Научная статья на тему 'Развитие эмпатии как условие подготовки будущего педагога профессионального обучения'

Развитие эмпатии как условие подготовки будущего педагога профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
757
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ЭМПАТИЯ / EMPATHY / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / FUTURE TEACHER OF PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мошинская Раиса Валентиновна

В статье обоснована необходимость развития эмпатии как условия подготовки будущего педагога профессионального обучения, описан поэтапный процесс развития эмпатии будущего педагога профессионального обучения в вузе, реализованный экспериментально на основе разработанной теоретической модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие эмпатии как условие подготовки будущего педагога профессионального обучения»

ми видов профессиональной деятельности, соответствующих профилю обучения. Только они достоверно определят значения параметров учебных элементов:

- представители видов профессиональной деятельности - для выполнения профессиональной деятельности;

- учителя - для профильного обучения и осуществления приоритетов учащихся;

- преподаватели - для корректировки программ профессионального обучения.

В связи с этим особое значение приобретает процедура формирования экспертной группы, характеризующейся требованиями компетентности, согласованности, репрезентативности. В качестве показателя уровня компетентности экспертов в области педагогики могут выступать следующие профессиональные характеристики: должностное положение, образование, стаж научной и практической работы, наличие классного руководства и др.

На основании выявленной перспективности ква-лиметрического подхода для структурирования учебной информации, сформулируем принцип ква-лиметрических гарантий качества тезаурусов, создаваемых через конструирование основных структур учебных элементов, под которыми будем понимать квалиметрически обоснованные, логически взаимосвязанные совокупности учебных элементов, приоритетность которых установлена по определенному основанию. Технология структурирования учебной информации по приоритетам обучающихся представлена в работе [7]. Теоретические основы квали-метрической технологии педагогического эксперимента исследованы А.С. Казариновым [3].

Таким образом, концепция приоритетно-логического структурирования учебной информации включает в качестве основы систему общедидактических принципов и критериев отбора содержания школьного образования, уточненную:

- принципом приоритетного структурирования учебной информации по определенным основаниям;

- принципом допустимости концептуальной модели учебной информации в тезаурусной форме, содержащей значения параметров учебных элементов

для профилей обучения, соответствующих приоритетам и образовательным потребностям обучающихся и структурно представляемой в форме графа;

- принципом дополнения тезауруса личности обучающегося за счет учебного тезауруса в процессе обучения;

- принципом квалиметрических гарантий качества тезаурусов, создаваемых через конструирование основных структур учебных элементов, под которыми понимаются квалиметрически обоснованные, логически взаимосвязанные совокупности учебных элементов.

Литература

1. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / сост. М.Ю. Бабанский. - М., 1989.

2. Димова, В. К вопросу о методе составления тезауруса специальности / В. Димова, В. Чалыков, Д. Маламов // Современная высшая школа. - 1978. - № 3.

3. Казаринов, А.С. Теоретические основы квалиметри-ческой технологии педагогического эксперимента: дис. ... д-ра пед. наук / А.С. Казаринов. - Ижевск, 1999.

4. Любимова, О.В. Концептуальные основания проектирования педагогических норм в системе непрерывного профессионального образования: дис. ... д-ра пед. наук / О.В. Любимова. - Ижевск, 2012.

5. Мирошниченко, А.А. Предметная область экспертной когнитивно-педагогической системы / А.А. Мирошниченко. - Глазов, 1997.

6. Мирошниченко, А.А. Теория и технология конструирования профессионально-ориентированных структур учебных элементов: дис. ... д-ра пед. наук / А.А. Мирошниченко. - Ижевск, 1999.

7. Мирошниченко, И.Л. Приоритетно-логическое структурирование учебной информации для общеобразовательной школы: дис. ... канд. пед. наук / И.Л. Мирошниченко. - Ижевск, 2005.

8. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1995.

9. Федеральный Закон об Образовании в Российской Федерации. - М., 2013. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_158429

10. Черепанов, В.С. Экспертные методы в педагогике / В.С. Черепанов. - Пермь, 1988.

УДК 378.14

Р.В. Мошинская

Научный руководитель: доктор педагогических наук, доцент Л.В. Антропова

РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье обоснована необходимость развития эмпатии как условия подготовки будущего педагога профессионального обучения, описан поэтапный процесс развития эмпатии будущего педагога профессионального обучения в вузе, реализованный экспериментально на основе разработанной теоретической модели.

Развитие, эмпатия, будущий педагог профессионального обучения.

The author of the paper proves the necessity of the development of empathy as the condition of preparation of future teachers of vocational training. The process of development of empathy of future teachers of professional higher education, implemented experimentally on the basis of the development theoretical model is described in the paper.

Development, empathy, future teacher of professional education.

Решение задач, зафиксированных в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в условиях профессиональной школы обуславливает необходимость сотрудничества педагога профессионального обучения с будущими рабочими на основе доверия и взаимоуважения. Для построения взаимодействия такого типа педагогу профессионального обучения требуется развитая эмпатия.

Практическое изучение эмпатии позволило зафиксировать, что у будущих педагогов профессионального обучения, студентов Череповецкого государственного университета, преобладает низкий и средний с тенденцией к низкому уровни развитости эмпатии. Студенты слабо информированы о роли, месте и технологиях реализации эмпатии в педагогическом процессе профессиональной школы, что, в свою очередь, затрудняет проявление содействия будущим рабочим. Недостаточное проявление эмпа-тии педагогами данного направления при решении задач профессиональной деятельности приводит к тому, что нарушается взаимопонимание, возрастает внутренняя напряженность обучающихся, снижается успеваемость, возникают психосоматические расстройства, усугубляются вредные привычки, возрастает вероятность правонарушений, а также формируется безразличное или негативное отношение к приобретаемой профессии и последующей трудовой деятельности. Все это указывает на необходимость рассмотрения развития эмпатии как условия подготовки будущего педагога профессионального обучения.

Анализ литературы показал, что проблема определения сущности эмпатии субъектов педагогического процесса, ее функций и условий развития в науке не нова. Однако имеющиеся исследования (Т. А. Ахрямкина, Д.В. Белых, Л. В. Веденеева, А.В. Козина, Ч.И. Лопсан, Е.Д. Макарова, Е.В. Мельник, Л. Л. Надирова, Е.В. Рязанова) не затрагивают процесса развития эмпатии как условия подготовки будущего педагога профессионального обучения, деятельность которого имеет неповторимые специфические особенности.

Эмпатия педагога профессионального обучения понимается нами как процесс «проникновения» во внутренний мир обучающегося, осмысления его эмоционального состояния, оказания помощи в решении проблем посредством коррекции поведения, нейтрализации и предупреждения психического напряжения, сглаживания страхов, сомнений и развития субъектности, и как профессионально значимое качество личности, проявляющееся в оказании эффективной помощи будущим рабочим в теоретическом и практическом овладении профессией и формировании личностных характеристик, определяющих конкурентоспособность. Изучение содержания

работ, посвященных вопросам эмпатии педагога, ее проявлений и развития, изучение структуры и особенностей деятельности педагога профессионального обучения, позволило сформировать структуру понятия «эмпатия педагога профессионального обучения» (рис. 1).

Развитие эмпатии будущего педагога профессионального обучения мы рассматриваем как процесс накопления изменений компонентов эмпатии, необходимых для выполнения задач в области профессиональной деятельности в соответствие с ее целями и особенностями обучающихся. Разработанная на таком понимании эмпатии и ее развития модель процесса включает в себя следующие компоненты: цель, задачи, содержание, результат, этапы, методы, средства, формы, педагогические условия и результат подготовки (рис. 2).

В соответствии с разработанной теоретической моделью в качестве критериев развития эмпатии будущего педагога профессионального обучения нами выделены результативность профессиональной деятельности и готовность осуществлять эмпатийное взаимодействие с будущими рабочими. Результативность профессиональной деятельности педагога профессионального обучения характеризуется наличием положительной динамики индивидуальных достижений будущих рабочих в усвоении теоретических основ профессии, в овладении практическими умениями осуществления трудовых процессов и в формировании личностных характеристик. Проблема готовности к педагогической деятельности и ее формирования подробно раскрыта Л.В. Антроповой [1]. Готовность будущего педагога профессионального обучения осуществлять эмпатийное взаимодействие с будущими рабочими характеризуется выраженностью, устойчивостью, полнотой, осознанностью и самостоятельностью проявления ее компонентов: эмоционального, когнитивного, действенного.

Содержание развития эмпатии будущего педагога профессионального обучения представляет собой совокупность отраслевой и общепрофессиональной подготовки, которая представлена решением дидактической системы учебно-профессиональных задач, основанных на эмпатийном взаимодействии педагога и студентов и предполагает следующие этапы: моти-вационный (формирование активности в развитии эмпатии); когнитивно-содержательный (овладение системой теоретических знаний, необходимых для развития эмпатии будущего педагога профессионального обучения); деятельностный (самостоятельное проявление эмпатии в проблемных условиях); контрольно-рефлексивный (внешняя оценка развитости эмпатии будущих педагогов профессионального обучения и рефлексивная самооценка), которые соотносятся со следующими уровнями развитости эм-

патии: низкий, низкий с тенденцией к среднему, средний, средний с тенденцией к высокому. Каждый из выделенных этапов опирается на ключевые учебные дисциплины, нацеленные на последовательное включение эмпатии в новые взаимосвязи и раскрытие разных форм ее проявлений.

На мотивационном этапе (1, 2 семестры) ведущая роль отведена дисциплине «Введение в педагогическую специальность». Использовались фрагменты отдельных занятий: на лекциях излагались современные требования к личности педагога профессионального обучения, раскрывалась сущность эмпатии

педагога профессионального обучения, разъяснялись цели реализации эмпатийного взаимодействия с обучающимися, выяснялась значимость учета невербальной информации в педагогическом процессе, раскрывалась роль эмпатии для профессионального самосовершенствования, доказывалось наличие прямой зависимости между уровнем реализации эмпа-тии и качеством образовательного процесса, осуществлялось побуждение студентов к осознанию необходимости овладения способами осуществления эм-патийного взаимодействия путем обсуждения конкретных ситуаций, указывалось на необходимость

Эмпатия педагога профессионального обучения

*

Процесс влияния на будущих рабочих с целью коррекции их поведения Качество личности педагога, определяющее готовность к профессиональной деятельности

1 1

Компоненты эмпатии педагога профессионального обучения

S

Эмоциональный

Когнитивный

Действенный

Каналы эмпатийного влияния педагога профессионального обучения на будущих рабочих

1 л г 1 г

Позитивные эмоции трансляция эмоционального состояния (заражение) Знания факты, понятия, принципы (обучение) Поведение действия, поступки (подражание)

Рис. 1. Структура понятия «эмпатия педагога профессионального обучения»

Социальный заказ на подготовку Цель: развитие эмпатии будущего Требования ГОС к уровню под-

педагога профессионального обу- педагога профессионального обуче- готовки педагога профессио-

чения —► ния «— нального обучения

т

Принципы: значимости личного эмоционального опыта, рефлексии приобретаемого опыта, единства теории и практики

Задачи

Обучить Развить Сформировать

Основам оказания помощи и поддержки обучающимся - будущим рабочим в овладении профессией и формировании личностных характеристик Способность к профессиональному самосовершенствованию, стремление к осуществлению взаимодействия с будущими рабочими на основе эмпа-тии , Знания об эмпатии педагога профессионального обучения и ее проявлениях и функциях в педагогическом процессе профессиональной школы

Этапы развития эмпатии педагога профессионального обучения

Мотивационный Когнитивно-содержательный Деятельностный Контрольно-рефлексивный

Содержание этапов

Формирование положительного отношения к будущей профессиональной деятельности и обучающимся -будущим рабочим, формирование активности в развитии эмпатии и ответственности за ход и результат ее развития как профессионально значимого качества личности Ознакомление с функциями эмпатии педагога профессионального обучения в реальном педагогическом процессе учреждений НПО и СПО, особенностями ее проявления и способами диагностики; ознакомление с характерными особенностями обучающихся -будущих рабочих Проявление помогающего поведения в проблемных условиях при неполноте условий задачи, дефиците времени, невыявленности причинно-следственных связей, непригодности известных ранее вариантов решения, использование средств невербального общения и речевой интонации в учебно-воспитательном процессе Осуществление внешней оценки развитости эмпатии будущих педагогов профессионального обучения и рефлексивной самооценки, выявление направлений развития эмпатии в предстоящей самостоятельной профессиональной деятельности

т

Методы Средства Формы

Моделирование и анализ педагогических ситуаций, содержащих проблему; анализ и самоанализ педагогической деятельности; решение задач в контексте приобретаемой профессии, упражнения Литература, фильмы, планы-конспекты (воспитательных мероприятий, часов общения, классных часов, родительских собраний), технологические карты, инструменты, приспособления, объекты труда) Дискуссия, тренинг, ролевая игра, проектирование, наблюдение, решение задач (индивидуально, группой и фронтально), составление сборника задач, ведение дневника, консультирование

±

Критерии развития эмпатии педагога профессионального обучения

Результативность профессиональной деятельности Готовность осуществлять эмпатийное взаимодействие с будущими рабочими

т

Уровни развитости эмпатии педагога профессионального обучения

Высокий Средний с тенденцией к высокому Средний Средний с тенденцией к низкому Низкий

т

Педагогические условия реализации модели

Профессиональная направленность содержания (контекст-ность) для взаимопроникновения учебной и профессиональной деятельности Владение преподавателями современными диалоговыми технологиями обучения Установка на самосовершенствование профессионально значимых качеств Диагностика развития эмпатии педагога профессионального обучения

J

Результат: выпускник вуза по специальности «Профессиональное обучение», готовый к оказанию помощи и поддержки будущим рабочим в теоретическом и практическом овладении профессией, основанной на восприятии эмоциональных состояний по внешним сигналам (вербального и невербального типа), реализации логических операций мышления и развитой рефлексии_

Рис. 2. Модель процесса развития эмпатии будущего педагога профессионального обучения в вузе

овладения системой знаний для уверенной реализации эмпатии во взаимодействии с будущими рабочими в профессиональной школе. На практических занятиях актуализировалась содержательная часть предмета, имеющая наибольшую значимость для реализации развития эмпатии, теоретические знания подкреплялись наблюдениями за деятельностью педагогов и реальными ситуациями взаимодействия. Внесение дополнений в содержание занятий позволило раскрыть студентам сущностные черты эмпа-тии педагога профессионального обучения, показать значимость эмпатии в профессионально-педагогической деятельности. Основной результат - принятие студентами осознанного решения осуществлять развитие эмпатии как профессионально значимого качества личности в период обучения в вузе.

Реализация когнитивно-содержательного этапа (3 - 8 семестры) осуществлялась в ходе изучения дисциплин: «Педагогические коммуникации», «Педагогические технологии», «Основы конструктивного общения», «Общая и профессиональная педагогика», «Методика воспитательной работы», использовались фрагменты отдельных занятий, исходная тематика которых позволяла органично включать рассмотрение аспектов эмпатии педагога профессионального обучения и ее развития. На лекциях изучались сущность, способы и формы проявления эмпа-тии в образовательном процессе, функции эмпатии педагога профессионального обучения во взаимодействии с будущими рабочими. На практических занятиях проводился поиск способов и форм проявления эмпатии в зависимости от конкретных обстоятельств через анализ педагогических ситуаций, зафиксированных в условиях учебно-профессиональных задач, выполнялись творческие задания по реализации меж- и внутрипредметной координации теоретических сведений для разрешения типичных затруднений будущих рабочих, отрабатывались умения распознавания эмоциональных состояний по вербальным и невербальным проявлениям, произвольной регуляции собственного эмоционального состояния, практической реализации форм эмпатий-ного реагирования; осуществлялась адаптация методических разработок в соответствие с заданными особенностями групп и отдельных обучающихся. Студенты включались в деятельность по решению учебно-профессиональных задач, выполнение заданий творческого характера и упражнений. В виде примеров, ссылок, условий учебно-профессиональных задач для включения студентов в контекст профессионального будущего присутствовало техническое знание, приобретенное в ходе изучения отраслевых дисциплин. Это способствовало углублению представлений студентов о сущности, структуре и составе эмпатии педагога профессионального обучения, выявлению целей, методов и форм проявления и диагностики эмпатии во взаимодействии с будущими рабочими в ходе теоретического и производственного обучения, реализации воспитательного взаимодействия.

На когнитивно-содержательном этапе предпоч-

тительно применение активных форм взаимодействия, повышающих субъектность будущих педагогов как на лекциях, так и на практических занятиях -диалог, дискуссия, тренинг, ролевая игра, проектирование, наблюдение, решение задач (индивидуально, группой и фронтально), составление сборника задач, ведение дневника, консультирование. Для придания процессу развития эмпатии будущих педагогов личностного смысла в содержание ведущих дисциплин включены задания для самостоятельной работы студентов. Этап предполагал массовую репродуктивную подготовку студентов с увеличением объема творческой деятельности.

Центральное место на деятельностном этапе (8, 9 семестры) принадлежит педагогической практике студентов на базе профессиональных школ, реализующих программы начального и среднего профессионального образования. Педагогическая практика позволяет будущим педагогам профессионального обучения осуществить самостоятельную реализацию усвоенных теоретических положений в конкретных обстоятельствах, осуществить эмпатийное взаимодействие с будущими рабочими в проблемных условиях при остром дефиците времени, невыявленности причинно-следственных связей, непригодности сформированных ранее вариантов взаимодействия. Реализации расширения спектра условий решаемых учебно-профессиональных задач способствует продолжение изучения отраслевых дисциплин. Характер деятельности студентов преимущественно творческий. Процесс развития эмпатии будущего педагога профессионального обучения содержательно представлен: наблюдением и интерпретацией эмоциональных состояний субъектов образовательного процесса профессиональной школы; выполнением анализа и самоанализа реальных наблюдаемых педагогических ситуаций с точки зрения места и роли эмпатии педагога в них (уроки теоретического и производственного обучения, воспитательные мероприятия, внеучебная деятельность); самостоятельным решением учебно-профессиональных задач; составлением индивидуального сборника учебно-профессиональных задач на основе опыта взаимодействия с будущими рабочими; вырабатыванием индивидуальных форм эмпатийного реагирования педагога профессионального обучения при решении задач, занесенных в сборник; выработкой собственной стратегии эмпатийного взаимодействия с обучающимися.

Завершающим этапом развития эмпатии будущих педагогов профессионального обучения в вузе являлся контрольно-рефлексивный (10 семестр). Для проверки эффективности развития эмпатии будущего педагога профессионального обучения и выявления направлений развития эмпатии в предстоящей профессиональной деятельности мы сочли целесообразным привлечение возможности работы профессионально-педагогической студии, основная форма работы которой - консультации.

В целом, проведенное исследование на основе сопоставления данных констатирующего и кон-

трольного экспериментов, их статистической обработки, позволило установить, что:

1) механизмами развития и саморазвития эмпатии будущего педагога профессионального обучения выступают: рефлексия как процесс накопления эмоционального опыта, основанный на осознании собственных действий и поступков, состояний, эмоций, чувств, переживаний; мотивация как процесс побуждения к деятельности, основанный на стремлении удовлетворения потребностей; образовательный процесс в вузе как целенаправленное организованное взаимодействие педагогов и студентов; производственная практика как процесс овладения студентами практическими умениями в области профессионального образования; научно-исследовательская деятельность будущих педагогов профессионального обучения как процесс получения и практического применения знаний, реализуемый студентами самостоятельно вне рамок учебных программ и планов;

2) наиболее существенными психологическими условиями результативности развития эмпатии будущего педагога профессионального обучения явля-

ются: создание возможностей для самораскрытия, самореализации и саморазвития эмпатии будущего педагога профессионального обучения и обеспечение сочетания положительно-эмоциональной и информационной функции занятий;

3) основными дидактическими условиями являются: создание в образовательном процессе ситуаций, направленных на осознание будущим педагогом профессионального обучения характерных особенностей предстоящей профессиональной деятельности, роли и места эмпатии в ней и обеспечение тенденции последовательного изменения форм взаимодействия от массовых к индивидуальным, от репродуктивных к творческим.

Литература

1. Антропова, Л.В. Формирование профессиональной готовности учителя к педагогической деятельности в адаптивной школе: дис. ... д-ра. пед. наук / Л.В. Антропова. -М., 2004.

УДК 37.01:39

О.А. Федотовская

ФОЛЬКЛОРНЫЕ ТРАДИЦИИ: ЦЕННОСТНЫЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Фольклорные традиции являются своеобразной системой ценностей, где сконцентрированы мировоззренческие представления о мире, нравственные эталоны и нормы поведения человека, этнические черты и характер народа. Фольклорные жанры удерживают логику взросления человека и содержат многосторонний потенциал для воспитания подрастающего поколения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Максимальное чувство сопричастности к фольклорным традициям обеспечивается накоплением через их систему эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру, на основе «проживания» и «приращивания» культурного опыта.

Фольклорные традиции, фольклорные жанры, ценности, педагогический потенциал, культурные накопления, эмоционально-ценностные отношения

Folk traditions are considered to be the unique system of values, where ideological conceptions of the world, moral standards and norms of human behavior, ethnic features and the people's character are concentrated. Folklore genres keep growing human logic and contain the potential for multilateral education of the younger generation. Maximum sense of belonging to the folk traditions is ensured by accumulation through the system of emotionally valuable relations to the outside world, based on "residence" and "embroadening" of cultural experience.

Folk traditions, folklore genres, values, teaching potential, cultural accumulation, emotionally valuable relations.

Предшествующие поколения россиян обеспечивали прочный фундамент жизненного опыта, проявляющегося в способах взаимодействия с окружающим миром. Будущее формировалось через воссоздание прошлого, заложенного тысячелетней традицией, где большое место отводилось народной музыке.

В традиционной культуре для каждого возраста существовала своя система фольклорных жанров. При анализе каждой жанровой группы определяется важное свойство фольклорных традиций - удержи-

вать логику взросления человека, соответствовать его возрастным психофизиологическим особенностям. Так, для детей грудного и младшего возраста были ориентированы жанры материнского фольклора (пес-тушки, потешки, прибаутки, колыбельные); для детей среднего и старшего возраста созданы разнообразные произведения собственно детского исполнения (считалки, игры, заклички, дразнилки, скороговорки и др.); для молодежи и взрослых - жанровые группы, свойственные мировосприятию и возможностям взрослого человека (календарные, лирические, хоро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.