Научная статья на тему 'Формирование и реализация модели физкультурно-оздоровительной услуги'

Формирование и реализация модели физкультурно-оздоровительной услуги Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
760
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / ЗДОРОВЬЕ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / РЫНОК УСЛУГ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / SPORTS / HEALTH / FITNESS / HEALTH SERVICES / MARKET SERVICES / HEALTHY LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бородунова Мария Владимировна

В статье рассматриваются структура физкультурно-оздоровительной услуги, выделяются отдельные элементы, составляющие ее модель, такие как степень доступности услуги, уровень безопасности ее потребления, материально-техническое обеспечение базы, репутация физкультурно-оздоровительной организации и другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бородунова Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND IMPLEMENTATION OF THE MODEL OF PHYSICAL AND HEALTH SERVICE

The article discusses the structure of sport and recreation facilities are highlighted in the individual items that comprise the model, such as availability of services, the security level of consumption, the logistics base, reputation, physical health-improving organizations and other.

Текст научной работы на тему «Формирование и реализация модели физкультурно-оздоровительной услуги»

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

БородуноваМ.В.

ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ

Аннотация. В статье рассматриваются структура физкультурно-оздоровительной услуги, выделяются отдельные элементы, составляющие ее модель, такие как степень доступности услуги, уровень безопасности ее потребления, материально-техническое обеспечение базы, репутация физкультурно-оздоровительной организации и другие.

Ключевые слова. Спорт, здоровье, физкультурно-оздоровительные услуги, рынок услуг, здоровый образ жизни.

Borodunova M.V.

FORMATION AND IMPLEMENTATION OF THE MODEL OF PHYSICAL AND HEALTH SERVICE

Abstract The article discusses the structure of sport and recreation facilities are highlighted in the individual items that comprise the model, such as availability of services, the security level of consumption, the logistics base, reputation, physical health-improving organizations and other.

Keywords. Sports, health, fitness, health services, market services, healthy lifestyle.

Социально-экономические преобразования в России направлены на утверждение гуманистических ценностей и идеалов, создание развитой экономики и устойчивой демократической системы. Важное место в этом процессе занимают вопросы, связанные с жизнедеятельностью самого человека, его здоровьем и образом жизни. Из совокупности понятия «здоровый образ жизни», объединяющего все сферы жизнедеятельности личности, коллектива, социальной группы, нации, наиболее актуальной составляющей является физическая культура и спорт. На современном этапе социально-экономического развития возрастают и требования к физической подготовленности граждан, необходимой для успешной их трудовой деятельности.

В учебнике «Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения» под ред. В.К. Кучеренко приводится следующая печальная статистика: «В РФ курят 75% мужчин и 25% женщин. Ежегодно 220000 человек умирает в связи с курением. Алкоголем злоупотребляют 70% мужчин и 47% женщин, а показатель потребления алкоголя в пересчете на чистый спирт (12 л на душу населения в год) в России один из самых высоких в Европе. Повышенную массу тела имеют 20% мужчин и 25% женщин. Спортом не занимаются 38% мальчиков и 59% девочек» [5, с. 526]. При этом от малоподвижного образа жизни ежегодно умирает 1,9 млн человек, а отсутствие физической активности служит четвертым по значимости фактором риска смерти [5, с. 529].

ГРНТИ 06.71.55 О Бородунова М.В., 2017

Мария Владимировна Бородунова - аспирант кафедры экономики и управления в сфере услуг Санкт-Петербург-ского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya Str., 21). Тел.: 8 (812) 310-47-60. E-mail: [email protected].

Физкультурно-спортивная деятельность призвана снизить деструктивный уровень описанных выше показателей, при этом создать условия для распространения идеологии здорового образа жизни в российском обществе. По своей сути сфера физической культуры выполняет в обществе множество общественных функций и охватывает все возрастные группы населения. Полифункциональный характер сферы выражается в том, что физическая культура - это развитие физических, эстетических и нравственных качеств человеческой личности, организация общественно-полезной деятельности, досуга населения, профилактика заболеваний, воспитание подрастающего поколения, физическая и психоэмоциональная рекреация и реабилитация, зрелище, коммуникация и т.д.

Центральной фигурой в оказании физкультурно-оздоровительных услуг (ФОУ) является личность, выступающая потребителем рассматриваемых услуг, при этом потребление происходит индивидуально, ведь даже в случае групповых занятий физкультурой и спортом, эффект от занятия сильно различается у различных индивидов, что не позволяет отнести физкультурно-оздоровительную деятельность к групповым услугам. В ситуации, когда потребителем услуги ФОУ выступает юридическое лицо, следует отметить, что данное лицо является по сути посредником, поскольку конечное распределение блага в значительной степени персонифицировано. Более того, потребляющий услугу индивид является материальным носителем услуг физкультуры и спорта, который, в результате обладания услугой, приобретает определенный набор навыков, качеств и умений.

Другая особенность физкультурно-оздоровительных услуг заключается в том, что потребитель не преследует материальной выгоды, а ставит перед собой задачу самосовершенствования и личностного роста. Потребление индивидом физкультурно-оздоровительной услуги носит вариативный характер, где человек сам осуществляет выбор спортивных дисциплин и оздоровительных процедур, время, место и форму занятий, а также самостоятельно определяет результат, который необходимо достичь. Соответственно, личность конечного потребителя ФОУ (в т.ч. потенциального) находится в центре внимания при формировании маркетинговой деятельности организации физкультурно-оздоровительной направленности, особенно в её коммуникационном и информационном аспектах.

Оценка стоимости физкультурно-оздоровительной услуги может стать непростой задачей для руководителя организации, поскольку в формировании цены продукта необходимо учитывать широкий спектр субъективных факторов, таких как мастерство тренера, престижность конкретной услуги и организации, ее предоставляющей. Большую роль при определении стоимости ФОУ играет статусное потребление: так посетители более дорогих фитнес-клубов готовы платить большую сумму за услуги, совпадающие с более дешевыми аналогами, при этом квалификация специалистов и технические характеристики спортивных тренажеров могут быть идентичны. Для таких групп потребителей, как, например, молодые обеспеченные женщины, принципиальное значение может иметь статус организации, предоставляющей ФОУ, ощущение престижности и респектабельности бизнес-структуры.

Создание модели ФОУ позволяет на основе количественных и качественных критериев учитывать уровень потребительского спроса, приближая реальное состояние бизнес-деятельности к имеющейся модели. Чем больше соответствие между реальными и моделируемыми характеристиками, тем меньше разрыв между спросом и предложением. Уменьшение такого разрыва, что очевидно, напрямую способствует успеху коммерческой деятельности организаций физкультурно-оздоровительного профиля. Модель физкультурно-оздоровительной услуги должна основываться на современных теоретических и практических достижениях как специалистов в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни, так и предпринимательского сообщества. Модель ФОУ - это объединение усилий предпринимателя, берущего на себя роль работодателя, и специалистов по физкультурно-оздоровительной деятельности, выступающих в качестве работников.

Модель ФОУ имеет в своей основе определенную структуру, состоящую из нескольких модулей: степень доступности услуги; уровень безопасности потребления услуги; материально-техническое обеспечение базы предоставления ФОУ; репутация физкультурно-оздоровительной организации; характеристика спортивных занятий и оздоровительных процедур; характеристика тренерского состава и вспомогательного персонала; результативность предоставления физкультурно-оздоровительных услуг; широта дополнительных и сопутствующих услуг.

В рамках первого модуля рассматривается степень доступности услуги, отражающая организационные условия процесса ее приобретения и потребления. Здесь анализируется доступность ценовых решений, режим работы, наличие скидок, уровень информационной поддержки, а также сугубо орга-

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

103

низационные аспекты деятельности организации, такие как удобное расположение, наличие парковки. Второй модуль образуют индексы безопасности потребления услуги, оценивая которые, можно сделать вывод о степени риска, вызванного потреблением ФОУ. Данный модуль имеет особую значимость при формировании физкультурно-оздоровительных услуг, поскольку вероятность травматизма и другого вреда здоровью при потреблении ФОУ в среднем выше, чем при потреблении других услуг.

К третьему модулю относятся физические параметры обстановки организации, предоставляющей услуги. Значение имеет не только качество оборудования, но и его количество, поскольку более обширный чем у конкурентов набор спортивных тренажеров, оборудования, оздоровительных процедур может стать важным конкурентным преимуществом компании. Четвертый модуль формируют показатели, отражающие известность, популярность и престижность организации, образующие в совокупности ее имидж.

Пятый модуль включает в себя характеристики самого процесса предоставления ФОУ, характеризующие ее качество. Если рассматривать спортивный аспект услуги, то происходит оценка качественных характеристик таких категорий, как эффективность разминки, уровень физической нагрузки, сбалансированность подбираемых упражнений, их разнообразие и широта, использование спортивных тренажеров, снарядов, инвентаря, приспособлений для тренинга. Кроме этих характеристик необходимо рассматривать развлекательные аспекты спортивных занятий, включающие в себя игры и соревнования, подходящее музыкальное сопровождение. Кроме спортивных аспектов ФОУ необходимо также учитывать оздоровительные аспекты, в рамках которых следует рассматривать эффективность применяемых методик, соответствие необходимым сертификатам и соблюдение качества предоставляемых услуг, соответствие оздоровительных процедур современным медицинским достижениям, как с позиции методов профилактики и лечения различных болезней, так и с позиции применения лекарственных препаратов и медицинского оборудования.

Шестой модуль составляют характеристики персонала физкультурно-оздоровительной организации: наличие у работников профильного образования, спортивных разрядов (в случае тренеров), опыта работы, лицензии, их внешний вид, способность к индивидуальному подходу в отношении каждого из клиентов, а также личные качества, такие как вежливость, коммуникабельность, доброжелательность по отношению к клиенту. Седьмой модуль - это показатели качества собственно спортивных занятий и оздоровительных процедур, обеспечиваемых персоналом в ходе предоставления ФОУ.

В рамках восьмого модуля рассматриваются показатели, отражающие наличие дополнительных, сопутствующих услуг. Этот модуль имеет повышенную значимость в рамках ФОУ, поскольку само объединение спортивных упражнений и оздоровительных процедур в единое целое подразумевает высокую взаимодополняемость предоставляемых услуг, направленных на комплексное развитие человека. Необходимо отметить, что в ряде случае физкультурно-оздоровительные услуги, рассмотренные в комплексе, подразумевают не только объединение и взаимное проникновение различных по типу спортивных программ, но и торговлю спортивным питанием, экипировкой, спортивным инвентарем, предоставление услуг солярия, бани.

Модульное восприятие физкультурно-оздоровительной услуги позволяет акцентировать внимание на ключевых аспектах, способствующих ее продвижению, и выявить рыночные и нерыночные силы, препятствующие этому процессу. Учитывая широту охвата мегаполисов сетями фитнес-клубов и других организаций ФОУ, что создает высокую конкуренцию на рынке, ключевой момент приобретает репутация, поскольку именно на нее в большей степени ориентируется клиент при выборе наиболее соответствующего его спросу производителя услуги. Формирование репутации, а также достижение других конкурентных преимуществ осуществляется в ходе моделирования ФОУ за счет применения определенных технологий в процессе ее внедрения на рынке. При реализации ФОУ решаются задачи по поддержке репутации организации, предоставляющей ФОУ.

Сложная структура физкультурно-оздоровительных услуг предъявляет особые требования к маркетинговой деятельности организаций физкультурно-оздоровительного профиля. Общие принципы реализации маркетинговой деятельности в организациях рассматриваемого типа полностью соответствует современным концепциям маркетинговых услуг. Однако нельзя не заметить и ряд специфических черт в используемых маркетинговых механизмах.

Основной из них является необходимость широкого использования факторов мотивации при проведении маркетинговых исследований на рынке ФОУ. Представляется очевидным, что модульная

структура физкультурно-оздоровительных услуг выстроена с учетом мотивационной основы их построения. В структуре модулей отражено стремление к здоровому образу жизни, стремление к общению, приверженность к стилю поведения, считающемуся престижным, поиск особых способов проведения досуга и развлечений. Именно разнообразие, заключенное в структуре ФОУ, его способность к отражению разнообразия мотивов потребления формируют основные конкурентные преимущества организаций физкультурно-оздоровительного профиля.

Второй особенностью маркетинговой деятельности на рынке физкультурно-оздоровительных услуг является ее преимущественная ориентация на изучение потребностей, сформированных на основе мотивов потребления. В структуре спроса, который, как известно, формируется с учетом потребностей и платежеспособности потребителей, собственно потребность приобретает лидирующее значение. Ценовой фактор, действие которого ограничивается платежеспособностью, не является в данном случае лидирующим. Критериальная база спроса выстраивается под воздействием потребности, их мотивационной основы. Важнейшее значение приобретают при этом не только инфраструктура физкультурно-оздоровительной организации или технология предоставления ФОУ, но и профессионализм, личные качества персонала, тренера, инструктора.

Снижение влияния ценового фактора в данном случае вполне закономерно. Оно обусловлено маркетинговой природой ФОУ. Эта услуга не относится к числу услуг первой необходимости. Потребитель оценивает ее как услугу особую, в ряде случаев элитарную, и в силу этих обстоятельств готов оплачивать ее по более высокой цене. Кроме того, потребитель оценивает качество услуги (а значит и ее соответствие цене) в комплексе, в ее модульной структуре, отдельные элементы которой могут иметь высокую потребительскую ценность. Такую ценность имеет, в частности, возможность использования в процессе потребления ФОУ современного спортивного инвентаря, дополнительных услуг, прогрессивных форм организации занятий.

В качестве еще одной особенности маркетинговой деятельности на рынке ФОУ выступает специфика методов продвижения услуг. Коммерческой пропаганды конкретных организаций, как правило, недостаточно. Успех может быть достигнут, в первую очередь, за счет пропаганды здорового образа жизни, что является социальной задачей. Синтез социальной и экономической функции ФОУ позволит преобразовать организации физкультурно-оздоровительной направленности, выполнить объединение таких организаций в эффективный социально-экономический институт, деятельность которого направлена на решение одной из важнейших задач обеспечения жизнедеятельности населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. ВласовМ.П. Бизнес-планирование реинжиниринга фирм. СПб.: Изд-во Политехи, ун-та, 2013. 584 с.

2. Врищ Н.Л. Основы менеджмента физкультурно-спортивной организации. Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2015. 147 с.

3. Голубев А.А. Управление развитием ресурсной базы сферы социальных услуг. СПб.: НП-Принт, 2012. 161 с.

4. Малофеев И.В. Развитие социальных услуг в современном обществе: теория вопроса / Ин-т переподгот. и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов социальной защиты населения г. Москвы. М., 2010. 208 с.

5. Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения / под ред. В.З. Кучеренко. М.: ГЭОТ АР-Медиа, 2013. Т. 1. 688 с.

6. Сериков Г.Н, Сериков С.Г. Управление физкультурно-спортивной деятельностью. Челябинск: ЧГНОЦ УрО РАО, 2003.248 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.