O'zbekiston Milliy Universiteti O'zbekistonda mediata'lim:muammolar, yechimlar va istiqbollar
^ationalUniversity^fUzbekista^^^^^^^^^MediaeiHi
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Саодат Меликузиевна Туйчиева
кандидат психологических наук, доцент,зав.каф. Ташкенского университета
прикладных наук
АННОТАЦИЯ.
Данная статья посвящается психолого-педагогическим аспектам модернизации и эффективному использованию инновационных методов в процессе взаимодействия высших учебных заведений. В ней особое внимание уделяется дистанционному обучению.
Ключевые понятия: психология образовательного процесса, личность, инновационная личность, модернизация, образовательные технологии, образовательный процесс, вебинар, модернизация, образование, кооперация.
ANNOTATSIYA
Ushbu maqola oliy ta'lim muassasalari o'rtasidagi o'zaro hamkorlik jarayonida modemizatsiya va innovatsion usullardan samarali foydalanishning psixologik, pedagogik jihatlariga bag'ishlangan. Bu yerda masofaviy ta'limga alohida e'tibor qaratilgan.
Tayanch tushunchalar: ta'lim jarayoni psixologiyasi, shaxs, innovatsion shaxs, modernizatsiya, ta'lim texnologiyalari, ta'lim jarayoni, vebinar, modernizatsiya, ta'lim, hamkorlik.
ANNOTATION.
This article is devoted to the psychological aspects of modernization and the effective use of innovative methods in the process of interaction between higher educational institutions. It pays special attention to distance learning.
Keywords: psychology of the educational process, personality, innovative personality, modernization, educational technologies, educational process, webinar, modernization, education, cooperation.
Во всем мире особое внимание уделяется высшему образованию. В частности, Президент Республики Узбекистан принял ряд постановлений, которые коренным образом направлены на модернизацию обучения и воспитания в ВУЗе. Формируя, новую обучающую среду мы формируем личность, гражданина и специалиста готового отвечать требованиям XXI века.
May 2024
168
O'zbekiston МУИу Universiteti О'^екЫо^а mediata'lim:muammolar, уесМт1аг va istiqboUar
На современном этапе развитие высшего образования в Узбекистане, выход его на международный уровень, рост человеческого капитала являются стратегическими задачами. И от их успешного выполнения зависит процветание страны в будущем, устойчивый рост экономики, науки, образования, культуры и других отраслей. Огромную роль в этом процессе играет изучение психологических и педагогических аспектов научно -образовательного сотрудничества.
Эффективность субъектов инновационной деятельности зависит не столько от внутренних организационных возможностей, но и от институциональной среды, в которой они функционируют, а также от степени их включенности в эту среду. Соответственно, результативность инновационных систем определяется уровнем научно-технической кооперации и эффективностью процессов циркуляции потоков знаний. На современном этапе в системе образования много говорится о дистанционном обучении, об инновационном обучении, инновационной деятельности преподавателя. Понятие «инновация» употребляется по отношению и к человеку, субъекту деятельности. «Инновационная личность» — более широкая категория, означающая, что каждая личность должна стать адаптивной к постоянным изменениям: в собственной жизни, в экономическом развитии, в развитии науки и технологий. Инновационное общество и образование направлено на обучение и воспитание «инновационной личности». Ключевыми компетенциями инновационного сообщества должны стать:
— способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому;
— способность к критическому мышлению;
— способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно и готовность к работе в команде, готовность к работе в высоко конкурентной среде, мобильность;
— владение коммуникационными инструментами эффективного участия в процессах глобализации, включая способность к свободному бытовому, деловому и профессиональному общению.
Пардаев З.Д. раскрывая содержание различных аспектов совершенствования образовательного пространства в нашей республике особое внимание уделяет: обновлению содержания образования; изменению методик и методологии обучения и воспитания; совершенствованию форм развития личности; улучшению сферы повышения квалификации педагогов[3].
169
May 2024
O'zbekiston МПИу Universiteti 0'1ЬекЫо^а mediata'lim:muammolar, уесЫт1аг va istiqboUar
Формирование будущих специалистов- это длительный и сложный процесс, включающий в себя необходимость адаптации для этих целей не просто отдельных направлений социально-экономической политики (в первую очередь, политики в сфере образования), но и общественной среды в целом, формирование «здорового климата», который служит для подготовки конкурентоспособных специалистов в обществе, обеспечивающего свободу творчества и самовыражения, поощряющего и вознаграждающего людей, обладающих соответствующими компетенциями и достигающих успеха за счет их использования[1,492-493.]. Непрерывное развитие и дальнейшее совершенствование творческого мышления, навыков и мотивации выявления и постановки проблем, создания нового знания, направленного на их решение, поиска и обработки информации, самостоятельной и командной работы и иных компетенций инновационной деятельности. В этом плане конечно важна роль сотрудничества в образовательной сфере.
Остановимся на основных инновационных методах, которые дадут возможность создать новую обучающую среду. Одним из не новых, но эффективных форм обучения является тренинг. Тренинг- является основной формой интерактивных упражнений, которые являются организационным мероприятием, которое предоставляет теоретические знания и практические навыки, которые необходимо усвоить на практике, в упражнении.
Тренинг не инновационный метод, но онлайн- тренинг все больше и больше практикуется в мировом образовании. Обучение сосредоточено не только на развитие межличностных отношений, но и на повышение общего уровня профессиональной компетентности будущих специалистов. Хороший тренинг всегда основан на сотрудничестве тренера и участников. В настоящее время тренинги широко используются в высшем образовании. В частности, иностранные профессора и преподаватели, которые проходят подготовку по соглашениям о сотрудничестве с зарубежными вузами в целях совершенствования системы высшего образования, широко используют онлайн-тренинги, онлайн- лекции и практические онлайн- занятия.
На современном этапе другим типом онлайн-образования является «вебинар» (этот термин был введен в 1998 году). Вебинар предполагает создание технологии интерактивного обучения по веб-технологиям. Эта технология не только предоставляет информацию аудитории, но и позволяет им общаться (устно, письменно), то есть они могут делиться идеями и выражать себя в форме семинаров [2]. Другими словами, современная система образования, основанная на Интернете. Сегодня мы уже можем смело сказать, что вышеизложенные инновационные формы обучения внедряются в процесс
Мау 2024
170
O'zbekiston Milliy Universiteti O'zbekistonda mediata'lim:muammolar, yechimlar va istiqbollar
^ationalUniversity^fUzbekista^^^^^^^^^MediaeiHi
обучения в ВУЗе. Эффективное управление познавательной деятельностью студентов и учебным процессом предполагает точное знание результатов обучения. Обучая дистанционно процесс взаимодействия, выполняет следующие три основные взаимосвязанные функции:
1) диагностическая - выявление уровня знаний, умений и навыков студента;
2) обучающая - активизация работы по изучению и усвоению учебного материала;
3) воспитательная - направление деятельности студента, помощь в выявлении пробелов в знаниях, формирование творческого отношения к предмету, стимулирование развития способностей самостоятельно, развитие личности студента.
Исходя из вышеизложенного, необходимо отметить то, что сам процесс обучения на современном этапе строится на мотивированной деятельности участников образовательного процесса. Успешность конечного результат зависит от грамотного использования современных образовательных технологий.
REFERENCES:
1. Азимова, З. Э. (2018). Олий укув муассасаси маънавий-маърифий ишларининг педагогик назария ва амалиётда тутган урни. Современное образование (Узбекистан), (2), 26-35.
2. Журбенко В., Саакян Э., Тишков Д.С., Бондарева А.Э., Ирышкова О.В. Деловые игры как критерий оценки компетентности выпускников вуза // Успехи современного естествознания. 2014. № 12-4. С. 492-493.
3. Мирсолиева М., Хошимова М. Модернизация и внедрение инновационных технологий в учебно-методический процесс высших учебных заведений. Ташкент, 2016.
4. Пардаева, З. Д. Модернизация учебного процесса как один из способов реформирования системы образования в Узбекистане. // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 843-845.
5. Sagatova, S., Yaxshiboyeva, N. S. Q., & Rasulberdiyeva, Z. D. Q. (2024). QOBILIYATNING SHAXS SHAKLLANISHIDAGI O 'RNI. Academic research in educational sciences, 5(NUU Conference 1), 219-222.
171
May 2024