DOI: 10.24143/2073-5537-2018-3-48-56 УДК 331.44
Р. А. Набиев, В. В. Зверев
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
В настоящее время возросла потребность населения в систематических физкультурно-оздоровительных услугах, поскольку они способствуют поддержанию и восстановлению здоровья индивида, повышают его работоспособность, продлевают активный жизненный период. Рост заинтересованности граждан в физкультурно-оздоровительных услугах, количества предоставляющих их бизнес-структур (фитнес-центров, спортивных клубов, аквапар-ков) предопределяет необходимость рассмотрения с позиций системного подхода процессов научно обоснованного формирования организационно-управленческих механизмов, способствующих реализации данных услуг. Обозначены роль физкультурно-оздоровительного цикла в управлении организацией сегмента физкультурно-оздоровительной деятельности и сущность физкультурно-оздоровительной услуги как комплекса характеристик, учитывающих предпочтения потребителей с учётом ранжирования их значимости для определённой целевой аудитории. Это позволяет акцентировать внимание на ключевых аспектах, способствующих продвижению конкретной услуги, с выявлением факторов и условий негативного воздействия на этот процесс. Разработаны научно обоснованные рекомендации по развитию физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях экономической нестабильности. Практическая значимость заключается в разработке методических рекомендаций по управлению формированием и реализацией физкультурно-оздоровительных услуг, которые могут быть использованы в практической деятельности организаций сферы услуг. Проведены исследования, в результате которых представлена адаптация существующих методик к оценке качества организаций физкультурно-оздоровительной деятельности в Астраханской области. Объектом исследования были выбраны физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги, предлагаемые спортивно-зрелищным комплексом «Звёздный». Определён перечень показателей, необходимых для оценки качества услуг, путём опроса потребителей, оценена значимость основных характеристик конкретных физкультурно-оздоровительных услуг. Установлено, что максимальной важностью обладают следующие характеристики: высокая квалификация тренера, индивидуальный подход к потребителю, доступность цен, сбалансированность комплекса упражнений и занятий.
Ключевые слова: физкультурно-оздоровительная деятельность, здоровый образ жизни, бизнес-структуры, физкультурно-оздоровительный цикл, жизненный цикл организации, жизненный цикл услуги, конкурентоспособность физкультурно-оздоровительных услуг.
Введение
Физкультурно-оздоровительная деятельность (ФОД) призвана создавать благоприятную среду для занятий физической культурой, привлечения к ним максимально возможного количества населения путём формирования соответствующей современной инфраструктуры и обеспечения комфортных условий получения физкультурно-оздоровительных услуг. Она призвана решить задачу физического совершенствования и поддержания надлежащей физической формы граждан через здоровый образ жизни (ЗОЖ). Проблема сохранения ЗОЖ в России достаточно актуальна, поскольку в стране довольно высокий уровень курящего, злоупотребляющего алкоголем, страдающего ожирением и ведущего малоподвижный образ жизни населения. Физкультурно-оздоровительная деятельность призвана снизить деструктивный уровень указанных факторов.
Согласно ГОСТ Р 52024-2003 «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные» физкультурно-оздоровительной услугой (ФОУ) выступает деятельность исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя в поддержании и укреплении здоровья, физической реабилитации, а также проведении физкультурно-оздоровительного и спортивного досуга. Потребителями ФОУ могут являться гражданин или организация, имеющие намерение заняться (или занимающиеся) физическими упражнениями для поддержания и укрепления здоровья, профилактики заболеваний, поддержания высокой работоспособности.
В качестве исполнителя ФОУ может выступить организация, независимо от её организационно-правовой формы, или индивидуальный предприниматель, оказывающие ФОУ.
Оказание ФОУ предусматривает:
- обучение потребителей рациональной технике двигательных действий, формирование умений, навыков и связанных с этим знаний в избранной спортивной дисциплине;
- педагогическое воздействие, направленное на развитие и совершенствование двигательных способностей, соответствующих требованиям области ФОД;
- организацию консультативной помощи (информирование о структуре и содержании ФОУ, по вопросам рационального режима питания и приёма пищевых добавок, витаминов; по проведению медико-оздоровительных процедур) и комплексного контроля за уровнем разносторонней подготовленности и состоянием здоровья потребителя ФОУ.
Требования к ФОУ должны учитывать интересы потребителей и обеспечивать:
- формирование ЗОЖ (использование индивидуальных методик занятий и систем тренировок; применение разнообразных видов общеукрепляющих и оздоровительных процедур, включая закаливание, массаж, правильное питание и пр.; распространение знаний о ФОУ как средстве формирования ЗОЖ);
- точность и своевременность исполнения (соответствие требованиям нормативной и технической документации на конкретные виды ФОУ, а также правилам и договорам их оказания);
- эргономичность (соответствие условий обслуживания и применяемого оборудования, снаряжения и инвентаря гигиеническим, антропометрическим, физиологическим возможностям потребления);
- эстетичность (соответствие оформления инфраструктуры организаций ФОД информационно-композиционной целостности и гармоничности);
- этичность обслуживающего персонала (приветливость, доброжелательность, коммуникабельность и умение создавать для потребителей комфортные условия);
- адресность (доступность и обеспеченность населения ФОУ; соответствие ФОУ ожиданиям и физическим возможностям различных, в том числе маломобильных, групп потребителей; установление режима и методов оказания ФОУ) [1].
Безусловная важность физкультурно-оздоровительной деятельности предопределяет уточнение особенностей в управлении её функционированием в контексте темы исследования с целью выявления слабых мест и разработки предложений по их устранению [2].
Процесс формирования физкультурно-оздоровительной услуги
Рассмотрим физкультурно-оздоровительную услугу как комплекс характеристик, учитывающих предпочтения потребителей, с учётом ранжирования их значимости для конкретной целевой аудитории. Это позволит сопоставить реальное состояние деятельности бизнес-структуры с проектным на основе количественных и качественных критериев учёта уровня потребительского спроса. Проектирование физкультурно-оздоровительной услуги по блокам позволяет расставить акценты на ключевых аспектах, способствующих продвижению услуги, выявить факторы и условия негативного воздействия на процессы её оказания (табл. 1).
Таблица 1
Блоки и характеристика процессов физкультурно-оздоровительных услуг
Блок Характеристика процессов
Степень доступности услуги Доступность цен, режим работы организации ФОД, наличие скидок, свободный доступ к информации о физкультурно-оздоровительной организации, близость расположения базы организации от места жительства и/или удобный подъезд к ней, наличие парковки и пр.
Уровень безопасности потребления услуги Степень травматичности конкретного вида услуги, наличие службы по оказанию медпомощи, безопасность оборудования и предметов окружающей обстановки и т. п.
Материально-техническое обеспечение организации ФОД и наличие сопутствующих услуг Внешний вид сооружения, качество оборудования, комплексность набора спортивных тренажёров, оздоровительных процедур, а также торговля спортивным инвентарём, питанием, экипировкой, услуги солярия, сауны. Консультации специалистов по питанию, режиму двигательной активности, анамнез, различные виды тестирования и т. д.
Имидж физкультурно-оздоровительной организации Сформировавшийся образ организации или отдельных её составляющих, наделённых определёнными характеристиками, которые обладают социальной значимостью для потребителя: популярность и престижность организации, её финансовое положение, история деятельности, деловая репутация, личность топ-менеджера, рекламная известность, фирменный стиль, этичность деятельности.
Окончание табл. 1
Блок Характеристика процессов
Характеристика качества предоставления ФОУ Спортивный аспект (степень использования спортивного оборудования, сбалансированность и разнообразие комплекса упражнений); Оздоровительный аспект (эффективность применяемых методик, соблюдение качества ФОУ, соответствие оздоровительных процедур современным медицинским методам профилактики и лечения болезней).
Характеристика тренерского персонала Обязательное профильное образование, опыт работы, индивидуальный подход к потребителю, уважение, коммуникабельность, доброжелательность.
В условиях повышения конкуренции приоритетным для успешности проектирования и реализации ФОУ стал фактор рекламы как инструмент внедрения в сознание потребителей уникальных преимуществ конкретного субъекта хозяйствования. Следует при этом уделять особое внимание как характерным особенностям и преимуществам ФОУ, так и репутации бизнес-структуры ФОД, которая влияет на привлечение новых клиентов в силу высокого уровня субъективизма при восприятии услуги. Направления проектирования ФОУ представлены на рис. 1.
Создание замысла услуги
Определение перечня потребностей клиентов, удовлетворяемых в ходе потребления
Определение рыночной ниши - выявление целевой ориентации физкультурных и оздоровительных услуг, соответствующей потребностям населения_
_ Анализ и классификация выявленных требований, осуществляемые путём качественно-количественного контент-анализа
. Формирование моделируемых характеристик услуги с учётом ориентирования ФОУ на удовлетворение спроса целевой аудитории, что осуществляется путём использования методов статистического моделирования
Детализированная характеристика услуги й формирование практических рекомендаций по её развитию
Осуществление непосредственного контакта с потребителями для документирования их требований, а также для согласования критериев, позволяющих оценить удовлетворение требований клиента
Оценка качества физкультурно-оздоровительной услуги с помощью критериев, выработанных совместно с клиентами (выявление набора критериев, которые в наибольшей степени отражают качество конкретной услуги; организация встреч с клиентами, где потребители производят оценку значимости каждого из критериев, а также оценивают результаты деятельности организации с позиции собственной удовлетворённости; отбор весовых коэффициентов для выбранных критериев качества; последовательное сопоставление показателей качества оцениваемых характеристик физкультурно-оздоровительной услуги, исходя из эталонных значений)
Обнаружение ошибок, связанных с деятельностью предприятия, формирование итогового отчёта и разработка руководящих указаний по устранению причины дисбаланса
Внесение корректировок в качественные характеристики ФОУ, а также в систему выявления ошибок и оценки качества предоставляемых услуг
Анализ конкурентной среды с целью выявления реальных и потенциальных конкурентов, анализ их рыночного положения, перспектив выживания и роста
Рис. 1. Направления проектирования ФОУ
Инвестирование в ФОД позволяет повысить удельный вес экономически активного населения, что приводит в конечном счёте к росту ВВП, стимулирует деловую активность и создаёт основу для масштабных инвестиций в развитие человеческого потенциала. Характеристики эффективности развития человеческого капитала здоровья подразделяются:
- на уровне личности (наследственность, образ жизни, экологические условия, степень развития здравоохранения);
- уровне организаций (количество физкультурно-оздоровительных мероприятий, соблюдение требований охраны труда);
- уровне государства (экологическое состояние, продолжительность и качество жизни граждан, масштабы и качество профилактических мероприятий, степень охвата массовой физической культурой населения) [3].
Физкультурно-оздоровительный цикл
С позиции предмета настоящего исследования представляет интерес рассмотрение физкультурно-оздоровительного цикла (ФОЦ), обладающего чёткой фиксацией периода его длительности. Физкультурно-оздоровительный цикл может быть изучен как в контексте отдельной услуги, так и организации, оказывающей комплекс услуг, в целом. Априори физкультурно-оздоровительный цикл организации превышает длительность цикла отдельной услуги.
Таким образом, возникает потребность в выделении таких понятий, как жизненный цикл организации ФОД (далее ЖЦО) (период, в течении которого организация, предоставляющая физкультурно-оздоровительные услуги, функционирует на рынке до её ликвидации или кардинально меняет сферу деятельности) и жизненный цикл услуги ФОД (далее ЖЦУ) (жизненный цикл физкультурно-оздоровительной услуги, предоставляемой конкретной организацией).
Эффективную деятельность организации в рамках любой стадии ЖЦО можно достичь с использованием организационного обеспечения, в соответствии со спецификой каждой из услуг, учитывая фазы ЖЦУ. При этом любое организационное изменение должно конкретно соотноситься с внешним окружением организации (клиенты, конкуренты, поставщики и т. д.). Одновременно организационные изменения определяются приспосабливаемостью к внутренним условиям функционирования путём установления степени централизации и децентрализации организации, осуществляющей ФОД.
Эффективными инструментами ценовой политики и рыночного продвижения организаций ФОД являются:
- дифференцирование цен на услуги, позволяющее обеспечивать гармонизацию взаимодействия в системе «клиент-организация» на основе степени удовлетворённости потребителей услуг, систем скидок и бонусов постоянным клиентам и пр.;
- удержание и расширение целевой аудитории - адресная реклама на предприятиях, в организациях и учреждениях, продажи через Интернет, каталоги, обслуживание по абонементам, специальные акции, маркетинг мероприятий, клубы клиентов и т. д.
Рыночная концепция деятельности физкультурно-оздоровительной организации
Качество оказываемых услуг помогает организации удержать и увеличить поток клиентов. На наш взгляд, для обеспечения общественного контроля за качеством следует разработать стандарты качества физкультурно-оздоровительных услуг. Процесс совершенствования организационно-экономического механизма ФОД может осуществляться в направлениях развития среды: внешней (установление целей государственной политики и приоритетных векторов развития ФОД; актуализация нормативной и правовой базы; оптимизация структуры управления и механизма финансирования; развитие и модернизация инфраструктуры ФОД и др.) и внутренней (применение прогрессивных методов управления организацией; повышение качества услуг и др.).
С позиций рыночного взаимодействия для физкультурно-оздоровительных организаций, необходим акцент на формировании и контроле качества предлагаемой услуги. Это предполагает разработку и реализацию комплекса мероприятий, проведение которых формирует соответствующую политику организации, направленную на определённый сегмент потребителей (рис. 2).
Рис. 2. Рыночная концепция деятельности физкультурно-оздоровительной организации
В целом управление развитием ФОД субъекта РФ, на наш взгляд, должно учитывать постоянную адаптацию к изменениям потребностей в услугах. С учётом возрастающих потребностей и требований потребителей в числе рыночных инструментов управления на первое место выходят качество и конкурентоспособность услуг ФОД. Для оценки качества услуги необходимо определиться с характеристиками или свойствами, представляющими существенный интерес для потребителя.
Оценка качества услуг ФОД производится поэтапно (рис. 3).
Рис. 3. Этапы оценки качества услуг ФОД
Оценка качества физкультурно-оздоровительных услуг, предлагаемых спортивно-зрелищным комплексом «Звёздный» г. Астрахани (СЗК «Звёздный»)
Нами были проведены исследования, результатом которых явилась адаптация существующих методик к оценке качества организаций ФОД Астраханской области. Объектом исследования были выбраны физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги ФОД, предлагаемые СЗК «Звёздный» г. Астрахани.
Спортивно-зрелищный комплекс «Звёздный» является современной организацией ФОД, предоставляющей физкультурно-оздоровительные услуги высокого качества. Комплекс оснащён спортивным инвентарём от ведущих производителей: Precor, Matrix, Bremshi, Kettler, Tunturi, Larsen, Body-Solid, Panatta. Он располагает бассейном глубиной 3 м, объёмом 3 300 м3, площадью зеркала воды - 1 250 м2; оснащён теннисными кортами, фитнес-залом, залами для занятия кикбоксингом и настольным теннисом, прыжковым бассейном. Комплекс пользуется успехом не только у жителей г. Астрахани и Астраханской области, но и у гостей города и туристов.
Мы определили перечень показателей, необходимых для оценки качества конкретной услуги, исходя из её характеристик, с помощью опроса потребителей. При этом были выбраны десять её основных характеристик и оценена их значимость с точки зрения потребителей путём выставления баллов по 5-балльной шкале (5 баллов - наиболее важно, 1 балл - наименее важно). Перевод баллов в соответствующие индикаторам коэффициенты весомости производится в соответствии с формулой
7 п '
I ^^
7=1
где К7 - коэффициент весомости 7-го индикатора; X7 - балл 7-го индикатора; п - количество оцениваемых индикаторов качества ФОУ.
В соответствии с данными, приведёнными в табл. 2, следует, что максимальной важностью обладают следующие характеристики: высокая квалификация тренера, индивидуальный подход к потребителям, доступность цен, сбалансированность комплекса упражнений и занятий.
Таблица 2
Показатели качества физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг спортивно-зрелищного комплекса «Звёздный»
Индикатор свойств ФОУ Сумма баллов, Xt Коэффициент весомости, K Сумма баллов, Yt Индекс качества, Rt K • Ri
Близость расположения от места жительства 142 0,122 0 119 0,680 0 0,083 0
Доступность цен 159 0,136 7 133 0,760 0 0,103 9
Соответствие СЗК международным стандартам 130 0,111 8 120 0,685 7 0,076 6
Охват рекламой целевой аудитории 120 0,103 2 110 0,628 6 0,064 9
Сбалансированность комплекса упражнений и занятий 154 0,132 4 154 0,880 0 0,116 5
Квалификация тренерского состава 165 0,141 9 135 0,771 4 0,109 4
Индивидуальный подход к потребителям 165 0,141 9 126 0,720 0 0,102 1
Наличие и качество сопутствующих услуг 128 0,110 1 131 0,748 6 0,082 4
Итого 1 163 1,000 0 1 028 - 0,073 9
Нами была осуществлена балльная оценка выбранных характеристик по шкале удовлетворённости, также 5-балльной (от «отличного качества» до «очень плохого качества»).
В качестве «эталона» для сравнения принимается образец услуги с наибольшим баллом удовлетворённости. Поскольку все характеристики «эталона» обладают высшими баллами, значение каждого индикатора «эталона» составит: 35 респондентов • 5 баллов = 175 баллов.
Последовательное сопоставление каждой характеристики оцениваемой организации с эталонным индикатором было произведено в соответствии с формулой
К, = ^, ' Уэ,
где Я, - индекс качества '-го индикатора оцениваемой ФОУ; У, - величина '-го индикатора оцениваемой ФОУ; Уэ, - величина '-го индикатора «эталона».
По результатам сопоставления значений совокупности характеристик оцениваемой организации с соответствующими эталонными значениями рассчитывается комплексный показатель её качества в соответствии с формулой
Я = £ к, • Я,.
'=1
Качественная оценка изучаемой услуги проводится по шкале приемлемости в интервале от 0 до 1 (Я > 0,1 - высокое качество ФОУ; Я = 0,1^0,08 - хорошее качество ФОУ; Я = 0,079^0,06 - среднее качество ФОУ; Я = 0,04^0,059 - низкое качество ФОУ; Я < 0,04 - очень низкое качество ФОУ. При Я < 0,4 качество услуги/комплекса услуг неприемлемое).
В соответствии с табл. 2 следует:
а) ни одна услуга СЗК «Звёздный», по мнению потребителей, не отличается наивысшим уровнем качества;
б) индикаторы «Доступность цен» и «Сбалансированность комплекса упражнений и занятий» оценены на «хорошо»;
в) все остальные индикаторы свойств ФОУ оценены на «удовлетворительно».
Согласно приведённым данным физкультурно-оздоровительные услуги комплекса
«Звёздный» удовлетворяют требованиям потребителей на 73,9 %. Возможными направлениями повышения качества его физкультурно-оздоровительных услуг являются реклама самого комплекса, возможность получения сопутствующих дополнительных услуг, постоянное улучшение материально-технической базы и приближение его к международным стандартам за счёт проведения сертификации услуг.
Заключение
Обобщая изложенное, проектированию конкретной физкультурно-оздоровительной услуги предшествует её моделирование как комплекса характеристик, учитывающих предпочтения потребителей с учётом ранжирования их значимости для определённой целевой аудитории, позволяющее расставить акценты на ключевых аспектах, способствующих продвижению услуги, и выявить факторы и условия негативного воздействия на процессы её оказания. В условиях повышения конкуренции приоритетным для успешности проектирования и реализации ФОУ стали такие инструменты рыночного продвижения, как: дифференцирование цен на услуги, позволяющее обеспечивать гармонизацию взаимодействия в системе «клиент - организация» на основе степени удовлетворённости потребителей услуг, систем скидок и бонусов постоянным клиентам и пр.; удержание и расширение целевой аудитории - адресная реклама на предприятиях, в организациях и учреждениях, продажи через Интернет, каталоги, обслуживание по абонементам, специальные акции, маркетинг мероприятий, клубы клиентов и т. д.
Процесс совершенствования организационно-экономического механизма ФОД может осуществляться в направлениях сбалансированного развития внешней и внутренней среды. Постоянная адаптация к изменениям потребностей в услугах ФОД требует перманентного повышения их качества и конкурентоспособности; возможными направлениями обеспечения указанных требований могут выступать реклама организации ФОД, предоставление сопутствующих дополнительных услуг, постоянное улучшение материально-технической базы и приближение её к международным стандартам за счёт проведения сертификации услуг.
В итоге отметим, что разработанные мероприятия могут внести значительный вклад в развитие физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях экономической нестабильности, способствуя повышению мотивации граждан к ЗОЖ и, в конечном результате, обеспечению высокого уровня качества человеческого капитала.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. ГОСТ Р 52024-2003. Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования. М.: Изд-во стандартов, 2003. 11 с.
2. Медик В. А., Юрьев В. К. Общественное здоровье и здравоохранение. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. 608 с.
3. Стародубов В. И., Щепин О. П. и др. Общественное здоровье и здравоохранение. Национальное руководство. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. 624 с.
Статья поступила в редакцию 07.08.2018
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Набиев Рамазан Абдулмуминович — Россия, 414056, Астрахань; Астраханский государственный технический университет; д-р экон. наук, профессор; зав. кафедрой экономики и управления предприятием; nabiev56@list.ru.
Зверев Владимир Владимирович — Россия, 414056, Астрахань; Астраханский государственный технический университет; канд. экон. наук; доцент кафедры экономики и управления предприятием; jmr@mail.ru.
R. A. Nabiev, V. V. Zverev
MANAGING THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL ACTIVITY IN MODERN ECONOMIC CONDITIONS
Abstract. Today, the need of the population for systematic physical health services has increased, as they contribute to the maintenance and restoration of health of the individuals, increase their capacity for work, prolong the active life period. Growing interest of the citizens in physical education and health services, the number of business structures providing them (fitness centers, sports clubs, water parks) predetermine the need to consider a systematic approach to the processes of scientifically grounded formation of organizational and management mechanisms that contribute to realization of these services. The article defines the role of the sports and health cycle in the management of the organization of the segment of sports and health activities and the essence of the sports and health services as a set of characteristics that take into account the preferences of consumers, subject to the ranking of their importance for a specific target audience. This allows to focus on key aspects that contribute to the promotion of a particular service, with the identification of factors and conditions of negative impact on this process. There have been worked out the scientific recommendations on the development of physical culture and health activities in the conditions of economic instability. Their practical significance lies in developing guidelines for the management of the formation and implementation of physical education and health services, which can be used in the practice of service organizations. There has been conducted the research which resulted in adaptation of the present techniques to quality assessment of sports and recreation centers in the Astrakhan region. Sport and recreation services provided by the sport and entertaining complex "Zvezdnyi" were taken as object of research. There has been defined the list of parameters necessary to evaluate the service quality; the most important parameters were defined by interviewing the clients. It has been stated that the following parameters are the most essential: qualification of a coach, individual approach to a client, affordable prices, well-balanced complexes of exercises and schedule of sport activities.
Key words: sports and recreation activities, healthy lifestyle, business structures, fitness cycle, life cycle of the organization, life cycle of the service, competitiveness of sports and health services.
REFERENSES
1. GOST R 52024-2003. Uslugi fizkul'turno-ozdorovitel'nye i sportivnye. Obshchie trebovaniia [State Standart R 52024-2003. Physical health and sport services. General requirements]. Moscow, Izd-vo standartov, 2003. 11 p.
2. Medik V. A., Iur'ev V. K. Obshchestvennoe zdorov'e i zdravookhranenie [Public health service and health care]. Moscow, GEOTAR-Media Publ., 2013, 608 p.
3. Starodubov V. I., Shchepin O. P. Obshchestvennoe zdorov'e i zdravookhranenie. Natsional'noe rukovod-stvo [Public health service and health care. National management]. Moscow, GEOTAR-Media Publ., 2013. 624 p.
Nabiev Ramazan Abdulmuminovich — Russia, 414056, Astrakhan; Astrakhan State Technical University, Doctor of Economics, Professor; Head of the Department of Economics and Enterprise Management; nabiev56@list.ru.
Zverev Vladimir Vladimirovich - Russia, 414056, Astrakhan; Astrakhan State Technical University; Candidate of Economics; Assistant Professor of the Department of Economics and Enterprise Management; jmr@mail.ru.
The article submitted to the editors 07.08.2018
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS