Научная статья на тему 'Основные подходы к классификации девиантного поведения личности'

Основные подходы к классификации девиантного поведения личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
8666
1239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Ключевые слова
СОЦИУМ / ЛИЧНОСТЬ / ЛИЧНОСТНАЯ ПАРАДИГМА / ДЕВИАНТНОСТЬ / ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АНТИСОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Голубев Юрий Владимирович

В статье рассматриваются основные подходы к пониманию норм поведения в социальном обществе и девиантного поведения личности. Дается оценка структуры, типов и форм девиантного поведения. Выявлены и детально охарактеризованы отличительные особенности управляющих и не управляющих структурных групп. Показано, что в результате взаимодействия данных групп возникает конфликт, ведущий к трансформационным изменениям в общественных отношениях. Автор констатирует, что, несмотря на разработку данной проблемы многими отечественными и зарубежными учеными, единой точки зрения исследователей на классификацию и типологию девиантного поведения в настоящее время не наблюдается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные подходы к классификации девиантного поведения личности»

Голубев Юрий Владимирович - адъюнкт кафедры теории и методики профессионального образования ФГКВОУ ВПО «Пермский военный институт внутренних войск Министерства

внутренних дел Российской Федерации», г. Пермь. 614030, г. Пермь, ул. Маршала Толбухина, дом 16, кв. 115.

Тел.: 8-919-450-73-03. E-mail: [email protected]

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Современные кризисные явления в стране, низкое материальное положение, духовное неблагополучие граждан, массовое чувство социальной неудовлетворенности, невостребованности приводят к отчуждению от общества, нарастанию тревожности, росту пессимистических настроений и появлению деморализованности населения. Выросло число неформальных молодежных объединений социально-криминогенной направленности, влияние которых значительно усиливается в армейских условиях, где сохраняются взгляды, привычки, нормы поведения их участников, имевшие место в гражданском обществе.

Вопрос подготовки молодежи к военной службе, в том числе профилактической работе с призывным контингентом, является характерной особенностью современной социальной ситуации в стране и выделяется в разряд приоритетных. Проводимое автором исследование1 доказывает необходимость разработки и внедрения апробированных, приносящих гарантированный результат вариантов построения процесса воспитания, поддержания уровня дисциплины и правопорядка в частях и подразделениях и повышения престижа армии в целом.

В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть процесс воинского воспитания личности с подросткового возраста, обеспечивающего стабильное формирование всесторонне подготовленных специалистов с высокоразвитыми военно-профессиональными и морально-нравственными качествами.

1 Автор разрабатывает кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по теме: «Системно-динамическая модель превентивной деятельности группы профессионального отбора с курсантами военного вуза, имеющими признаки девиантного поведения». - Ю.Г.

В любом обществе существуют социальные нормы1, то есть те правила, на основе которых строится его жизнедеятельность. Несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией. Людей, которые не могут или не хотят соблюдать правила и нормы социального общества, в котором они живут, принято называть девиантами. Исследованием причин и форм подобного поведения, а также других вопросов, связанных с этим явлением, ученые занимаются на протяжении длительного времени. Они не потеряли своей актуальности и в современном мире.

Существуют различные подходы к трактовке девиантного поведения. Так, этнокультуральный подход рассматривает девиации сквозь призму традиций определенного сообщества людей: девиантом считается тот, чье поведение отличается от норм, принятых в его микросоциуме; кто проявляет поведенческую ригидность, не способен адаптироваться к новым этнокультуральным условиям. Поскольку критерии отклонений заложены в культуре, потребность в оперировании понятием «девиация» возникает при сопоставлении традиций с инновациями, когда происходящие асоциальные явления начинают восприниматься как «новая» норма [6].

В соответствие с социальным подходом к девиантному следует относить поведение, опасное для общества и окружающих людей.

В рамках психиатрического подхода девиантные формы поведения рассматриваются как преморбидные (доболезненные) особенности личности, способствующие формированию тех или иных психических расстройств и заболеваний [2].

Девиантным поведением в рамках гендерного подхода может считаться гиперролевое поведение, инверсия шаблонов гендерного стиля, изменение сексуальных ориентаций.

Профессиональный подход в оценке поведенческой нормы и девиаций базируется на представлении о существовании профессиональных и корпоративных стилей поведения и традиций. Профессиональная норма - это технический стандарт, свод правил для медиков, объединенных «клятвой

1 Если в естественных науках ориентируются на «норму-точку» (например, нормальная температура тела человека - 36,70С), то в социальных науках «норма» - это интервал, «оптимальная зона, в пределах которой система не переходит на патологический уровень». Я.И. Гилинский социальную норму определяет как «исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру.. .допустимого поведения». - Ю.Г.

Гиппократа», модель поведения типичного представителя определенной профессии. Их нарушение расценивается как девиация.

Отклоняющимся может быть принято поведение, не соответствующее возрастным шаблонам и традициям, являющееся следствием акселерации, ретардации, гетерохронности развития. Наличие стандарта, фиксирующего типичные черты ребенка определенного хронологического возраста, позволяет рассматривать каждого отдельного ребенка как вариант, более или менее отклоняющийся от основного типа. С учетом стандарта - ребенка массового типа возрастного развития - Л.С. Выготский выделил отсталого ребенка, ребенка-примитива с задержкой развития социокультурного происхождения и ребенка-дезорганизатора (как «трудного, так и одаренного). Подросток с девиантным поведением - это, как правило, ребенок-дезорганизатор [1].

Психологический подход рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности, блокированием личностного роста и деградацией личности.

Феноменологическая (личностная) парадигма позволяет отметить, что в практике психологи нередко сталкиваются не с отклоняющимся, а с непринимаемым, отвергаемым, отклоняемым взрослыми поведением. Так, ярлык «девиантных» среди педагогов носят недисциплинированные дети, которые постоянно привлекают к себе внимание, доставляют наибольшее беспокойство использованием нецензурной и жаргонной лексики, эпизодическим употреблением алкоголя, табака, драками.

Следует подчеркнуть, что с позиций самого подростка некие возрастные и личностные особенности позволяют считать поведение, рассматриваемое взрослыми как отклоняющееся, «нормальными» игровыми ситуациями, которые отражают стремление к необычайным ситуациям, приключениям, завоеванию признания, испытанию границ дозволенного [5]. Поисковая активность подростка служит расширению границ индивидуального опыта.

Условно к девиантам можно отнести и категорию одаренных детей, поскольку и те, и другие резко выделяются среди сверстников как в реальной жизни, так и в образовательных учреждениях среди объектов фронтальных педагогических воздействий. Неслучайно отмечают существенную близость между творческой и девиантной личностью (особенно с аддиктивным поведением). Это особый тип - «искатель возбуждения». Отличие заключается в том, что для подлинного творчества удовольствие составляет сам процесс

творчества, а «для девиантной разновидности поисковой активности основной целью является результат - удовольствие».

Некоторые отечественные и зарубежные исследователи считают целесообразным подразделять отклоняющееся (девиантное) поведение на аморальное (безнравственное), делинквентное (допреступное) и преступное (криминальное) [11]. Данные типы девиантного поведения выделены с учетом особенностей взаимодействия индивида с реальностью, механизмам возникновения поведенческих аномалий [3].

Под делинквентностью традиционно понимается правонарушительное или противоправное действие, не несущее за собой уголовной ответственности. В немецком языке понятие «делинквентность» включает все случаи нарушения норм, предусмотренные уголовным кодексом, т.е. все юридически наказуемые деяния. Отечественные ученые личность несовершеннолетнего, совершившего преступление, называют делинквентной. К криминальной личности принято относить совершеннолетнего человека, который совершил преступление [8], так как убийства1, изнасилования и другие бесчеловечные поступки во всем мире считаются девиацией.

Поскольку отмеченные качества являются аморальными (противоречащими нормам этики и общечеловеческим ценностям), наблюдается определенная трудность в отграничении делинквентных и аморальных поступков. По многим характеристикам криминальное и делинквентное поведение рядоположены. Различие между рассматриваемыми понятиями заключается в том, что преступное и делинквентное поведение носят антисоциальный характер, аморальное - асоциальный.

Н. Смелзер приводит наиболее яркие примеры девиации (бесчеловечные поступки, которые всегда вызывают осуждение): убийство, кровосмешение, изнасилование. Выделяя три основных компонента девиации (человек, которому свойственно определенное поведение; норма (или ожидание), которая является критерием оценки девиантного поведения; некий другой человек, группа или организация, реагирующая на поведение), он отмечает, что ожидания, определяющие девиантное поведение, со временем меняются; среди населения могут возникать разногласия по поводу законности и правильности ожиданий; различные слои населения могут выражать разные точки зрения по поводу

1 Следует отметить, что во время войны убийства оправданы.- Ю.Г.

девиантности некоторых типов поведения - курения, употребления наркотиков, нарушения правил дорожного движения и пр. «Поскольку критерии определения девиантного поведения неоднозначны и часто вызывают разногласия, трудно точно установить, какие типы поведения можно считать девиантными» [9].

С.А. Беличева среди отклонений от нормы выделяет асоциальный тип отклоняющегося поведения; рассматривает социальные отклонения корыстной направленности (хищения, кражи и т.п.), агрессивной ориентации (оскорбление, хулиганство, побои), социально-пассивного типа (уклонение от гражданских обязанностей, уход от активной общественной жизни); считает, что они различаются по степени общественной опасности, по содержанию и целевой направленности. Она выделяет докриминогенный уровень, когда несовершеннолетний еще не стал объектом преступления, и криминогенные проявления - асоциальное поведение преступной ориентации. Асоциальность рассматривается как наиболее общее понятие, означающее любое отклонение от социальных норм. При этом С.А. Беличева различает несоциализированные формы проявления асоциальности, которые выступают в виде негативизма, конфликтности, агрессивности, направлены против множества людей, групп или учреждений, и социализированные нарушения, которые могут проявляться в тех же видах, но по отношению к отдельным людям девиант сохраняет лояльность и не проявляет асоциального поведения (например, банда не совершает краж внутри своей группы). С точки зрения автора данной статьи, и ту, и другую форму можно считать девиацией поведения.

В настоящее время большое внимание уделяется выявлению и описанию отклонений в поведении, связанных с патохарактерологическими особенностями личности [10]. Менее изученным остается поведение, характерное для последней из выделенных форм [4].

В.М. Синайко, А.М. Кожина, И.В. Романова, Л.М. Гайчук отмечают, что девиации у подростков с антидисциплинарным, антиобщественным, аутоагрессивным поведением имеют склонность к генерализации и могут захватывать все ниши их социального функционирования - семью, школу, группу сверстников.

Критерии девиантного поведения неоднозначны. Латентные правонарушения (безбилетный проезд, нарушение правил уличного движения, мелкие кражи, скупка краденого) могут остаться без внимания. Однако резкие изменения в поведении, когда потребности личности не соответствуют

предложению; снижение ценностного отношения к себе, своему имени и телу; негативное отношение к институтам социального контроля; нетерпимость к педагогическим воздействиям; ригоризм в отношении к наркомании, проституции, бродяжничеству, попрошайничеству, связанный с особым виктимным опытом; правонарушения служат наиболее устоявшимися признаками девиантного поведения. Л.Б. Филонов подчеркивает, что недопустимо навешивать ярлык девиантности на некий вид поведения при всех обстоятельствах [7].

Обобщение изложенного позволяет заключить, что девиантным принято считать поведение, отклоняющееся от норм морали, сформировавшихся в определенном обществе на данном уровне социального и культурного развития, и влекущее за собой санкции: изоляцию, наказание, лечение, осуждение и другие формы порицания нарушителя. Проявляется оно в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением.

Таким образом, можно констатировать, что девиантное поведение является сферой научных интересов многих отечественных и зарубежных ученых. Причем одни в своих работах особое внимание уделяют отдельным видам отклоняющегося поведения, другие отдают предпочтение исследованию девиантной личности в определенном возрасте и т.п. И все же единой точки зрения исследователей на классификацию и типологию девиантного поведения не наблюдается.

* * *

1. Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход // Беккер Г. Избранные труды по экономической теории. М., 2003.

2. Беличева С.А. Специализированные подростковые клубы как институт ресоциализации «трудных» подростков // Психол. журн. 1984. Т. 5. № 6. С. 48-54 с.

3. Беличева С.А., Фокин В.М. Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер М.: РИЦ Консорциума "Социальное здоровье России", 1992. 77 с.

4. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. 1972. № 2. С.114-123 с.

5. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-

политический журнал. 1995. № 2. С. 20-31 с.

6. Криминология: учебник для вузов/ Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. /2-е изд., перераб. и доп. - М.:Юристъ, 2002. - 686 с.

7. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социальнопсихологического тренинга. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 168 с.

8. Социальные отклонения / под ред. В.Н. Кудрявцева. М.: Юрид. лит-ра, 1989.

9. Фельдштейн Д.И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков. М.: Педагогика, 1982. 222 с.

10. Филонов Л.Б. Тактика установления оптимальных отношений с индивидом с целью его изучения // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. М., 1979.

11. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. №4. С. 6-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.