Научная статья на тему 'Психолого-педагогические аспекты развития способности к эмпатии у будущих педагогов в контексте их профессионального образования в высшей школе'

Психолого-педагогические аспекты развития способности к эмпатии у будущих педагогов в контексте их профессионального образования в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМПАТИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПРЕДПОСЫЛКИ / EMPATHY / PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES OF THE TEACHER / PROFESSIONAL TRAINING OF TEACHERS / PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF PROFESSIONAL TRAINING / PERSONALITY OF THE TEACHER / PSYCHOLOGICAL CONDITIONS / PREREQUISITES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарёва Елена Юрьевна

Статья посвящена изучению психолого-педагогических аспектов формирования эмпатических способностей будущих педагогов в процессе их профессиональной подготовки в высшей школе. В работе изучена сущность понятий «эмпатия» и «педагогическая эмпатия», рассмотрены структурные компоненты педагогической эмпатии, очерчены индивидуально-личностные предпосылки и психологические условия ее формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHO-PEDAGOGICAL ASPECTS OF DEVELOPMENT OF EMPATHIC ABILITY IN THE FUTURE TEACHERS IN THE CONTEXT OF THEIR VOCATIONAL EDUCATION IN HIGH SCHOOL

The article is devoted to the study of psychological and pedagogical aspects of the formation of empathic abilities of future teachers in the process of their professional training in higher education. The paper studies the essence of the concepts of "empathy" and "pedagogical empathy", considers the structural components of pedagogical empathy, outlines the individual personal background and psychological conditions of its formation.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические аспекты развития способности к эмпатии у будущих педагогов в контексте их профессионального образования в высшей школе»

Психология

УДК 370

кандидат психологических наук, профессор Пономарёва Елена Юрьевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К ЭМПАТИИ У

БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В КОНТЕКСТЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В

ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация. Статья посвящена изучению психолого-педагогических аспектов формирования эмпатических способностей будущих педагогов в процессе их профессиональной подготовки в высшей школе. В работе изучена сущность понятий «эмпатия» и «педагогическая эмпатия», рассмотрены структурные компоненты педагогической эмпатии, очерчены индивидуально-личностные предпосылки и психологические условия ее формирования.

Ключевые слова: эмпатия, профессионально значимые качества педагога, профессиональная подготовки педагогов, психологические аспекты профессиональной подготовки, личность педагога, психологические условия, предпосылки.

Annotation. The article is devoted to the study of psychological and pedagogical aspects of the formation of empathic abilities of future teachers in the process of their professional training in higher education. The paper studies the essence of the concepts of "empathy" and "pedagogical empathy", considers the structural components of pedagogical empathy, outlines the individual personal background and psychological conditions of its formation.

Keywords: empathy, professionally significant qualities of the teacher, professional training of teachers, psychological aspects of professional training, personality of the teacher, psychological conditions, prerequisites.

Введение. Профессиональная подготовка будущего педагога в высшей школе - это процесс качественных изменений, характеризующих переход от формального теоретического знания к практическим умениям и навыкам, от представлений о реалиях предмета к творческому профессиональному мышлению, основой которого является рост уровня педагогической культуры и мотивированная потребность в профессиональном самосовершенствовании.

Реализация профессиональной подготовки будущих педагогов в контексте гуманистической парадигмы образования подразумевает формирование у студентов ряда качеств, позволяющих им в дальнейшем организовывать межличностное педагогическое взаимодействие субъект-субъектного характера на принципах гуманизма. Среди данных качеств важное место, по мнению многих современных теоретиков психолого-педагогической науки, занимает эмпатия, которую признают сегодня одним из обязательных компонентов системы профессионально значимых качеств педагога.

Формирование эмпатии предусматривает учет ряда дидактических аспектов (содержание, формы, методы, принципы формирования). Учитывая психологическую природу эмпатии как феномена, подготовка будущих специалистов сферы образования предусматривает обеспечение ряда психологических условий. Кроме того, формирование эмпатии, по мнению авторитетных ученых психологов, должно реализовываться с учетом индивидуально-личностных предпосылок ее становления как профессионально-личностного качества [8].

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является изучение психолого-педагогических аспектов развития способности к эмпатии у будущих педагогов в контексте их профессиональной подготовки в высшей школе.

Изложение основного материала статьи. Анализ методологических аспектов развития эмпатии как профессионально значимого личностного качества педагога гуманистической направленности требует изучения теоретических аспектов данного психологического феномена.

Изучение эмпатии зародилось в зарубежной психологической науке. Среди пионеров научного изучения эмпатии как психологического личностного образования традиционно называют имя К. Роджерса. Ученый рассматривал изучаемый нами феномен как одно из важнейших профессиональных качеств психотерапевтов. Автор подчеркивал, что эмпатия является центральной категорией целого ряда направлений консультирования и психотерапии. Относительно сущности данного понятия ученый трактовал его как особое понимание другого [10]. К. Роджерс считал, что эмпатия способствует установлению межличностного контакта, формированию доверия, способствует развитию самопринятия клиента, преодолению чувства неполноценности, отчужденности, повышению уверенности в себе и в своих силах [10].

В отечественной психологии введение понятия «эмпатия» связывают с именем Т.П. Гавриловой. Исследовательница рассматривала эмпатию как положительное отношение к другому, исключающее насилие и содержащее доверие, уважение к другому, любовь, которое может выступать существенным фактором, способствующим проявлению и развитию нравственных характеристик личности [4]. Среди преимуществ данного качества личности Т.П. Гаврилова называла актуализацию отношений доверия, открытости, заботы, теплоты, поддержки в адрес объекта эмпатии [4].

В современной психолого-педагогической науке эмпатию в широком значении понимают как способность личности к эмоциональному проникновению в мир переживаний другого человека и способность к эмоциональному отклику на эти переживания. Анализ теоретических работ ученых-психологов позволил сделать выводы о том, что эмпатию в науке рассматривают с разных позиций, поэтому рационально выделить ее направления:

- эмоциональная эмпатию, основанная на механизмах проекции и подражания моторных и аффективных реакций другого;

- когнитивная эмпатия, базирующаяся на интеллектуальных процессах: сравнения, аналогии и т. д.;

- предиктивная эмпатия как способность предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.

Важность эмпатии как одного из профессионально значимых качеств педагога была обоснована рядом исследователей. В частности данное утверждение обосновал Ю.К. Бабанский [1]. Так, наряду с термином «эмпатия» в научный обиход было введено понятие «педагогическая эмпатия».

На основе анализа теоретических психолого-педагогических источников педагогическую эмпатию в широком смысле будем понимать как способность педагога эмоционально откликнуться на чувства и переживания воспитанника, распределять интересы, становиться на место обучающихся путем эмоциональной идентификации в форме сопереживания [6].

В данном исследовании нам импонирует подход к пониманию педагогической эмпатии, сформулированный Р.В. Мошинской. Исследовательница рассматривает педагогическую эмпатию с двух позиций:

- «как процесс «проникновения» во внутренний мир обучающегося, осмысления его эмоционального состояния, оказания помощи в решении проблем посредством коррекции поведения, нейтрализации и предупреждения психического напряжения, сглаживания страхов, сомнений и развития субъектности» [7, с. 101].

- «как профессионально значимое качество личности, проявляющееся в оказании эффективной помощи будущим рабочим в теоретическом и практическом овладении профессией и формировании личностных характеристик, определяющих конкурентоспособность» [7, с. 101].

На основе анализа трудов таких авторитетных ученых, как К. Роджерс, Дж. Иган, Г.М. Андреева, Г.В. Перепечина и др. обоснуем суждение о том, что эмпатия проявляется прежде всего в общении [12; 5; 9; 10].

Важность такого профессионально значимого качества современного педагога, отличающегося гуманистической направленностью личности, как эмпатия, обосновывает необходимость его развития в системе профессиональной подготовки будущих специалистов сферы образования.

Р.В. Мошинская формирование способности к педагогической эмпатии у будущих педагогов в процессе их профессиональной подготовки в высшей школе рассматривает как «процесс накопления изменений компонентов эмпатии, необходимых для выполнения задач в области профессиональной деятельности в соответствие с ее целями и особенностями обучающихся» [7, с. 101].

В контексте профессиональной подготовки будущих педагогов при формировании такого психологического образования, как эмпатия, по нашему мнению, важным педагогическим условием должен являться учет структурных компонентов формируемого профессионально значимого качества педагога.

Вслед за О.И. Вагановой и Н.В. Быстровой, в структуре педагогической эмпатии выделим следующие компоненты:

- эмоцинальный;

- когнитивный;

- поведенческий [2].

Согласно подходу О.И. Вагановой, каждый из указанных компонентов структуры включает в себя комплекс определенный умений. Так, эмоциональный компонент структуры педагогической эмпатии включает:

- сопереживание и сочувствие как формы соучастия в эмоциональном состоянии другого;

- вчувствование в мир партнера по общению;

- эмоциональная идентификация;

- развитое внимание;

- память;

- развитое воображение;

- умение предвидеть поведение партнера.

К когнитивному компоненту относятся такие умения и способности личности как:

- понимание эмоционального состояния другого человека через осознание собственных переживаний;

- перевоплощение, интроекция, безоценочное принятие другого;

- активное эмпатическое слушание;

- рефлексия;

- умение спрогнозировать поведение другого.

Поведенческий компонент составляют такие умения и способности педагога, как:

- умение конгруэнтно выражать свое подлинное «Я»;

- способность передавать партнеру понимание его переживаний в вербальных и невербальных формах;

- бескорыстная забота о благе других;

- стремление исправлять имеющиеся недостатки собственной коммуникативной деятельности [3].

На основе компонентов структуры педагогической эмпатии в процессе профессиональной подготовки должен реализовываться алгоритм ее формирования у будущих педагогов. Однако, по мнению О.И. Вагановой и Н.В. Быстровой, данный процесс будет более эффективным, «если профессиональным сообществом воспитание эмпатии рассматривается как важная педагогическая ценность и как один из аспектов гуманизации культурно-образовательной среды педагогического вуза» [2].

Развития эмпатийных способностей будущих педагогов предусматривает обеспечение комплекса психологических условий, к которому, вслед за Ю.В. Саламатиной, отнесем следующие:

- развитие личностной рефлексивной культуру будущего педагога;

- развитие структурных компонентов смысловой сферы личности (глубокой осмысленности и эмоциональной насыщенности жизни, целеустремленности, представления о себе как о сильной личности, убеждения в способности контролировать собственную жизнь, самоценности, проявляющейся в аутосимпатии, самопринятии и самоинтересе);

- формирование рационально структурированной внутренней позиции личности будущего педагога;

- обеспечение рефлексивной среды;

- активизация межсубъектных отношений;

- применение образовательных программ по развитию эмпатийной культуры личности будущего специалиста [11].

В системе условий эффективного развития способности к педагогической эмпатии у будущих педагогов О.И. Ваганова и В.Н. Быстрова выделяют ряд индивидуально-личностных предпосылок, среди которых:

- развитость эмоциональной идентификации личности;

- качество восприятия эмоционального конфликта (личностная рефлексия);

- стабильность альтруистических форм поведения [2].

Выводы. Обобщая вышеизложенное, заключим, что процесс профессиональной подготовки будущих педагогов гуманистической направленности подразумевает формирование ряда профессионально значимых личностных качеств, позволяющих специалисту реализовывать субъект-субъектное педагогическое взаимодействие в учреждениях образования, направленное на развитие и личностный рост обучающихся. Среди таких качеств большинство ученых выделяет эмпатию. Формирование готовности будущих педагогов к реализации педагогической эмпатии предусматривает учет психологических аспектов данного феномена, в частности его действенных механизмов, его структурных компонентов, а также - обеспечение ряда психологических условий, ведущим из которых является создание рефлексивной среды.

Литература:

1. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / сост. М.Ю. Бабанский. - М., 1989.

2. Ваганова О. И., Быстрова Н. В. Формирование педагогической эмпатии у бакалавров профессионального обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 6 (июнь). - С. 21-25. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15177.htm.

3. Ваганова О.И. Педагогические технологии в условиях уровневой системы высшего профессионального образования: учеб.-метод.пособие. - Н. Новгород: НГПУ, 2012. -102 с.

4. Гаврилова Т.П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга / Т. П. Гаврилова. - Краснодар, 1975. - 361 с.

5. Иган Дж. Базисная эмпатия как коммуникативный навык // Журнал практической психологии и психоанализа - http://psychol.ras.ru/ippp pfr.

6. Михальченко Г.Ф. Формирование эмпатии у старшеклассников, ориентирующихся на педагогическую профессию: Автореф. дисс. канд. псих. наук. - М., 1989. - 24 с.

7. Мошинская Р.В. Развитие эмпатии как условие подготовки будущего педагога профессионального обучения // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2014. - № 2. - С. 100-105.

8. Пашукова Т.Н. О механизмах эмпатии и некоторых ее психических коррелятах // Вопросы психологии межличностного познания и общения: сборник научных трудов. - Краснодар: КубГУ, 1983. -С. 86-92.

9. Перепечина Г.В. Эмпатия профессиональное качество журналиста // Вестник МГУ - 1998. - №5. -С. 37-51.

10. Роджерс К. Р. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем // Семья и школа - 1987. -№ 10. - С. 22-24.

11. Саламатина Ю.В. Психологические условия формирования эмпатийной культуры при подготовке будущих учителей // Молодой ученый. - 2012. - №11. - С. 479-481. - URL https://moluch.ru/archive/46/5726/ (дата обращения: 02.02.2019).

12. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. - 5 е изд., испр. и доп. - М.: Аспект. Пресс, 2009. - 363 c.

Психология

УДК: 159.9.07

старший преподаватель кафедры психологии Пьянова Екатерина Николаевна

Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета (г. Елабуга); студентка 4 курса Ткаченко Анастасия Сергеевна

Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета (г. Елабуга)

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ В ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С

ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. Цель статьи заключается в изучении использования русских народных сказок в формировании связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР). Описаны формы работы с детьми с ОНР по развитию связной речи при общении со сверстниками и взрослыми в условиях детского сада. Результаты исследования могут быть использованы в практике дошкольных образовательных учреждений для дальнейшей работы по развитию связной речи детей с общим недоразвитием речи. Ключевые слова: Дошкольный возраст, речь, общее недоразвитие речи, связность речи. Annotation. The purpose of the article is to study the use of Russian folk tales in the formation of coherent speech of preschool children with General underdevelopment of speech. There is a description of the forms of work with children with General underdevelopment of speech on the development of coherent speech in communication with peers and adults in kindergarten. The results of the study can be used in the practice of preschool educational institutions for further work on the development of coherent speech of children with General underdevelopment of speech.

Keywords. Preschool age, speech, General underdevelopment of speech, coherent speech.

Введение. Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что своевременное развитие связной речи является важным условием полноценного речевого и общего психического развития. На современном этапе есть практическая необходимость изучить связную речь дошкольников в общении со сверстниками и взрослыми. Эта проблема является важной в развитии детей дошкольного возраста, так как сензитивным периодом для начала развития связной речи является старший дошкольный возраст.

Системный анализ позволяет утверждать, что практически все проблемы начальной школы произрастают из дошкольного периода детства. Развитие связной речи, умения рассказывать необходимо для подготовки к обучению в школе, так как устная речь является основой для обучения детей письменной речи. Поэтому связную речь нужно развивать у детей, начиная с детского сада, и педагог должен обращать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.