O'zbekiston Milliy Universiteti O'zbekistonda mediata'lim:muammolar, yechimlar va istiqbollar
^ationalUniversity^fUzbekista^^^^^^^^^MediaeiHi
ПРОБЛЕМА АКАДЕМИЧЕСКОЙ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ В
ОБУЧЕНИИ
Малика Зукуруллаевна Талипова
Преподаватель
Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека
АННОТАЦИЯ:
В тезисе рассматривается проблема академической самоэффективности в обучении. Приводится обоснование сущности понятия самоэффективности и академической самоэффективности. Представлен обзор исследований роли академической самоэффективности в обучении, анализируется их взаимосвязь.
Ключевые слова: самоэффективность, академическая
самоэффективность, саморегуляция, паттерн поведения, мотивационные стимулы, положительное подкрепление, педагогические стратегии обучения.
ANNOTATSIYA:
Tezis akademik o'qitishning o'z-o'zini samaradorligi muammosmi ^'ПЬ chiqadi. O'z-o'zini samaradorligi va akademik o'z-o'zini samaradorligi tushunchasining mohiyati asoslanadi. Akademik o'z-o'zini samaradorlikning ta'limdagi o'rni bo'yicha tadqiqotlar haqida umumiy ma'lumot berilgan, ularning o'zaro bog'liqligi tahlil qilingan.
КаШ so'zlar: o'z-o'zini samaradorligi, akademik o'z-o'zini samaradorligi, o'zini o'zi boshqarish, xulq-atvor naqshlari, motivatsion stimullar, ijobiy mustahkamlash, o'qitishning pedagogik strategiyalari.
ANNOTATION:
The thesis examines the problem of academic self-efficacy in learning. The substantiation of the essence of the concept of self-efficacy and academic self-efficacy is given. An overview of the research on the role of academic self-efficacy in learning is presented, and their interrelation is analyzed.
Keywords: self-efficacy, academic self-efficacy, self-regulation, behavior pattern, motivational incentives, positive reinforcement, pedagogical learning strategies.
В настоящее время произошли значительные перемены в системе образования, предусматривающие смещение акцентной роли в обучении с преподавателя на обучающегося. Так, обучающиеся приобретают роль
May 2024
529
O'zbekiston МУИу Universiteti O'zbekistonda mediata'lim:muammolar, уеМт1аг va istiqbollar
субъекта, предполагающую активный вклад в процесс обучения и его регуляцию. При этом важное значение имеет осознание своих возможностей и вера в собственные силы самих обучающихся, что включает в себя понятие самоэффективности в обучении.
Понятие самоффективности в обучении основано на социально-когнитивной теории научения А.Бандуры, в которой самоэффективность рассматривается как вера в возможность достижения поставленных целей и задач. В данном аспекте немаловажно отметить систематизированный подход к пониманию поведения человека с точки зрения его личностных особенностей, паттернов поведения и ситуации, обуславливающиеся особенностями среды. Люди, наблюдая за поведением другим людей, а также следствием данного поведения, получают определенные мотивационные стимулы посредством подкрепления, в результате которых у них формируется контроль над своими действиями при получении желаемого, в процессе которого они оценивают свои собственные действия. Сквозь призму самооценки формируется вера в свой потенциал и возможное достижение успеха или неудачи [1].
А.Бандура придает большое значение развитию саморегуляции вследствие изменения мышления под влиянием внешних и внутренних факторов. Высокий уровень самоэффективности, при котором наблюдаются высокие результаты, способствует более эффективному преодолению препятствий. Когда обучающиеся осознают свои сильные и слабые стороны и могут их применять в определенных условиях, уверены в успехе, тем самым лучше справляются с учебной деятельностью, не пасуя перед трудными заданиями и все более усложняющимися учебными задачами.
В исследовании А.И.Ерзина о самоэффективности и ее влиянии на академические интересы и достижения студентов, были получены данные, согласно которым высокий уровень самоэффективности способствует большей заинтересованности студентов предметом обучения, формирует склонность к научно-исследовательской деятельности. Низкий уровень самоэффективности влияет на возрастание случаев отказа студентов от выполнения сложных заданий, часто сочетаясь с невысоким уровнем самооценки или неудачным опытом при обучении в прошлом. Так, негативный опыт обучения в школе приводит к разочарованию и отсутствию веры в свои возможности справляться с трудностями и препятствиями [2].
В образовательном процессе среднеобразовательных учебных учреждений преимущественно превалирует авторитарный стиль общения учителей с учениками, провоцируя подавление самостоятельности и контроля у обучающихся. Зачастую стереотипное деление учителями учеников на
May 2024
530
O'zbekiston Milliy Universiteti O'zbekistonda mediata'lim:muammolar, yechimlar va istiqbollar
^ationalUmversity^fUzbekista^^^^^^^^^M
«способных» и «не очень способных» также способствует отсутствию мотивации к обучению и получению новых навыков, так как учитель уже заранее прогнозирует результаты обучения, и ученики не видят смысла прикладывать усилия, так как учителя уже заранее готовы к их успеху или неудачам. Так, в исследовании Q.Th.Tran по данному аспекту был показан рост академической самоэффективности у студентов и учеников старших классов, что было связано с большим количеством случаев положительного подкрепления и ростом веры в свои знания и успех в связи с увеличением количества практики студентов в сфере своего обучения [3].
HFencl. и K.Scheel акцентируют внимание на особенностях педагогических стратегий обучения на занятиях и их влиянии на развитие самоэффективности. Методики, предполагающие совместную деятельность обучающихся на занятиях, способствуют созданию творческой атмосферы и улучшению успеваемости посредством роста самооценки и более успешного осуществления учебного плана в результате [4].
Таким образом, если рассматривать академическую самоэффективность как веру в преодоление препятствий и достижение высоких учебных результатов, можно проследить четкую взаимосвязь данных компонентов с успешностью обучения. Соответственно, чем выше уровень академической самоэффективности, тем более эффективным будет учебный процесс, так как обучающиеся осознают свои ресурсы и могут применять их в определенных ситуациях для решения учебных задач. При низком уровне самоэффективности обучающиеся нередко отказываются от трудных заданий, выбирая мотив избегания неудачи, так как не верят в себя и заранее готовы к негативному исходу при выполнении своего учебного плана. При этом важное значение имеют стиль общения преподавателя с обучающимися и педагогические стратегии обучения с вовлечением студентов в групповые формы работы на занятиях, при их рациональном и обоснованном использовании можно добиться формирования высокого уровня академической самоэффективности у обучающихся.
REFERENCES:
1. Azimova, Z. E., & Bakiyeva, M. K. FROM THE FOREIGN EXPERIENCE OF THE METHODOLOGY OF EDUCATION OF SOCIO-ACTIVE PERSONALITY IN GIRLS (on the example of site materials Parents. com). SCIENTIFIC BULLETIN, 14.
531
May 2024
O'zbekiston Milliy Universiteti O'zbekistonda mediata'lim:muammolar, yechimlar va istiqbollar
NatjanalUniversityofUZbekista^
2. Ерзин А.И., Епанчинцева Г.А. Самоэффективность, проактивность и жизнестойкость в обучении (влияние на академические интересы и достижения студентов) // Современное образование. 2016. № 2. С. 65-83.
3. Tran Q.Th., Nguyen H.N.K. Insights into tertiary English-majored students' writing self-efficacy. TNU Journal of Science and Technology, 2020. Vol. 225, no. 10, pp. 47—54.
4. Fencl H., Scheel K. Research and Teaching: Engaging Students - An Examination of the Effects of Teaching Strategies on Self-Efficacy and Course in a Nonmajors Physics Course. / Journal of College Science Teaching v. 35 (2005), issue 1, p. 2024.
5. SAGATOVA, S. (2022, April). CHARACTERISTICS OF INTERPERSONAL RELATIONS IN A FAMILY OF CHILDREN WITH DISABILITIES. In E Conference Zone (pp. 78-79).
6. Sagatova, S., Yaxshiboyeva, N. S. Q., & Rasulberdiyeva, Z. D. Q. (2024). QOBILIYATNING SHAXS SHAKLLANISHIDAGI O 'RNI. Academic research in educational sciences, 5(NUU Conference 1), 219-222.
7. Saidova, N. (2022). Abdulla Avloniy asarlarida ta'lim va tarbiyaga oid qarashlar. Science and Education, 3(2), 562-567.
8. SAIDOVA, N. (2024). O 'ZBEKISTONDA INKLYUZIV TA'LIM TOMON YO 'L. News of UzMU journal, 1(1.1. 1), 150-153.
532
May 2024