А.Ю. ГордиЕвский, Н.А. ГордиЕвскля СТАБИЛИЗАЦИЯ КОГНИТИВНЫХ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ...
ля до уровня 43,2±2,2 с выраженной стабилизацией его в рамках оптимальных значений.
По результатам анализа выборки оптимальное значение психоэмоционального состояния обнаружено у 85,0% сотрудников, а у 10,0% данный показатель вплотную приблизился к оптимальным значениям. Это непосредственно указывает на стабилизацию уровня психоэмоционального состояния сотрудников, а следовательно, на положительное влияние аутотренинга на исследуемый психофизиологический показатель.
Таким образом, по завершении курса психотерапевтического воздействия величина произвольного внимания уверенно вошла в рамки средних значений. В то же время объём зрительной памяти несколько снизился, оставаясь, однако в пределах нормы.
В начале эксперимента величина суммарного отклонения от аутогенной нормы указывала на преобладание отрицательных эмоций, однако после проведения курса аутогенной тренировки она вошла в границы аутогенной нормы, что свидетельствует о нормально протекающей адаптации к стрессогенным воздействиям.
Кроме того, занятия аутогенной тренировкой существенно стабилизировали психоэмоциональное состояние сотрудников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Казин Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию : учебное пособие для студентов высших учебных заве-
дений. М. : Владос, 2000. 192 с.
2. Хомская Е.Д. Нейропсихология. СПб.: Питер, 2005. 496 с.
3. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская вале-ология. Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. 248 с.
4. Вегетативные расстройства: Клиника, лечение, диагностика / под ред. А.М. Вейна. М. : Медицинское информационное агентство, 1998. 752 с.
5. Парцерняк С.А., Юнацкевич П.И. Вегетозы: болезни стресса : учебное пособие. СПб. : Сентябрь, 2002. 424 с.
6. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб. : Питер, 2007. 256 с.
7. Гладкова С.А. Аутотренинг. Антистрессовые методики. Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. 315 с.
8. Линдеман Х.П. Аутогенная тренировка. М.: Физическая культура и спорт, 2000. 279 с.
9. Ашмарин И.П., Бородкин Ю.С., Бундзен П.В. Механизмы памяти. Л. : Наука, 1987. 216 с.
10. Собчик Л.Н. Модифицированный восьмицве-товой тест Люшера : практическое руководство. СПб.: Речь, 2001. 112 с.
11. Тимофеев В.И., Филимоненко Ю.И. Цветовой тест М. Люшера : методическое руководство. СПб.: Иматон, 2002. 31 с.
12. Бодров В.А. Информационный стресс. М.: ПЕР СЭ, 2000. 352 с.
13. Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. М. : Изд-во МГУ, 1992. 192 с.
COGNITIVE AND PSYCHOPHYSIOLOGICAL PROCESS STABILIZATION AS A RESULT
OF AUTOGENOUS TRAINING CLASSES
© 2014
A.Y. Gordiyevskiy, Candidate of biological sciences, associate professor of Department of Zoology
and Anatomy, Physiology, Human Life Safety N.A. Gordiyevskaya, Candidate of biological sciences, associate professor of Department of Zoology
and Anatomy, Physiology, Human Life Safety
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)
Annotation: The authors studied the influence of autogenic training sessions on cognitive and physiological processes of male workers. They found out that autogenic training exercises stimulate voluntary attention and stress resistance, they also stabilize emotional state.
Keywords: autogenic training; attention; memory; vegetative factor; the total deviation from the autogenous norm; psychoemotional state.
УДК 159.922.72
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗОНЫ БЛИЖАЙШЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
© 2014
Н.А. Дмитриева, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики, психологии и педагогики начального образования
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)
Аннотация: В статье рассматривается понятие «зона ближайшего интеллектуального развития», ее структурные компоненты и содержание. Сформулированы психолого-педагогические условия, являющиеся основой программы формирования зоны ближайшего интеллектуального развития первоклассников. Раскрыты содержательные особенности блоков программы.
Ключевые слова: зона ближайшего развития; зона актуального обучения; зона творческой самостоятельности; мера помощи.
Одной из задач современного образования является задача интеллектуального развития личности. Известно, что каждый возрастной этап развития ребенка является сензитивным для становления какого-либо познавательного процесса. В младшем школьном возрасте значительные возможности для развития имеет интеллект [1, с. 27]. Одним из возможных способов развития и обогащения интеллектуального потенциала в процессе обучения является формирование зоны ближайшего интеллектуального развития учащихся.
Зона ближайшего интеллектуального развития - это сложное образование, включающее в себя два уровня: уровень актуального обучения и зону творческой самостоятельности [2, с. 37]. Зона актуального обучения примыкает к низшему порогу зоны ближайшего развития и является переходным этапом от уровня актуального обучения к зоне ближайшего развития. На этом уровне ребенок воспринимает помощь, оказываемую ему для выполнения того или иного задания. Помощь может исходить как от взрослого, учителя, так и от
сверстника. Воспринимаемая учеником помощь может продвинуть ребенка в его развитии только при условии самостоятельной мыслительной активности, рефлексии, осуществляемых ребенком на уровне творческой самостоятельности.
Содержание зоны ближайшего интеллектуального развития первоклассников включает мыслительные операции, понятийное мышление, теоретическое мышление, творческое мышление.
На основе результатов теоретического исследования и анализа собственного опыта работы с младшими школьниками мы сформулировали психолого-педагогические условия, обеспечивающие формирование зоны ближайшего интеллектуального развития первоклассников:
- направленность образовательной программы на формирование зоны ближайшего интеллектуального развития, выражающаяся в особом построении содержания и технологии обучения;
- согласованное развитие понятийного, теоретического, творческого мышления, мыслительных операций, способствующее интеграции интеллектуального потенциала личности ребенка;
- систематическая диагностика динамики интеллектуального развития ребенка, способствующая определению актуального уровня и зоны ближайшего интеллектуального развития;
- специальная подготовка семьи к развитию интеллектуального потенциала личности, позволяющая родителям конструктивно взаимодействовать с педагогом и психологом в формировании зоны ближайшего интеллектуального развития ребенка.
Данные условия легли в основу программы формирования зоны ближайшего интеллектуального развития.
При разработке данной программы, направленной на формирование зоны ближайшего интеллектуального развития первоклассников, мы опирались на ряд основополагающих принципов развития личности:
1. Принцип ориентации на зону ближайшего развития личности ребенка. Данный принцип основан на теории Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития [3, с. 340-342].
2. Принцип последовательности и системности в формировании и расширении зоны ближайшего развития, предполагающий постепенное наращивание уровня сложности развивающих задач в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Данный принцип позволяет выстраивать общение и совместную деятельность ребенка со взрослым таким образом, чтобы содержание соответствовало зоне ближайшего развития, а средства по овладению этим содержанием соответствовали уровню актуального развития.
3. Принцип активности, творческой самостоятельности в развитии ребенка. Творческая самостоятельность ребенка является составляющей зоны ближайшего развития, опирающейся на уровень актуального развития. Развивая зону творческой самостоятельности, мы способствуем расширению границ зоны ближайшего развития. Работа с зоной творческой самостоятельности предполагает выявление уровня самостоятельности ребенка и раскрытие потенциальных возможностей этого качества. При этом взрослый лишь создает условия для перехода процесса развития в саморазвитие.
4. Принцип диалогичности (сотрудничество, сотворчество учителя и ученика) [4, с. 11]. Только при совместном творчестве субъектов образовательного процесса по достижению какой-либо цели возможен процесс взаимообогащающего влияния и, как следствие, развития этих субъектов. Также основой этого принципа можно считать концепцию происхождения процессов - теорию интериоризации. Психические процессы человека появляются в процессе обмена
опытом с другими людьми. Такой обмен опытом возможен только во внешней форме - в форме действий или внешней речи. Усваиваемые при этом средства и способы осуществления деятельности в дальнейшем интериоризируются, становятся внутренними.
Таким образом, высшие, специфически человеческие психические процессы (в том числе и мыслительные) могут возникать только во взаимодействии человека с человеком. По отношению к интеллектуальному развитию ребенка это проявляется в том, что усвоение способов мышления и понятий, выработанных человечеством, происходит как результат внешней совместной деятельности, в первую очередь, совместной деятельности ребенка и взрослого. Именно в процессе совместной деятельности актуализируется зона ближайшего развития ребенка, которая предполагает, что на определенном этапе своего развития ребенок может решать некоторые задачи под руководством взрослого, а не самостоятельно. Ребенок обращается за помощью, задает вопросы, советуется, обсуждает возможные варианты решения. Таким образом, принцип, на котором базируется программа, предполагает общение и совместную деятельность ребенка и взрослого.
5. Принцип успешности. Успех помогает раскрытию потенциала, заложенного на уровне актуального развития, и открывает новые возможности, то есть создает зону ближайшего развития.
Таким образом, формирование зоны ближайшего интеллектуального развития основывается на уровне актуального интеллектуального развития, зоне актуального обучения через зону творческой самостоятельности.
Разработанная программа включает четыре блока: диагностический, проектировочный, формирующий, аналитический.
Диагностический блок ориентирован на выявление уровня актуального и зоны ближайшего интеллектуального развития первоклассников. При выявлении уровня актуального и зоны ближайшего развития необходимо исходить из того, что уровень актуального развития характеризуется полной самостоятельностью учеников, а зона ближайшего развития актуализируется при помощи взрослого. Таким образом, уровень актуального развития ребенка можно оценить по количеству баллов, набранных с первой попытки, без помощи взрослого при выполнении какого-либо тестового задания. Зону ближайшего развития ребенка - по количеству баллов, набранных со второй и третьей попытки, то есть в ситуации оказания взрослым помощи ребенку. Помощь ребенку дозируется в виде последовательно предлагаемых «подсказок», сначала более свернутых, затем более подробных вплоть до прямого объяснения ребенку решения задания. В основу «подсказок» положена классификация видов помощи М.Н. Костиковой: стимулирующая (воздействие психолога, направленное на активизацию собственных возможностей ребенка для преодоления затруднений), эмоционально-регулирующая (оценочные суждения взрослого, одобряющие или порицающие действия ребенка), направляющая (организация взрослым умственной деятельности ребенка, при этом все ее компоненты осуществляются ребенком самостоятельно, а взрослый ориентирует ребенка в задании), организующая (исполнительская часть умственной деятельности осуществляется ребенком, а планирование и контроль - взрослым), обучающая (взрослый обучает ребенка) [5, с. 204].
Помощь, с которой ребенок начинает выполнять задание, говорит о зоне ближайшего развития, о ее близости или отдаленности от зоны актуального развития. Мера помощи при решении той или иной задачи, оказываемая взрослым, связана с реализацией зоны ближайшего развития и её трансформацией в зону актуального развития.
Проектировочный блок направлен на планирование формирования зоны ближайшего интеллектуального развития первоклассников и включает в себя ряд задач по формированию зоны ближайшего интеллектуального развития ребенка. Формирование зоны ближайшего интеллектуального развития заключается, на наш взгляд, в ее расширении, увеличении, наполнении ее содержания новыми задачами, которые ребенок может решить с помощью взрослого, а также в структурировании ее содержания учителем и психологом, в придании ей конструктивной формы, ориентированной на индивидуальные особенности первоклассника.
Формирующий блок реализуется в двух направлениях:
1. Психологическая помощь родителям и педагогам в осуществлении эффективного взаимодействия, способствующего формированию и расширению зоны ближайшего интеллектуального развития. Работа данного направления предполагает решение ряда практических задач:
- способствовать осознанию родителями и педагогами необходимости расширять зону ближайшего интеллектуального развития ребенка;
- развивать умение определять и оказывать детям необходимый вид помощи для более интенсивного интеллектуального развития.
Общетеоретическую и практическую подготовку родителей и учителей к формированию и расширению зоны ближайшего интеллектуального развития целесообразно проводить в форме лекции-беседы и в процессе индивидуального психологического консультирования. Лекционное занятие можно посвятить теории формирования зоны ближайшего интеллектуального развития первоклассника и обсудить следующие вопросы: 1) возрастные особенности ребенка-первоклассника; 2) новообразования младшего школьного возраста; 3) основные факторы, способствующие развитию интеллекта ребенка; 4) понятия «уровень актуального развития», «зона ближайшего развития», «зона творческой самостоятельности», «зона актуального обучения»; 5) виды помощи ребенку, диагностика необходимой помощи ребенку. В процессе индивидуальных психологических консультаций взрослые могут осваивать разные виды помощи: стимулирующую, эмоционально-регулирующую,
направляющую, организующую, обучающую.
Таким образом, в ходе формирующего этапа проводится специальная подготовка родителей учащихся и педагогов к осознанному и целенаправленному формированию и расширению зоны ближайшего развития, а также к исследованию динамики ее расширения.
2. Развивающая работа с учениками проводится в соответствии с разработанной нами программой, способствующей успешному формированию зоны ближайшего развития интеллекта.
В программу формирования зоны ближайшего интеллектуального развития включены практические задания и упражнения на развитие мыслительных процессов, творческого мышления, теоретического мышления, понятийного мышления.
Организуя развивающую работу с учащимися, необходимо учитывать уровень их актуального развития и ориентироваться на возрастную и индивидуальную зону ближайшего развития ребенка. Для проведения развивающих занятий с первоклассниками целесообразно выбрать сочетание игровой и учебной деятельности [6; 7; 8; 9; 10; 11; 12]. Задания каждого за-
нятия имеют разный уровень сложности соответственно уровню актуального и зоне ближайшего развития ученика. Уровень сложности варьируется в зависимости от вида помощи, оказываемой ребенку (стимулирующая, направляющая, обучающая); плана выполнения задания детьми (наглядно-действенный план выполнения, наглядно-образный, словесно-логический); уровня сложности понятий и абстрактности материала задания; количества элементов в задании. Уровень сложности увеличивается также за счет поручения сильному ученику составления задачи, аналогичной данной.
Аналитический блок включает анализ динамики расширения зоны ближайшего интеллектуального развития первоклассников.
Экспериментальная проверка разработанной программы показала ее эффективность. Результаты диагностики интеллектуального развития учащихся, прошедших обучение по данной программе, свидетельствуют о тенденции к целостности их интеллекта по своей структуре.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Эльконин Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения // Возрастные возможности усвоения знаний. М. :Просвещение, 1966. 444 с.
2. Гильбух Ю.З. Понятие зоны ближайшего развития и его роль в решении актуальных задач педагогической психологии // Вопросы психологии. 1987. № 3. С. 33-40.
3. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Психология развития ребенка. М. : Эксмо, 2003. 512 с.
4. Жесткова Н.А. Психолого-педагогические условия развития субъектной позиции первоклассника : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2004. 24 с.
5. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М. : Просвещение, 2003. 480 с.
6. Саржанова А.Н., Квасных Г.С. Реализация индивидуально-дифференцированной системы обучения чтению первоклассников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 195-197.
7. Кит Г.Г. Развивающий потенциал поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 2. С. 14-17.
8. Кислякова О.П. Компетентностно-ориентированный подход в проектировании технологии проведения занятия // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2013. № 1 (19). С. 58-63.
9. Новик И.М. Диагностирование познавательных интересов учеников 6-7 лет как составляющая профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 200-202.
10. Антонюк В.З. Формирование интеллектуальной готовности старшего дошкольника к учебе в школе // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 3. С. 5-7.
11. Шамсрахманова У.К. ТРИЗ-технологии как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 324-325.
12. Платонова Т.Е. Система психолого - дидактических задач и соответствующих приемов обучения // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 84-86.
THE ZONE OF PROXIMAL INTELLIGENCE DEVELOPMENT OF FIRST-GRADE STUDENTS
© 2014
N.A. Dmitriyeva, Candidate of psychological sciences, associate professor of Department of Social Pedagogics, Psychology and Pedagogics of Primary Education
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)
Annotation: The article dwells upon the concept «the zone of proximal intelligence development», its structural components and content. The author tells about the psychological and pedagogical conditions that serve as the base of the zone of proximal intelligence development of first-graders. The paper also reveals the module content of the program.
Keywords: the zone of proximal development; the zone of relevant teaching; the zone of creative independence; a measure of assistance.
УДК 59.006
ЗООПАРК КАК БАЗА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСЕТИТЕЛЕЙ
© 2014
Н.С. Завгороднева, аспирант кафедры зоологии и анатомии, физиологии, безопасности жизнедеятельности
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)
Аннотация: В данной статье рассмотрены зоопарки как своеобразные институты социальной адаптации, способствующие становлению экологической культуры личности школьников. Зоологические парки играют большую роль в деле образования и экологического воспитания подрастающего поколения. Ключевые слова: зоопарк; экологическая среда зоопарка; экологические тропы; квесты.
Сегодня как никогда остро перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой как национального, так и мирового развития общества должна стать гармония человека и природы, развитие его экологической культуры. Каждый человек должен понимать, что его существование на планете Земля возможно только в гармонии с природой [1, с. 42].
Экологическая культура - это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру [2, с. 210].
Своеобразными институтами социальной адаптации, способствующими становлению экологической культуры личности, коммуникативности, включающими в качестве основных компонентов биоэкологические знания, ценностные ориентации и экологическую деятельность, являются зоопарки [3, с. 9].
В 1992 году в условиях Среднего Поволжья был организован Самарский зоопарк. По данным Т.Н. Дегтярёвой, его посещают более 200 тысяч человек, среди которых более половины - дети [4, с. 77].
Самарский зоопарк представляет собой информационный центр, в котором посетители много узнают об окружающем их живом мире. Зоопарк приносит людям радость, пробуждает интерес к миру живой природы, учит людей более глубокому пониманию природоохранных проблем и осознанию собственной роли в этом процессе, развивает ответственность за сохранение этого мира. Как отмечает Т.Н. Дегтярёва в работе «Самарский зоопарк как база экологического образования и просвещения жителей губернии», для того чтобы обратить внимание жителей губернии на существующие проблемы животного мира, ежегодно в Самарском зоопарке проводятся различные тематические природоохранные мероприятия, часть из которых приурочена к Общероссийским дням защиты от экологической опасности:
16 января - День рождения Самарского зоопарка;
1 апреля - Международный день птиц;
22 апреля - День Земли;
5 июня - Всемирный день окружающей среды;
1 сентября - День знаний;
4 октября - Всемирный день животных;
29 декабря - Международный день биологического разнообразия.
Обзорные и тематические экскурсии в зоопарке:
1. Знакомьтесь: «Самарский зоопарк».
2. Аквариум и его обитатели.
3. Вымыслы и правда о рептилиях.
4. Мир птиц Самарского зоопарка.
5. Про Джона и его ближайших родственников.
6. Международная Красная книга и ее представители в Самарском зоопарке.
7. Краснокнижные животные Самарской области в зооколлекции.
8. Путешествие в страну «Экзотию».
9. Мир друзей в стране зверей (для детей от 3 до 8 лет).
В ходе исследований, проводимых в школе-интернате «Преодоление» для детей с ограниченными возможностями (5-9 классы), нами были разработаны отдельные уроки биологии, в основе которых использовались активные формы обучения. В числе принципов, по которым строились занятия по программе, назовем непосредственное общение с живыми животными, активную роль школьников как участников занятия и обеспечение условий для самовыражения, реализации и развития их творческих способностей. На специально организованных коррекционно-развивающих занятиях по ознакомлению с природой мы знакомили детей с виртуальным зоопарком, что хорошо способствовало формированию представлений о природе и навыков экологической культуры. Как отмечает в своей работе Л.А. Колыванова, «необходимой составляющей процесса экологического образования обучающихся является создание безбарьерной образовательной среды, обеспечивающей полноценную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям современного общества, способствующей развитию у них ощущений, восприятий, представлений, понятий образа окружающей действительности» [5, с. 1327].
Зоологические парки играют большую роль в деле образования и экологического воспитания подрастающего поколения, охраны и воспроизведения редких и вымирающих животных, сохранения биоразнообразия и окружающей среды посредством осуществления целого комплекса различных видов природоохранной деятельности [6, с. 10].
В своих исследованиях Е. Чудакова указывает на то, что зоопарки предоставляют подрастающему поколению первую возможность контакта с природой [6, с. 8]. Организуемые зоопарками информационные компании и мероприятия с посетителями играют значительную роль в приобщении широких масс населения к идее эстетической ценности природы. Поэтому необходимо