Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
669
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Семкин Александр Владимирович, Гаас Алина Александровна

В статье приводится анализ различных характеристик девиантного поведения учащихся. Описывается понимание и применение социальных норм и их типов. Рассмотрены различные подходы к проблеме девиантного поведения, его причин появления и классификации различных форм отклонений в поведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ»

УДК 316.624

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

УЧАЩИХСЯ

Семкин А.В., Гаас А. А.

КУ имени Абая Мырзахметова (Кокшетау, Казахстан)

Аннотация. В статье приводится анализ различных характеристик девиантного поведения учащихся. Описывается понимание и применение социальных норм и их типов. Рассмотрены различные подходы к проблеме девиантного поведения, его причин появления и классификации различных форм отклонений в поведении.

Ключевые слова: социальные нормы, девиантное поведение, школьная дезадаптация.

Девиантное поведение довольно таки распространенный феномен, который сопровождает процесс возрастного развития и социализации актуализируясь в подростковом возрасте и снижаясь к юношескому возрасту. В современное время, в эпоху глобализации и развития цифровых технологий, на фоне пандемии проблема проявления девиантного поведения становится все более актуальной.

Для более детального определения и понимания понятия «девиантное поведение», в первую очередь разберем определение понятия «социальные нормы». Под социальными нормами понимают такие социальные шаблоны поведения людей, которые в общей степени должен говорить, делать человек в определенных ситуациях. Это своего рода предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения, и они различаются между собой масштабом.

Первый тип - это нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодежных тусовках, компании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах). Они называются «групповыми привычками».

Второй тип - это нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Они называются «общими правилами». Это обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения. Любой социальной группе присущи свои манеры, обычаи, этикет. Есть светский этикет, есть манеры поведения молодежи. Есть общенациональные традиции и нравы [1, с.65].

Социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции:

- регулируют процесс социализации,

- интегрируют индивидов в группы, группы в общество,

- контролируют отклоняющееся поведение,

- служат образцами, эталонами поведения.

Нормы - это обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам, и в первую очередь обязанности перед самим собой. Нормы формируют сеть социальных отношений в группе, обществе. Нормы — это еще и ожидания: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Нормы формируют систему социального взаимодействия, само действие, ожидание, оценку и средства.

Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют:

- как стандарты поведения (обязанности, правила);

- как ожидания поведения (реакция других людей).

Из всего этого следует, что если индивид соблюдает все нормы, предписанные обществом, то его поведение не является отклоняющимся, если же он не соблюдает какие-либо правила, то поведение данного индивида будет девиантным. Но обычно в обществе не существует людей, которые бы соблюдали абсолютно все нормы.

Таким образом, мы приходим к пониманию того, что норма поведения есть то, что поддерживается большинством людей. Условно говоря - нормальное поведение основано на соблюдении общечеловеческих ценностей и основных заповедях человечества: не воруй, не обижай брата меньшего, проявляй уважение к старшим и к родителям своим, не лги, будь верен своему слову, исполняй свой долг, будь готов исполнить свой долг перед народом и страной. Это список тех ценностей и норм, на которые ориентируется цивилизованный этикет. Отклонения от этих норм поведение считается девиантным поведением.

Р.В. Овчарова в своих размышлениях по вопросу девиантного поведения выделяет первичную и вторичную девиацию: Первичная девиация понимается ею как собственно ненормативное поведение, имеющее различные причины («бунт» индивида, стремление к самореализации, которая почему-либо не осуществляется в рамках «нормативного» поведения и т.д.). Вторичная девиация понимается как подтверждение (вольное или невольное) того ярлыка, которым общество отметило ранее имевшее место поведения [2, с. 198].

В педагогической же литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.

В кратком социологическом словаре А.И. Кравченко определение девиантного поведения трактуется как «форма дезорганизации поведения индивида в группе или категории лиц (девиантов и деликвентов, т.е. нарушителей и правонарушителей) в обществе, обнаруживающие несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества» [с.3].

Девиантное или как его еще называют отклоняющееся поведение выступает в роли социально-психологического понятия, которое обозначает отклонение от принятых в данном конкретно-историческом обществе норм межличностных взаимоотношений, действий, поступков и высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья, т.е. это нарушение поведения не обусловлено нервно-психическими расстройствами.

Следует отметить тот факт, что среди детей наблюдается высокая частота проявления нарушений в поведении. Однако, по причине отсутствия четкого разграничения понятий, касающихся нарушений поведения, наличие терминологической путаницы, различные взгляды ученых разных сфер на формы и проявление девиантного поведения затрудняют процесс систематизации и проведение полноценных и правдивых исследований.

Чтобы в этом убедиться давайте обратимся к наиболее актуальным и известным в психологии подходам, и первый подход - гуманистический. Настоящий подход рассматривает отклонения в поведении как следствие потери ребенком согласия со своими собственными чувствами и невозможностью найти смысл и самореализацию в сложившихся условиях воспитания. Представители этого направления видят возможность коррекции отклонений в создании специфического для данного подхода контакта учителя с ребенком, дозволяющего в теплой и доверительной атмосфере по-новому ввести ребенка в учебные ситуации, без традиционной дидактической дивергенции (расхождения) позиций и игнорирования интересов и потребностей ребенка.

Следующий-эмпирический подход сущность которого заключается в чисто эмпирической, феноменологической классификации, где каждый поведенчески различимый устойчивый симптомокомплекс получает свое название (аутизм, депрессия, виктимность и т.д.). Этот подход является попыткой сблизить психиатрию и психологию и поэтому использует для описания типов отклонений понятие синдрома как некоторого устойчивого образования в структуре личности. В качестве примера типичной классификации различных форм отклонений в поведении и развитии рассмотрим схему, Халагана и Кауфмана которую приводит в своем научном труде Г.М. Береслав.

Настоящая схема создана путем применения факторного анализа и описания всех элементов девиантного поведения. Настоящая схема описывает 4 типа синдромов (аномалий):

1. Нарушения поведения - включает следующие проявления (симптомы): непослушание, деструктивность, вспыльчивость, безответственность, наглость, ревность, гневливость, навязчивость, путаность.

2. Нарушения личности - чувство неполноценности, развитое самосознание, избегание общения, тревожность, плаксивость и т.д.

3. Незрелость - рассеянность, неуклюжесть, пассивность, нервный смех, мастурбация и др.

4. Асоциальные тенденции - наличие плохих товарищей, прогулы, преданность асоциальным группам [4, с. 165].

Эта классификация не имеет единых критериев для выделения видов нарушений психического развития, а также для разграничения причин и последствий этих нарушений. Такие схемы особенно критичны в условиях традиционных методик, требующих учета личности ребенка и социальных условий, отклонений в развивающейся жизни, изменения отношения ребенка к окружающей его социальной действительности.

Приведем пример, симптом или особенность поведения (например, жертвенность, тревога или гиперчувствительность) могут отражать прямо противоположные тенденции формирования личности в зависимости от содержания испытуемого и времени воздействия. Тревожность у госпитализированного ребенка не имеет какой-то отклоняющий характер, это всего лишь реакция ребенка на незнакомую и вовсе неприятную ситуацию. А повышение чувствительности дошкольника к правилам социального взаимодействия в ролевых играх свидетельствует об успешном формировании личности. Тоже самое можно сказать и о непослушание или неподчинение родительскому авторитету. Даже негатив, упрямство, своеволие и так далее у детей в отношении к родительскому авторитету - это всего лишь набор необычных симптомов, которые указывают на совершенно нормальный кризис или определенный этап формирования личности. Или как минимум свидетельствует о нормальном развитии и формировании лимбической системы ребенка. А как раз-таки причиной возникновения серьезных и настоящих отклонений, может служить длительным и абсолютно негативный характер проявления этого кризиса.

Таким образом, девиантное поведение представляется как нормальная реакция на ненормальные для ребенка условия (социальные, бытовые или психологические), в которых он оказался. Главная задача социального педагога и психолога - помочь ребенку справиться с его проблемами, облегчить развитие, вовремя выявить и исправить причины, вызывающие отклонение в поведении.

Библиографический список

1 Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклонений поведения // Социология сегодня. - М.: «Педагогика», 2015. - 245 с.

2 Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога: справочное издание. - М.: Творческий центр «Сфера», 2014. - 367 c.

3 Кравченко А.И. Краткий социологический словарь - Интернет ресурс [https://www.ozon.ru/product/kratkiy-sotsiologicheskiy-slovar-kravchenko-albert-ivanovich-205812599/?sh=P7FxQAAAAA#section-description--offset-140--offset-80]. -Дата обращения 10.01.22

4 Бреслав Г. М. Особенности воспитательного процесса в школьном возрасте. - М.: «Педагогика», 2020. - 382с.

Семкин Александр Владимирович, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им.Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

Гаас Алина Александровна, магистрант образовательной программы 7М01101 «Педагогика и психология» Кокшетауский Университет имени А. Мырзахметова

e-mail: ivanchenko-v@mail.ru

Дата поступления статьи: 24.01.2022

© Семкин А.В., Гаас А. А., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.