Научная статья на тему 'ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА УРОКЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ СИТУАЦИЕЙ ПЕДАГОГОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА УРОКЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ СИТУАЦИЕЙ ПЕДАГОГОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
705
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
девиантное поведение / педагогика / управление учебной ситуацией. / deviant behavior / pedagogy / educational situation management.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колясникова Наталья Владимировна

Девиантное поведение (также социальная девиация, отклоняющееся поведение) — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определённых формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя). Девиантность как социальное явление и реакция общества на неё изучается социологией, индивидуальные девиации — психологией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVIANT BEHAVIOR IN THE CLASSROOM: OPPORTUNITIES AND LIMITATIONS OF LEARNING SITUATION MANAGEMENT A TEACHER OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION

Deviant behavior (also social deviation, deviant behavior) is a stable behavior of an individual that deviates from the generally accepted, most common and well — established social norms. Negative deviant behavior leads to the application of certain formal and informal sanctions by society (isolation, treatment, correction or punishment of the violator). Deviance as a social phenomenon and the reaction of society to it is studied by sociology, individual deviations-by psychology.

Текст научной работы на тему «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА УРОКЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ СИТУАЦИЕЙ ПЕДАГОГОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №4/2021

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА УРОКЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ СИТУАЦИЕЙ ПЕДАГОГОМ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

DEVIANT BEHAVIOR IN THE CLASSROOM: OPPORTUNITIES AND LIMITATIONS OF LEARNING SITUATION MANAGEMENT A TEACHER OF

AN EDUCATIONAL ORGANIZATION

Колясникова Наталья Владимировна, Педагог дополнительного образования МОУ ДО детско-юношеский центр «Контакт» Город Екатеринбург

Kolyasnikova Natalia Vladimirovna, kfservis@mail.ru

Аннотация

Девиантное поведение (также социальная девиация, отклоняющееся поведение) — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определённых формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя). Девиантность как социальное явление и реакция общества на неё изучается социологией, индивидуальные девиации — психологией.

Annotation

Deviant behavior (also social deviation, deviant behavior) is a stable behavior of an individual that deviates from the generally accepted, most common and well — established social norms. Negative deviant behavior leads to the application of certain formal and informal sanctions by society (isolation, treatment, correction or punishment of the violator). Deviance as a social phenomenon and the reaction of society to it is studied by sociology, individual deviations-by psychology.

Ключевые слова: девиантное поведение, педагогика, управление учебной ситуацией.

Keywords: deviant behavior, pedagogy, educational situation management.

Современное российское общество характеризуется крайне высокой степенью социальной дифференциации по экономическому, культурному, стилевому критериям. В полной мере все это отражается и в средней школе. Образовательная ситуация сегодня такова, что в школе учатся те, чей культурный, языковой, традиционный фон сильно различаются. В школе обучаются дети разных национальностей. Этническая и вероисповедная картина в нашей стране мало чем отличается от картины конца 19-го, начала 20-го века. По разным источникам русских в стране - от 72 до 82%, несколько возрос процент тюркоязычных (кроме татар и башкир, возросло число азербайджанцев, казахов, киргиз, узбеков, некоторых дагестанцев, карачаевцев). Поведение таких «разных» детей может сильно отличаться, не соответствовать ожиданиям, как друг друга, так и учителей. Социально-экономические трансформации в российском обществе, которые фиксируются последние десятилетия, негативно сказались на ценностях, возможностях и содержании моральных выборов многих людей.

Постоянно увеличивается число детей, чьи индивидуальные траектории развития не соответствуют традиционным представлениям о «нормативном» развитии, обучение и воспитание которых требует разработки и применения новых форм и методов работы. Как совместить разные стили, стартовые позиции, ценностные установки в достижении единой цели на уроке? Задача нетривиальна как для науки, так и для педагогической практики. Ее можно рассматривать как социально-педагогическую [6]. Наиболее проблемным в этом аспекте является подростковый возраст - этап развития человека как субъекта и личности, а наиболее острой и актуальной - проблема коррекции отклонений в поведении подростков и профилактика отклоняющихся типов развития.

Исходным для понимания девиантного поведения служит понятие социальной нормы, которая понимается как предел, мера допустимого

(дозволенного или обязательного) в поведении или деятельности людей, обеспечивающие сохранение социальной системы. Девиантное поведение — своего рода социальный выбор: когда цели социального поведения несоизмеримы с реальными возможностями их достижения, индивиды могут использовать иные средства, чтобы добиться своих целей. Очень часто, дети унижают и оскорбляют своих сверстников только лишь для того, чтобы укрепить свой авторитет. Иногда, такой «спектакль» может разыгрываться прямо на уроке.

Исследованием различных аспектов девиантного поведения занимаются многие науки: правоведение и медицина (прежде всего психиатрия и наркология), психология и демография, история и статистика, этнография и антропология, педагогика и социология. Ряд исследователей, вслед за Э. Дюркгеймом, считают, что при нормальных условиях функционирования социальной организации девиантное поведение встречается не так уж часто, но в условиях социальной дезорганизации, когда нормативный контроль ослабевает, возрастает вероятность проявлений девиации. Именно это характеризует сегодняшнее российское общество, поэтому проблема девиантного поведения в образовательном учреждении, на уроке особого удивления не вызывает. С точки зрения теории аномии (Р. Мертон), девиантное поведение растет, если при наличии общих целей социально одобряемые средства достижения этих целей доступны не всем, а для некоторых людей или социальных групп они вообще недоступны. Встречаются дети, которые не только не умеют, но и не знают, как устанавливать отношения со сверстниками. Все чаще, свое девиантное поведение («трехэтажный» мат в конфликтной ситуации, пускание в ход кулаков) сами дети объясняют как совершенно нормальное поведение человека в такой ситуации, ссылаясь при этом на примеры своих родителей, родственников.

К проблеме готовности педагога к работе с трудными подростками с девиантным поведением обращался Гонеев А.Д. [6]. Он считал, что важным в работе с подростками, указанной категории, являются педагогические ценности. Так, ценности-цели включают удовлетворенность выбором профессии «педагог»; осознание педагогом значимости профессионально-педагогической деятельности

и понимание необходимости профилактической работы с подростками, имеющими девиантное поведение.

Согласно В. П. Кащенко [8], исследователю проблем отклоняющегося поведения несовершеннолетних - причины негативных девиаций могут быть приобретенными и врожденными. Если своевременно не обратить на них внимание и не принять необходимых мер, то нежелательные явления неизбежно станут необратимыми, усугубляя со временем отрицательные черты личности. За рубежом и в нашей стране в последнее десятилетие стала популярной идея о том, что агрессивность подростка влияет на его социальное развитие и имеет последствия во взрослой жизни. В Швеции были проведены исследования школьников-подростков в возрасте 10-15 лет [7]. Мальчики с ранней агрессивностью и непоседливостью (гиперактивностью) совершали больше правонарушений и антиобщественных действий при переходе в юность. Уже много десятилетий назад известные антропологи М. Мид и Р. Бенедикт доказали, что в культурах, где подростки рано принимают на себя обязанности взрослых, не происходит кризисов, нет и непредсказуемости в их поведении. К примеру, китайские подростки из Гонконга имеют меньше конфликтов с родителями, чем их сверстники из западных культур. Ученые объясняют это особенностями культурных традиций и хорошей адаптацией. Главное в подростке одни ученые видели в биологических, естественных особенностях, другие - в социальных условиях его жизни. Между тем независимо друг от друга они не проявляются. На это обращала внимание Л. И. Божович [5], полагавшая, что биологическая особенность на каждом этапе выступает с приобретаемой социальной в единстве и по-новому. И здесь следует отметить, что в формировании личности подростка активно должна участвовать школа, которая является другим, и в отличие от семьи, государственным, социализирующим институтом, который должен эффективно осуществлять процесс социализации подрастающего поколения.

На сегодняшний день проблема поведения детей актуальна в каждом образовательном учреждении. Дети ведут себя грубо (что можно считать отклонением от нормы) не только по отношению друг к другу, но и к учителю,

воспитателю, родителю. Речь идет о тех детях, которые, своим поведением вызывают нарастающую недоброжелательность у учителей, одноклассников и школьной администрации. Вместе с тем, перед педагогами стоит задача необходимости соответствия новым компетенциям профессионального стандарта педагога (работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении), формирования системы социальных норм среди молодежи, единства культуры, гарантирующих общественный порядок. Позиция современного российского учителя анализируется Е.В. Прямиковой, которая отмечает ее противоречивость: с одной стороны учитель - на периферии системы, с другой -ее основа, поскольку поддерживает существующий порядок, что можно считать одной из основных проблем развития системы образования [11].

Работа с проблемными обучающимися является неотъемлемой частью педагогической деятельности. Безусловно, каждый ученик, каждая ситуация, требует индивидуального подхода, анализа, и все-таки, когда проблема нарушения поведения возникает в момент урока, учителю необходимо действовать здесь и сейчас. Часто учитель остается один на один с возникшей ситуацией, пытается найти пути решения, которые не всегда имеют положительный и предсказуемый результат. В настоящий момент школа, как и другие социальные институты в России, переживает кризис и находится в состоянии перманентной трансформации. Такая изменчивость общества не может не сказываться на взаимодействии всех субъектов образовательных отношений -учеников, родителей, педагогов. Во многом в связи с этим в период обучения школьникам не всегда прививаются необходимые навыки самооценки своего поведения, недостаточно закрепляются установки против антиобщественных влияний и неблагоприятных жизненных ситуаций; зачастую не налаживаются нормальные (соответствующие нормам), взаимоотношения между педагогами и учениками, в результате чего ученики замыкаются в себе, а затем попадают под влияние нежелательной среды. О том, что данная проблема сегодня является одной из актуальных, требующих немедленного решения, новых подходов,

говорят и результаты проведенного нами опроса учителей. Исследование проведено в рамках подготовки магистерской диссертации на тему «Девиантное поведение учащихся в образовательной ситуации: модели коррекции со стороны учителя», образовательная программа - «Обществоведческое образование», факультет социологии УрГПУ, научный руководитель диссертации - Л.Е. Петрова.

В период с мая по сентябрь 2014 г. методом анкетирования было опрошено 68 учителей средних общеобразовательных школ города Екатеринбурга. Была предложена анкета, содержащая 20 вопросов по проблеме девиантного поведения учащихся на уроках. В настоящее время сбор данных продолжается. К участию в опросе (анкетированию) приглашались все заинтересованные педагоги, которые в данном случае выступали и как эксперты - у каждого профессионала свой способ решения проблем. В данном случае мы прибегли к использованию элементов краудсорсинга - современной технологии сбора сведения у большого числа людей. Как показали результаты опроса, сегодня большинство учителей (69%) испытывают наибольшие трудности с такими формами девиации как «грубость взрослым и сверстникам», «неадекватная реакция на замечания учителя». По мнению учителей, тенденцию к росту имеют такие формы поведения подростков как «хамство взрослым и сверстникам», «пропуски уроков», «полное безразличие к требованиям учителя». Большая половина опрошенных учителей считает, что в школе недостаточно внимания уделяется проблемам работы с девиантными подростками. Половина учителей заявляет, что им приходится часто работать в классах, где есть дети с девиантным поведением. Для профилактики и коррекции девиантного поведения учащихся, учителя пользуются разными методами и приемами: включение ученика в самостоятельную напряженную деятельность (48%); в групповую работу (35%); выносят устное строгое предупреждение (33%); вызывают к доске (3%). Самым распространенным методом является метод индивидуальной беседы с обучающимся (50%). Данные методы не всегда оправдывают себя «...Я затрудняюсь (иногда) найти подход к тому, кто откровенно не выполняет требования: письменное задание в тетради. В

это время ребенок "сидит" в телефоне или общается вслух с товарищами. На мое замечание отвечает - «Я все сделал или сделаю потом», или спрашивает, почему я придираюсь к нему. Он как бы "лезет в бочку" и явно работает на публику, выводя меня из состояния равновесия на какие-то действия...». Или действуют на очень короткое время «.Задаю вопрос в лоб: "Чего он хочет добиться своим поведением?" В начальной школе срабатывает на какое-то время.». Данные опроса говорят о том, что учителям небезразлично, что происходит на их уроках. Они пытаются всеми силами решить данную проблему, разобраться в причинах появления такого поведения учащихся. Некоторые учителя находят причины девиантности в семье подростка «.Неадекватная реакция на замечание, отрицательное отношение к учебе. Эти реакции возникают как ответ подростка на то, что в семье не формируется положительное отношение к школе и образованию вообще. Это глобальные пробелы в воспитании.», «.Разрушение института семьи, отсутствие парадигмы системы воспитания в новейшей истории России.». С другой стороны, 40 % учителей считает, что управление девиантным поведением на уроке полностью зависит от личности учителя.

Согласно современным образовательным стандартам и новому закону «Об образовании», сегодня учитель - это универсальный специалист, который должен знать и учитывать в деятельности психологические и возрастные особенности каждого ученика, ежедневно создавать благоприятную атмосферу в классе, уметь предотвратить и разрешить любую конфликтную ситуацию, при этом он должен реализовать образовательную программу, найти индивидуальный подход к ученику, научить учиться и т.д. и т.п. Среди этого множества разнообразных обязанностей, требований к личности и деятельности учителя, можно найти лишь незначительную часть того инструментария, каким мог бы пользоваться учитель в своей ежедневной работе, а еще меньше специалистов, которые могли бы оказать своевременную и необходимую помощь. Проблемы поведения на уроках сегодня решаются самим учителем, или максимум - с привлечением классного руководителя. Большинство опрошенных нами учителей заявляет о том, что на сегодняшний день им очень нужны рекомендации специалиста по работе с

девиантным поведением. Полученные результаты указывают, что если педагоги научатся распознавать цель нарушения поведения, причины девиаций конкретного ученика, они смогут более конструктивно построить с ним отношения, заменить непродуктивный способ общения на более эффективный. Работу по профилактике девиантного поведения необходимо проводить в комплексе мероприятий. Востребовано проведение мастер-классов, тренингов, семинаров на уровне районных, городских управлений образования или методических объединений. Всегда важен опыт сталкивавшегося с такой ситуацией учителя, классного руководителя или руководителя школы - учебная работа является процессом, в котором общий результат достигается путем сотрудничества всех учителей и объединения воспитательных целей. На уроках, на наш взгляд, эффективным может стать метод активизации личностных ресурсов. Необходимо предоставить возможность для творческого самовыражения учащихся, их личностного роста, обеспечивающие активность самой личности. Важно привлекать учащегося и к анализу самой ситуации: разбирая его поведение вместе с ним, можно установить истинные причины такого поведения и найти решения. Поскольку учащиеся имеют право участвовать в обсуждении вопросов, касающихся ученической жизни, то важно привлечь и их в разработку внутреннего распорядка класса, школы. Совместно разработанные соглашения имеют для учащихся большее значение и лучше соблюдаются.

Важно, чтобы было оказано воздействие сразу всех субъектов образовательных отношений. Поэтому к анализу ситуации по возможности должны привлекаться и родители. Роль родителя тем важнее, чем меньше ученик, имеющий проблемы с поведением - например, учащиеся начальных классов, как правило, не способны еще сами осмыслить причины своего плохого поведения. Работа учителя будет во много раз эффективнее, если мы сможем привлечь к ней родителей учеников. Но, пожалуй, самой ключевой фигурой в коррекции девиантного поведения учащихся на уроках, был и остается сам учитель. В ходе учебной деятельности учитель должен не только являться участником педагогического процесса, но и быть готовым к его осуществлению и

психологически, и физически, и интеллектуально, и морально, а самое главное -и профессионально. Работая по коррекции девиантного поведения на своих уроках, учитель должен хорошо знать личность подростка, степень его девиации, темперамент, характер, склонности, предпочтения. Коррекция девиантного поведения будет настолько эффективной, насколько она учитывает уникальность и неповторимость подростка. Это станет определяющим в выборе методов и приемов по работе с ним. Индивидуальный подход означает выявление природы психологических трудностей конкретного агрессивного подростка и действительных психологических механизмов, лежащих в основе подростковых проблем, осуществление обратной связи, корректировку выбранной методики. Особо полезной будет являться деятельность по социальной коррекции девиантного поведения в школе, где имеется необходимый кадровый ресурс (учителя, педагоги дополнительного образования, психолог, медики, социальный педагог), способный реализовать комплекс коррекционных мероприятий по организации индивидуальной помощи подростку.

Таким образом, проблема девиантного поведения учащихся-подростков на уроке представляется относительно новой и безусловно важной как для науки, так и для практики. Решение проблемы затрудняется институциональным фоном профессиональной деятельности учителя, необходимостью соблюдения всех нормативных предписаний в условиях ограниченных ресурсов воздействия на ученика. Выход - в использовании специальных методических приемов на уроке, повышении степени информированности учащихся о нормах поведения, повышении роли группового влияния «нормальных» детей на поведение детей -девиантов, усиление возможностей родительского самоуправления (родительские комитеты) на поведение детей-девиантов и пр.

Список литературы

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря

2012 г. N 273-Ф3

2. Проект профессионального стандарта педагога, от 15.02.2013 г.

3. Устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №113 (новая редакция) г. Екатеринбург, 2013 г.

4. Божович Е. Д. Психологические особенности развития личности подростка. Актуальные проблемы воспитания подростков. Библиотечка. М.: Издательство «ЗНАНИЕ» 1979. - 40 с.

5. Галагузов А.Н., Галагузова М.А., Ларионова И.А. Социально-педагогические задачи: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности "Социальная педагогика". Сер. Учебное пособие для вузов. Социальная работа. М.: ВЛАДОС, 2007.

6. Гонеев А.Д. Готов ли учитель к работе с трудными подростками//Образование и общество. 2002. №1 (12)

7. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления / 2-е издание, дополненное: Питер; Спб.; 2008 Кривцова С. В. Учитель и проблемы дисциплины М.: Генезис, 2004. - 135 с.

8. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция : Исправление недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя / В. П. Кащенко . - Москва : Просвещение, 1992 . - 222 с.

9. Прямикова Е.В. Позиция учителя в процессе трансформации системы образования // Дискуссия. 2011. № 7. - 130-137 с.

10. Сухомлинский В.А. О «трудных» подростках // Учительская газета - 1957. -№ 28. - 38 с.

List of literature

1. Federal Law" On Education in the Russian Federation " of December 29, 2012 N 273-FZ

2. Draft professional standard of the teacher, dated 15.02.2013.

3. Charter of the municipal autonomous general education institution of secondary general education school No. 113 (new edition), Yekaterinburg, 2013

4. Bozhovich E. D. Psychological features of the development of a teenager's personality. Actual problems of adolescent education. Bibliotechka. M.: Publishing house "ZNANIE" 1979 - - 40 p.

5. Galaguzov A. N., Galaguzova M. A., Larionova I. A. Socio-pedagogical tasks: a textbook for students studying in the specialty "Social pedagogy". Ser. Textbook for universities. Social work. M.: VLADOS, 2007.

6. Goneev A.D. Is the teacher ready to work with difficult teenagers//Education and society. 2002. №1 (12)

7. Kazanskaya V. G. The teenager. Difficulties of growing up / 2nd edition, supplemented: Peter; St. Petersburg.; 2008 Krivtsova S. V. Teacher and problems of discipline M.: Genesis, 2004 - - 135 p.

8. Kashchenko V. P. Pedagogical correction : Correction of character deficiencies in children and adolescents: Book for teachers / V. P. Kashchenko . - Moscow: Prosveshchenie, 1992. - 222 p.

9. Pryamikova E. V. Teacher's position in the process of transformation of the education system // Discussion. 2011. No. 7. - 130-137 p.

10. Sukhomlinsky V. A. About "difficult" teenagers / / Uchitelskaya gazeta-1957. - No. 28. - 38 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.