Научная статья на тему 'Психолого-педагогические критерии отбора одарённых детей в хореографическом искусстве'

Психолого-педагогические критерии отбора одарённых детей в хореографическом искусстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1456
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОРЕОГРАФИЯ / ОБУЧЕНИЕ / ОДАРЁННОСТЬ / CHOREOGRAPHY / EDUCATION / GIFTEDNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитин Вадим Юрьевич

Актуальность статьи определяется значимостью проблемы поиска, отбора и дальнейшего профессионального обучения одарённых детей, в том числе в хореографическом искусстве. В статье рассматриваются вопросы отбора одарённых детей в хореографическом искусстве с точки зрения психологических качеств личности и педагогического сопровождения. Сделана попытка определить наиболее значимые для профессионального обучения способности и способы их диагностирования. Классифицированы наиболее значимые личностные качества, необходимые для профессионального обучения хореографии. Автор рассматривает критерии диагностики с точки зрения трёх аспектов: анатомические способности, психологические качества и педагогическое сопровождение. Особое внимание уделяется дифференциации методов диагностики в зависимости от формы обучения дополнительное образование или профессиональное обучение. В статье обобщён практический опыт автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL CRITERIA FOR THE SELECTION OF GIFTED CHILDREN IN CHOREOGRAPHIC ART

Relevance of article is determined by the significance of the problem of search, selection and further training of gifted children, including in choreographic art. An attempt was made to determine the most important vocational training ability and the methods of their diagnosis. The article discusses the issues of selection of gifted children in the choreographic art from the point of view of the psychological qualities of the personality and pedagogical support. Classified the most important personal qualities required for professional education of dance. The author examines the diagnostic criteria from the point of view of three aspects: anatomical abilities, psychological qualities and educational support. Special attention is paid to differentiation of methods of diagnostics depending on the form of education and recreational training or professional education. This article summarizes the practical experience of the author.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические критерии отбора одарённых детей в хореографическом искусстве»

ИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ОТБОРА ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ

УДК 376.545:793 В. Ю. Никитин

Московский государственный институт культуры

Актуальность статьи определяется значимостью проблемы поиска, отбора и дальнейшего профессионального обучения одарённых детей, в том числе в хореографическом искусстве. В статье рассматриваются вопросы отбора одарённых детей в хореографическом искусстве с точки зрения психологических качеств личности и педагогического сопровождения. Сделана попытка определить наиболее значимые для профессионального обучения способности и способы их диагностирования. Классифицированы наиболее значимые личностные качества, необходимые для профессионального обучения хореографии. Автор рассматривает критерии диагностики с точки зрения трёх аспектов: анатомические способности, психологические качества и педагогическое сопровождение. Особое внимание уделяется дифференциации методов диагностики в зависимости от формы обучения - дополнительное образование или профессиональное обучение. В статье обобщён практический опыт автора.

Ключевые слова: хореография, обучение, одарённость.

PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL CRITERIA FOR

THE SELECTION OF GIFTED CHILDREN IN CHOREOGRAPHIC ART

Relevance of article is determined by the significance of the problem of search, selection and further training of gifted children, including in choreographic art. An attempt was made to determine the most important vocational training ability and the methods of their diagnosis. The article discusses the issues of selection of gifted children in the choreographic art from the point of view of the psychological qualities of the personality and pedagogical support. Classified the most important personal qualities required for professional education of dance. The author examines the diagnostic criteria from the point of view of three aspects: anatomical abilities, psychological qualities and educational support. Special attention is paid to differentiation of methods of diagnostics depending

НИКИТИН ВАДИМ ЮРЬЕВИЧ - доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, доцент, профессор кафедры современной хореографии хореографического факультета Московского государственного института культуры

NIKITIN VADIM YURYEVICH - Full Doctor of Pedagogical Sciences, Ph.D. (History of Arts), Associate Professor, Professor of Department of modern choreography, Moscow State Institute of Culture

e-mail: dancer-v@mail.ru © Никитин В. Ю., 2017

on the form of education and recreational training or professional education. This article summarizes the practical experience of the author.

Keyword-, choreography, education, giftedness

Для цитирования: Никитин В. Ю. Психолого-педагогические критерии отбора одарённых детей в хореографическом искусстве // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 1 (75). С. 176-183.

Актуальность рассматриваемой проблемы определяется особым вниманием государства к воспитанию новых кадров в науке и культуре. Вопросы поиска и выявления творчески одарённых детей волнуют не только педагогов, но и государственные структуры, поскольку очевидно, что интеллектуальный, культурный потенциал общества и страны в целом во многом определяется выявлением одарённых детей и грамотной работой с ними. Создание системы поддержки талантливых детей — одно из главных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», которая легла в основу стратегического развития образования на ближайшие годы.

Особенно активно на государственном уровне действуют программы поддержки одарённых детей в области искусства. Всероссийские конкурсы «Синяя птица», «Щелкунчик», «Душа России», «Уникум», «Молодые дарования России» и ряд других позволяют выявить творчески одарённых детей в раннем возрасте и создать условия для их дальнейшего обучения и профессионализации.

Изучение проблемы одарённости занимает большое место в трудах Д. Б Богоявленской, Ю. Д. Бабаева, А. В. Бруш-линского, В. Н. Дружинина, И. И. Ильясова, И. В. Калиш, А. М. Матюшина, В. Д. Шадрикова и других. Проблема развития способностей также неизменно привлекает внимание педагогов и психологов.

Этой проблеме посвящены исследования Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, В. М. Мя-сищева, К. К. Платонова, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, М. С. Лейтеса и других. Однако исследованию именно хореографических способностей детей посвящено сравнительно немного научных работ.

Эти исследования показали, что много детей обладают потенциальной одарённостью, но не каждый ребёнок может реализовать свои латентные способности. При этом единого мнения относительно того, что такое одарённость, нет: одарённость проявляется в достижениях или является лишь их возможностью? Ряд учёных, соглашаясь, что одарённость - это системное качество, считают, что определение одарённости нельзя связывать с достижениями личности в силу того, что ярко проявленная одарённость не всегда обеспечивает высокие достижения в профессиональной деятельности в будущем.

К основным видам деятельности относятся: практическая, теоретическая (познавательная), художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная. В художественно-эстетической деятельности выделяют хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одарённость.

Одарённость является психологическим качеством, которое формируется и развивается на протяжении всей жизни,

но предполагает её скрытый, латентный характер на определённых этапах онтогенеза. Развитие творческого потенциала личности может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (семейными обстоятельствами, слабой мотивацией, низким уровнем самореализации и амбициозности, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.). При понимании всей теоретической сложности, неясности природы проявления одарённости главная задача педагогов и психологов заключается в том, чтобы не пропустить ни одного ребёнка, обладающего одарённостью в художественном виде деятельности.

Рассматривая вопрос одарённости в хореографическом искусстве, необходимо отметить, что действующие в настоящий момент методики отбора и диагностики построены исключительно на анатомических задатках, таких как телосложение, физические данные (шаг, выворотность, гибкость), координация, чувство ритма, актёрские способности и т.д. Однако необходимо понимать, что задатки к хореографическому творчеству разделяются на анатомические, биофизические (природные) и психологические (связанные с особым типом характера, темперамента, мышления).

При обучении танцу, независимо от формы обучения — профессиональной или любительской, безусловно, необходимо учитывать задатки детей, то есть природные особенности формирования и анатомического строения опорно-двигательного аппарата ребёнка: подъём стопы, выворотность, длинные ноги, гибкость, пластичность, внешние сценические данные.

Но на наш взгляд, подобный подход является достаточно поверхностным, поскольку не позволяет определить перспек-

тиву развития одарённого ребёнка. Более объективную картину формирования профессиональных качеств может дать психолого-педагогические тестирования и наблюдения за деятельностью ребёнка.

Необходимо отметить, что данный путь диагностики требует более длительного времени и применения различных методик, но он может дать объективную оценку потенциала одарённого ребёнка.

Работа с одарёнными детьми требует понимания природы понятия «одарённость» и, следовательно, целостного подхода к обучению, воспитанию и развитию.

Необходимо также отметить, что критерии отбора детей в хореографическом искусстве чётко дифференцируются в зависимости от целей обучения: предпро-фессиональное (дополнительное художественное воспитание) или профессиональное обучение. Безусловно, общие методы и приёмы диагностики существуют, однако результаты их могут трактоваться по-разному.

Яркая одарённость, или талант, свидетельствует о наличии высокого уровня способностей по всем критериям, существующим в структуре деятельности в области хореографического искусства, но особенно важна интенсивность интеграционных процессов психологической личностной сферы, которые носят субъективный характер. «Системность в подходе требует выявлять хореографическую одарённость не как сумму компонентов (хореографических способностей, навыков, умений, знаний), а как интегративную личностную характеристику, активно влияющую на личность, стремление к саморазвитию в хореографическом искусстве. Хореографическую одарённость нельзя напрямую связывать с достижениями лич-

ности в онтогенезе в силу того, что ярко проявленная одарённость в детстве не всегда обеспечивает высокие достижения в профессиональной деятельности во взрослом возрасте [1]».

Таким образом, можно выстроить логическую взаимосвязь следующих определений - «одарённость», «задатки и способности», «творческий потенциал».

Взаимосвязь этих определений достаточно сложная, поскольку одарённость -это качество личности, природные способности и задатки зависят от генетической программы развития ребёнка, а творческий потенциал - это перспектива развития личности в творческой сфере. На наш взгляд, эта взаимосвязь не имеет линейной зависимости. Дети, обладающие блестящими природными задатками, к сожалению, в силу объективных (отсутствие образовательных учреждений) и субъективных причин (мнение родителей, гендерные пристрастия), часто не могут реализовать природные задатки в профессиональной сфере. Таким образом, скрытая детская одарённость не всегда реализуется в творческой профессиональной деятельности.

Итак, рассмотрим психологические особенности личности, наиболее благоприятные для отбора одарённых детей в области хореографического искусства.

Психологические особенности, связанные с хореографической одарённостью детей, в настоящее время ещё не стандартизированы. Однако можно с уверенностью констатировать, что среди них есть такие, как быстрое восприятие, хорошая память, экстравертность, ярко выраженное своеобразие сенсорной сферы, воображение, способность к сопереживанию, эмоциональная стабильность и другие. Отметим, что особенности психологиче-

ского портрета могут служить лишь основанием для предположения о хореографической одарённости, а не для вывода о её безусловном наличии.

Поведенческий аспект ребёнка с хореографической одарённостью может быть описан следующими признаками: быстрое освоение нового вида деятельности и высокая успешность её выполнения; использование и изобретение новых способов выполнения заданий; выдвижение новых целей за счёт более глубокого овладения примерами, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных идей и решений.

Важную роль в психологическом портрете личности с ярко выраженной хореографической одарённостью,безусловно, играют мотивации к творческой деятельности. Эти мотивации у ребёнка с хореографической одарённостью могут быть выражены в следующих признаках: чувство удовлетворения от достижений в процессе освоения танца, упорство и трудолюбие, увлечённость; неуёмная любознательность, стремление выходить за пределы исходных требований; неприятие стандартных, типичных заданий и готовых схем; высокая требовательность к результатам собственных успехов, самокритичность; склонность к постановке целей и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.

Хорошие физические задатки и способности являются наиболее приоритетными в диагностике детей 8-10 лет, которые в перспективе планируют заниматься исполнительской деятельностью. Если же мы рассматриваем диагностику профессиональных качеств молодых людей в возрасте 18-20 лет в системе высшего образования, то есть оцениваем их пригодность

для профессиональной деятельности в качестве педагогов и хореографов, то тут на первое место выходят не исполнительские возможности, а черты характера, темперамент, особенности художественно-творческого мышления и другие качества творческой личности.

Обратимся к чертам характера, которые, на наш взгляд, являются самыми важными для успешной хореографической деятельности.

К. Юнг предложил классифицировать характеры в зависимости от принадлежности к экстравертированному и интро-вертированному типу.

Безусловно, в любом виде искусства преобладает экстравертный тип, однако наблюдения автора над процессом обучения будущих хореографов привели к следующим выводам:

• процесс становления профессионального мышления более успешен у экстравертов, но результаты творческого воплощения более неожиданны и непредсказуемы у интровертов;

• в современной хореографии наиболее приоритетными к воплощению являются внутренние переживания и поиски художника. С этой точки зрения результаты индивидуального «самопознания» в форме движения интровертов более убедительны и нетривиальны;

• однако такие же поиски в области внешнего выражения, особенно попытки соединения танца с другими видами искусства и создания «тотального театра», более успешны у экстравертов;

• достаточно спорным является исследование гендерных ролей в хореографии, однако необходимо заметить, что чувственный и интуитивный тип наиболее распространён среди хореографов-женщин,

среди мужчин преобладает мыслительно-сенсорный;

• наиболее результативны, свободны в творческих поисках экстраверты, однако их творческие результаты очень часто поверхностны и неубедительны. Творческий процесс интровертов затруднён и более глубок, постоянные сомнения в выборе средств выражения заставляют их ещё и ещё раз углубляться во внутреннее видение и пытаться наиболее адекватно дать выражение внутренним, интуитивным идеям;

• экстраверты-хореографы более склоняются к яркой, зрелищной форме выражения результатов творчества, интроверты предпочитают углубленное, внутреннее выражение своего видения.

Необходимо также отметить, что тип характера и темперамента при профессиональном обучении имеют большое значение для создания благоприятного микроклимата в творческом обучении: «Решение творческих задач позволяет студентам выяснить свои возможности, сориентироваться в предложенном материале, понять позицию других, проанализировать, проиграть её в процессе взаимодействия с другими членами группы [2]».

Таким образом, мы подходим к определению индивидуальности, которая невозможна без выявления природы индивидуальных различий в творческих способностях. Индивидуальная неповторимость начинается с анатомических особенностей (эти особенности крайне важны в хореографии), социально-типические особенности формируются под влиянием конкретной культурно-исторической среды и сочетают в себе индивидуальные особенности контакта со средой и уровень адаптации, интеллектуальные способности за-

висят от уровня восприятия новых знаний и способности к обучению.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что к универсальным компонентам в структуре художественной одарённости относятся: эстетическая эм-патия (коммуникативный компонент), им-прессивная и экспрессивная эмоциональность, эмоциональный опыт (эмоциональный компонент), синестезия (сенсорный уровень), ассоциативное мышление, художественное воображение, способность к преобразованиям (вариативность, ин-версионность мышления), непосредственное восприятие, ярко выраженная индивидуальность (собственный стиль), чувство формы.

Педагогические условия диагностики зависят от целей и задач самого обучения. Обучение хореографическому искусству детей - это наиболее распространённый вид художественного творчества. Однако, к сожалению, только небольшая часть одарённых детей выбирает хореографическое искусство как будущую профессию. Это зависит, прежде всего, не от желания ребёнка, а от мнения родителей. К сожалению, рейтинг профессии «Артист балета» в настоящее время невысок, процесс обучения очень длительный (5-8 лет), а карьерный рост зависит от многих факторов, не имеющих отношения к искусству. Поэтому многие одарённые дети занимаются в любительских коллективах или системе дополнительного образования для себя, «для здоровья» и, имея все данные для профессионального обучения, всё-таки выбирают более востребованные профессии. Поэтому, безусловно, диагностика хореографической одарённости для занятий любительским искусством и профессиональным во многом различается.

Обычно профессиональное обучение начинается с 10-11-летнего возраста: этот возраст является наиболее оптимальным с точки зрения сензитивного периода развития для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов, для развития продуктивных приёмов и навыков учебной работы, «умения учиться», а также для развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции, становления адекватной самооценки, а самое главное - для развития координации, выносливости, способностей в овладении профессией танцовщика. Но наиболее важной причиной ранней профессионализации является всё-таки биофизическая или анатомическая составляющая. Именно в этом возрасте опорно-двигательный аппарат пластичен, ещё не произошло «окостенение» хрящевой ткани, что позволяет развить данные, необходимые для танца: шаг, выворотность, подъём, прыжок, гибкость.

При профессиональном обучении детей искусству танца необходимо создавать условия для формирования внутренней мотивации деятельности, направленности и системы ценностей, которые обеспечивают основу становления духовности личности, а также вести профилактику типичных проблем одарённых детей (или помогать их решать). Речь идёт об отчуждении от сверстников и иных формах социальной дезадаптации, а также проблемах, связанных с самооценкой. Продуманное сочетание индивидуальной работы одарённого ребёнка с коллективной формой обучения в данном виде деятельности, а также общением, досугом в кругу единомышленников может быть эффективным компонентом психолого-педагогической поддержки.

Самореализация необходима для занятий в любой области искусства и для любого вида деятельности: и исполнителю-танцовщику, и педагогу, и хореографу.

Самореализация, связанная непосредственно с исполнением произведения, выражается в артистизме, в двигательных способностях, психологической устойчивости на сцене. Педагогу хореографических дисциплин необходимо обладать не только высокоразвитыми соответствующими художественно-творческими способностями, но и знать психологические основы их диагностики и развития, структуру, ведущие компоненты и т.д.

Педагог хореографических дисциплин должен знать современные подходы к художественно-творческим способностям, в частности иметь представление о структуре художественного мышления в хореографии, которая обусловливает методику диагностики и обеспечения хореографических самореализаций. Практика показывает, что многие грубые ошибки в определении хореографических способностей у неподготовленных в этом плане педагогов вызваны упрощёнными представлениями о хореографических компонентах.

Таким образом, можно выделить критерии педагогической диагностики, которые позволят с более высокой точностью определить наличие одарённости у ребёнка в сфере хореографического искусства. Для поведения одарённого ребёнка характерен:

• выход за пределы стандартных требований;

• индивидуальный стиль и манера пластического самовыражения;

• особый тип организации знаний в области хореографического искусства и культуры в целом: высокая структуриро-

ванность, способность видеть танец в системе разнообразных связей, склонность выделять и формулировать общие алгоритмы построения танца, быстрое усвоение информации о танце и отдельных движениях, поиски новых способов действия и условий их использования, использование метафоры как способа обработки информации;

• своеобразный тип обучаемости, проявляющийся в высокой скорости и лёгкости обучения, высокий уровень способности к самообучению.

Надо подчеркнуть, что обнаружение хореографических дарований в раннем возрасте далеко не всегда связано с высокими достижениями в более старшем возрасте. В свою очередь, отсутствие яркой одарённости в детском возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшей профессионализации личности. Другими словами, возрастные особенности развития и процесс профессионального обучения не имеют линейной зависимости.

Исходя из системности теории одарённости вообще и хореографической в частности, для развития хореографической одарённости нельзя ограничивать свою работу лишь составлением программ обучения (ускорения, усложнения и т.д.). Необходимо создавать образовательную среду, включающую в себя интеллектуальное, эстетическое и культурологическое развитие ребёнка. При этом необходимо «... переориентировать педагогов на создание такой образовательной среды, в которой не только наиболее полно раскрываются когнитивные способности, но и развивается личность каждого студента [3]».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что диагностика одарённых детей

в хореографическом искусстве включает в себя три компонента:

1. Анатомические природные способности, к которым относятся: физические (функциональные) данные, а также психомоторные способности.

Под физическими данными подразумеваются: выворотность, шаг, подъём, гибкость и прыжок. Психомоторика включает в себя: координацию, апломб, музыкальность, чувство ритма. Хореографические способности, по Н. И. Тарасову, делятся на музыкальные, танцевальные и ритмические, а также внешние данные и профессиональные способности. Все эти способности связаны между собой и находятся в единстве, углубляя связь музыки и танца при изучении всех хореографических дисциплин.

2. Психологические особенности личности включают в себя: особый тип личности, который формируется на основе ха-

рактера, темперамента, творческих способностей; особый тип творческого мышления, построенный на понятиях «образного мышления» и «внутреннего видения». Хореографическая одарённость выражается через понятия «творческий потенциал» и «творческая индивидуальность».

3. Педагогическое сопровождение, которое зависит от формы обучения (профессиональное или любительское).

Выявление одарённых детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребёнка.

Эффективная идентификация одарённости посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одарённых обучающихся необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одарённых детей из числа занимающихся танцем на основании выстроенной системы.

Примечания

1. Аилина С. А. Проект «Индивидуальный образовательный маршрут для детей с хореографической одарённостью» [Электронный ресурс] // Издательский Дом «Первое сентября» : [веб-сайт]. URL: http://festival.1september.ru/articles/576129/

2. Спинжар Н. Ф, Журавлева Е. А. Психолого-педагогические аспекты индивидуализации предметного содержания подготовки бакалавров в вузе // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 3 (71). С. 197-207.

3. Христидис Т. В. Психолого-педагогическое сопровождение студентов в вузе // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 1 (63). С. 172-176.

References

1. Lilina S. A. Proekt "Individual'nyi obrazovatel'nyi marshrut dlia detei s khoreograficheskoi odarennostyu" [Project "Individual educational route for children with choreographic talent"]. Available at: http://festival.1september.ru/articles/576129/

2. Spinzhar N. F., Zhuravleva Е. А. Psychological and pedagogical aspects of the individualization of the content of the bachelors" professional education. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo uni-versiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2016, no. 3 (71), pp. 197-207. (In Russian)

3. Khristidis T. V. Psycho-pedagogical support of students at the University. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, no. 1 (63), pp. 172-176. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.