Научная статья на тему 'ПРЕЗЕНТАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ГУМАНИЗМА КОНФУЦИАНСТВА В МЕДИЙНОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ГУМАНИЗМА КОНФУЦИАНСТВА В МЕДИЙНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
373
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ / ГУМАНИЗМ / ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ / ГАРМОНИЯ / КОНФУЦИАНСТВО / СМИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лай Линчжи

В современном высокотехнологичном мире СМИ играют значимую роль в «понимании информации» и «формировании знаний», также имеют большое значение в формировании и репрезентации коллективных ценностей общества. Конфуцианская культура является не только системой знаний, но и системой ценностей. Китайское общество в столкновении с внутренними и внешними проблемами, противоречиями, духовным кризисом опирается на базовые ценности конфуцианской культуры, тем самым укрепляет социальную и политическую стабильность. Идеи конфуцианской культуры имеют и высокую прикладную ценность для регулирования современных международных отношений. Страна прилагает усилия для презентации основных ценностей гуманизма конфуцианской культуры в стране и за рубежом. СМИ в данном процессе играют важнейшую роль, чем и определена акутальность данной работы. В статье выявлены современные ценности гуманизма конфуцианства, презентуемые в китайских СМИ на примере интернет-версии «Жэньминь Жибао». Хронологические рамки исследования - период с 15 сентября 2019 г. по 15 сентября 2021 г. Основные методы исследования: критический анализ научной литературы и контент-анализ газетных текстов. Автором осуществлены анализ и систематизация научных работ по выбранной теме с целью выделения идей, основных положений, концепций, принципов, положенных в основу конфуцианского мировоззрения, и их современной ценностной интерпретации - как для Китая, так и мирового сообщества в целом. Изучено значение медийного пространства для формирования ценности индивида и общества. Метод контент-анализа применён при изучении современных ценностей гуманизма конфуцианства. Анализ показывает, что китайские СМИ выступают в качестве платформы представления, презентации, интерпретации и актуализации современных ценностей гуманизма конфуцианства: уделяют внимание ценности конфуцианства и для индивида, и для коллектива; актуализируют ценности его гуманистических идей, таких как «Человеколюбие» и «Гармония»; подчёркивают моральную, духовно-психологическую, идейную и социально-политическую ценность гуманизма; актуализируют ценность конфуцианства внутри самого Китая и в мировом масштабе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESENTATION OF MODERN VALUES OF CONFUCIANISM HUMANISM IN THE MEDIA SPACE

In the modern high-tech world, the mass media play a significant role in “understanding information” and “forming knowledge”, and are also of great importance in the formation and representation of collective values of society. Confucian culture is not only a system of knowledge, but also a system of values. In the face of internal and external problems, contradictions, and spiritual crisis, Chinese society relies on the basic values of Confucian culture, thereby strengthening social and political stability. The ideas of Confucian culture also have a high applied value for the regulation of modern international relations. The country is making efforts to present the basic values of humanism of Confucian culture in the country and abroad. And the media play a crucial role in this process. This determines the relevance of this work. The article reveals the modern values of humanism of Confucianism presented in the Chinese media on the example of the Internet version of People’s Daily. The chronological framework of the study is the period from 09.15.2019 to 09.15.2021. Main research methods: critical analysis of scientific literature and content analysis of newspaper texts. The author analyzes and systematizes scientific works on the chosen topic in order to highlight the ideas, main provisions, concepts, principles underlying the Confucian worldview, and their modern value interpretation - both for China and the world community as a whole. The importance of the media space for the formation of the value of the individual and society is studied. The method of content analysis was applied in the study of modern values of humanism of Confucianism. The analysis shows that the Chinese media act as a platform for the presentation, interpretation and actualization of modern values of humanism of Confucianism: they pay attention to the value of Confucianism for both the individual and the collective; actualize the values of its humanistic ideas, such as “Humanity” and “Harmony”; emphasize its moral, spiritual, psychological, ideological and socio-political value of humanism; actualize its value within China itself and on a global scale. In a further study, the effectiveness of the actualization of specific values of Confucianism in the Chinese media can be more carefully considered.

Текст научной работы на тему «ПРЕЗЕНТАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ГУМАНИЗМА КОНФУЦИАНСТВА В МЕДИЙНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

Лай Линчжи Гуманитарный вектор. 2022. Т. 17, № 1

http://www.zabvektor.com ISSN 2542-0038 (Online) ISSN 1996-7853 (Print)

Научная статья УДК 070

DOI: 10.21209/1996-7853-2022-17-1-86-94

Презентация современных ценностей гуманизма конфуцианства в медийном пространстве

Лай Линчжи

Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия 1169478672@qq.com, https://orcid.org/0000-0003-3180-9286

В современном высокотехнологичном мире СМИ играют значимую роль в «понимании информации» и «формировании знаний», также имеют большое значение в формировании и репрезентации коллективных ценностей общества. Конфуцианская культура является не только системой знаний, но и системой ценностей. Китайское общество в столкновении с внутренними и внешними проблемами, противоречиями, духовным кризисом опирается на базовые ценности конфуцианской культуры, тем самым укрепляет социальную и политическую стабильность. Идеи конфуцианской культуры имеют и высокую прикладную ценность для регулирования современных международных отношений. Страна прилагает усилия для презентации основных ценностей гуманизма конфуцианской культуры в стране и за рубежом. СМИ в данном процессе играют важнейшую роль, чем и определена акутальность данной работы. В статье выявлены современные ценности гуманизма конфуцианства, презентуемые в китайских СМИ на примере интернет-версии «Жэньминь Жибао». Хронологические рамки исследования - период с 15 сентября 2019 г. по 15 сентября 2021 г. Основные методы исследования: критический анализ научной литературы и контент-анализ газетных текстов. Автором осуществлены анализ и систематизация научных работ по выбранной теме с целью выделения идей, основных положений, концепций, принципов, положенных в основу конфуцианского мировоззрения, и их современной ценностной интерпретации - как для Китая, так и мирового сообщества в целом. Изучено значение медийного пространства для формирования ценности индивида и общества. Метод контент-анализа применён при изучении современных ценностей гуманизма конфуцианства. Анализ показывает, что китайские СМИ выступают в качестве платформы представления, презентации, интерпретации и актуализации современных ценностей гуманизма конфуцианства: уделяют внимание ценности конфуцианства и для индивида, и для коллектива; актуализируют ценности его гуманистических идей, таких как «Человеколюбие» и «Гармония»; подчёркивают моральную, духовно-психологическую, идейную и социально-политическую ценность гуманизма; актуализируют ценность конфуцианства внутри самого Китая и в мировом масштабе.

Ключевые слова: ценность, гуманизм, человеколюбие, гармония, конфуцианство, СМИ

Original article

Presentation of Modern Values of Confucianism Humanism in the Media Space

Lai Lingzhi

Saint Petersburg State University, St. Petersburg, Russia, 1169478672@qq.com, https://orcid.org/0000-0003-3180-9286

In the modern high-tech world, the mass media play a significant role in "understanding information" and "forming knowledge", and are also of great importance in the formation and representation of collective values of society. Confucian culture is not only a system of knowledge, but also a system of values. In the face of internal and external problems, contradictions, and spiritual crisis, Chinese society relies on the basic values of Confucian culture, thereby strengthening social and political stability. The ideas of Confucian culture also have a high applied value for the regulation of modern international relations. The country is making efforts to present the basic values of humanism of Confucian culture in the country and abroad. And the media play a crucial role in this process. This determines the relevance of this work. The article reveals the modern values of humanism of Confucianism presented in the Chinese media on the example of the Internet version of People's Daily. The chronological framework of the study is the period from 09.15.2019 to 09.15.2021. Main research methods: critical analysis of scientific literature and content analysis of newspaper texts. The author analyzes and systematizes scientific works on the chosen topic in order to highlight the ideas, main provisions, concepts, principles underlying the Confucian worldview, and their modern value interpretation - both for China and the world community as a whole. The importance of the media space for the formation of the value of the individual and society is studied. The method of content analysis was applied in the study of modern values of humanism

© Лай Линчжи, 2022

Q I Контент доступен по лицензии Creative Commons "Attribution" («Атрибуция») 4.0 Всемирная The content is available under the Creative Commons "Attribution" 4.0 International

of Confucianism. The analysis shows that the Chinese media act as a platform for the presentation, interpretation and actualization of modern values of humanism of Confucianism: they pay attention to the value of Confucianism for both the individual and the collective; actualize the values of its humanistic ideas, such as "Humanity" and "Harmony"; emphasize its moral, spiritual, psychological, ideological and socio-political value of humanism; actualize its value within China itself and on a global scale. In a further study, the effectiveness of the actualization of specific values of Confucianism in the Chinese media can be more carefully considered.

Keywords: value, humanism, Confucianism, mass media

Введение. Предметом данной статьи выступают современные ценности гуманизма конфуцианства, презентуемые в китайских СМИ. Ценность - специфически человеческое отношение к миру, возникающее в процессе формирования и развития культуры. Ценности упорядочивают действительность, вносят в её осмысление оценочные моменты. Они соотносятся с представлением об идеале, желаемом, нормативном [1, с. 279]. Ценность фиксируется и обозначается через определённые жизненные представления, в связи с чем человек сам определяет, что для него свято [2, с. 31]. Ценностные ориентации могут возрождаться, обретать новое звучание в другую эпоху [1, с. 279].

Конфуций - великий китайский мыслитель, философ, политик, педагог, общественный деятель, конфуцианство как эти-ко-философское учение, разработанное им и развитое его последователями, стало одним из важных символов культуры Китая и сокровищницей мировой истории и культуры. Включая в себя мировоззрение, общественную этику, традицию, образ жизни и менталитет, конфуцианство оказало глубочайшее влияние на различные сферы общественной жизни древнего Китая и остаётся насущной потребностью в современном Китае [3, с. 154].

Конфуцианская культура обладает эпохальной исторической ценностью и уходит корнями в историю. Конфуцианство учит «добиваться самосовершенствования, содержать в порядке семью, управлять государством и нести Поднебесный мир (Ш ,>п,¥^Т)», что определяет и современные ценности культуры. Ценности традиционной китайской культуры призваны оказывать положительное влияние на способ мышления, мораль и психологию современных людей, удовлетворять потребности духовного развития народа [4, с. 20].

СМИ, отчасти социальные сети, являются основными каналами коммуникации, которые в массовом порядке, но на индивидуальном уровне доводят до сознания человека утверждаемые ценности, рефлексируют

по поводу их интерпретаций и обновлений со стороны общества [2, с. 33].

Благодаря глубокой интеграции с обществом СМИ изменяют модель коммуникации и в процессе популяризации формируют основные ценности личности и общества [5]. Именно поэтому главным приоритетом обсуждения в академических кругах стала трансформация новых медиакоммуникаций.

Китай активно популяризирует конфуцианские ценности. В настоящее время в деревнях и волостях только одной провинции Шаньдун (родина Конфуция) создано свыше 9200 конфуцианских лекториев, в которых прошло более 40 тысяч различных мероприятий, включая чтение лекций и церемоний жертвоприношения Конфуцию. Общее число участников этих мероприятий превысило 5 миллионов человек1.

Китай старается активно распространять конфуцианские ценности по всему миру. Так, издана главная книга конфуцианства «Лунь Юй» (или «Беседы и суждения») с высказываниями древнекитайского философа, переведённая на пять языков (монгольский, арабский, чешский, португальский и испанский). Кроме того, каждый год на родине древнекитайского мыслителя и философа Конфуция, в городе Цюйфу провинции Шаньдун, проводится Международный форум по вопросам конфуцианства, на котором эксперты и учёные из разных университетов и научно-исследовательских институтов со всего мира обсуждают современную ценность конфуцианства в контексте понимания мира и развития человечества. 25 августа 2019 г. создан Всемирный центр конфуцианских исследований на родине философа с целью изучения конфуцианства в Китае и зарубежных странах, пропаганды конфуцианского наследия, подготовки специалистов, обмена опытом.

Научная новизна данной работы заключается в системном анализе основных современных ценностей гуманизма конфуцианства, представленных в китайских СМИ.

1 На родине Конфуция всерьёз взялись за изучение конфуцианства. - URL: http://russian.china.org.cn/ china/txt/2017-03/01/content_40385635.htm (дата обращения: 26.09.2021). - Текст: электронный.

В современном высокотехнологичном мире СМИ играют значимую роль в «понимании информации» и «формировании знаний». С увеличением масштабов и скорости распространения информации СМИ приобретают всё большее значение для формирования и репрезентации коллективных ценностей общества.

Цель данной работы - выявление современных ценностей гуманизма конфуцианства, презентуемых в китайских СМИ, на примере интернет-версии официального печатного издания ЦК КПК «Жэньминь Жибао».

Методология и методы исследования. Теоретико-методологическое значение для данного исследования имели работы, в которых культура рассматривается как система ценностей [1; 4; 6-9]. Некоторые современные исследования посвящены проблемам формирования ценностных ориентаций в медийном пространстве [2; 5; 10-12].

Большое количество исследований посвящено современным ценностям конфуцианства [13-18]. Особый интерес для изучения поставленной задачи представляет серия научных работ профессора университета Тунцзи Китая Лу Ли, в частности, статья «Современные ценности традиционной китайской культуры: коннотация, характеристики и структура» [4]. По его мнению, содержание и форма - две основные структуры ценности. Содержание ценности - это значение и роль конкретных вещей для удовлетворения объективных потребностей чего-либо или кого-либо. Форма ценности -способ проявления и выражения ценности. Содержание ценности зависит от структуры объективного спроса. Учёный утверждает, что содержательная структура современной ценности традиционной китайской культуры состоит из основной, доминирующей и расширенной частей. Исследователь делает вывод о том, что в соответствии с различными критериями современную ценность традиционной китайской культуры можно разделить на различные группы: желаемая и реальная ценности; прямые и опосредствованные ценности; абсолютная и относительная ценности; ценность для индивида и социальные ценности.

В работе Чжан Юй отмечается, что основными характеристиками ценностей традиционной китайской культуры, в основе которой лежит конфуцианство, являются: единство её историчности и современности, единство национальной черты и глобаль-

ного характера, единство объективности и субъективности, единство социальности и индивидуальности [19].

Ряд китайских учёных предлагают с целью защиты национальной культурной безопасности и независимости продвигать основные ценности конфуцианства в условиях цифрового мира, с помощью медийного потенциала. Например, Ма Сян пишет, что в современной ситуации Китаю следует позаботиться о системе и институтах формирования ценностей для поддержания безопасности основных ценностей страны [5].

Учёные, отмечая ценности гуманизма конфуцианства в решении международных проблем и регулировании международных отношений, соглашаются с тем, что современные ценности конфуцианства являются одним из основных элементов «мягкой силы» Китая на международной арене и во внешнеполитической деятельности страны [15; 20; 21].

Эмпирической базой для данной работы послужили материалы интернет-версии официального печатного издания ЦК КПК «Жэньминь Жибао». Хронологические рамки исследования - с 15 сентября 2019 г. по 15 сентября 2021 г.

Ключевое слово поиска соответствующих материалов для анализа - «конфуцианство». Выборка - сплошная. В течение указанного периода в интернет-версии «Жэнь-минь Жибао» опубликована 631 статья по соответствующей теме. В качестве единицы анализа взята отдельная публикация. Исходя из совокупности текстов, выявлялись основные ценности гуманизма конфуцианства, презентуемые в китайских СМИ. Конкретные примеры проведены случайным выбором.

Основными методами исследования выступили критический анализ научной литературы и контент-анализ газетных текстов. Автор использовал критический анализ научной литературы по выбранной теме с целью выделения идей, основных положений, концепций, принципов, положенных в основу конфуцианского мировоззрения, их современной ценностной интерпретации -как для Китая, так и мирового сообщества в целом, а также с целью изучения значения медийного пространства для формирования ценности индивида и общества. С использованием метода контент-анализа выявлены презентуемые в интернет-версии «Жэньминь Жибао» современные ценности гуманизма конфуцианства.

Результаты исследования и их обсуждение. Китайские СМИ выступают в качестве платформы представления, презентации, интерпретации и актуализации современных ценностей гуманизма конфуцианства:

1. По объекту влияния китайские СМИ в равной степени уделяют внимание ценности конфуцианства для индивида и коллектива. Китайские СМИ в большей степени актуализируют ценности таких гуманистических идей, таких как «Человеколюбие» и «Гармония».

2. По сфере влияния китайские СМИ в основном подчёркивают моральную, духовно-психологическую, идейную и социально-политическую ценности гуманизма конфуцианства.

3. По пространству влияния ценность конфуцианства, репрезентируемую в китайских СМИ, можно разделить на две категории: 1) ценность конфуцианства внутри Китая и 2) ценность конфуцианства в мировом масштабе.

Актуализация конкретных ценностей конфуцианства в китайских СМИ обусловлена объективным спросом общества на формирование и отражение духовного наследия Конфуция. Во-первых, конфуцианство берёт за основу «человеколюбие», подчёркивает силу духа гуманистической заботы о человеке, что соответствует потребности и условиям развития современного цифрового общества. Следует отметить, что «человек», изучаемый в конфуцианстве, не показан как изолированный, индивидуализированный и одинокий, это представитель группы или социальный индивид.

Китайские СМИ стараются направлять рациональное личностное поведение, гармоничные межличностные отношения и моральные принципы социальной группы в современном обществе с помощью основных конфуцианских идей, таких как «человеколюбие». Например, в статьях в интернет-версии «Жэньминь Жибао» (ЖЖ): «Уделить внимание человеколюбию и осуществлять гуманное правление»1 (ЖЖ, 22 мая 2020 г.); «Гармоничное совместное использование, человеколюбие и мир»2 (ЖЖ, 21 авг. 2019 г.);

1 Сюй Юйли. Уделить внимание человеколюбию и осуществлять гуманное правление. Люй Чжи и самая ценная для него работа. - URL: http://theory.people.com. cn/n1/2020/0522/c40531-31718913.html (дата обращения: 06.09.2021). - Текст: электронный.

2 Ли Юаньчжэн, Лю Цзеянь. Гармоничное совместное использование, человеколюбие и мир. Люй Чжи и

«Укрепление духа человеколюбия, принятие народа в центре внимания»3 (ЖЖ, 5 марта 2020 г.) представлена интерпретация конфуцианской идеи «Человеколюбие», отмечено значение данной концепции в личной, социальной и политической жизни, присутствует призыв современного общества - обращаться к нему.

«Гармония» - важнейшее понятие и высшая ценность для конфуцианской культуры и менталитета. «Человек, Небо, земля, окружающие - одно целое» (^Л^—) - это и есть конфуцианское мировоззрение. «Гармония» предлагает сбалансированное развитие внутреннего и внешнего развития человека: гармоничное существование человека с окружающим миром, гармоничное существование человечества с природой, гармоничное существование различных культур, гармоничное развитие Китая с миром.

Анализируемое издание уделяет внимание экологическому аспекту конфуцианства, выступает за гармоничное сосуществование человека с природой, не принимает загрязнения окружающей среды и популяризирует новый политический курс «Уход от этапа быстрого роста к периоду высококачественного развития». Интернет-версия «Жэньминь Жибао» в своих материалах знакомит аудиторию с экологической проблемой внутри страны и во всём мире, пропагандирует идею продвижения новой экологической политики, подчёркивает историческое бережное отношение китайской традиционной культуры к природе, окружающей среде с надеждой получения общего отклика. Так, в материалах «Практический путь к гармоничному симбиозу между Человеком и природой»4 (ЖЖ, 3 сент. 2021 г.); «Гармоничный симбиоз человека и приро-ды»5 (ЖЖ, 12 сент. 2021 г.) на конкретных примерах аудитории внушается мысль о том, что в процессе развития гармония человека

самая ценная для него работа. - URL: http://hm.people. com.cn/n1/2019/0821/c42272-31309252.html (дата обращения: 26.08.2021). - Текст: электронный.

3 Ван Хунюй, Ян Ян. Укрепление духа человеколюбия, принятие народа в центре внимания. - URL: http:// qh.people.com.cn/n2/2020/0305/c182757-33851381.html (дата обращения: 21.08.2021). - Текст: электронный.

4 Цзян Юйцзы. Практический путь к гармоничному симбиозу между человеком и природой. - URL: http:// theory.people.com.cn/n1/2021/0903/c40531-32216339.html (дата обращения: 15.09.2021). - Текст: электронный.

5 Сан Лиюань, Чжао Фан. Гармоничный симбиоз человека и природы. - URL: http://sx.people.com.cn/ n2/2021/0912/c189130-34910018.html (дата обращения: 15.09.2021). - Текст: электронный.

с природой должна сочетаться с чувством ответственности за историю, народ и мир.

Во-вторых, китайские СМИ в основном подчёркивают моральную, духовно-психологическую, идейную и социально-политическую ценность гуманизма конфуцианства. В современном Китае обостряются проявления культа материального богатства, стремления к лёгкому успеху, теряются такие нравственные качества личности, как стремление к внутреннему самосовершенствованию, вежливость, добродушие к окружающим, уважение к старшим, доминирует эгоцентризм личности. Всё это приводит к развалу системы моральных принципов и ценностных ориен-таций общества. Современный анонимный, открытый виртуальный сетевой мир, наполненный «цифровыми» и «электронными людьми», ещё в большей степени приводит к моральной деградации, создаёт иллюзию и пустоту межличностных отношений, вызывая духовный кризис всего общества.

В надежде на удовлетворение потребностей духовной жизни личности и разрешение духовного кризиса общества, улучшение морального облика народа и создание гармоничных отношений в обществе китайские СМИ актуализируют ценности гуманизма конфуцианского учения и призывают воспитывать в человеке высокие нравственные качества, в том числе «любовь к людям/гуманность (fc)», «справедливость (^)», «соблюдение ритуалов/верность обычаям (4L)», «благоразумие (^)», «искренность/добросовестность (Ш)» и стремление быть современным «благородным мужем» (^i). Многочисленные материалы в интернет-версии «Жэньминь Жибао», например, «Первый секретарь Лю Рэньли: культивирование морали доброжелательности, укрепление основ этикета»1, «Поддерживание воспитания к человеколюбию, развитие нового стиля цивилизации»2, «Интерпретация конфуцианской морали»3 конфуцианскими

1 Пан Гуанхуа, Е Бин. Первый секретарь Лю Рэньли: культивирование морали доброжелательности, укрепление основ этикета. - URL: http://gx.people.com. cn/n2/2021/0409/c390645-34667862.html (дата обращения: 02.09.2021). - Текст: электронный.

2 У Фэн, Чэнь Канцин. Поддерживание воспитания к человеколюбию, развитие нового стиля цивилизации. - URL: http://gz.people.com.cn/n2/2021/0129/ c389359-34554428.html (дата обращения: 26.08.2021). -Текст: электронный.

3 Ма Цзяньхун. Интерпретация конфуцианской мо-

рали. - URL: http://culture.people.com.cn/n1/2020/1212/

c1013-31964110.html (дата обращения: 26.08.2021). -Текст: электронный.

интерпретациями и положительными примерами вдохновляют аудиторию быть человеком с высокими морально-нравственными качествами.

На внутреннем политическом уровне идеи и концепции конфуцианства также предлагают неисчерпаемые ресурсы, опыт создания прочной и стабильной системы партийно-государственного управления. В течение двух тысяч лет на основе конфуцианской идеологии, выступающей за личную ответственность в коллективе, порядок и гармонию, образовалась зрелая социально-политическая структура китайского об-щества4 (ЖЖ, 25 дек. 2020 г.).

В настоящее время к столетию основания Нового Китая перед страной стоит цель построения богатого, могущественного, демократического, цивилизованного, гармоничного, модернизированного социалистического государства. Общие культурные корни способствуют единению и сплочению китайского народа, что необходимо для достижения социального успеха и осуществления «Великой мечты возрождения китайской нации», которая стала главной миссией китайского народа с 1840 г., когда на территорию страны вторгалась Великобритания. Данная мечта не может осуществиться и быть воплощённой на иной культурной и идейной базе.

Именно поэтому китайские СМИ, актуализируя современные ценности гуманизма конфуцианства, в своих материалах особенно подчёркивают значение коллективной ответственности и чувства патриотизма. Например, в статье «Воспитание личности с помощью культуры и формирование новых стандартов кадров» автор отмечает, что «ответственность - одна из основных идей конфуцианской доктрины. Дух ответственности вдохновил поколения китайцев защитить родину. Вступая в новую эпоху, перед лицом новой ситуации членам партии и кадрам ещё более необходимо развить чувство ответственности, практиковать свои навыки ответственного отношения и перед лицом трудностей, противоречий и кризисов осмелиться и взять на себя ответственность...»5 (ЖЖ, 31 мая 2021 г.).

4 Ван Сюэдянь. Черпать жизненную силу конфуцианства. - URL: http://theory.people.com.cn/n1/2020/1225/ c40531-31978829.html (дата обращения: 21.08.2021). -Текст: электронный.

5 Лю Сюйчунь. Воспитание личности с помощью культуры и формирование новых стандартов ка-

«За подъём или падение (за судьбы) государства ответственность лежит на каждом простолюдине» (^T^tE^WÄ) - так гласит конфуцианство. Здесь подчёркивается ответственность каждого гражданина за развитие общества, за будущее родины и судьбу всего мира. Ещё одно конфуцианское выражение: «Раз шкуры нет, на чём шерсти держаться?» - подразу-

мевается, что судьба личности и судьба коллектива, в котором личность существует, неразрывно связаны между собой, и не может существовать одно без другого. Этим высказываем китайские СМИ объясняют простую логику: «Без прекрасной родины как можешь быть счастливым "ты"?; Без процветающего мира как может быть стабильной отдельная страна?»

Особенно во время коронавирусной эпидемии Китай, как никогда ранее, нуждался в идейной поддержке конфуцианства. Интернет-версия «Жэньминь Жибао» большим числом материалов подчёркивала чувство необходимости конфуцианской культуры, призывала граждан быть ответственным перед собой, перед обществом и миром. Так, в опубликованном письме врача, в котором обращаются к детям с просьбой быть ответственными в чрезвычайном положении, связанном с распространением коронави-русной инфекции, говорится: «Дети! Жизнь на самом деле и есть процесс нравственного совершенствования. Упадок и процветание страны зависит от каждого из её граждан...»1 (ЖЖ, 3 марта 2020 г.).

Кроме того, обращение к ценности гуманизма конфуцианской культуры также легализует конкретные политические курсы современного Китая и способствует разрешению социально-политических противоречий. Многие политические термины и выражения современного Китая, например «Человек как основа основ» (^ЛЙ^), «Построение гармоничного общества» заклю-

чают в себе именно конфуцианские идеи. Философ и один из представителей конфуцианства Мэн Цзы, определяя место народа и правителя, отметил: «Люди (народ) - наивысшая ценность, за ними следуют земля

дров. - URL: http://dangjian.people.com.cn/n1/2021/0531/ c117092-32118381.html (дата обращения: 26.09.2021). -Текст: электронный.

1 Письмо врача из Дафэн города Яньчэн сыну с целью воодушевления: упадок и процветание страны зависят от каждого из её граждан. - URL: http://js.people. com.cn/n2/2020/0303/c360303-33846866.html (дата обращения: 26.09.2021). - Текст: электронный.

и хлеб, а государь замыкает список» (йЛ ш, ^ЙЙ). Слова легли в основу

политической концепции «Человек (народ) как основа основ» (^ЛЙ^).

В настоящее время Китай декларирует цель строительства «социализма с китайской спецификой», сообразуясь с современными реалиями, историческим опытом и культурной традицией Китая. Китайские СМИ подчёркивают преемственность современной политики с конфуцианской культурой, предлагают общую культурную основу для более успешного продвижения конкретной политики. «Жэньминь Жибао» отмечает: «Политические взгляды и марксизм имеют много точек соприкосновения. Марксизм был принят в Китае именно благодаря это-му»2 (ЖЖ, 18 авг. 2021 г.).

В-третьих, китайские СМИ актуализируют современные ценности гуманизма конфуцианства не только для самого Китая, но и для мирового сообщества.

Предлагаемая концепция «Гармония» опирается на принцип мирного сосуществования, в котором «одно дополняет другое», а не одно заменяется другим. Конфуцианская идея «Гармония как ценность» играет координирующую роль в современных международных отношениях, а также служит ориентиром для модели оптимизации разрешения современной международной конкуренции, эффективно способствует здоровому функционированию и скоординированному развитию современных международных отношений и имеет более высокую ценность для изучения пути устойчивого человеческого развития [15, с. 178].

Китайские СМИ подчёркивают ценности гуманизма конфуцианства в разрешении международных конфликтов, указывают, что в конфуцианской культуре нет колониальных амбиций и корней; китайская культура -не сторонник конфликта, правило «Игра с нулевой суммой» не соответствует идеи конфуцианства; китайская культура выступает за мир и гармонию3 (ЖЖ, 25 нояб. 2020 г.). В статье «Гармония как ценность: агрессивность (стремление к войне) неизбежно при-

2 Чэнь Юнь. Культурная логика китаизации марксизма. - URL: http://dangshi.people.com.cn/ n1/2021/0818/c436975-32198026.html (дата обращения: 02.09.2021). - Текст: электронный.

3 Суй Юэ. Нигерийский студент Вэй Додо: Гармония как ценность - это суть китайской культуры. -URL: http://world.people.com.cn/n1/2020/1125/c1002-31944429.html (дата обращения: 26.09.2021). - Текст: электронный.

ведёт к уничтожению»1 (ЖЖ, 1 мая 2020 г.) отмечается, что даже книга «Военное искусство Суньчзы» против войны. Китайская культура - сторонник гармонии и мира.

Предложенная Китаем в 2012 г. инициатива «Построение человеческого сообщества единой судьбы (А^^е^ШФ)», в основе которой лежит конфуцианская идея поступательного развития всего мира на основе взаимного уважения и сотрудничества, определяет новую роль данной страны на международной арене. Перед лицом различных негативных высказываний в адрес Китая, например, таких как «китайская угроза», «неоколониализм», издание отвечает: «У китайцев нет генов агрессии и гегемонии. Конфуцианская идея запрещает Китаю колонизировать другие нации, ослаблять другие страны или вмешиваться в дела других стран. Она в первую очередь выступает за гуманность и человеколюбие»2 (ЖЖ, 30 июля 2021 г.).

Материалы издания утверждают, что успех Китая основан на стремлении китайского народа к развитию, инновациям и лучшей жизни, а также уважении к глобальным тенденциям развития, сотрудничества и мира. Эту позицию в мире должны уважать, а не искажать и не пренебрегать успехом Китая из-за его отличия от западных политических режимов, чуждых конфуцианским идеям «сохранения гармонии, сохранения различий (|ПШ^Ш)». Издание призывает мировое сообщество, особенно англосаксонские страны, уважать собственный выбор развития каждой страны, включая политический режим, путь развития, исходя из собственной реальности.

Важно отметить, что китайские СМИ, пропагандируя современные ценности гуманизма конфуцианства, не предлагают заменить стремление европейской и американской культур к доминированию «централизмом» китайской конфуцианской культуры, а обращают внимание на мирное сосуществование всех культур, за что и выступает конфуцианство. «Гармония рождает всё существо, единообразие задушит продолжение

1 Гармония как ценность: агрессивность (стремление к войне) неизбежно приведёт к уничтожению. -URL: http://culture.people.com.cn/n1/2020/0501/c1013-31695628.html (дата обращения: 29.09.2021). - Текст: электронный.

2 Хэ Цянь. Африканский учёный: Концепция «Сообщество единой судьбы человечества» уходит корня-

ми в китайскую философскую традицию. - URL: http:// world.people.com.cn/n1/2021/0730/c1002-32175751.html (дата обращения: 29.09.2021). - Текст: электронный.

Разнообразие культуры является объективной реальностью для человеческого общества, так же как биологическое разнообразие - для природы. «Лишь один вид цветов не создаёт весна. Когда все цветы цветут, весна будет в самом разгаре»3, - пишет «Жэньминь Жибао». Высказывание можно трактовать как подчёркивание равноправного места и необходимости мирного существования всех культур и цивилизаций.

Заключение. Актуализация ценностей гуманизма конфуцианства внутри страны не означает возвращения к прошлому. Только в обновлённом виде ценности смогут сыграть стимулирующую роль в процессе реформы всех сторон жизни китайского общества в современных условиях. Актуализация ценностей гуманизма конфуцианства для всего мира Китая не стремится к замене других культур конфуцианством, а выступает за равное место и взаимное дополнение конфуцианства с разными мировыми культурами и его вклад в решение современных международных проблем.

Формирование основных ценностей личности и общества неразрывно связано с коммуникационной деятельностью и культурной ориентацией, которые презентуются через СМИ. Современные реалии требуют, чтобы средства массовой информации заботились о внутреннем мире человека, рассматривали и культивировали гуманистические ценности.

В информационном поле китайских СМИ презентуются современные ценности гуманизма конфуцианства. Полученные результаты исследования показали, что китайские СМИ выступают в качестве платформы, представления, презентации, интерпретации и актуализации современных ценностей гуманизма конфуцианства; уделяют внимание ценности гуманизма конфуцианства и для индивида, и для коллектива; в большей степени актуализируют ценности гуманистических идей конфуцианства, таких, как «Человеколюбие» и «Гармония»; неизменно подчёркивают моральную, духовно-психологическую, идейную и социально-политическую ценности гуманизма конфуцианства. Актуализация конкретных ценностей конфуцианства в китайских СМИ

3 Чжао Жуй. Только уважение к разнообразию приводит к общему процветанию. - URL: http://qh.people. com.cn/n2/2020/0423/c182775-33969885.html (дата обращения: 29.09.2021). - Текст: электронный.

обусловлена объективной необходимостью современной эпохи.

Уровень эффективности актуализации конкретных ценностей конфуцианства в ки-

тайских СМИ не входит в сферу исследовательских задач представленной статьи, и данный вопрос может быть изучен в дальнейших научных работах.

Список литературы

1. Кучукова Ж. М. Социальные трансформации и ценности культуры // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 3-1. С. 279-281.

2. Сидоров В. А. Медиасфера как ценностно образующая субстанция // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». 2015. Вып. 27, № 18. С. 31-37.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Ло Инь. Новый ракурс исследования современной ценности конфуцианства // Справочный журнал по науке и образованию. 2018. № 7. С. 154-155. DOI: 10.3969/j.issn.1674-6813(s).2018.07.133.

4. Лу Ли. Современные ценности традиционной китайской культуры: коннотация, характеристики и структура // Образовательная и культурная платформа. 2015. № 6. С. 17-21.

5. Ма Сян. Конструирование основных ценностей в условиях трансформации новых медиакоммуника-ций // Радио и телевидение западного района Китая. 2016. № 5. С. 51. DOI: CNKI:SUN:XBGS.0.2016-05-034.

6. Гуревич П. С., Палеева Н. Н. Философия культуры. М.: Канон+, 2014. 424 с. DOI: 10.7256/19992793.2014.6.12263.

7. Агапова В. Н. Культурные ценности и способы их классификации: философско-культурологиче-ский аспект // Философия и культура. 2018. № 9. С. 1. DOI: 10.7256/2454-0757.2018.9.27259.

8. Ли Яньжу. Коммуникационные идеи конфуцианства // Эпоха молодёжи. 2016. № 24. С. 21-22.

9. Чэнь Шаолей. Конфликт культурных ценностей и его разрешение. Социолог. 2015. № 3. С. 156160. DOI: 10.39697j.issn.1002-3240.2015.03.032.

10. Лян Ини. Исследование влияния новых медиа на ценности студентов высшего учебного заведения // Политические исследования и решения. 2021. № 4. С. 70-71.

11. Чэнь Вэйцзюнь. Культурные ориентации и ценностное формирование в условиях новых медиа // Современная коммуникация. 2013. № 7. С. 19-23. DOI: 10.3969/j.issn.1007-8770.2013.07.004.

12. Го Минь, Бай Ган. Размышления о цифровой культуре и её ценности // Журнал Северо-Восточного педагогического университета. 2019. № 3. С. 194-199. DOI. 10.161644спкг22-1062/с.2019.03.027.

13. Чжао Цзюньцин. Миссия конфуцианской культуры в эпоху глобализации // Народный форум.

2017. № 7. С. 134-135.

14. Цзинь Синьсинь. Гуманитарные ценности конфуцианства в формировании духовно-нравственных качеств китайских студентов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 96. С. 345-349.

15. Сунь Ган. Значение конфуцианской идеи «Находиться в согласии, имея разные взгляды» для международных отношений в эпоху глобализации // Платформа JIANGHUAI. 2006. № 5. С. 178-183. DOI: 10.39697j.issn.1001-862X.2006.05.034.

16. Переломов Л. С. Конфуцианство и современный стратегический курс КНР М.: ЛКИ, 2007. 256 с.

17. Распертова С. Ю. Гармоничное общество и гармоничная культура как платформа формирования «китайской мечты» // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 8-4. С. 63-67.

18. Бао Явэй. Современная интерпретация конфуцианской этической культуры и её значение для ценностной идентичности молодёжи // Китайские молодёжные исследования. 2017. № 1. С. 113-118. DOI: 10.39697j.issn.1002-9931.2017.01.016.

19. Чжан Юй. Основные характеристики и ценности традиционной китайской культуры // Чицзы.

2018. № 14. С. 55.

20. Кривохиж С. В. «Мягкая сила» и публичная дипломатия в теории и внешнеполитической практике Китая // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. 2012. Вып. 3. С. 103-112.

21. Распертова С. Ю. Концепт «гармоничная культура» в контексте современных культурных стратегий Китая // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2010. Вып. 11, № 590. С. 74-95.

Сведения об авторе

Лай Линчжи, кандидат политических наук, Санкт-Петербургский государственный университет; 199034, Россия, г Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9; e-mail: 1169478672@qq.com; https://orcid. org/0000-0003-3180-9286.

Для цитирования

Лай Линчжи. Презентация современных ценностей гуманизма конфуцианства в медийном пространстве // Гуманитарный вектор. 2022. Т. 17, № 1. С. 86-94. DOI: 10.21209/1996-7853-2022-17-1-86-94.

Статья поступила в редакцию 22.11.2021; одобрена после рецензирования 26.01.2022; принята к публикации 30.01.2022.

References

1. Kuchukova, Zh. M. Social transformations and cultural values. Actual problems of humanities and natural sciences, no. 3-1, pp. 279-281, 2014. (In Rus.)

2. Sidorov, V. A. The media sphere as a value-forming substance. Scientific bulletin of the Belgorod State University: A series of Humanities, no. 18, pp. 31-37, 2015. (In Rus.)

3. Luo, Yin. A new perspective of the study of the modern value of Confucianism. Reference journal for Science and Education, no. 7, pp. 154-155, 2018. DOI: 10.3969/j. issn.1674-6813(s). 2018.07.133 (In Chin.)

4. Lu Li. Modern values of traditional Chinese culture: connotation, characteristics, and structure. Educational and cultural platform, no. 6, pp. 17-21, 2015. (In Chin.)

5. Ma Xiang. Constructing core values in the context of the transformation of new media communications. Radio and television of the western region of China, no. 5, p. 51, 2016. DOI: CNKI: SUN: XBGS.0. 2016-05034. (In Chin.)

6. Gurevich, P. S., Paleyeva, N. N.: Philosophy of culture. M: "Canon+", 2014. DOI: 10.7256/19992793.2014.6.12263. (In Rus.)

7. Agapova, V. N. Cultural values and ways of their classification: philosophical and cultural aspect. Philosophy and culture, no. 9, pp. 1-5, 2018. DOI: 10.7256/2454-0757.2018.9.27259. (In Rus.)

8. Li, Yanru. Communication ideas of Confucianism. The era of youth, no. 24, pp. 21-22, 2016. (In Chin.)

9. Chen, Shaolei. The conflict of cultural values and its resolution. Sociologist, no. 3, pp. 156-160, 2015. DOI: 10.3969/j. Issn. 1002-3240. 2015. 03. 032. (In Chin.)

10. Liang, Yingyi. Research of the influence of new media on the values of students of higher educational institutions. Policy Research & Exploration, no. 4, pp. 70-71. 24, 2021. (In Chin.)

11. Chen, Weijun. Cultural orientations and the formation of values in the context of new media. Modern Communication, no. 7, pp. 19-23, 2013. DOI: 10.3969/j. issn. 1007-8770. 2013. 07. 004 (In Chin.)

12. Guo, Min, Bai Gang. Reflections on digital culture and the value of digital culture. Journal of the NorthEastern Pedagogical University, no. 3, pp. 194-199, 2019. DOI. 10.16164/j. cnki. 22-1062/c. 2019. 03. 027. (In Chin.)

13. Zhao, Junqing. The mission of Confucian culture in the era of globalization. People's Forum, no. 7, pp. 134-135, 2017. (In Chin.)

14. Jin, Xinxin. Humanitarian values of Confucianism in the formation of spiritual and moral qualities of Chinese students. Izvestia of the A. I. Herzen Russian State Pedagogical University, no. 96, pp. 345-349, 2009. (In Rus.)

15. Sun, Gang. The significance of the Confucian idea of "Being in agreement, having different views "for international relations in the era of globalization. The Jianghuai platform, no. 5, pp. 178-183, 2006. DOI: 10.3969/j.issn.1001-862X.2006.05.034 (In Chin.)

16. Perelomov, L. S. Confucianism and the modern strategic course of the People's Republic of China. Moscow: LKI, 2007. (In Rus.)

17. Raspertova, S. Yu. Harmonious society and harmonious culture as a platform for the formation of the "Chinese dream". International Scientific Research Journal, no. 8-4, pp. 63-67, 2013. (In Rus.)

18. Bao, Yawei. Modern interpretation of Confucian ethical culture and its significance for the value identity of young people. Chinese Youth Studies, no. 1, pp. 113-118, 2017. DOI: 10.3969/j. issn.1002-9931.2017.01.016 (In Chin.)

19. Zhang, Yu. The main characteristics and values of traditional Chinese culture. Chizi, no. 14, p. 55, 2018. DOI:10.3969/j. issn.1671-6035.2018.14.050 (In Chin.)

20. Krivokhizh, S. V. "Soft power" and public diplomacy in the theory and foreign policy practice of China. Bulletin of the St. Petersburg State University, Issue 3, pp. 103-112, 2012. (In Rus.)

21. Raspertova, S. Yu. The concept of "harmonious culture" in the context of modern cultural strategies of China. Herald of the MGLU, no. 590, pp. 74-95, 2010. (In Rus.)

Information about author

Lai Lingzhi, Candidate of Political Science, Saint Petersburg State University; 7/9 Universitetskaya emb., St. Petersburg, 199034, Russia; e-mail: 1169478672@qq.com; https://orcid.org/0000-0003-3180-9286.

For citation

Lai Lingzhi. Presentation of Modern Values of Confucianism Humanism in the Media Space // Humanitarian Vector. 2022. Vol. 17, No. 1. PP. 86-94. DOI: 10.21209/1996-7853-2022-17-1-86-94.

Received: November 22, 2021; approved after reviewing January 26, 2022; accepted for publication January 30, 2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.