Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / ВОСПИТАННИКИ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / DEVELOPMENT OF MORAL RELATIONS / PRESCHOOL CHILDREN / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PROGRAM OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / PUPILS OF PRE-SCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шафикова Г.Р., Попова Э.А.

Актуальность статьи обусловлена противоречием между необходимостью построения образовательной среды для развития нравственных отношений человека с первых ступеней образования и отсутствием современных исследований о становлении этого феномена в дошкольном возрасте. Цель статьи заключается в раскрытии содержательных и количественных особенностей динамики нравственных отношений в дошкольный период взросления человека. Классифицированы уровни их развития; доказано влияние микросоциальных факторов (полнота семьи), отсутствие гендерных различий в становлении феномена. На основе эмпирических данных авторами выявлены различия в структуре, уровнях, содержании нравственных отношений дошкольников при возрастном становлении и под воздействием специально организованного психолого-педагогического сопровождения. Предложены аспекты формирования образовательной среды дошкольной образовательной организации для развития гуманистически направленных взаимоотношений детей с миром, собой и другими. Статья предназначена для педагогов образовательных организаций, научных работников, интересующихся вопросами нравственного развития человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF MORAL RELATIONS OF PRESCHOOL CHILDREN

The relevance of this article is due to the contradiction between the need to create an educational environment for the development of human moral relations from the first stages of education and the lack of modern research on the formation of this phenomenon in pre-school age children. The purpose of the article is to reveal the substantial and quantitative characteristics of the dynamics of moral relations in the pre-school period. The levels of their development are categorized, the influence of microsocial factors (fullness of the family) are analyzed, and the absence of gender differences in the formation of the phenomenon is proved. Based on the empirical data, the authors revealed differences in the structure, levels, and content of the moral relations of pre-school children with age formation. This is under the influence of specially organized psychological and pedagogical support. Formational aspects of the educational environment of a pre-school educational organization for the development of humanistically directed relationships for children with the world, themselves and others are proposed. The article is intended for educators of educational organizations and scientists interested in the moral development of human.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ»

УДК 373.24

Психолого-педагогические аспекты развития нравственных отношений дошкольников

Psychological and pedagogical aspects of the development of moral relations of preschool children

Шафикова Г.Р., Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, shafikova@inbox. ru

Попова Э.А., Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, elay9595@mail. ru

Shafikova G., Bashkir State Pedagogical University of M. Akmulla, shafikova@inbox.ru Popova E., Bashkir State Pedagogical University of M. Akmulla, elay9595@mail.ru

DOI: 10.34772/KPJ.2020.139.2.033

Ключевые слова: развитие нравственных отношений, дети дошкольного возраста, образовательная среда, программа психолого-педагогического сопровождения, воспитанники дошкольных образовательных организаций.

Keywords: development of moral relations, pre-school children, the educational environment, the program of psychological and pedagogical support, pupils ofpre-school educational organizations.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена противоречием между необходимостью построения образовательной среды для развития нравственных отношений человека с первых ступеней образования и отсутствием современных исследований о становлении этого феномена в дошкольном возрасте. Цель статьи заключается в раскрытии содержательных и количественных особенностей динамики нравственных отношений в дошкольный период взросления человека. Классифицированы уровни их развития; доказано влияние микросоциальных факторов (полнота семьи), отсутствие гендерных различий в становлении феномена. На основе эмпирических данных авторами выявлены различия в структуре, уровнях, содержании нравственных отношений дошкольников при возрастном становлении и под воздействием специально организованного психолого-педагогического сопровождения. Предложены аспекты формирования образовательной среды дошкольной образовательной организации для развития гуманистически направленных взаимоотношений детей с миром, собой и другими. Статья предназначена для педагогов образовательных организаций, научных работников, интересующихся вопросами нравственного развития человека.

Abstract. The relevance of this article is due to the contradiction between the need to create an educational environment for the development of human moral relations from the first stages of education and the lack of modern research on the formation of this phenomenon in pre-school age children. The purpose of the article is to reveal the substantial and quantitative characteristics of the dynamics of moral relations in the pre-school period. The levels of their development are categorized, the influence of microsocial factors (fullness of the family) are analyzed, and the absence of gender differences in the formation of the phenomenon is proved. Based on the empirical data, the authors revealed differences in the structure, levels, and content of the moral relations of pre-school children with age formation. This is under the influence of specially organized psychological and pedagogical support. Formational aspects of the educational environment of a pre-school educational organization for the development of humanistically directed relationships for children with the world, themselves and others are proposed. The article is intended for educators of educational organizations and scientists interested in the moral development of human.

Введение. В современных условиях востребована личность, успешная не только в профессиональной области, но и в построении человечных отношений с другими людьми, в социально ориентированном решении жизненных

задач. Формирование данных личностных компетенций требует адекватной организации образовательной среды организации, способствующей развитию нравственных отношений воспитанников с первых ступеней

образования. Однако сегодня наблюдается противоречие между потребностью общества в личности, ориентированной на общечеловеческие ценности и способной устанавливать гуманные взаимоотношения, и все еще сохраняющейся тенденцией к реализации субъект-объектных отношений в воспитании, характеризующихся дистантностью, монологичностью, отсутствием обратной связи и сотрудничества. Одним из возможных способов разрешения данного противоречия является нацеленность

образовательной среды на развитие нравственных отношений воспитанников в сензитивные периоды их формирования [5].

Материалы и методы исследования. Опираясь на наши исследования, мы считаем, что «нравственное отношение человека - это субъективно переживаемая система связей человека с миром, собой и другими с позиции гуманистических ценностей, имеющая жизненный смысл и воплощенная в смысловых структурах сознания, регулирующих его поведение» [8, с.6]. Как и в любой системе отношений, по В.Н. Мясищеву, в нравственных отношениях можно выделить содержание, аспекты и структуру [4]. При этом мы разделяем понятия нравственное отношение как ориентацию на общечеловеческие ценности и моральное отношение как ориентацию на нормы определенного общества [6].

В содержании нравственных отношений человека обычно выделяют гуманистические ценности: дружелюбие, альтруизм, честность, милосердие, совесть и др. [6]. В структуре нравственных отношений следует выделить три компонента: когнитивный, эмоционально-потребностный, поведенческий [5].

Каждый из элементов системы нравственных отношений человека имеет особенности развития на разных этапах взросления. Наше понимание данного процесса в теоретическом и методическом аспектах, данные эмпирического исследования подросткового периода развития нравственных отношений изложены в предыдущих работах [8]. Однако известно, что становление изучаемого феномена начинается намного раньше, с дошкольного возраста, что определило предмет раскрываемого исследования [9]. Здесь мы развиваем полученные ранее результаты и делаем попытку распространить их на дошкольный период развития человека.

Знание возрастных особенностей становления феномена является важным условием конструирования соответствующей

образовательной среды. Как известно, образовательная среда до юношеского возраста

является одним из основных факторов нравственного развития человека [3;5].

Специальное формирование нравственных отношений в образовательной среде необходимо начинать с дошкольного возраста (с момента вхождения ребенка в образовательную деятельность), так как пропуск хотя бы одного возрастного отрезка неизбежно ведет к деформированному развитию феномена в остальные периоды становления человека [9]. Поэтому мы хотим раскрыть особенности становления нравственных отношений современных детей дошкольного возраста, а также особенности организации образовательной среды для нынешних детей 3 - 7 лет.

Экспериментальное исследование

проводилось на базе детских садов города Уфы в течение 3 лет (2017 - 2019 гг.), в работе приняли участие 102 ребенка в контрольной группе и 104 ребенка в экспериментальной группе. Для диагностики использовались методики: «Изучение осознания нравственных норм» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина) [7], Нравственный дифференциал в авторской модификации для детей дошкольного возраста в виде схем, Экспертная оценка проявления нравственности [8].

Результаты исследования. Изучение возрастного становления развития нравственных отношений в период с 3,5 до 6,5 - 7 лет позволило выявить нам следующие характеристики. Развитие нравственных отношений человека проходит в векторах принятия базовых гуманистических ценностей и их дифференциации как шкал оценок: добро - зло, честность - неискренность, щедрость - жадность, дружелюбие - враждебность, отзывчивость -черствость, вежливость - грубость, скромность -тщеславие, долг, дисциплинированность. Однако дети еще не дифференцируют такие шкалы оценок, как милосердие - жестокость, добросовестность - безответность, открытость -замкнутость, бескорыстие - прагматичность, терпимость, справедливость, альтруизм, трудолюбие, развитие, свобода. Как показывают наши исследования, дифференциация данных шкал оценок происходит в подростковом возрасте [8].

Уже на этапе четырех лет начинает наблюдаться ситуативная децентрации нравственного сознания, которая характерна до конца возраста. С четырехлетнего возраста выделяются ситуативное, а с пяти лет - устойчивое избирательное проявления дружелюбия в дистанции «ТЫ- и ОНИ-пространство». Однако лишь к шести годам

можно наблюдать инициативность и конгруэнтность нравственных отношений к другим и вещам. Оценка себя как субъекта нравственных отношений характеризуется как неадекватная, не совпадающая с экспертными оценками ребенка воспитателем.

В развитии аспектов нравственных отношений к концу дошкольного возраста следует отметить следующие особенности:

- феноменологический аспект - от ситуативного осознанного принятия и дифференцирования базовых нравственных норм до выработки простого образа о способе взаимоотношений с другими на их основе в личном взаимодействии;

- онтологический аспект - переход от устойчивых эгоцентрических связей к ситуативным группоцентрически направленным связям с другими людьми;

- деятельностный аспект - установление активных, ситуативных, избирательных группоцентрических связей с другими людьми, появление неустойчивой недифференцированной рефлексии и принятия себя как субъекта нравственности, иногда проявляется нравственная мотивация поведения.

В развитии нравственных отношений дошкольников происходит постепенное согласование феноменологического и онтологического аспектов таких отношений, приводящее к переходу от взаимодействия типа «Я и общество» к взаимодействию по типу «Я в обществе» (корреляция по Пирсону г=0,68 р<0,05).

В развитии компонентов нравственных отношений у дошкольников мы диагностировали: постепенное осмысление группоцентрических ценностей и их дифференциацию в когнитивном компоненте; доброжелательность,

подкрепляемую в старшем дошкольном возрасте ситуативной альтруистической мотивацией в эмоционально-потребностном компоненте;

значимую смену пассивности в совершении нравственных поступков активным проявлением моральных норм в поведенческом компоненте.

Общую динамику развития нравственных отношений в дошкольный период можно рассмотреть как переход от низкого уровня в младшем возрасте к высокому уровню в старшем дошкольном возрасте. Уровни развития нравственных отношений личности в дошкольный период (высокий, средний, низкий) являют собой полноту проявления внутренних (центрация содержания компонентов) и внешних (наличие свойств выделенных аспектов) критериев и показателей таких отношений. В

основу выделения уровней развития нравственных отношений положен принцип универсализации, предполагающий движение человека по этапам фиксации на нормы определенной группы (себя, группы, социума, общечеловеческие). Высокий уровень развития нравственных отношений дошкольников мы назвали «Ты-ориентированный». Он

характеризуется неустойчивой

группоцентрической центрацией сознания, моральной автономией в суждениях, соблюдением групповых моральных норм по отношению к близким, активным принятием базовых гуманистических ценностей,

неадекватной оценкой возможности их соблюдения в конкретных ситуациях, готовностью соблюдать их, ситуативной нравственной смысловой регуляцией поведения. Для дошкольников со средним уровнем, который мы назвали «Объект-ориентированный», характерны ситуативный группоцентризм, моральная зависимость, дифференцированное некритическое, эмоциональное принятие моральных норм, недифференцированная, некритичная оценка себя как субъекта нравственности. Для поступков дошкольников со средним уровнем развития нравственных отношений требуются внешние стимулы; они ситуативны. Дошкольников с низким уровнем развития нравственных отношений мы определили как «Я-ориентированные». Они испытывают затруднения в отграничении сфер «ТЫ» и «МЫ», «Я» и «ОНИ», у них отсутствует четкая дистанция в общении, им присущи эгоцентрическая центрация суждений и поступков, иногда цинизм, отвержение других. Нравственные нормы такими детьми недостаточно осознаны и дифференцированы, они предпочитают ситуативные групповые правила, которые легко меняют, а позиция в оценке необходимости соблюдения нравственных норм не определяется. Оценка себя как субъекта нравственности неустойчивая, неадекватная, с чувством вины, не дифференцированная.

Такая динамика во многом обусловлена изменениями в структуре нравственных отношений дошкольников: в младшем и среднем дошкольном возрасте в структуре доминирует развитие когнитивного компонента (познание моральных норм), а в старшем дошкольном возрасте - поведенческого компонента (групповая активность). Достигнув определенной величины, количественные накопления в каждом из компонентов отношений приводят к качественной перестройке соотношения уровней

развития компонентов и в итоге - к преобразованию уровня отношений.

Изучение возрастной динамики нравственных отношений дошкольников на протяжении нескольких лет и статистическая обработка данных позволили выявить общий алгоритм их развития в данном возрастном этапе как логику принятия моральных норм, далее их апробации в расширяющемся пространстве взаимоотношений сначала с взрослыми, а потом со сверстниками, далее - перенос на другие сферы связей. В отличие от подросткового возраста на данном возрастном этапе нет звеньев систематизации нравственных проявлений, их рефлексии и созидания, что обусловлено особенностями психологического становления человека (мышления, деятельности, мотивации, памяти и

др.) [8].

Кроме того, нами было выявлено влияние микросоциальных факторов на развитие нравственных отношений дошкольников. Статистическая обработка данных по методу Стъюдента показала, что дошкольники из полных семей значимо отличаются по содержательным и динамическим свойствам (модальность, форма, центрация, дистанция, принятие, конгруэнтность) и внутренней структуре нравственных отношений. высокий уровень развития гуманистических связей у детей из полных семей встречается чаще (р<0,05).

Как видим, развитие нравственных отношений дошкольников - это формирование системы связей ребенка морального содержания. Оно предполагает создание образовательной среды, которую мы назвали «Среда диалога равных партнеров». Такая среда включает в себя специально организованную систему работы педагогов, обеспечивающую приобщение воспитанников к гуманистическим ценностям в различных формах образовательной деятельности на основе сотрудничества участников образовательных отношений. Здесь необходимо определенным образом выстроить

педагогический, дидактический, психологический и социальный компоненты [2; 10] для обогащения и актуализации детского опыта нравственного взаимодействия с другими и собой, развития субъектности как ценностного образования и личной нравственной позиции, которая могла бы стать ядром для инициации связей с другими людьми и миром.

Для этого могут использоваться различные средства, формы и методы работы. Наш опыт показал, что наиболее эффективными методами являются совместная деятельность педагогов и воспитанников, где главным способом познания

является собственный нравственный опыт дошкольника, а его результатом - приобретение субъектно значимого опыта; организация социально значимой многоплановой

деятельности дошкольников совместно с родителями (законными представителями), а также использование различных дневников и тетрадей для родителей и педагогов.

Эффективное формирование нравственных отношений детей в образовательной среде дошкольной образовательной организации предполагает внедрение соответствующей программы психолого-педагогического

сопровождения. Она должна включать в себя разделы работы с воспитанниками, родителями и педагогами. Дошкольникам специальная психолого-педагогическая деятельность должна помочь в формировании системы гуманистических связей с другими и собой, присвоении моральных ценностей; педагогам - в систематизации умений нравственного взаимодействия с воспитанниками, в организации субъект-субъектной совместной образовательной деятельности, в формировании нравственного образовательного пространства детского сада и психологического климата в коллективе; а родителям - в гуманизации детско-родительских отношений.

В нашей опытно-экспериментальной деятельности хорошо зарекомендовала себя программа художественно-эстетического

развития детей дошкольного возраста «Путешествие в страну Доброты», основанная на методах арт-терапии. В программе мы выделили три содержательных блока в развитии нравственных отношений дошкольников: «Я и дети», «Я и взрослые», «Я - личность». Первый блок предполагает обогащение опыта нравственных связей ребенка при взаимодействии со сверстниками, формирование гуманистической позиции в оценках, адекватных представлений о нравственных ценностях, определение их значимости в регуляции межличностных отношений, собственной жизнедеятельности. Второй блок включает формирование опыта нравственных отношений со взрослыми в разных пространствах - «МЫ», «ТЫ», «ВЫ», «ОНИ». А третий блок посвящен осознанию себя как субъекта нравственного взаимодействия, развитию личной нравственной позиции, готовности к добродетельному взаимодействию с другими и собой (опыта сотрудничества, компромисса, сдержанности, доверия, эмпатии, альтруизма, честности, справедливости, сочувствия и др.).

Изобразительная деятельность, лепка, конструирование, аппликация как основные виды детской деятельности для развития нравственных отношений были выбраны не случайно. С одной стороны, они позволяют внести в жизнедеятельность ребенка художественные образы гуманистического содержания, которые лучше воспринимаются и легко запечатлеваются. С другой стороны, данные виды деятельности позволяют сразу же индивидуализировать изучаемый опыт, апробировать его в субъективном переживании. Кроме того, художественные образы выступают действенными метафорами, с помощью которых

ребенок легче усваивает сложную суть нравственного взаимодействия.

В ходе художественного развития детей, ознакомления с произведениями

изобразительного искусства мы делаем акцент на выявление нравственного содержания и его отражение в творческих детских работах, применение форм групповой работы, творческом подходе к изображению и обязательную самооценку и оценку продуктов других.

Содержание работы по программе в возрастных группах выстраивалось на основе системно-деятельностного подхода с учетом принципов доступности, научности и цикличности, см. таблицу 1.

Таблица № 1. - Комплексно-тематическое планирование образовательных модулей «Нравственные отношения»

"""\Группа Вторая младшая Средняя Старшая Подготовительная к школе

Сентябрь Добро Добрый Дружелюбный Чуткий

Октябрь Дружелюбие Трудолюбие Дисциплинированность Терпимость

Ноябрь Отзывчивость Дисциплинированный Отзывчивый Честный

Декабрь Терпимость Отзывчивый Справедливость Твердость

Январь Альтруизм Дружелюбный Честность Бескорыстный

Февраль Дисциплинированность Терпимость Трудолюбие Справедливый

Март Щедрость Щедрый и богатый Вера, надежда Долг

Апрель Вежливость Скромный Открытость Доверие

Май Скромность Вежливый и тактичный Вежливый Трудолюбивый

Сравнение результатов формирующего эксперимента в контрольной и

экспериментальной группах по методу Стъюдента для независимых выборок показало, что специальное формирование образовательной среды позитивно значимо влияет на развитие как динамических, так и содержательных характеристик нравственных отношений детей дошкольного возраста. Дети экспериментальной группы значимо больше дифференцируют гуманистические проявления, чаще высказывают нравственные суждения и дают оценку с позиций моральных ценностей, инициативно проявляют нравственные отношения разной модальности в поступках в более широком пространстве, чем дети контрольной группы (р<0,05). По данным корреляционного анализа по Пирсону можно сделать вывод, что нравственные отношения детей экспериментальной группы значимо выше отличаются гармоничностью структуры (ЗНАЮ+ХОЧУ+МОГУ+ДЕЛАЮ [1]),

конгруэнтностью (р<0,05).

Заключение. На основе полученных эмпирических данных можно констатировать факт значимого позитивного влияния специально

организованной образовательной среды дошкольной образовательной организации на формирование нравственных отношений детей дошкольного возраста. На данном возрастном этапе эффективным средством развития моральных знаний, стремлений и поведения является детская изобразительная деятельность, ознакомление с произведения искусства нравственного содержания, проекты,

выполняемые совместно с разными участниками образовательных отношений. Однако при организации соответствующей образовательной среды необходимо учитывать микросоциальные факторы развития нравственных отношений (полнота семьи), уровень развития феномена у детей. При подборе педагогом групп для совместной деятельности важно включать во взаимодействие детей разных уровней и социальных групп для активизации механизма дополнения. А выявленный алгоритм развития нравственных отношений от принятия норм до апробации в связях сначала со взрослыми, далее со сверстниками может быть использован педагогами в организации соответствующей образовательной деятельности в детском саду.

Обоснование процесса развития

нравственных отношений дошкольников через действие системы психолого-педагогических факторов, оптимизирующих этот процесс, расширяют теоретическое представление о содержании педагогического образования. Новые эмпирические данные проясняют научное представление о динамике нравственных

отношений детей дошкольного возраста, находящихся в разных социально-педагогических условиях. Результаты исследования расширяют представления о содержании, формах и методах развития гуманистических связей субъектов образования в той части, которая относится к способам включения морального знания в образовательный процесс дошкольников.

Литература:

1. Акмеология: учебное пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. - СПб.: Изд-во Питер, 2003. - 256 с.

2. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: монография. - СПб.: Изд-во Союз, 2002. - 271 с.

3. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура: актуальные проблемы психологии личности. - М.: Изд-во Роспедагентство, 1994. - 60 с.

4. Мясищев В.Н. Психология отношений; под ред. А.А. Бодалева. - М.: Изд-во Институт практической психологии, Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 1995. - 356 с.

5. Попов Л.М. Добро и зло в этической психологии личности / Л.М. Попов [и др.]. - М.: Институт психологии РАН, 2008. - 238 с.

6. Рахимов А.З. Нравология: учеб. пособие / А.З. Рахимов. - Казань: Изд-во Творчество, 2006. -546 с.

7. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Просвещение, 2015. - 204 с.

8. Шафикова Г.Р. Развитие нравственных отношений подростков в образовательной среде школы: дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.07 / Г.Р. Шафикова. - Москва, 2014. - 533 с.

9. Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. - Обнинск: Изд-во Принтер, 1993. - 416 с.

10. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. - М.: Смысл. - 2001. - 366 с.

References:

1. Acmeology: a training manual / A. Derkach, V. Zazykin. - St. Petersburg: Publishing House Peter, 2003. - 256 p.

2. Baeva I.A. Psychological safety in education: monograph. - St. Petersburg: Soyuz Publishing House, 2002. - 271 p.

3. Brother B.S. Psychology. Moral. Culture: Actual Problems of Personality Psychology. - M.: Publishing House of Rospedagentstvo, 1994. - 60 p.

4. Myasischev V.N. Psychology of Relations; Ed. A.A. Bodaleva. - Moscow: Publishing House Institute of Practical Psychology, Voronezh: Publishing House NPO MODEK, 1995. - 356 p.

5. Popov L.M. Good and evil in the ethical psychology of personality / L.M. Popov [et al.]. - M.: Institute of Psychology RAS, 2008. - 238 p.

6. Rakhimov A.Z. Nravology: textbook. allowance / A.Z. Rakhimov. - Kazan: Publishing house Creativity, 2006. - 546 p.

7. Workshop on child psychology / G.A. Uruntaeva, Yu.A. Afonkin. - M.: Education, 2015. - 204 p.

8. Shafikova G.R. The development of moral relations of adolescents in the educational environment of the school: dis. ... doctors psychol. sciences: 19.00.07 / G.R. Shafikova. - Moscow, 2014. - 533 p.

9. Erickson E. Childhood and Society / E. Erickson. - Obninsk: Publishing House Printer, 1993. -416 p.

10. Yasvin V.A. Educational environment: from modeling to design / V.A. Yasvin. - M.: Meaning. - 2001. - 366 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19.00.07 - Педагогическая психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.