УДК 37.015.3 ББК 88.4
ЭМПАТИЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
EMPATHY AS A NECESSARY CONDITION FOR THE EFFECTIVENESS OF THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF A TEACHER
Володина Светлана Алексеевна
Доцент Кафедры психологии Факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье обосновывается значимость такого качества личности, как эмпатия, для достижения результативной и эффективной профессиональной педагогической деятельности. Приведены результаты исследования уровня эмпатии педагогов образовательных учреждений г. Москвы и Московской области, а также студентов педагогического вуза. Результаты свидетельствуют о недостаточном уровне развития данного личностного качества у значительного числа респондентов: только немного более половины участников обладают адекватным уровнем эмпатии. Достаточное количество респондентов имеет ее низкий и очень низкий уровни. У студентов результаты близки к результатам педагогов.
Ключевые слова: качества личности педагога, конструктивное взаимодействие, конфликты,
Volodina Svetlana A.
Assistant Professor at the Department of Psychology, the Faculty of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University (MSPU), PhD in Education E-mail: [email protected]
Abstract. The article proves the importance of empathy - the personality quality that helps to achieve successful and effective professional education activities. The results of the study on the empathy level of teachers in Moscow and Moscow region educational institutions and students of a pedagogical university are presented. The results attest to the insufficient level of development of this personal quality among a significant number of respondents: only slightly more than a half of the respondents have an adequate level of empathy. A sufficient number of the respondents have their low and very low levels. Students have the results close to the results of teachers.
Keywords: the qualities of the teacher's personality, meaningful cooperation, conflicts, a
профессиональная деятельность педагога, уровни эмпатии, эмпатия.
teacher's professional activity, empathy levels, empathy.
Школьный социум представляет собой систему, в которой пересекаются представители различных возрастов, социальных статусов, национальностей и конфессий. Для осуществления конструктивного взаимодействия с каждым из них специалисту сферы образования необходимо наличие такого важнейшего профессионально значимого личностного качества, как эмпатия.
Актуальность изучения данной проблемы обусловлена социально-экономическим и морально-психологическим состоянием современного педагогического социума, являющегося пространством повышенной конфликтности.
Эмпатия как феномен сочетает в себе как эмоциональные, так и когнитивные способности человека, которые зависят от его личностных качеств, воспитания, опыта общения с другими людьми. Словарь практического психолога дает такое определение эмпатии: «это постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека. Способность индивида к параллельному переживанию тех эмоций, что возникают у другого индивида в ходе общения с ним. Понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания» [1].
Контент-анализ психолого-педагогической литературы показал, что наличие эм-патии у педагога рассматривается многими учеными как важнейшая составляющая его профессиональной компетентности, позволяющей создавать благоприятный морально-психологический климат в коллективе как педагогов, так и обучающихся с целью гармоничного развития личности каждого из них.
Наличие эмпатии у преподавателя облегчает понимание чувств и эмоций других участников учебно-воспитательного процесса, даже при отсутствии согласия с ними. Благодаря этому возможно контролировать психологическую атмосферу группы в целом и каждого обучающегося в отдельности, определяя и учитывая изменения их эмоционального состояния в процессе взаимодействия. Данное личностное качество позволяет педагогу быть гибким и при необходимости принимать адекватное сложившейся ситуации решение.
Важной задачей для педагога является понимание другого человека, вне зависимости от его возрастных и индивидуальных особенностей, что необходимо для конструктивного разрешения постоянно возникающих проблемных ситуаций с целью предупреждения их развития в деструктивный конфликт. Решение данной задачи возможно при наличии у него адекватного уровня эмпатии.
В рамках изучения вопроса об уровне эмпатии современных педагогов было проведено исследование, в котором приняли участие учителя образовательных учреждений Москвы и Московской области, а также студенты различных курсов Московского педагогического государственного университета. Необходимо отметить, что гендерный аспект в работе не рассматривался, поскольку основной контингент респондентов в силу специфики профессиональной деятельности - это девушки и женщины.
В ходе исследования были применены такие методы, как письменный опрос, групповые и индивидуальные устные беседы. Участникам был предложен опросник
эмоциональной эмпатии (авторы А. Мехрабиан, Н. Эпштейн, русскоязычная адаптация -Ю. М. Орлов, Ю. Н. Емельянов). По итогам исследования среди педагогов были получены следующие результаты (рис. 1).
Как видно из диаграммы, представленной на рис. 1, у педагогов образовательных учреждений в основном преобладает средний уровень эмпатии (58% респондентов). У достаточно большого процента участников опроса выявлен низкий уровень - более 21% респондентов и очень низкий уровень эмпатии - 11% педагогов. Около 10% респондентов показали высокий уровень эмпатии. Полученные данные свидетельствуют о том, что только чуть более половины участников исследования обладают адекватным уровнем эмпатии. У значительного числа педагогов недостаточно развита эмпатия, что затрудняет их конструктивное взаимодействие с участниками педагогического процесса и, как следствие, отрицательно сказывается, в первую очередь, на формировании и развитии личности обучающихся.
Представляет интерес изучение и сопоставление уровня эмпатии студентов будущих педагогов. По итогам опроса и бесед были получены следующие результаты (рис. 2).
Как видно из диаграммы на рис. 2, студенты показали близкие к педагогам результаты. Для студентов в основном характерен средний уровень эмпатии (51% респондентов). У ощутимого количества участников опроса (26%) выявлен ее низкий уровень или очень низкий уровень (7%). Высокий уровень эмпатии показали около 16% будущих педагогов. Полученные данные также свидетельствуют о необходимости формирования и развития адекватного уровня эмпатии у студентов в процессе их профессиональной подготовки к педагогической практике и профессиональной деятельности.
Показателями способности к эмпатии выступают такие личностные качества, как уступчивость, эмоциональность, высокий интеллект, мягкость, доброжелательность, общительность, готовность прощать других. Отсутствие перечисленных качеств у педагога может создавать проблемы в реализации профессиональных целей и задач.
Рис. 1. Результаты исследования уровня эмпатии преподавателей
7,0%
15,8%
26,3%
■ Высокий
■ Средний
■ Низкий
■ Очень низкий
50,9%
Рис. 2. Результаты исследования уровня эмпатии у студентов - будущих педагогов
Например, педагог, обладающий необходимыми знаниями по преподаваемой дисциплине, но не склонный к обсуждению проблемных вопросов, не принимающий альтернативные мнения, не умеющий находить компромиссные решения, не способен стать профессионалом с большой буквы. У такого преподавателя часто возникают конфликтные ситуации, которые нередко перерастают в деструктивные для обеих сторон конфликты [2].
Необходимо отметить, что для людей с высокими показателями по шкале эмоционального отклика в сравнении с теми, у кого низкие показатели, характерно то, что они чаще:
• проявляют альтруизм в реальных поступках, склонны оказывать людям деятельную помощь;
• демонстрируют аффилиативное поведение (способствующее поддержанию и укреплению дружеских отношений);
• менее агрессивны;
• оценивают позитивные социальные черты как важные;
• более ориентированы на моральные оценки.
Люди со средним уровнем развития эмпатии в межличностных отношениях более склонны судить о других по поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Как правило, они склонны контролировать собственные эмоциональные проявления, но при этом у них нередко возникают затруднения в прогнозировании развития отношений между людьми. Люди с низким уровнем эмпатии в межличностных отношениях испытывают затруднения в установлении контактов с людьми, не понимают эмоциональных проявлений и поступков, часто не находят взаимопонимания с окружающими [3].
Все перечисленное представляется важным для эффективной деятельности педагога. Невозмутимость, спокойствие при анализе создавшейся ситуации позволяет ему
адекватно проанализировать проблему, не допуская поступков или высказываний, которые могут привести к деструктивному развитию событий. Самообладание и самоконтроль позволяют преподавателю увидеть себя и других людей объективно, что способствует непредвзятости оценки сложившейся ситуации. Данные качества личности необходимы педагогу при управлении часто возникающими в учебно-воспитательном процессе проблемными, в том числе и конфликтными, ситуаций.
О высокой роли эмпатии в успешности профессиональной деятельности педагога свидетельствует содержание ответов участников исследования, полученных в ходе бесед. Так, среди причин, которые приводят к деструктивным конфликтам в межличностном и межгрупповом взаимодействии, респонденты назвали недостаточно развитую эмпатию у субъектов педагогического процесса, в первую очередь преподавателя.
Таким образом, достижение результативности профессиональной деятельности педагога возможно при соблюдении необходимых условий конструктивного взаимоотношения в образовательном учреждении. Важнейшим из условий является наличие у педагога высокого уровня эмпатии, позволяющей ему выработать эффективные стратегии взаимодействия с каждым субъектом педагогического процесса.
Список литературы
1. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. - URL: http://www.klex. ru/1ql (дата обращения: 12.10.2017).
2. Володина С. А. Условия реализации принципа сотрудничества в вузе // Конфликтология. - 2012. - № 4. - С. 147-153.
3. Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций / под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гип-пенрейтер. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1984. - 288 с.
References
1. Golovin S. Yu. (comp.) Slovar prakticheskogo psikhologa. Available at: http://www. klex.ru/1ql (accessed: 12.10.2017).
2. Volodina S. A. Usloviya realizatsii printsipa sotrudnichestva v vuze. Konfliktologiya. 2012, No. 4, pp. 147-153.
3. Rogers C. Empatiya. In: Vilyunas V. K., Gippenreyter Yu. B. (eds.) Psikhologiya emotsiy. Moscow: Izd-vo Moskovskogo un-ta, 1984. 288 p. (in Russian)
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2018, № 1