Научная статья на тему 'Теория эстетического воспитания в современном Китае: традиции и инновации'

Теория эстетического воспитания в современном Китае: традиции и инновации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
532
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТРАДИЦИОННЫЙ ПОДХОД / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД / КОНФУЦИАНСТВО / ДУХОВНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛИЗМА / AESTHETIC EDUCATION / TRADITIONAL APPROACH / INNOVATIVE APPROACH / CONFUCIANISM / SPIRITUAL CIVILIZATION OF SOCIALISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гу Ифань

Рассматриваются два подхода к пониманию эстетического воспитания в современной китайской педагогической науке традиционный и инновационный. Показана преемственность между традициями и инновациями в сфере эстетического воспитания, выявлены тенденции развития теории эстетического воспитания, обусловленные социокультурной и образовательной ситуацией в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with two approaches of understanding aesthetic education in modern Chinese pedagogical science traditional and innovative. There is demonstrated the succession of traditions and innovations in the sphere of aesthetic education. There are revealed the tendencies of the development of the theory of aesthetic education in the context of the sociocultural and educational situations in the country.

Текст научной работы на тему «Теория эстетического воспитания в современном Китае: традиции и инновации»

ГУИФАНЬ (Нинбо, КНР)

ТЕОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ*

Рассматриваются два подхода к пониманию эстетического воспитания в современной китайской педагогической науке - традиционный и инновационный. Показана преемственность между традициями и инновациями в сфере эстетического воспитания, выявлены тенденции развития теории эстетического воспитания, обусловленные социокультурной и образовательной ситуацией в стране.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, традиционный подход, инновационный подход, конфуцианство, духовная цивилизация социализма

Китайский государственный деятель, ученый и педагог Цай Юаньпэй (1868-1940) утверждал, что важнейшей частью образования является эстетическое образование. В Китае, когда речь идет об эстетическом образовании, имеется в виду в первую очередь его воспитательная составляющая.

С углублением и расширением реформ в XXI в., с окончательным утверждением политики открытости, в том числе и в сфере образования, образовательные системы Китая, концепции обучения и воспитания претерпевают серьезные изменения. Одной из характерных черт этих изменений является то, что ученые, педагоги-практики, государственные и общественные деятели, китайское общество в целом все более отчетливо осознают важную роль эстетического воспитания в развитии системы образования, в социальном и духовном развитии страны и в развитии каждого отдельного человека. На ХУШ съезде Коммунистической партии Китая (2012 г.) эстетическое воспитание было поставлено на один уровень с нравственным воспитанием и интеллектуальным развитием подрастающего поколения. Дисциплины эстетического цикла вклю-

* Статья публикуется в рамках 1-го Международного психолого-педагогического форума Юга России «Воспитание личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов Юга России».

'кие науки -

чены в учебные планы школ, колледжей и университетов. Многие школы предлагают широкий набор дисциплин, направленных на эстетическое развитие и воспитание учащихся.

Сегодня система эстетического воспитания в Китае является всеобъемлющей. она охватывает не только все ступени и уровни образования (дошкольное образование, школьное образование, среднее специальное, высшее и послевузовское образование), но и все направления высшего образования. В трудах китайских ученых разрабатываются теоретические основы эстетического воспитания в системе педагогического образования (Се Мейю), медицинского образования, в том числе при изучении традиционной китайской медицины (Ян Чуньянь, Лу И, Юй Хун, Ли Хуэй), в институтах физической культуры (Чжан Ян, Ли Гуйцзен, Ян Наннан).

В основе организации системы эстетического воспитания в современном Китае лежит идея о связи эстетического воспитания с другими направлениями воспитания. Анализ научных публикаций свидетельствует о том, что большой массив исследований посвящен интеграции идейно-политического и эстетического воспитания (Лю Линлин, Пэн Мэйгуй, Сунь Хайфэн, Сюй Чэнфан, Чжан Июань и др.). Значительно количество научных работ, где эстетическое воспитание рассматривается с точки зрения его связи с нравственным воспитанием (Ван хунцзянь, Ван Чаовэнь, Гун Вэнь-цзя, Ли Лупин, Ло Тяньцюань, Лю Ичао, Лян Цзинмэй и др.). Проводятся исследования о связи эстетического воспитания с физическим развитием (Ян Наннан). Идея о связи эстетического воспитания с другими направлениями воспитания реализуется в рамках двух подходов - традиционного и инновационного.

Традиционно в китайской педагогической литературе эстетическое воспитание рассматривается не как самостоятельное значимое направление деятельности педагога, а скорее как средство для более успешного достижения целей идейно-политического и нравственного воспитания, а также физического и интеллектуального развития личности. Цели нравственного, физического и интеллектуального развития обучающихся рассматриваются как приоритетные. Однако в последние годы такой подход подвергается в китайской педагогической науке справедливой критике. Так, Сюй Бихуэй полагает, что «целью образования является не только воспитание у людей нравственных качеств, передача знаний, форми-

О Гу Ифань, 2019

рование умений, хорошая физическая подготовка, но и всестороннее развитие человека», в чем важную роль должно играть эстетическое воспитание, которое обеспечит эмоциональное развитие обучающихся, разовьет способность к пониманию людей и окружающего мира и к взаимодействию с миром и людьми [5, с. 22]. Исследователи Люй Дончунь, Чжан Туаньян считают правильную организацию эстетического воспитания обязательным условием повышения качества образования [4; 11]. С конца XX в. и особенно в последнее десятилетие появилось большое количество работ, где эстетическое воспитание рассматривается как инвариантная составляющая процесса развития личности учащегося в образовательном учреждении [3; 6; 10; 14; 15]. Таким образом, в рамках инновационного направления эстетическое воспитание понимается как своего рода метавоспитание, обеспечивающее развитие человека, способное предотвратить деформации в процессе становления личности, сформировать правильную систему отношений человека к окружающему миру, другим людям, самому себе. с этой точки зрения «эстетическое воспитание включает в себя все аспекты человеческой жизни» [6, с. 132]. При этом исследователи подчеркивают важную роль эстетического воспитания в развитии общества [9], устанавливают связь между эстетическим воспитанием и осознанием ценности жизни [5; 12].

Представители инновационного подхода к эстетическому воспитанию подчеркивают, что узкое понимание эстетического воспитания как средства, позволяющего сделать более эффективным нравственное, идейно-политическое, физическое воспитание и интеллектуальное развитие учащихся, не позволяет в полной мере использовать его возможности в становлении и развитии человека, в гармонизации общественных отношений. Эффективному использованию возможностей эстетического воспитания препятствует также характерное для китайской системы образования отождествление эстетического воспитания с художественным образованием, получаемым как в школах, так и в средних профессиональных и высших учебных заведениях (термином художественное образование в Китае обозначается не только образование, связанное с изобразительным искусством, но и музыкальное образование, литературное образование и т. п.). Художественное образование, в свою очередь, зачастую понимается как система знаний об искусстве, а также изобразительных и исполнительских навыков. В школах ча-

сто наблюдается утилитарный подход к художественному образованию, которое становится средством повышения рейтинга школы за счет чисто технической подготовки учащихся к участию в конкурсах. При этом подходе из структуры художественного образования полностью исключается такая важная составляющая, как эстетическое воспитание. Между тем эстетическое воспитание, как подчеркивает Сюй Бихуэй, направлено в первую очередь на развитие у человека способности видеть, чувствовать и создавать красоту, на развитие его эмоций и воображения, «воспитание сердца», на развитие способности отличать прекрасное от безобразного во всех сферах не только искусства, но и действительности; приобретение же знаний и навыков в области искусства само по себе ничего не дает для развития человека [5, с. 23-24].

По мнению сторонников инновационного подхода, целью эстетического воспитания является улучшение качества жизни человека, повышение его творческого потенциала, совершенствование человеческой природы, проявление ее прекрасной и благородной стороны и удаление из жизни человека всего того, что обозначается в эстетике категорией «безобразное». «эстетическое воспитание должно вести людей к достижению совершенства человеческой натуры... Всестороннее развитие человека соответствует фундаментальному характеру эстетического воспитания» [2, с. 234]. По словам Цай Юаньпэй, «целью эстетического воспитания является воспитание живого и творческого духа и развитие благородной и чистой личности» [7, с. 37]. Эстетическое воспитание призвано не только облагородить человека, но и способствовать гармонизации отношений между людьми и тем самым - совершенствованию общества. В качестве важной задачи эстетического воспитания рассматривается формирование у человека умения работать над собой, культивируя прекрасное и искореняя безобразное в собственном духовном мире [5; 12].

Рассматривая эстетическое воспитание с позиций философии, исследователи (Е Лан, Сюй Бихуэй, Сюэ Хун, Чжао Линли) связывают его со способностью школьников и студентов осмысливать и присваивать такие ценности, как Жизнь, Человек, Добро. Взгляд на мир с эстетической точки зрения открывает человеку красоту жизни, красоту отношений между людьми, красоту человеческих поступков, стимулирует сознательное стремление к красоте во всех ее проявлениях, мотивирует к созданию прекрасного во всех сферах личной и обществен-

ной жизни. Сюй Бихуэй определяет эстетическое воспитание как «воспитание, которое формирует саму человеческую жизнь и делает ее более совершенной и разумной» [5, с. 24].

Рассматривая эстетическое воспитание с точки зрения психологии, исследователи отмечают его роль в эмоциональном развитии человека (Гао Циньянь, Дин Чжэн), в гармонизации эмоционального восприятия и рационального познания (Сюэ хун), в формировании позитивного мировосприятия (Се Мейю), выявляют и обосновывают связь между эстетическим сознанием и мировоззрением, между эстетическими и познавательными способностями, между эстетическим опытом и положительными эмоциями.

Из понимания эстетического воспитания как «метавоспитания» вытекает интегратив-ный подход к организации образовательного процесса, когда знания из различных областей и разные направления воспитания объединяются для успешного решения задач эстетического воспитания.

Как отмечалось выше, в Китае довольно велико количество исследований, где рассматривается связь между идейно-политическим и эстетическим воспитанием. Такую взаимосвязь можно назвать традиционной. Она берет свое начало со времен тесного сотрудничества СССР и КНР, когда и в России, и в Китае идейно-политическое воспитание рассматривалось как важнейшее направление воспитательной работы, а эстетика изучалась с позиций марксистской философии. В системе образования современного Китая значительное внимание уделяется изучению философии, экономики и политики с марксистских позиций. Это не может не отражаться и в подходах к пониманию и организации эстетического воспитания. эстетическое воспитание рассматривается как своего рода инструмент для идейно-политического воспитания детей, подростков, молодежи. Однако и здесь в последние годы наблюдаются изменения. В структуре идейно-политического воспитания все более важную роль начинает играть нравственный компонент, когда политические идеи рассматриваются через призму ценностного отношения к Родине, ее истории и культуре. Такое смещение акцентов побуждает исследователей и педагогов-практиков рассматривать эстетическое воспитание как контекст для восприятия идеологии.

В свете строительства «духовной цивилизации социализма», которое осуществляется в Китае на современном этапе и предполага-

'кие науки -

ет в числе прочего обращение к национальной культуре, чрезвычайно важным является обращение к конфуцианским традициям эстетического воспитания. В конфуцианстве считается, что в природе человека заложена склонность к злу. Преодолеть ее способно эстетическое воспитание, центром которого является развитие у человека чувства прекрасного. Вывод о возможности преодоления «темной» стороны человеческой души посредством эстетического воспитания делается на основе фундаментальной идеи конфуцианства о единстве (практически отождествлении) доброго и прекрасного. Таким образом, развивая у человека чувство прекрасного, педагог тем самым способствует воспитанию у него добрых качеств души, а отвращение человека к безобразному во всевозможных его проявлениях является в то же время отвращением к злу во внешнем мире и во внутреннем мире самого человека.

Единство этического и эстетического -одна из важнейших характерных особенностей конфуцианства. Конфуций и его ученики ставили способность воспринимать, чувствовать, понимать и создавать прекрасное намного выше знаний и навыков. Искусство рассматривалось ими как средство нравственного совершенствования и достижения душевной гармонии. Назначение произведений искусства, которые должны соответствовать высоким эстетическим требованиям, состоит в первую очередь в том, чтобы представить человеку и обществу моральные нормы и нравственные ценности в привлекательном и неискаженном виде [13]. Объединение в единое целое ритуала, музыки и поэзии в конфуцианской традиции направлено на формирование у человека способности целостно воспринимать красоту окружающего мира и воссоздавать ее в системе внутрисемейных и общественных отношений.

В настоящее время обращение к конфуцианской традиции наблюдается в Китае практически во всех сферах воспитания, особенно в нравственном и эстетическом воспитании. Однако конфуцианство переосмысливается с учетом современных социальных, культурных и образовательных реалий, в том числе с учетом качественных изменений, происходящих в информационном пространстве и оказывающих непосредственное влияние на те эстетические образцы, которые предлагаются подрастающему поколению массовой культурой. Поскольку эти образцы часто имеют искаженный характер и, отличаясь привлекательной формой, не отличаются нравственным содержани-

ем и потому не могут быть названы эстетическими идеалами, положение конфуцианства о единстве прекрасного и доброго как критерии подлинной красоты является сегодня особенно актуальным и востребованным. В этой связи существует потребность в разработке методов, форм, технологий эстетического воспитания, которые могли бы реализовать это положение в современных условиях.

Строительство духовной цивилизации социализма предполагает, чтобы при обращении к традиционной культуре в процессе эстетического воспитания учитывалась национальная и региональная специфика. Это требование реализуется на всех ступенях образования. Так, в школах в зависимости от того, в какой провинции расположена школа, основой содержания эстетического воспитания становится местная народная вокальная и инструментальная музыка, местная опера. Существует достаточно большое количество рекомендаций по организации эстетического воспитания студентов на материале пекинской, сычуаньской и других разновидностей оперы [1].

К новым тенденциям в области эстетического воспитания можно отнести разработку технологий, позволяющих интегрировать эстетическое воспитание в используемые в образовательном процессе интернет-технологии [10]. Кроме того, увеличение объема информации (в том числе благодаря интернету), которой должны овладеть школьники и в особенности студенты, побуждает ученых искать возможности для использования потенциала эстетического воспитания в формировании у обучающихся способности к глубокому пониманию фактов, событий, закономерностей, к преодолению «клипового», фрагментарного мышления благодаря развитому эстетическому мышлению [6].

Таким образом, в сфере эстетического воспитания в современном Китае традиции и инновации тесно переплетаются. Традиционное представление о тесной связи эстетического воспитания с другими направлениями воспитания (нравственным, идейно-политическим, интеллектуальным и т.д.) развивается в направлении понимания эстетического воспитания как феномена, благодаря которому возможно совершенствование человеческой природы, развитие не только специальных, но и общих способностей человека, его личности в целом. Конфуцианский принцип единства эстетического и этического в воспитании человека применяется с учетом современной ситуации развития страны, новых вызовов, которые эта ситуация ставит перед образованием.

Список литературы

1. Вэнь Юань. О взаимосвязи между художественным образованием Сычуаньской оперы и трансформацией культурных ресурсов и эстетическим воспитанием студентов // Сычуаньская драма. 2013. № 1. С. 118-120 (на кит. яз.).

2. Е Лан. Эстетические принципы. Пекин: Пекинский университет, 2009 (на кит. яз.).

3. Ли Сючао. Роль и стратегия реализации эстетического воспитания в становлении личности студента // Журн. Чанчуньского ун-та науки и технологий. 2013. № 4. С. 86-87 (на кит. яз.).

4. Люй Дончунь. Эстетическое воспитание и качество образования студентов // Журн. Технического ун-та Ляонин (общественные науки). 2014. № 4. С. 440-442 (на кит. яз.).

5. Сюй Бихуэй. Эстетическое воспитание: жизненное и эмоциональное воспитание // Исследования в области философии. 1996. № 12. С. 21-33.

6. Сюэ Хун. Эстетическое воспитание и развитие студентов колледжа // Журн. Чунцинского унта (общественные науки). 2017. № 23(5). С. 131-137.

7. Цай Юаньпэй. Избранные труды. Пекин: Народная педагогическая пресса, 1980 (на кит. яз.).

8. Цзинь Синь. Анализ стратегии эстетического воспитания, основанной на развитии личности студента // Journal of Northeastern Normal University (Philosophy and Social Sciences). 2009. № 3. С. 4952 (на кит. яз.).

9. Цзэн Фаньжэнь. Размышления об эстетическом образовании и инновациях в культурном наследии // Журн. Ин-та образования и науки провинции хэнань (философия и общественные науки). 2013. № 1. С. 81-83 (на кит. яз.).

10. Чжан Июань. Применение эстетического воспитания в идеологическом и политическом образовании студентов колледжей - новое исследование на фоне Интернета // Университетское образование. 2017. № 5. С. 117-119 (на кит. яз.).

11. Чжан Туаньян, Ли Ифан. Об эстетическом воспитании средствами искусства и повышении качества образования студентов колледжа // Образовательный форум. 2016. № 1. С. 96-97 (на кит. яз.).

12. Чжао Линли. Продвижение ценности жизни - новая теория современного эстетического воспитания. Чэнду: Сычуань Education Press, 1991 (на кит. яз.).

13. Чжао Цзинь. Этические идеи конфуцианства как основа духовно-нравственного воспитания студентов в системе музыкального образования Китая // Новейшие достижения и успехи развития педагогики и психологии. Краснодар: Эвенсис, 2017. Вып. II. С. 13-15.

14. Чжу Лэй. Краткий анализ совершенствования воспитания личности студентов колледжа // Исследования в области художественного образования. 2016. № 1. С. 141 (на кит. яз.).

15. Чжу Сяохуэй. Эстетическое воспитание и развитие личности студента // Образование для взрослых в Китае. 2010. № 23. С. 56-58 (на кит. яз.).

педагогические науки

1. Ven' Yuan'. O vzaimosvyazi mezhdu hudo-zhestvennym obrazovaniem Sychuan'skoj opery i transformaciej kul'turnyh resursov i esteticheskim vospitaniem studentov // Sychuan'skaya drama. 2013. № 1. S. 118-120 (na kit. yaz.).

2. E Lan. Esteticheskie principy. Pekin: Pekinskij universitet, 2009 (na kit. yaz.).

3. Li Syuchao. Rol' i strategiya realizacii este-ticheskogo vospitaniya v stanovlenii lichnosti studen-ta // Zhurn. Chanchun'skogo un-ta nauki i tekhnologij.

2013. № 4. S. 86-87 (na kit. yaz.).

4. Lyuj Donchun'. Esteticheskoe vospitanie i kachestvo obrazovaniya studentov // Zhurn. Tekh-nicheskogo un-ta Lyaonin (obshchestvennye nauki).

2014. № 4. S. 440-442 (na kit. yaz.).

5. Syuj Bihuej. Esteticheskoe vospitanie: zhiz-nennoe i emocional'noe vospitanie // Issledovaniya v oblasti filosofii. 1996. № 12. S. 21-33.

6. Syue Hun. Esteticheskoe vospitanie i razvitie studentov kolledzha // Zhurn. Chuncinskogo un-ta (ob-shchestvennye nauki). 2017. № 23(5). S. 131-137.

7. Caj Yuan'pej. Izbrannye trudy. Pekin: Narod-naya pedagogicheskaya pressa, 1980 (na kit. yaz.).

8. Czin' Sin'. Analiz strategii esteticheskogo vos-pitaniya, osnovannoj na razvitii lichnosti studenta // Journal of Northeastern Normal University (Philosophy and Social Sciences). 2009. № 3. S. 49-52 (na kit. yaz.).

9. Czen Fan'zhen'. Razmyshleniya ob esteti-cheskom obrazovanii i innovaciyah v kul'turnom nasledii // Zhurn. In-ta obrazovaniya i nauki provincii Henan' (Filosofiya i obshchestvennye nauki). 2013. № 1. S. 81-83 (na kit. yaz.).

10. Chzhan Iyuan'. Primenenie esteticheskogo vospitaniya v ideologicheskom i politicheskom obra-zovanii studentov kolledzhej - novoe issledovanie na fone Interneta // Universitetskoe obrazovanie. 2017. № 5. S. 117-119 (na kit. yaz.).

11. Chzhan Tuan'yan, Li Ifan. Ob esteticheskom vospitanii sredstvami iskusstva i povyshenii kachestva obrazovaniya studentov kolledzha // Obrazovatel'nyj forum. 2016. № 1. S. 96-97 (na kit. yaz.).

12. Chzhao Linli. Prodvizhenie cennosti zhizni no-vaya teoriya sovremennogo esteticheskogo vospitaniya. Chendu: Sychuan' Education Press, 1991 (na kit. yaz.).

13. Chzhao Czin'. Eticheskie idei konfucianstva kak osnova duhovno-nravstvennogo vospitaniya studentov v sisteme muzykal'nogo obrazovaniya Kitaya // Novejshie dostizheniya i uspekhi razvitiya pe-dagogiki i psihologii. Krasnodar: Evensis, 2017. Vyp. II. S. 13-15.

14. Chzhu Lej. Kratkij analiz sovershenstvova-niya vospitaniya lichnosti studentov kolledzha // Issle-dovaniya v oblasti hudozhestvennogo obrazovaniya. 2016. № 1. S. 141 (na kit. yaz.).

15. Chzhu Syaohuej. Esteticheskoe vospitanie i razvitie lichnosti studenta // Obrazovanie dlya vzroslyh v Kitae. 2010. № 23. S. 56-58 (na kit. yaz.).

Theory of aesthetic education in modern China: traditions and innovations

The article deals with two approaches of understanding aesthetic education in modern Chinese pedagogical science - traditional and innovative. There is demonstrated the succession of traditions and innovations in the sphere of aesthetic education. There are revealed the tendencies of the development of the theory of aesthetic education in the context of the sociocultural and educational situations in the country.

Key words: aesthetic education, traditional approach, innovative approach, Confucianism, spiritual civilization of socialism.

(Статья поступила в редакцию 29.09.2019)

А.Г. кОЗЛОВА (Санкт-Петербург)

реализация

магистерской программы «духовно-нравственное воспитание» как ответ на вызовы современности*

Изучаются пути совершенствования организации обучения в магистратуре по основной профессиональной образовательной программе «Духовно-нравственное воспитание». Показаны инновационные технологии конструктивного общения с обучающимися. Дан обзор методик и приемов, результатов обобщения педагогического опыта, а также специфических педагогических условий для успешной реализации магистерской программы.

Ключевые слова: магистратура, духовно-нравственное воспитание, конструктивное общение, исследовательская культура, инновационный характер управления качеством обучения.

введение. В середине прошлого века среди активных преобразований и реформ в области высшего образования особое место заняло введение двухуровневой системы. Появле-

* Статья публикуется в рамках 1-го Международного психолого-педагогического форума Юга России «Воспитание личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов Юга России».

О Козлова А.Г., 2019

* *

*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.