Научная статья на тему 'Психолого-педагогические аспекты качества преподавания физической культуры в вузе'

Психолого-педагогические аспекты качества преподавания физической культуры в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / СТУДЕНТЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / EDUCATIONAL PROCESS / TEACHER / STUDENTS / EDUCATION / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Покровская Т. Ю., Юсупов Р. А., Титова Е. Б., Сарвартдинова Р. Г.

Цель. В статье раскрываются закономерности успешной передачи социально-педагогического опыта от педагога к обучающимся, вопросы влияния педагогики на формирование личности и важности роли педагогики в образовательном процессе. Обучение как способ организации образовательной деятельности является самым надежным путем получения систематического образования, в ходе которого усваиваются знания, умения и навыки, а также формируются личностные качества, позволяющие человеку адаптироваться к внешним условиям и проявлять свою индивидуальность. От качества организации учебного процесса зависит развитие творческого и самостоятельного мышления студентов, качество освоения ими профессиональных компетенций для приобретения высокого уровня профессионализма, позволяющего проявить конкурентоспособность на рынке труда и развить способность к самовоспитанию и самообразованию. Преподаватель физической культуры несет полную ответственность за обеспечение современной организации и осуществление на качественно высоком уровне учебного процесса и учебно-воспитательной работы по подготовке специалистов высокой квалификации, обладающих теоретическими и прикладными знаниями, умениями и компетенциями. Методы и организация исследования. Используя методы анкетного опроса, педагогического наблюдения и сравнительной оценки, авторы раскрывают психолого-педагогические аспекты качества преподавания физической культуры в вузе, заинтересованность студентов в предмете «Физическая культура». Результаты исследования. В ходе мониторинга были определены позиции студентов как в отношении к качеству учебного процесса, удовлетворенности качеством преподавания предмета, так и в отношении к качеству учебной организации физкультурно-спортивной деятельности. Заключение. Выявлена и обоснована значимость психолого-педагогического подхода, используемого ППС на занятиях по физической культуре, что особенно актуально в современных условиях для улучшения качества учебного процесса, через отношение обучающихся к предмету «Физическая культура и спорт».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Покровская Т. Ю., Юсупов Р. А., Титова Е. Б., Сарвартдинова Р. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE PHYSICAL EDUCATION TEACHING QUALITY AT THE UNIVERSITY

Purpose. The article reveals the patterns of successful transfer of socio-pedagogical experience from a teacher to students, the pedagogical influence on personal development and instructional importance in the educational process. Being a way of organizing educational activities, learning is the most reliable way to obtain a systematic education. It contributes to the assimilation of knowledge, skills and abilities and development of personal qualities that help a person to adapt to external conditions and express one’s personality. The quality of administration of educational process has a big impact on the development of creative and independent mentality of students, acquisition of professional competencies for achieving a high level of proficiency to withstand competitiveness in the labor market and develop the potential for self-development and self-education. The teacher of physical culture is fully responsible for ensuring the modern administration of the educational process and social activities of the high quality to train qualified specialists with theoretical and applicable knowledge, skills and competencies. Research methods and organization. The authors use the methods of questionnaire survey, pedagogical observation and comparative assessment to reveal the psychological and instructional aspects of the quality of physical education at the university, as well as students' interest in Physical education as university subject. Research results. The research resulted in the identification of students’ attitude to the quality of the educational process, their satisfaction with the quality of provided education, and the quality of the administration of physical and sports activities. Conclusion. We have substantiated the significance of psychological and pedagogical approach used by educators at physical education classes. It is especially relevant in modern conditions for improvement of the quality of educational process through the attitude of students to the Physical education and sports subject.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические аспекты качества преподавания физической культуры в вузе»

УДК 796.011.1 DOI: 10.36028/2308-8826-2020-8-2-93-100

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ

Т.Ю. Покровская, Р.А. Юсупов, Е.Б. Титова, Р.Г. Сарвартдинова

Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева — КАИ, Казань, Россия

Аннотация

Цель. В статье раскрываются закономерности успешной передачи социально-педагогического опыта от педагога к обучающимся, вопросы влияния педагогики на формирование личности и важности роли педагогики в образовательном процессе. Обучение как способ организации образовательной деятельности является самым надежным путем получения систематического образования, в ходе которого усваиваются знания, умения и навыки, а также формируются личностные качества, позволяющие человеку адаптироваться к внешним условиям и проявлять свою индивидуальность. От качества организации учебного процесса зависит развитие творческого и самостоятельного мышления студентов, качество освоения ими профессиональных компетенций для приобретения высокого уровня профессионализма, позволяющего проявить конкурентоспособность на рынке труда и развить способность к самовоспитанию и самообразованию. Преподаватель физической культуры несет полную ответственность за обеспечение современной организации и осуществление на качественно высоком уровне учебного процесса и учебно-воспитательной работы по подготовке специалистов высокой квалификации, обладающих теоретическими и прикладными знаниями, умениями и компетенциями. Методы и организация исследования. Используя методы анкетного опроса, педагогического наблюдения и сравнительной оценки, авторы раскрывают психолого-педагогические аспекты качества преподавания физической культуры в вузе, заинтересованность студентов в предмете «Физическая культура».

Результаты исследования. В ходе мониторинга были определены позиции студентов как в отношении к качеству учебного процесса, удовлетворенности качеством преподавания предмета, так и в отношении к качеству учебной организации физкультурно-спортивной деятельности. Заключение. Выявлена и обоснована значимость психолого-педагогического подхода, используемого ППС на занятиях по физической культуре, что особенно актуально в современных условиях для улучшения качества учебного процесса, через отношение обучающихся к предмету «Физическая культура и спорт». Ключевые слова: учебный процесс, преподаватель, студенты, образование, физическая культура.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE PHYSICAL EDUCATION TEACHING QUALITY AT THE UNIVERSITY

T.Yu. Pokrovskaia, [email protected], ORCID: 0000-0001-5191-7407 R.A. Iusupov, [email protected], ORCID: 0000-0001-5472-4555 E.B. Titova, [email protected], ORCID: 0000-0003-0890-0452 R.G. Sarvardinova, [email protected]

A.N. Tupolev Kazan National Research Technical University - KAI, Kazan, Russia Abstract

Purpose. The article reveals the patterns of successful transfer of socio-pedagogical experience from a teacher to students, the pedagogical influence on personal development and instructional importance in the educational process. Being a way of organizing educational activities, learning is the most reliable way to obtain a systematic education. It contributes to the assimilation of knowledge, skills and abilities and development of personal qualities that help a person to adapt to external conditions and express one's personality. The quality of administration of educational process has a big impact on the development of creative and independent mentality of students, acquisition of professional competencies for achieving a high level of proficiency to withstand competitiveness in the labor market and develop the potential for self-development and self-education. The teacher of physical culture is fully responsible for ensuring the modern administration of the educational process and social activities of the high quality to train qualified specialists with theoretical and applicable knowledge, skills and competencies.

Research methods and organization. The authors use the methods of questionnaire survey, pedagogical observation and comparative assessment to reveal the psychological and instructional aspects of the quality of physical education at the university, as well as students' interest in Physical education as university subject.

Research results. The research resulted in the identification of students' attitude to the quality of the educational process, their satisfaction with the quality of provided education, and the quality of the administration of physical and sports activities.

Conclusion. We have substantiated the significance of psychological and pedagogical approach used by educators at physical education classes. It is especially relevant in modern conditions for improvement of the quality of educational process through the attitude of students to the Physical education and sports subject. Keywords: educational process, teacher, students, education, physical education.

ВВЕДЕНИЕ

Учебный процесс — один из важнейших показателей деятельности любого высшего учебного заведения, а качественно организованный учебный процесс является стартовым фундаментом для развития творческого и самостоятельного мышления, освоения профессиональных компетенций для приобретения высокого уровня профессионализма, который позволит выдержать конкуренцию на рынке труда, а также развить способность к самовоспитанию и самообразованию. Кафедра как одно из основных подразделений вуза несет полную ответственность за обеспечение современной организации и осуществление на качественно высоком уровне учебного процесса и учебно-воспитательной работы по подготовке специалистов высокой квалификации, обладающих глубокими теоретическими и прикладными знаниями, умениями и компетенциями в соответствии с государственными образовательными стандартами; воспитательной работы среди обучающихся, преподавателей, сотрудников; подготовки и переподготовки научно-педагогических кадров, а также повышения их квалификации [2]. В поле деятельности кафедры (в нашем случае, кафедры физической культуры и спорта) непосредственно находятся вопросы качества проведения практических и теоретических (лекционных) занятий. Особое внимание кафедра уделяет пополнению спортивных секций по выбору как наиболее популярных и отвечающих интересам студентов. Важным показателем деятельности преподавателей кафедры является соответствие разработанной ими рабочей программы дисциплины федеральному государственному образовательному стандарту и примерным программам, утвержденным Министерством образования и науки РФ.

Ключевой фигурой качества образования в этом контексте является, прежде всего, компетентность носителя знаний (преподавателя), который передает эти знания с помощью различных методик обучающимся в процессе реализации всех ступеней обучения [3, С. 78]. К профессионализму преподавателя относятся его личная ответственность за передачу информационных знаний обучающимся, уважительное отношение к студентам, коллегам, а также порядочность, ответственность, правдивость, предприимчивость, нетерпимость к непрофессионализму и безнравственности. Главная цель высшей школы — непосредственная ориентация на личность студента в подготовке его как высокопрофессионального специалиста для промышленной сферы, а формирование разносторонней личности в образовательном процессе вуза является важнейшей целью и условием эффективности самого образовательного процесса. Для реализации успешной профессиональной деятельности преподаватель кафедры, помимо имеющегося специального образования, а также профессиональных умений, навыков и жизненного опыта, должен обладать и базовыми, фундаментальными психолого-педагогическими знаниями, которые необходимо использовать в образовательном процессе для достижения эффективного влияния на личность студента.

Личность обучающегося формируется не только посредством приобретения профессиональных знаний и умений, но и непосредственно через формирование различных интересов, установок, коммуникативных навыков, необходимых для будущей профессии. В этой связи психологическая характеристика личности студента, а именно его жизненная позиция, потребность в общении и достижении результатов, готовность учить-

ся и работать в области выбранной специальности имеют большое значение в процессе реализации учебной дисциплины. Государство и общество заинтересованы в подготовке высококвалифицированных кадров, способных работать в новых экономических условиях и ведущих здоровый образ жизни, и это является задачей первостепенной важности.

В создавшихся сегодня условиях, с появлением таких востребованных видов деятельности, как правовая, хозяйственная, маркетинговая и управленческая, резко возросли требования к профессиональной подготовке обучающихся, поэтому преподавателю недостаточно просто передать свой методический опыт, необходимо сориентировать студента на профессиональную направленность. Преподавание — это сложный процесс контроля качества и взаимодействия между преподавателем и обучающимися; это общение, происходящее через планомерное руководство учебно-познавательной деятельностью обучающегося со стороны преподавателя [1, С. 47]; это отвечающая современным требованиям, умелая, доходчивая подача информации студентам в доступной и несложной форме, удобной для понимания, запоминания и осмысления предмета.

МЕТОДЫ

И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью исследования является раскрытие особенностей отношения студентов к физической культуре и качеству учебного процесса в рамках отдельного учебного предмета. Задачи исследования:

1. Изучить отношение студентов к физической культуре как учебной дисциплине.

2. Определить позицию студентов в отношении качества учебной организации физкультурно-спортивной деятельности в КНИТУ-КАИ.

3. Определить факторы, влияющие на отношение студентов к физической культуре и учебной деятельности посредством преподавания данного предмета.

Методом исследования выступили анализ научной литературы, анкетный опрос, педаго-

гическое наблюдение, сравнительная оценка. Поскольку социальная и психологическая защищенность обучающихся минимизирована в связи с усложнением учебного процесса в условиях экономического кризиса, все это негативным образом отражается на состоянии здоровья обучающихся. В этой связи обратим внимание на психолого-педагогический аспект происходящего. Современная организация и качество учебного процесса полностью зависят от инновационного педагогического мастерства и психологических особенностей взаимоотношений преподавателя со студентами, методических подходов к обеспечению качественного обучения и многих других аспектов. Исходя из вышесказанного возникла необходимость в проведении мониторинга качества учебного процесса по дисциплине «Физическая культура и спорт» и отношения студентов к данному предмету в системе высшего профессионального образования.

На базе КНИТУ им. А.Н. Туполева в сентябре 2019 года был организован комплексный мониторинг студентов технических факультетов, в котором приняли участие 429 студентов трех курсов в возрасте 17-20 лет (338 юношей и 91 девушка; выборка гнездовая; гендерное соотношение соответствует пропорциям генеральной совокупности на технических факультетах) названного вуза. В ходе мониторинга выявлялись отношение обучающихся к предмету «Физическая культура и спорт» и психолого-педагогические приемы, используемые профессорско-преподавательским составом в ходе проведения занятий для улучшения качества учебного процесса.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В ходе первого этапа проведенного исследования выяснилось, что большинство студентов первого курса — 63,8% (из них 55,9% юноши, 44,1 девушки), воспринимают дисциплину «Физическая культура и спорт» как несерьезную и относят ее к второстепенным предметам. Полученные данные указывают на то, что студенты-первокурсники в целом не адаптированы к ведению здорового об-

раза жизни и не понимают, что работодатели отдают предпочтение (при прочих равных условиях) лицам с достаточно развитой физической формой, то есть отношение студентов первого курса к своему здоровью контрпродуктивно. Однако в процессе учебной деятельности, к старшим курсам, по мере взросления и большего взаимодействия с преподавателем, ведущим дисциплину, возрастает удельный вес обучающихся, кардинально меняющих свое мнение. Понижение числа студентов второго курса, не воспринимающих физическую культуру как жизненно необходимую дисциплину, до 47,4% (где 53,4% юноши и 46,6% девушки), на наш взгляд, произошло за счет формирования у студентов понимания необходимости пополнения дефицита двигательной активности и поддержания физической формы посредством участия в различных зрелищных спортивных мероприятиях, помимо учебных занятий. К третьему курсу наблюдалась еще более позитивная динамика по увеличению числа обучающихся, заинтересованных в данном предмете как важном и значимом в их жизни и определяющем уровень их физического, психического и социального здоровья. 67,2% респондентов (из них 62,1% юноши, 37,9 девушки) положительно относятся к предмету и учебному процессу. На первый план выходит психолого-педагогический аспект организации учебного процесса, его организация преподавателями нашей кафедры поставлена так,

что у студентов постоянно растет мотивация не только к занятиям физической культурой, где они добиваются определенных результатов в корректировке своих наиболее явных показателей (например, сдача норм ГТО, выполнение спортивного разряда или участие в соревнованиях высокого уровня), но и к научным исследованиям в области спорта. Свои научные достижения наши обучающиеся представляют на конференциях различного уровня и в журналах, входящих в перечень ВАК. Анализ двумерного распределения (отношение к предмету и курс обучения) показывает, что студенты к старшим курсам переосмысливают свои ценностные ориентации и значимость предмета в положительную сторону.

Вторым этапом исследования было определение позиции студентов по отношению к качеству учебной организации физкультурно-спортивной деятельности в КНИТУ-КАИ. Для обеспечения качественного образовательного процесса, подготовленности коллектива кафедры к решению педагогических задач большое значение имеют информационная, коммуникативная, социальная и профессиональная компетентность и личностные качества преподавателя. Компетентный преподаватель последовательно и целенаправленно использует все возможности подачи учебного материала, в частности, средства невербальной коммуникации (интонация, жест, мимика, ритм и т.д.)

Рисунок 1 - Отношение студентов к дисциплине ФКиС

Figure 1 - Students' attitude toward Physical culture and sport subject

для организации его запоминания. Важно умение преподавателя организовывать и вовлекать студентов в образовательный процесс [2, С. 81].

Итак, позиция обучающихся первого курса по отношению к качеству учебного процесса следующая: удовлетворены качеством ведения преподавателем предмета — 87,4%, не удовлетворены — 4,3%, не имеет значения — 8,3%; удовлетворенность материально-технической базой — 79,1%, неудовлетворенность — 7,2%, 13,7% респондентов не выразили своего мнения; удовлетворенность расписанием: удовлетворены — 89,4% студентов, не удовлетворены — 8%, считают, что им все равно, в какое время проходит физкультура — 2,6%; удовлетворенность предъявляемыми требованиями по предмету: удовлетворены — 56,8%, не удовлетворены — 31,1% обучающихся, 12,1% заняли нейтральную позицию. Можно предположить, что это связано с сопоставлением ведения предмета в общеобразовательной школе, где требования к предмету в большинстве случаев достаточно заниженные. Студенты второго курса выразили следующее мнение: удовлетворенность качеством ведения преподавателем предмета: удовлетворены — 89,1%, не удовлетворены, но не хотят ничего менять — 2,3%, 8,6% — не имеет значения; удовлетворенность материально-технической базой — 83,5%, неудовлетворенность — 4,4%,

не выразили своего мнения 12,1% респондентов; удовлетворенность расписанием: удовлетворены — 91,2% студентов, не удовлетворены — 6%; 2,8% считают, что им все равно, в какое время проходит физкультура; удовлетворенность предъявляемыми требованиями по предмету: удовлетворены — 64,7%, не удовлетворены — 26,0% обучающихся, 9,3% заняли нейтральную позицию. На третьем курсе были получены следующие данные: удовлетворенность качеством ведения преподавателем предмета: удовлетворены — 91,3%, не удовлетворены, но не хотят ничего менять — 2,7%; 6% — не имеет значения; удовлетворенность материально-технической базой — 87,8%, неудовлетворенность — 4%, 8,2% респондентов не выразили своего мнения; удовлетворенность расписанием: удовлетворены — 97% студентов, не удовлетворены — 1,4%; 1,6% считают, что им все равно, в какое время проходит физкультура; удовлетворенность предъявляемыми требованиями по предмету: удовлетворены — 78%, не удовлетворены — 10,6% обучающихся и 11,4% заняли нейтральную позицию. Обобщение полученных результатов позволяет утверждать, что студенты в целом удовлетворены качеством учебного процесса. Как видно из полученных данных, чем выше курс, тем больше удовлетворенность предметом.

Рисунок 2 - Отношение студентов 1-го курса к качеству организации учебного процесса Figure 2 - Attitude of the 1st year students to the quality of educational administration

По нашему мнению, это можно объяснить тем, что студенты первого курса имеют более низкую мотивацию к занятиям физической культурой, которая является следствием слабой постановки преподавания физической культуры в школе, а также контрпродуктивное отношение к своему здоровью. После продолжительного положительного общения с преподавателем, задачей которого является повышение мотивации к занятиям через психолого-педагогические приемы, интеллектуальную компетентность и формирование у студентов культурных ценностей, повышается престиж предмета и осознание значимости физической культуры для дости-

жения удовлетворительной физической формы своего тела, эстетического восприятия своей внешности, то есть достижения того нормативного состояния, которое отвечает социальным требованиям к молодому человеку в современном социуме. Третий этап исследования предполагал определение факторов, влияющих на отношение студентов к физической культуре и учебной деятельности посредством преподавания данного предмета.

Существует множество факторов, влияющих на качество учебного процесса в вузах [4, С. 520]. В нашем случае факторами, влияющими на качество учебного процесса в рамках кон-

Рисунок 3 - Отношение студентов 2-го курса к качеству организации учебного процесса Figure 3 - Attitude of the 2nd year students to the quality of educational administration

Качество учебного процесса Материальная база / Physical Расписание занятий ФК /

/ Quality of educational process

2,7 бР

infrastructure

4 r8'2

Physical culture schedule

1,4 °1,6

j удовлетворены / не удовлетворены безразличны /

satisfied / not satisfied indifferent

Рисунок 4 - Отношение студентов 3-го курса к качеству организации учебного процесса Figure 4 - Attitude of the 3rd year students to the quality of educational administration

Рисунок 5 - Довольны качеством ведения учебной дисциплины ФКиС

Figure 5 - Pleased with the quality of the Physical culture and sport academic discipline

кретного предмета, являются: выбор спортивного направления; влияние получаемой информации на мотивацию обучения; уровень заинтересованности студента в занятиях определенным видом спорта; умение преподавателя организовать учебный процесс так, чтобы произошло сотрудничество как между преподавателем и студентами, так и студентов между собой, то есть воспитание сплоченного командного духа; профессионализм и высокая научная и педагогическая квалификация преподавателя, использование им инновационных и нетрадиционных форм обучения; уровень оснащения материально-технической и информационно-технологической базы. Взаимосвязь перечисленных факторов определяет качество учебного процесса и, безусловно, влияет на его эффективность. С учетом всех факторов было установлено, что большинство студентов первого курса (77,4%) в целом удовлетворены качеством организации учебного процесса, на втором курсе число таких студентов увеличилось — 79,1%, удовлетворенность студентов третьего курса составила 87,6%.

Таким образом, выявлена и обоснована значимость психолого-педагогического подхода, используемого ППС на занятиях по физической

культуре, что особенно актуально в современных условиях для улучшения качества учебного процесса через отношение обучающихся к предмету «Физическая культура и спорт».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение можно отметить, что качество учебного процесса в идеале зависит в первую очередь от профессионализма преподавательского состава, его компетентности, культуры общения как со студентами, так и между собой, умения использовать вариативные методы и способы обучения. Со стороны кафедры следует планомерно проверять (по семестрам) эффективность системы текущего и промежуточного контроля, а именно: достаточность количества текущих форм контроля студентов и их соответствие ФГОС; уровень требований при проведении текущего и промежуточного контроля (проверка дневника самоконтроля, сдача текущих нормативов, участие в спортивных мероприятиях); процент высокого и продвинутого уровней по каждому циклу дисциплины, что позволит выявить освоение дисциплины на уровне требований ФГОС к обучающемуся, то есть использовать адекватную систему критериев оценки качества учебного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Грудзинская, Е. Ю. Преподавание, обучение и оценка в условиях компетентностного подхода / Е. Ю. Грузинская // Инновации в образовании Вестник

Нижегородского университета им. Н. И.Лобачевского, 2013, № 5 (2), С. 47-49. [Электронный ресурс]. Режим доступа к журн.: - ИИр$://суЬег1ешпка. ru/article/n/prepodavanie-obuchenie-i-otsenka-v-

usloviyah-kompetentnostnogo-podhoda свободный (дата обращения 11.01.2020).

2. Положение о кафедре. Протокол от 03.02.2015 № 8 [Электронный ресурс]. Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет геосистем и технологий» (СГУГиТ) Утверждено Ученым советом СГУГиТ. Режим доступа: https://sgugit.ru/upload/employee/ legal-documents/position/.pdf свободный (дата обращения 06.12.2019).

3. Рыбакова, Н. Н. Повышение профессиональной компетентности преподавателя высшей школы как условие модернизации системы образования Рос-

REFERENCES

1. Grudzinskaia E.Iu. Teaching, training and assessment in a competency-based approach. // Innovatsii v obra-zovanii Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo [Innovation in education Bulletin of N.I. Lobachevskii Nizhegorodskii university], 2013, No. 5 (2), pp. 47-49. (Electronic resource). Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/prepodavanie-obuchenie-i-otsenka-v-usloviyah-kompetentnostnogo-podhoda (free access) (Accessed 11.01.2020).

2. Department regulations. Protocol of February 3, 2015; No.8 (Electronic resource). The Ministry of Education and Science of the Russian Federation Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Siberian State University of Geosystems and Technologies" (SSUGiT) Approved by the Academic Council of SSUGiT [Polozhenie o kafedre. Protokol ot 03.02.2015 № 8 [Elektronnyi resurs]. Ministerstvo obrazovaniia i nauki Rossiiskoi Federatsii, Federalnoe gosudarst-vennoe biudzhetnoe obrazovatelnoe uchrezhdenie vysshego obrazovaniia 'Sibirskii gosudarstvennyi uni-versitet geosistem i tekhnologii' (SGUGiT) Utverzhdeno

сии / Н. Н. Рыбакова // Психолого-педагогические аспекты деятельности преподавателя медицинского вуза в условиях непрерывного образования : Сборник статей / Под редакцией Е. В. Лопановой. -Омск : ООО «Полиграфический центр КАН», 2012.

- С. 78-86.

4. Факторы, определяющие качество учебного процесса в вузах [Электронный ресурс] / А. Э. Бондарева, О. В. Ирышкова, Д. С. Тишков, В. А. Жур-бенко, Э. С. Саакян // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.

- 2015. - № 5 (часть 3) - С. 520-520. - Режим доступа к журн.: - URL: https://applied-research.ru/ru/ article/view?id=6825 свободный (дата обращения: 17.01.2020).

Uchenym sovetom SGUGiT] Available at: https://sgu-git.ru/upload/employee/legal-documents/position/. pdf (free access). (Accessed 06.12.2019).

3. Rybakova N.N. Improving the professional competence of teachers of higher education as a condition for modernizing the education system of Russia. «Psikhologo-pedagogicheskie aspekty deiatelnosti prepodavatelia meditsinskogo vuza v usloviiakh nepreryvnogo obrazovaniia» [Psycho-pedagogical aspects of a teacher at the medical university in conditions of continuous education]: Collection of articles. Ed. by E.V. Lopanova. Omsk: LLC "KAN Printing Center" [Poligraficheskii tsentr KAN], 2012, pp.78-86.

4. Factors determining the quality of the educational process in universities [Electronic resource] / A.E. Bondareva, ОУ. Iryshkova, D.S. Tishkov, VA. Zshurbenko, E.S. Saakian. Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh i fundamentalnykh issledovanii [International journal of applied and fundamental research], 2015. No. 5 (part 3), pp. 520-520. Available at: https://applied-research. ru/ru/article/view?id=6825 (free access) (Accessed: 17.01.2020).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Покровская Татьяна Юрьевна (Pokrovskaya Tatiana Yurevna) - кандидат социологических наук, доцент; «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева - КАИ»; 420111, г. Казань, ул. Карла Маркса, 10; Е-mail: [email protected], ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5191-7407

Юсупов Ринат Андарзянович (Ususpov Rinat Andarzanovich) - доктор биологических наук, профессор; «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева - КАИ»; 420111, г. Казань, ул. Карла Маркса, 10; Е-mail: [email protected], ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5472-4555 Титова Елена Борисовна (Titova Elena Borisovna) - старший преподаватель; «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева - КАИ»; 420111, г. Казань, ул. Карла Маркса, 10; Е-mail: [email protected], ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0890-0452

Сарвартдинова Резеда Гарифовна (Sarvardinova Rezeda Garifovna) - старший тренер-преподаватель; «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева - КАИ»; 420111, г. Казань, ул. Карла Маркса, 10; Е-mail: [email protected]

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Покровская, Т.Ю. Психолого-педагогические аспекты качества преподавания физической культуры в вузе / Т.Ю. Покровская, Р.А. Юсупов, Е.Б.Титова, Р.П Сарвартдинова // Наука и спорт: современные тенденции. - 2020. - Т. 8, № 2. - С. 93-100. 001: 10.36028/2308-8826-2020-8-293-100

FOR CITATION

Pokrovskaia T.Yu., lusupov R.A., Titova E.B., Sarvardino-vas R.G. Psychological and pedagogical aspects of the physical education teaching quality at the university. Science and sport: current trends, 2020, vol. 8, no. 2, pp. 93-100 (in Russ.) DOI: 10.36028/2308-8826-2020-8-293-100

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.