Научная статья на тему 'Психолого-педагогические аспекты развития готовности сотрудников полиции к профессиональной деятельности'

Психолого-педагогические аспекты развития готовности сотрудников полиции к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
62
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная готовность / профессиональная деятельность / сотрудники полиции / профессиональные компетенции / компоненты готовности / критерии готовности / professional readiness / professional activity / police officers / professional competencies / readiness components / readiness criteria

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Диана Хасановна Носова, Людмила Александровна Амирова, Марат Отарович Хатуаев

Произведена сравнительная характеристика терминов «профессиональная готовность» и «профессиональная деятельность», «служебная деятельность», «трудовая деятельность». Рассматриваются компоненты и уровни готовности к осуществлению профессиональной деятельности. Авторы приходят к выводу о том, что оценка готовности сотрудника полиции, как специалиста, осуществляется на основе его психологической, физической и профессиональной подготовленности к будущей деятельности. Рассматриваются вопросы педагогических условий обучения сотрудников полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Диана Хасановна Носова, Людмила Александровна Амирова, Марат Отарович Хатуаев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and pedagogical aspects of the development of police officers' readiness for professional activity

In this article, a comparative characteristic of the terms "professional readiness" and "professional activity", "official activity", "labor activity" is made. The components and levels of readiness for professional activity are considered. The authors come to the conclusion that the assessment of the readiness of a police officer as a specialist is carried out on the basis of his psychological, physical and professional readiness for future activities. The issues of pedagogical conditions of training of police officers are considered.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические аспекты развития готовности сотрудников полиции к профессиональной деятельности»

Научная статья

УДК 378.046.4; ББК Ю96в https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-1-116-118

NIION: 2018-0077-1/23-293 MOSURED: 77/27-024-2023-01-492

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

Психолого-педагогические аспекты развития готовности сотрудников полиции к профессиональной деятельности

Диана Хасановна Носова1, Людмила Александровна Амирова2, Марат Отарович Хатуаев3

1 Уфимский юридический институт МВД России, Уфа, Россия, Diananosova27@yandex.ru

2 Башкирский Научный Центр Российской академии образования, Уфа, Россия, Ms.amirova@yandex.ru

3 Воронежский институт МВД России, Воронеж, Россия, Hatuaev.m.o.09@mail.ru

Аннотация. Произведена сравнительная характеристика терминов «профессиональная готовность» и «профессиональная деятельность», «служебная деятельность», «трудовая деятельность». Рассматриваются компоненты и уровни готовности к осуществлению профессиональной деятельности. Авторы приходят к выводу о том, что оценка готовности сотрудника полиции, как специалиста, осуществляется на основе его психологической, физической и профессиональной подготовленности к будущей деятельности. Рассматриваются вопросы педагогических условий обучения сотрудников полиции.

Ключевые слова: профессиональная готовность, профессиональная деятельность, сотрудники полиции, профессиональные компетенции, компоненты готовности, критерии готовности

Для цитирования: Носова Д. Х., Амирова Л. А., Хатуаев М. О. Психолого-педагогические аспекты развития готовности сотрудников полиции к профессиональной деятельности // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 1. С. 116-118. https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2023-1-116-118.

Original article

Psychological and pedagogical aspects of the development of police officers' readiness for professional activity

Diana Kh. Nosova1, Lyudmila A. Amirova2, Marat O. Khatuaev3

1 Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Ufa, Russia,

Diananosova27@yandex.ru

2 Bashkir Scientific Center of the Russian Academy of Education, Ufa, Russia, Ms.amirova@yandex.ru

3 Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Voronezh, Russia, Hatuaev.m.o.09@mail.ru

Abstract. In this article, a comparative characteristic of the terms "professional readiness" and "professional activity", "official activity", "labor activity" is made. The components and levels of readiness for professional activity are considered. The authors come to the conclusion that the assessment of the readiness of a police officer as a specialist is carried out on the basis of his psychological, physical and professional readiness for future activities. The issues of pedagogical conditions of training of police officers are considered.

Keywords: professional readiness, professional activity, police officers, professional competencies, readiness components, readiness criteria

For citation: Nosova D. Kh., Amirova L. A., Khatuaev M. O. Psychological and pedagogical aspects of the development of police officers' readiness for professional activity // Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(1):116-118. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2023-1-116-118.

Ключевым направлением для подготовки специалистов, независимо от направления деятельности, является развитие профессионально-личностных качеств и компетенций. В период глобальных перемен, экономической и геополитической нестабильности развитие профессионально-значимых качеств, духовно-нравственных и высоких гражданских качеств сотрудников полиции прини-

мает особое значение. В период масштабных изменений, необходимым является и разрешение проблемы эффективной адаптации к условиям служебной деятельности сотрудников полиции, только начавших свой профессиональный путь.

Проблема формирования и развития профессиональной готовности рассматривалась в исследованиях таких

© Носова Д. Х., Амирова Л. А., Хатуаев М. О., 2023

116 PEDAGOGICAL SCIENCES

№ 1 / 2023 ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

авторов, как: А. А. Петрусевич, А. Ю. Федотов, В. В. Копылов, Ю. Н. Семенов, Е. А. Сафронова, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климова, В. А. Морозов, С. В. Калинин, А. А. Левченко и др.

Исследуя проблему развития готовности к осуществлению профессиональной деятельности, вышеуказанные авторы используют схожие, но не равнозначные по содержанию понятия, такие как: «трудовая деятельность», «служебная деятельность», «производственная деятельность» и др.

Так, исследователи в области психологии (Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов) считают, что: «Профессиональная деятельность - это, прежде всего, трудовая деятельность».

Что касается термина «профессиональная деятельность», в социологии и педагогике есть два подхода в понимании указанной понятия. С точки зрения педагогики профессиональная деятельность, так же, как и в психологии, рассматривается как трудовая деятельность человека. С точки зрения социологии, профессиональная деятельность заключается в активном стремлении реализации профессиональных компетенций [1, с. 136]. Однако, эффективность профессиональной деятельности и ее результативность формируются не только за счет количества приобретенных профессиональных умений, знаний и навыков, но и при учете сформированного уровня мотивации и стремления к применению полученных знаний на практике. Во многом эффективность профессиональной деятельности зависит от психологических и физических особенностей личности, т. е. от того, как человек способен преодолевает физические и психофизические нагрузки. Соответственно, оценка готовности сотрудника полиции, как специалиста, осуществляется на основе его психологической, физической и профессиональной подготовленности к профессиональной деятельности.

При этом следует отметить, что развитие профессионально важных личностных качеств возможно при учете специфики осуществляемой деятельности в каждом отдельном подразделении.

Важнейшей составляющей в моделировании процесса развития готовности к профессиональной деятельности являются организация педагогических условий процесса обучения. К таковым мы относим условия выбора педагогических средств обучения, а именно содержание обучения, формы и методы. Еще одной составляющей успешного развития готовности к профессиональной деятельности являются организационные условия процесса обучения, включающие в себя организацию курсов повышения квалификации, обмен опытом, организацию спортивных мероприятий и научно-исследовательской деятельности.

Что касается понятия «готовность», на сегодняшний день большинством авторов оно трактуется как рациональное использование полученных знаний и приобретенного опыта при реализации трудовой функции. Согласно мнению Я. Л. Коломинского, «готовность - это некоторый высокий уровень развития специалиста», согласно мнению Н. В. Кузьминой «готовность специалиста к деятельности определяется уровнем освоенных знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями профессии» [2, с. 140].

Говорить о сформированной готовности можно лишь тогда, когда сотрудник полиции может успешно осуществлять профессиональные функции, его профессиональный опыт непрерывно пополняется, развиваются такие качества как сдержанность, самоконтроль, умение быстро принимать наиболее эффективное решение в условиях дефицита времени [3, с. 325].

Анализ работ авторов позволяет выделить основные направления для развития готовности к трудовой деятельности: психологическое развитие, физическое развитие, эмоционально-волевое развитие готовности.

Так, готовность сотрудников полиции к профессиональной деятельности, должна включать совокупность таких функций, как волевая, интеллектуальная, физическая, психическая. Все эти компоненты находятся в тесной взаимосвязи и проявляются, в зависимости от конкретной ситуации оперативно-служебной деятельности.

В качестве основных интеллектуальных качеств личности можно выделить такие как: коммуникативность, внимательность, наблюдательность.

Необходимость развития коммуникативных качеств, при осуществлении профессиональных обязанностей, обусловлена необходимостью выбора наиболее оптимальных средств разрешения конфликтных ситуаций в условиях дефицита времени, а так же налаживания психологического контакта с гражданами.

Само понятие «готовность» на сегодняшний день не имеет единого понимания. Авторы по-разному наполняют содержание готовности различными компонентами. Исходя из особенностей профессиональной деятельности сотрудников полиции мы выделяем такие критерии профессиональной готовности, как: когнитивный, моти-вационный, деятельностный. А также разделим уровни подготовки слушателей на: средний, высокий, низкий.

Рассмотрим характеристику уровней готовности на когнитивном уровне более подробно. Так, высокий показатель готовности на когнитивном уровне говорит о том, что слушатель обладает достаточным набором сформированных компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности; слушатель обладает базовыми, необходимыми знаниями, в том числе демонстрирует знания нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность полиции; слушатель находится в хорошей физической форме и обладает умениями применения боевых приемов борьбы. Средний уровень готовности определяется фрагментарными знаниями нормативно-правовых актов применяемых в профессиональной деятельности; отсутствием системности в усвоении всех компонентов профессиональной деятельности. Низкий уровень характеризуется отсутствием знаний необходимых для осуществления профессиональной деятельности. Низкий уровень по мотивационному критерию в свою очередь говорит о том, что у слушателя отсутствует интерес к осуществляемый деятельности.

Учитывая эти компоненты, мы провели исследование на базе Центра профессиональной подготовки Уфимского юридического института МВД России. Целью исследования являлось изучение состояния готовности сотрудников полиции впервые принятых на службу в органы

СКИЕ НАУКИ 117

внутренних дел по должности служащего «Полицейский», на основании самооценки слушателями собственного уровня готовности к профессиональной деятельности.

В ходе исследования приняло участие 60 сотрудников органов внутренних дел из числа лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, и проходящих обучение по должности служащего «Полицейский».

Результаты исследования представлены в табл. 1

Таблица 1

Самооценка готовности сотрудников полиции, впервые принятых на службу и проходящих обучение по должности служащего «Полицейский», к осуществлению должностных обязанностей

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что большая часть опрошенных слушателей обладают средним уровнем основных умений, знаний и навыков необходимых сотруднику полиции при осуществлении профессиональной деятельности. Опрос лиц, имеющих низкий уровень подготовленности, показал, что по большей части указанные слушатели не сталкиваются с подобными действиями по занимаемой должности (являются работниками канцелярий, бухгалтеры, работники тыловых подразделений и т. п.).

Библиографический список

1. Морозов, В. А. Формирование готовности сотрудников полиции к выполнению задач в служебном коллективе ОВД России / В. А. Морозов, С. В. Калинин, А. А. Левченко // МНКО. 2019. № 1 (74). С. 135-136.

2. Петрусевич, А. А. Развитие готовности будущего специалиста к профессиональной деятельности как педагогическая проблема / А. А. Петрусевич, Е. А. Сафронова // МНКО. 2020. № 1. С. 140-142.

3. Федотов, А. Ю. Психологическая готовность сотрудников полиции Российской Федерации к ведению ближнего стрелкового боя / А. Ю. Федотов, В. В. Копылов, Ю. Н. Семенов // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 2. С. 324-328.

Bibliographic list

1. Morozov, V A. Formation of readiness of police officers to perform tasks in the service staff of the Department of Internal Affairs of Russia / V A. Morozov, S. V Kalinin, A. A. Levchenko // MNKO. 2019. No. 1 (74). РР. 135-136.

2. Petrusevich, A. A. The development of the future specialist's readiness for professional activity as a pedagogical problem / A. A. Petrusevich, E. A. Safronova // MNKO. 2020. No. 1. РР. 140-142.

3. Fedotov, A. Yu. Psychological readiness of police officers of the Russian Federation to conduct close-range shooting / A. Yu. Fedotov, V V Kopylov, Yu. N. Semenov // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. No. 2. РР. 324-328.

Дополнительная информация об авторах Д. Х. Носова - преподаватель кафедры профессиональной подготовки Уфимского юридического института МВД России;

Л. А. Амирова - исполнительный директор Башкирского научного центра Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор;

М. О. Хатуаев - старший преподаватель кафедры административной деятельности ОВД Воронежского института МВД России.

Additional information about the authors

D. Kh. Nosova - lecturer of the Department of Professional Training of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia;

L. A. Amirova - Executive Director of the Bashkir Scientific Center of the Russian Academy of Education; Doctor of Pedagogical Sciences, Professor;

М. O. Khatuaev - senior lecturer at the Department of Administrative Activities of the Department of Internal Affairs of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests. Статья поступила в редакцию 30.12.2022; одобрена после рецензирования 23.01.2023; принята к публикации 25.01.2023.

The article was submitted 30.12.2022; approved after reviewing 23.01.2023; accepted for publication 25.01.2023.

Профессиональные Высокий Средний Низкий

умения, знания, навыки уровень уровень уровень

Умею принимать заявления и объяснения, оформлять служебную докумен- 32,1 63,9 4

тацию

Знаю нормы закона «О по-

лиции» и умею их правиль- 22,8 63,4 13,8

но применять

Обладаю навыками задер-

жания лиц нарушающих общественный порядок и общественную безопас- 17,3 42,3 40,4

ность

Владею методами фикса-

ции и изъятия следов пре- 28 49,8 22,2

ступления.

Желаю приобрести больше

знаний для эффективного осуществления профессио- 75,2 23 1,8

нальной деятельности

118

PEDAGOGICAL SCIENCES

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.