moscow State University, Faculty of Educational Studies, Moscow, Russia, ORCID ID: 0000-0002-1019-5564. E-mail: anna.arin@mail.ru

Yanhui Li — Candidate of Pedagogical Sciences, Professor, Suqian University, PRC, Member of the Research group for Higher (Teacher) Education and Comparative Studies in Education, Suqian City, China. ORCID ID: 0009-0008-6721-662X. E-mail: liyanhui555@sina.cn

© O. A. Mashkina, A. A. Arinushkina, Yanhui Li, 2023 1(f)]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.