Научная статья на тему 'Метод проектов как средство развития исследовательской деятельности младшего школьника'

Метод проектов как средство развития исследовательской деятельности младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1157
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / YOUNGER SCHOOL AGE / ZONE OF PROXIMAL DEVELOPMENT / INDEPENDENCE / RESEARCH ACTIVITY / PROJECT METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыбушкина Лидия Борисовна

В статье представлен авторский подход к исследовательской деятельности младших школьников, рассмотрено обучение их умениям и навыкам исследовательского поиска. Представлена работа учителя по различным видам проектов и общая структура исследовательских работ. Разработана удобная, таблица для ее заполнения обучающимися при подготовке к исследованию. Раскрыта цель исследовательских работ для младших школьников посредством зоны ближайшего развития. Показана важность совместной работы учителя, родителей, обучающегося, благодаря которой умения детей переходят в зону актуального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Project Method as a Means of Developing Research Activity of Younger School Students

The article presents the author’s approach to research activity of younger schoolchildren and considers their training abilities and skills of research. The work of teachers in various types of projects and the overall structure of research is presented. A convenient table has been developed for its filling by students in preparation for the study. The goal of research works for younger schoolchildren through the zone of proximal development is disclosed. The importance of joint work of teachers, parents and students is defined thanks to which the skills of children are transferred to the zone of actual development..

Текст научной работы на тему «Метод проектов как средство развития исследовательской деятельности младшего школьника»

1УДК 37.0 ББК 74.2

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Л. Б. Рыбушкина

Аннотация. В статье представлен авторский подход к исследовательской деятельности младших школьников, рассмотрено обучение их умениям и навыкам исследовательского поиска. Представлена работа учителя по различным видам проектов и общая структура исследовательских работ. Разработана удобная таблица для ее заполнения обучающимися при подготовке к исследованию. Раскрыта цель исследовательских работ для младших школьников посредством зоны ближайшего развития. Показана важность совместной работы учителя, родителей, обучающегося, благодаря которой умения детей переходят в зону актуального развития.

Ключевые слова: младший школьный возраст, зона ближайшего развития, самостоятельность, исследовательская деятельность, метод проектов.

PROJECT METHOD AS A MEANS OF DEVELOPING RESEARCH ACTIVITY OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS

L. B. Rybushkina

Abstract. The article presents the author's approach to research activity of younger schoolchildren and considers their training abilities and skills of research. The work of teachers in various types of projects and the overall structure of research is presented. A convenient table has been developed for its filling by students in preparation for the study. The goal of research works for younger schoolchildren through the zone of proximal development is disclosed. The importance of joint work of teachers, parents and students is defined thanks to which the skills of children are transferred to the zone of actual development..

Keywords: younger school age, zone of proximal development, independence, research activity, project method.

В эпоху, когда личность стоит на первом месте как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создать благоприятные условия для ее реализации. Предполагается, что образовательный процесс обучающего должен быть направлен на достижение такого уровня образованности, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности

То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно [1, с. 264].

Л. С. Выготский

младшего школьника, имеющей исследовательскую направленность.

Младший школьный возраст является важным периодом жизни ребенка. За 4 года дети усваивают большое количество учебного материала, в котором заключены основы наук, искусства, морали, права и других развитых форм общественного сознания. В этот период ребенок усваивает специальные психофизические и психические действия, которые обслуживают разные виды учебной деятельности. Период обучения в начальной школе является благо-

приятным и значимым для выявления и развития творческого потенциала личности. Ребенок в этом возрасте любопытен, ему все хочется знать, изучить, потрогать. Ему все интересно. Учителю требуется развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу. Наиболее благоприятным условием развития познавательной активности является использование метода проектов. Он формирует у обучающихся умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Согласно Е. С. Полат [2], метод проектов, как способ достижения дидактической цели, через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом, представляет собой совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы, личностно значимой для учащихся и оформленной в виде некого конечного продукта. Важно, чтобы проводимая работа была интересной для самого ребенка и актуальной для общества, то есть социально значимой.

Данный метод не является принципиально новым в педагогической практике, но все же его относят к педагогическим технологиям XXI в. Он возник во второй половине XIX столетия в сельскохозяйственных школах США и отражен в трудах американских педагогов Джона Дьюи, У. X. Килпатрика, Э. Коллинза и других. Русские педагоги методом проектов заинтересовались в начале XX в. С. Т. Шацкий в 1905 г. организовал группу сотрудников, пытавшихся использовать проектные методы в практике преподавания. Среди них были В. Н. Шульгин, М. В. Крупенина, Б. В. Игнатьев. В России метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В эти годы метод проектов был назван еще и методом проблем. Обучение предлагалось строить на основе целесообразной деятельности ученика, учитывался его личный интерес. Проблемы были взяты из реальной жизни. Они являлись значимы-

ми для обучающегося. Для их решения было необходимо приложить полученные ранее знания или приобрести новые. Роль учителя в учебном процессе меняется: он перестает быть единственным источником знаний, а лишь направляет детей для поиска путей необходимой информации и приобретения опыта. Работая над исходной проблемой проекта, обучающиеся совершенствуют имеющиеся знания и приобретают новые, добывают информацию из различных областей и переносят ее в собственный жизненный опыт. Мерилом успеха проектной работы становится не отметка, поставленная учителем, а реальная жизнь. Отметка лишь фиксирует фактическое положение дел [3].

Главные идеи этой системы состоят в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая им выбрана самостоятельно; деятельность выходит за пределы учебного предмета; опирается на увлечения детей; истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения.

Цель проектного метода - развитие у младших школьников способности работать с информацией, обучение самостоятельному мышлению, умению работать в команде.

Взрослым важно знать, что для освоения нового дети подолгу наблюдают за взрослыми, подражают им и лишь потом начинают воспроизводить все самостоятельно. Главное, что должны уяснить взрослые, - ребенку нужно общение и взаимодействие. Деятельность надо выстраивать на сотрудничестве взрослого и ребенка. Взрослый не просто осуществляет руководство над действиями обучаемого, он оказывает дозированную помощь, которая поддержит интерес и подтолкнет к дальнейшим действиям. Все, что сегодня ребенок делает совместно со взрослым, завтра он сделает сам. Из зоны ближайшего развития его умения переходят в актуальную зону. Известно [4], что понятие «Зона ближайшего развития» было введено Л. С. Выготским, который считал ее важнейшим фактором развития самого ребенка. Рассмотрим применение этого понятия на примере написания проектно-исследовательских работ младшими школьниками.

Зона ближайшего развития - концептуальное пространство, которое ребенок уже готов

освоить с чьей-то помощью. Уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуется развивающейся личностью в ходе совместной деятельности со взрослым, но не проявляется в рамках индивидуальной деятельности. Данное понятие было введено в психологический лексикон Л. С. Выготским, с одной стороны, для того, чтобы подчеркнуть принципиальную особенность развития личности на ранних стадиях онтогенеза, когда ребенок усваивает и присваивает накопленный социальный опыт, прежде всего, путем партнерского деятельностного взаимодействия со взрослым, а с другой - для того, чтобы качественно развести актуальный уровень развития ребенка, который проявляется им в индивидуальной деятельности, и тот, более высокий уровень развития, который реализуется развивающейся личностью, но лишь в рамках совместной деятельности со взрослым, выступая как «область не созревших, но созревающих процессов» [4, с. 400]. Л. С. Выготский подчеркивал, что обучение может быть активизирующим развитие детей только в том случае, если оно адекватно для данного ребенка по форме и содержанию.

Рассмотрим виды проектов (по Е. С. Полат [5]). Их принято различать по характеру доминирующей в проекте деятельности:

• исследовательские проекты;

• информационные проекты;

• практико-ориентированные проекты;

• творческие проекты;

• игровые проекты.

Как учитель начальных классов, автор статьи ведет работу по каждому виду проектов. Например, на уроках по предмету «Окружающий мир» ребята готовят информационные проекты, они небольшие и направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта этой информацией и на ее анализ и обобщение фактов. Работа ведется в паре с соседом.

Творческие проекты. Ребятами изготовлены стенгазеты «Мои первые каникулы», «Наше лето», «Виват, Гимназия родная», «Наши мамы», «Мой прадед - Победитель», книжки-малышки о пословицах и поговорках, временах года... Сначала мы делали их вместе, нам активно помогали родители. В классе у нас работает само-

управление. Ребята разделены на группы, каждую четверть они меняются. Отчет о проделанной работе представляют в виде проекта. В него входят сценарии проведенных мероприятий, результаты конкурсов. Работа проводится совместно с библиотекарем гимназии.

Брошюры о ЗОЖ. Темы ребятам предлагает фельдшер гимназии. Она же и дает ребятам первичную информацию. Совместно с учителем физкультуры разрабатывается комплекс упражнений для поддержания осанки и сохранения зрения, которые ребята обязательно проводят с одноклассниками. Конечно, первоклассники сделать сами ничего не смогут. Активно помогают им родители, старшие братья, сестры. Главная роль на этом этапе отводится учителю, именно он заинтересовывает ребят, мотивирует, показывает уже имеющиеся проектные работы, сделанные с детьми предшествующего выпуска.

Задача педагога - дать нужное направление творческому мышлению обучающегося, стимулировать творческий поиск, создавая соответствующие ситуации и условия, дать толчок к систематическому исследованию, анализу, поиску новых, своих собственных путей решения той или иной проблемы. Правильно сформулированные цели и задачи способствуют развитию творческого мышления. Интерес от проекта к проекту возрастает. Из зоны ближайшего развития их деятельность переходит в актуальную зону развития. То, что изначально доступно для ребенка под руководством взрослых, становится затем его собственным достоянием (навыками, умениями). Ребята учатся работать самостоятельно, находить нужную информацию из огромного потока, правильно ее группировать, выделяя самое важное, полезное, интересное. Учителю постепенно отводится роль соучастника диалога, способного к импровизации, умеющего быстро отреагировать на возможные версии; друга, которому можно доверить даже сомнительную гипотезу, а ход рассуждений так интересен и нов, как он интересен и нов для учащихся.

Остановимся отдельно на следующем виде проектов - исследовательские. Они имеют четкую, продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования. По содержанию наши

1 ■ подумать самому ? • спросить узнать из компьютера или телевизора

© 1 jL спросить у специалиста прочитать в книге ¿М- Ш а эксперимент, наблюдение, опыт

Рис. Таблица для заполнения при подготовке к исследовательской работе

работы бывают монопредметными либо межпредметными, но встречаются и надпредмет-ные. Известно, что запоминается надолго то, что ребенок открывает сам.

Безусловно, в исследовательской деятельности огромную поддержку детям оказывают родители. Они вместе с детьми обдумывают тему, ищут дополнительный материал, проводят исследования, формулируют вопросы для анкетирования. Создается продуктивный «педагогический треугольник» (учитель - ученик - родитель). Он возникает с того момента, когда ребенок поступает в образовательное учреждение. От того, как складываются отношения между педагогами и обучающимися, зависят и достижения в воспитании и развитии детей. Мы больше времени проводим вместе, обсуждаем, предоставляем возможность для самостоятельного поиска детьми ответов на различные интересующие вопросы. Тем самым расширяется образовательный кругозор обучающихся, возрастает стойкий познавательный интерес.

За годы работы в проектной деятельности выработана методика написания и оформления научно-исследовательских проектов. Работа проводится по следующей структуре.

I. Введение.

1. Тема. (Что хочешь изучать.)

2. Актуальность. (Почему тебе это интересно? Чем это может быть интересно и полезно другим?)

3. Гипотеза работы. (Предположение. Почему это может быть так...)

4. Цель работы. (Какой будет результат исследования.)

5. Задачи работы. (Что нужно сделать, изучая проблему.)

II. Основная часть.

1. Изучить имеющиеся данные по проблеме (литературу, интернет и т. д.).

2. Провести наблюдение, опыт или эксперимент.

III. Заключение.

Сделать выводы, основываясь на результатах эксперимента и наблюдений.

Список источников и литературы.

Обучающийся при подготовке к исследовательской работе заполняет таблицу (рис.). Записывает в ней: о чем надо подумать самому, что спросить; какую информацию узнать из компьютера, телевизора; у какого специалиста в какой области спросить; что прочитать в книге, справочной литературе; какие наблюдения, опыты и эксперименты провести.

Далее, правильно оформив работу, ребята готовятся к ее представлению заинтересованным слушателям, для этого нужно выбрать самое важное и интересное в работе, подготовить наглядные материалы.

Защиту своих работ обучающиеся проводят сначала перед одноклассниками, затем выходят на гимназическую конференцию «Ступени познания». Активно принимают участие в конференциях различного уровня «Младшие школьники в научном поиске», «Шаги в будущее», «Юннат», «Вперед в прошлое», получают большой опыт от этого участия и добиваются высоких результатов. Из года в год растет не только число участников, но и результативность представленных работ. Глаза горят не

только у самого юного исследователя, но и у слушателей, перед кем он выступает. Желание продолжить, пойти дальше является хорошим подтверждением того, что мы на правильном пути. Действия ребенка становятся самостоятельным. Он не боится думать, познавать, ошибаться, радоваться успеху.

Главная цель организации проектной деятельности обучающихся - развитие познавательных интересов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление. Главное, чтобы учащиеся поняли, для чего могут пригодиться знания, полученные самостоятельно [6]. Важно, что в ходе проведения работы у детей возникает интерес. Они начинают рассуждать, думать, высказывать свое мнение, оценивают свою работу. Характер оценивания собственной деятельности активизирует познавательную деятельность обучающихся в зоне ближайшего развития. На каждом этапе работы совместно ставятся определенные цели, по завершении работы над данным этапом ребенок для себя подводит результат проделанной работы и оценивает свои действия. Но и когда работа закончена, у детей появляется желание продолжить ее, узнать новую информацию, не останавливаться на полученных знаниях. Многие действия младшего школьника со временем переходят в актуальную зону развития.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выготский Л. С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 4. - М., 1984.

2. Полат Е. С. Метод проектов. - URL: http:// distant.ioso.ru/project/meth%20project/meto d%20pro.htm (дата обращения: 05.03.2017).

3. Пономарева О. А. Проектная деятельность обучающихся. Из опыта работы. - URL:

https://text.ru/rd/aHR0cHM6Ly9pbmZvdXJvay 5ydS9wcm9la3RuYXlhLWRleWF0ZWxub3N 0LW9idWNoYXl1c2NoaWhzeWEtaXotb3Bpd GEtcmFib3RpLTEzMDI4OTMuaHRtbA%3D %3D (дата обращения: 11.03.2017).

4. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991.

5. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 2, 3. - URL: http://schools. keldysh.ru/labmro/lib/polat3.htm (дата обращения: 15.03.2017).

6. Новикова Т. А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. - 2000. - № 7. - С. 151-157.

REFERENCES

1. Vygotskiy L. S. Coll. works: in 6 vol. Vol. 4. Moscow, 1984.

2. Polat E. S. Metod proektov. Available at: http:// distant.ioso.ru/project/meth%20project/ metod%20pro.htm (accessed: 05.03.2017).

3. Ponomareva O. A. Proektnaya deyatel'nost' obuchayushchikhsya. Iz opyta raboty. Available at: https://text.ru/rd/aHR0cHM6Ly9pbmZ-vdXJvay5ydS9wcm9la3RuYXlhLWRleWF0Z-Wxub3N0LW9idWNoYXl1c2NoaWhze-WEtaXotb3BpdGEtcmFib3RpLTEzMDI4OTM uaHRtbA%3D%3D (accessed: 11.03.2017).

4. Vygotskiy L. S. Pedagogicheskaya psikhologi-ya. Moscow: Pedagogika, 1991.

5. Polat E. S. Metod proektov na urokakh inostran-nogo yazyka. Inostrannye yazyki v shkole. 2000, No. 2, 3. Available at: http://schools.keldysh.ru/ labmro/lib/polat3.htm (data obrashcheniya: 15.03.2017).

6. Novikova T. A. Proektnye tekhnologii na uro-kakh i vo vneurochnoy deyatelnosti. Narodnoe obrazovanie. 2000, No. 7, pp. 151-157.

Рыбушкина Лидия Борисовна, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Набережные Челны «Гимназия №76», учитель начальных классов; аспирант ФБГОУ ВО «Набережночелнин-ский государственный педагогический университет» e-mail: [email protected]

Rybushkina Lidia B., Municipal Autonomous educational institution of the city of Naberezhnye Chelny „Gymnasium № 76", primary school teacher; Post graduate student, state budgetary educational institution „Naberezhnye Chelny State Pedagogical University" e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.