Библиографический список
1. Молдашева, А.Б. Роль психолого-педагогической работы в ходе подготовки осуждённых к освобождению [Э/р]. - Р/д: http://www.minjust.kz/ ru/node/338
2. Ильина, Т.А. Системно-структурный подход к организации обучения. - М., 1972.
3. Шалаев, И.К. Программно-целевая психология управления: учеб. пособие. - Барнаул, 2007.
Bibliography
1. Moldasheva, A.B. Rolj psikhologo-pedagogicheskoyj rabotih v khode podgotovki osuzhdyonnihkh k osvobozhdeniyu [Eh/r]. - R/d: http:// www.minjust.kz/ru/node/338
2. Iljina, T.A. Sistemno-strukturnihyj podkhod k organizacii obucheniya. - M., 1972.
3. Shalaev, I.K. Programmno-celevaya psikhologiya upravleniya: ucheb. posobie. - Barnaul, 2007.
Статья поступила в редакцию 25.04.12
УДК 007.65.01
Chernyavskaya V.S., Chernyavskiy A.A. PSIHOLOGO-PEDAGOGICAL MECHANISMS RACE-CULTURAL INTEGRATIONS YOUTH IN PROCESS FORMATION: POSSIBILITY NEW INFORMATION CROSS-COUNTRY RACE-TECHNOLOGY. Motivated urgency, contents and possibility new information technology- cross-country race-technology-in vocational trainings foreign student. They are given results of the analysis of the phenomenon of international integrations of foreign students in russian high school as alternative adaptation context. The considered phenomenon of international integrations, as component tolerance, but exactly-pedagogical tolerance. The cross-country race-technologies are offered for decision of the problems international to integrations.
Key words: information technologies, cross-country race-technologies, межкультурная integration, pedagogical толерантность, foreign students.
В.С. Чернявская д-р пед. наук, проф. ВГУЭС, г. Владивосток;
А.А. Чернявский, магистрант университета Бэйхуа (КНР), E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ КРОСС-ТЕХНОЛОГИЙ
Обоснованы актуальность, содержание и возможности новых информационных технологий - кросс-технологий - в профессиональном образовании иностранных студентов. Даны результаты анализа феномена меж-культурной интеграции иностранных студентов в российских вузах как альтернатива адаптационному контексту. Рассмотрен феномен межкультурой интеграции, как компонента толерантности, а именно-педагогической толерантности. Кросс-технологии предложены для решения проблем межкультурной интеграции.
Ключевые слова: информационные технологии, кросс-технологии, межкультурная интеграция, педагогическая толерантность, иностранные студенты.
Кросс-технологии или технологии ситуационных центров понимаются как пространство, предназначенное для динамического коллективного формирования образа ситуации, объекта, процесса, обеспеченное ключевыми, т.е. критическими относительно решаемой задачи, ресурсами. Данное определение связано с взаимодействием в рамках указанных технологий компонентов принципиально разнопланового характера: кросс-сенсор-ный - разные системы восприятия - зрение, слух, кинестетика; кросс-полушарный - рациональный и иррациональный аспекты; кросс-персональный - преподаватели, студенты, русские, китайцы; кросс-дисциплинарный - психология, математика, информатика, лингвистика; кросс-культурный - культурные образцы (шаблоны).
Кроме команды проекта, которая призвана вырабатывать решения, особую значимость для технологий ситуационного центра имеет сервисная команда, которая представляет собой группу людей, каждый из которых выполняет определенные функции. Основными функциями сервисной команды являются функции планшетиста, методолога и игротехника. В отличие от известных функций методолога и игротехника, функции планше-ниста связаны с обработкой, структурированием, преобразованием и поиском информации.
Возможности кросс-технологий связаны с тем, что, предоставление одновременно в режиме реального времени большого объёма существенно разнородной информации важно для понимания сложной ситуации в целом, а также для принятия решений с учетом прогноза последствий различных вариантов решений, что обеспечивает реализацию цели деятельности, составление программы действий, экспертизу результатов, их коррекцию.
Необходима разработка и апробация путей развития меж-культурой интеграции, как компонента психологии толерантности в отношениях между представителями российской и китайской молодежи Мы считаем, что кросс-технологии - инновационные информационные технологии несущие принципиально новые возможности в развитии межкультурной интеграции и толерантности.
Участвуя в международных процессах, Российская система образования не может игнорировать социокультурные особенности студентов-иностранцев, обучающихся в отечественных вузах. Рост экспортного потенциала российского образования Дальневосточного региона и связанные с ним процессы интеграции в международную образовательную систему актуализируют поиск путей свободного развития личности на основе культурно-образовательного развития нового века. Вместе с тем процесс межкультурной интеграции иностранных студентов в российских вузах происходит спонтанно, отсутствует системная научно-методическая обоснованность целенаправленность теоретическое обоснование организации этого процесса.
Высшие учебные заведения Дальнего Востока привлекают большое количество студентов из Китайской Народной Республики. В настоящий момент в Приморье учатся более 2000 сту-дентов-мигрантов из КНР.
В настоящее время количество китайских студентов в городах Дальнего Востока увеличивается, растет также и число российских студентов, поступающих в университеты КНР на языковые и профессиональные образовательные программы, что делает проблему научного обоснования решения проблемы исследования механизмов и разработки методов межкультурной интеграции все более актуальной.
Юношеский максимализм, недостаточная подготовленность, то, что китайские студенты, как правило, избалованные единственные дети в семье, а также негативные этнические стереотипы и аутостереотипы и ряд других психологических и педагогических проблем препятствуют оптимизации отношений между молодыми людьми разных этнических групп.
А.В. Юревич, анализируя нравственность, как актуальную психологическую проблему, высвечивает особо тревожную картину при обследовании «нашего будущего»- современной российской молодежи, для которой также приобрел широкое распространение такой психологический феномен, как эйджизм-негативные стереотипы, интолерантность и дискриминационные практики применяемые по отношению к представителям поколения пожилых людей. Поэтому потенциальная толерантность современной молодежи должна реализовываться не только в международном, но и в общечеловеческом гуманистическом контексте [1].
Э.И. Киршбаум представляет межкультурную компетентность как деконструкцию стереотипов, которая является одной из важнейших составляющих межкультурная компетентности. При этом способность к критическому анализу собственных стереотипов о другом, развивает и способность рефлексировать чужие представления о моей культуре.
В настоящее время в России проблема исследования и разработки толерантности является достаточно актуальной. Толерантность имеет особое значение для современного человека: она является социально-культурной, гражданской и политической необходимостью, ценностной установкой, позволяющей существовать обществу.
В психологии феномен толерантности раскрыт в работах
A.Г. Асмолова, С.Л. Братченко, С.К. Бондыревой, Г.С. Кожухарь, межэтнической толерантности- в работах Г.У. Солдатовой,
B.Ф. Петренко, Н.М. Лебедевой, педагогические аспекты толерантности исследовали Е.О. Галицких, Е.Ю. Клепцова,
В.С. Чернявская.
В работах А.Г. Асмолова толерантность наполнена такими личностными образованиями, как устойчивость и терпимость. Содержание этого понятия включает три аспекта, один из которых связывает данное понятие с устойчивостью, выносливостью; другой - с терпимостью; третий - с допуском, с допустимостью, допустимым отклонением [2].
Г.С. Кожухарь рассматривает категорию «толерантность в межличностном общении». Представляются значимыми описанные особенности ситуаций проявления толерантности как: 1) наличие антагонизма в межличностных отношениях; 2) осознание различий с другим сопровождается отрицанием их содержания, переживание неодобрения, действиями. Главной функцией Г.С. Кожухарь считает «направление развития потенциально конфликтной ситуации к конструктивному разрешению», а в качестве специфики толерантности отмечает «момент преобразования «негатива в позитив» [3].
С.Л. Братченко рассматривая этот феномен с экзистенциально-гуманистической точки зрения, полагает, что полноценная, зрелая толерантность - непременно осознанная, осмысленная и ответственная. Такая толерантность не сводится к автоматизмам, к простым стереотипным действиям - это ценность и жизненная позиция, реализация которой в каждой конкретной ситуации имеет определенный смысл и требует от субъекта толерантности поиска этого смысла и ответственного решения [4]. Е.Ю. Клепцова рассматривает как наиболее значимый фактор толерантности в образовательной среде- фактор отношений в педагогическом коллективе, а также личностные особенности педагогов [5]. С.К. Бондырева определяет толерантность как доминанту отказа от агрессии: способность индивида без возражений и противодействия принять различия [б].
Г.У. Солдатова, изучая механизмы ксенофобии, как крайний вариант интолерантности, рассматривая при этом ксенофо-бическое мышление, пишет о том, что Чужие из Других превращаются в чуждых, вызывают страх и воспринимаются как угроза привычному, повседневному. «Страх порождает неприязнь, которая может перерасти в ненависть и враждебность. Она пишет, что профилактику ксенофобии необходимо и эволюционно выигрышно для человечества начинать как можно раньше [7].
С нашей точки зрения для реализации международного образования важно в первую очередь уделить особое внимание педагогической толерантности [8]. Понятие педагогической толерантности, мы определяем как компонент педагогического мастерства; необходимую для реализации личностно-ориентированного образовательного процесса, профессиональную способность педагога, устанавливать диалогические отношения с субъектами образования, которые существенно отличаются от
него неизменными (этнические особенности, идивидные качества: пол, возраст, темперамент), и изменяющимися характеристиками личности (черты характера, социальная ситуация, когнитивное развитие, эмоциональное состояние, отношение к образовательному процессу, факторы учебных достижений), субъектного опыта и поведения. Межкультурная компетентность, является компонентом педагогической толерантности [8].
Сложные проблемы межкультурной интеграции могут решаться с помощью технологий ситуационного центра или кросстехнологий, которые, благодаря структурированным процессам обратной связи, позволяют не только принимать верные решения относительно процесса интернационализации вуза, но и развивать профессиональные компетенции студентов разных национальностей [9].
Рассматривая проблему интернационализации образования, Э.И. Киршбаум, указывает на то, что пути целесообразного и организованного формирования межкультурной компетентности структурно с наибольшим успехом реализуются во время обучения [10]. Именно в условиях профессионального образования должны положительно сказываться организационный потенциал педагогических систем (проведение лекционных курсов, также практических и семинарских занятий, творческих лабораторий, тренингов и т.д.) этому же способствуют и возрастные особенности обучающихся (высокая обучаемость студентов). Эдуард Иванович отмечает важность и готовность преподавательского и научного состава вузов к формированию своей собственной межкультурной компетентности) [11].
Э.И. Киршбаум в своих работах рассматривает исключительные, эксквизитные ситуации и толерантные выходы из них (хотя понятие толерантности появилось в российских гуманитарных исследованиях после 2000 года) [11]. Одно из значений английского слова exquisite - «острый, сильный, исключительный». Рассмотрение ситуаций, которые подпадают под категорию «эк-сквизитные» дает возможность выявить необходимость и возможность толерантных стратегий взаимодействия как в образовательном процессе между людьми с разными социально-ролевыми позициями, так и между людьми разных культур, а также работы в контексте адекватности-неадекватности применяемых в этих случаях психологических защит [10; 11].
Данный подход - разработка классов эксквизитных ситуаций для последующей проработки: создание тренингов, семинаров - может быть использован в рамках формирования меж-культурной компетентности и межкультурной интеграции субъектов международного образования во Владивостоке и других городах Дальнего Востока с большим контингентом студентов из Китая.
Г. Теджфел, обнаружил феномен «группового фаворитизма», который действует следующим образом: если человек относит себя к какой-либо группе, то он дает этой группе более позитивную оценку, предпочитает ее другим [12]. Настоящий период развития проблематики межкультурной интеграции в Дальневосточном регионе связан с разработкой и практическим воплощением психологических и педагогических подходов в межкультурной практике, которая может базироваться в университетских комплексах, где обучается большое количество китайских студентов и соответственно возникают многочисленные проблемы толерантности, что делает особо актуальной тему проекта. Опыт аналогичной работы в Германии свидетельствует о необходимости выполнения ряда этапов связанных с научно обоснованными этапами межкультурной интеграции иностранных студентов: 1) формирование ролевой определенности социально-нормативного характера; 2) психолого-педагогичес-ким сопровождением начальных этапов вхождения в образовательное пространство российского вуза (социальными педагогами и психологами).
Вместе с тем российские исследования наиболее часто связывают проблемы мигрантов с адаптацией, в иной культурной среде, в то время как европейские подходы, которые представляет Э.И. Киршбаум, прежде всего, связаны со стратегией двустороннего диалогического процесса межкультур-ной интеграции.
Особенно новым и перспективным является фактор привлечения новых подходов к теории и практике межкультурной интеграции для применения их в Приморском крае для вузов, где количество китайских студентов год от года существенно увеличивается, растет также количество молодых людей поступающих в вузы КНР Концептуализация идеи межкультурной интеграции позволяет изучить и апробировать ее в условиях Российского образования [11].
Решение межкультурных проблем, предполагает использование приёмов рефлексивного управления и анализ китайских
стратагем. Технологии ситуационного центра, благодаря активизации рефлексивных компонентов, обеспечивают более точное понимание проблемы в контексте культурной идентичности определенного человеческого сообщества [9].
Создание атмосферы аргументированного взаимодействия участников межкультурного диалога на основе когнитивной визуализации различных ситуаций позволяет принять оптимальное решение, а также увидеть проблемы, возникающие у представителей разных культур
Взаимодействие и взаимообогащение субъектов образовательного процесса осуществляется вследствие динамики посто-
Библиографический список
янных кросскультурных связей, то есть преодоления безоговорочного приоритета собственных традиций, что проявляется на всех уровнях взаимодействия студентов.
Ситуационные центры, кросс-технологии по определению, позволяют строить взаимодействие, руководствуясь кросскуль-турными плюралистическими предпосылками [9]. Создается новый опыт мировосприятия, обеспечивающий кросскультурный полилог. Вместе с тем, технологии ситуационного центра сложны, многокомпонентны, и не должны восприниматься однозначно их реализация требует специальной компетентности, специальной подготовки сервисных команд.
1. Юревич, А.В. Нравственность как психологическая проблема // Вопросы психологии. - 2009. - № 4.
2. Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. - М., 2002.
3. Кожухарь, Г.С. Проблема толерантности в межличностном общении // Вопросы психологии. - 200б. - № 2.
4. Братченко, С.Л. Психологические основания исследования толерантности в образовании // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. Красноярск, 2003.
5. Клепцова, Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. - М., 2004.
6. Бондырева, С.К. Толерантность (введение в проблему) / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. - М.; Воронеж, 2003.
7. Солдатова, Г.У. Психологические механизмы ксенофобии // Психологический журнал. - 200б. - № б. - Т. 27.
8. Чернявская, В.С. Психолого-педагогические факторы развития педагогической толерантности. - Владивосток, 200б.
9. Чернявская, В.С. Психологический потенциал обратной связи в гуманитарных технологиях ситуационного центра / В.С. Чернявская,
О.С. Смогунова // В мире научных открытий. - 2011. - № 9, 5. - Т. 21.
10. Киршбаум, Э.И. Интернализация образования. На путях к интеграционному взаимодействию // Мир науки, культуры, образования. -
2010. - №б. - Ч.1.
11. Киршбаум Э.И. Психологическая защита / Э.И. Киршбаум, А.И. Еремеева. - СПб., 2005.
12. Tajfel Y. Social Stereotypes and Social Groups//Intergroup behavior. Oxford, 1982.
Bibliography
1. Yurevich, A.V. Nravstvennostj kak psikhologicheskaya problema // Voprosih psikhologii. - 2009. - № 4.
2. Asmolov, A.G. Psikhologiya lichnosti: principih obthepsikhologicheskogo analiza. - M., 2002.
3. Kozhukharj, G.S. Problema tolerantnosti v mezhlichnostnom obthenii // Voprosih psikhologii. - 2006. - № 2.
4. Bratchenko, S.L. Psikhologicheskie osnovaniya issledovaniya tolerantnosti v obrazovanii // Pedagogika razvitiya: klyuchevihe kompetentnosti i ikh stanovlenie. Krasnoyarsk, 2003.
5. Klepcova, E.Yu. Psikhologiya i pedagogika tolerantnosti. - M., 2004.
6. Bondihreva, S.K. Tolerantnostj (vvedenie v problemu) / S.K. Bondihreva, D.V. Kolesov. - M.; Voronezh, 2003.
7. Soldatova, G.U. Psikhologicheskie mekhanizmih ksenofobii // Psikhologicheskiyj zhurnal. - 2006. - № 6. - T. 27.
8. Chernyavskaya, V.S. Psikhologo-pedagogicheskie faktorih razvitiya pedagogicheskoyj tolerantnosti. - Vladivostok, 2006.
9. Chernyavskaya, V.S. Psikhologicheskiyj potencial obratnoyj svyazi v gumanitarnihkh tekhnologiyakh situacionnogo centra / V.S. Chernyavskaya,
O.S. Smogunova // V mire nauchnihkh otkrihtiyj. - 2011. - № 9, 5. - T. 21.
10. Kirshbaum, Eh.I. Internalizaciya obrazovaniya. Na putyakh k integracionnomu vzaimodeyjstviyu // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2010.
- №6. - Ch.1.
11. Kirshbaum Eh.I. Psikhologicheskaya zathita / Eh.I. Kirshbaum, A.I. Eremeeva. - SPb., 2005.
12. Tajfel Y Social Stereotypes and Social Groups//Intergroup behavior. Oxford, 1982.
Статья поступила в редакцию 15.05.12
УДК 37.026
Yavoruk O. DIDACTICAL PERSPECTIVES OF THE E-BOOK READERS. The article deals with the features and benefits of devices for reading electronic books in the didactical use. E-book readers (e-readers) are a product of science and technology of centuries XX-XXI. The article lists the promising research areas in the didactics of electronic readers. They can provide new solutions to the problems of self-studying, the formation of modern thinking, organization of the cognitive activity, educational individualization and differentiation. Particular attention is given to areas of ereaders in the process of learning physics.
Key words: e-books, electronic readers, learning, education, didactics, textbook, perspectives of education.
О.А. Яворук, д-р пед. наук, проф каф. физики и общетехнических дисциплин, Югорский государственный
университет, г. Ханты-Мансийск, Е-mail: [email protected]
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ЭЛЕКТРОННЫХ РИДЕРОВ
В статье перечисляются особенности и преимущества устройств для чтения электронных книг при их дидактическом применении. Устройства для чтения электронных книг - электронные ридеры - продукт науки и техники XX-XXI вв. В статье перечислены перспективные направления исследований в области дидактики электронных ридеров. Они могут дать новые решения проблемам организации самостоятельной учебной работы, формирования современного мышления, организации учебно-познавательной деятельности, индивидуализации и дифференциации обучения. Особое внимание автор уделяет направлениям использования е-ридеров в процессе изучения физики.
Ключевые слова: электронные книги, электронные ридеры, обучение, образование, дидактика, учебная книга, перспективы образования.
Электронные ридеры - устройства для чтения электронных электронных форматах. Их можно читать с монитора персональ-
книг - продукт науки и техники XX-XXI вв. В обиходе электрон- ного компьютера, ноутбука, экрана карманного компьютера, иг-
ными книгами часто называют как тексты в электронном виде, рового устройства, мобильного телефона и т.д. Имеются специ-
так и специализированные устройства для чтения таких текстов. альные программы, облегчающие как сам процесс чтения кни-
Первые широко представлены в глобальной Сети в различных ги, так и другие действия с ней (перелистывание, хранение, ка-