Научная статья на тему 'Психолого-педагогические критерии в духовно-нравственном развитии личности учащихся в различных социальных группах'

Психолого-педагогические критерии в духовно-нравственном развитии личности учащихся в различных социальных группах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
792
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРУЮЩИЕ УСТАНОВКИ / КРИТЕРИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION (MOLDING) / VALUES / MORAL VALUES / VALUES ORIENTING DIRECTIONS / CRITERIA OF SPIRITUAL AND MORAL MATURITY OF A PERSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уразаева Ф. Х., Резяпова Р. А.

В контексте данной статьи автором рассмотрены вопросы методологии определения духовно-нравственного развития личности, выявлены и научно обоснованы критерии, а также сформированы эффективные стратегии духовно-нравственного развития и воспитания учащихся посредством проектирования системы межличностных отношений на основе принципов паритетности, гармонии и творческого саморазвития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROVISION OF STUDENTS' MORAL VALUES MASTERING IN DIFFERENT SOCIAL GROUPS

In the context of the given article the author considered the mythology of determination of spiritual and moral maturity of a person. The author found and confirmed the criteria of moral development, and determined effective strategies of students' spiritual and moral development.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические критерии в духовно-нравственном развитии личности учащихся в различных социальных группах»

УДК 159.9

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУППАХ

©2010 Ф.Х.Уразаева1, Р.А.Резяпова2

1Стерлитамакская государственная педагогическая академия им З.Биишевой 2Стерлитамакский медицинский колледж

Статья поступила в редакцию 30.10.09

В контексте данной статьи автором рассмотрены вопросы методологии определения духовно-нравственного развития личности, выявлены и научно обоснованы критерии, а также сформированы эффективные стратегии духовно-нравственного развития и воспитания учащихся посредством проектирования системы межличностных отношений на основе принципов паритетности, гармонии и творческого саморазвития.

Ключевые слова: ценности, духовно-нравственное воспитание, нравственные ценности, ценностно-ориентирующие установки, критерии духовно-нравственного развития личности.

Необходимость ценностных оснований в образовании, реализуемых посредством духовно-нравственного воспитания (ДНВ), сегодня очевидна представителям всех уровней власти. ДНВ на основе христианских ценностей и смыслов требует раскрытия творческого и духовного потенциала ребенка, следовательно, постижения его духовно-нравственного развития (ДНР), которое есть центр, ядро, сердцевина всякого личностного развития (ума, чувств, воли).

Одним из важнейших квалификационных требований к педагогу является умение анализировать ход и результат своей работы. Оно связано с необходимостью повышения эффективности своей деятельности, которое возможно только на основе понимания того, что происходит с учащимися, каков характер их развития - не только знаний предмета и возрастных изменений, но и духовно-нравственной развитости ребенка. Следовательно, необходима выработка методологии определения духовно-нравственного развития (ДНР): формулирование принципов, критериев развития, разработка и использование методов диагностики.

Возникает проблема выработки нормы ДНР: не как среднего арифметического, а как высшего достижения человека, т.е. нормы как идеала. Это, по сути, показатель духовно-нравственной зрелости личности, который сам по себе выступает как необходимое условие детского развития, без которого оно невозможно. Необходимо выделить те свойства, «новообразования» ребенка, которые должны быть в наличии и по которым мы можем судить об уровне его духовно-нравственного развития, т.е. критерии ДНР. Критериями духовно-нравственного развития (ДНР), точ-

Уразаева Фирдауз Халяфовна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии. E-mail: kamill2005@mail. ru Резяпова Рамзия Адгамовна, педагог-психолог. E-mail: kamill2005@mail. ru

нее - духовно-нравственной развитости личности выступают: 1) наличие гармоничных одухотворенных отношений ребенка с окружающим миром, с другими людьми и самим собой; 2) развитое состояние в сознании и мировоззрении категории совести, четких представлений о добре и зле, готовность к следованию линии добра; 3) стремление к самовоспитанию, самообразованию - соответствию себя, своего поведения и образа мыслей (помыслов) Образу как образцу; 4) потребность и готовность проявления действенного сострадания неблагополучию и активного сорадования успехам другого человека (ближнего); 5) субъективное психоэмоциональное благополучие (мирное устроение, радость, бодрость); 6) светлая оптимистическая детская картина мира, возможность

и желание перехода от одного этапа развития к дру-

1

гому, со ступеньки на ступеньку, «от силы в силу» .

Духовно-нравственное развитие и воспитание ребенка - это воспитание его отношений к миру, другим людям, себе самому посредством одухотворения и гармонизации этих отношений. Отсюда необходимо: 1) создание развивающих, коррекционных или реабилитационных образовательных программ и методов диагностики по формированию, «выстраиванию» представлений и связей ребенка с миром, другими людьми и самим собой, оптимизации его духовного потенциала; 2) воссоздание детской игровой традиции, разработка современных методов, способствующих созданию одухотворенного детского игрового пространства для нравственного становления личности ребенка, формирования чувства общности с другими, способности к сопереживанию как действенному состраданию неблагополучию и активному сорадованию успехам другого человека; 3) возрождение детского и молодежного движения просоциальной направленности и организация новых форм детских объединений на основе совместной

1Кобылкин РА. Ценности высшего образования в культурной

динамике общества. Автореферат дис. к.ф.н. - Волгоград: 2006.

деятельности, построенной по принципу «один за всех и все за одного».

Комплексная разработка принципиальных положений духовно-нравственного развития детей, подростков и молодежи осуществляется в различных социальных группах и общностях: в семье, в государственных, муниципальных образовательных учреждениях (детсадах, школах, летних лагерях и пр.), а также в конфессиональном образовательном учреждении (приюте, воскресной школе, гимназии и др.), в детских сообществах по интересам и в государстве в целом. Отсюда основной единицей ДНР является не столько индивидуум, сколько социально-психологическая детско-взрослая общность как целостный организм, предоставляющий специфическую образовательную среду для духовно-нравственного развития ребенка2.

Сущность педагогического обеспечения механизма освоения учащимися нравственных ценностей как реализация комплекса условий, без которых он осуществляться не может, отражает: включение школьников в деятельность, имеющую нравственную направленность; представленность педагога и детского коллектива как носителей нравственных ценностей, использование специфических форм и методов влияния педагогов на школьников на разных возрастных ступенях; осуществление межвозрастной преемственности; стимулирование самовоспитания.

В процессе реализации деятельностного подхода разные виды деятельности эффективно воздействуют на освоение школьниками нравственных ценностей, если деятельность: 1) имеет общественно-ценностный смысл, нравственную направленность и принимается внутренне каждым учащимся; 2) создает эмоционально-положительный настрой в реализации ее содержания и преодоления возможных трудностей в ее осуществлении; 3) каждым учащимся переживается ее важность для общества и личности; 4) учащиеся на всех возрастных этапах испытывают удовлетворение от ее целесообразной организации и значимости, конкретных нравственно-значимых результатов; 5) в процессе деятельности создаются условия для применения полученных знаний по проблемам морали, нравственности и проявления творческого поиска, умело используются средства стимулирования деятельности; 6) выходит за рамки школы и сливается с общественно-полезной деятельностью среды; 7) является посильной для школьников различного возраста и требует от них напряжения сил, умственных, физических затрат, морально-волевых усилий.

Ведущими показателями, определяющими важнейшие уровни освоения данной деятельности (близкий к идеальному, достаточный, удовлетворительный), являются: готовность участвовать в этой деятельности; фактическое участие в ней; готовность и умение критически оценивать результаты ее выпол-

2Хижкина И.А. Влияние семьи на формирование ценностных ориентации подростков // Вестник Тамбовского университета. - Серия: Гуманитарные науки. - 2007. - Вып. 10 (54).

нения и понимание ответственности за качество выполняемой деятельности перед коллективом и взрос-лыми3. Выявлено, что близкий к идеальному, достаточный и удовлетворительный уровни проявляются у тех учащихся, для которых эта деятельность приобретает глубоко личностный смысл и ее общественно-значимые цели становятся личными устремлениями.

Ценностно-ориентирующие установки у учащихся на разные виды деятельности не одинаковы, ввиду чего они относятся к ней по-разному. Показано, что ценностно-ориентирующие установки учащихся формируются на двух уровнях: уровне обыденного сознания и уровне, обусловленном специально организованной воспитательной деятельностью. С учетом ценностно-ориен-тирующих установок были выделены и охарактеризованы 4 группы учащихся: с устойчивым отношением к разным видам деятельности (10,1%), с устойчивым отношением к познавательной деятельности (18,4 %), с устойчивым отношением к трудовой деятельности (29 %), с устойчивым отношением к общественной деятельности (42,5 %).

Далее показано, что данная деятельность эффективно влияет на освоение учащимися нравственных ценностей при выполнении следующих условий: если педагоги и детский коллектив являются носителями нравственных ценностей. Учитель выступает как субъект нравственной культуры, основными компонентами которой являются: а) система общечеловеческих добродетелей; б) система норм нравственности, опосредующая принимаемые решения, совершаемые поступки, определяющие его нравственную зрелость и мудрость; в) совокупность нравственных ценностей. В механизме освоения учащимися нравственных ценностей учитель выполняет следующие функции: прогнозирующую, проектирующую (оценивание существующих в обществе отношений и форм поведения, их мотивацию, воздействие на чувства и сознание школьников; их нравственной позиции в плане ориентации отношений и норм поведения в желаемом направлении исходя из содержания нравственных ценностей); образовательную (организованное, целенаправленное, систематизированное и последовательное внесение нравственных ценностей в сознание школьников); воспитательную (воспитывать у школьников стремление всегда и во всем воплощать нравственные ценности в своих чувствах, отношениях, поступках); мобилизующую (способность переориентировать школьника и внушить ему соответствующую направленность чувств, мыслей, поступков, воодушевить их на совершение конкретных нравственных действий); регулятивную (осуществление контроля за усвоением и реализацией нравственных ценностей).

Особая роль отводится детскому коллективу как носителю нравственных ценностей, которая обусловлена его сформированностью, характером влияния,

3Лебедева Н. Психолого-педагогическое содействие ценностному самоопределению студентов // Aima mater. Вестник высшей школы. - 2006. - №8.

уровнем развития в нем этических отношений, степенью включенности каждого его члена в совокупность коллективных отношений. Необходимо учитывать, что школьник одновременно может быть включен в несколько коллективов, каждый из которых оказывает на него свое влияние.

Направленность и механизм воздействия на нравственное развитие личности оказывают следующие типы отношений, сложившиеся в коллективе: а) деловые, официальные отношения взаимной зависимости, контроля, объединяющие людей в процессе разнообразной совместной деятельности; б) неофициальные межличностные отношения взаимной заинтересованности, формирующиеся в процессе неформального и формального общения в коллективе; в) межличностные отношения избирательного характера, в основе которых находится взаимопонимание, симпатия и общие интересы.

В процессе реализации активного взаимоотношения и взаимонаправленности воздействия коллектива и его членов проявляется характер существующих отношений, определяющих нормы поведения учащихся. Основными функциями коллектива в современных условиях в механизме освоения учащимися нравственных ценностей являются ориентирующая и регулятивная, основывающиеся на таком механизме влияния на личность как общественное мнение, которое выступает критерием оценки собственных поступков и собственного поведения; предупреждает возможные нарушения нравственных норм; воздействует одновременно на волю, сознание и чувства учащегося.

Особая роль в структуре деятельности учителя отведена осуществлению возрастного подхода, который рассматривается в исследовании как система педагогических влияний, направленных на растущую личность, соответствующих ее возрастным особенностям, возрастным возможностям и способствующих активизации процесса ее нравственного развития. Возрастной подход предполагает решение конкретных педагогических задач по активизации освоения нравственных ценностей учащимися различных возрастных групп. Применительно к младшему школьному возрасту - это: формирование навыков поведения, которые необходимы для выполнения предъявляемых ребенку нравственных правил (четко выделять, какие навыки и умения способствуют выполнению данного требования, расчленение на более простые действия и укрепление даже незначительных успехов положительной оценкой); доведение до сознания ребенка противоречия между его представлением о себе как об образце и его действительным поведением так, чтобы оно осознавалось и переживалось; развитие произвольности поведения, умения действовать в соответствии с поставленной целью; развитие нравственного отношения к учению; организация коллективной деятельности детей, вырабатывание у них правильного отношения друг к другу. Для подростка: овладение нравственными знаниями; формирование нравственных чувств, развитие эмпа-

тии: организация многосторонней эмоционально насыщенной коллективной деятельности; активность в организации общественной жизни. Для старшеклассника: формирование, отстаивание своих моральных принципов; способность увидеть проявление наиболее важных нравственных принципов в практике реальных отношений. Для активизации освоения нравственных ценностей школьниками важным является включение их в ситуации социально-нравственного характера с учетом возраста: сопричастности (приобщение школьников к проблемам взрослых, пробуждение отношения личной заинтересованности, связанного с актуальными проблемами современности, решением социальных задач); сопереживания (умение понимать чувства других, их беды, радости); противодействия (проявление моральных качеств, умений, способности отстаивать нравственные позиции по широкому кругу нравственных проблем); преодоления (личностная позиция школьника заостряется на конкретном вопросе, который необходимо решить незамедлительно, при условии противопоставления своего мнения, убеждения тем препятствиям, которые возникают); напряженности (чтобы выбрать особое состояние человека, ведущее к проявлению нравственного опыта). Эффективность освоения школьниками нравственных ценностей предполагает осуществление межвозрастной преемственности, которая основывается на характерных признаках: - генетической связи (опора на положительный, достигнутый уровень освоения на предыдущем возрастном этапе); перспективность, нацеленность на будущее в развитии личности школьника; связь между этапами развития личности, компонентами процесса освоения школьниками нравственных ценностей (целями, содержанием, формами, методами); целенаправленность - процесс преемственности управляется деятельностью педагога; интерактивной связи (воздействие школьников друг на друга в процессе преемственности); избирательность (удержание и развитие лучшего в освоении школьниками нравственных ценностей).

В заключении обозначим в ракурсе данной проблемы типы преемственности: 1) по вертикали - основывается на реальном уровне развития личности, но ориентируется на доступный уровень такого развития; 2) по горизонтали - опирается на сформированные показатели компонентой освоения нравственных ценностей в процессе их совершенствования.

Необходимо отметить, что особенности преемственности вытекают из обновления целей и задач нравственного воспитания в современных условиях; из системной природы процесса освоения нравственных ценностей, отражающей и предполагающей учет преемственности в ее компонентах, а также взаимовлияния, взаимопроникновения, взаимообогащения содержания, форм и методов; из различных уровней освоения нравственных ценностей, отражающих необходимость их учета в преемственности на уровне личности школьника различных возрастных групп.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROVISION OF STUDENTS' MORAL VALUES MASTERING IN DIFFERENT SOCIAL GROUPS

©2010 F.Kh.Urazaeva1, R.A.Rezyapova2°

'Sterlitamak State Pedagogical Academy named after Z.Biisheva 2Sterlitamak State Medical College

In the context of the given article the author considered the mythology of determination of spiritual and moral maturity of a person. The author found and confirmed the criteria of moral development, and determined effective strategies of students' spiritual and moral development.

Key words: values, spiritual and moral education (molding), moral values, values orienting directions, criteria of spiritual and moral maturity of a person.

Phirdauz Khalyaphovna Urazaeva, Doctor of Psychology, professor. E-mail: kamill2005@mail. ru Ramziya Adgamovna Rezyapova, assistant-psychologist. E-mail: kamill2005@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.