Научная статья на тему 'ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ ДЕВИАНТНОГО (ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ) ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ ДЕВИАНТНОГО (ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ) ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
237
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАЦИЯ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ / ЛИЧНОСТЬ / ОБЩЕСТВО / ПОСТУПОК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Умурзакова З.А.

Девиантное поведение опасно не нарушениями дисциплины. Самые значительные нарушения порядка можно пережить. Дело в последствиях. Девиантное поведение очень существенно влияет на формирование характера, который определяет всю будущую жизнь человека. Если такое поведение вовремя не остановить и не подправить, то общество получит неуравновешенного, морально незрелого, без жизненных принципов и нравственного стержня, слабого человека. Вот почему коррекция поведения на начальном этапе - это жизненная необходимость, к которой нужно подходить со всей серьезностью и ответственностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ ДЕВИАНТНОГО (ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ) ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Information about the author: Sharifova Guliston Amriddinovna - PhD in philological sciences, associate professor of Tajik Technological University, Republic of Tajikistan, tel.: (+992) 907 702975, e-mail SharifovaG@inbox.ru

ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ ДЕВИАНТНОГО (ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ) ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Умурзакова З.А.

Таджикский государственный педагогический университет имени Садриддина Айни

В мировой научной литературе существует несколько подходов к определению «девиантное поведение». Одни ученые склонны считать, что «девиация» - отклонение от нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другое наказание индивида (Н.Дж. Смелзер), другие, видят причину девиаций в разрыве между целями общества и социально-одобряемыми средствами существования этих целей (Р. Мертон), третьи подчеркивают, что девиация возникает в результате конфликтов между культурными нормами.

Я.И. Гилинский под девиацией (лат. deviato - отклонение) понимает:

- поступки, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стереотипам, образцам);

- социальное явление, выражающееся в относительно распространенных, массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе нормам (социальные отклонения).

В некоторых научных публикациях отклоняющееся поведение рассматривается как форма дезорганизации поведения индивида в группе или категории лиц (девиантов и делинквентов) в обществе, обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества. Или: отклоняющееся поведение -действия и поступки людей, социальных групп, противоречащие социальным нормам либо признанным шаблонам и стандартам поведения. Отклоняющееся поведение -система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам.

Естественно каждый исследователь этого явления стремится «высветить» какую-то отдельную грань его: юридическую, медицинскую, психологическую, социологическую и т.п. Но их объединяет одно обстоятельство. Все ученые склонны считать, что девиантное поведение характеризует поступки и социальные действия индивида, вступающего в конфликт с социальными нормами общества. Но, тем не менее, целостного, интегрального определения девиантного поведения на сегодняшний день не существует.

Девиантное поведение, по моему мнению, — это специфический способ передачи, усвоения, закрепления и проявления ценностного отношения личности к обществу, подкрепленный мотивацией, направленной на изменение социальных норм и ожиданий.

Средой проявления девиантного поведения является улица, семья, трудовой (учебный) коллектив, соседские отношения и т.п. Провоцируют девиантное поведение социально-экономические условия, семейно-бытовые отношения, потребности, социально-культурное окружение, межличностные отношения и общение людей друг с другом.

В социологии к отклоняющемуся поведению иногда относят социальные явления: безработицу, душевные заболевания, бедность, бродяжничество и т.п. Специфическими формами отклонений от нормы могут быть также изменения в моде, научная, техническая, художественная или другая творческая деятельность, направленная на создание нового, уникального, отличного от того, что мы считаем нормой на уровне обыденного сознания.

Имея общий генезис, различные формы девиантного поведения определенным образом взаимосвязаны.

Как нами было определено выше, девиантное поведение - это общее название для различных нарушений правил поведения, используемое в зарубежной и отечественной литературе. Девиантным обычно называют поведение школьников, вызванное неспецифическими (т. е. не врожденными) факторами. Сюда относятся обычные детские шалости, нарушения дисциплины, иногда хулиганские поступки, свойственные детскому возрасту. Они чаще всего обусловлены ситуацией и детской готовностью их совершить, а не внутренними причинами, психическими расстройствами.(5)

Девиантное поведение, обычные трудности развития ребенка.

Во всех случаях отклоняющегося поведения отмечается нарастание эмоциональной напряженности. Оно характеризуется выходом за нормальные пределы чувств, эмоций, переживаний детей. Напряженность ведет к потере чувства реальности, снижению самоконтроля, неспособности правильно оценивать свое поведение. Под влиянием разбушевавшихся эмоций ребенок, как и взрослый, перестает контролировать свои поступки, способен на безрассудные действия. Ему ничего не стоит нагрубить, ударить, что-то сломать. А чем еще может ответить незащищенный, слабый человек на ухудшение условий, как не изменением своего поведения? Таким образом, девиантное поведение - это изменение реакции ребенка на неприемлемую для него ситуацию.(3)

Кроме главной и всеобъемлющей причины - нарастания напряженности жизни, вызывающей постоянную тревожность у людей и деформирующей их поведение, действуют факторы воспитательные. Девиантное поведение - почти всегда результат неправильного воспитания.(2) Неправильное воспитание - это и воспитание недостаточное, и воспитание чрезмерное. Его характеризуют два основных стиля: тепличной опеки и холодной отверженности. При нормальном, взвешенном, сбалансированном воспитании, опирающемся на индивидуальность ребенка, отклонений нет, и формируются нормальные люди.

Приведём пример чрезмерного воспитания, или так называемой неумеренной опеки. Ребенок живет в благополучной, зажиточной семье. Он единственный наследник. Для родителей «самый -самый». Его постоянно ласкают, опекают, им любуются, находят у него всякие таланты, самые лучшие качества. Ему ни в чем и никогда не отказывают. При этом он растет неумелым, несамостоятельным, беспомощным. День за днем формируется эгоист, семейный деспот, который не умеет и не хочет ничего делать, а только требует исполнения своих желаний. Можно легко предположить, каково ему будет в школе. Для него, непривычного трудиться, обычные задания и требования школьного распорядка оказываются чрезмерными. Неизбежно возникает девиантное поведение, результат которого нетрудно предсказать - истероидный характер. Ребенок негативно реагирует на все трудовые усилия. Он надолго останется инфантильным, в жизнь вступит без надлежащей подготовки и закалки, с характером трудным, неуживчивым. Эгоизм, себялюбие, нежелание трудиться, привычка жить за счет других будут сопровождать этого человека всю жизнь. Нелегко придется ему среди нормально воспитанных людей, а обществу трудно будет удовлетворять все его прихоти.

Другой распространенный пример - недостаточное воспитание. Ребенок брошен на произвол судьбы. Им никто не занимается, воспитания по сути никакого нет. Ребёнок стихийно наследует то, что видит в окружающей жизни, - в равной мере и плохое, и хорошее. Но, хорошего, к сожалению, меньше. Во взрослую жизнь такой ребенок входит, впитав все пороки. Его поведение неизбежно будет отклоняющимся от нормы, потому что другого поведения такой ребенок не знает, никто никогда не учил его, как должен вести себя нормальный человек.

Аномальное поведение - ответная реакция ребенка на ситуацию, которая не соответствует его взглядам, оценкам, понятиям. Обычно эта реакция имеет болезненный характер. Если она сильно затрагивает чувства ребенка и вызывает закрепление в сознании, то девиантное поведение становится нормой и переходит в

расстройство.

Расстройство - приобретенная форма поведения. Оно не связано ни с наследственностью, ни с органическими нарушениями. В основе его обычно лежат видимые причины и следствия. Обычно сначала возникает ситуация, не приемлемая для ребенка, создающая для него определенные трудности и приводящая к переживаниям, обидам, ущемлению самолюбия. Она является стимулом, играет роль запускающего механизма. Когда стимул достигает критического порога, то вызывает ответную реакцию, с помощью которой ребенок пытается снять, сбросить тягостные дли него переживания.

Естественная реакция у каждого ребенка своя. Она обусловлена пониманием ситуации (прошлым опытом), сложностью самой ситуации, особенностями детского характера и темперамента, знанием выхода из ситуации, привычными формами реагирования. И для того чтобы ребенок сложился как личность, он должен научиться самостоятельно и осмысленно преодолевать возникающие препятствия. Если таких препятствий слишком много, то ребенок начинает их обходить, искать способы избавиться от слишком обременительных обязанностей. Тут и зарождается отклоняющееся поведение, вернее, отклоняющееся - для взрослых, но естественное для ребенка в возникшей ситуации.

Сегодня все чаще высказывается мнение, что ребенку необходима почти неограниченная свобода в его развитии но , дети, предоставленные самим себе, только наращивают нецеленаправленное, нецелесообразное поведение. Ярким примером являются дети улиц, растущие «свободно» и независимо. Не свободу нужно предоставлять ребенку, а правильно руководить его воспитанием. Нужно устранять излишние препятствия, мешающие неопытному ребенку адаптироваться к жизни. Каждому хорошо известно, что ребенок, не обладающий еще ни развитым умом, ни опытом жизни самостоятельно не постигнет всей ее сложности.

Девиантное поведение опасно не нарушениями дисциплины. Самые значительные нарушения порядка можно пережить. Дело в последствиях. Отклоняющееся поведение очень существенно влияет на формирование характера, который определяет всю будущую жизнь человека. Если такое поведение вовремя не остановить и не подправить, то общество получит неуравновешенного, морально незрелого, подверженного различным влияниям, без жизненных принципов и нравственного стержня, слабого, неврастенического человека. Вот почему коррекция поведения это жизненная необходимость, к которой нужно подходить со всей серьезностью и ответственностью.(4)

До 12 лет особенно интенсивно идет становление духовного, социального и телесного в человеке. В этот период происходит запечатление в себе внутреннего образа действий и внешнего поведения взрослых людей. Как поступают взрослые - так и ребенок. Ребенок всей душой и зрением своим открыт тому, чтобы брать пример со взрослых.(1)

Закон последовательности впечатлений утверждает: то, что в жизни взрослого человека является наиболее значимым, в ребенке запечатлевается, прежде всего. Ребенок видит взрослого не так, как мы. Внутреннюю сущность другого человека он ощущает интуитивно, а внешность воспринимает непосредственно. Выражение взрослости для него - прежде всего взрослые атрибуты: одежда, манера поведения. Сколько слез пролито из-за того, что мама не разрешает надевать девочке туфли на высоких каблуках, а папа не позволяет сыну употреблять бранные слова, которые сам произносит в его присутствии.

Появление всех нездоровых наклонностей следует замечать и предупреждать в детском возрасте. Если время упущено, сензитивный период прошел, то результат исправления будет незначительный. Опасно, безнравственно и бесчеловечно закрывать глаза на то, что в будущем может испортить жизнь человеку. Ребенок не виноват в том, каким его вырастили. Вся ответственность целиком ложится на его родителей и

учителей. Нужны спокойствие, выдержка, твердость, терпение, настойчивость, обязательно спокойный тон, доброжелательность, аргументированность если мы взяли ответственность за будущее человека. Уходить от трудностей, бросать ребенка на произвол судьбы безнравственно и преступно. Без помощи взрослых ребенок не поймет, что калечит свою будущую жизнь, уродует судьбу.

Общество предъявляет к ребенку как будущему своему члену вполне определенные нормы и требования. Их нужно научиться соблюдать. А к этому пока есть только два пути: или устроить так, чтобы ребенок сам захотел выполнить ту или иную норму поведения, или заставить его. Первый путь предпочтительнее, но и труднее. Второй легче, но опаснее: действие по принуждению исчезает вместе с действием самого принуждения. Будет ли ребенок соблюдать нормы без этого - неизвестно. Третий путь тоже открыт. Он быстрый и эффективный. Но требует большого педагогического мастерства, любви к детям, интереса к их жизни. Можно назвать его просто -реалистическим воспитанием, а можно и профессионально - сочетанием самостоятельности, инициативы ребенка с требовательностью и помощью ему. Этим путем мы и пойдём. Он рассчитан на то, чтобы сделать выполнение социальных норм более привлекательным для ребенка, чем стремление действовать по непосредственному побуждению. В этих случаях нежелательная потребность будет не просто подавляться, а побеждаться изнутри другим, более сильным положительным мотивом. В качестве такого мотива может выступать стремление школьника к одобрению взрослого, желание сделать приятное другому человеку.

Дети не растут самостоятельно. Какой характер, какие привычки и наклонности заложены в детстве, с тем и пойдет человек по жизни. В основе воспитания лежит формирование привычки к правильному поведению, т. е. такой привычки, когда ребенок уже не может поступить иначе, когда правильное поведение становится его потребностью.

Литература:

1. Газман О. С. Воспитание: цели, средства, перспективы: Новое педагогическое мышление. - М., 1989.

2. Данилина, Т.А. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей: пособие для практических работников ДОУ / Т.АДанилина, Н.М. Стёпина. - М., 2008.

3. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 1986.

4. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб.,1997.

5. 5.Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения).-М.,1998.

6. Кокоева, А.Т. Формирование педагогической культуры родителей. - М., 2009.

7. Магомедов, Н.М. Дифференцированный подход к обучению, воспитанию школьников: проблемы, перспективы / Н.М. Магомедов. - Самара, 2007.

ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ ДЕВИАНТНОГО (ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ) ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Умурзакова З.А.

Девиантное поведение опасно не нарушениями дисциплины. Самые значительные нарушения порядка можно пережить. Дело в последствиях. Девиантное поведение очень существенно влияет на формирование характера, который определяет всю будущую жизнь человека. Если такое поведение вовремя не остановить и не подправить, то общество получит неуравновешенного, морально незрелого, без жизненных принципов и нравственного стержня, слабого человека. Вот почему коррекция поведения на начальном этапе - это жизненная необходимость, к которой нужно подходить со всей серьезностью и ответственностью.

Ключевые слова: девиация, девиантное поведение, социальные нормы, личность, общество, поступок.

CAUSES AND CONSEQUENCES OF DEVIANT (DEVIANT) BEHAVIOR OF

YOUNGER SCHOOLBOYS

Umurzakova Z.A.

Deviant behavior is not dangerous t wrong doing. The most significant violations of the order can survive. The point the consequences. Deviant behavior is very significant effect on the formation of character, which determines all future human life. If this behavior is not time to stop and not to correct, then the society will get unbalanced, morally immature, without life principles and moral core, a weak man. That is why the correction of behavior at an early stage - it is a necessity of life, which must be approached with the utmost seriousness and responsibility.

Key words: deviation, deviant, behavior, social, norms, personality, society, act.

Сведения об авторе: Умурзакова Зулфия Ахмеджановна - старший преподаватель кафедры современного русского языка и общего языкознания Таджикского государственного педагогического университет имени Садриддина Айни, тел.: (+992) 918- 64-12-60, е- mail: aziska-aziza22@mail.ru

Information about the author : The senior teacher of chair of modern Russian and general linguistics Tajik state pedagogical University named after Sadriddin Aini tel: (+992) 918- 6412-60, е- mail: aziska-aziza22@mail.ru

АДЪЕКТИВНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ В СИСТЕМЕ СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИХ ТИПОВ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ В ТАДЖИКСКОМ, АНГЛИЙСКОМ И РУССКОМ ЯЗЫКАХ

Махмадалиева Х. П.

Таджикский государственный педагогический университет имени Садриддина Айни

Адъективные словосочетания представлены различными по семантике и структуре конструкциями. Научный интерес представляет вопрос о том, во-первых, на основании каких критериев они объединяются в один тип, и возможно ли такое объединение. Во-вторых, сопоставление адъективных словосочетаний интересно, прежде всего, под углом зрения того, одинаковы ли языковые средства выражения тех или иных конструкций в сопоставляемых языках, как реализуются в разных языках категории, в основе которых лежит одно и то же семантическое понятие. Исследуется структурно -семантическая организация адъективных словосочетаний в аспекте лексико -синтаксической координации, грамматическая связь компонентов адъективных словосочетаний сопоставляемых языков; особое внимание уделяется описанию определения ядерных адъективных конструкций и конструкций, находящихся на периферии зоны адъективности. [1; 181]

1.Адъективные отношения - это отношения между категориями субстанции и признака. Это значение отношения является денотатом языкового адъективного значения. Значения предмета и признака тесно взаимосвязаны. Как предмет определяется через адъекты, так и свойства, адъекты детерминируются через указание на их носителя, то есть на предмет.

2.Опираясь на понимание словосочетания как грамматически организованной группы, рассматриваемой с точки зрения комбинаторики классов и подклассов слов, их форм, а также расстановки по отношению друг к другу, мы выделили адъективные словосочетания. Отличительной чертой данного типа словосочетаний является тесная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.