Научная статья на тему 'Особенности организационно-педагогических условий физкультурно-оздоровительной деятельности студентов'

Особенности организационно-педагогических условий физкультурно-оздоровительной деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СТУДЕНТ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ / PHYSICAL CULTURE AND HEALTH ACTIVITIES / HEALTH / PHYSICAL FITNESS / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / STUDENT / PHYSICAL CULTURE AND HEALTH CLASSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Илькевич Константин Борисович, Болдов Александр Сергеевич, Иванов Дмитрий Анатольевич

Введение: в статье рассматривается организация физкультурно-оздоровительной деятельности (ФОД) студентов Московского государственного психолого-педагогического университета. В ходе анализа было выявлено, что организации ФОД студентов не уделяется достаточного внимания, что приводит к снижению числа студентов, включенных в физкультурную деятельность, ухудшению состояния здоровья, снижению уровня физической подготовленности и работоспособности, по причине отсутствия обоснованных организационно-педагогических условий, организации ФОД студентов. Цель исследования заключается в определении и теоретическом обосновании организационно-педагогических условий ФОД студентов, выявлении их особенностей и экспериментальном подтверждении целесообразности использования данных условий при организации ФОД студентов. Методика и организация исследования: организация ФОД студентов, с учетом организационно-педагогические условий, учитывающих особенности их учебной и внеучебной деятельности студентов и их влияние на отношение к здоровому образу жизни (ЗОЖ) и социальной адаптации. Выводы: на основании изменений показателей ЗОЖ и социальной адаптации был сделан вывод о целесообразности использования организационно-педагогических условий при организации ФОД студентов Московского государственного психолого-педагогического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Илькевич Константин Борисович, Болдов Александр Сергеевич, Иванов Дмитрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of organizational and pedagogical conditions at student’s physical and health activity

Introduction: the article deals with the organization of physical culture and health activities of students of the Moscow state psychological and pedagogical University. The analysis revealed that the organization of the physical culture and health activities for the students in education is not given enough attention, which leads to decrease in the number of students involved in physical activities, with poor health, lower levels of physical fitness and health due to the lack of reasonable organizational-pedagogical conditions for organization the physical culture and health activities among the students. The purpose of the study is to determine and theoretically justify the organizational and pedagogical conditions of students’ physical culture and health activities, identify their features and experimentally confirm the feasibility of using these conditions in the organization of students' physical culture and health activities. Methodology and organization of the study: organization of the physical culture and health activities of students, taking into account organizational and pedagogical conditions that considering the features of their educational and extracurricular activities and their impact on the attitude to a healthy lifestyle and social adaptation. Conclusions: based on the changes in the indicators of healthy lifestyle and social adaptation, it was concluded that it is appropriate to use the organizational and pedagogical conditions in the organization of physical culture and health activities among the students.

Текст научной работы на тему «Особенности организационно-педагогических условий физкультурно-оздоровительной деятельности студентов»

2. Иваненко, О.А. Применение фитнес-технологий в спортивной подготовке, как одна из тенденций развития фитнеса / О.А. Иваненко // Олимпийский спорт и спорт для всех : материалы XX международного научного конгресса. - Санкт-Петербург, 2016. - Ч. 1. - С. 463-465.

3. Ивлев, М.П. Миофасциальный релиз: актуальность, исторический аспект, теоретические основы / М.П. Ивлев, В.В. Козлов // Юбилейный сборник научно-методических трудов сотрудников кафедры теории и методики гимнастики, посвященный 85-летию со дня её основания / Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма. - Москва, 2017. - С. 102-105.

REFERENCES

1. Grigorieva, E.V. and Gorelik, V.V. (2017), "Feature of the myofascial release methodology in modern fitness technologies", Science and Education: new time, No. 3, pp. 1-5.

2. Ivanenko, O.A. (2016), "The use of fitness technologies in sports training, as one of the trends in the development of fitness", Olympic Sports and Sports for All, proceedings of the XX International Scientific Congress, St. Petersburg. Part 1, pp. 463-465.

3. Ivlev, M.P. and Kozlov, V.V. (2017), "Myofascial release: relevance, historical aspect, theoretical foundations", Anniversary collection of scientific and methodological works of the staff of the Department of Theory and Methods of Gymnastics, dedicated to the 85th anniversary of its founding, Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism, Moscow, pp. 102-105.

Контактная информация: oksanaivanenko@bk.ru

Статья поступила в редакцию 26.02.2020

УДК 796.011.3

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Константин Борисович Илькевич, кандидат педагогических наук, профессор, Александр Сергеевич Болдов, кандидат педагогических наук, доцент, Дмитрий Анатольевич Иванов, преподаватель, Московский государственный психолого-

педагогический университет

Аннотация

Введение: в статье рассматривается организация физкультурно-оздоровительной деятельности (ФОД) студентов Московского государственного психолого-педагогического университета. В ходе анализа было выявлено, что организации ФОД студентов не уделяется достаточного внимания, что приводит к снижению числа студентов, включенных в физкультурную деятельность, ухудшению состояния здоровья, снижению уровня физической подготовленности и работоспособности, по причине отсутствия обоснованных организационно-педагогических условий, организации ФОД студентов. Цель исследования заключается в определении и теоретическом обосновании организационно-педагогических условий ФОД студентов, выявлении их особенностей и экспериментальном подтверждении целесообразности использования данных условий при организации ФОД студентов. Методика и организация исследования: организация ФОД студентов, с учетом организационно-педагогические условий, учитывающих особенности их учебной и внеучебной деятельности студентов и их влияние на отношение к здоровому образу жизни (ЗОЖ) и социальной адаптации.

Выводы: на основании изменений показателей ЗОЖ и социальной адаптации был сделан вывод о целесообразности использования организационно-педагогических условий при организации ФОД студентов Московского государственного психолого-педагогического университета.

Ключевые слова: физкультурно-оздоровительная деятельность, здоровье, физическая подготовленность, организационно-педагогические условия, студент, физкультурно-оздоровительные занятия.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p128-132

FEATURES OF ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS AT STUDENT'S PHYSICAL AND HEALTH ACTIVITY

Konstantin Borisovich Ilkevich, the candidate of pedagogical sciences, professor, Alexander Sergeevich Boldov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Dmitry Anatol-

yevich Ivanov, the teacher, Moscow State University of Psychology and Education

Abstract

Introduction: the article deals with the organization of physical culture and health activities of students of the Moscow state psychological and pedagogical University. The analysis revealed that the organization of the physical culture and health activities for the students in education is not given enough attention, which leads to decrease in the number of students involved in physical activities, with poor health, lower levels of physical fitness and health due to the lack of reasonable organizational-pedagogical conditions for organization the physical culture and health activities among the students. The purpose of the study is to determine and theoretically justify the organizational and pedagogical conditions of students' physical culture and health activities, identify their features and experimentally confirm the feasibility of using these conditions in the organization of students' physical culture and health activities. Methodology and organization of the study: organization of the physical culture and health activities of students, taking into account organizational and pedagogical conditions that considering the features of their educational and extracurricular activities and their impact on the attitude to a healthy lifestyle and social adaptation.

Conclusions: based on the changes in the indicators of healthy lifestyle and social adaptation, it was concluded that it is appropriate to use the organizational and pedagogical conditions in the organization of physical culture and health activities among the students.

Keywords: physical culture and health activities, health, physical fitness, organizational and pedagogical conditions, student, physical culture and health classes.

В современных реалиях высшего образования физкультурно-оздоровительная деятельность (ФОД) в вузе должна строиться таким образом, чтобы был максимальный прикладной эффект: оздоровительный и первично-профилактический. При организации ФОД в вузе необходимо учитывать условия учебной и внеучебной деятельности студентов, а также особенности их будущей профессиональной деятельности, что требует определения и описания организационно-педагогических условий (ОПУ), которые будут обеспечивать ее реализацию и способствовать повышению эффективности ФОД.

На данный момент осуществлен целый ряд экспериментальных исследований, которые объединяет задача формирования ЗОЖ студентов средствами физической культуры [1, 2]. По мнению многих авторов, Х.А. Асьянова, Т.В. Ахлебиной, В.И. Андреева, В.А. Беликова, А.А. Володина, Л.Д. Кулик, Л.Б. Лаптева, С.Н. Павлова, О.Ю. Тимофеева, Е.Е. Чепурных и других организационно-педагогические условия являются:

- фактором эффективности внутренней среды образовательной системы, играют роль активного начала социального бытия организации;

- совокупностью взаимосвязанных условий, обеспечивающих управление образовательным процессом (материально-техническое, кадровое, информационное и финансовое обеспечение);

- организационными ресурсами и мероприятиями (режим работы образовательного учреждения, расписание, продолжительность занятий и учебной недели и т. д.);

- обстоятельствами процесса воспитания и обучения, которые определяют достижение заблаговременно поставленных целей и т. д.

Анализируя полученные результаты, нами был определены организационно-педагогические условия, организации ФОД студентов МГППУ, которые учитывали особенности их учебной и внеучебной деятельности.

Организационные условия учитывают: аудиторную нагрузку, особенности расписания учебных занятий, структуру проведения учебных занятий по специальным предметам,

особенности внеаудиторной самостоятельной работы. К организационным условиям можно отнести:

- разработку плана реализации ФОД в вузе;

- разработку индивидуальных программ ФОД студентов, индивидуализацию как видов и форм физкультурой деятельности (в том числе физических нагрузок), так и средств ФОД (составление целевых индивидуальных программ);

- организацию конструктивного взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса вуза (преподавателей физической культуры, инструкторов спортивного клуба, психологов, медицинских работников);

- увеличение количества оздоровительных и первично-профилактических занятий за счет внеаудиторных форм организации учебного процесса;

- создание здоровьеформирующей среды вуза;

- формирование физкультурно-оздоровительной информационно- образовательной среды вуза;

- снижение доли «нагруженности» и повышение доли «рекреативности» (например, за счет увеличения использования игрового метода) занятий;

- делегирование ответственности за осуществление физкультурно-оздоровительной деятельности студентам;

- осуществление мониторинга различных аспектов осуществления ФОД у студентов;

- учет наличия и степени сформированности различных компонентов ФОД студентов при разработке программ их совершенствования;

- применение различных видов и форм, подходящих как для самостоятельной, так и для групповой ФОД студентов;

- активизацию самостоятельной активности студентов в отношении ФОД.

Педагогические условия определяют закономерности подготовки людей к жизни в

обществе, к профессиональному выполнению тех или иных функций. Педагогические условия основаны на необходимости формирования ценностного отношения к здоровью, потребности в его сохранении, мотивации студентов по отношению к здоровому образу жизни, формировании стереотипа здоровьесохранительного поведения, развития необходимых качеств личности, ценностных ориентаций в отношении индивидуального здоровья, ответственной позиции по отношению к своему здоровью и валеологического образа жизни в целом. Среди педагогических условий необходимо отметить следующие:

- привитие студентам ответственного отношения к своему здоровью, стимулирование их собственной активности в этой сфере;

- соответствие объема и содержания ФОД возрастным и психическим особенностям студентов, а также условиям их жизнедеятельности;

- дифференциацию содержания занятий в рамках ФОД с учетом интересов и способностей студентов;

- разработку программного и методического обеспечения физкультурно-оздоровительной деятельности (рабочих программ, методических руководств, практических рекомендаций и контрольно-оценочных средств) учитывающих особенности учебной и внеучебной деятельности;

- разработку методов педагогического контроля за ФОД студентов, оценку результатов ФОД, корректировку содержания, форм и видов ФОД студентов;

- вариативность видов учебной и внеучебной ФОД (возможность ее выбора); применение разнообразных видов, форм и средств физической культуры в организации ФОД; использование как теоретических, так и практических форм ФОД;

- использование методов рефлексии ФОД, способствующих обращению студентов к самоанализу своего образа жизни и своих достижений;

- повышение компетентности преподавательского состава их готовности к оказанию помощи студентам; подготовку, переподготовку и перепрофилирование специалистов физической культуры в области физической культуры и спорта;

- активное использование инновационных технологий и методов работы, постоянное совершенствование и введение новых видов, форм способов и приемов ФОД; ознакомление (как информационное, так и практическое) студентов с современными видами физической культуры (например, различные виды йоги, единоборств, воркаут, скалолазание и т. п.);

- создание психологической комфортности при проведении занятий ФОД;

- учет творческого характера учебной деятельности студентов;

- отсутствие оценочного отношения при реализации различных видов ФОД.

В качестве оценки эффективности предложенных организационно-педагогических условий был выбран анализ изменения отношения к здоровому образу жизни (ЗОЖ) и социальной адаптации студентов, который проводился в виде анкетирования, а так же анализа посещаемости и успеваемости по дисциплине «Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту» [3].

За время проведения эксперимента произошло повышение значимости ЗОЖ у студентов экспериментальной группы: рациональное питания увеличилось на 32,1%, двигательная активность на 30,5%, соблюдение режима дня на 24,4%, что способствовало уменьшению пропусков по дисциплине «Физическая культура» на 18,9% и «Элективные курсы по физической культуре и спорту» на 20,3%. Так же в экспериментальной группе произошли изменения социальной адаптации, так за время проведения эксперимента произошло увеличение удовлетворенности всеми аспектами своей жизни, но в большей степени увеличилась удовлетворенность от состояния своего здоровья на 23,1%, проведения досуга на 12,7%, своим образом жизни в целом на 10,3%, больше всего увеличился показатель удовлетворенность самореализации в учебной деятельности на 26,1%, что подтверждается увеличением общей успеваемости на 11,39%, а качества знаний по предмету «Физическая культура» на 25,68%.

ВЫВОДЫ

В заключении необходимо отметить, что предложенные организационно-педагогические условия организации ФОД студентов МГППУ доказали эффективность в решении оздоровительных и первично-профилактических задач. Внедрение организационно-педагогических условий, учитывающих особенности учебной и внеучебной деятельности при организации ФОД у студентов, способствует формированию ценностного отношения к своему здоровью, повышению социальной адаптации и как следствие сохранению здоровья и профилактике заболеваний во время учебы в вузе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Илькевич, К.Б. Физкультурно-оздоровительная деятельность студентов, обучающихся прикладной информатике / К.Б. Илькевич, Т.Г. Илькевич // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 10 (176). - С. 155-159.

2. Особенности образа жизни и параметров здоровья студенток-художниц / К.Б. Илькевич, Т.Г. Илькевич, Н.И. Медведкова, В.Д. Медведков // Казанский педагогический журнал. - 2019. - № 2-2 (115). - С. 284-291.

3. Илькевич, Т.Г. Модель физкультурно-оздоровительной деятельности студенток-художниц в условиях кампуса / Т.Г. Илькевич // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 11 (165). - С. 121-166.

REFERENCES

1. Ilkevich, K.B. and Ilkevich, T.G. (2019), "Physical culture and health-improving activities of students studying applied computer science", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 10 (176),

pp. 155-159.

2. Ilkevich, K.B., Ilkevich, T.G., Medvedkova, N.I. and Medvedkov, V.D. (2016), "Features of lifestyle and health parameters of female students-artists", Kazan Pedagogical Journal, No. 2-2(115), pp. 284-291.

3. Ilkevich, T.G. (2018), "A model of sports and health-improving activities of female students and artists on campus", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 11 (165), pp. 121-166.

Контактная информация: ilk_kb@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.02.2020

УДК 796.011.3

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИИ

Ризван Абдуллаевич Исаев, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Волгоградская академия Министерства внутренних дел России

Аннотация

В настоящей статье раскрывается значение материально-технической базы образовательных организаций системы МВД РФ в совершенствовании процесса обучения курсантов и слушателей по дисциплине «Профессионально-прикладная физическая подготовка». Автором выявлены основные технические средства обучения, а также вспомогательные, которые позволят интенсифицировать процесс обучения, а также сократить время на обучение основным двигательным действиям, в том числе навыкам боевых приемов борьбы курсантов слушателей образовательных организаций МВД России. Охарактеризованные в работе подходы организации процесса обучения с использованием технических средств обучения позволят более эффективно осуществлять подготовку обучающихся, что в дальнейшем будет способствовать наиболее эффективно осуществлять оперативно-служебные задачи, связанные с применением физической силы и специальных средств.

Ключевые слова: обучение курсантов и слушателей, профессионально-прикладная физическая подготовка, технические средства обучения.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p132-136

TECHNICAL TRAINING TOOLS FOR PROFESSIONAL-APPLIED PHYSICAL TRAINING OF CADETS AND LISTENERS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Rizvan Abdullaevich Isaev, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

Abstract

This article reveals the importance of the material and technical base of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation in improving the process of training cadets and students in the discipline "Professional and applied physical training". The author identifies the main technical means of training, as well as auxiliary ones that will intensify the learning process, as well as reduce the time for training the basic motor actions, including the skills of fighting techniques for the cadets of the educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia. Characterized approaches for the organization of the learning process with the use of technical learning tools will better prepare the students and it contributes most effectively to carrying out the operational tasks associated with the use of physical force and special means.

Keywords: training of cadets and students, professional and applied physical training, technical means of training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.