Научная статья на тему 'Алгоритм воспитания нравственных ценностей в системе школьного образования Китая'

Алгоритм воспитания нравственных ценностей в системе школьного образования Китая Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
китайская школа / учащиеся / нравственные ценности / поведение / воспитание / традиции / Chinese school / students / moral values / behavior / education / traditions.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ли Цзи

Автор статьи исследует процесс формирования нравственных ценностей учащихся в китайской школе. Он отмечает, что в Китае формирование нравственности учащихся является приоритетом и этическое воспитание активно осуществляется педагогами через различные методы и формы работы. В статье также рассматриваются особенности учений конфуцианства, которые основываются на почитании старших, семейных традициях и морали. Однако, некоторые ученые выступают за обновление конфуцианских нравственных ценностей. Автор подчеркивает важность формирования нравственных ценностей учащихся для развития личности и общества в целом. В статье подчеркивается, что нравственные ценности играют ключевую роль в развитии личности и общества, определяя нормы поведения и моральные аспекты жизни. Автор отмечает, что формирование нравственных ценностей учащихся в китайской школе является неотъемлемой частью образовательного процесса и осуществляется через этическое воспитание, использование различных методов и форм работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALGORITHM FOR INSTILLING MORAL VALUES IN THE CHINESE SCHOOL SYSTEM

The author of the article explores the process of forming moral values among students in Chinese schools. He notes that in China, the formation of students’ morality is a priority, and ethical education is actively carried out by educators through various methods and forms of work. The article also considers the distinctive features of Confucian teachings, which are based on respect for elders, family traditions, and morals. However, some scholars advocate for the renewal of Confucian moral values. The author emphasizes the importance of shaping studentsmoral values for the development of individuals and society as a whole. The article highlights that moral values play a key role in the development of individuals and society, determining norms of behavior and moral aspects of life. The author notes that the formation of studentsmoral values in Chinese schools is an integral part of the educational process, carried out through ethical education, the use of various methods and forms of work.

Текст научной работы на тему «Алгоритм воспитания нравственных ценностей в системе школьного образования Китая»

Алгоритм воспитания нравственных ценностей в системе школьного образования Китая

Ли Цзи,

аспирант; Российский университет дружбы народов E-mail: 353062090@qq.com

Автор статьи исследует процесс формирования нравственных ценностей учащихся в китайской школе. Он отмечает, что в Китае формирование нравственности учащихся является приоритетом и этическое воспитание активно осуществляется педагогами через различные методы и формы работы. В статье также рассматриваются особенности учений конфуцианства, которые основываются на почитании старших, семейных традициях и морали. Однако, некоторые ученые выступают за обновление конфуцианских нравственных ценностей. Автор подчеркивает важность формирования нравственных ценностей учащихся для развития личности и общества в целом. В статье подчеркивается, что нравственные ценности играют ключевую роль в развитии личности и общества, определяя нормы поведения и моральные аспекты жизни. Автор отмечает, что формирование нравственных ценностей учащихся в китайской школе является неотъемлемой частью образовательного процесса и осуществляется через этическое воспитание, использование различных методов и форм работы.

Ключевые слова: китайская школа; учащиеся; нравственные ценности; поведение; воспитание; традиции.

Цель: Цель исследования - изучить вопросы формирования нравственных ценностей учащихся китайской школы, выявить основные особенности и черты.

Методы: Основные методы исследования: метод анализа, сравнения, принятия решений, логического рассуждения и многие другие.

Результаты: Изучены вопросы формирования нравственных ценностей учащихся китайской школы. Выявлены основные особенности и черты.

Выводы: Важным отличием китайского образования от европейского заключается в том, что в первом делается большой акцент на культуру и формирование нравственных ценностей среди обучающихся. Данная система ценностей опирается на традиции Китая, а в частности на идеи конфуцианства. В отличие от китайской системы обучения европейская образовательная школа во главу ставит критическое мышление, развитие творчества и т.д. Именно нравственное воспитание в китайских школах выступает в роли регуляции поведения и деятельности взрослых и детей в семье и обществе, формирует основы нравственных качеств, способствует возрождению новых духовных ценностей, обогащает культурное наследие китайского народа.

Введение

Культура и нравственные ценности является неотъемлемой частью общества, формируя то, как люди думают, ведут себя и взаимодействуют друг с другом. Нравственные ценности охватывают широкий спектр элементов, включая язык, обычаи, традиции, верования, ценности и искусство. Следует отметить, что данные ценности динамичны и постоянно развиваются под влиянием различных факторов, таких как глобализация, технологические достижения, миграция и социальные изменения. Управление культурными процессами и формированием нравственных ценностей в обществе имеет решающее значение для обеспечения гармонии, инклюзивно-сти и сохранения культурного наследия.

Образование играет решающую роль в управлении культурными процессами в обществе. Оно служит механизмом передачи и сохранения нравственных ценностей, верований и обычаев от одного поколения к другому. Посредством образования люди приобретают знания, навыки и отношения, которые необходимы для их социализации и интеграции в свои культурные сообщества. Одной из основных функций образования является ознакомление людей с их культурным наследием и нравственными ценностями. Это дает им чув-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ство идентичности и принадлежности, передавая знания об истории, традициях и обычаях. Узнавая о своих культурных корнях, люди развивают более глубокое понимание и оценку своей собственной культуры, развивают новые нравственные ценности, что, в свою очередь, способствует культурной гордости и сплоченности в обществе.

Материалы и методы

При проведении исследования использовались труды российских и зарубежных ученых. При проведении данного исследования были использованы методы: анализа, сравнения, принятия решений, логического рассуждения.

Литературный обзор

Вопросы, касающиеся формирования нравственных ценностей учащихся китайской школы рассматривали ученые такие, как В.В. Потыкайло, Чжу Лицюнь, Чжан Цзюньна и другие. Считаем, необходимым продолжить исследование в данном направлении и более подробно изучить отдельные вопросы темы.

Результаты

В настоящее время важную роль в обществе играет формирование и наличие нравственных ценностей. Поэтому духовно-нравственное воспитание и образование должно быть нацелено на морально-нравственные приоритеты, которые позволят создать условия для творческого роста, инициативы, культурного развития. Важно грамотно и целенаправленно организовать процесс обучения и воспитания молодежи для того, чтобы иметь на выходе подрастающее поколение с уже сформированными духовно-нравственными ценностями. В данной работе поставлена цель - изучить процесс формирования нравственных ценностей учащихся китайской школы.

В Китае, как и в других странах, формирование нравственности учащихся является одним из приоритетов.

Нравственные ценности играют ключевую роль в развитии личности и общества в целом. Они определяют нормы и принципы поведения, этические стандарты и моральные аспекты жизни людей. Поэтому, формирование нравственных ценностей учащихся в китайской школе считается неотъемлемой частью образовательного процесса.

Одной из основных задач китайской школы является передача и укрепление традиционных китайских ценностей. В китайской культуре особое внимание уделяется семье, коллективному духу, уважению к старшим и традициям. Эти ценности являются основой нравственности и морали в Ки-5 тае, и их формирование начинается еще на ранних I этапах образования.

5; В китайской школе особое внимание уделяет-еЗ ся этическому воспитанию, где преподаватели ак-^ тивно вовлекаются в процесс формирования нрав-

ственных ценностей учащихся. Они используют различные методы и приемы, такие как проведение бесед, дискуссий, ролевых игр и других интерактивных форм работы. Задача педагога помочь учащимся понять и осознать важность этических норм и принципов, а также научить правильному применению этих знаний в повседневной жизни.

Важным аспектом формирования нравственных ценностей учащихся является также примерное поведение педагогов. Они должны быть образцом для своих учеников и демонстрировать этичность, достоинство и ответственность в своих поступках и решениях. Такой подход помогает учащимся усвоить ценности и принципы, которые формируются в процессе обучения и взаимодействия с педагогами.

В Китае также проводятся специальные классы и мероприятия, посвященные развитию нравственности учащихся. На этих занятиях обсуждаются вопросы этики, морали, взаимопонимания и уважения к другим людям. Они позволяют учащимся развивать свои навыки этичного поведения и принимать решения, основанные на нравственных принципах.

Под нравственными ценностями следует понимать совокупность норм и правил морального и этического характера, определяющих поведение человека в обществе, его взгляды и установки.

Традиции в Китае сформировались в русле развития конфуцианства, которое представляло собой учение об обществе и общественной жизни людей. Конфуций был ярким представителем и культом образцового воспитания. Он объединил сферу образования с семейным воспитанием ребенка. Согласно его учению, система воспитания и формирования нравственных ценностей должна быть основана на решении следующих ключевых задач:

• воспитание желания к трудолюбию у ребенка;

• сохранение верности семейным традициям и моральным устоям;

• воспитание чувства искренности, правдивости;

• культивирование чувства любви к ближнему, служения на благо и потребности общества [8, с. 67].

Взаимосвязь культуры и нравственных ценностей в китайском обществе может рассматриваться на уровне социума, в историческом контексте, на уровне конкретных социальных институтов, и на уровне учебных дисциплин.

На Рисунке 1 представлена система нравственных ценностей, лежащая в основе формирования китайского общества.

Особенности учений конфуцианства также основываются на почитании и уважении старших, родителей, отсутствием личных интересов по отношению к общественным, прислушивание к мудрости старших. Однако, в последствии ряд ученых выступили за обновление конфуцианских нравственных ценностей. Так, один из преподавателей китайского университета Хань Юй выступил за нравственные ценности в основе которых

должна лежать добродетель. По его мнению, добрые дела и поступки способны преобразить человека, изменить его характер и поступки, сделать его чувственным и проницательным по отношению к другим людям [2, с. 7].

Рис. 1. Система нравственных ценностей в китайском обществе

Другой представитель научной среды, преподаватель, философ Чжу Си предложил изменить процесс образования и воспитания в китайских школах. Его концепция основывалась на гармоничном сочетании основных элементов: знания, чувства, силы воли, проповеди. В основе нравственного воспитания он видел: мудрость, индивидуальность, чувство собственного достоинства, благородство, правдивость. Однако, он не отрицал учения Конфуция, а предлагал опираться на его основные постулаты.

Однако, со временем конфуцианские идеи и учение оказались не востребованными и от них пришлось отказаться в силу их неэффективности.

Важно отметить, что система воспитания учащихся в китайской школе является очень строгой. Это говорит о том, что Китай очень требовательно относится к построению образовательных, воспитательных и нравственных ценностей в обществе. Основными отличиями в системе обучения китайских школ является:

• строгость посещения учебных занятий (так за двенадцать занятий, пропущенных без уважительной причины обучающегося, отчисляют без права восстановления);

• после того, как ученик окончил начальную и среднюю школу он обязан сдать экзамен для того, чтобы перейти на новый уровень и продолжить процесс обучения;

• на каникулах детям задают большой объем домашних заданий, которые они должны выполнить и сдать после каникул;

• проверочная система оценки знаний имеет непрерывный характер, то есть на каждом занятии предусмотрены устные и письменные опросы, контрольные работы и срезы;

• в каждом классе имеется рейтинг учащихся по успеваемости по сто балльной системе оценивания знаний [9].

Дети практически весь день проводят в школе и возвращаются домой около девяти часов вечера.

Китайская система образования нацелена на воспитание нравственных ценностей и поэтому

государство осуществляет поддержку мероприятий культурного, образовательного характера. Выделяются значительные финансовые средства для развития молодежи, стимулирования их творческого интереса и потенциала.

Одним из способов формирования нравственных ценностей государственной политикой Китая является продвижение и сохранение культурного наследия. Правительство часто проводит политику защиты и продвижения культурного наследия своей страны, такого как исторические места, традиционное искусство и знания коренных народов. Эта политика включает финансирование культурных учреждений, стимулы для сохранения культуры и правила, предотвращающие уничтожение или присвоение культурных фактов. Активно поддерживая и охраняя культурное наследие, государственная политика помогает поддерживать чувство самобытности и преемственности внутри общества [10].

Главная установка в китайском обществе - это понимание того, что успех человека, его достойное социальное положение зависят от трудолюбия. Следует отметить, что китайцы очень много работают, поэтому образовательная система построена на принципах воспитания положительного отношения к труду. Учащиеся китайских школ помимо учебы очень много времени проводят в кружках, спортивных секциях, где поддерживается строгая дисциплина и порядок.

Следует отметить, что в формировании нравственных ценностей учащихся китайской школы важную роль играет не только само образовательное учреждение, но и родители ребенка. Так, в Китае принято с детства приучать ребенка к трудолюбию. Уже с трех лет ребенок должен сидеть за столом и внимательно слушать учителя. [3, с. 24]

Модель общественного поведения, основанная на государственной политике, которая запрещает иметь в семье более одного ребенка, привела к тому, что в обществе сложилась жесткая конкуренция. Каждая семья стремится вырастить достойного гражданина своей страны, отдавая все время и силы на такое воспитание.

В данной работе разработан алгоритм формирования нравственных ценностей учащихся китайской школы, представленный на Рисунке 2.

Рис. 2. Алгоритм формирования нравственных ценностей учащихся китайской школы

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

Обсуждение

Формирование нравственных ценностей в обществе имеет важное значение для содействия социальной сплоченности, инклюзивности и сохранения культурного наследия Китая. Образование, государственная политика и вовлечение общества -три ключевых механизма, которые могут способствовать эффективному управлению культурными процессами. Посредством образования люди могут развивать понимание различных культур, формировать нравственные ценности и установки, бросая вызов стереотипам и предрассудкам. Политика правительства может обеспечить основу для защиты и продвижения культурного наследия, а также обеспечения прав и представительства культур меньшинств. Наконец, участие сообщества позволяет людям активно участвовать в культурной деятельности, развивать нравственные ценности. Внедряя эти механизмы, китайское общество может создать гармоничную среду для существования и развития людей.

Заключение

Система формирования нравственных ценностей учащихся китайской школы носит непрерывный характер и включает подходы и методики для достижения поставленных целей и задач. Среди которых можно отметить проведение тематических занятий, внеурочных мероприятий, которые будут способствовать всестороннему развитию учащихся китайской школы. В этом процессе должны участвовать не только образовательные учреждения, но и семья, государство. Считаем, что интеграция общих усилий позволит создать благоприятные условия для формирования гармонично развитой личности с набором нравственных качеств, духовным и культурным потенциалом.

Литературa

1. Базарова А.Н. Конфуцианские ценности и нравственное воспитание в системе образования Китая // Наука и образование. № 1. 2022. С.29-43.

2. Боровская А.А. Россия и Китай в формировании нравственных ценностей // Наука и образование. № 4. 2022. С. 7-13.

3. Горлина О.А. Духовно-нравственное воспитание личности // Молодой ученый. 2016. № 13.3 (117.3). С. 24-25.

4. Ломова Т.Е. Воспитание нравственности в Китае // Социология. № 3. 2022. С. 19-30.

5. Мочалова Я.В. Влияние образования на формирование личности // Актуальные проблемы развития науки и современного образования.

о Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. о С.246-247.

j; 6. Покатыло В.В. О необходимости нравствен-еЗ ного воспитания молодежи// Молодой ученый. ^ 2014. № 4 (63). С. 1066-1068.

7. Чжу Лицюнь. О нравственном воспитании и моральных кодексах поведения китайских студентов в настоящее время // Образование и воспитание. 2016. № 1 (6). С. 112-114.

8. Чжан Цзюньна. Традиционное нравственное воспитание детей дошкольного возраста в Китае // Наука и школа. № 6. 2018. С. 67-82.

9. Традиции воспитания ребенка в Китае [Электронный ресурс]. URL: https://perspectum.info/ traditsii-vospitaniya-rebyonka-v-kitae/ (дата обращения 07.12.2023).

10. Национальные ценности в русской и китайской лингвокультурах [Электронный ресурс]. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream (дата обращения 07.12.2023).

ALGORITHM FOR INSTILLING MORAL VALUES IN THE CHINESE SCHOOL SYSTEM

Li Ji

Peoples' Friendship University of Russia

The author of the article explores the process of forming moral values among students in Chinese schools. He notes that in China, the formation of students' morality is a priority, and ethical education is actively carried out by educators through various methods and forms of work. The article also considers the distinctive features of Confucian teachings, which are based on respect for elders, family traditions, and morals. However, some scholars advocate for the renewal of Confucian moral values. The author emphasizes the importance of shaping students' moral values for the development of individuals and society as a whole. The article highlights that moral values play a key role in the development of individuals and society, determining norms of behavior and moral aspects of life. The author notes that the formation of students' moral values in Chinese schools is an integral part of the educational process, carried out through ethical education, the use of various methods and forms of work.

Keywords: Chinese school; students; moral values; behavior; education; traditions.

References

1. Bazarova A.N. Confucian values and moral education in the Chinese education system // Science and Education. No. 1. 2022. Pp. 29-43.

2. Borovskaya A.A. Russia and China in the formation of moral values // Science and Education. No. 4. 2022. Pp. 7-13.

3. Gorlina O.A. Spiritual and moral education of personality // Young Scientist. 2016. No. 13.3 (117.3). Pp. 24-25.

4. Lomova T. E. Moral education in China // Sociology. No. 3. 2022. Pp. 19-30.

5. Mochalova Ya.V. The influence of education on the formation of personality // Actual Problems of Science and Modern Education. Belgorod: Publishing House "Belgorod" Belgorod State University, 2017. Pp. 246-247.

6. Pokatilo V.V. On the need for moral education of youth // Young Scientist. 2014. No. 4 (63). Pp. 1066-1068.

7. Zhu Liyun. On moral education and moral codes of behavior of Chinese students at present // Education and Upbringing. 2016. No. 1 (6). Pp. 112-114.

8. Zhang Zhunna. Traditional moral education of preschool children in China // Science and School. No. 6. 2018. Pp. 67-82.

9. Traditions of raising a child in China [Online resource]. URL: https://perspectum.info/traditsii-vospitaniya-rebyonka-v-kitae/ (accessed on 07.12.2023).

10. National values in Russian and Chinese linguocultures [Online resource]. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream (accessed on 07.12.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.