Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКА'

ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОСТЬ / ДЕВИАЦИЯ / ОТКЛОНЕНИЯ / КОРРЕКЦИЯ / СОЦИУМ / ШКОЛА / СЕМЬЯ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ К ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ / АГРЕССИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юнусова Нафиса Муродовна

В настоящее время перед педагогической общественностью встала огромная проблема «происхождения» так называемого девиантного поведения детей уже младшего школьного возраста, и главным образом дезадаптации к школьной среде, агрессивности в различных формах её проявления, приводящие к социальному и психологическому расстройству, требующей коррекции. Отклоняющееся поведение подразумевает поведение, противоречащее принятым правилам норм и морали и последующего его наказания. Проблема регулирования поведения человека является актуальной до тех пор, пока будет существовать проблема противоречия между «желаемым и возможным». Отклоняющееся поведение - естественная защитная реакция ребёнка в мире жестокости и безнравственности. Автор статьи предлагает примерную схему организации и управления работы педагога по коррекции девиантного школьника

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION AND MANAGEMENT OF THE WORK OF THE TEACHER ON CORRECTION OF THE DEVIANT BEHAVIOR OF THE SCHOOLBOY

Currently, the pedagogical community is faced with a huge problem of the "origin" of the so-called deviant behavior of children of primary school age, and mainly maladjustment to the school environment, aggressiveness in various forms of its manifestation, leading to social and psychological disorder that requires correction. Deviant behavior implies behavior contrary to the accepted rules of norms and morality and its subsequent punishment. The problem of regulating human behavior is relevant as long as there is a problem of contradiction between "the desired and the possible." Deviant behavior is a child's natural defensive reaction in a world of cruelty and immorality. The author of the article offers an approximate scheme for organizing and managing the work of a teacher to correct a deviant student

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКА»

ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИКИ

ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКА

Юнусова Н.М.

Таджикский национальный университет

«Каждое узнавание чего-либо нового о воспитаннике, у воспитателя немедленно должно претворяться в практическое действие, практический совет, стремление помочь воспитаннику»

А. СМакаренко

Современные общеобразовательные учреждения в условиях рыночных условиях и демократического строя обязана внести свой достойный вклад в воспитание нового, прогрессивно развивающегося поколения, раннее выявление способностей и дарований каждой развивающейся личности, что приведёт к росту социальной активности будущего члена общества, а, следовательно, и социально-экономическому прогрессу.

Давно известно: школа - зеркальное отражение общества. Все процессы и их последствия, как положительные, так и отрицательные, происходящие в общественной жизни, немедленно переносятся на школу, оседают и в ней закрепляются.

Любые неблагоприятные перемены в жизни взрослых больнее всего бьют по детям, по школе, где создают комплекс

Необходимо отметить, что причинами девиантного поведения людей вообще могут стать следующие причины:

- непринятие личностью правил и норм общества;

- невосприимчивость к существующему режиму;

- наследственная предрасположенность отклонения в поведении.

В связи с этим, хотелось бы подчеркнуть, что ознакомление ребёнка с обществом, человечеством, с историей и культурой своей родины, напрямую зависит от родителей и семьи вообще. Именно семья, семейные отношения являются фундаментом развития основ нравственного самосознания личности, закладываются правила и нормы поведения [8].

Семья не только способствует развитию человека как личности, она так же стимулирует его активность - творческую и социальную, где умело разработанная организация времени, в том числе и свободного, способствуют улучшению здоровья, физического, нравственного и поведенческого развития ребёнка.

В последние годы появились ценные для теории педагогики исследования по вопросам работы с девиантными детьми и так называемыми педагогически запущенными детьми, где раскрываются причины, обуславливающие педагогическую запущенность, отклонения в поведении и пути их преодоления [4; 7].

Большинство ведущих российских специалистов, психологов и педагогов, как Г.Ф.Бочкарёва, Л.М.Зюбин, ФНЮрченкои др., дают статистические данные о занятиях, интересах, микросреде трудных детей, предпринимают попытки классифицировать их с учётом стойкости и глубины антисоциальной установки личности. Но опираясь только лишь на общую направленность личности, нельзя составить целостную характеристику детей с отклоняющимся поведением.

Отклоняющееся поведение подразумевает поведение, противоречащее принятым правилам норм и морали и последующего его наказания.

Отклонения в поведении идущие в разрез с принятыми нормами, условно можно разделить на:

- физические, касающиеся непосредственно с состоянием здоровья ребёнка;

- психологические, т.е. показатели умственного развития ребёнка, психические отклонения;

В отдельную группу выделяется одарённость детей. Это своего рода синтез способностей, предполагающий успех деятельности самого ребёнка [11].

В научной литературе, будь то педагогическая, социальная или психологическая, достаточно широко исследованы проблемы поведенческих отклонений детей. В исследованиях педагогического характера, для группы детей с поведенческими отклонениями, применяются такие понятия как: «девиантный», «трудновоспитуемый», «асоциальный» и т.д.

Поведенческие отклонения различаются:

- массовые или индивидуальные т.е. масштабом;

- отрицательные или положительные, в зависимости от последствий.

- субъективные, отклонения каждого в отдельности, неформальных группировок т.д.

- объективные, это нарушения экономические, материальные, бытовые.

- длительность, кратковременные или постоянные;

- типы нарушений: криминал, хулиганство, склонность к бродяжничеству, вандализм, аморальное поведение, национализм.

Разработанные методики по выявлению таких способностей, на данный момент, способствуют раннему их выявлению будь то музыка или спорт:

- педагогические;

- социальные, нарушение правил и норм, принятых в данном обществе, характеризующейся устойчивостью и массовостью.

Трудновоспитуемость ребёнка, его поведенческие отклонения, рассматриваются через понятие именуемое «девиация».

Девиация - это изменения свойственные и как каждому конкретному человеку, так всему окружающему. Изменения в социуме непосредственно связаны с деятельностью индивида и выражается в его поведении. Как отмечалось раннее, поведение бывает нормальным и отклоняющимся.

И в зависимости от характера отклонений различаются:

- девиантное поведение, нарушения характерные микросоциальным взаимоотношениям, а именно в семье и в школе;

- делинквентное, т.е. регулярные асоциальные поступки детей, нарушающие нормы и права, но, уголовно не наказуемые в следствии их ограниченной опасности обществу или же несовершеннолетия самого ребёнка;

- криминальное, как результат последствий девиантного и делинквентного поведений -противоправный проступок служащим поводом для возбуждения уголовного дела.

Анализируя психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что:

1) агрессивность, независимо от особенностей поведения, является ключевой характеристикой девиантного поведения;

2) необходимы новые формы, новые методы воздействия на девиантного ребёнка, которые бы обеспечили успех коррекционной работе.

Таким образом, подытоживая сказанное, можно наметить направления индивидуализации коррекции девиантного школьника, это:

- их изучение, проектирование, основных черт и свойства личности, осуществление групповых и индивидуальных программ перевоспитания, межличностные отношения в классе;

- взаимоотношения и взаимосвязь педагогов с девиантными в процессе перевоспитания;

- регулирование и корректирование поведения на основе указанных контактов, учёт и анализ хода результатов в процессе перевоспитания. Планирование воспитательной работы осуществляется на протяжении всей деятельности с детьми с поведенческими отклонениями, так как по мере необходимости план корректируется, в него вносится дополнения, изменения.

Только зная психолого-педагогические основы причин возникновения девиантности в её оптимальных чертах и индивидуальных различиях, можно построить систему перевоспитания, чтобы она предупреждала рецидивы отклонения в поведении.

Итак, примерная модель организации и управления работы педагога по коррекции может строиться в такой последовательности:

I. Подготовительный этап: диагностика девиантного школьника.

Цель: сбор информации об общей направленности, характере, опыте, уровне общего развития, индивидуальных особенностях поведения и общения, истории развития и состояния здоровья ребёнка.

Методы и приёмы: наблюдение в естественных условиях и при создании воспитательных ситуаций, беседа, изучение личных дел, эксперимент.

Направления воспитательной работы педагога:

- планирование системы профилактических мер по устранению конфликтных ситуаций в школе и в семье;

- изолирование от отрицательных влияний улицы;

- создание единых требований;

- установление контакта с классом;

- пробуждение стремления исправиться.

П. Доверительный этап: установление контакта с окружающей средой.

Цель: установление и укрепление авторитета педагога, налаживание доверительных отношений с ребёнком.

Методы и приёмы:

- вовлечение в жизнь и деятельность коллектива;

- убеждение;

- требование и упражнение в правильном поведении;

- влияние общественного мнения;

- пробуждение к деятельности.

Направления в работе педагога:

- контроль и организация здоровых взаимоотношений с коллективом, а и учителями, с родителями, с представителями общественности;

- участие в различных видах деятельности, т.е. учебной, трудовой, спортивной, общественной и др.;

- привлечение к занятиям в кружках и секциях;

- развитие положительных качеств ребёнка с применением приёмов самовоспитания.

III. Переломный этап: пробуждение здорового стремления, желание добиться положительной нормы поведения.

Цель:

- разъяснение нравственных понятий;

- укрепление положительных взаимоотношений;

- выполнение общественных поручений;

- формирование перспектив положительного поведения;

- стимулирование разнообразной деятельности.

Направления в работе педагога:

- развитие положительных качеств личности;

- создание условий для проявления активности в деятельности;

- вовлечение в общественно-полезную деятельность по интересам и стремлениям;

- оказание помощи в самовоспитании; регулирование и корректирование воспитательной программы новыми методами и приёмами воспитывающего влияния или пересмотр её, если выявляется непригодность.

IV. Закрепляющий этап: закрепить определённые успехи в нравственном поведении и учебной деятельности.

Цель: пробуждение стремления к самосовершенствованию, повседневное проявление доверия и стимулирование положительной направленности жизненной позиции школьника.

Направления в работе педагога:

- дальнейшее включение в многообразную коллективную деятельность класса, школы;

- обеспечение чёткой организации новых условий жизни;

- привлечение в учебно-воспитательный процесс родителей и общественности;

- учёт и контроль конечных результатов по коррекции девиантного поведения младшего школьника.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдульханова - Славская, К.А Проблемы комплексного изучения человека, психология и педагогика в грантах / КААбдульханова - Славская, А.М. Иваницкий, АВМудрик // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. - 2000. - N° 2. -С.43-50.

2. Амонашвили Ш.А Гуманно-личностный подход к детям. Москва: Воронеж, 1998. - 544с.

3. Бим-Бад Б.М. Антропологическое основание теории и практики современного образования Очерк проблем и методов их решения. М.: Изд. Российского открытого университета, 1994. - 36 с.

4. Блонский П.П. Трудные школьники. М.,1930. - 205 с.

5. Валеева P.A. Личность педагога как главная фигура гуманизации воспитания. //Педагогическое образование: гуманистические традиции и новаторство. Казань, 1999. - С.28-31.

6. Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. М.: Просвещение, 1978. - 52с.

7. Диагностика готовности ребёнка к школе / Под ред. Н.Е.Вераксы - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - С.110-264.

8. Дилл Д Что должны знать учителя. Знания, умения и нравственные ценности хорошего педагога. М., Прогресс-Традиция, 2001. - 336 с.

9. Донских Т.А Семь путей к катастрофе: деструктивное поведение в современном мире. Новосибирск,1999. - 55с.

10. Каримова И.Х. Теоретические основы гуманизации гуманитарного

образования учащихся таджикской школы. Автореферат дисс. раб. док. пед наук. Душанбе, 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Шарипова ДЯ. Теоретические основы преобразования нравственно-патриотического воспитания младших школьников на основе развития критического мышления // дисс. док. пед. наук. - Душанбе: 2012. - 25с.

ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКА

В настоящее время перед педагогической общественностью встала огромная проблема «происхождения» так называемого девиантного поведения детей уже младшего школьного возраста, и главным образом дезадаптации к школьной среде, агрессивности в различных формах её проявления, приводящие к социальному и психологическому расстройству, требующей коррекции. Отклоняющееся поведение подразумевает поведение, противоречащее принятым правилам норм и морали и

последующего его наказания. Проблема регулирования поведения человека является актуальной до тех пор, пока будет существовать проблема противоречия между «желаемым и возможным».

Отклоняющееся поведение - естественная защитная реакция ребёнка в мире жестокости и безнравственности.

Автор статьи предлагает примерную схему организации и управления работы педагога по коррекции девиантного школьника

Ключевые слова: девиантность, девиация, отклонения, коррекция, социум, школа, семья, дезадаптация к школьной среде, агрессивность

ORGANIZATION AND MANAGEMENT OF THE WORK OF THE TEACHER ON CORRECTION OF THE DEVIANT BEHAVIOR OF THE SCHOOLBOY

Currently, the pedagogical community is faced with a huge problem of the "origin" of the so-called deviant behavior of children of primary school age, and mainly maladjustment to the school environment, aggressiveness in various forms of its manifestation, leading to social and psychological disorder that requires correction. Deviant behavior implies behavior contrary to the accepted rules ofnorms and morality and its subsequent punishment. The problem of regulating human behavior is relevant as long as there is a problem of contradiction between "the desired and the possible."

Deviant behavior is a child's natural defensive reaction in a world of cruelty and immorality.

The author of the article offers an approximate scheme for organizing and managing the work of a teacher to correct a deviant student

Key words: deviance, deviation, deviations, correction, society, school, family, maladjustment to the school environment, aggressiveness

Сведения об авторе:

Юнусова Нафиса Муродовна - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Таджикского национального университета, E-mail: aziska-aziza22@mail.ru

About the author:

Unusova Nafisa Murodovna - Doctor of Pedagogy, Professor of the Department of Pedagogy, Tajik National University, E-mail: aziska-aziza22@mail.ru

УДК: 371.3(575.3)

ИНКЛЮЗИЯ - ПУТЬ К РАВНОПРАВИЮ: ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ПРИНЦИПАМ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Каримова И.Х., ХакимоваДж

Академия образования Таджикистана Баротова Г.Ю.

Таджикский государственный педагогический университет им. С. Айни

Воспитатели дошкольных учреждений и учителя средних образовательных учреждений играют основную роль в обеспечении качественного образования для всех детей. На это нацелены Цели для устойчивого развития до 2030 года, в частности, Цель 4: Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех.

Не смотря на то, что во время пандемии учителям приходится работать в сложных условиях: большая наполняемость в классе, не везде инфраструктура отвечает современным требованиям, обеспеченность учебниками и художественной литературой желает быть лучше, но учителя делают все для того, чтобы наши ученики получили качественные знания.

Инклюзивное образование в современных условиях является важным, чтобы обеспечить всем детям доступ к качественному образованию, особенно детей с ограниченными возможностями, которые нуждаются в поддержке для получения возможности посещать образовательное учреждение. Сейчас как никогда необходимо привлекать (вовлекать) всех учащихся к культуре и жизни общества, не допускать их изоляции со стороны как семьи, школы, так и гражданского общества.

Инклюзивное образование- это процесс, который должен находиться под пристальным вниманием государства и требует повышения квалификации учителей. Инклюзивное образование- это далеко не только пандусы внутри общеобразовательного учреждения, это намного шире. Мы должны работать над проблемами, с которыми дети могут столкнуться в доступе к качественному образованию и устранять эти трудности.

Наши рекомендации адресованы учителям, которые работают или же будут работать в инклюзивной среде. Мы понимаем, что инклюзивное образование требует от учителей постоянной работы над собой. Учителя будут задавать себе вопросы о том, как дети в их классах учатся и какое они принимают участие в жизни класса, школы, гражданского общества, как учитывать разнообразные потребности детей при обучении в условиях общеобразовательного учреждения, и, надо заметить, что это не только

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.