Научная статья на тему 'Формирование готовности к личностному самоопределению девиантных подростков в условиях образовательного учреждения'

Формирование готовности к личностному самоопределению девиантных подростков в условиях образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
449
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА / ОТКЛОНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ ПОДРОСТКОВ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ ПОДРОСТКОВ / ABNORMALITIES IN TEENAGERS'' BEHAVIOUR / PREVENTING ABNORMALITIES IN TEENAGERS'' BEHAVIOUR / PERSONAL SELF-DETERMINATION / DEVIANT BEHAVIOUR / ABNORMAL BEHAVIOUR / BEHAVIOURAL PECULIARITIES OF TEEN YEARS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коповая Оксана Владимировна, Коповой Андрей Сергеевич

Статья представляет результаты внедрения в образовательный процесс школы и ПТУ практико-ориентированной модели педагогической системы, стимулирующей процесс формирования готовности к личностному самоопределению современного подростка как интеграцию внешних воздействий на формирующуюся личность и ее активного внутреннего саморазвития. Результаты исследования могут быть использованы в работе психологов, педагогов-психологов, социальных педагогов учреждений общего, начального профессионального и среднего специального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Коповая Оксана Владимировна, Коповой Андрей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF READINESS FOR PERSONAL SELF-DETERMINATION WITH DEVIANT TEENAGERS UNDER THE CONDITIONS OF AN EDUCATIONAL INSTITUTION

The paper presents the results of introduction of a practice-oriented model of a pedagogical system into the educational process of a school and a vocational school. The system stimulates the process of the formation of readiness for personal self-determination of a modern teenager as an integration of external influences on a forming personality and his or her active internal self-development. The result of the research can be used in the work of psychologists, pedagogue-psychologists, social pedagogues in institutions of general, primary professional and specialized secondary education.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности к личностному самоопределению девиантных подростков в условиях образовательного учреждения»

DOI: 10.12731/2218-7405-2013-2-21 УДК 37.015.3

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ЛИЧНОСТНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Коповая О.В., Коповой А. С.

Статья представляет результаты внедрения в образовательный процесс школы и ПТУ практико-ориентированной модели педагогической системы, стимулирующей процесс формирования готовности к личностному самоопределению современного подростка как интеграцию внешних воздействий на формирующуюся личность и ее активного внутреннего саморазвития. Результаты исследования могут быть использованы в работе психологов, педагогов-психологов, социальных педагогов учреждений общего, начального профессионального и среднего специального образования.

Ключевые слова: личностное самоопределение; девиантное поведение; отклоняющееся поведение; поведенческие особенности подросткового возраста; отклонения в поведении подростков; предупреждения отклонений в поведении подростков.

THE FORMATION OF READINESS FOR PERSONAL SELF-

DETERMINATION WITH DEVIANT TEENAGERS UNDER THE CONDITIONS OF AN EDUCATIONAL INSTITUTION

Kopovaya O.V., Kopovoi A.S.

The paper presents the results of introduction of a practice-oriented model of a pedagogical system into the educational process of a school and a vocational school. The system stimulates the process of the formation of readiness for personal self-determination of a modern teenager as an integration of external influences on a forming personality and his or her active internal self-development. The result of the research can be used in the work of psychologists, pedagogue-psychologists, social pedagogues in institutions of general, primary professional and specialized secondary education.

Keywords: personal self-determination; deviant behaviour; abnormal behaviour; behavioural peculiarities of teen years; abnormalities in teenagers' behaviour; preventing abnormalities in teenagers' behaviour.

Основным психологическим новообразованием подросткового возраста является психологическая готовность к самоопределению (И.В.Дубровина). Исходя из данных теоретико-методологических оснований, под готовностью к личностному самоопределению мы понимаем состояние личности подростка, характеризующееся потребностью слить в единую смысловую систему обобщенные представления о мире и о самом себе и тем самым определить смысл своего собственного существования.

В качестве методологической основы процесса формирования готовности к личностному самоопределению девиантных подростков мы ориентировались на личностно-деятельностный подход, разработанный в трудах ряда отечественных ученых (А.Н.Леонтьев, Л.С.Выготский, А.В.Петровский,

С.Л.Рубинштейн, Н.Ф.Талызина и др.), согласно которому становление системных качеств личности осуществляется через деятельность, что предполагает:

- создание благоприятной ситуации развития неадаптивной активности личности девиантного подростка с учетом анализа влияний совокупности социальных, педагогических, психологических и биологических факторов (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьев);

- превращение девиантного подростка как субъекта саморазвития в активного преобразователя микросреды и собственной природы (Л.И.Божович, А.Маслоу, С.Л.Рубинштейн, В.А.Сухомлинский);

- стимулирование социально-ценных и личностно значимых сдвигов в потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сферах личности (Л.Ю.Гордин, В.М.Коротов, Б.Т.Лихачев, А.В.Петровский, Б.М.Теплов);

- согласовывание с индивидуальными характерологическими особенностями формирующейся личности девиантного подростка (К.Леонгард, А.Е.Личко);

- осуществление коррекционной работы путем установления целесообразной системы взаимоотношений в процессе общения, которое включает единство оценочного, ценностного, когнитивного, рефлексивного и поведенческого компонентов (В.М.Бим-Бад, В.П.Зинченко, А.Г.Ковалев, Г.Ф.Кумарина, А.В.Мудрик);

- преодоление психологических барьеров, устранение внутренних препятствий деятельности и проявления познавательной и жизненной активности (В.И.Андреев, М.В.Кларин, К.Левин-Скейн, Б.Торранс);

- своевременный грамотный анализ возникающих ситуаций и нахождение на его основе эффективных решений выявленных проблем (Ю.Н.Кулюткин, П.В.Конаныхин, Л.Ф.Спирин, М.М.Поташник, М.Л.Фрумкин).

Самоопределение позволяет интегрировать личностную и жизненную позицию девиантного подростка. Поскольку постоянно присутствующей рамкой является рамка «самости», то есть сознание себя в определенной позиции, роли

(например, ученика, товарища), то подросток в этом процессе самоопределения вынужден взаимоувязывать себя и окружающих, личные проблемы и общественные, личные задачи и ценности с ценностями и задачами общечеловеческими.

Важным результатом процесса формирования готовности к личностному самоопределению девиантного подростка является позиция самодеятеля (установка, отношение, ценность действия): с одной стороны, деятеля-человека и гражданина (деятеля в жизненной сфере), а с другой - деятеля в сфере собственной личности, своего внутреннего мира.

Самоопределение позволяет подростку осмысленно выстраивать пространство и перспективу собственной жизни, определять свое предназначение, жизненные задачи, ценности, которые он принимает, траекторию своего движения.

Формирование готовности к личностному самоопределению девиантных подростков предполагает организацию и осуществление изменений в одном из компонентов готовности - оценочного, ценностного, поведенческого, когнитивного, рефлексивного. Иначе говоря, если подростку удается достичь и зафиксировать изменения в одном из этих компонентов, то можно предполагать как изменения в других компонентах, так и изменения самоопределении в целом. Подростку важно сознавать те понятия, представления, рамки, исходные предположения, основания, в пространстве которых он находится. Для того чтобы перейти к чему-то другому, надо зафиксировать то, что есть. Изменение начинается с осознания имеющегося: что это, какое оно, как оно (в результате каких процессов) появилось. Осознание чего-либо предполагает исследование механизмов порождения и сохранения этого явления.

Таким образом, работа по формированию готовности к личностному самоопределению девиантного подростка начинается на внутриличностном уровне, с исследования самого себя. Вместе с тем для формирования готовности к личностному самоопределению девиантному подростку необходимо полагание

себя в деятельности, в мышлении, в чувствах. Ему нужно «запечатлеть» себя в чем-либо или в ком-либо. И затем исследовать это как «проекцию» себя: свои чувства, мысли, стремления, слова, вообще разного рода реакции на эту проекцию. Важны и те рамки, в которых возникают эти реакции, то есть выяснение того, что является «шкалой», исходной позицией для данной реакции. В этой связи одна из задач формирующего этапа исследования состояла в развитии позитивной личностной ориентации на самореализацию подростка в многообразном межличностно-деятельностном общении.

Внедрение смоделированной педагогической системы формирования готовности к личностному самоопределению девиантных подростков проводилось на базе одной из общеобразовательных школ и ПТУ города. Практико-ориентированная модель педагогической системы представлена совокупностью следующих компонентов: а) целевого, включающего разработку целевых установок, необходимые для формирования готовности к личностному самоопределению и отражающих динамику изменений личности в логике поэтапного продвижения; б) содержательного, интегрирующего совокупность внешних воздействий на формирующуюся личность девиантного подростка и ее активное внутреннее самодвижение и саморазвитие; в) диагностического, основанного на конструировании диагностических методик, выступающих контрольными срезами и позволяющих адекватно динамику формирования готовности к личностному самоопределению девиантных подростков в условиях учебно-воспитательного процесса школы; г) коррекционного, направленного на проектирование и реализацию системы мер по выявлению, анализу и исправлению реальных или потенциальных проблем девиантного подростка. [2]

Внедрение смоделированной педагогической системы формирования готовности девиантных подростков к личностному самоопределению проводилось на базе общеобразовательной школы г. Балашова. Выбор данного образовательного учреждения в качестве экспериментальной базы исследования объяснялся тем, что микрорайон школы традиционно считается крайне неблаго-

приятной социальной средой, характеризующейся большим количеством неблагополучных семей, низким образовательным статусом населения, отсутствием объектов культурного назначения, повышенной криминогенностью, наличием большого количества школьников, состоящих на учете в ОППН.

Выбор ПТУ в качестве экспериментальной базы объяснялся следующими обстоятельствами:

- данное профессионально-техническое училище имеет профильную направленность, отражающую, в основном, интересы мужского контингента подростковой среды (электромеханик, слесарь по ремонту автомашин, газосварщик и

др.);

- значительная часть учащихся ПТУ является представителями девиантной молодежной среды, относится к категории трудновоспитуемых подростков или состоит на учете в ОППН.

Предварительный диагностический срез был сделан у девятиклассников общеобразовательной школы (72 человека) и учащихся 1 курса ПТУ (75 человек) до начала экспериментального обучения, что создало равные условия для всех участников и позволило замерить исходный уровень готовности к личностному самоопределению. В целях этого были использованы различного вида методики:

- во-первых, на основе анализа документации школ, бесед с учителями, родителями, соседями учащихся об интересах, отношениях каждого конкретного подростка с товарищами, взрослыми, его особенностях, взглядах, различных сторонах поведения;

- во-вторых, в процессе проведения тестирования, анкетирования, обследования самих подростков с помощью опросников, применения ряда психодиагностических методик и включенного наблюдения.

Результаты, полученные в ходе предварительного диагностического среза и отражающие исходный уровень сформированности готовности к личностному самоопределению девиантных подростков, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты предварительной диагностики

Участники эксперимент я Уровни готовности

всего девиантных шикай средний высокий

Учащиеся шшлы <12 человека^ 15 11 4 -

Учащиеся ПТУ (75 человек) 34 28 6 -

Вместе с тем проведенное нами исследование выявило наличие комплекса взаимосвязанных качеств, делающих девиантных подростков толерантными к действию воспитательных мер, направленных на коррекцию отдельных сторон их личности. Это подтвердило верность исходной гипотезы исследования и позволило перейти к содержательной части формирующего эксперимента.

Анализ педагогического опыта и практики доказывают, что профилактика и коррекция отклонения в развитии и поведении несовершеннолетних возможна в рамках эффективно организованного учебно-воспитательного процесса. Однако специфика личностного развития девиантных подростков, неблагоприятная условия среды снижают качество педагогической деятельности, сводят на нет целенаправленные воздействия педагогов коллектива и социальных институтов.

В связи с этим коррекция и профилактика отклоняющегося поведения возможна при условии нейтрализации деформирующего влияние социальной среды, ограничения отрицательного воздействия таких внешних факторов как асоциальная семья, криминальная группа сверстников и др.

Опираясь на имеющийся опыт организации коррекционно-педагогической деятельности с девиантными подростками и предупреждении причин их отклоняющегося поведения мы исходили из понимания социально-педагогической сущности отклоняющегося поведения несовершеннолетних,

учитывая силу воздействия средовых факторов на развитие личности, рефе-рентности межличностного общения со сверстниками в группе. Динамика опытно-экспериментальной работы предусматривала три взаимосвязанных этапа.

На первом этапе (осознание) осуществлялось коррекционное взаимодействие с семьей девиантного подростка; корректировалось отношение подростка к учебно-познавательной и общественно полезной деятельности; проводилась комплексная диагностика особенностей его индивидуально-личностного развития с обязательной обратной связью по результатам диагностики.

В ходе коррекции учебно-познавательной деятельности девиантных подростков в урочной деятельности, опираясь на имеющийся опыт педагогов (Го-неев А.Д., Зюбин Л.М., Ялпаева Н.В. и др.), ликвидировался недостаток знаний, стимулировалась учебно-познавательная мотивация, овладение познавательными умениями.

В процессе внеурочной воспитательной работы девиантные подростки могли удовлетворить свои интересы, потребности, проявить свои способности, оптимизировать отношения со сверстниками и учителями, выбрать социально-одобряемую форму поведения. Внеурочная воспитательная деятельность позволяет девиантному подростку в неформальной среде усваивать нормы межличностных отношений, а также упражнять собственные эмоционально-волевые и нравственно-поведенческие качества.

Внеурочная воспитательная деятельность имеет существенный коррекци-онный потенциал в случае если она соответствующим образом организована и педагогически инструментирована (общепедагогическими и специальными методами, приемами и средствами).

Среди разнообразных инструментов коррекционно-педагогического воздействия предложенных в работах Н.Н. Верцинской, А.Д. Гонеева, А.И. Кочето-ва, Э.Ш. Натанзон мы использовали метод реконструкции характера, так как с

его помощью можно найти нравственные точки опоры в личности девиантного подростка, опираясь на которые менять его негативные качества. [1,3,4]

В ходе ведения коррекционной работы, направленной на формирование готовности к личностному самоопределению важным является изменение позиция подростка к самому себе, что выражается в переоценке своих действий и поступков, желании исправить свои негативные качества, ликвидировать отрицательные привычки, заняться своим самосовершенствованием и самовоспитанием. Для достижения этого используются приемы стимулирующие мобилизацию внутренних сил подростка, активизацию целевой установки, чувство личного достоинства подростка.

В рамках первого этапа опытно-экспериментальной работы по формированию готовности к личностному самоопределению девиантных подростков важным аспектом была корректировка семейного общения, которая осуществлялась путем педагогического (прямого или косвенного) и административного воздействия.

Прямой путь коррекционного воздействия на семейное общение имел место при хорошем взаимопонимании родителей и учителей, при обоюдном осознании ими тех проблем и вопросов, которые возникли в связи с девиантным поведением подростка. В этом случае семья верит в авторитет школы, родители обращаются за помощью к педагогам, участвуют в жизни образовательного учреждения, посещая мероприятия социально-педагогической направленности.

Косвенный путь коррекционно-педагогического воздействия на семью подростка с девиантным поведением выбирался при отсутствии конструктивных отношений между семьей и школой: родители не идут на контакт с педагогами, отвергают помощь и советы с их стороны. В данном случае косвенное воздействие на семейное общение происходило при совместном участии детей и родителей в общественной деятельности по месту жительства, при проведении индивидуально-групповых форм педагогического воздействия, на конфе-

ренциях-диалогах, в дискуссиях по наболевшим проблемам воспитания ребенка.

В ходе административного воздействия решались проблемы коррекции семейного общения с семьями антипедагогического типа. Эти семьи требовали больших усилий не только в переориентации, но и в изменении условий семейного общения. Их характеризовало предвзятое отношение к педагогическим советам и рекомендациям, зачастую полное отрицание или неприятие помощи со стороны школы, что требовало использования усилий школы и широкой общественности (попечительского совета, комиссии по делам несовершеннолетних и др.).

Второй этап опытно-экспериментальной работы (переосмысление) основывался на углубленной индивидуальной консультационно-тренинговой работе, направленной на стимулирование процесса формирования готовности к личностному самоопределению во всех его структурных компонентах и завершающейся промежуточной диагностикой. При проведении консультационно-тренингового цикла занятий мы руководствовались следующими принципами: принцип добровольного участия; индивидуальный подход; принцип диалогового общения, взаимного уважения и доверия; принцип опоры на внутренние возможности личности.

Логика ведения опытно-экспериментальной работы на данном этапе определялась ориентацией на стимулирование работы по самодвижению и саморазвитию девиантного подростка, затрагивающей все структурные компоненты готовности к личностному самоопределению:

- осознание своей внутренней психической сущности, самочувствия и возможностей саморегуляции;

- освоение системы ценностных ориентаций и отношений, реализуемых в общественно значимой деятельности;

- освоение общественно одобряемых норм поведения;

- освоение взаимоотношений в формальной и неформальной среде;

- осознание своего жизненного предназначения в широком социокультурном контексте.

Исходя из этого, за основу воспитательно-коррекционных мер в работе с девиантными подростками мы взяли тренинговые упражнения, направленные на устранение выявленных в ходе предварительной диагностики параметров.

Данная система тренинговых упражнений была направлена на помощь девиантным подросткам в анализе своего жизненного пути и выработку жизненных планов, на прояснение и развитие ценностно-мотивационной сферы, коррекцию неадекватной самооценки. По окончании данного этапа опытно-экспериментальной работы проводилась промежуточная диагностика, направленная на выявление динамики формирования готовности к личностному самоопределению девиантных подростков. Результаты диагностики показаны в таблице 2.

Таблица 2

Результаты промежуточной диагностики

Количество участников Уровни готовности

низкий средтт. высокий

Учащиеся школ (15 человек) 9 5 1

Учащиеся ПТУ (34 человека) 21 11 2

На третьем этапе (применение) опытно-экспериментальной работы осуществлялась коррекция общения подростка в неформальной среде; происходил обмен личностным опытом саморазвития, проводилась итоговая диагностика уровня сформированности готовности к личностному самоопределению. При организации коррекционно-педагогической работы с группами подростков с девиантным поведением нами учитывались следующие социально-педагогические условия, выявленные А.Д Гонеевым и Н.В. Ялпаевой:

1) групповое общение девиантных подростков связано с их межличностными отношениями в классном коллективе, и, наоборот, на взаимоотношения подростка с одноклассниками ощутимое влияние оказывает его общение в неформальной сфере;

2) групповые нормы и ценности оказывают сильное влияние на формирование сознания и поведения девиантных подростков, поэтому коррекцию поведения несовершеннолетних нельзя вести, не влияя в целом на содержание и направленность группового общения;

3) групповое общение девиантных подростков - это свободное, неформальное общение, поэтому необходимо умело корректировать структуру и содержание их общения, используя как прямые, так и опосредованные методы воздействия. [1, с. 231]

Приступая к коррекции неформального общения девиантных подростков, мы определяли: направленность группы (интересы, цели, стремления, проблемы); структуру группового общения; деятельность группы; отношение группы с окружающим миром.

Логика коррекционно-педагогической работы в сфере неформального общения девиантных подростков включала в себя следующую совокупность действий:

- коррекция ложных идеалов девиантных подростков;

- актуализация социально одобряемых жизненных целей и задач;

- переключение группы с асоциальной деятельности на общественно значимую.

По окончании данного этапа опытно-экспериментальной работы проводилась итоговая диагностика, направленная на выявление динамики формирования готовности к личностному самоопределению девиантных подростков. Результаты диагностики представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты итоговой диагностики

Этапы эксперимента Уровни готовности

нткнй среднгаЧ высокий

Коне ШП ФУ Ю1Щ й этап (49 человек) 39 (80%) 10 (20%) 0 (0%)

Формфующш этап (49 человека) 15 (31%) 2? (55%) 7 (14%)

Анализ динамики изменений в формировании готовности к личностному самоопределению девиантных подростков выявил следующие тенденции:

- чем значительнее в структуре ценностных ориентации девиантного подростка представлены ценности личностного роста, тем быстрее при повышении субъективной значимости общения формируется позитивная ориентация на самореализацию в межличностном взаимодействии как основа формирования готовности к личностному самоопределению;

- произошли изменения в эмоциональной направленности девиантных подростков: был отмечен рост показателей по шкалам альтруистической, коммуникативной, гностической и практической направленности, что свидетельствует о потребности в общественно полезной деятельности, связанной с достижением конкретных результатов;

- отметилось снижение гедонистической направленности, что свидетельствует об усилении действенности потребности в помощи и содействия другим, потребности в общении и эмоциональной близости, потребности в признании.

Список литературы

1. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 280с.

2. Коповая О.В. Педагогическая система формирования готовности к личностному самоопределению девиантных подростков: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2003. 24с.

3. Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми. М., 1986.

4. Натанзон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив. М.: Просвещение, 1984.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Goneev A.D., Lifintseva N.I., Yalpaeva N.V. Osnovy korrektsionnoy pedagogiki [The basics of correctional pedagogy]: a study guide for students of higher pedagogical educational institutions /Edited by V.A. Slastenin. M.: Publishing centre "Academia", 1999. 280 p.

2. Kopovaya O.V. Pedagogicheskaya sistema formirovaniya gotovnosti k lichnostnomu samoopredeleniyu deviantnykh podrostkov [A pedagogical system of the formation of readiness for personal self-determination of deviant teenagers]: The abstract of the thesis for the degree of a candidate of pedagogical sciences. Saratov, 2003. 24 p.

3. Kochetov A.I., Vertsinskaya N.N. Rabota s trudnymi detmi [Working with difficult children]. M., 1986.

4. Natanzon E.Sh. Trudnyy shkol'nik i pedagogicheskiy kollektiv [A difficult child and the teaching stuff]. M.: Prosveshcheniye, 1984.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Коповая Оксана Владимировна, доцент кафедры педагогики, кандидат педагогических наук, доцент

Балашовский институт (филиал) Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского ул. К.Маркса, 29, г. Балашов, 412309, Россия mkrass@yandex. ru

Коповой Андрей Сергеевич, заведующий кафедрой педагогики, кандидат педагогических наук, доцент

Балашовский институт (филиал) Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского ул. К.Маркса, 29, г. Балашов, 412309, Россия mkrass@yandex. ru

DATA ABOUT THE AUTHORS

Kopovaya Oksana Vladimirovna, associate professor at the Chair of Pedagogy, candidate of pedagogical sciences, associate professor

Balashov institute (branch) of Saratov state university named after N.G. Chernyshevsky

29 K. Marx Street, Balashov, 412309, Russia mkrass@yandex. ru

Kopovoi Andrei Sergeevich, head of the Chair of Pedagogy, candidate of pedagogical sciences, associate professor

Balashov institute (branch) of Saratov state university named after N.G. Chernyshevsky

29 K. Marx Street, Balashov, 412309, Russia mkrass@yandex. ru

Рецензент:

Тимушкин А.В., декан факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности, доктор педагогических наук, профессор, Балашовский институт (филиал) Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.