Научная статья на тему 'Проблемы психолого-педагогической работы с подростками девиантного поведения'

Проблемы психолого-педагогической работы с подростками девиантного поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
546
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Щербаков Е. А.

Статья посвящена психолого-педагогической и профилактической работе с подростками с отклоняющимся поведением. Рассмотрены содержание понятия «девиантность» и факторы, влияющие на отклоняющееся поведение подростков. Показаны некоторые методы и приемы психолого-педагогической работы с подростками девиантного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы психолого-педагогической работы с подростками девиантного поведения»

субъективно приятное. Осознание и понимание человеком неприятной правды о себе может повысить тревожность, вызывать переживания. Что мы и наблюдаем на примере осужденных. Тем не менее такая правда обладает одновременно и освобождающим свойством, избавляющим от неприятных мыслей, переживаний, дающим чувство облегчения. Значение открытия правды о себе для осужденного состоит в том, что ее появление отражает изменение картины внутреннего мира, осознание субъектом способов устранения своих недостатков и решения личностных проблем. И хотя сначала способы, как правило, понимаются неотчетливо, интуитивно, все равно понимание правды придает силы для личностного изменения и роста.

Правда о себе изменяет и бытийный план сознания осужденного. Даже если человек потрясен, внутренне содрогается от правды, ее осознание и понимание способствует мобилизации усилий, направленных на изменение себя в лучшую сторону. Если экзистенциальный опыт человека таков, что он обладает достаточным мужеством, чтобы открыть неприятную правду о себе, то можно не сомневаться в его решимости быть мужественным до конца, чтобы изменить себя и свои отношения с окружающими.

Вся воспитательная и психологическая работа, проводимая сотрудниками в исправительном учреждении, должна способствовать тому, чтобы у осужденных появилось стремление разобраться в своих жизненных проблемах, тем самым «запустить» механизм самопознания и самопонимания. Глубокое осмысление проблем внутреннего плана поможет найти возможные варианты развития и откроет пути к самосовершенствованию и изменению своей жизни в лучшую сторону.

Таким образом, развитие самопознания и самопонимания является одним из важнейших условий становления субъектности и формирования осужденного как субъекта, то есть человека активного, способного брать на себя ответственность за свою жизнь и жизнь близких людей, решать многие жизненные проблемы самостоятельно, придать своей жизни достойный в духовно-нравственном отношении смысл.

1 Брупшинский A.B. Психология субъекта. СПб., 2003.

2 Знаков В.В. Психология понимания: Проблемы и перспективы. М.: Институт психологии РАН, 2005.

3 Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977.

4 Знаков В.В. Психология понимания: Проблемы и перспективы. М.: Институт психологии РАН, 2005.

5 Маслоу А. По направлению к психологии бытия. М., 2002.

6 Сергиенко Е.А. Когнитивная репрезентация в раннем онтогенезе человека // Ментальная репрезентация: динамика и структура / Под ред. A.B. Брушлинского, Е.А. Сергиенко. М., 1998.

ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

О 2010 Е.А. Щербаков

Самарский юридический институт ФСИН России

Статья посвящена психолого-педагогической и профилактической работе с подростками с отклоняющимся поведением. Рассмотрены содержание понятия «девиантностъ» и факторы, влияющие на отклоняющееся поведение подростков. Показаны некоторые методы и приемы пси-холого-педагогической работы с подростками девиантного поведения.

В работах, посвященных психологии подростковой преступности, это явление исследуется в теоретическом, методическом и практическом плане. Российские ученые, раскрывая причинно-следственные факторы роста преступности среди несовершеннолетних, обращают внимание на серьёзные упущения в психолого-педагогической работе. Психолого-педагогическая работа должна начинаться как можно раньше, ещё в детском возрасте. Каждый ребёнок или подросток должен быть всесторонне исследован, причины его девиантного поведения должны быть проанализированы и выявлены. Только абсолютная ясность общей картины: социальной, медицинской, педагогической, а также психологической основы поведения подростка - дает

ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

139

возможность подобрать тактику приёмов и методов психолого-педагогического воздействия, применить или создать заново те или иные психолого-педагогические технологии1.

Педагогам и психологам в школе часто приходится иметь дело с детьми, которые значительно отличаются от других детей. Просьба к педагогу или психологу «как-то воздействовать» на того или иного «трудного» подростка - одна из наиболее частых со стороны других педагогов и родителей. При этом в категорию «трудных» попадают самые разные подростки: неуспевающие, недисциплинированные, дети с разного рода нервными и психическими расстройствами, стоящие на учёте в комиссиях по делам несовершеннолетних, наконец, просто дети из так называемых неблагополучных семей. Это делает весьма сложной проблему выбора адекватных методов психологической и педагогической работы с «трудными» подростками.

В настоящее время в педагогике и психологии нет единого определения понятия «трудный ребёнок», говорят о дезадаптации и девиации подростка, также нет единого подхода к диагностике, профилактике, коррекции его поведения и личностного развития, его ресоциализа-ции. Каждый из имеющихся подходов имеет свои сильные и слабые стороны, а выбор того или иного в практической деятельности педагога или психолога зависит от многих обстоятельств: характера профессиональной подготовки педагога или психолога, его теоретических предпочтений, методической оснащённости, наконец, особенностей конкретного случая.

На основании анализа современной педагогической и психологической литературы можно выделить такой существенный признак, составляющий содержание понятия «трудные дети», как наличие у подростков отклоняющегося от нормы поведения. Для удобства пользуются сокращением «отклоняющееся поведение». Норма и степень отклонения чаще всего определяется тестовыми и экспериментальными методиками. Однако не все параметры отклоняющегося поведения психологи и педагоги умеют сегодня теоретически интерпретировать и измерить, поэтому ведется наблюдение за подростком.

Для характеристики отклоняющегося поведения, или девиации, используют специальные термины: «девиантносгь», «делинквентность», «криминальное поведение».

Под девиантным поведением понимают поведение, связанное с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для семейных, школьных, возрастных социальных групп. Можно назвать этот тип ещё антидисциплинарным. Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое уклонение от учёбы, уходы из дома, пьянство и алкоголизм детей и подростков, ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия, антиобщественные действия сексуального характера, попытки суицида.

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Факторы не действуют изолированно друг от друга. Никакая отдельно взятая причина или фактор не могут быть единственными: проблемность и отклонения в поведении всегда создаются комплексом причин и факторов, стечением ряда неблагоприятных обстоятельств2.

Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребёнка является неблагополучная семья. Сильное влияние оказывают социально-экономические факторы, которые включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной массы населения; безработицу. Морально-этические факторы также оказывают влияние на отклоняющееся поведение подростков. Они проявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, в разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», в падении нравов; с другой -в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения.

В науке и практике психолого-педагогической работы получили широкое распространение следующие технологии работы с подростками девиантного поведения.

Профилактика - это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение,

устранение или нейтрализацию основных причин, факторов и условий, вызывающих различного рода недостатки, социальные отклонения в поведении подростков.

Коррекция - комплекс индивидуально ориентированных мер воздействия на личность ребенка с целью его восстановления в качестве субъекта общения, деятельности и самосознания, а также ослабления, снижения или устранения отклонений физического, психического, нравственного развития ребенка.

Реабилитация - система мер, цель которых - возвращение подростка к активной жизни в обществе и к общественно полезному труду; компенсаторный механизм, используемый для преодоления существующих отклонений у подростка и ребенка. Реабилитация с дезадоптиро-ванными детьми применяется в основном в специализированных центрах; в дошкольных учреждениях, в общеобразовательных школах применяется профилактика и коррекция.

Педагог или практический психолог использует диагностику, что позволяет ему выбрать оптимальную методику для исправления поведения или отдельных черт личности подростка. С помощью определенных методов воспитатель оказывает целенаправленное воздействие на сознание, поведение, чувства ребенка, а также воздействует на окружающую его социальную среду.

Методы классифицируются натри группы:

1. Методы формирования сознания (убеждение): рассказ, объяснение, этическая беседа, внушение, беседа, инструктаж, диспут, доклад, пример.

2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение): упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации.

3. Методы стимулирования (мотивация): соревнование, поощрение, наказание3.

Кроме метода в психолого-педагогической деятельности широко используется понятие

«прием». Прием понимается как частное выражение метода, его конкретизация, носит по отношению к методу частный, подчиненный характер. Фактически каждый метод реализуется через совокупность отдельных приемов, которые накапливаются практикой, обобщаются теорией и рекомендуются к их использованию всеми специалистами.

Однако приемы могут использоваться воспитателем и вне зависимости от методов. Э.Ш. Натанзон выделил так называемые «созидающие» и «тормозящие» приемы4.

Достаточно широко с подростками девиантного поведения применяется психокоррек-ционная работа, представленная в книге Л. А. Пергаменщика5. Он указывает два основных направления психокоррекционной работы:

1) с опорой преимущественно на индивидуальную и групповую психотерапевтическую работу (индивидуальные консультации и групповые тренинги);

2) посредством вмешательства в педагогический процесс (индивидуализация обучения и воспитания; коррекция воспитательных воздействий и оптимизация взаимодействия учителей и школьников)6.

В литературе описаны общие принципы и некоторые конкретные методы психокоррекционной, психотерапевтической, профилактической работы с подростками девиантного поведения. Овладение теми или иными способами такой работы необходимо в совокупности как социальному педагогу или психологу, так и психологу воспитательной колонии.

1 Пирожков В.Ф. Криминальная психология // Подросток в условиях социальной изоляции. М., 1998. Ч. 2. С. 78 - 89.

2 Практическая психология в начальной школе. М., 1996. С. 100.

3 Подласый И.П. Педагогика. М., 1996. С. 521.

4 Натанзон Э.Ш. Приёмы педагогического воздействия. М., 1972.

5 Пергаменщик Л.А., Фурманов И.А., Аладьин A.A., Отчик C.B. Психодиагностика и психокоррекция в воспитательном процессе. Минск, 1992. С. 6, 7.

6 Слуцкий В.М. Психологические методы коррекции личности ребёнка // Вопросы психологии. 1984. №6. С. 141 - 145.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.