УДК 658.5
СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КАК ИНСТРУМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ
Ю. А. Паршков, Н. В. Фадеева
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Рассмотрены стандарты качества физкультурно-оздоровительных услуг в качестве инструментов организационно-управленческих инноваций. Менеджмент с позиций лучших стандартизированных практик позволяет раскрыть потенциал инновационного подхода полной мере. Описаны элементы физкультурно-оздоровительной услуги в соответствии с национальными стандартами Российской Федерации. Стать спортивным объектом Универсиады 2019 возможно, соответствуя дополнительным требованиям безопасности и широкому спектру оказываемых услуг на соответствующем уровне.
Ключевые слова: стандарты качества, физкультурно-оздоровительные услуги, организационно-управленческие инновации, Универсиада 2019
STANDARDS OF QUALITY OF PHYSICAL AND HEALTH SERVICE AS TOOLS OF ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL INNOVATIONS
Y. A. Parshkov, N. V. Fadeeva
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The quality standards of physical culture and health services are considered as tools for organizational and managerial innovations. Management from the standpoint of the best standardized practices allows us to reveal the potential of the innovative approach to the fullest. The elements of the physical culture and health services are described in accordance with the national standards of the Russian Federation. To become a sports object of the Universiade 2019 is possible, corresponding to additional security requirements and a wide range of rendered services at an appropriate level.
Keywords: quality standards, physical culture and health services, organizational and managerial innovations, Universiade 2019
Организационно-управленческие инновации направлены на совершенствование системы управления организацией. Менеджмент сервисных предприятий не является исключением. Особенно остро проявляется эта потребность в настоящее время в условиях высокой конкурентоспособности и запуска новых социальных и культурных проектов на государственном уровне. Красноярская Универсиада 2019 года становится драйвером экономического роста региона и является предпосылкой пересмотра существующих управленческих подходов в организациях сферы услуг.
В преддверии надвигающейся всемирной зимней Универсиады 2019 года, которая будет проводиться в г. Красноярске, спортивные объекты этого региона будут подвергаться подготовке к соответствующим мероприятиям. Это значит, что спортивные объекты, находящиеся на прилегающих территориях также будут иметь возможность принимать спортсменов, приехавших принять участие в Универсиаде, и могут стать хорошими опорными пунктами для размещения и подготовки участников к грядущим состязаниям. В соответствии с требованиями Федерального закона № 329-ФЗ от 04.12.2007 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [1]
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 3
Министерство спорта Российской Федерации может привлечь к проведению мероприятий такого уровня только организации, имеющие необходимую степень доверия и соответствующие требованиям определенных нормативных документов, а также организации, которые входят в состав так называемого «Всероссийского реестра объектов спорта» [2]. Объекты спорта, находящиеся в данном списке, получают определенную государственную поддержку, так что такая процедура выгодна еще и с точки зрения экономической составляющей.
Согласно [2], чтобы попасть во Всероссийский реестр объектов спорта, организация должна предоставить на рассмотрение определенный перечень документов, в том числе документ, подтверждающий соответствие объектов спорта требованиям безопасности при проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, установленным национальными стандартами, утвержденными в соответствии с законодательством РФ. Таким документом может являться сертификат соответствия оказываемых физкультурно-оздоровительных услуг. Выдачей подобных сертификатов и проведением добровольной сертификации объектов спорта занимаются соответствующие органы по сертификации в рамках разработанной ими системы добровольной сертификации спортивных объектов с целью их занесения во Всероссийский реестр объектов спорта, что нам и требуется. Второй вариант - это создание системы менеджмента качества спортивной организации, ее внедрение и дальнейшая сертификация по требованиям ISO 9001:2015 [3]. Однако, этот путь более затратный с точки зрения времени и прочих ресурсов.
Вся сфера предоставления физкультурно-оздоровительных услуг регламентируется несколькими основными нормативными документами, которые содержат определенный набор требований к соответствующей области услуги, будь то оборудование, персонал, безопасность и т.д. ГОСТ Р 52024-2003, ГОСТ Р 52025-2003, ГОСТ Р 55529-2013 [4-6] - это нормативные документы, устанавливающие требования и относящиеся к физкультурно-оздоровительным услугам в той или иной их части. Используя их, можно определить элементы, показатели и критерии оценивания физкультурно-оздоровительных услуг. К сожалению, действующие стандарты не позволяют провести оценку качества физкультурно-оздоровительных услуг в полном объеме. Нами был проведен анализ каждого нормативного документа на соответствие требованиям ГОСТ Р 54930-2012 [7], в котором приведен определенный перечень элементов услуги. Применение этого контрольного перечня позволяет полностью учесть все вопросы, в которых заинтересован потребитель, включая нужды детей, пожилых людей, инвалидов и других категорий граждан. На основе этого норматива можно разработать детальные стандарты на любую услугу. ГОСТ Р 549302012 действителен для всего спектра услуг, независимо от того, был ли заключен формальный договор с потребителем и была ли уплачена покупная цена. Он применим также к государственным или благотворительным услугам, при оказании которых имеется потребитель, пользователь или участник, но не обязательно присутствует покупка, например, образование, здравоохранение и социальное обеспечение. Другими словами, используя этот стандарт можно определить элементы любой услуги, к которым в дальнейшем будет возможно подобрать критерии и показатели оценивания качества услуги. Сопоставив данные из основных нормативных документов на физкультурно-оздоровительную услугу и перечень элементов, необходимых для полноценной оценки деятельности организации предоставляющей услуги того или иного рода, можно сделать вывод, что часть элементов, указанных в ГОСТ Р 54930-2012 невозможно определить и оценить с помощью основных стандартов на физкультурно-оздоровительные услуги (ГОСТ Р 52024-2003, ГОСТ Р 52025-2003, ГОСТ Р 55529-2013), что, в свою очередь, не позволяет нам в полной мере оценить и проанализировать деятельность организации, предоставляющей те или иные услуги. Чтобы восполнить выявленные пробелы и дать возможность потребителям оценивать физкультурно-оздоровительные услуги объективно и обоснованно, приведем перечень элементов рассматриваемой услуги: 1) поставщик услуг, 2) фирма-поставщик, 3) персонал, 4) заказчик услуги, 5) договор, 6) выставление счета, 7) оказание услуги, 8) результат услуги, 9) условия предоставления услуги, 10) оборудование, 11) меры безопасности, 12) обмен информацией между заказчиком и поставщиком услуги, 13) обмен информацией внутри организации оказывающей услугу.
Детальный учет элементов физкультурно-оздоровительной услуги позволит нам структурировать имеющуюся информацию об этой услуге с целью ее дальнейшего улучшения с точки зрения качества.
Для повышения конкурентоспособности организаций, оказывающих физкультурно-оздоровительные услуги, в наше время недостаточно соответствия требованиям основных нормативных документов, регламентирующих деятельность подобных организаций. Одним из шагов к улучшению деятельности организации в целом будет являться повышение качества элементов физкультурно-оздоровительных услуг, что позволит в дальнейшем проводить их оценку, а также оценку деятельности и процессов оказания услуг подобного рода, просто предъявив четкие требования к каждому элементу рассматриваемой услуги. Такие действия можно являться начальным этапом для дальнейшего проведения добровольной сертификации организаций, предоставляющих физкультурно-оздоровительные услуги, с целью занесения их во Всероссийский реестр объектов спорта и последующего создания системы менеджмента качества в соответствии с международными стандартами ISO серии 9000.
Библиографические ссылки
1. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 238-Ф3 от 19.12.2007 (ред. от 03.11.2015) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_73038/. - Загл. с экрана. - 11.05.2016.
2. Всероссийский реестр объектов спорта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sport-register.ru. - Загл. с экрана. - 11.05.2016.
3. ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Системы менеджмента качества. Требования [Текст]. - Введ. 2015-11-01. - М.: ФГУП «Стандартинформ», 2015. - VIII, 24 с.
4. ГОСТ Р 52024-2003. Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования [Текст]. - Введ. 2003-07-01. - М.: ИПК Издательство стандартов, 2003. - III, 8 с.
5. ГОСТ Р 52025-2003. Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Требования безопасности потребителей [Текст]. - Введ. 2003-07-01. - М.: ИПК Издательство стандартов, 2003. - II, 6 с.
6. ГОСТ Р 55529-2013. Объекты спорта. Требования безопасности при проведении спортивных и физкультурных мероприятий. Методы испытаний [Текст]. - Введ. 2014-01-01. - М.: ФГУП «Стандартинформ», 2014. - III, 38 c.
7. ГОСТ Р 54930-2012 / Руководство ИСО / МЭК 76:2008. Разработка стандартов на услуги. Рекомендации по учету нужд потребителей [Текст]. - Введ. 2013-01-01. - М.: ФГУП «Стандартинформ», 2013. - IV, 32 с.
© Паршков Ю. А., Фадеева Н. В., 2017