Научная статья на тему 'Дидактические перспективы электронных ридеров'

Дидактические перспективы электронных ридеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ КНИГИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ РИДЕРЫ / ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ДИДАКТИКА / УЧЕБНАЯ КНИГА / ПЕРСПЕКТИВЫ ОБРАЗОВАНИЯ / E-BOOKS / ELECTRONIC READERS / LEARNING / EDUCATION / DIDACTICS / TEXTBOOK / PERSPECTIVES OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яворук О. А.

В статье перечисляются особенности и преимущества устройств для чтения электронных книг при их дидактическом применении. Устройства для чтения электронных книг электронные ридеры продукт науки и техники XX-XXI вв. В статье перечислены перспективные направления исследований в области дидактики электронных ридеров. Они могут дать новые решения проблемам организации самостоятельной учебной работы, формирования современного мышления, организации учебно-познавательной деятельности, индивидуализации и дифференциации обучения. Особое внимание автор уделяет направлениям использования е-ридеров в процессе изучения физики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTICAL PERSPECTIVES OF THE E-BOOK READERS

The article deals with the features and benefits of devices for reading electronic books in the didactical use. E-book readers (e-readers) are a product of science and technology of centuries XX-XXI. The article lists the promising research areas in the didactics of electronic readers. They can provide new solutions to the problems of self-studying, the formation of modern thinking, organization of the cognitive activity, educational individualization and differentiation. Particular attention is given to areas of e-readers in the process of learning physics.

Текст научной работы на тему «Дидактические перспективы электронных ридеров»

стратагем. Технологии ситуационного центра, благодаря активизации рефлексивных компонентов, обеспечивают более точное понимание проблемы в контексте культурной идентичности определенного человеческого сообщества [9].

Создание атмосферы аргументированного взаимодействия участников межкультурного диалога на основе когнитивной визуализации различных ситуаций позволяет принять оптимальное решение, а также увидеть проблемы, возникающие у представителей разных культур

Взаимодействие и взаимообогащение субъектов образовательного процесса осуществляется вследствие динамики посто-

Библиографический список

янных кросскультурных связей, то есть преодоления безоговорочного приоритета собственных традиций, что проявляется на всех уровнях взаимодействия студентов.

Ситуационные центры, кросс-технологии по определению, позволяют строить взаимодействие, руководствуясь кросскуль-турными плюралистическими предпосылками [9]. Создается новый опыт мировосприятия, обеспечивающий кросскультурный полилог. Вместе с тем, технологии ситуационного центра сложны, многокомпонентны, и не должны восприниматься однозначно их реализация требует специальной компетентности, специальной подготовки сервисных команд.

1. Юревич, А.В. Нравственность как психологическая проблема // Вопросы психологии. - 2009. - № 4.

2. Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. - М., 2002.

3. Кожухарь, Г.С. Проблема толерантности в межличностном общении // Вопросы психологии. - 2006. - № 2.

4. Братченко, С.Л. Психологические основания исследования толерантности в образовании // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. Красноярск, 2003.

5. Клепцова, Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. - М., 2004.

6. Бондырева, С.К. Толерантность (введение в проблему) / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. - М.; Воронеж, 2003.

7. Солдатова, Г.У. Психологические механизмы ксенофобии // Психологический журнал. - 2006. - № 6. - Т. 27.

8. Чернявская, В.С. Психолого-педагогические факторы развития педагогической толерантности. - Владивосток, 2006.

9. Чернявская, В.С. Психологический потенциал обратной связи в гуманитарных технологиях ситуационного центра / В.С. Чернявская,

О.С. Смогунова // В мире научных открытий. - 2011. - № 9, 5. - Т. 21.

10. Киршбаум, Э.И. Интернализация образования. На путях к интеграционному взаимодействию // Мир науки, культуры, образования. -

2010. - №6. - Ч.1.

11. Киршбаум Э.И. Психологическая защита / Э.И. Киршбаум, А.И. Еремеева. - СПб., 2005.

12. Tajfel Y. Social Stereotypes and Social Groups//Intergroup behavior. Oxford, 1982.

Bibliography

1. Yurevich, A.V. Nravstvennostj kak psikhologicheskaya problema // Voprosih psikhologii. - 2009. - № 4.

2. Asmolov, A.G. Psikhologiya lichnosti: principih obthepsikhologicheskogo analiza. - M., 2002.

3. Kozhukharj, G.S. Problema tolerantnosti v mezhlichnostnom obthenii // Voprosih psikhologii. - 2006. - № 2.

4. Bratchenko, S.L. Psikhologicheskie osnovaniya issledovaniya tolerantnosti v obrazovanii // Pedagogika razvitiya: klyuchevihe kompetentnosti i ikh stanovlenie. Krasnoyarsk, 2003.

5. Klepcova, E.Yu. Psikhologiya i pedagogika tolerantnosti. - M., 2004.

6. Bondihreva, S.K. Tolerantnostj (vvedenie v problemu) / S.K. Bondihreva, D.V. Kolesov. - M.; Voronezh, 2003.

7. Soldatova, G.U. Psikhologicheskie mekhanizmih ksenofobii // Psikhologicheskiyj zhurnal. - 2006. - № 6. - T. 27.

8. Chernyavskaya, V.S. Psikhologo-pedagogicheskie faktorih razvitiya pedagogicheskoyj tolerantnosti. - Vladivostok, 2006.

9. Chernyavskaya, V.S. Psikhologicheskiyj potencial obratnoyj svyazi v gumanitarnihkh tekhnologiyakh situacionnogo centra / V.S. Chernyavskaya,

O.S. Smogunova // V mire nauchnihkh otkrihtiyj. - 2011. - № 9, 5. - T. 21.

10. Kirshbaum, Eh.I. Internalizaciya obrazovaniya. Na putyakh k integracionnomu vzaimodeyjstviyu // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2010.

- №6. - Ch.1.

11. Kirshbaum Eh.I. Psikhologicheskaya zathita / Eh.I. Kirshbaum, A.I. Eremeeva. - SPb., 2005.

12. Tajfel Y. Social Stereotypes and Social Groups//Intergroup behavior. Oxford, 1982.

Статья поступила в редакцию 15.05.12

УДК 37.026

Yavoruk O. DIDACTICAL PERSPECTIVES OF THE E-BOOK READERS. The article deals with the features and benefits of devices for reading electronic books in the didactical use. E-book readers (e-readers) are a product of science and technology of centuries XX-XXI. The article lists the promising research areas in the didactics of electronic readers. They can provide new solutions to the problems of self-studying, the formation of modern thinking, organization of the cognitive activity, educational individualization and differentiation. Particular attention is given to areas of ereaders in the process of learning physics.

Key words: e-books, electronic readers, learning, education, didactics, textbook, perspectives of education.

О.А. Яворук, д-р пед. наук, проф каф. физики и общетехнических дисциплин, Югорский государственный

университет, г. Ханты-Мансийск, Е-mail: yavoruk@gmail.com

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ЭЛЕКТРОННЫХ РИДЕРОВ

В статье перечисляются особенности и преимущества устройств для чтения электронных книг при их дидактическом применении. Устройства для чтения электронных книг - электронные ридеры - продукт науки и техники XX-XXI вв. В статье перечислены перспективные направления исследований в области дидактики электронных ридеров. Они могут дать новые решения проблемам организации самостоятельной учебной работы, формирования современного мышления, организации учебно-познавательной деятельности, индивидуализации и дифференциации обучения. Особое внимание автор уделяет направлениям использования е-ридеров в процессе изучения физики.

Ключевые слова: электронные книги, электронные ридеры, обучение, образование, дидактика, учебная книга, перспективы образования.

Электронные ридеры - устройства для чтения электронных электронных форматах. Их можно читать с монитора персональ-

книг - продукт науки и техники XX-XXI вв. В обиходе электрон- ного компьютера, ноутбука, экрана карманного компьютера, иг-

ными книгами часто называют как тексты в электронном виде, рового устройства, мобильного телефона и т.д. Имеются специ-

так и специализированные устройства для чтения таких текстов. альные программы, облегчающие как сам процесс чтения кни-

Первые широко представлены в глобальной Сети в различных ги, так и другие действия с ней (перелистывание, хранение, ка-

талогизация, запись, конвертирование в другой формат, удаление и пр.). Однако основными функциями перечисленных выше устройств являются совершенно иные (они не предназначены специально для чтения): мобильный телефон служит для общения, игровая приставка - для игр, а чтение книг - на самом деле их побочная функция.

В данной статье мы обсуждаем специальные устройства, предназначенные исключительно для чтения электронных книг: «ридеры», «е-ридеры», «бук-ридеры», «е-бук-ридеры», («Reader», «E-Reader», «Book-Reader», «E-Book Reader»), имеющие хороший экран и управление, рассчитанные на комфортное чтение. Очень многие модели достигли определённой степени совершенства и уже могут быть использованы в учебном процессе.

Использование современного средства обучения оказывает большое влияние и на интерес к изучению физики. Электронные средства развиваются весьма бурно. Мы являемся свидетелями появления новых и необычайно совершенных моделей текстовых электронных ридеров, говорящих компьютерных средств [1; 2; 3], а их использование в учебном процессе, по-видимому, скоро станет рутиной.

В этих устройствах используется технология электронной бумаги (другие названия: e-paper, electronic paper, электронные чернила, e-ink) - технология отображения информации, имитирующая обычные чернила на бумаге. В отличие от светящихся жидкокристаллических дисплеев, электронная бумага формирует изображение в отраженном свете (как обычная бумага) и может показывать текст (и изображение) неопределенно долго, не потребляя при этом энергию. Электронная бумага была специально разработана для преодоления недостатков светящихся и мигающих, гудящих и греющихся, излучающих мониторов. От светящегося монитора сильно устают глаза, а электронная бумага отражает свет, почти как обычная бумага с напечатанным на ней текстом. Угол обзора - произвольный (у жидкокристаллических дисплеев изображение меняется в зависимости от угла обзора). Последние версии устройств снабжены сенсорными дисплеями.

Основные учебные преимущества электронных ридеров: небольшой вес, компактность, чтение с несветящегося экрана (в отражённом свете, что не только облегчает, но и сберегает зрение), мобильность, надёжность.

Электронный ридер обладает большим объёмом памяти: при компактных размерах и небольшой массе она позволяет хранить в своей памяти несколько сотен (и тысяч) текстовых документов. Так же, как и книги на печатной основе, они содержат графическую и текстовую информацию (текст, рисунки, формулы, графики, диаграммы и т.д.), но при этом позволяют использовать ещё и прилагающиеся аудиосредства. Для дидактического применения это очень важно, т.к. в учебной, справочной и научно-популярной литературе мы, как правило, кроме текста, находим многочисленные иллюстрации с изображением различных экспериментальных установок, портреты ученых, схемы, чертежи, зарисовки, формулы. С ними тоже надо уметь работать как учителю, так и ученику.

Электронный ридер позволяет обеспечить адаптацию к субъективным требованиям обучающегося (размер шрифта, ориентация страницы), пополнение и корректировка собственной электронной коллекции книг, прослушивание звуковых (например, музыкальных) файлов, аудиоверсий книг. Различные учебные дисциплины имеют свои особенности, которые влияют на строение соответствующих учебников. Физика, например, как учебный предмет хорошо подходит для использования электронных ридеров в учебных целях.

Дидактика электронных ридеров возникает на пересечении двух хорошо изученных дидактических проблем: использования учебных текстов с одной стороны и технических средств обучения с другой. Другими словами, методика работы с электронным ридером, используемым в учебных целях, согласно нашей концепции, может быть выведена из известной методики использования в учебном процессе по физике книги на печатной основе.

В этой методике определяется состав действий и операций, из которых складывается умение самостоятельно работать с учебной книгой, а также последовательность основных этапов его формирования. В одной электронной книге можно хранить все учебные книги по физике и все справочники программы. На практике необходимы элементарные умения по работе с электронным устройством для чтения (электронной книгой), а также уже имеющиеся у школьников и учителей компьютерные знания и умения.

При формировании умения работать с электронным ридером традиционно определяется соответствующий состав дей-

ствий и операций. Для работы с печатной книгой такой состав определён, например, академиком А.В. Усовой. Все перечисленные А.В. Усовой умения актуальны и при работе с электронным ридером. Правда, при этом обнаруживается новое прочтение некоторых из них [4]. Например, работа с оглавлением, предметным и именным указателями в электронном ридере имеет свои особенности. Некоторые из них можно развернуть иначе, они получают новое прочтение, например, работа с обобщёнными планами изучения структурных элементов знаний - понятиями, законами, теориями. Использование обобщённых планов - доступ к текстам обобщённых планов может быть организован очень быстрым и лёгким способом. И, пожалуй, в настоящее время в этот перечень необходимо добавить умение пользоваться электронными библиотеками, а также умение использовать поисковые системы для поиска необходимых книг. Заметим, что уже ждёт своего первооткрывателя обобщённый план работы с электронным ридером.

Наша концепция использования электронных ридеров не означает отказа от книг на печатной (бумажной) основе. Электронные ридеры могут дополнить систему средств обучения, поскольку обладают целым рядом преимуществ в сравнении с бумажными книгами и компьютерами.

Работа с электронными ридерами отличается от работы с печатными книгами и от работы на компьютере. И только в ходе практического использования электронных ридеров обнаруживаются ответы на следующие вопросы: какими особенностями должна обладать конструкция учебной электронного ридера; какими особенностями должно обладать его программное обеспечение; является ли работа с электронным ридером более эффективной в процессе обучения и в каких именно аспектах электронная книга превосходит печатную, а печатная - электронную; как выглядит наиболее оптимальная методика обучения использованию электронных ридеров.

По мере появления всё более совершенных моделей электронных ридеров возникает необходимость обучения практикующих педагогов теоретическим и практическим аспектам этой современной области дидактики. Нас ждут отдельные методические открытия при выяснении вопросов использования электронных ридеров в организации самостоятельной работы обучающихся, формировании современного мышления, на различных формах учебных занятий (не исключено появление радикально новых форм) и т.д. Детально следует изучить эффективность электронных ридеров при использовании активных методов обучения, нуждается в особом исследовании вопрос об их совместимости и взаимодействии с другими средствами обучения. И как будто бы специально электронные ридеры созданы для прорыва в решении застаревших дидактических проблем формирования познавательного интереса, а также проблем индивидуализации и дифференциации обучения. В дидактике есть и множество других проблем, перспективы решения которых выглядят более оптимистично при использовании этого нового средства обучения (развивающее обучение, межпредметные связи и интеграция учебных предметов, систематизация и обобщение знаний и т.д.) [5].

В процессе обучения физике очевидна необходимость исследования следующих вопросов.

1. Изучения физических принципов работы электронного ридера. Это актуально при изучении механики (ридер - это в том числе и механическое устройство), электростатики (электризация), электродинамики (электрический ток), термодинамики и квантовой теории.

2. Непосредственное изучение физики с использованием электронных ридеров как технического средства обучения. Это уместно при использовании электронных учебных текстов, рисунков, изображений, фотографий, аудиоуроков.

3. Изучение устройства ридера и его программного обеспечения. Это необходимо для успешного решения постоянно встающих перед нами дидактических задач.

К недостаткам современных устройств для чтения электронных книг мы относим: 1) их довольно высокие цены - в сравнении с многоцелевыми устройствами, такими, например, как ноутбуки; 2) их хрупкость - слабую защищённость от внешних механических воздействий - мы имеем дело с учащимися, особой категорией пользователей, которая может и уронить, и неправильно положить ридер; 3) имеется множество довольно сомнительных и до сих пор неурегулированных аспектов современного авторского права, касающегося использования электронных книг; 4) соответствие имеющихся в наличии и перспективных моделей электронных ридеров действующим санитарным нормам и правилам.

С этими недостатками неизбежно приходится сталкиваться в любом исследовании дидактического применения электронных ридеров - и в теоретическом, и в практическом аспектах. Не у всех обучающихся имеется возможность приобрести такое устройство. Не все учебные заведения могут снабдить такими устройствами своих студентов или учащихся. На данном этапе приходится работать с обучающимися, уже имеющими собственные ридеры. В этом случае хорошо просматриваются перспективы исследовательских тем, связанных с вопросами самообразования и самостоятельной работы: электронный ридер сам по себе может служить объектом пристального внимания сту-дента-исследователя, в нём сосредоточены современные достижения физики и химии. Это и механическое устройство, и электрический прибор, а принцип действия его экрана основан на явлении электризации.

Хрупкость устройств обязывает относится к ним более ответственно, что благоприятно сказывается на воспитании молодых людей. А проблему авторские прав мои студенты решают самостоятельно: например, они пользуются библиотечными электронными книгами (университетская библиотека имеет электронные версии учебных книг, предоставленные преподавателями). Часто они находят книги в Internet - существует огромное количество действующих электронных библиотек.

Кроме того, всегда можно купить интересующую книгу в любом интересующем формате в интернет-магазинах. В этом случае вопросы авторских прав решаются владельцами интернет-библиотек и интернет-магазинов, предоставивших электронные учебные материалы.

В настоящее время не слишком уместно говорить о том, какая из книг является более эффективной в процессе обучения: бумажная или электронная. Неизвестно, вытеснят ли электронные книги печатные книги не только в учебном процессе, но и в науке, на производстве, медицине, в быту и повседневной жизни, хотя многие исследователи и предрекают закат книгопечатания, имея в виду работу печатного станка во всех его вариантах, даже в вариантах современного копирования. Не исключено, что будущее литературы (художественной, научной, учебной, популярной) - в электронном формате. Новое поколение молодых людей не испытывает неудобств от чтения с монитора, а чтение с экрана электронного ридера - гораздо удобнее и комфортнее. Электронные средства развиваются весьма бурно. Скорее всего, в ближайшем будущем мы станем свидетелями появления новых и необычайно совершенных моделей электронных ридеров, аудиокниг, говорящих компьютерных средств, а методика их использования в учебном процессе всё ещё ждёт своих первооткрывателей.

Библиографический список

1. Руководство пользователя Sony Reader (PRS 505). Портативное устройство чтения. - Sony Corporation, 2007.

2. Устройство для чтения электронных книг: LBook eReader V3: Инструкция пользователя (Русская версия). - LBook, 2007.

3. Руководство пользователя Kindle DX. - Amazon Kindle, 2009.

4. Яворук, О.А. Знание. Дидактические перспективы решения знаниевой проблемы: монография. - Ханты-Мансийск, 2009.

5. Максимович, О. Ридеры будут конкурировать с бумажными учебниками // Учительская газета. - 2010. - 31 авг.

Bibliography

1. Rukovodstvo poljzovatelya Sony Reader (PRS 505). Portativnoe ustroyjstvo chteniya. - Sony Corporation, 2007.

2. Ustroyjstvo dlya chteniya ehlektronnihkh knig: LBook eReader V3: Instrukciya poljzovatelya (Russkaya versiya). - LBook, 2007.

3. Rukovodstvo poljzovatelya Kindle DX. - Amazon Kindle, 2009.

4. Yavoruk, O.A. Znanie. Didakticheskie perspektivih resheniya znanievoyj problemih: monografiya. - Khantih-Mansiyjsk, 2009.

5. Maksimovich, O. Riderih budut konkurirovatj s bumazhnihmi uchebnikami // Uchiteljskaya gazeta. - 2010. - 31 avg.

Статья поступила в редакцию 05.04.12

УДК 37.017.92

Dotsenko T.E., Norina E.E. THE IDEAL IN HUMANISTIC PEDAGOGICS OF V.A. SUKHOMLINSKIY. On the basis of the analysis of socio-pedagogical conception of V.A. Sukhomlisnkiy we argue, that precisely the presence of the Ideal in education determines public significance of the last one, its socio-philosophical meaning. The necessity of Elevated Ideal for the contemporary Russian education is also proved.

Key words: pedagogical traditions, the Ideal in education, Elevated Idea, humanistic pedagogics and psychology, the socialization, formation of a personality.

Т.Э. Доценко, помощник проректора по научной работе ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск,

E-mail: nirs@bigpi.biysk.ru; Е.Э. Норина, канд. пед. наук, доц. ФГБОУ ВПО ««АГАО», г. Бийск,

E-mail: nirs@bigpi.biysk.ru

ИДЕАЛЬНОЕ В ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ В.А. СУХОМЛИНСКОГО

На основании анализа социопедагогической концепции В.А. Сухомлиснкого обосновывается, что именно присутствие идеального в образовании определяет общественную значимость последнего, его социофило-софский смысл; доказывается необходимость возвышенного идеала для современного российского образования.

Ключевые слова: педагогические традиции, идеальное в образовании, возвышенная идея, гуманистическая педагогика и психология, социализация, становление личности.

Гуманистический смысл педагогических традиций, составляющих мировоззренческое основание образования как феномена, неизбежно сопрягается с проблемой результирующего компонента учебно-воспитательной деятельности, то есть некоего идеала, определяющего сущностный вектор образовательного процесса во всей его целостности. Данный идеал позиционируется как возвышенный, возможный лишь в более или менее фиксированном приближении, обеспечивающий желаемый результат собственно своим потенциальным наличием, не требующим обязательного воплощения в реальность. Возвышенный идеал подразумевает стремление, а не достижение, духовное совершенство, но не материальное - вещественное - обретение, во всяком случае, в полной мере.

Идеальное в образовании - это даже не задаваемая цель, но сущностная характеристика феномена. Собственно вариативность результирующего компонента образования (в качестве такового может быть, например, человек культуры, человек умелый, человек, принявший ту или иную идеологию, и т.д.) свидетельствует, думается, о его исключительно прикладном характере, онтологический же смысл образования - в органическом присутствии в нем возвышенного идеала. Игнорирование данного начала сводит образование к технологии научения, самого же человека как микрокосм - к некоей функциональной возможности: производственной ли, социальной, физиологической и пр.

Дискурс, «возвышенной идеи», на обретение которой в пределе ориентировано образование, охватывает такие понятия, как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.