Научная статья на тему 'Психолого-педагогические факторы формирования нравственных качеств личности в современном российском обществе'

Психолого-педагогические факторы формирования нравственных качеств личности в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
720
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / МОРАЛЬНЫЙ МИР ЛИЧНОСТИ / НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА / НРАВСТВЕННАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ / КЛАССИФИКАЦИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ / МЕХАНИЗМ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ В ПРОЦЕССЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ / PERSONALITY / SOCIO-PSYCHOLOGICAL FACTORS / THE MORAL WORLD OF THE PERSONALITY / MORAL QUALITIES / HUMAN SOCIALIZATION / MORAL SOCIALIZATION / PERSONALITY STRUCTURE / CLASSIFICATION OF MORAL QUALITIES OF THE PERSONALITY / THE MECHANISM OF THE INFLUENCE OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL FACTORS IN THE PROCESS OF MORAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Масленников Александр Александрович

В статье рассматриваются наиболее важные социально-психологические факторы формирования нравственных качеств личности в современном российском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FACTORS OF THE FORMATION OF THE MORAL QUALITIES OF THE INDIVIDUAL IN MODERN RUSSIAN SOCIETY

This article discusses the most important socio-psychological factors of forming of moral qualities of the personality in the modern Russian society.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические факторы формирования нравственных качеств личности в современном российском обществе»

Психология

УДК:159.923

кандидат психологических наук Масленников Александр Александрович

Частное образовательное учреждение высшего образования «ИНСТИТУТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ КАВКАЗА» (г. Ставрополь)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Аннотация. В статье рассматриваются наиболее важные социально-психологические факторы формирования нравственных качеств личности в современном российском обществе.

Ключевые слова: личность, социально-психологические факторы, моральный мир личности, нравственные качества, социализация человека, нравственная социализация, структура личности, классификация нравственных качеств личности, механизм влияния социально-психологических факторов в процессе нравственного воспитания.

Annotation. This article discusses the most important socio-psychological factors of forming of moral qualities of the personality in the modern Russian society.

Keywords: personality. socio-psychological factors, the moral world of the personality, moral qualities, human socialization, moral socialization, personality structure, classification of moral qualities of the personality, the mechanism of the influence of socio-psychological factors in the process of moral education.

Введение. Качественная характеристика, содержание всей системы социальной жизни определяется, с одной стороны, совокупностью объективных, массовидных факторов, а с другой - личностными, индивидуально-субъективными качествами людей как субъектов социальных отношений. Среди этих групп факторов социально-психологические факторы занимают особое место. В них сочетается объективное и субъективное, массовое и индивидуально-личностное, опосредованное и непосредственное.

При этом надо отметить, что и моральное начало присутствует как в социально-психологических явлениях, так и в индивидуально-психическом.

Изложение основного материала статьи. Кризисы и и реформы в постсоветском российском обществе-государстве коренным образом изменили и характер социально-психологических факторов, определяющих нравственное состояние личности молодого человека. Многие ученые-гуманитарии даже утверждают, что произошли девальвация нравственного воспитания, отчуждение молодежи от институтов воспитания. Правда, в последнее десятилетие ситуация в духовной сфере стала выправляться.

Исходными положениями (понятиями, проблемами, темами, концепциями) для анализа проблемы данной статьи являются: теоретическое положение о личности, положение о моральной составляющей личности (ее моральном мире, моральных качествах), положение о формировании индивидуальной морали (нравственных качеств личности) как стороне социализации, сущность и структура социально-психологических факторов, теоретическое исследование процесса воздействия социально-психологических факторов на моральный мир личности, направлений и механизмов влияния этих факторов на нравственные качества личности.

Кратко остановимся на этих положениях.

1. Теория личности. Личность достаточно основательно исследована и представлена в в социально-психологической теории. В частности, она рассматривается А.В. Петровским и В.А. Петровским в деятельностно-опосредствованных отношениях в группе9. Личность как система, включает три составляющих: интраиндивидную, интериндивидную, метаиндивидную, которые коррелируются с группами ее нравственных качеств. Интраиндивидная - это то, что представляет человек сам по себе. Человек выступает личностью вне общения. Эта составляющая представлена темпераментом, характером, способностями. Интериндивидная составляющая - это личность в социальных взаимодействиях. В феноменах социального взаимодействия воплощается личность. Сами феномены взаимодействия включаются в личности всех общающихся. Метаиндивидная составляющая представляет собой идеальную представленность личности в других. Это может быть отношения, переживания, возникшие в результате влияния личности на другую личность. Личностным вкладом одного человека в другого является субъектная отраженность. При этом этот вклад относится как к личности отражаемого, так и личности того, кто отражает не только определенный образ, но и неосознаваемые компоненты смыслов.

В обществе индивид в своем развитии испытывает социально детерминированную «потребность быть личностью», обнаруживает свою «способность быть личностью» реализуясь в социально значимой деятельности, в системе межличностных отношений.

Таким образом, личность в социально-психологическом подходе рассматривается в контексте социально-групповых отношений, в которых личность и стремится персонализироваться в других.

В человеке различают такие устойчивые психологические свойства личности как: его интеллектуальные качества (гибкость ума, особая сообразительность, хорошая память и т. д.), нравственные качества (принципиальность, настойчивость, честность, правдивости, патриотизм, трудолюбие и т. д.), эстетические качества (особая эмоциональная восприимчивость того или иного вида искусства и т. д.), физические качества (сила, ловкость, выносливость и т. д.). Они характеризуют постоянство ее поведения в любых изменяющихся условиях.

2. Рассмотрение нравственного качества как психологического образования личности. Нравственное качество личности (моральный мир личности) представляет собой динамичную интегративную совокупность психических процессов, состояний и свойств, характеризующих потребностно-мотивационную, интеллектуально-чувственную и поведенческо-волевую сферы личности, содержание и структура которых определяют ее субъективные отношения к окружающей действительности и соответствующим образом

9 См.: Петровский А.В. Психология и время. - СПб.: Питер, 2007. - 448с., Петровский В.А. Человек над ситуацией. - М.: Смысл, 2010. - 559 с.

сквозь призму понимания прежде всего добра и зла и проявляются в поведении и деятельности10. Это внутренние личностные ценности, которые имеют внешнее выражение, выражение внутреннего «Я» через манеры и поведение, то самое важное, по которому нас оценивают окружающие люди.

В психологическом отношении моральный мир личности как совокупность нравственных качеств включает в себя следующие структурные компоненты: сформировавшиеся и ставшие устойчивыми потребности в той или иной деятельности или сфере поведения; понимание нравственного значения той или иной деятельности или поведения (сознание, мотивы, убеждения); закрепленные навыки, умения и привычки поведения; волевую стойкость, помогающую преодолевать встречающиеся препятствия и обеспечивающую постоянство поведения в различных условия.

Нравственные качества проявляются в поведении и деятельности человека, определяют его отношения с окружающим миром и другими людьми. Такие нравственные качества и свойства личности, как патриотизм, доброта, порядочность, честность, правдивость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм и др., образуются на базе нравственных чувств, сознания и воли. Моральные качества личности переплетаются с ее правами и обязанностями и очень часто вступают друг с другом в конфликт.

3. Социализация, включающая и нравственную социализацию. Этот процессом по содержанию в принципе совпадает с процессом влияния социально-психологических факторов общества (групп) на личность, ее моральную сторону (формирование нравственных качеств).

Личность формируется и развивается в группе, проходя стадии: адаптации в группе, усвоения ценностей, правил и навыков, индивидуализации, противопоставления и стадию интеграции, на равных взаимодействуя с другими членами. Адаптация - активное усвоение действующих в общности норм и овладение совместными формами и средствами общения и деятельности, что предполагает противоречие в некоторой степени уподобления другим членам общности. Индивидуализация - поиск средств и способов для проявления своей индивидуальности, ее фиксации как преодоление противоречия - быть как все и максимально персонализироваться. Интеграция - складывающиеся у индивида новообразования, которые отвечают необходимости и потребности группового и развития и собственным потребностям индивида осуществлять значимый вклад в жизнь группы.

При успешном прохождении личность выходит на более высокую ступень развития. В каждой новой группе, эти стадии заново проходятся, следовательно, формируются устойчивые черты личности. Детерминантой развития является деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений.

Социализация представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества. По своему содержанию это процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Осуществляется становление личности прежде всего в трех сферах - деятельности, общении, самосознании.

Сфера деятельности. На протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с расширением «каталога» деятельностей, освоением всех новых и новых видов деятельности. При этом происходит еще три чрезвычайно важных процесса. Во-первых, это ориентировка в системе связей, присутствующая в каждом виде деятельности между ее различными видами. Во-вторых, это центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинение ему всех остальных деятельностей. В-третьих, это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости.

Сфера общения. Расширение общения можно понимать, как увеличение количества контактов человека с другими людьми. Углубление общения - это переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, т.е. умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие.

Сфера самосознания личности. В общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его «Я»: отделения «Я» от деятельности, интерпретация с интерпретациями, которой дают личности другие люди. Наиболее распространенная схема включает в «Я» три компонента: познавательный (знание себя), эмоциональный( оценка себя), поведенческий (отношение к себе).

Самосознание представляет собой сложный психологический процесс, включающий: самоопределение (поиск позиции в жизни), самореализацию (активность в разных сферах), самоутверждение (достижение, удовлетворенность), самооценку.

Другое свойство самосознания заключается в том, что его развитие в ходе социализации - это процесс контролируемый, определяемый постоянным приобретением социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения.

Хотя самосознание относится к самым глубоким, интимным характеристикам человеческой личности, его развитие немыслимо вне деятельности: лишь в ней осуществляется определенная «коррекция» представления о себе в сравнении с представлением, складывающимся в глазах других. Поэтому процесс социализации может быть понят, только как единство изменений всех трех обозначенных сфер.

Они взятые в целом создают для индивида «расширяющуюся действительность», в которой он действует, познает и общается, тем самым осваивая не только ближайшую микросреду, но и всю систему социальных отношений. Вместе с этим освоением индивид вносит в нее свой опыт, свой творческий подход; поэтому нет другой формы освоения действительности, кроме ее активного преобразования.

В процессе овладения социальным опытом, человек преобразует его в личные ценности, позиции установки. В социальном опыте выделяются две составляющие: а) ценности, правила, нормы, отношения социальной среды; б) культура труда производственной деятельности.

Процесс овладения индивидом социальным опытом и его приумножение проходит в два этапа - общая и профессиональная социализация Общая социализация личности: формирование и закрепление основных социальных и психологических ценностей человека: нравственных, трудовых, эстетических, правовых, политических, экологических, семейно-бытовых и др. Профессиональная социализация личности. Этап овладения человеком той или иной профессией, специальностью. Оба этих этапа взаимосвязаны.

Формирование внутренних моральных качеств основано на интеллекте, эмоциях и воле. Обстоятельства постоянно меняющейся окружающей среды заставляют человека решать интеллектуальные задачи соответствия своих моральных качеств с современными требованиями общества.

10 См.: Чепиков В.Т. Теоретические и методические основы процесса воспитания нравственных качеств личности младшего школьника. - Автореф. дис... докт. пед. наук. М.: МГОПУ, 1997

4. Сущность и структура социально-психологических факторов.

Социально-психологические факторы показывают взаимосвязь коммуникативных и всех других свойств личности и среды, социальных общностей. В этом случае они выступают как опыт социальных отношений индивида. Сюда можно отнести своеобразие микросреды, индивидуальные особенности тех людей, с которыми индивид вступает в контакт.

В самом общем виде факторы социализации личности могут быть представлены в виде двух больших групп: в первую входят социальные факторы, отражающие социально-культурный аспект социализации и затрагивающие проблемы ее групповой, исторической, культурной и этнической специфики, во вторую — индивидуально-личностные факторы, в значительной мере определяемые своеобразием жизненного пути личности.

В структуре социализации также принято выделять: 1) содержание (с этой точки зрения говорят о социализации и асоциализации как приспособлении к негативному опыту); 2) широту, т.е. количество сфер, в которых смогла приспособиться личность.

Исторически в социологии в социальной психологии и психологии сформировались также два следующих подхода - биологический и социальный. Представители биологического подхода считали, что ведущее место в формировании личности занимает генетическая предрасположенность индивида (А. Cessel, D.B. Dromley, Н. Eysenck). Доминирующее влияние на формирование личности оказывают условия обучения и воспитания, считали сторонники социального подхода (А.С. Макаренко, И.М. Сеченов, В.А. Сухомлинский).

Отечественные психологи В.А. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия отмечали, что при формировании личности большую роль играет как наследственность, так и среда в их глубокой взаимосвязи.

Подробное исследование моральных и других социально значимых свойств личности позволяет считать нам, что на их формирование влияют две группы факторов: психологические и социально-психологические.

К психологическим факторам относятся: фактор высшей нервной деятельности; мотивационный фактор; фактор способностей; фактор характера; фактор воли; фактор эмоций.

К социально-психологическим факторам относятся: микросреда как фактор - семья, ближайшее окружение; макросреда, коллектив, социальное окружение.

Все процессы, действия, совершающихся в них также относятся к факторам, оказывающим непосредственное влияние на моральный мир личности, формирование в ней нравственных качеств.

В качестве движущей силы процесса формирования нравственных качеств личности можно выделить следующие факторы: социальные, отражающие потребности общества, его развитие; социально-педагогические, связанные с развитием системы образования и ее управлением; педагогические, включающие образовательный процесс, взаимодействие учителей и учащихся; психолого-педагогические, связанные с интеллектуальной, эмоционально-волевой и действенно-практической сферами личности.

5. Процесс (механизм) влияния социально-психологических факторов на нравственный мир личности, формирования качеств.

На разных этапах развития роль тех или иных факторов неоднородна. Детерминантой перехода на новый этап развития и являются внешние по отношению к индивиду факторы.

Моральные качества приобретают свои индивидуальные черты, характерные для определенной социальной группы, в которой живет человек, а так же конкретные личностные черты, отражающие историю его жизни и деятельности и выражающие некоторые природные особенности индивида.

При исследовании факторов формирования нравственных свойств личности, можно сделать вывод, что для полноценного развития личности на всех возрастных этапах первостепенное значение имеет семья и семейное воспитание. В семье непосредственно действуют следующие факторы: родительские отношения, как фактор формирования мотива достижения успеха, уверенности в себе, активности; эффективность совместной деятельности, как фактор коррекции активности в общении и целенаправленное обучение общению, в целях повышения общего уровня развития коммуникативных свойств детей, из семей с эмоционально-дистантными отношениями.

Реализация тезиса активности личности на всех этапах своего формирования требует рассматривать психические особенности человека не как результат воздействия на него внешних факторов, но как результат взаимодействия, в котором он выступает полноправным субъектом.

В целом же существует несколько социально-психологических механизмов социализации: идентификация, подражание, внушение, социальная фасилитация, конформность.

Идентификация - это отождествление индивида с некоторыми людьми или группами. Примером идентификации является поло-ролевая типизация - процесс приобретения индивидом психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола.

Идентификация в моральной сфере полностью вписывается в этот целостный процесс. В раннем периоде она сводится к отождествлению индивида с некоторыми людьми, позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим. Источником идентификации для детей раннего возраста являются родители, в дальнейшем к ним присоединяются сверстники, дети старшего возраста и другие взрослые. Идентификация продолжается в течение всей жизни человека.

Подражание является сознательным или бессознательным воспроизведением индивидом модели поведения, опыта других людей. Механизм подражания является врожденным, но его содержание социализировано.

Внушение - это процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается. Внушение определенного нравственного типа поведения также возможно.

Социальная фасилитация - это стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате которого деятельность протекает свободнее и интенсивнее («фасилитация» означает «облегчение»). Фасилитация в моральной сфере имеет особое значение.

Конформность - осознание расхождения во мнениях и согласие с этой ситуацией. Этот процесс в сфере морали проитворечив.

Особым фактором (механизмом, деятельностью) является нравственное воспитание. Приоритет нравственного воспитания определяется тем, что оно, выполняет функцию регулятора поведения, охватывает все стороны человеческого бытия, включается в национальные ценности, ценности семьи, труда,

образования, общества, природы. Нравственное воспитание - это процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности, предполагающий формирование его отношения к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.

В процессе формирования нравственности человек должен усвоить нравственные нормы, правила, систему убеждений, а также усвоить знания, которые должны найти свое воплощение в его поведении. Кроме того свое развитие должны получить нравственные чувства и нравственные качества личности, которые составляют стержень нравственности личности. Важная роль в этом процессе принадлежит семье, школе и системе дополнительного образования.

Нравственное воспитание осуществляется в различных видах деятельности. В данном случае они являются средствами нравственного воспитания.

Таким образом, формирование нравственных качеств личности с необходимостью предполагает действие большой и сложной системы социально-психологических факторов. Наиболее непосредственно эта система раскрывается в процессе нравственного воспитания личности

Литература:

1. Баргаева Г. А. Особенности формирования нравственных качеств личности школьника на современном этапе развития общества // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 1-3.

2. Леонтьев Д.А. Экзистенциальный подход в современной психологии личности // Вопросы психологии. - 23016. - №3. - С. 3 - 15.

3. Петровский А.В. Психология и время. - СПб.: Питер, 2007. - 448 с.

4. Петровский В.А. Человек над ситуацией. - М.: Смысл, 2010. - 559 с.

5. Чепиков В.Т. Теоретические и методические основы процесса воспитания нравственных качеств личности младшего школьника. - Автореф. дис... докт. пед. наук. М.: МГОПУ, 1997.

Психология

УДК:159.923

кандидат психологических наук Масленников Александр Александрович

Частное образовательное учреждение высшего образования «ИНСТИТУТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ КАВКАЗА» (г. Ставрополь); аспирант Волков Владимир Викторович Частное образовательное учреждение высшего образования «ИНСТИТУТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ КАВКАЗА» (г. Ставрополь); аспирант Капба Саид Рудикович

Частное образовательное учреждение высшего образования «ИНСТИТУТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ КАВКАЗА» (г. Ставрополь)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИИ ЛИЧНОСТНЫХ И ГРУППОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются проблемы реализации системы управления профессиональной организацией в контексте интеграции корпоративных ценностей организации и личных ценностей персонала, нахождению точек соприкосновения между системами ценностей разных людей, создания «единого смыслового поля» организации.

Ключевые слова: управление организацией, личностные ценности, групповые ценности, интеграция ценностей, мотивация персонала.

Annotation. This article discusses the Problems of implementation of professional management Organization in the context of the integration of the organization's corporate values and personal values of staff, finding common ground between the value systems of different people, the creation of "a single semantic field" of the organization.

Keywords: Management Organization, personal values, group values, the integration of values, motivation of

staff.

Введение. В непростое с экономических позиций для бизнес-сообществ время, еще более усиливаются вопросы конкурентности и выживаемости организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере предпринимательства и производства. Поэтому сейчас, в условиях реиндустриализации, как никогда, необходимо искать возможности оптимизации ресурсов. Кризис демонстрирует полную несостоятельность многих руководителей. Старые модели управления и бизнеса не работают. Требуются новые, которые соответствуют новой парадигме бизнеса. Успех организации, в первую очередь, зависит от способности руководителей отвечать вызовам времени. А это значит, что новое поколение руководителей будет более производительным, обладать новыми компетенциями, способными адекватно реагировать на все изменения и развивать бизнес, несмотря на влияние негативных факторов и нестабильность внешней среды, разрабатывать уникальные предложения и находить нестандартные решения в сложных бизнес-ситуациях. Должны быть выстроены новые модели управления, которые соответствуют новой парадигме бизнеса. В его основе будет лежать человеческий фактор.

Изложение основного материала статьи. Очевидно, что эффективность труда напрямую зависит от отношения человека к работе, поэтому наряду с задачами развития умений и навыков персонала особенно актуален вопрос создания эффективных систем мотивации сотрудников в организации. Одним из наиболее новаторских подходов в менеджменте, учитывающих человеческий фактор, является система управления организацией по ценностям.

Настоящее исследование посвящено одному из вопросов реализации этой системы - интеграции корпоративных ценностей организации и личных ценностей персонала, нахождению точек соприкосновения между системами ценностей разных людей, создания «единого смыслового поля» организации.

Наиболее перспективной и современной в данном отношении нам представляется система управления по ценностям в организации, в рамках которой поведение людей регулируется благодаря интеграции и развитию ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.