Научная статья на тему 'Влияние метода физического реагирования на мотивацию учащихся'

Влияние метода физического реагирования на мотивацию учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
569
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / МЕТОД ФИЗИЧЕСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ / МОТИВАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / FOREIGN LANGUAGE / THE TOTAL PHYSICAL RESPONSE METHOD / MOTIVATION / EFFECTIVE TEACHING TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смоловик Ольга Васильевна

Статья посвящена изучению метода физического реагирования и его влиянию на мотивацию школьников при обучении иностранному языку. Актуален поиск эффективных методов обучения иностранному языку, так как владение как минимум одним иностранным языком на современном этапе развития общества является «осознанной необходимостью». В статье приведены психолого-педагогические характеристики детей младшего школьного возраста, описана важность мотивации при обучении детей английскому языку, раскрыта сущность метода физического реагирования, приведены элементы метода физического реагирования и технологии практического применения, а также отображены результаты экспериментального исследования, посвященного выявлению влияния данного метода на уровень мотивации учащихся. Целью исследования является изучение влияния метода физического реагирования на мотивацию учащихся младшего школьного возраста в процессе изучения иностранного языка. Методологическую основу исследования составили теоретический анализ психологических работ по проблеме исследования, эмпирические методы исследования, качественный и количественный анализ эмпирических данных. Полученные результаты показывают, что применение элементов метода физического реагирования на уроках иностранного языка повышает уровень учебной мотивации младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смоловик Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF THE TOTAL PHYSICAL RESPONSE METHOD ON PUPILS’ MOTIVATION

The article deals with the study of the total physical response method and its influence on pupils’ motivation in teaching a foreign language. Nowadays it is relevant to look for effective methods of teaching foreign languages, because the acquisition of at least one foreign language is getting necessary. The article presents the psychological and pedagogical characteristics of primary school children, emphasizes the importance of motivation while teaching English to children, reveals the essence of the total physical response method, describes the techniques of practical application of the total physical response method, shows the results of the experimental research identifying the impact of this method on the level of pupils motivation. The purpose of the article is to study the influence of the total physical response method on pupils’ motivation in the process of learning the foreign language. The methodology of the study is a theoretical analysis of psychological research, empirical research methods, qualitative and quantitative analysis of empirical data. The results show that the use of the total physical response method increases learning motivation of primary school pupils.

Текст научной работы на тему «Влияние метода физического реагирования на мотивацию учащихся»

УДК 159.9

ВЛИЯНИЕ МЕТОДА ФИЗИЧЕСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ НА МОТИВАЦИЮ УЧАЩИХСЯ

Смоловик Ольга Васильевна,

ст. преподаватель, e-mail: olga.nnspu24@gmail.com, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г. Нижний Новгород

Статья посвящена изучению метода физического реагирования и его влиянию на мотивацию школьников при обучении иностранному языку. Актуален поиск эффективных методов обучения иностранному языку, так как владение как минимум одним иностранным языком на современном этапе развития общества является «осознанной необходимостью». В статье приведены психолого-педагогические характеристики детей младшего школьного возраста, описана важность мотивации при обучении детей английскому языку, раскрыта сущность метода физического реагирования, приведены элементы метода физического реагирования и технологии практического применения, а также отображены результаты экспериментального исследования, посвященного выявлению влияния данного метода на уровень мотивации учащихся. Целью исследования является изучение влияния метода физического реагирования на мотивацию учащихся младшего школьного возраста в процессе изучения иностранного языка. Методологическую основу исследования составили теоретический анализ психологических работ по проблеме исследования, эмпирические методы исследования, качественный и количественный анализ эмпирических данных. Полученные результаты показывают, что применение элементов метода физического реагирования на уроках иностранного языка повышает уровень учебной мотивации младших школьников. Ключевые слова: иностранный язык, метод физического реагирования, мотивация, эффективные технологии обучения

THE IMPACT OF THE TOTAL PHYSICAL RESPONSE METHOD

ON PUPILS' MOTIVATION

Smolovik O.V.,

senior lecturer, e-mail: olga.nnspu24@gmail.com, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin, Nizhny Novgorod

The article deals with the study of the total physical response method and its influence on pupils' motivation in teaching a foreign language. Nowadays it is relevant to look for effective methods of teaching foreign languages, because the acquisition of at least one foreign language is getting necessary. The article presents the psychological and pedagogical characteristics ofprimary school children, emphasizes the importance of motivation while teaching English to children, reveals the essence of the total physical response method, describes the techniques of practical application of the total physical response method, shows the results of the experimental research identifying the impact of this method on the level of pupils motivation. The purpose of the article is to study the influence of the total physical response method on pupils' motivation in the process of learning the foreign language. The methodology of the study is a theoretical analysis of psychological research, empirical research methods, qualitative and quantitative analysis of empirical data. The results show that the use of the total physical response method increases learning motivation of primary school pupils. Keywords: foreign language, the total physical response method, motivation, effective teaching techniques

DOI 10.21777/2500-2112-2019-4-28-33

Введение

В современный век информации и коммуникации владение иностранным языком становится необходимым атрибутом успешного человека, так как делает его конкурентоспособным на рынке труда, позволяет осуществлять зарубежные поездки, как деловые, так и личного характера, открывает неограниченный мир информации для личностного и профессионального развития посредством чтения книг, статей, просмотра фильмов и передач на языке оригинала и ознакомления с другими источниками в сети, что дает неоспоримые преимущества во всех сферах жизни. Поэтому проблема эффективного преподавания иностранного языка является актуальной.

Как известно, раннее обучение особенно стимулирует интеллектуальное развитие, знания, приобретенные в детском возрасте, остаются на всю жизнь. На сегодняшний день в распоряжении преподавателей имеется большое количество различных методик обучения иностранному языку, и все они так или иначе связаны с мотивацией. Проблема учебной мотивации, как в отечественной, так и в зарубежной психологии является центральной для современной школы. Вопрос мотивации широко исследуется и основательно изучается многими педагогами, психологами и учеными уже долгое время. Большое количество работ посвящено данной проблеме, к ним можно отнести работы таких ученых, как В.П. Асеев, В.К. Вилюнас, В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Дж. Аткинсон, Г. Холл, А. Маслоу, Х. Хекхаузен и др. Среди современных исследователей интерес представляют работы Т.О. Гордеевой [3], В.В. Гижицкого, М.В. Архиповой [1], Н.В. Шутовой [6], О.А. Минеевой [2], О.В. Смоловик [5] и др. Анализ научной и специальной литературы показал, что дети в возрасте 6-8 лет переживают один из наиболее трудных периодов жизни. В это время они осознают свое ограниченное место в системе отношений со взрослыми и проявляют стремление к общественно-полезной и оцениваемой деятельности. К детям приходит осознание их возможностей и места в системе общественных отношений. Важнейшим итогом развития ребенка дошкольного возраста считается психологическая готовность к обучению в школе. По мнению И.Ю. Кулагиной, существуют два аспекта психологической готовности: мотивационный (или личностный) и интеллектуальный1. Эти аспекты необходимы для того, чтобы учебная деятельность была эффективной, для быстрой адаптации к школьным условиям, для максимально комфортного вступления в незнакомую ранее систему отношений. Более того, сегодня необходимо грамотно выстраивать социальные контакты ребенка с педагогами и со сверстниками, значимо влияющими на психическое развитие и социальное становление каждого ребенка [4]. Младший школьный возраст наиболее оптимальный для формирования желания и умения учиться. Первоначально у ребенка появляется интерес к самому процессу учебной деятельности, потом интерес к результату труда, далее интерес к содержанию учебной деятельности и потребность в получении новых знаний. В связи с переживанием чувства удовлетворенности результатами своей деятельности происходит формирование интереса к приобретению знаний. И положительная оценка преподавателей, родителей, поощрение за каждый успех, усиливает учебную мотивацию. Именно мотивация в большей степени влияет на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности [8]. И напротив, недостаток или полное отсутствие мотивации приводит к ухудшению успеваемости, к возникновению разного рода проблем. Следует отметить, что социальная мотивация учения у ребенка сильна до такой степени, что он даже редко стремится понять смысл выполнения того или иного задания - если задание дано педагогом, предложено в ходе урока, значит, его нужно выполнить и наиболее тщательным образом. Младшие школьники очень восприимчивы к оценкам и комментариям учителя, стараются копировать учителя в манере речи, интонациях. Исполнительность и доверчивость - важные психологические особенности, которые могут гарантировать эффективное обучение и воспитание.

Следует отметить, что у детей младшего школьного возраста наблюдается сильная потребность в движении. Нахождение в состоянии неподвижных поз для ребенка является тяжелым испытанием. Наиболее отчетливо подвижность проявляется на переменах. Именно поэтому необходимо предостав-

1 Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет: учебное пособие. - 3-е изд. - М.: УРАО, 1997. - 176 с.

лять детям возможность больше двигаться, включая в планирование занятий физкультминутки и другие элементы двигательной активности2.

Согласно возрастным и психолого-педагогическим особенностям учащихся младшего школьного возраста, был выделен один из наиболее эффективных методов обучения младших школьников иностранному языку - метод физического реагирования. В связи с чем целью исследования является изучение эффективности метода физического реагирования при обучении младших школьников иностранному языку и влияние его применения на мотивацию учащихся. Задачи исследования: 1) изучить сущность метода и технологии его применения при обучении младших школьников иностранному языку; 2) применить элементы метода на практике в процессе обучения школьников; 3) выявить влияние метода физического реагирования на мотивацию учащихся. Методологическую основу исследования составили теоретический анализ психологических работ по проблеме исследования, эмпирические методы исследования, качественный и количественный анализ эмпирических данных, полученных в процессе проведения эксперимента.

Метод полного физического реагирования

Метод полного физического реагирования TPR (Total Physical Response) был создан американским психологом Джеймсом Ашером. В основе лежит теория о двух полушариях мозга, где левая часть отвечает за логику и сознание, а правое - за интуицию и подсознание. Изучая язык по традиционным методикам, полученные знания закладываются в левое полушарие (механическое запоминание, повторение). Если же используется метод физического реагирования, новые знания остаются в правом полушарии и, как результат, остаются с учащимися навсегда. Джеймс Ашер говорил, что наиболее трудной задачей является овладение иностранным языком в школе. Согласно результатам исследований, всего 5 % школьников продвигаются дальше начального уровня. Такие результаты неприятно удивляют по сравнению с успехами шестилетних детей, которые овладевают родным языком без школьного обучения [9]. В своей работе Джеймс Ашер основывается на принципах формирования речи у детей. Он выделяет три основных пункта развития речи детей:

1. Навыки слушания предшествуют говорению. Без слушания, то есть пассивного погружения в язык, невозможно и говорение.

2. Многие высказывания, обращенные к детям, заключают в себе побуждение к действиям, более 50 % формулируются в виде команд, например, «Посмотри здесь!», «Держи за руку!», «Подойди к папе!». Через действие и наблюдение все тело ребенка включено в перекодирование «шума» речи в язык.

3. Слушание речи приводит к «готовности» говорить. Ребенок усваивает язык через слушание, затем начинает спонтанно продуцировать высказывания. Обучение по данной методике снижает стресс, ускоряет овладение иностранным языком, обеспечивает длительное сохранение навыков [7]. Основываясь на указанных выше данных, было проведено экспериментальное исследование по выявлению влияния метода физического реагирования на мотивацию учащихся младшего школьного возраста.

Выявление влияния метода физического реагирования на мотивацию учащихся

Эксперимент по выявлению влияния метода физического реагирования на мотивацию учащихся проводился на базе четвертых классов авторской академической школы № 186 г. Нижнего Новгорода. В ходе экспериментального исследования была проделана работа по реализации элементов метода физического реагирования в четвертых классах. В данной статье раскрыты лишь некоторые технологии реализации метода, в том числе: работа над активной лексикой, грамматикой, грамматической категорией наклонения, технологии применения физкультминутки.

1. Работа над активной лексикой по теме "Wedding", представленной в песне "We are getting ready for the wedding". Учащиеся прослушивали аудиозапись для ознакомления с песней, повторяли за учи-

2 Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов. - М.: Росмэн-Пресс, 2001. - 79 c.

телем отдельные фразы текста песни и понимали их значение. Затем отрабатывали текст по строчкам. Учитель показывал движения, соответствующие содержанию фраз текста песни. На следующем этапе учащиеся повторяли движения за учителем, соединили движения и текст. Далее учитель воспроизвел песню в комплексе с музыкальным сопровождением и движениями. На последнем этапе дети исполнили песню в комплексе с двигательной активностью и музыкальным сопровождением.

Данная технология метода физического реагирования используется на этапе тренировки лексических единиц, предъявленных ранее. Их актуализация наблюдается на дотекстовом этапе, который представлен не в полном объеме, а в необходимом для реализации заявленного метода. Комбинация лексических единиц, представленных в песне, с характерными движениями обеспечивает эмоциональное восприятие лексики, и удовлетворение психологических и возрастных потребностей младших школьников.

2. Работа над грамматикой, а именно временем The Present Continuous Tense, на примере лексических единиц по теме "Daily routine". Задание основывается на игре "Crocodile", учитель объяснял правила игры, а на доске была представлена схема образования времени Present Continuous, на которую учащиеся опирались во время ответов. Один ребенок изображал действие, соответствующее теме "Daily routine", другие угадывали и отвечали полными предложениями (f.ex. "She is having breakfast"). Игра продолжалась со всеми фразами данной темы и со всеми учащимися данного класса.

Описанная технология метода физического реагирования используется на этапе тренировки как лексических единиц, так и грамматического явления. Закрепление происходит с помощью наглядно-стей (схема построения The Present Continuous Tense, флеш-карты с активной лексикой), физической активности детей и творческого проявления каждого ребенка, все это, по мнению автора, способствует увеличению мотивации для дальнейшего изучения английского языка.

3. Работа над лексикой по теме "Body" и грамматической категорией наклонения "Imperative mood" на основе игры "Simon says". На интерактивной доске были отображены выражения с лексикой по теме "Body", учащиеся актуализировали их. Правила построения императива были объяснены ранее, но перед началом игры их повторили и дали примеры (f.ex. Stand up! Take your pencil). Учитель объяснил правила игры, затем давал команды (f.ex. Simon says: "Touch your nose") и в качестве дополнительной опоры использовал наглядности. Учащиеся реагировали на команды соответствующим образом. На следующем этапе сами ученики давали команды, и их одноклассники выполняли их. Игра продолжалась до последней лексической единицы по теме.

Данная технология метода физического реагирования является основополагающей для этого метода. Первые пункты относятся к актуализации знаний по предъявленным темам (лексической и грамматической). Таким образом, в занимательной манере детям представлены важные теоретические и практические знания, эффективная отработка которых осуществляется с помощью метода физического реагирования.

4. Физкультминутки. На основе грамматического материала по числительным и The Present Continuous Tense. Так как раскрывается метод физического реагирования как один из эффективных для обучения английскому языку младших школьников, то перед проведением физкультминуток проходило повторение ранее изученных тем «Числительные», "The Present Continuous Tense" и «Глаголы движения» (не в один день, так как физкультминутки разные). На следующем этапе дети знакомились с содержанием текста физкультминутки, учитель показывал движения, дети воспроизводили текст физкультминутки. Далее проводили физкультминутку в полном объеме (говорили и показывали). На следующем уроке текст физкультминутки повторялся однократно всеми учениками хором вместе с учителем, уже без объяснения грамматики и повторения лексики, после этого происходило ее выполнение.

Учащимся младшего школьного возраста свойственно переключение внимания, проблемы с его концентрацией, поэтому проведение физкультминуток необходимо, чтобы дети возвращались к процессу усвоения английского языка с новыми силами.

Эффективность реализации данного метода была выявлена путем анкетирования детей на уровень мотивации до и после проведения ряда упражнений, представленных выше. С этой целью была использована анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой. Анкета состоит из вопросов на распознавание у учащихся уровня учебной мотивации, в частности, к изучению английско-

го языка, социальной мотивации, на отношение ребенка с одноклассниками и преподавателями, что в комплексе характеризует его интерес к учению.

В момент начала работы с детьми был исследован их уровень мотивации. Каждый ученик ответил на 10 предложенных вопросов. К каждому вопросу приводилось по 3 варианта ответа, каждый из которых соответствовал определенному уровню мотивации. В ходе эксперимента проводилось интегрированное обучение с включением элементов метода физического реагирования в процесс преподавания иностранного языка. По окончании работы с детьми их уровень мотивации был вновь исследован и рассчитаны изменения исходного уровня. Данное экспериментальное исследование выявило следующие результаты: благодаря включению элементов метода физического реагирования в процесс обучения младших школьников у 83 % учащихся было диагностировано повышение исходного уровня мотивации. Ссылаясь на это, можно утверждать, что описываемый метод эффективен при обучении английскому языку детей младшего школьного возраста и может быть интегрирован в программу с целью повышения учебной мотивации и сохранения ее уровня на последующих ступенях обучения.

Заключение

Рассмотренные психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста легли в основу отбора наиболее эффективного метода обучения младших школьников иностранному языку. Им оказался метод физического реагирования. В статье детально рассмотрены элементы данного метода и их практическое применение при обучении детей иностранному языку. Доказана результативность интеграции данного метода в процесс обучения младших школьников. Приведенные технологии реализации метода физического реагирования могут быть использованы преподавателями и учителями иностранного языка в педагогической практике, а результаты экспериментального исследования применены в дальнейших психологических исследованиях.

Список литературы

1. АрхиповаМ.В., Жулина Е.В., Шутова Н.В. Информационное общество и образовательный процесс // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-1. - С. 56-59.

2. Минеева О.А., Борщевская Ю.М., Козлова Е.А. Основные мотивы изучения иностранного языка // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки. - 2018. - № 2 (44). - С. 76-80.

3. От чего зависит желание младших школьников учиться? Структура предметной мотивации школьников, обучающихся в рамках разных образовательных систем / Т.О. Гордеева, О.А. Сычев, А.Н. Сиднева, Д.В. Пшеничнюк // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. - 2019. - Т. 4, № 4 (104). - С. 25-34.

4. Рунова Т.А., Гуцу Е.Г., Няголова М.Д. Исследование становления отношений учебного сотрудничества младших школьников // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т. 7, № 3. - С. 12.

5. Смоловик О.В. Особенности мотивации изучения иностранного языка у студентов на разных этапах обучения // Язык и языковое образование в современном мире: материалы Международной научно-практической конференции / под ред. Е.Е. Беловой. - Н. Новгород, 2016. - С. 244-247.

6. Смоловик О.В., Шутова Н.В. Особенности притязаний студентов в процессе изучения иностранного языка // Современные исследования социальных проблем: электронный научный журнал. - 2018. - Т. 9, № 4.- С. 64-75.

7. Asher James J. Leaming Another Language Through Actions. - 7th édition. - Los Gatos-California: Sky Oaks Productions, Inc., 2009.

8. Academic Motivation of Elementary School Children in Two Educational Approaches - Innovative and Traditional / T.O. Gordeeva, O.A. Sychev, A.N. Sidneva, D.V. Pshenichniuk // Psychology in Russia: State of the Art. - 2018. - Т. 11, No. 4. - P. 22-39.

9. James J. Asher. Language by command. The Total Physical Response approach to learning language // The way of learning. - 1984.

References

1. Arhipova M.V., Zhulina E.V., Shutova N.V. Informacionnoe obshchestvo i obrazovatel'nyj process // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. - 2018. - № 59-1. - S. 56-59.

2. Mineeva O.A., Borshchevskaya Yu.M., Kozlova E.A. Osnovnye motivy izucheniya inostrannogo yazyka // Izvestiya Baltijskoj gosudarstvennoj akademii rybopromyslovogo flota. Psihologo-pedagogicheskie nauki. -2018. - № 2 (44). - S. 76-80.

3. Ot chego zavisit zhelanie mladshih shkol'nikov uchit'sya? Struktura predmetnoj motivacii shkol'nikov, obuchayushchihsya v ramkah raznyh obrazovatel'nyh sistem / T.O. Gordeeva, O.A. Sychev, A.N. Sidneva, D.V. Pshenichnyuk // Vestnik Rossijskogo fonda fundamental'nyh issledovanij. - 2019. - T. 4, № 4 (104). -S. 25-34.

4. Runova T.A., Gucu E.G., NyagolovaM.D. Issledovanie stanovleniya otnoshenij uchebnogo sotrudnichestva mladshih shkol'nikov // Vestnik Mininskogo universiteta. - 2019. - T. 7, № 3. - S. 12.

5. Smolovik O.V Osobennosti motivacii izucheniya inostrannogo yazyka u studentov na raznyh etapah obucheniya // Yazyk i yazykovoe obrazovanie v sovremennom mire: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / pod red. E.E. Belovoj. - N. Novgorod, 2016. - S. 244-247.

6. Smolovik O.V, Shutova N.V. Osobennosti prityazanij studentov v processe izucheniya inostrannogo yazyka // Sovremennye issledovaniya social'nyh problem: elektronnyj nauchnyj zhurnal. - 2018. - T. 9, № 4. - S. 64-75.

7. Asher James J. Learning Another Language Through Actions. - 7th edition. - Los Gatos-California: Sky Oaks Productions, Inc., 2009.

8. Academic Motivation of Elementary School Children in Two Educational Approaches - Innovative and Traditional / T.O. Gordeeva, O.A. Sychev, A.N. Sidneva, D.V. Pshenichniuk // Psychology in Russia: State of the Art. - 2018. - T. 11, No. 4. - P. 22-39.

9. James J. Asher. Language by command. The Total Physical Response approach to learning language // The way of learning. - 1984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.