Kisova Veronika Vyacheslavovna, Semenova Elizaveta Alekseevna PSYCHO-PEDAGOGICAL RESEARCH INTO HOW SCHOOL STUDENTS ..
psychological science
УДК 159.953.5
DOI: 10.26140/anip-2020-0902-0081
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ШКОЛЬНИКАМИ
© 2020
SPIN-код: 6393-8022
AuthorID: 343157
Кисова Вероника Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603950, Россия, Нижний Новгород, улица Ульянова, 1, e-mail: [email protected]) Семенова Елизавета Алексеевна, студент факультета иностранных языков
и регионоведения Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (119991, Россия, Москва, Ленинские горы,1, стр.13, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье обсуждается актуальная проблема исследования мотивации к изучению иностранного языка школьниками. Рассматриваются общие психологические подходы к определению феномена мотивации в отечественной (В.Г. Асеев, В.А. Иванников, Е.П. Ильин) и зарубежной (Л. Фестингер, Х. Хекхаузен) науке. Анализируются наиболее влиятельные психолого-педагогические концепции мотивации к изучению иностранного языка зарубежных исследователей: концепция Р. Гарднера об интегративной и инструментальной мотивации, концепция Р. Клемента о «лингвистической уверенности», концепция З. Дёрнеи об уровневой структурной организации феномена мотивации. Представлены современные психолого-педагогические исследования особенностей развития мотивации к изучению иностранного языка у младших школьников и подростков. Описываются основные характеристики изучаемого вида мотивации у современных школьников (прагматическая мотивация, изучение предмета как способ самоутверждения, получения личной выгоды, средство достижения личного благополучия, мотивация принуждения, стремление избежать нареканий, неприятностей). Обсуждаются концептуальные подходы к определению структуры феномена мотивации к изучению иностранного языка в школьном возрасте. Анализируются педагогические и психологические аспекты исследования мотивации иноязычного образования и перспективы разработки обозначенной проблемы в контексте специального, интегрированного и инклюзивного образования для школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: мотивация, мотивы, потребности, мотивационные установки, влечения, цели, интересы, иностранный язык, младшие школьники, подростки, средство межкультурного общения, инструментальная мотивация, интегративная мотивация, «лингвистическая уверенность», обучение, образование.
PSYCHO-PEDAGOGICAL RESEARCH INTO HOW SCHOOL STUDENTS ARE MOTIVATED TO LEARN A SECOND LANGUAGE
© 2020
Kisova Veronika Vyacheslavovna, candidate of psychological sciences, associate professor of the department «Special Pedagogy and Psychology» Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603950, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanova Street, 1, e-mail: [email protected]) Semenova Elizaveta Alekseevna, student of the Faculty of Foreign Languages
and Area Studies Lomonosov Moscow State University (119991, Russia, Moscow, 1-13, Leninskiye Gory, e-mail: [email protected])
Abstract. The following article addresses the issue of motivation that arises in the process of second-language acquisition and is particularly acute for learners attending L2 lessons at school. In this article, the authors give an overview of various approaches that have been worked out by a number of national (V.G. Aseyev, V.A. Ivannikov, Ye.P. Ilyin) and international (Heckhausen H., Festinger L.) researchers and are currently used in the field of general psychology to define the phenomenon of motivation. In addition to it, the authors analyse the core concepts of motivation that are directly related to psycho-pedagogical aspects of second-language acquisition; these include R. Gardner's concept of integrative and instrumental motivation, R. Clément's concept of linguistic self-confidence, and Z. Dornyei's concept of motivation as a phenomenon having a multi-level structure. Furthermore, the authors offer insight into the recently conducted research that examines the way in which motivating school students, children and teenagers alike, is different from motivating other language learners. Besides that, the authors describe the main features of the aforementioned type of motivation, which can be observed in the 21-st century school students (namely, pragmatic thinking, a desire for self-assertion, selfish interests, hope to escape pressure from parents and teachers, avoidance of reprimands, scolding and other troubles). Alongside this, the authors outline the conceptual approaches enabling one to determine the structure of motivation that become relevant when school students learning a second language are concerned. The authors finish the article by summarizing how certain psychological and pedagogical factors revealed in the course of the research influence the motivation of learners who try to acquire a second language at school, and by assessing the possibility of raising such issues in the field of special and inclusive education for the sake of young language learners with special healthcare needs.
Keywords: motivation, motives, needs, attitude, inner compulsion, goals, diverse interests, a second language, school students, school children and teenagers, a means of intercultural communication, instrumental motivation, integrative motivation, linguistic self-confidence, teaching, education.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Особенности современной социокультурной ситуации в российском обществе позволяют характеризовать владение иностранным языком как действенный фактор личностного, профессионального и общекультурного развития подрастающего поколения. В настоящее время в соответствии с Федеральными государственными образова-
тельными стандартами начального, основного и среднего общего образования, изучение иностранного языка является одним из важнейших направлений школьной образовательной программы. В этой связи важное значение приобретает вопрос мотивированности школьников к изучению иностранного языка. Само понятие мотивации достаточно широко освещается в многочисленных отечественных и зарубежных психологических
психологические науки
Кисова Вероника Вячеславовна, Семенова Елизавета Алексеевна ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ...
исследованиях и до сих пор продолжает носить дискуссионный характер. Так, в работах В.Г Асеева [1] мотивация включает в себя мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки и т.п. Е.П. Ильин [2] определяет мотивацию как динамический процесс формирования мотива и основание поступка. В.А. Иванников [3] понимает мотивацию как высшую психическую функцию, системно построенную и осознанно и произвольно осуществляемую. В работах известного исследователя Х. Хекхаузена [4] мотивация рассматривается как совокупность внешних и внутренних факторов, побуждающих человека к деятельности, придающие ей направленность, и ориентирующие на достижение определенных целей. Л. Фестингер [5], разрабатывая теорию когнитивного диссонанаса, определял мотивацию как некое противоречие между двумя или более когнициями, которое во многом определяет поведение и деятельность человека, стремящегося к внутренней непротиворечивости. Таким образом, можно констатировать, что общее понимание мотивации можно представить как направленную активность, выражающуюся в организации поведения в соответствии с личностно значимыми смыслами.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор. Несомненно, что мотивация к изучению иностранного языка является частным случаем учебной мотивации. Развитие учебной мотивации в школьном возрасте представлено в работах Л.И. Божович [6], В.Н. Брайтфельд [7], В.В. Давыдова [8], А.Н. Леонтьева [9] и многих других исследователей [10-13]. А.К. Маркова [14] считает, что мотивация учения складывается из потребностей и смысла учения, постоянно изменяющихся эмоций, учебных интересов школьника. А.Н. Леонтьев пишет, что учебная мотивация представляет собой сложное системное образование, в центре которого находится личностный смысл.
Одной из первых работ, в которой была предложена некоторая структура мотивации к изучению иностранного языка, была работа Роберта Гарднера [15]. Он считает, что мотивация к данному виду учебной деятельности складывается из интегративного и инструментального компонентов. Инструментальная мотивация понимается как стремление к овладению иностранным языком с прагматическими целями, например, получение высокой оценки на экзамене. Интегративная мотивация рассматривается в контексте стремления обучающегося приобщиться к национальной культуре носителей изучаемого языка, желание приобретения навыков межкультурной коммуникации. Как указывает исследователь, только гармоничное сочетание инструментального и интегра-тивного компонентов мотивации к изучению иностранного языка может обеспечить эффективную учебную деятельность по его освоению. Важным моментом для понимания особенностей мотивации к изучению иностранного языка является введенное Ричардом Клементом [16] понятие «лингвистической уверенности», которая трактуется как высокий уровень притязаний, определяющий наличие личностных мотивов в сложной системе мотивации.
Наиболее значимыми работами в изучении мотивации иноязычного обучения являются исследования Золтана Дёрнеи [17]. Данный исследователь предложил оригинальную структуру мотивации к изучению иностранного языка, включающую в себя три основных уровня: уровень языка, уровень обучающегося и уровень учебной ситуации. Уровень языка характеризуется как интерес и стремление обучающихся приобщиться культуре и ментальности носителей изучаемого языка. Уровень обучающегося иностранному языку определяется мотивационными установками, целями и мотивами формируемыми, в первую очередь, на основе индивидуальных особенностей школьника или студента. В частности, здесь важную роль играет упомянутая нами
выше «лингвистическая уверенность». Уровень учебной ситуации составляют мотивы, потребности, установки, интересы, которые развиваются в зависимости от особенностей организации самого обучения иностранному языку (методики обучения, учебные программы), а также от профессиональных и личностных качеств педагога иноязычного образования. Также Дёрнеи указывает на тот факт, что учебная мотивация не остается неизменной на протяжении всего курса обучения. Однако, надо сказать о том, что мотивация к изучению иностранного языка оказывается различной и в отношении разных возрастов обучающихся. В этом плане, наиболее изученным является студенческий контингент, то есть обучающиеся юношеского возраста и периода ранней молодости (Белых И.Л., Гудкова С.А., Емелина М.В., Касаткина Н.Н., Сергеева Н.Н., Угрюмова С.В. и др). Исследовательских работ, посвященных мотивации к изучению иностранного языка в период школьного обучения, значительно меньше.
Формирование целей статьи (постановка задания). Целью данной публикации является анализ психолого-педагогических исследований мотивации к изучению иностранного языка школьниками, выявление перспективных направлений данной проблемы в аспекте современной российской образовательной системы.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Большинство исследований мотивации к изучению иностранного языка школьниками транслирует представления о структуре данного феномена в аспекте наличия в нем внутренних и внешних мотивов. Так, в работе Г.В. Роговой, Ф.М. Рабинович и Т.Е. Сахаровой [18] указывается, что внутренняя мотивация к изучению иностранного языка включает в себя коммуникативную мотивацию (заинтересованность в возможности общения на иностранном языке), лингвопознаватель-ную мотивацию (интерес обучающихся к лингвистическим аспектам изучаемого языка) и инструментальную мотивацию (потребность, установка на овладение коммуникативными средствами изучаемого языка). В исследовании Я.Н. Казанцевой и М.Л. Ростовой [19] указывается на преобладание внешних мотивов изучения иностранного языка у современных школьников. По их мнению, основными мотивами в данном случае являются широкие социальные мотивы неэффективного характера. Это мотивы достижения (лидерство в малой социальной группе, вознаграждение, престиж и т.п.) и мотивы избегания (избегание неудач, наказания, порицания и т.п.). Подобные выводы сделаны и в работе Ю.Ю. Хлыстуновой и Т.В. Шайдуровой [20] на примере изучения подростками немецкого языка. Авторы пишут, что даже усилия со стороны педагогов немецкого языка по формированию эффективной внутренней мотивации школьников часто не достигают цели и обучающиеся продолжают руководствоваться внешними мотивами.
Попытка дать определение и некоторую структурную характеристику мотивации к изучению иностранного языка младшими школьниками сделана в диссертационном исследовании О.В. Горбушиной [21]. Автор определяет данный феномен как систему целей, потребностей и мотивов, побуждающих учащихся овладевать иностранным языком как средством межкультурного общения и проявлять активность в процессе решения коммуникативных и учебно-познавательных задач. Структура мотивации к изучению иностранного языка младшими школьниками, по О.В. Горбушиной, включает в себя внешнюю и внутреннюю мотивацию. Внешняя мотивация состоит из игровых и социальных мотивов, а внутренняя из коммуникативных и учебно-познавательных мотивов. На основе выделения критериев для оценки уровня сформированности мотивации к изучению иностранного языка (эмоционально-личностный, информационно-дидактический, коммуникативно-де-ятельностный) автором были описаны мотивационные
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 2(31)
337
Kisova Veronika Vyacheslavovna, Semenova Elizaveta Alekseevna PSYCHO-PEDAGOGICAL RESEARCH INTO HOW SCHOOL STUDENTS ..
psychological science
особенности младших школьников в контексте иноязычного образования. Следует отметить, что все выше обозначенные работы носят педагогический характер и в меньшей степени затрагивают психологический аспект феномена мотивации к изучению иностранного языка, что представляется нам некоторым сужением научного поля исследования.
В этом отношении интересна диссертационная работа М.В. Архиповой [22], посвященная развитию мотивации изучения иностранного языка у подростков средствами музыкального искусства. Автор представляет психологически обоснованное определение данного вида мотивации как психологической структуры, включающей мотивационно-эмоциональный компонент (интерес, эмоциональное отношение к процессу и результату деятельности, эмоциональное самочувствие), мотивационно-ценностный компонент (доминирующие типы мотивов при изучении иностранного языка), мо-тивационно-результативный компонент (степень заинтересованности в положительном результате деятельности, удовлетворенность полученными результатами). В ходе исследования М.В. Архиповой было выявлено, что большинство современных подростков, изучающих иностранный язык в школе, демонстрируют эпизодический интерес к изучаемому языку, не стремятся продолжать изучение по собственной инициативе, учебные занятия по данной дисциплине вызывают амбивалентное эмоциональное отношение. Прагматический мотив изучения иностранного языка является для подростков основным, мотив успеха или неудачи в данной учебной деятельности не выражен.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Как видно из представленного обзора научных исследований, проблема эффективной мотивации изучения иностранного языка школьниками является весьма актуальной. Большинство обучающихся школьного возраста, изучая иностранный язык, не демонстрирует эффективной мотивации, что ведет к низкому уровню владения им и значительно ограничивает потенциальные возможности социализации в современном обществе. Однако если исследования мотивации к изучению иностранного языка на уровне общего школьного образования проводятся, то изучение этой проблемы в сфере обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) практически полностью отсутствуют (В.В. Кисова [23], Н.В. Шутова [24, 25], М.А. Ханина [26]). Необходимость исследований в данном направлении совершенно очевидна, так как образовательные программы значительного количества категорий лиц с ОВЗ школьного возраста (школьники с задержкой психического развития, с нарушением слуха, зрения и другие) включают в себя изучение иностранного языка, уже на уровне начальной школы. Использование обучения иностранному языку, как действенного инструмента социализации лиц с ОВЗ, позволяет охарактеризовать проблему мотивации к изучению иностранного языка школьниками в условиях специального, интегрированного и инклюзивного образования как перспективное направление научных исследований в современной коррекционной психологии и педагогике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М: Мысль, 1976. 158 с.
2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: Питер, 2002. 512 с.
3. Иванников В.А. Анализ мотивации с позиции теории деятельности //Национальный психологический журнал. 2014. №1. С.49-56.
4. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб: Питер, М: Смысл, 2003. 860 с.
5. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб: Ювента, 1999. 318 с.
6. Божович Л.И. Изучение мотивации детей и подростков. М: Педагогика, 1972. 352 с.
7. Брайтфельд В.Н. Мотивация деятельности младших школьников с задержкой психического развития: дис. ... канд. психол. наук. М, 1999. 170 с.
8. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М:
Педагогика, 1986. 240 с.
9. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения. М: Смысл, 2009. 42S с.
10. Гудкова С.А., Малашина А.В. Метод проблемного обучения как основа повышения мотивации обучения иностранному языку в начальной школе //Koрельский научный журнал. 2018. Т. 7. Ж 4 (25). С. 1S-15.
11. Гладков А.В., Ваганова О.И., Прохорова М.П. Современные педагогические технологии как средство повышения учебной мотивации //Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. Ж 1 (26). С. 274-276.
12. Борзенкова О.А., Василенко А.С. Развитие учебной мотивации младших школьников средствами информационно-коммуникационных технологий (теоретический аспект) // Балканско научно обозрение. 2018. Ж 1. С. 25-28.
1S. ^ндаурова И.Ж, Иванчук Ю.В. Школьный математический фестиваль //Xуманитарни Балкански изследвания. 2019. Т. S. Ж S (5). С. 2S-26.
14. Формирование интереса к учению у школьников/ под ред. АЖ. Марковой. М: Педагогика, 1986. 195 с.
15. Gardener R.C. Social psychology and second language learning: the role of attitude and motivation. London: Edward Arnold, 1985. 208 p.
16. Clément R., Dörnyei Z., Noels K. Motivation, self-confidence and group cohesion in the foreign language classroom // Language Learning. 1994. vol. 44. P. 417-448.
17. Dörnyei Z., Ushioda E. Motivation, language identity and the L2 self. Bristol: Multilingual Matters. 2009. S76p.
18. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М: Просвещение, 1991. 287 с.
19. Kазанцева Я.Н., Ростова М.Л. Интенсивная школа как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка в школе //Проблемы современного педагогического образования. 2018. Ж 60-1. C. 1S6-1S9.
20. Xлыстунова Ю.Ю., Шайдурова Т.В. Роль мотивации к изучению иностранного (немецкого) языка в подростковом возрасте // Аллея науки. 2018. Т.6. Ж 11(27). C. 8S7-841.
21. Горбушина О.В. Формирование мотивации младших школьников к изучению иностранного языка: автореф. дис. . канд. пед. наук. Челябинск, 2007. 22 с.
22. Архипова М.В. Развитие мотивации изучения иностранного языка у подростков средствами музыкального искусства: автреф. дис. ... канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2012. 28 с.
2S. Kuсова В.В., Семенов А.В. Эмпирический анализ состояния системы образования детей с задержкой психического состояния в России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. Ж 12-6. С.1127-11S2.
24. Шутова Н.В., Kuсова В.В. От института к университету: направления психолого-педагогических исследований в Нижегородском государственном педагогическом университете в конце XX века // Вестник Мининского университета. 2016. Ж 4(17). https://vestnik. mininuniver.ru/jour/article/view/S05 (дата обращения: 16.01.2020).
25. Шутова Н.В., Kuсова В.В. Становление и пути развития психологического образования в Горьковском государственном педагогическом университете в 20-80-е годы XX века// Вестник Мининского университета. 2016. Ж2(15). https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/ view/201# (дата обращения: 16.01.2020).
26. Xанина М.А. Психолого-педагогическая поддержка семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Научен вектор на Балканите. 2019. Т. S. Ж 1 (S). С. 28-S1.
Статья поступила в редакцию 17.01.2020 Статья принята к публикации 27.05.2020