Научная статья на тему 'Конфуцианские принципы нравственного воспитания человека и их значения для современности'

Конфуцианские принципы нравственного воспитания человека и их значения для современности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7959
532
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФУЦИАНСТВО / ЖЭНЬ / ЛИ / И / ВОСПИТАНИЕ / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / СОВРЕМЕННЫЕ НОВАЦИИ / CONFUCIANISM / LOVE / ETIQUETTE / JUSTICE / UPBRINGING / TRADITIONAL CULTURE / MODERN INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шерстова Людмила Ивановна, Ван Гохун

Статья посвящена культурно-историческому анализу потенциала конфуцианских воспитательных принципов, имеющих и в настоящее время важнейшее значение для развития гармоничного социального общества современного Китая. Авторами выявляются базовые категории конфуцианской теории воспитания и образования, дается обоснование функциональной целостности и системности взглядов Конфуция, оказавших сильнейшее влияние на формирование социальных и личностных установок людей китайского традиционного общества. Через переосмысление отношения к сути конфуцианской идеологии определяются точки пересечения и возможности взаимодействия традиций/традиционной культуры и западных новаций в современном Китае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Confucian principles of moral education and their significance for the present

The authors of the article aim to actualize the socio-cultural heritage of Confucian educational principles in modern Chinese society. They systemically outline the moral content of Confucian upbringing, analyze its doctrine which includes the purpose, content, principles and methods of moral education. The authors reveal their importance as universal principles of educational activities for modern society. The authors analyze the prerequisites for the emergence of the theory and practice of the teachings created by Confucius, and also consider the ideology and system of moral education that he proposed as the basis of private and public life. Confucius first defined and ideologically formalized the system of principles of traditional moral education in China. Formed in ancient times and evolving in the course of historical development, the Confucian principles firmly entered the life and culture of modern Chinese and became the basis of Chinese civilization. The authors identify the basic categories of the Confucian theory of education and education, provide a rationale for the functional integrity and systemic views of Confucius, which had a strong influence on the formation of social and personal attitudes of the people of Chinese traditional society. All basic categories of Confucian principles, such as "Li" (ft, "rules of behavior"), "Wen" ([[, "culture bearer", "culture", "writing", "civilization"), "Ren" (ft, "humanity"), "De" (® "morality", "loyalty", "duty"), were and remain the core of the moral education of the Chinese people in modern conditions, despite the technical progress and modernization of cultural and civilizational experience of people. In the context of the intensification of globalization and the rapid intensification of the market economy in the modern world, numerous problems and crisis situations that accompany the progressive development of society have emerged. In particular, the problems of the moral and morality of the modern society are acute, as well as the preservation of the traditional cultural heritage which can be perceived dually: as a kind of a vestige of the past and as a powerful foundation for building a future society as the basis of ethnic identity. Through the rethinking of the attitude towards the essence of Confucian ideology, the authors conclude that the traditions and Western innovations can interact in modern China. The authors believe that Confucian principles of moral upbringing of man are of paramount importance for the development of a harmonious social society of modern China and suggest that this experience can have universal significance.

Текст научной работы на тему «Конфуцианские принципы нравственного воспитания человека и их значения для современности»

Вестник Томского государственного университета. 2017. № 425. С. 172-177. DOI: 10.17223/15617793/425/22

УДК 930.85

Л. И. Шерстова, Ван Гохун

КОНФУЦИАНСКИЕ ПРИНЦИПЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ИХ ЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ СОВРЕМЕННОСТИ

Статья посвящена культурно-историческому анализу потенциала конфуцианских воспитательных принципов, имеющих и в настоящее время важнейшее значение для развития гармоничного социального общества современного Китая. Авторами выявляются базовые категории конфуцианской теории воспитания и образования, дается обоснование функциональной целостности и системности взглядов Конфуция, оказавших сильнейшее влияние на формирование социальных и личностных установок людей китайского традиционного общества. Через переосмысление отношения к сути конфуцианской идеологии определяются точки пересечения и возможности взаимодействия традиций/традиционной культуры и западных новаций в современном Китае.

Ключевые слова: конфуцианство; жэнь; ли; и; воспитание; традиционная культура; современные новации.

Конфуций впервые определил и концептуально/идейно оформил систему принципов традиционного нравственного воспитания в Китае. Сформировавшись в глубокой древности и эволюционируя в процессе исторического развития, конфуцианские принципы прочно вошли в жизнь и культуры современных китайцев и стали драгоценной культурной сокровищницей китайской цивилизации. Данная статья актуальна с теоретической и практической точек зрения, особенно для восполнения исследовательских пробелов. Систематично излагая нравственное содержание конфуцианского воспитания, обобщая его доктрину, включающих в себя цель, содержание, принципы и способы, раскрывается их значимость для современного общества.

Все базовые категории конфуцианских принципов, такие как: «ли» (^1, «правила поведения»), «вэнь» (|о| «носитель культуры», «культура», «письменность», «цивилизованность»), «жэнь» (С, «человеколюбие», «гуманность»), «дэ» (Ш «нравственность», «верность», «долг»), были и остаются ядром нравственного воспитания китайского народа в современных условиях, несмотря на прогресс жизни и модернизацию культурного и цивилизационного опыта людей. В условиях роста процесса глобализации и быстрой интенсификации рыночной экономики в современном мире выявились многочисленные проблемы и кризисные ситуации, сопровождающие процесс прогрессивного развития общества. В частности, остро встают проблемы нравственного воспитания молодого поколения и сохранения традиционного культурного наследия, которое может восприниматься двойственно: с одной стороны, как своеобразный пережиток прошлого, с другой - как мощный фундамент построения будущего общества, как основа этнической идентичности.

Данное исследование посвящено системному анализу социокультурного значения конфуцианских воспитательных принципов в современном китайском обществе. На наш взгляд, такой подход необходим для выбора оптимальной стратегии общественного развития, ведь ориентированные на социальные реалии и транслированные в нашу жизнь конфуцианские воспитательные принципы оказались востребованными для строительства гармоничного общества современного Китая.

Можно без преувеличения сказать о том, что работа по исследованию потенциала нравственного воспитания, содержащаяся в конфуцианстве, не останавливается, она остается актуальной как в древние времена, так и в настоящее время и вызывает большой интерес не только в Китае, но и за рубежом. Даже во время китайской культурной революции более 200 статей было посвящено изучению наследия конфуцианства, и одновременно появилось большое количество монографий и рефератов по данной теме. В 1980-е гг. в Китае была развернута в полной мере работа по изучению нравственного воспитания в учении Конфуция.

Личность Конфуция и само конфуцианство, как тип мировоззрения и стиль мышления, занимает значительное место в истории образования, идеологии и общей культуры Китая. Созданное мудрецом Кун Фу Цзы учение - конфуцианство - играет чрезвычайно важную роль как в Китае, так и во всем восточноазиат-ском мире. Существует особое понятие «конфуцианский тип культуры», наряду с «мусульманским» или «христианским» типами. Конфуций внес большой вклад в развитие системы профессионального образования, а его воззрения на нравственное воспитание имеют важное значение в образовательной идеологии и практике всего учения. Конфуций впервые выявил и представил обществу систему нравственного воспитания, что оказало глубокое влияние на теорию и практику традиционного нравственного воспитания китайского народа, сложившегося 2500 лет тому назад.

«Лунь Юй» (Шд «Беседы и суждения) - это главная книга конфуцианства, составленная учениками Конфуция из кратких заметок, фиксирующих высказывания, поступки учителя, а также диалоги с его комментариями. Она является основным, базовым источником для изучения идеологии нравственного воспитания в конфуцианском учении. В последние годы стал активно ощущаться заметный рост интереса к изучению традиционного нравственного воспитания. Конфуцианство вновь стало важным идеологическим ресурсом для укрепления нравственности и силой, формирующей личности, необходимой для успешного развития общества.

Как нам известно, нравственное воспитание представляло и представляет собой особую практическую образовательную деятельность, имеющую свою спе-

цифику и правила. Несмотря на то что уже прошло две тысячи лет, мы всегда найдем общие универсалии в конфуцианском учении о нравственном воспитании и в современных концепциях нравственного воспитания и социализации. В каждой стране и у каждого народа есть свое уникальное достояние - исторический опыт. Есть основание полагать, что на основе пересмотра ценностей классического конфуцианства найдется способ решения важнейших общественных проблем современности.

На происхождении концепции нравственного воспитания в конфуцианстве у исследователей имеются разные точки зрения. Лю Чжоу хэ( х'ЙЙО в книге «Исследование нравственного воспитания конфуцианства» писал о том, что причины возникновения нравственного воспитания в конфуцианстве заключаются, во-первых, в понимании того, что семья оказывала и оказывает большое влияние на психологическую составляющую нравственного воспитания, во-вторых, Конфуций жил в сложнейшее время, тем не менее именно он впервые открыл профессиональные частные школы и изложил свои нравственно-политические взгляды. Это позволяло ему глубоко обдумать и сформулировать основные принципы своей системы нравственного воспитания [1].

Чэн Кэхуа( в монографии «Исследование

идеологии Конфуция» высказал мысль о том, что эпоха, общество и семейная обстановка являются макроскопическим (колоссальным), средним и микроскопическим фоном возникновения идеологии Конфуция [2]. Кроме того, Ши Лэй ( Й5и)) в работе «Актуальность нравственного воспитания Конфуция» указал, что система нравственного воспитания Конфуция исходит из жизненной практики и исторических традиций [3].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что двумя главными предпосылками, оказавшими значительное влияние на формирование принципов нравственного воспитания в конфуцианстве, являются исторический фон эпохи, в которую жил Конфуций, и традиционная культура того времени.

В 8-9 вв. до н.э., а значит, более 2800 л. н., устойчивый общественный порядок был нарушен, Чжоу Ли-ван (ЩЛ-i правитель династии Чжоу, имя при рождении) был тираном, люди бунтовали и государство оказалось ввергнуто в период распада. В 771 г. до. н.э. Западное Чжоу 1027 до н.э. - 770 до

н. э.) пришло к гибели и было создано Восточное Чжоу (^Щ 770-256 гг. до н.э.). В этот период чжухоу (ЩШ местный вассальный князь) становились могучими, а император управлял государством при поддержке чжухоу. Гармоничный и аккуратный порядок иерархии китайского общества, сложившийся при управлении Чжоу, полностью разрушился. Неравнодушный Конфуций, живший в то время, был вынужден взять на себя большую ответственность. Он начал открывать школы и распространять свои идеи.

До времен Чуньцю (^fc период «Весны и осени» 770-476 до н.э.) вся земля принадлежала государству «■ШЙ.Т, ;ШН±; ;ШШ5> («по всей Под-

небесной неужели земля государства, вплоть до самого края земли, неужели все они были подданными»)

[4], а во времени Чуньцю между землевладельцами и крепостными крестьянами возникли острые противоречия - Государственные поля были заброшены, но при этом оказались увеличены частные земли. По мере того, как появилась железная утварь и использовалась пахота на волах, сельское хозяйство быстро развивалось. Это значительно способствовало широкому распространению торговли и ремесла, в это время стали процветать города. Реформа экономики привела к колебанию политической структуры и идеологии.

В политике во времени Чуньцю разные чжухоу начали бороться за свое господство. Сначала в Западном Чжоу были наделены 7 чжухоу. Чжоуские ритуалы исчезли. Неустойчивость общества заставила Конфуция размышлять над проблемой восстановления стабильности общества и гармонизации социальных отношений. И он пришел к выводу о том, что это возможно путем нравственного воспитания.

В идеологии Конфуция концепция «Мандата Неба» превращалась в элемент демократической идеологии. Во времена Чуньцю по мере изменения политики и экономики в области идеологии сложились новые идейные течения. Эти течения сильно повлияли на формирование концепции нравственного воспитания Конфуция. Люди начали сомневаться в существовании и силе богов, кроме того, произошла девальвация веры в мощь и совершенство / справедливость власти императора. Сильно изменилось понимание ценностей, прогрессивные деятели больше всего заботились об отношениях между людьми, некоторые из них даже думали, что воля Неба зависит от самого народа. ^Нй ё&ряш, («Небо

милосердно к народу, глас народа - глас божий») [5]. Люди научились пользоваться своим разумом, и они перестали ощущать зависимость от таинственных сил.

Можно без преувеличения говорить о том, что нравственное воспитание опирается на широкие и глубокие культурные корни. Чиен Му ( в предисловии своей книги «Биографии Конфуция» (( [6] писал о том, что до Конфуция китайская культура уже имела двухтысячелетнюю историю, а Конфуций только лишь придал ей законченный вид и стал представителем традиционной элитарной культуры [7]. Гэ Чжаогуан в своей книге «История философ-

ской мысли» проанализировал культурные корни эпохи Конфуция.

Он писал о том, что, во-первых, в условиях изменения устойчивого общественного порядка непоколебимые знания и идеология потеряли свой характер безусловного авторитета, и в Китае сложилась тенденция логично толковать состояние мира на основе установленной концепции - «знания» и «идеология».

Во-вторых, новые идеи, знания и культура попадали в разные чжухоу («княжества»), и в них появлялись новые интеллигенты, их положение часто менялось, поэтому их идеи и знания находились в состоянии постоянной трансформации.

В-третьих, в китайской системе «знание» и «идеология» разные деятели культуры интерпретировали индивидуально, акцентируя внимание на определенных контекстах и смыслах их функционирования в системе культуры, в результате чего появились раз-

ные направления идеологии [8]. Идеологические течения во время Западного Чжоу являлась главным источником происхождения системы нравственного воспитания Конфуция, они и заложили основу нравственного воспитания в традиционном Китае. Конфуций придал большое значение чжоуским ритуалам. Он писал: ЩЩ—; («Чжоуские

ритуалы следовали примеру Династии Ся (2017 г. до н.э. - 1600 г. до н.э. - В.Г.) и Династии Шан (1600 г. до н.э. - 1046 г. до. н.э.) и стали богатыми [люди]») [9].

Конфуций резко выделялся своим высокими устремлениями и прогрессивными социально-политическими и нравственными воззрениями. Нестабильная обстановка общества заставила его обдумать происходящее, что и способствовало появлению его теории нравственного воспитания. Можно без преувеличения сказать о том, что нравственное воспитание у Конфуция наследовало принципы существующей традиционной идеологии и их значительно развивало. Можно полагать, что система нравственного воспитания, сформулированная Конфуцием, неслучайно возникла в сложной исторической обстановке периода Чуньцю.

Преподавая, Конфуций накопил богатый практический опыт в вопросах воспитания и построил свою идеологическую систему воспитания нравственности. Он поставил цель «создать» «благородного мужа» ( на базе нравственного воспитания. Основой (сердцевиной) его поисков стала концепция «Жэнь» (С «человеколюбие», «гуманность»), которая включила в себя категории «Ли» (^Ь «правила поведения») и «Дэ» (Ш «нравственность», «верность», «долг»). Конфуций выступал за сохранение принципов нравственного воспитания, ориентируясь на сознательность постановки цели распространения нравственности вне утилитарного целеполагания, на процесс поучительности и воспитательные методы «на основе изучения знаний, понимание в них мудрости и поиск истины в жизни». Это является до сих пор самым хорошим рычагом нравственного воспитания китайской нации.

В конфуцианской системе обозначена основная жизненная установка человеческого бытия: стать «благородным мужем» (Щ^), которая определяется в качестве ключевой цели нравственного воспитания человека. Конфуций очень ценил благородную личность, как «совершенного мудреца», «святого» (5Л), как «добродетельного (достойного, просвещённого человека, как «принципиального человека) (МА); как гуманиста (;ё±), человека высших моральных качеств СЁЛ). Все эти характеристики были необходимыми нравственными качествами «благородного мужа, человека» (Щ^). Стать «святым» представляло собой самую высокую цель, стандарт поведения «святого»: «широко благодетельствовать народу и помогать людям» [10]. Затем он объяснил, что мало кто может стать «святым», особенно в неустойчивые времена Чуньцю. В связи с этим он считал, что воспитание человека как «благородного мужа» является целью обучения элиты общества. Учитель сказал, что «святого» я не смог увидеть, а достаточно увидеть «благородного мужа» ^Н: 1А ^Щййе ШМШ да^ [11]. От-

сюда мы можем сделать вывод о том, что Конфуций уделял большое внимание воспитанию «благородного мужа», ка «образцового человека».

По мнению Конфуция, в первую очередь, «благородный муж» должен обладать качеством «жэнь» (С «человеколюбие», «гуманность») и считать жэнь своей ответственностью (СЩ^ЕЙЗ^ [9]. Во-вторых, «благородный муж» должен еще иметь всесторонние высокие нравственные качества: человек только совершенный во всех отношениях или благовоспитанный; умеющий держаться вежливо, вести себя прилично, впоследствии может стать благородным мужем

(*тш, штъ [12].

Кроме того, он определил девять образцов, определяющих поведение благородного человека: ясное зрение, четкий слух, почтительная манера, внимательная служба (А,Ж), и пять великолепных вещей: «Когда человек во власти является благородный, без больших расходов, и когда он возлагает на людей большие задачи и не преследует то, что он желает, без сребролюбия, когда утверждает достойную простоту жизни и без гордости, тогда он является величественным и без ожесточений (А^). Благородный муж знает три запрета: отказ от женщин в молодости, отказ от борьбы в зрелости и от стяжательства в старости Его волнуют три беспокойства, три заботы -не узнать, не овладеть, не провести в жизнь (^Ш) и пять видов стыда (АЩ)».

Конфуций не раз предупреждал своих учеников о том, что сложение и становление характера «благородного мужа» требует усердной работы, совершенствования своего нравственного воспитания и духовного усердия, чтобы во всем обществе сложилось общее гармоничное устройство.

Итак, основной силой (ядром) нравственного воспитания следует ставить «жэнь» (С «человеколюбие», «гуманность»), включающее в себя «ли» (^1, «правила поведения») и «и» «справедливость»). Конфуций поставил образ «благородного мужа» целью нравственного воспитания человека. Его высокой мечтой являлось то, чтобы чувство народа сводилось к «жэнь» (С «человеколюбие», «гуманность»). Представление о «жэнь» было упомянуто в «Цзо-чжунь» (Й^, «Комментарии к хронике Чуньцю» ( ) еще до Конфуция. Там написано, что «жэнь» отражает дух человеколюбия. К сожалению, тогда еще не сложилась единая теоретическая система. Именно Конфуцием «жэнь» было выдвинуто как готовая идеологическая система. Когда ученик Конфуция спрашивал его о том, что значит «жэнь», тот не задумался и сказал: «жэнь - это любить человека». Этот принцип считается большим вкладом Конфуция в нравственное воспитание человека.

Кроме того, Конфуций уделял большое внимание «ли» (^1, «правила поведения»): «Человек станет человеком именно и потому, что он знает "ли" и "и". "Ли"» (^1, «правила поведения») являются знаком отличия человека от животных. Они включают в себя разные ритуалы, жизненные и нравственные нормы и правила. «Ли», который актуализировал Конфуций, впервые соединили внутреннюю нравственность лич-

ности с внешним нравственным духом социума. «Жэнь» является сутью человека и сознательного самовосполнения, самореализации и человеколюбия, а «ли» отражает правила внешнего социального поведения человека в обществе с сохранением установки на человеколюбие. Таким образом, «ли» представляет собой отражение «жэнь» в системе социальных взаимодействий. «Ли» играет очень важную роль в обществе: «...если человек не знает "ли", то он не поддерживает отношения с окружающими» (^^П^Ь, ^Д^) [13]. Иными словами, человек должен научиться «ли», знать и соблюдать их в обществе. Поведения человека ограничивается объективными нормами общества.

Хотя Конфуций поставил «и» «справедливость») на второстепенное место, отдав первенство «жэнь» и «ли», он также обращал большое внимание на «и». В «Ли-Цзи» (Ли-Цзи, «Учение о Середине» -«Записи о совершенном порядке вещей, правления и обрядов») он объяснял, что «и» - это значит, что любое дело должно соответствовать нормам. Человек не должен делать то, что нельзя делать. Конфуций требовал от своих учеников придавать «и» большое значение: «Человек должен уделять внимание справедливости (^ТГЭД» [14]. Считать «и» своим руководством к своим действиям.

Конфуций считал, чтобы стать «благородным мужем», нужно иметь правильное представление о «и» и «выгоде» (^ф: не пренебрегать своим долгом ради выгоды [15]. Он считал, что если чело-

век соблюдает нормы и его поведение соответствует «и», то он чувствует себя счастливым, несмотря на отсутствие материальных благ. Конфуций соединил «жэнь», «ли» и «и», которые были положены им в основу системы нравственного воспитания.

Очевидно, что содержание нравственного воспитания Конфуция очень богатое и имеет в своей основе целостную систему принципов. «Жэнь» стало основным ядром нравственного воспитания конфуцианцев, а «ли» и «и» представляют собой категории нравственного воспитания человека. Все исходит из «жэнь», проходит сквозь «ли» и «и» и вновь возвращается к «жэнь», образуя целостную систему воспитания.

Характерные черты нравственного воспитания Конфуция. В годы потрясений Чуньцю 770-

476 до. н.э.) Конфуций пришёл к пониманию значимости системы нравственного воспитания. Он создал совершенно новую систему нравственного воспитания и самосовершенствования. Мы считаем, что характерные черты нравственного воспитания включают в себя три аспекта: учиться, размышлять и практиковать. Эти три фактора зависимы друг от друга и соединены в единую целостную систему.

Конфуций всесторонне раскрыл процесс учебы и осмыслил культурную суть образования. Он считал, что обучение представляет собой предварительное условие существования человека в обществе. Конфуций уделял большое внимание учебе, так как считал, что с помощью учебы и обучения человек может получить практические и теоретические знания и социальное воспитание. Он подчеркнул мысль о том, что многие приобретают

знания в процессе учебы. Кроме того, Конфуций отметил, что очень важно овладевать обширными знаниями в ходе самого процессе учебы/обучения.

Конфуций полагал, что «совершенный человек» не бывает односторонне развитым [16], т.е.

«благородный муж» обладает не только высоким нравственным духом, устойчивой уверенностью, но и обширными знаниями. Последнее, по его мнению, заключается в знании: «Шестикнижия»: «Шицзин» («Книга песен»), Шуцзин, Ицзин, Лицзи, Чуньцю и музыка ( Ш, ^ ^ Ш Ш^), а также в понимании искусства, куда входили этикет, музыка, стрельба из лука, управление лошадьми, каллиграфия, математика (Л2: М, Ш ^ Ш ). Кроме того, Конфуций

отмечал важность обучения и самостоятельного старания/усердия, чтобы добиться хорошего эффекта, человек должен сознательно учиться: любить и стремиться получать новые знания. Учеба может считаться проведением досуга или хобби для человека даже в том случае, если человеку необходимо учиться до конца жизни. Конфуций сам осуществил в своей собственной жизни важный принцип: век живи, век учись.

Если мы говорим о том, что учеба - это накопление и продолжение / дальнейшее развитие и использование знаний, то значение размышления является уже новацией. Размышление считается второй важной чертой нравственного воспитания в учении Конфуция. Учиться и не размышлять означает ничему не научиться, размышлять и не учиться, значит идти по опасному пути ( ЗШИИ [Там же].

Конфуций высоко оценивал важность размышления. Учиться - это научиться у других, уметь прилагать собственные усилия к размышлению, а размышлять -это умение на основе уже имеющихся знаний создать собственные знания и наполнить ими свой ум. Он считал, что надо соединить учебу и размышление, эти два аспекта обусловливают друг друга.

Как известно, цель нравственного воспитания осуществляется с помощью практики. Несмотря на то что человек получает много знаний, если он не умеет их применять в жизни, то эти знания не имеют никакого значения для развития человека и общества. Знания, которые содержатся в книгах, могут стать настоящими знаниями при условиях решения с их помощью реальных жизненных вопросов и проблем. Знания и практика представляют собой диалектическое единство. Знания - это осознание (восприятие), практика (действие) - это возможности и модель применения знаний. Практика нравственного воспитания может повысить свою эффективность с помощью руководства теоретическими знаниями. Конфуций считал, что цель учебы заключается в деятельности и осуществлении знаний на практике. Если человек в процессе практики соблюдает нравственные правила, это значит, он уже ближе к «жэнь». И наоборот, ловкая речь и слишком приятная внешность редко сочетаются с подлинной добротой и гуманностью (Ртт^, ШШЁ) [17]. Конфуций требовал от своих учеников, чтобы их действия соответствовали их словам, чтобы осознание значимости нравственного воспитания воплощало в жизни важные культурные и моральные принципы.

Как известно, за несколько тысяч лет нравственное воспитание Конфуция закрепилось в жизни китайцев и пустило глубокие корни в их ментальность, став основой их традиционной культуры. Когда общество вступило в новую эпоху, вместе с этим возникло разочарование в общественных ценностях, которые отразились в проблеме сохранения нравственности. В данном случае концепция нравственного воспитания Конфуция представляла собой оптимальную платформу решения возникающих социокультурных и личностных проблем. Перестроить китайские культурные традиции для того, чтобы они соответствовали современным изменениям общества, и одновременно сохранить их как основу китайской культурной идентичности. Иными словами, встала проблема соединения традиционных принципов нравственного воспитания Конфуция с развитием современного общества. Не требует подтверждения тот факт, что идеология нравственного воспитания Конфуция является важным духовным ресурсом, имеет актуальное значение для создания современного гармоничного общества.

Воспитание характера и формирование личности представляет собой самый глубокий, самый основной и ключевой фактор нравственного состояния народа. Конфуций выдвинул концепцию «идеальной личности», много раз говорил о «благородном муже». Он считал, что воспитание человека является сутью решения проблем установления гармоничных социальных отношений и общественного порядка. С помощью благотворного примера он стремился вызвать в сознании человека нравственное чувство для того, чтобы способствовать трансляции гуманистической идеологии и традиционных правил поведения человека.

В «Программе осуществления нравственного строительства граждан», принятой в 2001 г.

указано, что в Китае существует много проблем в нравственном «строительстве», что в некоторых общественных сферах не отличают правды от лжи, добра от зла, красоты от уродства, растут меркантилизм, гедонизм, крайний индивидуализм. В результате идет разложение и нравственный упадок современного общества, некоторые чиновники используют служебное положение в корыстных целях. Если не своевременно решить эти проблемы, то будет разрушена система взаимодействия устойчивого экономического и общественного порядка, а значит, начнется дисбаланс в развитии и стабильности реформ [18]. Некоторые ученые считают, что отдельные китайские национальные меньшинства, находясь на

переходе от традиционного общества к современности, переживают столкновение культурных ценностей. В условиях мультикультурности и общественной модернизации следует воспитать «идеальный» характер человека, но этот вывод был сделан еще Конфуцием. Оказалось, что оно сохраняет свое актуальное значение и в начале XXI в. - нужно объединить нравственное воспитание в современном обществе с продолжением лучших китайских традиций и придать ему новое направление.

В целом, Конфуций в своей практике обучения выдвинул целую систему теоретических принципов и практических способов нравственного воспитания, что имеет большое значение для создания теории нравственного воспитания и в современном Китае.

Конфуцианская гармония понимаются как согласие в мире и координация действий при решении каких-то проблем, т.е. люди достигают единства, координации и гармонии при определенных условиях [19. С. 65]. Это касается отношений между людьми, между обществом и природой. По мере того, как быстро развивается модернизация Китая, построение гармоничных отношений имеет большое значение для решения разных общественных проблем и социальных противоречий.

Во время «Чуньцю» для сохранения общественного порядка Конфуций выдвинул принцип «жэнь», являющийся главным содержанием и важным знаком нравственного воспитания китайского народа. Идея «жэнь» представляет собой коренные правила для урегулирования разных сфер нравственных отношений и интересов. В настоящее время быстро развиваются производительные силы, наука и техника, что неизбежно может повлечь за собой усиление конкуренции, осложнение противоположных интересов, существуют конфликты и противоречия в межличностных отношениях. Стремление к гармоничному развитию, во-первых, имеет в виду всестороннее развитие психики человека, во-вторых, всестороннее развитие физических и душевных качеств, в-третьих -соотнесенности в развитии личности и общества.

Таким образом, в современном мире и обществе для того, чтобы осуществить идею гармоничного развития человека и общества, необходимо актуализировать рациональные моменты и идеи Конфуция -«жэнь», установить гармоничные отношения между людьми, между человеком и природой, между человеком и обществом. Возможно, что эти принципы окажутся привлекательными и для других народов мира.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лю Чжоухэ ( Jljft© Исследование нравственного воспитания конфуцианства. М. : Изд-во Высш. образования, 2003. 273 с.

2. Чэн Кэхуа ( Исследование идеологии Конфуция. Жэньминжибао, 2002. 266 с.

3. Ши Лэй. Дипломная работа «Актуальность нравственного воспитания Конфуция». 2005. 98 с.

4. Ши Цзин. Малые оды (второй из четырех разделов Шицзина). Северная гора. URL: https://baike.baidu.com/item/%E6%99%AE%

E5%A4%A9%E4%B9%8B%E4%B8%8B%EF%BC%8C%E8%8E%AB%E9%9D%9E%E7%8E%8B%E5%9C%9F/1982032?fr=aladdin (дата обращения: 10.08.2017).

5. Книга истории. Тэйши. URL: https://baike.baidu.com/item/^™/8816179?fr=aladdin (дата обращения: 10.08.2017).

6. Чиен Му. Биографии Конфуция. Изд-во им. Санлянь «жизнь, чтение и новые знания», 2005. 158 с.

7. Гэй Чжаогуан. История философской мысли. Изд-во Футанского университета, 2004. 138 с.

8. Лунь Юй. Баюй. URL: http://so.gushiwen.org/guwen/bookv_21.aspx (дата обращения: 10.08.2017).

9. Лунь Юй. Юойе. URL: http://so.gushiwen.org/guwen/bookv_38.aspx (дата обращения: 10.08.2017).

10. Лунь Юй. Шуэй. URL: http://so.gushiwen.org/guwen/bookv_25.aspx (дата обращения: 10.08.2017).

11. Лунь Юй. Тайво. URL: http://so.gushiwen.org/guwen/bookv_26.aspx (дата обращения: 15.08.2017).

12. Лунь Юй. Янюань. URL: http://so.gushiwen.org/guwen/bookv_30.aspx (дата обращения: 15.08.2017).

13. Лунь Юй. Жаоиюй. URL: http://so.gushiwen.org/guwen/bookv_38.aspx (дата обращения: 15.08.2017).

14. Лунь Юй. Лижэнь. URL: http://so.gushiwen.org/guwen/bookv_22.aspx (дата обращения: 15.08.2017).

15. Лунь Юй. Сианмэн. URL: http://so.gushiwen.org/guwen/bookv_32.aspx (дата обращения: 15.08.2017).

16. Лунь Юй. Вичэнь. URL: http://so.gushiwen.org/guwen/bookv_20.aspx (дата обращения: 15.08.2017).

17. Лунь Юй. Сюйэй. URL: http://so.gushiwen.org/guwen/bookv_19.aspx (дата обращения: 15.08.2017).

18. Программа осуществления нравственного строительства гражданин. Пекин : Народ. изд-во, 2001. 19 с.

19. Диа Хуачьянь. Построение социалистического гармоничного общества. Пекин : Изд-во развития Китая, 2005. 243 с.

Статья представлена научной редакцией «История» 10 октября 2017 г.

CONFUCIAN PRINCIPLES OF MORAL EDUCATION AND THEIR SIGNIFICANCE FOR THE PRESENT

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal, 2017, 425, 172-177. DOI: 10.17223/15617793/425/22

Lyudmila I. Sherstova, Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected] Wang Guohong, Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected] Keywords: Confucianism; love; etiquette; justice; upbringing; traditional culture; modern innovations.

The authors of the article aim to actualize the socio-cultural heritage of Confucian educational principles in modern Chinese society. They systemically outline the moral content of Confucian upbringing, analyze its doctrine which includes the purpose, content, principles and methods of moral education. The authors reveal their importance as universal principles of educational activities for modern society. The authors analyze the prerequisites for the emergence of the theory and practice of the teachings created by Confucius, and also consider the ideology and system of moral education that he proposed as the basis of private and public life. Confucius first defined and ideologically formalized the system of principles of traditional moral education in China. Formed in ancient times and evolving in the course of historical development, the Confucian principles firmly entered the life and culture of modern Chinese and became the basis of Chinese civilization. The authors identify the basic categories of the Confucian theory of education and education, provide a rationale for the functional integrity and systemic views of Confucius, which had a strong influence on the formation of social and personal attitudes of the people of Chinese traditional society. All basic categories of Confucian principles, such as "Li" (ft, "rules of behavior"), "Wen" ([[, "culture bearer", "culture", "writing", "civilization"), "Ren" (t, "humanity"), "De" (® "morality", "loyalty", "duty"), were and remain the core of the moral education of the Chinese people in modern conditions, despite the technical progress and modernization of cultural and civilizational experience of people. In the context of the intensification of globalization and the rapid intensification of the market economy in the modern world, numerous problems and crisis situations that accompany the progressive development of society have emerged. In particular, the problems of the moral and morality of the modern society are acute, as well as the preservation of the traditional cultural heritage which can be perceived dually: as a kind of a vestige of the past and as a powerful foundation for building a future society as the basis of ethnic identity. Through the rethinking of the attitude towards the essence of Confucian ideology, the authors conclude that the traditions and Western innovations can interact in modern China. The authors believe that Confucian principles of moral upbringing of man are of paramount importance for the development of a harmonious social society of modern China and suggest that this experience can have universal significance.

REFERENCES

1. Liu Zhouhe ( Jljft© (2003) Issledovanie nravstvennogo vospitaniya konfutsianstva [Study of the moral education of Confucianism]. Moscow:

Izd-vo Vyssh. obrazovaniya.

2. Chen Kekhua ( (2002) Issledovanie ideologiiKonfutsiya [The study of the ideology of Confucius]. Zhen'minzhibao. (In Chinese).

3. Shi Lei. (2005) Diplomnaya rabota "Aktual'nost' nravstvennogo vospitaniya Konfutsiya" [Graduation thesis "Relevance of the Moral Education of

Confucius"]. [S.l.].

4. Shi Jing. (n.d.) Malye ody (vtoroy iz chetyrekh razdelov Shitszina). Severnaya gora [Small odes (the second of the four sections of Shi Jing). A

Northern mountain]. [Online] Available from: https://baike.baidu.com/item/%E6%99%AE%E5%A4%A9%E4%B9%8B%E4%B8% 8B%EF%BC%8C%E8%8E%AB%E9%9%9E%E7%8E%8B%E5%9C%9F/1982032?fr=aladdin. (Accessed: 10.08.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Baike.baidu.com. (n.d.) Kniga istorii. Teyshi [A book of history. Taisi.]. [Online] Available from: https://baike.baidu.com/item/^®/

8816179?fr=aladdin. (Accessed: 10.08.2017).

6. Chien Mu. (2005) Biografii Konfutsiya [Biographies of Confucius]. Izd-vo im. Sanlyan' "zhizn', chtenie i novye znaniya". (In Chinese).

7. Gay Zhaoguang. (2004) Istoriya filosofskoy mysli [History of philosophical thought]. Futani University Press. (In Chinese).

8. Lun Yu. (n.d.) Bayuy. [Online] Available from: http://so.gushiwen.org/guwen/bookv_21.aspx. (Accessed: 10.08.2017). (In Chinese).

9. Lun Yu. (n.d.) Yuoye. [Online] Available from: http://so.gushiwen.org/guwen/bookv_38.aspx. (Accessed: 10.08.2017). (In Chinese).

10. Lun Yu. (n.d.) Shuey. [Online] Available from: http://so.gushiwen.org/guwen/bookv_25.aspx. (Accessed: 10.08.2017). (In Chinese).

11. Lun Yu. (n.d.) Tayvo. [Online] Available from: http://so.gushiwen.org/guwen/bookv_26.aspx. (Accessed: 15.08.2017). (In Chinese).

12. Lun Yu. (n.d.) Yanyuan'. [Online] Available from: http://so.gushiwen.org/guwen/bookv_30.aspx. (Accessed: 15.08.2017). (In Chinese).

13. Lun Yu. (n.d.) Zhaoiyuy. [Online] Available from: http://so.gushiwen.org/guwen/bookv_38.aspx. (Accessed: 15.08.2017). (In Chinese).

14. Lun Yu. (n.d.) Lizhen'. [Online] Available from: http://so.gushiwen.org/guwen/bookv_22.aspx. (Accessed: 15.08.2017). (In Chinese).

15. Lun Yu. (n.d.) Sianmen. [Online] Available from: http://so.gushiwen.org/guwen/bookv_32.aspx. (Accessed: 15.08.2017). (In Chinese).

16. Lun Yu. (n.d.) Vichen'. [Online] Available from: http://so.gushiwen.org/guwen/bookv_20.aspx. (Accessed: 15.08.2017). (In Chinese).

17. Lun Yu. (n.d.) Syuyey. [Online] Available from: http://so.gushiwen.org/guwen/bookv_19.aspx. (Accessed: 15.08.2017). (In Chinese).

18. People's Press. (2001) Program for the implementation of moral construction citizen. Beijing: People's Press. (In Chinese).

19. Dia Huachian. (2005) Building a socialist harmonious society. Beijing: Development of China. (In Chinese).

Received: 10 October 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.