Научная статья на тему 'Актуализация зоны ближайшего развития младших школьников с задержкой психического развития посредством литературной игры'

Актуализация зоны ближайшего развития младших школьников с задержкой психического развития посредством литературной игры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
511
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / УМСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ДЕФЕКТ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ / ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА / ZONE OF PROXIMAL DEVELOPMENT / CULTURAL-HISTORICAL CONCEPT / MENTAL RETARDATION / MENTAL ACTIONS / DEFECT / PRIMARY SCHOOL STUDENTS / LITERARY READING / LITERARY GAME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старостина Марина Евгеньевна, Старостин Дмитрий Александрович

В статье рассматривается понятие «зона ближайшего развития» с позиций культурно-исторического подхода, поднимается проблема конкретизации данного понятия в современной системе обучения, обосновывается применение литературной игры в качестве эффективного средства психического развития младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUALIZATION OF THE ZONE OF PROXIMAL DEVELOPMENT OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN WITH MENTAL RETARDATION BY MEANS OF A LITERARY GAME

The article discusses the concept of "zone of proximal development" from the standpoint of the cultural-historical approach, raises the problem of specificity of this concept in the modern system of education, justifies the use of literary games as an effective means of mental development of younger students with disabilities.

Текст научной работы на тему «Актуализация зоны ближайшего развития младших школьников с задержкой психического развития посредством литературной игры»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ / PEDAGOGICAL SCIENCES УДК: 376.112.4

к.п.н., доцент Старостина Марина Евгеньевна

ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический

университет», г. Самара

старший преподаватель Старостин Дмитрий Александрович

ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический

университет», г. Самара

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗОНЫ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ЛИТЕРАТУРНОЙ ИГРЫ

В статье рассматривается понятие «зона ближайшего развития» с позиций культурно-исторического подхода, поднимается проблема конкретизации данного понятия в современной системе обучения, обосновывается применение литературной игры в качестве эффективного средства психического развития младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: зона ближайшего развития, культурно-историческая концепция, задержка психического развития, умственные действия, дефект, младшие школьники, литературное чтение, литературная игра.

ACTUALIZATION OF THE ZONE OF PROXIMAL DEVELOPMENT

OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN WITH MENTAL RETARDATION BY MEANS OF A LITERARY GAME

Ph.D. (pedagogical sciences) M.E. Starostina, Samara State University of Social Sciences and Education

Senior Lecturer D.A. Starostin, Samara State University of Social Sciences and Education

The article discusses the concept of "zone of proximal development" from the standpoint of the cultural-historical approach, raises the problem of specificity of this concept in the modern system of education, justifies the use of literary games as an effective means of mental development of younger students with disabilities.

Крымский научный вестник, №5 (17), 2017 krvestnik.ru

Keywords: zone of proximal development, cultural-historical concept, mental

retardation, mental actions, defect, primary school students, literary reading, literary game.

В настоящее время можно отметить повышенный интерес со стороны педагогов к понятию «зона ближайшего развития»: с одной стороны, педагоги-практики интуитивно обращаются к этому понятию при формировании эффективной модели обучения, с другой стороны, наблюдается рост числа теоретических и экспериментальных исследований, посвященных конкретизации и дальнейшей разработке этого понятия в рамках культурно-исторической концепции Л. С. Выготского.

Можно с уверенностью говорить, что в современных образовательных системах представление о зоне ближайшего развития ребенка и учет ее в учебном процессе составляет основу проектирования содержания и форм учебного взаимодействия взрослого и ребенка.

Рассматривая предпосылки формирования зоны ближайшего развития, культурно-историческая психология исходит из следующих фундаментальных положений.

Первое положение связано с пониманием роли инструментальных средств в психическом развитии ребенка. Психическое развитие, согласно Л. С. Выготскому, есть культурное развитие, и оно связано с овладением собственным поведением благодаря освоению вспомогательных средств, инструментов, знаков. В исследованиях Л. С. Выготского подчеркивается, что овладение вспомогательными средствами, инструментами, знаками приводит к развитию психической функции, которая каждый раз поднимается на более высокую ступень, при этом увеличиваются и расширяются ее возможности, изменяется ее структуры и механизмы, приводящие к развитию [1, с. 108].

В другой работе Л. С. Выготский указывал, что создание и употребление искусственных стимулов в качестве вспомогательных средств для овладения

Крымский научный вестник, №5 (17), 2017 krvestnik.ru

собственными реакциями, и является основой той новой формы, определяемости

поведения, которая отличает высшее поведение от элементарного [2, с. 78].

Второе положение связано с процессом осуществления взаимодействия ребенка и взрослого в ходе психического развития. Согласно этому положению, психическое развитие ребенка осуществляется исключительно в общении со взрослым, который является носителем культурных практик. Вербальное общение с ребенком позволяет взрослому определить маршрут, по которому осуществляется развитие обобщений, и результат этого пути, заключающегося в обобщении, получаемое в его итоге [2, с. 150].

Источник развития деятельности лежит в социальном окружении ребенка, утверждал Л. С. Выготский, и конкретно реализуется в тех специфических отношениях со взрослым, которые требуют практического использования психологических инструментов в социальной ситуации, в которую ребенок вступает через другое лицо [2, с. 29].

Третье положение Л. С. Выготского связано с неравномерностью хода психического развития ребенка. Он указывал, что каждая психическая функция имеет свои сроки достижения высшей формы. Это связано с сензитивными периодами психического развития, в которые психические функции наиболее подвержены воздействиям и изменениям.

Впервые на практике концепция зоны ближайшего развития была применена в системе поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина [3], созданной для работы с неуспевающими учениками, который определил в качестве критериев успешности обучения в зоне ближайшего развития переход от развернутого выполнения действия к сокращенному.

Создатели системы развивающего обучения Д. Б. Эльконин и В.В.Давыдов считали основной функцией обучения создание «необходимых зон ближайшего развития, которые бы превращались со временем в требуемые новообразования» [7, с. 22-25]. Авторы отмечали, что процесс становления субъекта учебной деятельности неразрывно связан с освоением зоны ближайшего развития.

Крымский научный вестник, №5 (17), 2017 krvestnik.ru

Однако приходится отметить, что в практике коррекционного обучения

еще не окончательно утвердилась мысль о том, что проектирование и

осуществление образовательных программ должно вестись с учетом зоны

ближайшего развития ребенка. В связи с этим с серьезными трудностями

сталкивается и реализация задачи удовлетворения индивидуальных

образовательных потребностей каждого ребёнка с нарушениями

психофизического развития. К примеру, зачастую учителя не понимают смысл

понятия «особые образовательные потребности». Для них оказывается сложным

проведение психолого-педагогической диагностики; определение приоритетных

задач, содержания и этапов реализации индивидуальной образовательной

программы, соотношения действий в системе обучения учащегося с ОВЗ с

шагами в методике его обучения; осуществление регулярного контроля над

соответствием разработанной программы обучения реальному уровню развития

ребёнка и его потенциальным возможностям и т.д.

Особые образовательные потребности различаются у детей разных

категорий, поскольку задаются спецификой ограничений возможностей

здоровья, определяют особую логику построения образовательного процесса и

находят своё отражение во всех его компонентах. Наряду с этим можно выделить

особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с

ограниченными возможностями здоровья [5].

Общие особые образовательные потребности рассматривают в аспектах

времени начала специального образования, его содержания, методов и средств

обучения, организации и продолжительности обучения, границ

образовательного пространства, определения круга лиц, участвующих в

образовании, и их взаимодействия.

Несмотря на огромную популярность, понятие «зона ближайшего

развития» остается наиболее изученным и все-таки недостаточно понимаемым в

культурно-исторической психологии. Кажется, нет такой области психологии и

педагогики, в которой оно бы не изучалось и не применялось. Идея зоны

ближайшего развитияиспользуется как диагностический метод, как метод

109

Крымский научный вестник, №5 (17), 2017 krvestnik.ru

работы с неуспевающими учениками, обучающимися с ограниченными

возможностями здоровья в проектировании учебно-воспитательного процесса в

различных системах развивающего обучения и др. Однако вопрос о влиянии

способов освоения зоны ближайшего развития ребенком с ограниченными

возможностями здоровья в процессе обучения и их влияние на развитие ребенка

с задержкой психического развития в целом по-прежнему остается открытым.

Многие исследователи отмечают важность активной позиции ребенка для эффективности обучения, однако, важна не только сама по себе активность, а стратегия, выбираемая ребенком для освоения зоны ближайшего развития [4].

Выбор стратегии освоения зоны ближайшего развития напрямую связан с потребностной сферой ребенка. Поэтому для понимания зоны ближайшего развитиядетей с задержкой психического развития необходимо учитывать его особые образовательные потребности. Именно они являются ключевым фактором развития способностей, именно ими во многом определяются особенности деятельности ребенка в зоне ближайшего развития.

Значительным компонентом в стратегииосвоения зоны ближайшего развития младшего школьника с ограниченными возможностями здоровьяявляется литературная игра. Подчеркивая педагогическую ценность игры, Г. К. Селевко утверждает, что она является сильнейшим мотивационным фактором для ребенка, который руководствуется личностными установками и мотивами [6, с.130]. В отношении младших школьников следует использовать игры с предметами и игрушками, правилами, неимитационные игры [6, С.132].

Несмотря на употребительность понятия, мы еще не имеем точной

классификации литературных игр по их использованию в системе

коррекционного обучения. Литературная игра — игра с фольклорным текстом

или художественным произведением. Традиционно используются кроссворды и

чайнворды, литературная викторина в виде вопросов по тексту или его части.

Цели кроссвордов и викторины могут быть различны: выявить знание

композиции, сюжета, героев и происходящих с ними событий, деталей и т. д.

Используются игры-драматизации фрагментов изученного произведения. Для их

110

постановки необходимо проводить подготовительную работу по выразительному чтению произведения, а в частности, интонационной правильности, четкому произношению звуков, дыханию и т. д. Но большей популярностью стали пользоваться игры-викторины, стилизованные под телевизионные передачи, такие как: «Пойми меня», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?» и др. Обучающихся привлекают эти игры тем, что в них участвует команда и присутствует дух соревновательности. Особые трудности у младших школьников с задержкой психического развития вызывают словесные игры, связанные с сочинением на основе изученных текстов фраз, стихотворений, подбор рифм и др.

Литературные игры увлекательны и чрезвычайно полезны для младших школьников с задержкой психического развития. Но здесь с особой остротой встает вопрос об упорядоченности в использовании литературных игр, т.е. об их классификации. Для их использования в рамках реализации стратегии зоны ближайшего развитиятребуется разработка алгоритмов и их вариантов по использованию литературных игр с учетом структуры дефектана уроках литературногочтения и внеучебной деятельности.

Литература

1. Выготский Л. С. Инструментальный метод в психологии// Выготский Л.С. Собр. соч. В 6-ти т. —Т.1. — М.: Педагогика, 1982. —С.103-108

2. Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. —Т. 3. —М.: Педагогика, 1983. — С.5-328.

3. Гальперин П. Я., Эльконин Д. Б. Послесловие. К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мышления // Дж. Х. Флейвелл. Генетическая психология Жана Пиаже. —М.: Просвещение, 1967. —С. 596-621.

4. Киселева В. А. Некоторые аспекты формирования навыка чтения у детей с ЗПР// Дефектология. — 2007. — № 6. —С. 28-40.

5. Малофеев Н. Н. Актуальные проблемы специального образования // Дефектология. —1994. —№ 6. —С. 3-9.

6. Селевко Г. К.Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т.— Т. 1. — М.: Народное образование,2005.

7. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. —1971. —№ 4. — С.6-20.

References

1. Vygotskij L.S. Instrumental'nyj metod v psihologii// Vygotskij L.S. Sobr. soch. V 6-ti t. —T.1. — M.: Pedagogika, 1982. —S.103-108 (in Russian)

2. Vygotskij L.S. Istorija razvitija vysshih psihicheskih funkcij // Sobr. soch.: V 6 t. —T. 3. —M.: Pedagogika, 1983. — S.5-328. (in Russian)

3. Gal'perin P.Ja., Jel'konin D.B. Posleslovie. K analizu teorii Zh. Piazhe o razvitii detskogo myshlenija // Dzh. H. Flejvell. Geneticheskaja psihologija Zhana Piazhe. —M.: Prosveshhenie, 1967. —S. 596-621. (in Russian)

4. Kiseleva V.A. Nekotorye aspekty formirovanija navyka chtenija u detej s ZPR// Defektologija. — 2007. — № 6. —S. 28-40. (in Russian)

5. Malofeev N.N. Aktual'nye problemy special'nogo obrazovanija // Defektologija. —1994. —№ 6. —S. 3-9. (in Russian)

6. Selevko G.K.Jenciklopedija obrazovatel'nyh tehnologij. V 2-h t.— T. 1. — M.: Narodnoe obrazovanie, 2005. (in Russian)

7. Jel'konin D.B. K probleme periodizacii psihicheskogo razvitija v detskom vozraste // Voprosy psihologii. —1971. —№ 4. — S.6-20. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.