А. Г. Арушанова, С. С. Коренблит, Е. С. Рычагова
Принцип саморазвития в Универсальной парциальной программе «Веселый день дошкольника» («ВеДеДо»)
Арушанова Алла Генриховна - кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, Институт психолого-педагогических проблем детства РАО (г. Москва, Россия) Коренблит Станислав Соломонович - руководитель проекта «Веселый день дошкольника», ООО «Е-Паблиш» (г. Москва, Россия)
Рычагова Елена Сергеевна - кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Московский институт развития образования (г. Москва, Россия)
В статье рассказывается о парциальной программе «Веселый день дошкольника» («ВеДеДо»), созданной коллективом авторов на основе авторской программы композитора С. Коренблита. В программе заложен принцип саморазвития ребенка через организацию социальной (Л. С. Выготский), предметно-развивающей среды и новые формы взаимодействия детей со взрослыми, сверстниками, современными информационно-коммуникативными средствами. Принцип саморазвития реализуется в программе как «спонтанейное» развитие (А.В. Запорожец), которое предполагает диалог ребенка и взрослого, детей со сверстниками, в деятельности и общении; возникновение и диалектическое разрешение противоречий между желаниями и возможностями ребенка, требованиями к нему со стороны окружающих, логики деятельности; взаимопереходы между работой в зоне ближайшего развития (Л. С. Выготский) и самостоятельной детской активностью. Программа призвана обеспечить всестороннее развитие детей через творческую эмоциональную деятельность.
Ключевые слова: парциальная программа, зона ближайшего развития, социальная среда, образовательные парадигмы.
The principle of self-development in the universal partial program "Happy day of a preschooler"
Arushanova Alla, Ph.D. in Pedagogy, Senior Research Fellow, Institute of psycho-pedagogical problems of childhood of Russian Academy of Education (Moscow, Russia) Korenblit Stanislav, Project Manager "Happy day of a preschooler" (Moscow, Russia) Rychagova Elena, PhD, Senior Researcher, Moscow Institute of Education Development (Moscow, Russia)
The article describes the partial program "Happy day of a preschooler", created by a group of authors on the basis of the program of the composer S. Korenblit. The program is based on the principle of self-development of the child through social organization (Vygotsky), developmental environment and new forms of interaction of children with adults, peers via modern ICT means. The principle of self-development is implemented in the program as "spontaneous" development (Zaporozhets), which involves a dialogue between child and adult, children with their peers in activities and communication; the emergence and resolution of the dialectical contradictions between the desires and capabilities of the child, demands to him by others and logical operations; mutual transitions between work in the zone of proximal development (Vygotsky) and independent children's activity. The program is designed to provide all-round development of children through creative emotional activity..
Keywords: partial program, the zone of proximal development, social environment, educational paradigm.
Современное дошкольное образование в России стремительно движется в направлении индивидуализации образовательного процесса, определенном Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования как основной принцип системы. Ребенок выступает как субъект деятельности, самостоятельно выбирающий содержание, партнеров, время для игр и занятий. Вместе с тем стандартом выделены образовательные области примерной программы дошкольного учреждения, и их содержание определяется не ребенком, а педагогом. Непосредственно образовательная деятельность вводит ребенка в мир культуры, создает ориентировку в окружающем мире, который дошкольник продолжает осваивать через различные формы самостоятельной деятельности - прежде всего, игру и продуктивную деятельность. Самостоятельная деятельность создает условия для саморазвития ребенка.
Многолетние исследования игровой деятельности детей привели к пониманию непреходящего значения детской игры для становления личности дошкольника. Признавая положительное значение организуемых взрослым сюжетно-дидактических, театрализованных и других игр, психологи особо выделяют спонтанную игру, в которой ребенок не связан никакими указаниями взрослого, действует по своему усмотрению.
В парциальной программе «Веселый день дошкольника» («ВеДеДо») заложен принцип саморазвития ребенка через организацию социальной (Л. С. Выготский), предметно-развивающей среды и новые формы взаимодействия детей со взрослыми, сверстниками современными информационно-коммуникативными средствами.
Парциальная программа «Веселый день дошкольника» создана коллективом авторов на основе авторской программы композитора С. Коренблита. Научные редакторы - кандидат педагогических наук Т.В. Волосовец и академик РАО Е.А. Ямбург.
Адресат программы - воспитатели, музыкальные руководители, педагоги дополнительного образования, гувернеры, родители детей дошкольного возраста от 3 до 8 лет (второй этап - от 6 месяцев до 3 лет).
Идея программы - обеспечение всестороннего развития детей через творческую эмоциональную деятельность в связи с восприятием песен о разных сторонах жизни ребенка (режим дня, занятия, игры, театр, сказки, загадки,
общение, продуктивная деятельность, погружение в мир природы, поэзии и др.) и иллюстраций к песням, то есть синтез искусств.
Программа укомплектована учебно-методическим комплексом нового поколения, включающим диски с песнями и инструментовками, иллюстрации, методические рекомендации, дидактические материалы для детей и взрослых (раскраски, ноты, песенники, карточки со словами и буквами, картинки и т.п.). Предметно-развивающая среда включает дизайн одежды, посуды, интерьера, уголков для игр и занятий детей и др.
В методических рекомендациях к УМК раскрывается технология активизации механизма саморазвития. Это, прежде всего, взаимосвязь непосредственно образовательной деятельности и самодеятельной активности детей. Принципы диалога и игры в педагогическом процессе, что предполагает добровольность участия в деятельности, не дисциплинарные средства привлечения и удержания внимания, диалогические отношения партнеров, игровую и коммуникативную мотивацию деятельности, диалог сверстников. Это - выделение времени и пространства для самодеятельных игр и занятий детей. Обогащение предметно-развивающей среды, создание предметно-игровых ситуаций. А также принятие взрослым позиции ведомого в играх и общении по выбору детей.
Парциальная программа воплощает в материале концепцию гармонизации образовательных парадигм Е.А. Ямбурга. «Парадигма - ведущая концептуальная идея, определяющая направление и характер грядущих преобразований» (Е.А. Ямбург).
Основу составляет личностная парадигма, что выражается в приоритете задач воспитания личности дошкольника. Таких базисных характеристик, как самостоятельность, инициативность, эмоциональность, творчество, свобода и ответственность, коммуникативная, интеллектуальная, языковая, физическая компетентность. Наряду с личностной представлены когнитивно-информационная, культурологическая и компетентностная парадигмы.
Концепция гармонизации образовательных парадигм, представленность как непосредственно образовательной деятельности, так и самодеятельной детской активности придает программе универсальный характер, делает возможным использование ее как дополнительной практически ко всем существующим примерным образовательным программам дошкольного образования. Нами эксперимен-
тально проверена взаимная дополняемость парциальной программы «ВеДеДо» с рядом программ («Радуга», «Из детства в отрочество», «Истоки», «От рождения до школы»).
Ни одна из обозначенных педагогических парадигм полностью не устраняется из образовательного процесса: возрастная специфика и конкретные условия дошкольного учреждения, возрастной группы, характер основной примерной образовательной программы лишь диктуют удельный вес каждой из парадигм, выстраивают их взаимную конфигурацию, определяют систему взаимоотношений.
Поскольку в основе борьбы педагогических парадигм лежат разные культурные ценности, то идея их взаимодействия в программе опирается на концепцию «диалога культур» (С. И. Гессен, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Е. А. Ямбург). «Логика грядущего XXI века - диалогика - способна совместить в себе разные логики: как те, что существовали в прежние исторические эпохи, так и новые, еще только появляющиеся» (В. С. Библер).
Экспериментальные сетевые площадки ФГАО «ФИРО» под управлением научных руководителей: доктора педагогических наук А.Ю. Уварова, доктора технических наук С. А. Алексахина, доктора педагогических наук А. К. Шогенова с мая 2008 года успешно провели апробацию программы в нескольких десятках детских садов Московского региона. С 2014 года начала работу сетевая площадка Российской Академии Образования под научным руководством директора ФГНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства» РАО, кандидата педагогических наук Т. В. Волосовец.
Отличительные черты образовательной программы «Веселый день дошкольника».
1. Эмоциональность и образный характер подачи образовательного содержания. Музыкальность материала обеспечивает и эмоциональную включенность педагога / родителей.
2. Опора на работу обоих полушарий головного мозга ребенка.
3. Восстановление культурной традиции использования песни и музыки как сигнала вида деятельности и как ее естественного сопровождения.
4. В основе образовательного процесса лежит постоянно развивающийся сюжет, в котором действующими лицами являются члены большой, дружной, многопоколенной семьи.
5. Образ семьи является ключевым в образовательном процессе. Через реакции детей
разного возраста и взрослых - мамы и папы, бабушки и дедушки - ребенку транслируются культурные нормы и идеалы общения, отношения друг к другу, сверстникам, взрослым, старшим, животным, миру природы и т.д.
6. С парциальной программой «ВеДеДо» в дошкольное образовательное учреждение приходят разнообразные голоса - детские и взрослые; много и красиво звучит мужской голос, которого практически лишены дети во время пребывания в детском саду, что также не может не отражаться на формировании личности.
7. В работе над проектом участвовало большое количество представителей творческих непедагогических профессий: поэтов, композиторов, аранжировщиков, музыкантов-инструменталистов, исполнителей-певцов, звукорежиссеров, художников, дизайнеров, мультипликаторов, программистов, модельеров. Это обеспечивает амплификацию (обогащение) сенсорного и культурного опыта ребенка.
8. Системность и комплексность комплектов УМК в области дошкольного образования на сегодняшний день не имеет аналогов, поскольку разрабатывается целостная предметно-развивающая современная среда, включающая ЭОР, приложения для планшетов, костюмы и форму для детей и воспитателей, детали оформления интерьеров групп, ориентированные на творческое использование их педагогами. Такой подход полностью соответствует нормам, которые задает ФГОС ДО.
Программа «ВеДеДо» позволяет эффективно решать те задачи, которые недостаточно разработаны в различных ПООП:
• развивать произносительную сторону речи за счет использования пропевания (известный прием логопедической работы), повышения мотивации четкого звукопроизношения в ситуации творческого исполнения и, например, записи / исполнении песни;
• обеспечивать эмоциональный комфорт и хороший тонус детей на занятиях;
• выражать эмоции в культурных формах - прежде всего, через песню, а также музицирование;
• развивать слуховое внимание, что важно для дальнейшего успешного обучения в школе;
• развивать слуховую память, что особенно важно в условиях лавинообразно нарастающей доли зрительных стимулов в общем объеме восприятия человека, и в том числе ребенка в современной культуре, ее общая «визуализация»;
• поддерживать интерес к разнообразной двигательной активности и положительный эмоциональный фон при выполнении рутинных режимных моментов;
• развивать певческие навыки и способности детей;
• развивать и расширять области сотворчества взрослых и детей;
• обеспечивать единое живое образовательное пространство семьи и детского сада;
• расширять поле социализации ребенка за счет участия в разных формах совместного пения и музицирования;
• использовать в различных культурных средах - в настоящее время осуществляется в рамках лицензионных договоров перевод программы на другие языки.
Таким образом, в парциальной программе «ВеДеДо» принцип саморазвития реализуется как «спонтанейное» развитие (А. В. Запорожец), которое предполагает диалог ребенка и взрослого, детей со сверстниками, в деятельности и общении; возникновение и диалектическое разрешение противоречий между желаниями и возможностями ребенка, требованиями к нему со стороны окружающих, логики деятельности; взаимопереходы между работой в зоне ближайшего развития (Л. С. Выготский) и самостоятельной детской активностью. ■
Литература
1. Антипова Ж.В., Волосовец Т.В., Кутепо-ва Е.Н. и др. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Т.В. Волосовец. - М.: Ин-т общегума-нитар. исслед., 2004. - 286 с.
2. Арушанова А.Г., Рычагова Е.С., Сигал К.Я., ЮрьеваН.М. Проблемы развития речи в психолингвистическом и лингводидактическом освещении. - М.: ИД «Ключ - С», 2014. - 341 с.
3. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. -М.: Смысл, 2001. - 416 с.
4. Асмолов А.Г. Педагогическая психология и проектирование вариативного образования в России: от парадигмы конфликта - к парадигме толерантности // Вопросы психологии. -2003. - №4. - С. 3-12.
5. Бахтин М.М. К диалогическому пониманию личности // Психология личности / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея,
B.В. Архангельской. - М.: АСТ: Астрель, 2009. -
C. 64-74.
6. Библер В.С. Культура. Диалог культур.
(Опыт определения) // Вопросы философии. -1989. - №6. - С. 31-42.
7. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. - М., Л.: Гос. уч. пед. изд-во, 1935. - 133 с.
8. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1966. - №6. - С. 62-76.
9. Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. - 1972. - №2. - С. 114-123.
10. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии // Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1982. - 504 с.
11. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т. 1. Психическое развитие ребенка / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. -М.: Педагогика, 1986. - 318 с.
12. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 264 с.
13. Коренблит С.С. Синтез слова и музыки - основа создания авторской образовательной программы «Веселый день дошкольника» - «ВеДеДо» (из личного опыта). Часть 1 http://klauzura.ru/2013/12/ stanislav-korenblit-sintez-slova-i-muzyki-osnova-sozdaniya-avtorskoi-obrazovatelnoi-programmy-vesyolyi-den-doshkolnika-vededo-iz-lichnogo-opyta-chast-1/, 01. 2014 г.
14. Коренблит С.С. Синтез слова и музыки -основа создания авторской образовательной программы «Веселый день дошкольника» - «ВеДеДо» (из личного опыта). Часть 2 http://klauzura. ги/201 3/12/stanislav-korenblit-sintez-slova-i-muzyki-osnova-sozdaniya-avtorskoi-obrazovatelnoi-programmy-vesyolyi-den-doshkolnika-vededo-iz-lichnogo-opyta-chast-2/, 02. 2014 г.
15. Новоселова С.Л. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание. -1997. - № 3. - С. 84-87.
16. Смирнова Е.О. Право на игру // Современное дошкольное образование. Теория и практик. - 2013. - №1 (33). - С. 15-17.
17. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. Т. 2. - М.: Педагогика, 1985. - 360 с.
18. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
19. Ямбург ЕА. Школа на пути к свободе: Культурно-историческая педагогика. - М.: ПЕР СЭ, 2000. - 351 с.
20. Ямбург ЕА. Школа и ее окрестности. -М.: Центр книги Рудомино, 2011. - 576 с.
Статья поступила в редакцию 12.12.2014 г.