Научная статья на тему 'Теоретические аспекты формирования педагогической эмпатии'

Теоретические аспекты формирования педагогической эмпатии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
741
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПЕДАГОГА / ЭМПАТИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭМПАТИЯ / ЭМПАТИЙНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ / HUMANIZATION OF EDUCATION / HUMANISTIC APPROACH / HUMANISTIC ORIENTATION OF THE TEACHER / EMPATHY / PEDAGOGICAL EMPATHY / EMPATHIC CULTURE OF THE TEACHER / PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вовк Екатерина Владимировна

Статья посвящена изучению сущности педагогической эмпатии как одного из условий реализации гуманистического подхода в образовании. В работе анализируется сущность понятий «эмпатия», «педагогическая эмпатия», «эмпатийная культура педагога». В исследовании рассмотрены основные теоретические аспекты педагогической эмпатии, очерчены ее преимущества, обоснована необходимость ее формирования у будущих педагогов, а также изучены основные этапы формирования эмпатийной культуры будущих педагогов в процессе их профессиональной подготовки в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вовк Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF FORMING OF PEDAGOGICAL EMPATHY

The article is devoted to the study of the essence of pedagogical empathy as one of the conditions for the implementation of the humanistic approach in education. The paper analyzes the essence of the concepts of "empathy", "pedagogical empathy", "empathic culture of the teacher". The study deals with the main theoretical aspects of pedagogical empathy, outlines its advantages, the necessity of its formation in future teachers, as well as the main stages of the formation of empathic culture of future teachers in the process of their professional training in higher education.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты формирования педагогической эмпатии»

- налаживать доступную и плодотворную коммуникацию среди субъектов образовательного процесса;

- внимательно слушать, наблюдать и запоминать как ход событий, так и стиль поведения обучающихся;

- анализировать и корректировать действия воспитанников;

- диагностировать и поощрять эффективное поведение и корректировать неэффективное поведение обучающихся;

- способствовать созданию модели эффективного поведения воспитанников;

- обеспечивать обратную связь между субъектами образовательного процесса;

- разрабатывать и активизировать конструктивные модели поведения в контексте внутригруппового взаимодействия;

- активизировать данные модели в групповой работе воспитанников;

- вызвать доверие воспитанников;

-проявлять терпение к поведенческим поведениям обучающихся;

- демонстрировать справедливость;

- выбирать нейтральную позицию при оценке деятельности и успехов обучающихся [3].

Выводы. На современном этапе одним из ведущих подходов реализации образовательной деятельности выступает гуманистический. В гуманистической парадигме образования трансформируется позиция педагога (субъект-субъектные отношения), а также расширяется спектр его функциональных обязанностей. Современный педагог гуманистической направленности - это не транслятор знаний, а фасилитатор личностного роста обучающихся. Учет современных требований к деятельности педагога обосновывает потребность реализации систематической подготовки будущих специалистов в высшей школе к реализации педагогической фасилитации. То есть одной из задач современного профессионального педагогического образования является формирование фасилитативной компетентности будущих специалистов образовательной сферы. Формирование фасилитативной компетентности предполагает учет ее структурных компонентов, а также умений, характеризующих высокий уровень ее сформированности, представленных в нашем исследовании.

Литература:

1. Авдеева И.Н. Психологическая характеристика фасилитативных педагогических технологий. Часть 1: Субъектная направленность // Горизонты образования. - №2 (35). - 2012. - С. 37-43.

2. Врублевська Е.Г. Педагогические условия развития способности к фасилитирующему общению в процессе его профессиональной деятельности (на материале учреждений дополнительного образования детей): дис. канд. пед. наук:. - Хабаровск: Хабаровский государственный педагогический университет, 1999. - 226 с.

3. Жижина И.В. Психологические особенности развития фасилитации педагога: дис. ...канд. психол. наук: 19.00.07 «Педагогическая психология» / И.В. Жижина. - Екатеринбург, 2000. - 153 с.

4. Савельева С.С. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности учителя в образовательном процессе вуза: монография / С.С. Савельева. - Воскресенск: Коломна, 2012. - 218 с.

5. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пос. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

6. Тимонина Л.И. Социально-педагогическая фасилитация учебной деятельности неуспевающих школьников-подростков: дис. на соискание науч. степени канд. психол. наук: 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)». - Кострома, 2002. - 212 с.

7. Шахматова О.Н. Педагогическая фасилитация: особенности формирования и развития / О.Н. Шахматова // Научные исследования в образовании. - 2006. - № 3. - С. 118-125.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук Вовк Екатерина Владимировна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭМПАТИИ

Аннотация. Статья посвящена изучению сущности педагогической эмпатии как одного из условий реализации гуманистического подхода в образовании. В работе анализируется сущность понятий «эмпатия», «педагогическая эмпатия», «эмпатийная культура педагога». В исследовании рассмотрены основные теоретические аспекты педагогической эмпатии, очерчены ее преимущества, обоснована необходимость ее формирования у будущих педагогов, а также изучены основные этапы формирования эмпатийной культуры будущих педагогов в процессе их профессиональной подготовки в высшей школе.

Ключевые слова: гуманизация образования, гуманистический подход, гуманистическая направленность педагога, эмпатия, педагогическая эмпатия, эмпатийная культура педагога, профессиональная подготовка будущих педагогов.

Annotation. The article is devoted to the study of the essence of pedagogical empathy as one of the conditions for the implementation of the humanistic approach in education. The paper analyzes the essence of the concepts of "empathy", "pedagogical empathy", "empathic culture of the teacher". The study deals with the main theoretical aspects of pedagogical empathy, outlines its advantages, the necessity of its formation in future teachers, as well as the main stages of the formation of empathic culture of future teachers in the process of their professional training in higher education.

Keywords: humanization of education, humanistic approach, humanistic orientation of the teacher, empathy, pedagogical empathy, empathic culture of the teacher, professional training of future teachers.

Введение. Современное развитие мирового сообщества, которое характеризуется возникновением глобальных проблем, по-новому ставит вопрос о месте и роли образования в жизни человека и общества.

Актуальные проблемы современности призвана решать сегодня гуманистическая педагогика, основной задачей которой является оказание помощи личности в приобщении к подлинным человеческим ценностям, обучении творчеству и самостоятельности, становлении свободы и ответственности в вопросах решения ключевых жизненных проблем. По мнению А.В. Прохоренко, «Специфика гуманистической педагогики проявляется через конкретные приемы и установки гуманистического воспитания: воспитание доверием, заботой и уважением; воспитание ответственностью; воспитание творчеством; воспитание через здравомыслие; воспитание через обучение процедурами принятия нравственных, гражданских, правовых и экологических решений; воспитание через обучение решению экзистенциальных (смысложизненных проблем)» [7, с. 2591.

Гуманистическая парадигма образования требует переосмысления роли и позиции педагога в учебно-воспитательном процессе. Сегодня обществу необходим педагог, призванный не только обучать и воспитывать подрастающее поколение, а, прежде всего, реализовывать такое педагогическое взаимодействие, которое способствует личностному развитию и росту обучающихся. По мнению Е.Р. Овчаренко, в современной российской школе требуется не просто педагог-профессионал, а педагог, способный видеть, чувствовать, понимать ребенка. Гуманный педагог, по мнению исследовательницы, обладает способностью не только говорить, но и слушать, слышать другого. Такой учитель способен к рефлексии и своевременной коррекции поведения с учетом изменений, происходящих с обучающимся. Педагог гуманистической направленности может постоянно воспитывать и проявлять определенные гуманные качества личности [61.

Указанные требования обосновывают необходимость организации образовательной деятельности на принципах субъект-субъектного взаимодействия. С целью подготовки будущих педагогов, способных осуществлять педагогическое взаимодействие на основе учета принципов гуманистического образования, в процессе их профессионального образования необходимо развитие и формирование ряда личностных профессионально значимых качеств. Среди данных качеств, согласно гуманистической парадигме образования, а также требованиям актуальных государственных образовательных стандартов, важное место отведено эмпатии и эмпатийной культуры педагога.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является изучение теоретических аспектов формирования компонентов педагогической эмпатии у будущих педагогов в процессе реализации их профессиональной подготовки в высшей школе.

Изложение основного материала статьи. Проблемы формирования компонентов педагогической эмпатии и эмпатийной культуры будущих педагогов базируются на имеющихся в системе образования в целом и профессиональной подготовке педагогических кадров в частности противоречиях между:

- насущной потребностью в педагогах, обладающих эмпатической культурой и владеющих приемами педагогической эмпатии, и недостаточностью средств ее формирования в сфере профессионального образования;

- необходимостью развивать педагогическую эмпатию будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки и отсутствием эффективных технологий в практике деятельности педагогических вузов;

- имеющимся эмпатическим потенциалом будущего педагога, присущим ему как личности, и недостаточной разработанностью необходимых механизмов для его развития в современной педагогической науке и практике.

Для решения проблем профессиональной подготовки будущих педагогов к формированию личностных качеств, составляющих интегративную способность к педагогической эмпатии, необходимо изучение теоретических аспектов данного вида педагогического взаимодействия.

Эмпатия как термин появилось впервые в зарубежной научной литературе. Одним из первых наиболее емкое определение данному понятию дал Дж. Иган, подчеркивающий важность когнитивного начала и взаимной связи в сопереживании. По мнению ученого, эмпатия представляет собой способность личности понимать и проникать в мир другого человека, а также передать ему это понимание [3]. В отечественной науке понятие эмпатии появилось благодаря научным трудам Т.П. Гавриловой. Исследовательница анализировала не только содержательную сторону данного феномена, но и его историко-психологические аспекты. По определению Т.П. Гавриловой, эмпатия - это непосредственный эмоциональный отклик на переживание или экспрессивные знаки другого человека [21.

Педагогический аспект эмпатии получил теоретическое освещение в трудах отечественных авторов. Как важный компонент профессиональной деятельности учителя выделяет эмпатию Ю.К. Бабанский [8].

На основе анализа теоретической литературы по проблеме эмпатии можно сделать вывод о том, что деятельная педагогическая эмпатия - это профессионально значимое качество педагога, которая обеспечивает успешность межличностного взаимодействия, проявляясь и формируясь в ситуациях диалогического общения, в совместной творческой деятельности педагога и воспитанников.

По мнению О.И. Вагановой и Н.В. Быстровой, реализация педагогами сопереживания, сочувствия, чуткости, эмоциональной идентификации, социальной сензитивности «в ситуациях взаимодействия и общения между педагогом и воспитанником способствует не только проявлению, но и развитию эмпатии как профессионально значимого свойства личности педагога, обеспечивающего эффективное педагогическое взаимодействие через приобщение к эмоциональному миру учащихся» [1, с. 22]. Такая деятельность, по мнению исследовательниц, и представляет собой педагогическую эмпатию.

К основным преимуществам педагогической эмпатии О.И. Ваганова и Н.В. Быстрова относят следующие:

- способствует педагогической наблюдательности;

- выступает условием установления тесного контакта и подлинного диалогического общения между субъектами образовательного процесса;

- является фактором, способствующим эмоциональной интеграции, восстановлению нарушенных связей с окружающими;

- выступает необходимым условием любого творчества [1].

На основе анализа трудов А.К. Марковой, И.С. Сергеева нами были также определены преимущества эмпатии относительно формирования профессионально значимых качеств будущего педагога. Так, наличие способности к эмпатии способствует развитию личности будущего учителя, а именно:

- развитию эмоциональной сферы личности;

- совершенствованию мышления;

- развитию адаптивных и коммуникативных возможностей;

- развитию эстетических способностей;

- формированию таких личностных качеств, как толерантность, дискуссионная культура, творческая активность [4; 10].

По мнению Е.П. Седых, проявление педагогической эмпатии находится в тесной взаимосвязи с индивидуальным уровнем развития нравственного сознания личности педагога. Основами анализируемого нами вида эмпатии, по мнению исследовательницы, являются:

- преобладание действенного начала;

- направленность на эмоциональную поддержку обучающегося [9].

Способность личности к проявлению педагогической эмпатии на высоком уровне говорит о наличии сформированности эмпатийной культуры. Говоря о необходимости развития у педагога способности к эмпатии, стоит подчеркнуть, что, исходя из вышеизложенного, при реализации профессиональной подготовки будущих педагогов высшей школы одной из задач является формирование их эмпатийной культуры.

По мнению Ю.В. Саламатиной, эмпатийная культура педагога - это «интегративное качество личности, которое проявляется в способности эмоционально отзываться на переживания ученика, распознавать мысли и чувства учащихся, строить свои отношения с ними, заранее предвидя их точку зрения и считаясь с их внутренней позицией» [8, с. 480].

В системе эмпатийной культуры педагога выделяют ряд функций. Фундаментальным свойством эмпатийной культуры педагога и основной ее функцией является наличие рефлексирования. Данная функция обеспечивает педагогу возможность выходить за пределы своего профессионально-педагогического опыта, конкретной педагогической ситуации, а также - собственной личности путем способности оценить со стороны себя и свою деятельность. Так, благодаря рефлексивной функции, эмпатийная культура обеспечивает педагогу профессиональную нравственно-гуманистическую устойчивость [8].

Рефлексивная самоорганизация личности педагога, разворачивающаяся в форме становления и саморазвития, возможна в контексте наличия определенного уровня эмпатийной культуры благодаря ее адаптивно-адаптирующей функции.

По мнению Р.В. Мошинской, содержание развития эмпатии будущего педагога - это «совокупность отраслевой и общепрофессиональной подготовки, которая представлена решением дидактической системы учебно-профессиональных задач, основанных на эмпатийном взаимодействии педагога и студентов» [5, с. 101].

Процесс формирования эмпатийной культуры, по мнению исследовательницы, представляют собой алгоритмический комплекс мероприятий, реализуемых поэтапно. В контексте данного процесса Р.В. Мошинская выделяет следующие этапы:

- мотивационный;

- когнитивно-содержательный;

- деятельностный;

- контрольно-рефлексивный.

В рамках мотивационного этапа реализуется формирование активности студента относительно развития эмпатии. На когнитивно-содержательном этапе происходит овладение будущими педагогами системой теоретических знаний, необходимых для развития эмпатии как профессионально значимого качества педагогической профессии. В контексте деятельностного этапа реализуется самостоятельное проявление эмпатии в проблемных условиях. В рамках контрольно-рефлексивного этапа реализуется внешнее оценивание развитости эмпатии будущих специалистов и рефлексивная самооценка ими собственной деятельности, из чего определяются уровни сформированности эмпатийной культуры (высокий, средний, низкий). По словам Р.В. Мошинской, «каждый из выделенных этапов опирается на ключевые учебные дисциплины, нацеленные на последовательное включение эмпатии в новые взаимосвязи и раскрытие разных форм ее проявлений» [5, с. 102].

Выводы. В период гуманизации образования возникают новые требования к личности педагога. Процессы гуманизации образования отражаются и на новых требованиях к осуществлению профессиональной подготовки будущих педагогов в высшей школе. Сегодня обществу необходим учитель нового поколения обладающего качествами, составляющими его гуманистическую направленность. Одним из таких качеств является эмпатичность педагога. Способность реализовывать педагогическую эмпатию обоснована уровнем сформированности эмпатийной культуры педагога. Вышеизложенное актуализирует потребность специальной подготовки будущих специалистов в области образования к реализации педагогической эмпатии и формирования их эмпатийной культуры, что требует изучения основных теоретических аспектов указанных педагогических процессов, исследованных в данной статье.

Литература:

1. Ваганова О.И., Быстрова Н.В. Формирование педагогической эмпатии у бакалавров профессионального обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 6 (июнь). - С. 21-25. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15177.htm.

2. Гаврилова Т.П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга / Т. П. Гаврилова. - Краснодар, 1975. - 361 с.

3. Иган Дж. Базисная эмпатия как коммуникативный навык: / Пер. О. Исаковой, М. Глущенко // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2000. - № 1. - С. 14-18.

4. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М.: Просвещение, 1993. - 312 с.

5. Мошинская Р.В. Развитие эмпатии как условие подготовки будущего педагога профессионального обучения // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2014. - № 2. - С. 100-105.

6. Овчаренко Е.Р. Развитие эмпатии как профессионально значимое личностное качество педагога [Текст] / Е. Р. Овчаренко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. X междунар. науч.-практ. конф. Часть I. - Новосибирск: СибАК, 2011. - С. 111-119.

7. Прохоренко А.В. Гуманизация образования - веление времени // Молодой ученый. - 2010. - №5. Т.1. - С. 259-261. - URL https://moluch.ru/archive/16/1615/ (дата обращения: 02.02.2019).

8. Саламатина Ю. В. Психологические условия формирования эмпатийной культуры при подготовке будущих учителей // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 479-481. — URL https://moluch.ru/archive/46/5726/ (дата обращения: 02.02.2019).

9. Седых Е.П. Управление развитием педагогических кадров в системе высшего образования// Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: сб. материалов науч.-практ. конф. (заочной) с международным участием /отв. ред. А. Ю. Нагорнова. - Ульяновск, 2014. - С. 464-467.

10. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности: учеб. пособ. - СПб.: Питер, 2004. - 316 с.

Педагогика

УДК 378.14 ББК74.268

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Гальченко Наталья Александровна

Мурманский арктический государственный университет (г. Мурманск)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПОСРЕДСТВОМ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРЕПОДАВАНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ

ДИСЦИПЛИН

Аннотация. В статье рассматривается использование интерактивных форм и методов в подготовке студентов высшего образования, которые позволяют формировать ключевые профессиональные компетенции в процессе обучения. такие как коммуникабельность, лидерство, умение анализировать, быстро принимать решения.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, педагогические инновации, метод проблемного и проектного обучения, интернет-технологии, игровые технологии, модульное обучение.

Annotation. The article discusses the formation of key professional competencies in the learning process using of interactive forms and methods in the preparation of students of higher education.

Keywords: professional competence, pedagogical innovations, method of problem training, project training, Internet technologies, gaming technology, modular training.

Введение. Важной задачей подготовки специалистов с профессиональным образованием является развитие у них познавательной активности, творческих способностей, которые проявляются в стремлении к получению новых знаний, культуре познавательной деятельности.

В теории педагогического образования понятие «профессиональная компетентность» обозначает совокупность требований к личности, как специалисту, проявляющиеся в работе и её результатах.

Овладение профессиональной компетентностью является значимым, и, по мнению В.Д. Шадрикова, в имеющихся исследованиях собственно способности специалиста-профессионала представлены недостаточно, так как остается открытым вопрос о механизмах, движущих силах, причинах развития профессиональных способностей [10]. Между тем каждая профессиональная деятельность требует от специалиста определенного набора личностных качеств и способностей, при помощи которых проявляются профессионально важные компетенции.

Становится очевидным, что еще в процессе обучения в соответствии со склонностями и способностями студента необходимо опираться на приоритет профессионализма и специализации, что требует определенной организации учебного процесса.

Изложение основного материала статьи. Мы согласны с точкой зрения Г.А. Бордовского, что важное методологическое значение, имеют закономерности организации образовательного процесса и развития личности специалиста [2, c. 14].

Поэтому при разработке основных направлений обучения, а также профессионально-образовательных программ учитываются:

- экономический потенциал и национальные интересы данного региона;

- создание нормативно-правовых документов, психолого-педагогических, социальных, организационно-методических условий при проектировании эффективного образовательного процесса;

- определение содержания обучения целями и задачами образования, направленных на обеспечение высокого профессионализма;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- оптимальная организация образовательного процесса, обеспечивающая эффективное и качественное образование, при интеграции использования инновационных технологий в построении образовательного процесса.

Следовательно, педагогическое проектирование, основанное на перечисленных закономерностях становится основой современного образовательного процесса.

Процесс формирования у студентов профессиональных компетенций включает целый ряд составляющих, основанных на совокупности профессиональной социализация, личностных мотивов, теоретических знаний по психолого-педагогическим, методическими дисциплинам, практических умений, затрагивающих различные стороны учебно-воспитательного процесса.

Формирование компетенций в современной образовательном процессе невозможно без использования различных педагогических инноваций. Педагогические инновации - это процесс обновления в сфере образования, создающий условия для педагогов выбирать интересные, перспективные методы, приемы обучения, которые вносят изменения в содержание и технологии обучения и воспитания, и имеют цель повысить их результативность [10]. Инновационный процесс в образовании - процесс развития образовательных систем на основе нововведений для совершенствования образовательной практики (В. И. Загвязинский). На современном этапе в образовании происходит изменения как традиционного, так и инновационного подходов. Отличие подходов: традиционное обучение направлено на изучение правил деятельности в определенных ситуациях, а инновационный подход подразумевает развитие способностей к совместной деятельности в новых, неординарных ситуациях. Для инновационного обучения характерен самостоятельный поиск путей учебно-исследовательской деятельности и форм ее организации, а также имитационного и ролевого моделирования. Развитие этих направлений, обновление их организационной,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.