Научная статья на тему 'Психолого-педагогические аспекты мотивации курсантов Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя к самостоятельной работе'

Психолого-педагогические аспекты мотивации курсантов Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя к самостоятельной работе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация / самостоятельная работа / учебная деятельность / самопознание / аспект / motivation / independent work / educational activity / self-knowledge / aspect

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваленко Екатерина Евгеньевна, Богданов Евгений Владимирович

Актуальность: мотивация к самостоятельной работе является важным аспектом успешной учебы и развития личности. Важно сформировать у обучающихся потребность в познании и развитии в целях приобретения способности работать самостоятельно и стремиться изучать дополнительный материал, необходимый для их дальнейшей профессиональной деятельности. Проблема: самостоятельная работа помогает развить самостоятельность, ответственность, усвоить информацию, полнее освоить пройденный материал, изучить дополнительный, поэтому важно исследовать психолого-педагогические аспекты мотивации к ней. Целью исследования явилось выявление психолого-педагогических аспектов мотивации курсантов Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя к самостоятельной работе. Методы исследования: теоретико-методологический анализ. Результаты исследования: в настоящем исследовании были проанализированы мотивационные особенности курсантов к самостоятельной работе. Психолого-педагогические аспекты мотивации курсантов Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя к самостоятельной работе являются важнейшим условием для их эффективного обучения и развития. Выводы: несмотря на то что концепция, согласно которой мотивация оказывает существенное влияние на успех или неудачу отдельных людей, общепринята, в немногих исследованиях мотивации в качестве испытуемых использовались сотрудники полиции. Однако существующие исследования показывают, что сотрудники полиции обладают специфическими особенностями мотивационной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коваленко Екатерина Евгеньевна, Богданов Евгений Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and Pedagogical Aspects of Motivation of Cadets of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikotya to Independent Work

Relevance: motivation for independent work is an important aspect of successful study and personal development. It is important to form students’ need for knowledge and development in order to acquire the ability to work independently and strive to study additional material necessary for their further professional activities. Problem: independent work helps to develop independence, responsibility, to assimilate information independently, to master the material passed more fully, to study additional, therefore it is important to investigate the psychological and pedagogical aspects of motivation for it. The purpose of the study was to identify the psychological and pedagogical aspects of the motivation of cadets of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikotya for independent work. Research methods: theoretical and methodological analysis. Results of the study: in this study, the motivational features of cadets of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikotya were analyzed for independent work. Psychological and pedagogical aspects of motivation of cadets to independent work is the most important condition for their effective training and development. Conclusions: despite the fact that the concept that motivation has a significant impact on the success or failure of individuals is generally accepted, in few studies of motivation, police officers were used as subjects. However, existing studies show that police officers have specific features of the motivational sphere.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические аспекты мотивации курсантов Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя к самостоятельной работе»

Коваленко Екатерина Евгеньевна,

курсант,

Институт психологии служебной деятельности, Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Российская Федерация, 129329, г. Москва, ул. Кольская, д. 2

Богданов Евгений Владимирович,

старший преподаватель кафедры ДОДвОУ учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности, Институт психологии служебной деятельности, Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Российская Федерация, 129329, г. Москва, ул. Кольская, д. 2

Ekaterina Evgen'evna Kovalenko,

Cadet,

Institute of Psychology of Official Activity, Moscow University of the Interior Ministry of Russia named after V. Ya. Kikotya, Russian Federation, 129329, Moscow, Kolskaya St., 2

Evgenij Vladimirovich Bogdanov,

Senior Lecturer of the DODvOU Department of Educational and Scientific Complex of Psychology of Professional Activity, Institute of Psychology of Official Activity, Moscow University of the Interior Ministry of Russia named after V. Ya. Kikotya, Russian Federation, 129329, Moscow, Kolskaya St., 2

E-mail: mtv-psy@mail.ru E-mail: mtv-psy@mail.ru

Scientific specialty:

5.3.5. Social psychology, political

and economic psychology

Научная специальность: 5.3.5. Социальная психология, политическая и экономическая психологии

УДК 159.9

Дата поступления: 6 августа 2023 г.

Дата принятия статьи в печать: 23 октября 2023 г.

Психолого-педагогические аспекты мотивации курсантов Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя к самостоятельной работе

Psychological and Pedagogical Aspects of Motivation of Cadets of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikotya to Independent Work

Аннотация

Актуальность: мотивация к самостоятельной работе является важным аспектом успешной учебы и развития личности. Важно сформировать у обучающихся потребность в познании и развитии в целях приобретения способности работать самостоятельно и стремиться изучать дополнительный материал, необходимый для их дальнейшей профессиональной деятельности.

Проблема: самостоятельная работа помогает развить самостоятельность, ответственность, усвоить информацию, полнее освоить пройденный материал, изучить дополнительный, поэтому важно исследовать психолого-педагогические аспекты мотивации к ней.

Целью исследования явилось выявление пси-

Abstract

Relevance: motivation for independent work is an important aspect of successful study and personal development. It is important to form students' need for knowledge and development in order to acquire the ability to work independently and strive to study additional material necessary for their further professional activities.

Problem: independent work helps to develop independence, responsibility, to assimilate information independently, to master the material passed more fully, to study additional, therefore it is important to investigate the psychological and pedagogical aspects of motivation for it.

The purpose of the study was to identify the psychological and pedagogical aspects of the mo-

холого-педагогических аспектов мотивации курсантов Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя к самостоятельной работе.

Методы исследования: теоретико-методологический анализ.

Результаты исследования: в настоящем исследовании были проанализированы мотива-ционные особенности курсантов к самостоятельной работе. Психолого-педагогические аспекты мотивации курсантов Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя к самостоятельной работе являются важнейшим условием для их эффективного обучения и развития.

Выводы: несмотря на то что концепция, согласно которой мотивация оказывает существенное влияние на успех или неудачу отдельных людей, общепринята, в немногих исследованиях мотивации в качестве испытуемых использовались сотрудники полиции. Однако существующие исследования показывают, что сотрудники полиции обладают специфическими особенностями мотивацион-ной сферы.

tivation of cadets of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikotya for independent work.

Research methods: theoretical and methodological analysis.

Results of the study: in this study, the motivational features of cadets of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikotya were analyzed for independent work. Psychological and pedagogical aspects of motivation of cadets to independent work is the most important condition for their effective training and development.

Conclusions: despite the fact that the concept that motivation has a significant impact on the success or failure of individuals is generally accepted, in few studies of motivation, police officers were used as subjects. However, existing studies show that police officers have specific features of the motivational sphere.

Ключевые слова: мотивация; самостоятельная работа; учебная деятельность; самопознание; аспект.

Keywords: motivation; independent work; educational activity; self-knowledge; aspect.

Ml

отивация к самостоятельной работе яв-[ляется важным аспектом успешной учебы и развития личности. В области психологии термин «мотив», «мотивация» применялся в работах Н. П. Огарёвой, А. Н. Леонтьева, В. И. Ковалёва, С. Л. Рубинштейна, В.Н. Мясищева и других ученых. Под мотивацией понимается процесс, стимулирующий людей к действиям, достижениям определенных целей и удовлетворению своих потребностей. Мотивация может быть внутренней или внешней и представляет собой смесь эмоций, интересов, ценностей и убеждений, которые влияют на поведение человека. Например, в бизнесе мотивация является ключевым фактором в достижении и поддержании качественных результатов; в учебной деятельности мотивация помогает достигать заданных целей и развиваться [ 1—6].

Как правило, высшие учебные заведения требуют от учащихся самостоятельности. В Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя курсантам важно сформировать в себе потребность в познании и развитии в целях приобретения способности работать самостоятельно и стремиться изучать дополнительный материал, необходимый для их дальнейшей профессиональной деятельности. Само понятие «самостоятельная работа» подразу-

мевает процесс выполнения задании, упражнений или проектов без участия преподавателя или другого руководителя. В данном случае курсант самостоятельно изучает материал, осуществляет поиск информации, анализирует и усваивает ее, выполняет задания и представляет их для проверки. Самостоятельная работа помогает развить самостоятельность, ответственность, усвоить информацию, полнее освоить пройденный материал, изучить дополнительный.

Как правило, на начальных этапах кураторы и преподаватели оказывают курсантам помощь в учебной деятельности. Психолого-педагогические аспекты мотивации курсантов Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя к самостоятельной работе включают в себя: самопознание, самооценку, установку целей, самодисциплину и ответственность, позитивное отношение к учебе, поддержку со стороны куратора, начальствующего состава или преподавателя, целеполагание, значимость, саморефлексию, успехи, социальную поддержку.

Самопознание и самооценка. Стимулирование мотивации к самостоятельной работе начинается с формирования у курсантов понимания собственных целей и задач. Важно оказать кур-

санту помощь в определении своих интересов, увлечений и потребностей, чтобы было проще использовать свой потенциал.

Установка целей. Установление целей — это важный фактор мотивации к самостоятельной работе. Преподаватель в процессе учебной деятельности должен помочь ученику определить свои цели и научить детально разбивать их на этапы. Особенно важно создание малых успешных шагов, которые могут помочь курсанту в достижении больших целей.

Самодисциплина и ответственность. Развитие самодисциплины и ответственности — это ключевые аспекты мотивации к самостоятельной работе. Преподаватель должен способствовать формированию у курсанта привычки работать в соответствии с планом, быть ответственным за свою работу и действия.

Позитивное отношение к учебе. Важным аспектом мотивации к самостоятельной работе является наличие позитивного отношения у курсантов к учебному процессу. У преподавателя должен быть определенный позитивный стиль общения, который поможет курсанту ощутить важность и интерес учебного процесса.

Поддержка со стороны преподавателя. Преподаватель должен действовать как наставник и партнер для курсанта, помогая ему учиться и двигаться вперед. Он должен проявлять доверие, общаться с ним и быть готовым открываться для сотрудничества.

Целеполагание. Курсанты должны понимать, зачем им нужно изучать предмет, какой результат они хотят достичь, какую пользу это принесет им в будущем. Ясное и четкое целеполагание поможет им ориентироваться в процессе обучения и сохранять мотивацию.

Значимость. Курсанты должны видеть, что изучаемый предмет имеет практическое значение и применение в жизни. Если они понимают, что усвоение материала поможет им в будущей профессиональной деятельности или повысит их уровень образования, то это будет способствовать поддержанию мотивации.

Успехи. Курсанты нуждаются в успехах, которые дают им уверенность в своих силах и мотивируют к дальнейшей работе. Поэтому важно создавать условия для успешных результатов — ставить реальные задачи, давать возможность

самостоятельно решать проблемы, поощрять за хорошие результаты.

Саморефлексия. Курсанты должны уметь анализировать свои действия и результаты, чтобы видеть свои ошибки и успехи, понимать, что нужно изменить, чтобы достичь лучших результатов в будущем.

Социальная поддержка. Важным фактором мотивации является поддержка со стороны преподавателей, коллег, друзей, начальствующего состава. Поддержка может быть как эмоциональной, так и функциональной — в виде помощи в решении проблем, советов и рекомендаций.

Сама программа обучения должна содержать в себе ясные и понятные цели и задачи; быть построенной на принципах модульного и комбинированного обучения, чтобы курсанты могли выбирать те задания, которые наиболее интересны и понятны для них. Организация учебного процесса должна предусматривать разнообразные формы работы: лекции, семинары, практические занятия, самостоятельную работу и др. Особенно важно чаще проводить практические занятия для полного понимания своей деятельности и применения теории в полном объеме. Также важно то, что для повышения мотивации курсантов Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя к самостоятельной работе преподавателю необходимо предоставлять обратную связь о выполненных заданиях, применять разнообразные методы оценки, быть готовым к индивидуальной работе с каждым курсантом, учитывая его потребности и способности; быть готовым к созданию непринужденной атмосферы, которая позволит курсантам чувствовать себя комфортно в процессе самостоятельной работы.

Таким образом, психолого-педагогические аспекты мотивации курсантов Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя к самостоятельной работе являются важнейшим условием для их эффективного обучения и развития. Поскольку педагогические и психологические аспекты являются приоритетными в организации учебного процесса, они оказывают значительное влияние на подготовку курсантов к освоению теории, применению полученных знаний в практической деятельности и на результат работы.

Список литературы:

References:

1. Асеев В. Г. Мотивация поведения и форми- 1. рование личности. Москва: Мысль, 1976.

158 с.

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Санкт- 2. Петербург: Питер, 2002. 512 с.

Aseev V. G. Motivaciya povedeniya i formi-rovanie lichnosti. Moskva: Mysl', 1976. 158 s.

II'in E.P. Motivaciya i motivy. Sankt-Peter-burg: Piter, 2002. 512 s.

3. Мерлин В. С. Лекции по психологии мотивов 3. человека. Пермь: Перм. гос. пед. ин-т, 1971.

120 с.

4. Психология мотивации профессионально- 4. го развития : учеб. пособие / Н. В. Маркина

[и др.]. Челябинск: ЧИППКРО, 2022. 80 с.

5. Руденко А. А., Остудина Т. В., Поляко- 5. ва Т. В. Мотивация и развитие персонала: учеб. пособие. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2013. 210 с. 6.

6. Токарева Ю. А., Глухенькая Н. М., Токарев А. Г. Мотивация трудовой деятельности персонала: комплексный подход : моногр. Шадринск: ШГПУ, 2021.216 с.

Merlin V. S. Lekcii ро psihologii motivov cheloveka. Perm': PerMoskva gos. ped. in-t., 1971.120 s.

Psihologiya motivacii professional'nogo raz-vitiya : ucheb. posobie / N.V. Markina [i dr.], Chelyabinsk: CHIPPKRO, 2022. 80 s. Rudenko A. A., Ostudina Т. V., Polyakova Т. V. Motivaciya i razvitie personala: ucheb. posobie. Tol'yatti: Izd-vo TGU, 2013.210 s. Tokareva Yu. A., Glühen'kaya N. M., Toka-rev A. G. Motivaciya trudovoj deyatel'nosti personala: kompleksnyj podhod : monogr. Shad-rinsk: SHGPU, 2021. 216 s.

Для цитирования:

Коваленко Екатерина Евгеньевна, Богданов Евгений Владимирович. Психолого-педагогические аспекты мотивации курсантов Московского университета МВД России имени В.Я. Ки-котя к самостоятельной работе // Педагогика и психология: академический журнал. 2023. № 3 (3). С. 25-28.

For citation:

Kovalenko Ekaterina Evgen 'evna, Bogdanov Evgenij Vladimirovich. Psychological and Pedagogical Aspects of Motivation of Cadets of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikotya to Independent Work // Pedagogy and Psychology Academic Journal. 2023. № 3 (3). P. 25-28.

28

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.